Орнамент в стиле модерн — презентация онлайн

О Р Н А М Е Н Т
В
С Т И Л Е
М О Д Е Р Н
ВЫПОЛНИЛА
СТ УД Е Н Т К А 8 2 1
ГРУППЫ :
С И Б И Р О ВА
СНЕЖАНА
Р Е П Р Е З Е Н Т А Ц И
Я
О Р Н А М Е Н Т А
С Т И Л Я
М О Д Е Р Н
В
Ж И В О П И С И
АЛЬФОНС МУХА, КАК
ЯРКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
МОДЕРНА
З Н АЧ И М Ы М Х УД ОЖ Н И К О В
ОРНАМЕНТА СТИЛЯ МОДЕРН
БЫЛ А ЛЬФОНС МУХА, КОТОРЫЙ
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ СОЕДИНИЛ
ОРНАМЕНТ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ФИГУРОЙ. ТВОРЧЕСТВО
ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЧЕШСКОГО
ХУДОЖНИКА А ЛЬФОНСА МУХИ ОДНО ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ
Я В Л Е Н И Й В И З О Б РА З И Т Е Л Ь Н О М
ИСКУССТВЕ РУБЕЖА XIX — XX
СТОЛЕТИЙ. ОН ПОПРОБОВА Л
СЕБЯ ВО МНОГИХ ОБЛАСТЯХ БЫЛ ЖИВОПИСЦЕМ,
МОНУМЕНТА ЛИСТОМ,
Т Е АТ РА Л Ь Н Ы М Х УД ОЖ Н И К О М ,
И Л Л Ю СТ РАТО РО М И
СКУЛЬПТОРОМ, ЮВЕЛИРОМ И
П Л А К АТ И СТО М , И ВО Ш Е Л В
ИСТОРИЮ КАК ОДИН ИЗ
СО З Д АТ Е Л Е Й А Р Н У ВО
(БУКВАЛЬНО — «НОВОЕ
И С К У С СТ ВО » ) , И Н О ГД А
С П РА В Е Д Л И ВО У П О М И Н А Е М О ГО
КАК «СТИЛЬ МУХИ».
А ЛЬФОНС МУХА РОДИЛСЯ 24 ИЮЛЯ 1860 ГОДА В
НЕБОЛЬШОМ МОРАВСКОМ ГОРОДКЕ ИВАНЧИЦЕ . НЕ
ЗА КО НЧ И В О БУ Ч Е НИ Е В КАТОЛ И Ч Е СКО Й ГИ МНАЗИ И
В Б Р НО , В П ЯТ НА Д Ц АТ И Л Е Т НЕ М ВО ЗРАСТ Е Б Ы Л
УСТРОЕН ОТЦОМ В ИВАНЧИТСКИЙ СУД ПИСАРЕМ.
ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ МУХА СЕРЬЕЗНО УВЛЕКАЛСЯ
КА ЛЛИГРАФИЕЙ И, В СОВЕРШЕНСТВЕ ОВЛА ДЕВ
ЭТИМ ИСКУССТВОМ, НЕ ТОЛЬКО ОБЛЕГЧИЛ СВОЮ
С У Д Ь Б У, Н О И В О М Н О Г О М О П Р Е Д Е Л И Л Ч Е Р Т Ы
СВОЕГО БУД УЩЕГО СТИЛЯ. КА ЛЛИГРАФИЯ СТА ЛА
ДЛЯ ЮНОШИ ОТЛИЧНОЙ ШКОЛОЙ,
ПОЗНАКОМИВШЕЙ С РЕШЕНИЯМИ
КО МП О ЗИ Ц И О ННЫ Х ЗА Д АЧ П РО СТ РА НСТ ВА Л И СТА ,
РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗЦАМИ СТАРЫХ ШРИФТОВ И
ОРНАМЕНТОВ. В ЗАНЯТИЯХ РУКОПИСНЫМИ
У П РА ЖНЕ НИ ЯМИ , С Д Е КО РАТ И В НЫ МИ РО СЧ Е Р КА МИ
И З А В И Т К А М И З А Г Л А В Н Ы Х Л И Т Е Р, О Н
ОТШЛИФОВАЛ СВОЮ УДИВИТЕЛЬНУЮ ЛИНИЮ,
ЖИВУЮ И ВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ.
В ПАРИЖ МУХА ПРИЕХАЛ В
Д ВА Д Ц АТ И ВО СЬМИ Л Е Т НЕ М ВО ЗРАСТ Е У ЖЕ
СЛОЖИВШИМСЯ ХУДОЖНИКОМ: ХОРОШАЯ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ПОЛУЧЕННАЯ В
АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ВЕНЫ И МЮНХЕНА,
Н Е БОЛ Ь Ш О Й О П Ы Т РА БО Т Ы И Л Л ЮСТ РАТО РО М ,
ЗАНЯТИЯ ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ, НЕСКОЛЬКО
Л Е Т В КАЧ Е СТ В Е Т Е АТ РА Л Ь НО ГО Д Е КО РАТО РА И
Р Е П Р Е З Е Н Т А Ц И
Я
О Р Н А М Е Н Т А
С Т И Л Я
М О Д Е Р Н
В
Ж И В О П И С И
Н А
П Р И М Е Р Е
Р А Б О Т
А Л Ь Ф О Н С А
М У Х И
Н А З В А Н И Е
» М Е Ч Т А Т Е Л
Г О Д
С О З Д А
Ы .
Х У Д О Ж Н
Л
К А Р Т И Н У
Р А Б О Т Ы
Ь Н О С Т Ь «
Н И Я
Р А Б О Т
И К
Н А П И С А
В
1 8 9 7
Г .
• С Ю Ж Е Т. Н А К А Р Т И Н Е
И З О Б РА Ж Е Н А М ОЛ ОД А Я Ж Е Н Щ И Н А ,
К О ТО РА Я БУД ТО Б Ы О Т ВЛ Е К Л АС Ь
НА МГНОВЕНИЕ, ЛИСТАЯ СВОЙ
АЛЬБОМ.
• КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ
ЗАМКНУТАЯ, ТАК КАК ОРНАМЕНТ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОКРУЖНОСТЬ.
ХУДОЖНИК ДОБАВИЛ
РАСТ И Т Е Л Ь Н Ы Е М О Т И В Ы ,
З А К Л Ю Ч И В И Х В Э Т О Т К Р У Г. И Э Т И М
СА М Ы М Р Е Ш И Л П О ВТО Р И Т Ь
ЭЛЕМЕНТЫ ОДИН ЗА ДРУГИМ.
• КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
КАРТИНЫ. КОМПОЗИЦИОННЫМ
ЦЕНТРОМ ЯВЛЯЮТС Я УЗОРЫ НА
П Л АТ Ь Е Д Е ВУ Ш К И . О Н И Д О П О Л Н Я ЮТ
О Б РАЗ Д Е ВУ Ш К И , Д Е Л А Я Е Е
ЖЕНСТВЕННЕЕ.

С М Ы С Л О В О Й Ц Е Н Т Р. С М Ы С Л О В Ы М Ц Е Н Т Р О М Я В Л Я Е Т С Я М Е Ч Т
АЮЩАЯ МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА , ТАК КАК ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ З ДЕ
СЬ ОНА И СМОТРЯ НА ЭТУ КАРТИНУ ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ ТОЛ
Ь К О Н А Д Е В У Ш К У, К О Т О Р У Ю М О Ж Н О Р А С С М О Т Р Е Т Ь Д О С А М Ы Х
МЕЛОЧЕЙ. В ТОМ ЧИСЛЕ,
И ДО ПРИРОДНЫХ УЗОРОВ. ЭТИМИ МОТИВАМИ ХУДОЖНИК ОК
Р У Ж И Л И О К У Т А Л Д Е В У Ш К У, П О Д Ч Е Р К И В А Я Е Е Г Л А В Н Ы Й О Б Р А
З.
СОВПА ДАЮТ ЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ И СМЫСЛОВОЙ Ц ЕНТРЫ?
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Й И С М Ы С Л О В О Й Ц Е Н Т Р Ы Н Е С О В П А Д А ЮТ.
Э Т И М СА М Ы М Х УД ОЖ Н И К Р Е Ш И Л СД Е Л АТ Ь К А РТ И Н У З А ГА Д ОЧ
Н Е Е , И Н Т Е Р Е С Н Е Е . Ч ТО Б Ы З Р И Т Е Л И СМ О Т РЯ Н А РА БО Т У Н Е
ОСТАНАВЛИВА ЛИСЬ ТОЛЬКО НА ДЕВУШКЕ,
А ТА К Ж Е РАС СМ О Т Р Е Л И Ц В Е Т Ы И УЗО Р Ы .
КОЛОРИТ КАРТИНЫ . ХУДОЖНИК ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕГО
ЭФФЕКТА ИСПОЛЬЗОВА Л КОРИЧНЕВЫЕ ТОНА, ПРИДАЮЩИЕ О
Б РА З У Д Е ВУ Ш К И З А Д У М Ч И ВО СТ И , Н Е К О Й М Е Ч ТАТ Е Л Ь Н О СТ И .
РИТМ КАРТИНЫ. РИТМ КАРТИНЫ ПЕРЕДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ЧЕРЕДО
ВАНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОРНАМ
ЕНТА С МОТИВОМ ПРИРОДЫ).
П РО СТ РА Н СТ ВО К А РТ И Н Ы . К А РТ И Н А АС И М М Е Т Р И Ч Н А , П О ТО М
У ЧТО А ЛЬБОМ, КОТОРЫЙ ЛИСТАЕТ ДЕВУШКА, БОЛЬШЕ НАКЛО
Н Е Н В П РА ВО . Э ТО Т А Л Ь БО М Д Е ВУ Ш К А Д Е РЖ И Т ОЧ Е Н Ь А К К У РА
Т Н О , С ВО И М И Н Е Ж Н Ы М И , К РАС И В Ы М И РУ К А М И , Ч ТО Б Ы Н Е У Р
ОНИТЬ ЕГО И ПОЭТОМУ А ЛЬБОМ ЛЕЖИТ ТАК ЕСТЕСТВЕННО .
Р Е П Р Е З Е Н Т А Ц
И Я
О Р Н А М Е Н Т А
С Т И Л Я
М О Д Е Р Н
В
Д Е К О Р А Т И В Н О
— П Р И К Л А Д Н О М
И С К У С С Т В Е
Школа «Нанси» и творчество
Э.Галле
ШКОЛА
«НАНСИ»
ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ
И М АСТ Е РО В Д Е К О РАТ И В Н О ПРИКЛА ДНОГО ИСК УССТВА, А
ТАКЖЕ УЧЕБНЫХ И
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ВОЗНИКШИХ В
СТОЛИЦЕ ЛОТАРИНГИИ В
ПЕРИОД МОДЕРНА, НА
РУБЕЖЕ XIX—XX ВЕКОВ.
Д АТА О С Н О ВАН И Я : 1 9 0 1 Г О Д
Т В О Р Ч Е С Т В О
Э . ГА Л Л Е
Э МИ Л Ь ГА Л Л Е ( 1 8 4 6 — 1 9 0 4 ) Ф Р А Н Ц У З С К И Й Д И З А Й Н Е Р,
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОДЕРНА,
Р Е Ф О Р М АТО Р Х УД О Ж Е СТ В Е Н Н О ГО
СТЕКЛА.
РОДИЛСЯ В НАНСИ 8 МАЯ 1846, СЫН
Ш . ГА Л Л Е — Р Е Й Н Е МЕ РА , В И Д Н О ГО
П Р Е Д П Р И Н И М АТ Е Л Я ,
ПРОИЗВОДИВШЕГО АРТ-СТЕКЛО И
К Е Р А М И К У. З А Н И М А Л С Я
РИСОВАНИЕМ И СТЕКЛОДЕЛИЕМ, А
ТА К Ж Е Б О ТА Н И К О Й , М И Н Е РА Л О Г И Е Й
И ФИЛОСОФИЕЙ В УЧИЛИЩАХ
В Е Й М А РА ( 1 8 6 2 — 1 8 6 6 ) , РА БО ТА Л Н А
ПРЕДПРИЯТИИ ОТЦА В СЕНКЛЕМАНЕ БЛИЗ НАНСИ (С 1865 И
ПОСЛЕ 1867) И СТЕКОЛЬНОЙ
ФАБРИКЕ В МЕЙЗЕНТАЛЕ (ЭЛЬЗАС;
1866-1867). ПОСЛЕ УХОДА ОТЦА НА
ПОКОЙ (1874) ВОЗГЛАВИЛ
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО И ЗАВЕЛ
СОБСТВЕННУЮ МАСТЕРСКУЮ.
ИСПЫТАЛ ВЛИЯНИЕ
МУСУЛЬМАНСКОГО, КИТАЙСКОГО И
Я П О Н С К О ГО Д Е К О РАТ И В Н О ГО
Н АЧ И Н А Я С О С ВО Е ГО Я Р К О ГО
ДЕБЮТА НА ПАРИЖСКОЙ ВСЕМИРНОЙ
ВЫСТАВКЕ 1878 ЗАВОЕВЫВАЛ
А ВТО Р И Т Е Т ТО Н К И М У М Е Н И Е М
СО Е Д И Н Я Т Ь РАЗ Н О О Б РАЗ Н Ы Е
ПРИКЛАДНЫЕ ИННОВАЦИИ С
О Б РАЗ Н Ы М И П Р И Н Ц И П А М И
СИМВОЛИЗМА. ПОЛЬЗОВАЛСЯ
ТЕХНИКОЙ «ЛУННОГО СВЕТА»
( C L A I R — D E — L U N E ; П ОД К РАС К А
О К С И Д А М И К О Б А Л ЬТ А , П Р И Д А Ю Щ И М И
СТЕКЛУ САПФИРОВЫЙ ОТТЕНОК),
СОЗДАВАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ
МНОГОСЛОЙНОГО СТЕКЛА
( О Б РА Б О ТА Н Н О ГО К РАС И Т Е Л Я М И ,
КИСЛОТОЙ И РЕЗЬБОЙ) — С
ПОВЕРХНОСТЬЮ, НАПОМИНАЮЩЕЙ
К А М Е И И З П Р О З РАЧ Н О ГО К А М Н Я .
ВА Р Ь И РУЯ М Е ТОД Ы РА Б О Т Ы С
ГОРЯЧЕЙ МАССОЙ, ВВОДЯ В
Ф А К Т У Р У Ф О Л Ь Г У, П У З Ы Р Ь К И
ВОЗДУХА И НАРОЧИТЫЕ ТРЕЩИНКИ,
П О Л У Ч А Л , Е СЛ И ВО С П О Л Ь З О ВАТ Ь С Я
ЕГО СОБСТВЕННЫМ ТЕРМИНОМ,
«СТЕКЛЯННЫЕ МАРКЕТРИ». В
О Р Н А МЕ Н ТА Х ГА Л Л Е Д О МИ Н И РО ВА Л И
М О Т И В Ы Т РА В , Ц В Е ТО В , Ф РУ К ТО В И
НАСЕКОМЫХ, С 1884 ОН ВЫПУСКАЛ
И ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ГОВОРЯЩИЕ»
СТЕКЛЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ (VERRERIES
PA R L A N T E S ) С Ц И ТАТА М И И З
Ф . В И Й О Н А , Ш . БОД Л Е РА ,
С.МА ЛЛАРМЕ, П.ВЕРЛЕНА И ДРУГИХ
1 . C O U P E
R O S E D E
F R A N C E
O U
C O U P E
S I M O N
2 . C O U P E
E M I L E
G A L L É
1 9 0 0
Р Е П Р Е З Е Н ТАЦ И Я О Р Н АМ Е Н ТА
« М О Д Е Р Н А » В Д Е К О РАТ И В Н О ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ НА
П Р И М Е Р Е РА Б О Т Э . ГА Л Л Е
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ «ВЫСОКАЯ ЦВЕТОЧНАЯ
ВАЗА»
Год создания работы. Ваза была выполнена в
• С Ю Ж Е Т. Н А В А З Е И З О Б РА Ж Е Н Ы
1899
Ц Вгоду.
ЕТЫ — РОМАШКИ, КОТОРЫЕ
Д Е ЛА ЮТ ВАЗУ КРАСИ В Е Е И
П Р И Д А Ю Т Е Й И З Я Щ Н У Ю Ф О Р М У.
КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ ВАЗЫ
ЗАМКНУТАЯ, ТАК КАК ДЕКОР НА
ВАЗЕ СЛОВНО ЗАМЫКАЕТСЯ САМ
НА СЕБЕ. ТАКАЯ ЗА ДУМКА
ХУДОЖНИКА ДЕЛАЕТ ВАЗУ ЕЩЕ
П Р Е КРАСНЕ Е , А В РАСП ОЛОЖ Е НИ И
ЦВЕТОВ НЕТ ОЩУЩЕНИЯ ПУСТОТЫ
И ПОЭТОМУ ХОЧЕТСЯ БЫСТРЕЙ
ПОЛОЖИТЬ В ЭТУ ВАЗУ ЦВЕТЫ,
ЧТОБЫ ОНА НЕ ОСТАВА ЛАСЬ
ПУСТОЙ.
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Й Ц Е Н Т Р.
КОМПОЗИЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ
ВАЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИСТ ОДНОЙ ИЗ
РОМАШЕК.
С М Ы С Л О В О Й Ц Е Н Т Р. С М Ы С Л О В О Й
ЦЕНТР ВАЗЫ — ЭТО ЦВЕТЫ. ТАК
КА К НИ , Ч ТО НЕ У КРАСИ ЛО БЫ
Т А К В А З У, К А К Э Т И Р О М А Ш К И . Б Е З
ЭТИХ МОТИВОВ НЕ БЫЛО БЫ
ИЗЮМИНКИ В ВАЗЕ. ОНА БЫЛА БЫ
ПРОСТОЙ, И НИКТО БЫ НА НЕЕ НЕ
• СО ВП А Д АЮТ ЛИ КО МП О З И ЦИ О Н НЫ Й И СМЫ СЛО ВО Й
ЦЕНТРЫ? КОМПОЗИЦИОННЫЙ И СМЫСЛОВОЙ
Ц Е Н Т Р Ы В А З Ы Н Е С О В П А Д А Ю Т, Н О
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ
С М Ы СЛ О ВО ГО Ц Е Н Т РА .
• КОЛ О Р И Т ВАЗ Ы . БОЛ Ь Ш Е ВС Е ГО Х УД ОЖ Н И К
ИСПОЛЬЗУЕТ ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА — ЖЕЛТЫЙ,
КО Р И Ч Н Е В Ы Й . Ж Е Л Т Ы Й Ф О Н ВАЗ Ы ГО ВО Р И Т Н А М О
ТОМ, ЧТО СОЛНЦЕ СЛОВНО СОГРЕВАЕТ ВСЕ
ЦВЕТЫ СВОИМ ТЕПЛОМ.
• Р И Т М ВА З Ы . Д В И Ж Е Н И Е Д Е К О РА ВА З Ы
П Е Р Е Д А Е Т С Я Ч Е Р Е З П О ВТО Р Е Н И Е
РА СТ И Т Е Л Ь Н О СТ И ( Р О М А Ш Е К ) . Н О , Н Е С М О Т Р Я Н А
П О ВТО Р Е Н И Е Ц В Е ТО В , К А Ж Д Ы Й И З Н И Х П О РА З Н О М У Ж И ВО П И С Н О Н А П И СА Н .
З А К Л Ю Ч Е Н И
Е
• ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я ПРОВЕЛА
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЖИВОПИСНОГО И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ХУДОЖНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В СТИЛЕ
МОДЕРН, Я СДЕЛАЛА ВЫВОД, ЧТО:
• ОРНАМЕНТ СТИЛЯ МОДЕРН
ДОПОЛНЯЕТ И ОЖИВЛЯЕТ КАРТИНУ И
ВАЗУ СВОИМИ РАСТИТЕЛЬНЫМИ
УЗОРАМИ, Т.Е. МОТИВАМИ ПРИРОДЫ,
ЦВЕТАМИ, ЯГОДАМИ.
• СТИЛЬ МОДЕРН «ЛЮБИТ» ТЕПЛЫЕ
ЦВЕТА. ЭТИ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ,
И В ЖИВОПИСИ, И В ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
• В ЭТИХ ДВУХ ВИДАХ ИСКУССТВ
ПРИСУТСТВУЕТ ДИНАМИКА
«МОДЕРНА», УПОДОБЛЯЮЩЕЙСЯ
ФЕНОМЕНАМ ПРИРОДЫ С ИХ
ОРГАНИЧЕСКИМИ ВНУТРЕННИМИ
СИЛАМИ.

Модерн, дошедший но наших дней. Архитектура модерна, интерьер в стиле модерн, орнамент модерна., Дизайн интерьера дома и квартиры

Как и в предыдущей беседе, мы будем обращаться к БСЭ и «Википедии» — источникам, которые помогут нам получить более полное представление об этом стиле. 

Мы уже не раз говорили о том, что интерьер неразрывно связан с архитектурой. Источник нам сообщает, что архитектура модерна «была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст)». Из цитаты мы видим, что модерн заложил основы для принципиально новой архитектуры и дизайна. Причем, материалы, которые стали использовать в те времена, до сих пор являются неотъемлемыми элементами строительства, в том числе и загородных домов.

А вот, что говорится об архитектуре и интерьере «модерн» в другом источнике — «Википедии»: «…архитектуру модерна отличает… стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта.  В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи данного направления развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека». Это имеет большое значение для загородных домов, построенных в стиле «модерн». Сооружения, проектируемые на основании «находок» Гауди, как нельзя лучше вписываются в окружающую среду. Естественно, что и интерьер этих домов должен соответствовать выбранному стилю.

А теперь мы вновь обратимся к БСЭ, в которой говорится, что «свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям… существовала и рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (стремлению к чистоте и строгости нравов — прим. А. К.)…  Некоторые архитекторы начала ХХ века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов…» Конечно о современных домах и интерьерах трудно сказать, что выполнены они в стиле «модерн», но, согласитесь, что черты, заложенные в начале века, присутствуют и в сегодняшних постройках, равно как в интерьере.

Обращаясь к тому же источнику, мы узнаём, что «основным средством выражения в стиле «модерн» является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру». Далее мы приведем цитату, касающуюся европейского модерна. В частности источник сообщает, что «в интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.

У мастеров венского модерна… строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры Эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.

Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства». Это имеет прямое отношение к теме «интерьер в загородном доме», так как внутреннее убранство помещений, включающее в себя литографию, картины и предметы декоративно-прикладного искусства, непременно отражает тот или иной стиль (в данном случае речь о модерне). Поэтому мы позволим себе продолжить цитату…

«Орнамент модерна, — говорится в источнике, — во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъёма… В живописи и скульптуре модерн… стремился создать самостоятельную художественную систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиционных форм XIX века к условному языку новейших европейских течений». Мы помним, что со времен Петра I Россия начала «смотреть» на Европу, причем эти «взгляды» приводили к тому, что в нашей стране стало появляться всё лучшее, что было в Европе.

В начале следующей беседы мы коснемся этой темы и узнаем о влиянии Поля Гогена на внешнее убранство домов в стиле «модерн», после чего познакомимся с неоклассицизмом и начнем разговор о конструктивизме.

                                                                                                                            

Алексей Каверау

                                                     

В статье использованы фотографии сайтов: mebel. sppok, leonardohobby, liaz, udgan, pale.by

Modern Ornaments — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • ОРНАМЕНТ И МОДЕРНИЗМ — Выпуск

    из Прослеживание орнамента через архитектуру: неожиданные примеры орнамента в брутализме

    by archi. steph

    ОРНАМЕНТ И МОДЕРНИЗМ ОРНАМЕНТ И МОДЕРНИЗМ Как уже говорилось выше, орнамент играет неотъемлемую роль в архитектуре. Орнамент жизненно важен для передачи информации о назначении, статусе или функции здания и даже способствует созданию возвышенного опыта через украшенные складки и монументальный масштаб. После конвенционализации орнамент занял привилегированное положение в архитектуре, возможно, даже до такой степени, что некоторые воображали, что такое положение нельзя подвергать опасности. После стиля рококо можно было ожидать изменения баланса от чрезмерного украшения к резкости; однако декоративное и декоративное искусство и практика продолжали процветать в последующие периоды, о чем свидетельствует продолжающаяся монополия классических ордеров и новых стилизованных форм модерна. Назревал сильный срыв. Спорное и содержательное эссе Лооса «Украшение и преступление», которое сейчас считается одним из манифестов модернизма19ознаменовало упадок орнамента и рождение нового стиля, известного позже как модернизм.

    (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
    Лоос реагировал на период, когда «архитектура рассматривалась как абстрактная скульптура чрезмерного масштаба»20, когда чрезмерный орнамент подрывал ее первоначальную позицию как средства акцентирования и выделения структурных элементов (за исключением колонных порядков, как отмечал Пейн, которые « пережил модернистский поворот»21). Пока

    19 Лоос, «Украшение и преступление». 20 Пейн, От орнамента к объекту: генеалогия архитектурного модернизма, 15.. 21 Там же.

    Реклама

    Рисунок 9. Плакат, рекламирующий лекцию Адольфа Лооса «Украшение и преступление».

    , вероятно, непреднамеренно, Лоос способствовал тотальному исключению орнамента из архитектурного словаря22. Как резюмирует Пейн, «с его точки зрения, орнамент был сексуальным пятном дегенеративной культуры, сродни татуировке первобытного человека, в разногласия с современной одеждой, едой и предметами повседневного обихода… это представляло собой возврат к ностальгическому прошлому, которое давно было вытеснено».

    Лоос, кажется, призывает к переходу к строгой экономии, когда труд тратится только на то, что имеет значение, как он видит. украшение как «напрасный труд и, следовательно, напрасное здоровье… это также означает потраченный впустую материал».

    «Понижение» орнамента в современной архитектуре до статуса «простого аксессуара» было ускорено другим отцом-основателем модернизма, Ле Корбюзье. как Лоос, позорно уподобивший прежние орнаментальные стили «перу на женской голове; иногда это красиво, хотя и не всегда, и никогда больше»25. Такой абсолютный отказ от орнамента очевиден в архитектуре, разработанной как Лоосом, так и Ле Корбюзье, а также многими другими представителями модернистского движения. Упрощенный внешний вид и приоритет массы и поверхности над другими элементами работ, таких как Вилла Мюллера Лооса и Павильон де л’Эспри Нуво Ле Корбюзье, оказались резким контрастом с богато украшенными зданиями, которые до этого времени были вершиной архитектуры. На самом деле, Пейн описывает разрушение этого «отряда из 9 человек».

    0003

    22 Там же, 1. 23 Там же, 217. 24 Пикон, Орнамент: политика архитектуры и субъективности, 41. 25 Ле Корбюзье, На пути к новой архитектуре (Нью-Йорк: Dover Publications, 1986 [впервые опубликовано в 1931 году]) , 25.

    Рисунок 10. Адольф Лоос. Дом Мюллера. 1930.

    архитектура», поскольку оно должно было стать частью более крупной городской застройки, было вызвано тем, что оно «казалось сброшенным с парашютом за Гран-Пале». Корбюзье и Амеде Озенфан) определение современности» с «сочетанием объема и света [как] его основного сообщения».0003

    Но сказать, что модернистский период был полностью лишен орнамента, было бы близорукостью. Как показывает Пейн в «От орнамента к объекту», хотя орнаменты в архитектуре, казалось бы, исчезли, она утверждает, что такое внимание было перенесено на предметы того же периода. «в диалоге с картинами на стенах — навязчивая галерея подобных объектов»29. Вместе «пуристские картины противостояли пуристским интерьерам»30 и создали новую референтную систему того, как архитектура взаимодействовала с орнаментом. На этом этапе раннего модернизма Пейн признает, что предметы стали «главными действующими лицами», подразумевая, что предметы вытеснили орнамент. растратил здоровье на изготовление украшений.32 Тем не менее, модернисты занимались проектированием зданий для

    26 Пейн, От орнамента к объекту: Генеалогия архитектурного модернизма, 2-3. 27 Там же, 3. 28 Там же. 29 Там же, 3. 30 Там же. 31 Там же, 4. 32 Лоос, «Орнамент и преступление», 171.

    Рис. 11. Ле Корбюзье. Павильон модерна. 1925.

    пространство и свет и наполнение их искусно созданными объектами и искусством (как обсуждалось выше).

    Столь же противоречивым в этом свете является желание Ле Корбюзье сохранить в своих более поздних работах маркировку деревянной опалубки на бетоне, «чтобы дать зрителю представление о производительной руке строителя». такая тактика «сильно напоминала одну из ключевых функций орнамента по 19 веку».английского теоретика 19-го века Джона Раскина»34. Хотя это и не было традиционным украшением, начало брутализма, каким мы его знаем сейчас, возникло именно в этот момент.

  • Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *