Александр Ванаг и его творческий метод. Орнамент создал стиль . Северный модерн: образ, символ, знак
Если произведения Э. Лаубе отличала живая экспрессия и динамика внешних форм, то постройки А. Ванага, наоборот, выглядели более статичными, лапидарными. Их характеризовала подчеркнутая суровость образов, некая тяжеловесность и монументальность. В своем творчестве А. Ванаг, пожалуй, был несколько ближе к мастерам финского модерна. Не случайно, Я. Крастиньш считал его наиболее последовательным сторонником «национального романтизма» в традиционном понимании.
Желание создать в Латвии архитектуру, связанную с местными обычаями и отвечающую климатическим условиям Севера, возникло у А. Ванага еще на заре его творческой деятельности. В 1903 году, оценивая постройки М. Эйзенштейна, с причудливыми формами декора, на одной из улиц Риги, зодчий на страницах журнала «Baltijas Vestnesis» сокрушался:
«Жаль всего красивого района, жаль истраченной работы и материалов».99
Ироничность тона этого заявления не была случайным криком души. Истинную цель творчества для себя А. Ванаг видел в следующем:
«Вдохнуть в архитектуру новую жизнь, избавиться от изношенных, лживых форм, привести наружное украшение в органическую связь с украшаемым предметом…».100
Зодчий, как и Э. Лаубе, был разносторонней личностью и увлеченным своей профессией человеком. Сфера его интересов отличалась заметной широтой. А. Ванаг, в частности, познакомил читателей рижского журнала с архитектурой нового стиля в Англии, Бельгии и Австрии, творчеством В. Орта, А. Ван де Вельде, О. Вагнера и других прославленных мастеров европейского модерна. При этом он лишь призывал ориентироваться на зарубежный творческий путь, одновременно критикуя отдельных латышских зодчих за поверхностное подражание формам и выразительным приемам нового стиля.
Я. Розенталь некогда верно подметил в одной из статей в журнале «Verotajs»:
«Такого еще не было, что одного только декоративного орнамента оказалось достаточно для того, чтобы создать стиль». 101
Это утверждение, пожалуй, лучше всего характеризует облик двух примыкающих друг к другу жилых домов по улице Авоту (№3—5), которые А. Ванаг спроектировал и построил в 1906—1907 гг. Оба здания малоэтажные, поскольку расположены в исторической части Риги, где строго регламентировалась высотность сооружений. Уличные фасады домов, практически, лишены каких-то заметных деталей – островерхих щипцов, каменных порталов или оригинальных по конфигурации оконных проемов. Единственным средством украшения здесь служат орнаменты с этнографическими мотивами, вырезанные на покрытых серой шероховатой штукатуркой поверхностях стен. Незатейливые по рисунку узоры образуют своего рода горизонтальные фризы, отмечающие уровни этажей. Зигзагообразная полоса вверху ассоциировалась с легко узнаваемым зигзагом Мары. Латыши почитали ее как Мать моря или Мать воды. Зигзаг своим видом напоминал движущиеся волны.
Чуть ниже были вырезаны орнаментальные вставки с двойным зигзагом, стилизованным в мотив «елочки», а также рисунок, изображающий «метелку Лаймы».
«Зигзаг Мары» украшает карниз дома Бригадере
Одним из самых запоминающихся произведений А. Ванага в Риге, созданных в формах «северного модерна», является хорошо известный местным жителям бывший доходный дом Бригадере (ул. Бривибас,58). Ему присущи несвойственные для большинства построек зодчего черты элегантности. Здание, выразительное по своему облику, с «мягким» рисунком венчающих карнизы деталей, будто контрастно сопоставлено с расположенным неподалеку доходным домом, сооруженным по проекту Э. Лаубе, который выделяется из линии застройки благодаря высокому островерхому щипцу.
А. Ванаг использовал традиционный для архитектуры рубежа ХIХ-ХХ вв. набор выразительных средств – угловую башенку со шлемом, пластичные формы эркеров, стилизованные порталы. Поверхность стены уличного фасада была покрыта темно-серой штукатуркой крупнозернистой фактуры – ее высокое качество обеспечивалось тем, что в раствор вводили специальный пигмент.
Плоскость фасада также оживили полосы из светло-серого гранита, этнографический орнамент (мотив «зигзага Мары»), исполненный в технике каменной мозаики. Он протянулся в виде сплошного фриза под самым карнизом дома.
Входной портал в одном из домов, спроектированных А. Ванагом
Входной портал получил характерные трапециевидные очертания, ассоциирующиеся с латышским деревянным зодчеством. Его украсили орнаментальные рисунки в духе народной вышивки и вязания.
Вверху, обращает на себя внимание знак двойной Юмис. Он представляет собой два скрещенных крючка или перевернутую латинскую букву «W», усложненную развитым треугольным завершением. Знак Юмис в древности возник из сочетания противоположных знаков Бога и Мары. Соответственно, он стал выражать равновесие, гармонию Верхнего и Нижнего мира. В Латвии знак Юмис был некогда обнаружен на старинных предметах и священных камнях.
Знаковый декор на фасаде
По бокам портал в доме на Бривибас фланкируют рельефные композиции, имитирующие знак Ужа. С давних времен, у прибалтийских народов это пресмыкающееся было священным. Ужа почитали как хранителя древнего мудрого знания и колдовских чар. Знак Ужа, в свою очередь, тоже относили к группе знаков Мары или Земли. По преданию, Мара могла перевоплощаться в змею. Знак Ужа на священных камнях воспринимался в качестве намека на подземное царство. Он пробуждал в сознании людей представления о заупокойном культе или воспоминания о предках.
Порталы со знаком Ужа встречаются сразу в нескольких зданиях, спроектированных А. Ванагом. В частности, чуть в более простом виде он присутствует в убранстве входа жилого дома на улице Гертрудес (№62).
Красивый массив жилой застройки в конце 1900-х годов в Риге сформировался на Николаевской улице (нынешней ул.
Следует учитывать, что уже начиная с 1293 года в Риге существовал определенный строительный регламент. В ХIХ веке эти «старые правила» продолжали действовать. В последней редакции строительный регламент был опубликован в 1904 году. Он мало чем отличался от аналогичных документов, существовавших в европейских странах, но для России был, в полном смысле этого слова, уникальным.
Недаром в Императорском общегосударственном «Уставе строительном» было специально оговорено, что в прибалтийских губерниях городские власти должны руководствоваться «местными узаконениями», а в городе Риге особыми правилами, издаваемыми «по соображению с общими узаконениями и местными распоряжениями по строительной части».
Так, в частности, в латышской столице был определен закрытый тип застройки. Дома, как и в Петербурге, часто располагались по «красным линиям», вплотную друг к другу. Площадь внутреннего двора не должна была первышать 136 квадратных метров. Высота зданий ограничивалась 10 саженями (21,3 метра), что, примерно, соответствовало 5—6 этажам.103
Эти положения были строго обязательными для зодчих при работе над проектами зданий. А. Ванаг также принимал во внимание, что создаваемый им жилой массив должен протянуться более чем на 90 метров по линии улицы. Желая избежать ощущения монотонности, архитектор в проектах фасадов использовал разные по характеру пластические акценты (ризалиты, эркеры, балкон-лоджию и т.
В своих проектах А. Ванаг, в основном, стремился к созданию четких объемно-пространственных композиций. В убранстве фасадов он использовал сравнительно небольшой набор средств художественной выразительности, скупо вводил декоративные элементы. Так карнизы, эркеры или просто выступающие части в своих постройках зодчий нередко заканчивал снизу характерными зубчиками, напоминающими бахрому полотенец или национальных покрывал. Данный мотив украшения, к примеру, встречается в построенных А. Ванагом домах на Бривибас (№158) и А. Чака (№64). Эти зубчики лишены конструктивного назначения, тектоники, присущей для архитектуры, основанной на ордерной системе.
Дом на улице К.Барона (арх. А. Ванаг) с характерными декоративными элементами – «зубчиками» и «коренастыми» опорами
Каменные столбы в отдельных зданиях у А. Ванага нередко напоминают формы опор, заимствованные из латышского деревянного зодчества (как, например, в доходном доме №70 по улице А. Чака). Такого рода ассоциации, как уже омечалось, были вполне допустимы для построек «северного модерна» в Латвии. Но, вместе с тем, А. Ванаг использовал в наружном убранстве фасадов и экзотические «египетские» колонны, на первый взгляд, кажущиеся несколько странными в рижских жилых домах. Я. Крастиньш придерживался мнения, что они также отвечают художественным воззрениям модерна, который, «отвергая подражание историческим стилям, искал вдохновение во всем, что оригинально и экзотично».104
Любопытно, что подобные колонны можно встретить и в ряде петербургских построек этой же поры. К примеру, их употребил Ф. И. Лидваль на фасаде известного дома инженера Н. А. Мельцера на Большой Конюшенной (№19) или Ф. Миритц – в главном корпусе здания для служащих Финляндской железной дороги (ул. Боткинская, 1). Стилизованные египетские колонны с «растениевидной» формы капителями, очевидно, соответствовали органической природе архитектуры «северного модерна».
Такого рода элементы присутствуют и на фасаде красивого жилого дома на улице Кришьяниса Барона (№62 и 64) в Риге, который А. Ванаг спроектировал и построил в период 1909—1911 гг. «Египетские» колонны поддерживают тяжелое арочное перекрытие балкона. Здание при этом, формой углового завершения и специфическими щипцами над эркерами, скорее, вызывает ассоциации не с каменным строительством, а с национальным деревянным зодчеством.
Но, пожалуй, наиболее эффектно все же выглядит рельефная вставка с цветной мозаикой, украшающая фасадную стену на уровне первого этажа. Она наглядно иллюстрирует узор из народной вышивки. Стилизация знака Месяца была достаточно распространенной в латышской национальной одежде. А. Ванаг, будучи архитектором, тоже хорошо осознавал непреходящее значение геометрических узоров, связанных своим происхождением с наследием далеких предков балтийских народов. В отсутствии литературного эпоса, его функцию в Латвии в момент подъема национального самосознания, фактически, выполнял орнамент. Незатейливые геометрические узоры и знаки представлялись творческим людям неисчерпаемым ресурсом древнего знания, в своем роде «кладовой мудрости». Кто-то из них даже пытался воспринимать рисунок на Лиелвардском поясе, как некое зашифрованное послание, обращенное в будущее.
Этнографические знаки у латышей были крайне разнообразны. Существовало несколько тысяч их вариантов. В эпоху модерна интерес к орнаментам Лиелвардского пояса, мотивам народной вышивки и вязания особенно возрос. Любая нераскрытая тайна, загадка, необъяснимые словами вещи превратились в «изюминку» творческого вдохновения. Таинственные ребусы латышских национальных поясов стали в своем роде объектами эстетического любования и наиболее подходящим «художественным материалом» для стилизованных рисунков.
В сущности, знак еще более абстрактен, чем символ. Он лишь намекает на какое-то обширное понятие. Толкование же его может различаться не только у представителей разных народов, но и социальных групп населения. Знаки пробуждают у нас ассоциативную память. Они лучше запоминаются, чем образы или символы. Может быть, в этом и состоит очарование «латышского национального романтизма». Знаково-геометрический орнамент в Риге на заре ХХ столетия, к всеобщему удивлению, помог создать новый архитектурный стиль.
Присоединяйтесь к широкому международному сообществу креативных людей, пользующихся Cliparto каждый день. чтобы покупать или продавать изображения.
| ◢ Мой Cliparto › ЛайтБокс (0)
Не помните пароль / логин? ◢ Впервые у нас? Зарегистрируйтесь ◢ Есть аккаунт на Vector-Images. com? › Недавно просмотрено
|
Modern Ornaments — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Модерн
Зодакс
Окончательный серебряный и синий блестящий стеклянный орнамент
$17
–
$56,25
Коди Фостер
Украшение для таблеток от стресса
8,50 $
Распроданный
Коди Фостер
Украшение торта конфетти
$19
Распроданный
Коди Фостер
Игристое украшение из шампанского
$18
Распроданный
Коди Фостер
Украшение для фена
$17
Коди Фостер
Рождественское украшение бюста выживания
$21
Зодакс
Ombre Glass Ornament — матовое серебро
47,25 $
–
$54
Зодакс
Ombre Glass Ornament — матовое золото
47,25 $
–
$54
Зодакс
Матовый и травленый золотой стеклянный орнамент
47,25 $
–
$54
Зодакс
Стеклянный орнамент из бисера — зеленый
47,25 $
–
$54
Зодакс
Стеклянный орнамент из бисера — золото
47,25 $
–
$54
Зодакс
Украшение из бисера — серебро
47,25 $
–
$54
Коди Фостер
Артемида, пускающая мыльный пузырь
$17
Коди Фостер
Орнамент кнопки шампанского
$18
Коди Фостер
Прекрасный маленький букет-украшение
21,15 $
ХомАрт
Орнаменты Санта-Клауса для йоги, войлок — набор из 4 шт.
$54
Распроданный
ХомАрт
Войлочная мышь пловец орнамент
10,50 $ 14 долларов
Зодакс
Украшение для обуви для катания на коньках
$9 4 доллара
Зодакс
Красный улей цвета фуксии с блестящим стеклянным шаром
$44
–
64,25 доллара США
Зодакс
Золотой румянец Арлекин Стеклянный орнамент
40,50 $
–
60,75 долларов США
Зодакс
Многоцветный звездный блестящий ребристый стеклянный орнамент
$44
–
64,25 доллара США
Зодакс
Ассорти бумажных елочных украшений желаний
$45
Зодакс
Синий стеклянный шар орнамент
$44
–
65,25 долларов США
Зодакс
Ассорти из синих стеклянных украшений — набор из 3 шт.