ОНОРЕ ДОМЬЕ (1808—1879)


Оноре Викторен Домье
Honoré Victorin Daumier
Оноре Домье, портрет работы Надара
Дата рождения26 февраля 1808(1808-02-26)[1][2][3][…]
Место рождения
  • Марсель[1]
Дата смерти10 февраля 1879(1879-02-10)[4][3][5][…](70 лет)
Место смерти
  • Вальмондуа[4]
Страна
  • Франция[6]
Жанркарикатура
Медиафайлы на Викискладе

Оноре́ Викторе́н Домье́
(фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808 — 10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале
«Charivari»
. Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

Читайте также:  Крещение Христа — Леонардо да Винчи

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“»[7].

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Домье Оноре

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26.2.1808, Марсель — 10.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец, скульптор. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса, изучал старых мастеров в Лувре. В 1820-е годы Домье был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств, исполняя виньетки, титульные листы и т.п. (к 1822 относится первая литография — «Воскресенье»). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность.

Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего — около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все — 1834). Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др.) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839; «Олимпийские боги», 1841; «Физиологии», 1841-42; «Служители правосудия», 1845-49; «Добрые буржуа», 1846-49, и др.). По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832; после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) — этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.


Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), поэтому закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов; в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж; «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания; серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др.), иногда обращается к мифологическим сюжетам; излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин — музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко — П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго; «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа, и динамичный мазок; колорит — сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе; «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. При жизни Домье его живопись была мало известна, и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Искусство Домье оказало большое влияние на позднейшую европейскую живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, немецких экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.


Лит.: Adhémar J. Н. Daumier. Р., 1954; Замятина А. Н. О. Домье. М., 1954; Калитина Н. Н. О. Домье. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Maison К. Е. Н. Daumier: Catalogue raisonné of the paintings, watercolours and drawings. L., 1968. Vol. 1-2; Georgel Р., Mandel G. Tout l’œuvre peint de Daumier. Р., 1972; Эсколье Р. О. Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Provost L., Childs Е. L. Н. Daumier. А thematic guide to the oeuvre. N. Y.; L., 1989; Laughton В. Н. Daumier. New Haven, 1996.

В. В. Стародубова.

Примечания

  1. 12
    L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. Bibliothèque nationale de France
    идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12
    Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H.
    état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ. ) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю.
    Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера
    (неопр.)
    . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Литература

  • Калитина Н. Н.
    Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р.
    Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И.
    Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А.
    Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н.
    Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В.
    Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula.
    Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C.
    Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Читать онлайн «Оноре Домье» автора Эсколье Раймон — RuLit — Страница 14

Домье обрушился и на другого ветерана наполеоновских войн: на маршала Мортье{68}, герцога Тревизского. В 1834 году он пытался сформировать правительство. Это обстоятельство побудило Домье извлечь на свет некий каламбур, приписываемый Наполеону (который будто бы называл своего маршала «большая мортира малого действия»), и изобразить Мортье в виде пушки, извергающей из дула ордена. Этот самый герцог Тревизский подвергался еще более несправедливым нападкам, которые нельзя оправдать никаким политическим пылом. В самом деле, на рисунке «Маршал Мортье накануне битвы под Ватерлоо» художник изобразил маршала сидящим в теплом колпаке у жаркого огня и симулирующим больного — будто этот доблестный солдат дезертировал с поля битвы. (Еще один навет: на рисунке «Не угрожает ли нам кризис в отношениях с Америкой?» Домье изобразил маршала Мортье, опять-таки в душегрейке мнимого больного, между герцогом Орлеанским{69}, подстригающим себе усы, чтобы никто не мог его узнать, и принцем Жуанвильским, прячущимся за занавеской.)

Напротив, «Бюжо{70} в замке Блэй» не вызывает у нас подобного сочувствия. Солдат, садовод и тюремщик — таков поистине «Толстяк Жан Бюжо», о котором «Ривароль» в 1842 году язвительно писал: «Он обладает таким завидным душевным равновесием, что способен в один и тот же день убивать людей и сажать капусту. Вся его наука сокрыта в словах: „Не пускать!“ Он крепко запомнил эти слова с того самого дня, когда его, новобранца, впервые поставили на часы. Вот потому-то ему и поручили сторожить замок Блэй».

И все же объектом для подавляющего большинства карикатур Домье, подчас уничтожающих, послужили прежде всего два человека, стоящие во главе государства… Я уже называл обоих: это Луи-Филипп и Тьер. Первый был королем французов. Второму было суждено стать президентом Третьей республики, которая являлась, так сказать, его законнорожденным детищем.

Необходимо прочитать страницы, написанные острым пером Жермены Шерпен. Эта статья называется: «Сто одиннадцать изображений господина Тьера».

«Тьер был на одиннадцать лет старше Домье, но умер он лишь на полтора года раньше художника. Решающим рубежом в жизни обоих явился 1830 год… Июльская революция стала для обоих важнейшим фактором, позволившим им выразить себя. Три славных дня превратили Тьера, к тому времени уже известного журналиста, сотрудника „Конститюсьоннель“, вместе с Минье и Каррелем{71} основавшего пресловутый „Насьональ“, в самого видного политического деятеля, опору и советника Июльской монархии. Именно он, в силу того что он собой олицетворял, как, впрочем, и из-за своего нескладного телосложения, неизменно обращал на себя острие сатиры Домье…

Читайте также:  Яркие истории о художнице Наде Леже

На протяжении всего срока существования „Карикатюр“, с 1830 по 1835 год, Тьер фигурировал во всех ее политических сериях… как неизменный участник гротескного балагана, каковым являлся, на взгляд Домье, режим Луи-Филиппа… На рисунке „Министерский Шарантон“, как и в другом — „Двор Короля Пето“, Тьер — попросту самый маленький из всех персонажей. Вообще, его малый рост породил множество прозвищ: „Маленький Никудышник“, „Карманный депутат“, „Директор карликовой труппы“, „Лилипут Третьего сословия“. В литографии „Законодательное чрево“ среди всех своих то ли дремлющих, то ли переваривающих пищу коллег, он кажется самым живым, единственным, который явно не скучает, даже, возможно, наслаждается парламентским фарсом…».

После отмены свободы печати Домье лишь в 1848 году, при непрочном режиме Второй республики, снова обрел возможность бить по своей излюбленной мишени.

«Одна из самых лучших карикатур этой поры, бесспорный шедевр Домье, — „Матереубийца“: Тьер, вооруженный резиновой дубинкой больше его самого, готовится нанести удар прессе — прилежной молодой женщине, склонившей свой чистый профиль над доской с исписанными листками. В своем неведении опасности, озаренная светлым сиянием, она сильнее карлика, который ей угрожает. Порадуемся же тому, что в 1850 году прессе пришлось страдать от жестоких ограничительных законов: мы обязаны им одним из самых впечатляющих произведений французской литографии».

После Второй империи, которая в еще большей мере связала руки Тьеру, чем Домье, деспотизм этого «никудышника», «спасителя порядка и освободителя страны» становился день ото дня все сильнее. У одних это вызывало едкую насмешку, у других — снисходительную иронию: «Маленький король» — называл его Жюль Фавр{72}. «Адольф Первый» — вторил ему Бисмарк, который не мог предвидеть, что в один прекрасный день явится другой Адольф, который зачеркнет и навсегда загубит дело всей его жизни.

Домье Оноре Картины биография Daumier Honore

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля 1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820–х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.

Якобы инвалид, 1857
Эрмитаж, Санкт-петербург

Собиратели гравюр, 1859
Лувр, Париж

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях (журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872).

Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36 скульптур). В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму.

В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).

Бремя, 1850-1853
Эрмитаж, Санкт-петербург

Певцы, 1860
Рейксмузеум, Амстердам

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры.

Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики и световых контрастов. В 1850–60–е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым пятном и энергичным сочным мазком.

Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в “Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около 1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты (“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника, которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса.

Домье был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также комментарии к актуальным событиям дня. Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.

Творчество Оноре Домье ►

Оноре Домье | Биография, искусство и факты

Домье, Оноре

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
20 февраля 1808 г. или 26 февраля 1808 г. Марсель Франция
Умер:
11 февраля 1879 г. Франция
Механизм/стиль:
Импрессионизм реализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Оноре Домье , полностью Оноре-Викторин Домье (родился 20/26 февраля 1808, Марсель, Франция — умер 11 февраля 1879, Вальмондуа), плодовитый французский карикатурист, художник и скульптор, особенно известный своими карикатуры и рисунки, высмеивающие французскую политику и общество XIX века. Его картины, хотя и малоизвестные при жизни, помогли внедрить приемы импрессионизма в современное искусство.

Предыстория и молодость

Черты предков Домье — вспыльчивый темперамент, щедрый и довольно причудливый склад ума и легко пробуждаемая способность к жалости — все это составляет часть его характера. Семья его матери была из деревни, в которой были найдены образцы уникальных древних скульптурных рельефов — свирепых первобытных человеческих голов.

Его дед и отец оба работали в Марселе «стекольщиками», то есть торговцами рамами (или картинами в паспарту) и декоративными картинами, которые они раскрашивали сами. Его крестный отец был художником. Когда Домье было семь лет, его отец бросил свой бизнес, чтобы отправиться в Париж и, как многие провансальцы, искать счастья в качестве поэта. Его представили королю Людовику XVIII, но быстрое падение в немилости — он прославился всего две недели — вывело его из равновесия. По-видимому, после многих лет заключения он умер в приюте Шарантон.

Домье получил типичное мещанское образование, но хотел рисовать, а учеба его не интересовала. Поэтому его семья поместила его к старому и довольно известному художнику Александру Ленуару. Ленуар, ученик и друг Жака-Луи Давида, ведущего художника-классика, был больше эстетиком, чем живописцем. У него был ярко выраженный вкус к Питеру Паулю Рубенсу, одну из работ которого он хранил в своей коллекции. Знаток скульптуры, он спас самые красивые средневековые и современные скульптуры от революционеров, что вызвало неизменный интерес к Домье.

Домье был тогда вовсе не тем некультурным гением-самоучкой, каким его изображало большинство искусствоведов конца 19-начала 20 века. Он не поднялся из художественной пустоты — он был сыном художников, как бы скромны и неудачливы они ни были в прославлении. В дополнение к преимуществу этого происхождения он также получил более интересное художественное образование, чем его современники.

Викторина «Британника»

Кто написал самые дорогие картины в мире?

В возрасте 13 лет нервный срыв отца заставил Домье искать оплачиваемую работу. Сначала он стал посыльным у судебного пристава и благодаря этому опыту познакомился с миром судов. Затем он работал клерком книготорговца в Пале-Рояль. Пале-Рояль с его аркадами, окружающими сад, был одним из самых оживленных мест Парижа, и Домье увидел здесь, как перед витриной своего нанимателя шествуют все персонажи «Человеческой комедии

», о которых он впоследствии говорил со своим друг Оноре де Бальзак: не только светские львицы и светские львицы, интеллектуалы и художники, но и «капитаны промышленности», или мошенники, как их обычно называли, — все они позволяли себе карикатуру.

Таким образом, развитие Домье было завершено в тот момент, когда примерно в 1825–1828 годах он решил бросить все, чтобы начать художественную карьеру, о которой он так долго мечтал. Это был молодой человек лет 18-20, из семьи художников, который имел возможность восхищаться Рубенсом, научился анализировать скульптуру, мог наблюдать за внешним видом и поведением разных слоев общества.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Физически он был уродлив, по крайней мере, на вкус своего времени. Крупнотелый, как Бальзак, хотя, вероятно, и мельче, у него были маленькие, но живые глаза и большой нос. Он всегда держал трубку во рту, чтобы замаскировать свой провансальский акцент и частую шепелявость его родного края.

Домье, конечно, не мог жить за счет живописи или скульптуры, как он намеревался. Поэтому он принимал заказы на литографии — портреты и, в очень раннем возрасте, карикатуры на нравы и нравы (9). 0049 caricatures de moeurs ), первая из них датируется 1822 годом, когда ему едва исполнилось 15 лет, и он только начинал заниматься литографиями. Хотя некоторые из его первых работ были подписаны, многие другие не были подписаны: это были портреты знаменитостей, которые были подписаны другим уроженцем Марселя, Зефирином Бельяром, старше Домье на 10 лет и автором роскошной Iconographie des contemporains . По большей части эти портреты были посредственными, созданными по образцу стиля другого художника, но они представляли собой превосходное ученичество для тех, кто интересовался человеческой физиономией.

Его жизнь, целиком посвященная своему делу, должна была быть разделена на две части: с 1830 по 1847 год он был литографом, карикатуристом и скульптором; и, начиная с 1848 года и до 1871 года, он был художником-импрессионистом, чье искусство отражалось в литографиях, которые он продолжал создавать. Постоянная работа не была ему в тягость; создавая 4000 литографий и 4000 иллюстративных рисунков, он пел сентиментальные песни, глупость которых вызывала у него смех, и, «безразличный к своим работам, он всегда пил дешевое вино с капитанами барж».

Сатирические литографии

В 1830 году Домье начал свою сатирическую работу: его бюсты, высмеивающие некоторые современные типы, и его многочисленные литографии. Ему нравилось общество высокопарных мужчин, и в основном он общался с левыми. Именно в это время Чарльз Филипон, либеральный журналист, основавший оппозиционный журнал La Caricature , пригласил его стать автором.

Король Луи-Филипп обычно терпел шутки над своим счетом, но, когда его неоправданно спровоцировали, вместо того чтобы подать в суд на газету, он предпочитал конфисковать ее, что означало разорение ее сотрудников и финансовых покровителей. Только один раз за время своего правления он жестоко расправился с обидчиком — с Домье в 1832 году, и то только после второго из самых жестоких приступов художника. Приговоренный к шести месяцам тюремного заключения, Домье провел два из них в государственной тюрьме и четыре в психиатрической больнице, король, очевидно, хотел показать, что нужно быть сумасшедшим, чтобы выступать против него и изображать его карикатурно.

После освобождения в феврале 1833 года Домье никогда больше не привлекался к уголовной ответственности, хотя в своих карикатурах он продолжал нападать на режим, форму общества и представление о жизни, которые он презирал, и в то же время создавал незабываемых персонажей. Типы Домье были универсальны: бизнесмены, адвокаты, врачи, профессора и мелкие буржуа. Его обращение со своими литографиями было скульптурным, что побудило Бальзака сказать о нем, что у него есть немного Микеланджело под кожей.

Скульптуры Домье еще недостаточно изучены. 15 или около того небольших бюстов, которые он вылепил из глины для окна сатирического журнала, для которого он работал и которые оставались там около 30 лет, занимают важное место в истории скульптуры. Почти не отличаясь от официальных бюстов, но с подчеркиванием детали, делавшей их карикатурными, они составляют незабываемую галерею политиков Июльской монархии. Полная серия не сохранилась: в нее входили Луи-Филипп, спрятанный Домье, и другие части, разбитые при переезде. Несколько копий бюстов были отлиты из бронзы в ХХ веке, и их оригинальность тем более бросается в глаза, если сравнивать их с аналогичными изделиями того периода.

Единственными близкими друзьями Домье были скульпторы, все романтики, бедняки и ярые левые. Несмотря на близкие отношения с этими немногими друзьями, Домье не входил ни в один из многочисленных творческих или литературных кругов того времени. Он не был склонен к частым посещениям салонов или даже салунов. Когда он пошел в кафе, это было со своими соседями на острове Сен-Луи, где он жил между 1833 и примерно 1850 годами в мастерской на набережной Анжу. Эта старая студия до сих пор существует на крыше дома с видом на мир крыш и открытых окон, за которыми жили его модели. Его жена, к которой он был очень привязан, его дорогая «Дидина» (Леопольдина), не смешивалась с артистическими кругами; она была портнихой.

В 1848 году Домье считал, что наступила эра социальной справедливости, за которую он воинственно боролся в течение 20 лет, и принял участие в официальном конкурсе на изображение республики, которое должно было заменить портрет короля во всех муниципальных зданиях. Франции. Его набросок был прекрасен, и если бы он согласился закончить картину, то получил бы приз.

Оноре Домье — 1108 работ, биографии и выставок на Artsy

1,2 тыс. подписчиков

Bio

«Микеланджело карикатуры», Оноре Домье лихо высмеивал французскую буржуазию и систему правосудия и мастерски разоблачал страдания масс с помощью литографии. Гротескные карикатуры на государственных чиновников …

Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды

Обзор

Работы на продажу (91)

Результаты аукциона

Избранные работы

  • Имя художника0090 Работа название

    Партнер

  • Имя художника

    Имя

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название художественных работ

    Партнер

Пример карьеры

Solo Show в основном учреждении

Пример Примерной выставки и 100003

0909090909090.

Музей изобразительного искусства (Пример) и еще 33

Собраны крупным учреждением

Пример и еще 5

Достижения

Активный вторичный рынок

Последние результаты аукциона в базе данных Artsy Price.

Высокий аукционный рекорд

85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

Художественные партии

Продажа работ из вашей коллекции

Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

Отправить сейчас

Iconic Collections

  • Работы на бумаге

    От $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Бумага

    От $500

  • Работает на бумаге

    От $500

  • Работает на бумаге

    От $500

  • 0 Работает на бумаге 903

    90 From $500

  • Works on Paper

    From $500

Works For Sale

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

Статьи

  • Какой-то художник

    Местоположение

  • Какой-то художник

    Местонахождение

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Местонахождение

Родственные исполнители

  • Имя исполнителя

    Национальность, р.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *