Клод Моне — Гениальный основоположник импрессионизма и его музы. Интересные факты

~Автопортрет в берете (1886)

КЛОД МОНЕ ОСКАР (Oscar-Claude Monet) — (14 ноября 1840-05 декабря 1926) — Французский живописец, один из основателей импрессионизма. Художник занимает третье место в списке самых «дорогих» живописцев всех времён.

🗝«Чем больше я живу, тем больше я сожалею о том, как мало я знаю.“

Само название жанра «импрессионизм» происходит от названия одной из картин Моне «Впечатление» (impression).

~Клод Моне (1865)

В 1847 году в Париже прошла выставка, на которой представили свои работы 35 «художников-мятежников», как они называли себя сами, в силу неординарного подхода к изображению действительности.

Среди них был и Клод Моне, который представил картину «Впечатление. Восходящее солнце». Полотна авторов вызвали широкий общественный резонанс. Журналист Луи Леруа даже презрительно назвал организаторов выставки «импрессионистами» (от англ. «Impression» – «впечатление»). Так, Клод Моне дал название новому направлению в искусстве. А брошенное критиком название было с готовностью воспринято «мятежными» художниками.

~Впечатление. Восходящее солнце (1872)

Клод Моне родился в семье успешного бакалейщика. Семья принадлежала к среднему классу.

Свою карьеру Клод Моне начинал, как карикатурист.

Чтобы заработать на карманные расходы, Клод Моне с 14 лет рисовал карикатуры на друзей и местных жителей на продажу. Рисунки, которые юный художник продавал по 15-20 франков, пользовались невероятной популярностью.

Уже в 15 лет Клод Моне приобрёл известность, благодаря написанной им саркастической карикатуре на местного чиновника.

~Карикатура “Жюль Дидье.Человек-бабочка” (1858)

Несмотря на свою увлечённость изобразительным искусством, в занятиях живописью Клод Моне заинтересован не был, пока не познакомился с Эженом Буденом, — своим будущим наставником, который и предложил ему писать картины на «открытом воздухе».

~Эжен Буден.

Эжен Буден — французский художник, предшественник импрессионизма. Будучи учителем Клола Моне, оказал на него значительное влияние.

~Эжен Буден.Трювиль, причал в Гавани (1897).

Клод Моне поступил в Университет на факультет искусств. Но покинул учебное заведение, разочаровавшись в царившем там подходе к живописи.

Вскоре он продолжил обучение в студии живописи, организованную известным художником, представителем академизма, Шарлем Глейр.

В этой студии также занимались такие художники, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

~Огюст Ренуар (1875)

~Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари (1877)

В 1860 году Клод Моне был призван в армию и отправлен в Алжир. Там он заболел брюшным тифом. Но благодаря финансовому вмешательству тётушки, художник откупился от воинской повинности и вернулся домой уже в 1861 году.

Живописная манера Клода Мане в настоящее время считается классикой. Для нее характерны отдельные мазки чистого цвета, помогающие точно передать богатство воздушной среды.

~Завтрак на траве (1865)

Гений импрессионизма неуклонно следовал основным правилам этого направления изобразительного искусств — запечатлевать на холсте сцены современной жизни и работать на открытом воздухе. Картины, написанные таким образом, обладали уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь при работе в мастерской.

Клод Моне любил писать природу. Пейзажи были излюбленным направлением в его творчестве. Художник изображал игру света и тени и его картины были наполнены особым движением воздуха

Любимыми цветами Клода Моне были кувшинки. За свою жизнь он создал более 300 картин этих цветов. Одна из самых дорогих картин художника, проданная в 2008 году на аукционе Christie`s в Лондоне за 80 миллионов долларов — это «Пруд с водяными лилиями».

~Пруд с водяными лилиями (1919)

Художник писал один и тот же пейзаж при разном освещении и в разные времена года. Известен случай, когда художник писал тополя близ своего дома, а когда узнал, что их собираются спилить – выкупил кусочек земли с ними и продолжил работу. Так появилась серия картин «Тополя на Эпте», изображающая переменчивость деревьев в разные сезоны.

~Тополя (1891)

~Тополя на берегу реки Эпте (1891)

~Тополя (1891)

На всех ранних полотнах, где имелись женские фигуры, Клод Моне изображал свою любимую модель, и первую супругу в дальнейшем, — Камиллу Донсье. Камилла позировала ему для таких известных полотен, как «Дама в зеленом», «Мадам Моне с сыном», «Портрет Мадам Моне на диване», «Женщины в саду» и многих других.

~Женщины в саду (1867)

~Мадам Моне на диване (1871)

Представленный на Салоне 1866 года портрет Камиллы — «Дама в зеленом платье», принес Клоду Моне признание и известность. Картина имела огромный успех. Критика особо отмечала ровно струящийся, как у старых мастеров, шелк платья и сравнивала его с прославленными тканями венецианского живописца Паоло Веронезе.

~Паоло Веронезе. Лукреция (1580-85)

~Паоло Веронезе. Автопортрет (1558-63)

«Посмотрите на платье. Оно гибкое и в то же время плотное, оно мягко волочится, оно живет, оно ясно говорит, кто эта женщина. Это не платье куклы, один из кусков муслина, в которой обволакивают мечту; это добротный шелк, который действительно носят».

~Дама в зеленом платье (1866)

Выбрав неопределенный темный фон полотна, Клод Моне заставляет нас сосредоточиться на деталях одежды и самой модели, — на изгибе ее шеи, на линии подбородка, на жесте.

О том, как познакомились Клод Моне и Камилла — мало что известно. По мнению Фонда Моне, существует вероятность того, что Камиллу представил Клоду Моне их общий друг, покровитель и художник — Фредерик Базиль.

Вероятно, девушка была не высокого происхождения и с раннего возраста зарабатывала самостоятельно на жизнь.

Первенца Клоду Моне Камилла родила ещё до вступления в брак, через год после их знакомства.

Весть о том, что Камилла ожидает ребёнка, привела отца Клода Моне в гнев. Он потребовал оставить молодую женщину, если сын желает вернуться в лоно семьи.

В тот период Клод Моне жил в удручающей бедности и все ещё был финансово зависим от своей семьи. Начинающий мастер не мог расплатиться с кредиторами, и вынужден был соскабливать краску со своих старых картин, чтобы продолжать работу на тех же холстах.

~Сад в Сент-Адресс (1867)

Камилла служила моделью для его полотен. Салоны же отвергали одну картину за другой. А если даже и принимали, то развешивали так, что разглядеть их было невозможно. Прекрасные картины, за которые спустя двадцать лет художнику будут предлагать миллионы франков, пока не стоили ни гроша.

Последующие три года проходят у молодой пары в скитаниях и лжи. Клод Моне скрывает от семьи присутствие в его жизни Камиллы и сына Жана. Сначала он наведывается к своей гражданской семье, проживающей в то время в Париже, тайно, о чем свидетельствуют портреты младенца, написанные Клодом Моне с натуры.

Позднее художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в различных деревнях, вблизи от своего места жительства, тайно наведываясь к ним время от времени.

Клоду Моне приходилось прятать Камиллу от всего света. Женщина подвергалась критике и насмешкам при каждом удобном случае. Её сторонились, как падшую изгнанницу, отказывались принимать у себя. И хотя успех «Дамы в зелёном» был ещё на слуху, Камилле приходилось слышать о себе высказывания о том, что изысканное зелёное платье ещё не делает из неё даму.

Сначала он наведывался тайно, к проживающей в Париже, своей гражданской семье. Об этом свидетельствуют портреты младенца, написанные Моне с натуры.

~Завтрак (1868)

Затем художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в деревнях, вблизи от своего места жительства, также тайно наведываясь время от времени.

~Жан Моне на механической лошади (1872)

Когда в 1870 году Клод Моне объявил отцу о своём окончательном решении жениться на Камилле Донсье, тот пришел в ярость и лишил сына финансовой поддержки.

28 июня 1870 года, 30-летний Клод Моне женился на Камилле. У них родилось двое сыновей: Жан (1867 год) и Мишель (1878 год).

Вскоре после свадьбы, Клод Моне вынужден бежать в Лондон, чтобы не участвовать в бессмысленной войне между Пруссией и Францией 1870-1871 годов. Камилла остаётся в очередной раз одна с ребёнком на руках и следует за мужем только некоторое время спустя, забрав с собой в багаже несколько работ художника. В последствии им удаётся довольно удачно продать эти работы.

~Цветы и фрукты (1869)

В Лондоне у Клода Моне появилась возможность завести выгодные знакомства. Он заручается поддержкой известного галериста и торговца предметами искусства — Полем Дюран-Рюэлем. Это помогает семье улучшить финансовое положение.

~Поль Дюран-Рюэль

В то время, когда молодая семья укрывается от войны в Англии, во Франции умирает отец Клода Моне. Перед смертью он оставляет сыну малоприятный подарок, — незадолго до кончины женится на своей любовнице и признаёт свою незаконнорожденную дочь. Таким образом и без того истощённое наследство Клода Моне, оказывается ещё более скромным.

~Женщина с зонтиком (1875)

Однако, именно с этого момента у супругов начинается новый и безмятежный отрезок жизни в парижском предместье — Аржантее, где Клод Моне с семьей проведут 7 счастливых лет.

Это было золотое время как для молодой семьи, так и для творчества Клода Моне. Маковые поля, летнее солнце, развевающиеся платья Камиллы, играющий в саду маленький Жан — безмятежность и тепло считываются в каждом мазке на полотнах, написанных мастером в то время.

~Камилла Моне с ребенком (1875)

Аржантей – небольшой городок на берегу Сены, фактически предместье Парижа. Знаменитым на весь мир его сделали художники-импрессионисты.

~Парк Монсо (1878)

На протяжении 5 лет Клод Моне создает свою знаменитую серию «Лодок в Аржантее», среди которых будут работы, отражающие саму суть творческой манеры художника.

~Мост в Арженьи (1884)

Одной из наиболее часто «цитируемой» работой, выполненной здесь, станут «Красные лодки в Аржантее».

~Красные лодки в Аржентее (1875)

На деньги, вырученные после удачной продажи одной из картин, Клод Моне покупает лодку и сооружает на ней шалаш, сделав таким образом что-то вроде импровизированной мастерской. Как говорил он сам, «места хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт».

Работа на лодке помогала мастеру лучше изучить игру солнечного света на воде.

~Аржентей. Цветы на берегу реки (1877)

~На лугу (1876)

Ещё одно прославленное произведение Клода Моне, созданное с натуры у поместья Аржантей, чьи окрестности известны своими маковыми полями, — «Поле маков у Аржантея». Очередное, заслужившее особое внимание, полотно, художника, написанное в жанре импрессионизма. Картина прекрасно иллюстрирует особенности созданного автором направления – яркую передачу цвета и точное отображение игры света.

~Поле маков в Аржантее (1873)

В общей сложности семья Клода Моне прожила в Аржантее с 1871 по 1878 годы.

~Камилла в японском кимоно (1875)

В 1976 году, устав от сложностей, возникших из-за характера его жены Камиллы, у которой к тому же обнаружились проблемы со здоровьем. А также по причине новых финансовых трудностей, исчерпав все возможное вдохновение от Аржентее, Клод Моне уезжает в Париж.

В том же 1876 году Клод Моне познакомился с Эрнестом Ошеде, — процветающим в то время владельцем одного из первых универмагов в Париже и страстным коллекционером предметов искусства, главой семьи с шестью детьми и прекрасной женой Алисой.

~Эрнест Ошеде. Гравюра М. Дебутена

Никудышный предприниматель и кутила Эрнест Ошеде, несмотря на уговоры своей матери, пустил по ветру львиную долю своих собственных денег и приданое Алисы. Но после смерти отца, Алиса Ошеде получила внушительное наследство. Что позволило Эрнесту Ошеде вновь вести беспечную жизнь и коллекционировать предметы искусства.

Эрнест Ошеде прослыл богатым заказчиком у художников. Долгое время он был покровителем Клода Моне и заказал у художника серию декоративных панно для украшения своего особняка.

Художник провёл несколько месяцев в замке Роттембург, вдали от семьи, рядом с очаровательной, изысканной интеллектуалкой, одетой по последней моде, Алисой Ошеде, Которая была воплощение мира, казавшегося просто недосягаемым для Клода Моне.

~Каролюс Дюран. Портрет Алисы Ошоде (1875)

Впоследствии , во время этого сотрудничества Клод Моне и Эрнест Ошеде стали дружить семьями. И уже вся семья Клода Моне переехала в особняк Ошеде, работа в котором, в целом, продолжалась целый год.

В 1877 Клод Моне закончил писать заказанные картины. Но для Эрнеста Ошеде — это был весьма трудный период. Не сумев преодолеть экономический кризис 1877 года, Эрнест Ошеде обанкротился. Его богатый особняк, вместе с собранием картин, был продан с молотка.

~Дорога в Ветей зимиой (1879)

Когда экономика внезапно пошла ко дну и заказы прекратились, Клод Моне также погряз в долгах. Художник с семьёй к этому времени жил в деревенском доме в Витёй. Жена Клода Моне Камилла была ослаблена и сильно болела после вторых родов.

~Камила Моне (Донсье) (1871)

Семья магната Эрнеста Ошоде также настолько обнищала, что смогла найти приют только в скромном доме Клода Моне. Таким образом, в 1879 году Эрнест Ошеде, его супруга Алиса Ошеде и все их шестеро детей переезжают в дом Клода Моне, где он сам живет с двумя детьми — Жаном и Мишелем и умирающей женой Камиллой.

После вторых родов Камилла заболела и вскоре скончалась в 1879 году. Пораженный горем Клод Моне пишет заключительную картину – посмертный портрет жены Камиллы.

~Камилла на смертном одре (1879)

Эрнест Ошеде, скрываясь от кредиторов, был вынужден оставить свою семью и бежать в Бельгию, меняя места своего пребывания.

Злые языки утверждали, что «…сначала Эрнест содержал никчёмных импрессионистов, чтобы они потом содержали его».

Алиса Ошеде, таким образом, оказывается сиделкой Камиллы, а потом «приёмной матерью» осиротевших детей усопшей.

В 1881 году, всего через два года после смерти Камиллы, младшие дети Алисы уже называли художника «папа Моне». Эрнест Ошеде не появился даже на совершеннолетие своей старшей дочери.

Когда же Эрнест Ошеде, озабоченный близостью жены к другу, зовёт Алису с детьми покинуть Ветёй и переехать к нему, та уклончиво отвечает, что если они уже в деревне создают для него такие большие расходы, что же тогда говорить о столице. И по- прежнему остаётся рядом с Клодом Моне.

Законный муж будет ещё многократно и настойчиво требовать возвращения жены любой ценой, но безуспешно.

Когда семья Ошеде-Моне решают покинуть Ветёй, законный муж Алисы Ошеде присылает ей письмо, обвиняющее жену в сожительстве с Клодом Моне. Однако, Алиса даёт ему решительный отпор, объясняя, что муж не может обеспечить ей достойное просторное жильё для проживания всей семьи.

Алиса продолжала управлять хозяйством и многочисленным семейством твердой и властной рукой. На руках у неё было шестеро собственных детей и двое детей Клода Моне , к которым она относилась как к своим собственным.

Постепенно она изгнала из дома призрак Камиллы, избавилась от ее писем, фотографий и платьев. За годы, проведенные под одной крышей, Алиса успела приспособиться к вспыльчивому характеру Клода Моне.

С 1883 года Клод Моне начал снимать дом в Живерни, поселившись здесь вместе с Алисой и их совместными восемью детьми. В 1890 году художник купил этот дом.

Живерни — небольшая деревушка на берегу Сены.

На новом месте он сразу написал ряд работ: «Пейзаж в Вийе близ Вернона», «Дом у старого моста в Верноне», «Вид на церковь в Верноне» и разнообразные небольшие полотна с изображением цветочных букетов.

В судьбе художника больше не будет никаких переездов, — отныне он и его семья будут жить спокойно, на собственной земле.

Тем временем в Париже медленно угасал законный муж Алисы, Эрнест Ошеде. В феврале 1891 года его разбил паралич, и Алиса сразу же приехала к нему в Париж. Любви между ними давно не было, но чувство привязанности и жалость остались. 19 марта 1891 года Эрнест Ошеде скончался на руках Алисы. После панихиды его прах перевезли в Живерни и похоронили на местном кладбище.

10 июля 1892 года, после положенного срока траура, Клод Моне и Анжелика Эмелия Алиса Ренго сочетались законным браком в присутствии четырех свидетелей. Отныне Алиса Моне могла не опасаться слухов и домыслов, а ее дочери гордо несли голову, выезжая в свет.

~Сад в Живерни (Элизабет Мюррей)

В 1893 году Клод Моне начинает работы над своим знаменитым садом в Живерни. Он покупает примыкающий к его участку кусочек земли, в борьбе с местной общиной отвоевывает право сделать отвод от ручья, выкапывает пруд, который засаживает нимфеями, и строит японский мостик. Цены на его картины выросли — равно как и на работы его собратьев-импрессионистов: за полотно кисти Моне платили 10−15 тысяч франков, за работу Ренуара — пять.

~Японский мостик (1897-99)

А осенью 1900 года в галерее Дюран-Рюэля прошла первая выставка картин Клода Моне. Годовой доход художника наконец достиг отметки более 200 тысяч, и он смог позволить себе очередную роскошь — автомобиль и шофера.

Как вспоминал Жан-Пьер Ошеде, часто садившийся за руль автомобиля отчима: «…мы часто ездили в одни и те же места, особенно любимые Моне: на побережье в Клашалоз или в Дез-Аман, в Лион-ла-Форе, в Анделис и т. д. В путешествиях обязательно участвовала моя мать, иногда брали еще кого-нибудь. Порой прогулка по окрестностям превращалась в настоящую экскурсию на целый день, а то и на несколько дней».

Алиса любила эти прогулки: «дорогой Клод» был рядом, писал этюды. Радость общения с мужем и путешествия оживляли ее одинокую, в общем-то, жизнь. Большинство детей к этому времени разъехалось и большой дом в Живерни почти опустел.

Существует мнение, что с Камиллой художник разделял горести, а с Алисой — успех и достаток, так как в эти годы к художнику пришли долгожданные успех, признание и финансовая стабильность Но на долю Алисы также выпали большие испытания.

Именно Алиса стала той надёжной гаванью, которая позволила мастеру успокоиться и посвятить себя исключительно творчеству. Она обеспечила Клоду Моне поддержку, идеальные бытовые условия и надёжный тыл.

Дети четы Ошеде-Моне рассказывали в последствии, что Моне мог быть очень требовательным и строгим, но также мог быть и абсолютно нежным и любящим.

~Клод Моне и Алиса Ошоде (крайняя слева) с детьми

В их доме в Живерни был строгий распорядок дня, как в казарме. Дети вставали по звонку, завтракали, выполняли поручения по дому, Они должны были вести себя тихо и не мешать работать папе Моне.

Сам Клод Моне никогда не заходил на кухню, но требовал от Алисы уже в воскресенье составленное на всю неделю меню, которое он сам лично предварительно одобрял. Объясняя это тем, что только он знал, сколько плодов и овощей э созрело в саду, и сколько куриц находятся в хозяйстве.

Клод Моне очень любил вкусную и изысканную кухню. О чем свидетельствует одно из его увлечений. Художник любил собственноручно собирать и записывать кулинарные рецепты. Всего в его коллекции было порядка 180 рецептов.

Осенью 1908 года Клод Моне приехал в Венецию вместе со своей второй женой Алисой, где поселился в отеле «Британия». Художник написал около 36 полотен с изображением площадей, дворцов и каналов Венеции. Он рисовал каждый день с раннего утра и до конца дня, продолжал изучать цветные отражения на воде, подчеркивая волшебную атмосферу, в которой здания теряли чёткий образ и, как-бы, растворялись. «Какое несчастье, что я не приехал сюда, когда был молодым и дерзким! Но все равно я провел здесь прекрасные минуты, почти забыв о том, что я старик…», — писал он Гюставу Жеффруа.

~Клод Моне с женой Алисой кормят голубей. Венеция (1908)

Весной 1910 года Алисе Моне поставили страшный диагноз- лейкемию костного мозга. В то время ещё еще не умели лечить эту болезнь. Врачи давали Камилле год, от силы два года жизни. Осенью Клоду Моне исполнилось 70 лет, но это был невеселый праздник. К тому же у художника начало портиться зрение. Алиса угасала, ее мучили ужасные боли.

Алисы Моне не стало 19 мая 1911 года. Два дня спустя ее похоронили в Живерни, рядом с умершей дочерью Сюзанной и первым мужем Эрнестом Ошеде.

Клоду Моне было суждено пережить свою вторую жену на 15 лет. После смерти любимой Алисы, которая на протяжении 35 лет была ему верной спутницей и опорой, Клод Моне остался в одиночестве. Он впал в настолько глубокую депрессию, что был готов последовать за любимой. Своему другу, критику Гюставу Геффрою, Моне написал следующие строки: «Мой дорогой друг, все кончено! Моя любимая спутница умерла сегодня в 4 утра. Я подавлен и потерян».

Художник глубоко переживал утрату жены, его глаза не просыхали от слез, а кисти и краски покрылись пылью. По просьбе Алисы после ее кончины Моне сжег все ее письма.

~Бланш Ошоде(1880)

Убитый горем, Клод Моне, покинул свою мастерскую, забыл о любимом саде и закрылся в одиночестве в своём розовом доме. Дети, из страха потерять и папу Моне, по очереди навещали его и проводили с ним время. Особой заботой окружила Клода Моне — одна из дочерей Алисы — Бланш Ошеде, Она постоянно оставалась рядом, управляла домом, сопровождала «папу Моне» в поездках и приглядывала за его любимым садом.

~Бланш Ошоде-Моне в разгар работы (1920)

Художника вернули к жизни только забота детей и уговоры друзей доработать этюды, созданные Клодом Моне во время его последнего путешествие с Алисой в Венецию,. Работая над своими венецианскими этюдами, он словно ещё раз пережил драгоценные минуты с Алисой. С той самой женщиной, которую подарила ему судьба.

~Вид из садов в Салис 01 (1888)

Наконец, как и много раз до этого, Клод Моне после тяжелого удара судьбы вновь обрел утешение в любимой работе. Впереди его ждали еще 15 лет жизни, насыщенной творческими исканиями, и главный труд — восемь огромных полотен с водяными лилиями «Декорации», для которых музей Оранжери — картинная галерея в Париже -выстроил отдельные залы.

~Водяные лилии (1905)

~Водяные лилии (1897)

В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести несколько операций на глазах. Теперь прооперированный глаз, из которого удалили хрусталик, стал восприимчив к коротким волнам и видел все в насыщенном сине-фиолетовом цвете. В то время как левый глаз продолжал видеть все в желтых оттенках.

~Кувшинки (водяные лилии) в цвету (1914-17)

Но художник не оставил занятий живописью. По словам британского арт-критика Вальдемара Янушчака: «Катаракта заставила его верить не зрению, а воображению». Именно в это время Клод Моне создал свои удивительные, знаменитые «Водяные лилии». Восемь огромных панно, создающие в овальных залах Музея Оранжери ощущение пронизывающей, баюкающей, гулкой, обволакивающей водной бесконечности, были написаны художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.

~Руанский Собор (1892)

Клод Моне прошёл долгий и нелегкий путь. В течение многих лет мастер жил в безденежье и непонимании публики. Художнику было уже под 50, когда к нему пришёл финансовый успех.

Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было скромным.

~Клод Моне в саду Живерни

Клод Моне поразительно сочетал в себе перфекционизм, -стремление к совершенству и желание понять неопознанное, жажду знаний.

Одна из самых прекрасных цитат Гения импрессионизма:

«Я пытался сделать невозможное -нарисовать сам свет».

~Клод Моне на фоне своих картин Водяные лилии(1923)

Основоположник импрессионизма. Мировая культУРА

admin БЛОГ 18.02.2018

Детство и юность Клода Моне прошли в портовом городе Гавр на севере Франции. Именно здесь Моне сформировался как художник. Одним из его учителей стал Эжен Буден, работы которого отличало особое мастерство в передаче воздуха. Не случайно знаменитый живописец Камиль Коро называл его «королем небес». Учился Моне и у Яна Йонгинда. «Благодаря первому я стал художником,- говорил Клод.- второму обязан окончательному воспитанию глаза». Оба наставника Клода Моне любили писать морские пейзажи.

Конечно же, главное действие их полотен разворачивалось в гаврском порту, где городская жизнь била ключом. Не отставал от своих учителей и юный художник. Клод Моне создал около десятка картин на эту тему, а одной было суждено дать название новому направлению живописи. Впоследствии художник вспоминал: «Меня всегда вдохновлял солнечный свет. Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. Ведь на восходе освещение постоянно меняется и его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более. Я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Тонкие переходы света, легкая основа, небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Более быстрые, резкие мазки: мачты на лодках, очертание пристани, теряющейся в восходе. И наконец, огненными тонами само солнце. Этот холодный оранжевый шар, имеющий слегка неправильную форму, часто появляется на полотнах Моне. Смелые размашистые мазки многим казались неряшливыми и даже грубоватыми. Некоторые утверждали, что Моне создал е картину, а лишь набросок. Однако композиция полотна была тщательно выверена: вытянувшиеся в линию рыбачьи лодки, портовые сооружения на горизонте и солнечная дорожка образуют треугольник. Художник словно приглашает вместе с ним полюбоваться игрой серых бликов на поверхности воды. Авторская подпись указывает, что картина была создана в 1872 году. Однако многие искусствоведы, словно не замечая этой даты, относили работу к 1873 году, когда пребывание художника в Гавре было документально подтверждено. Более того некоторые исследователи именовали картину «Эффектом луны в тумане», полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Дату, поставленную Клодом Моне, подтвердил американский физик Дональд Олсон, который взялся за изучение старинных фотографий с видами порта. Уточнив месторасположение гостиницы, откуда художник видел восход, ученый обработал множество метеорологических и астрономических данных. Он установил, что если живописей был точен в изображении деталей, то картина Моне могла быть написана только 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут утра.

В 1874 году работа Клода Моне должна была экспонироваться на выставке. Тогда один из организаторов выставки, а именно брат Огюста Ренуара – Эдмон, посетовал, что Моне дает свои полотнам слишком однообразные названия и решил переименовать картину. Скучное название «Корабли, входящие в порт Гавра» он заменил на эффектное – «Впечатление. Восход солнца».

Выставка вызвала иронию у большей части публики. Некоторые посетители возмущались и даже требовали вернуть деньги за входной билет. Не было недостатка и в разгромных рецензиях. Известному журналисту Луи Леруа особенно не понравилась картина Моне. Он писал: «Впечатление…ну, конечно, я так и знал! Не зря же я под таким впечатлением. Обойная бумага в стадии наброска и там смотрелась бы лучше, чем такая живопись». Слово впечатление – «импрессион», вошло и в заголовок той ругательной статьи Леруа. Однако, как это не странно художникам это слово пришлось по душе. С той поры они стали называть себя импрессионистами.

Импрессионизм, как название направления в живописи утвердилось. При этом картина Моне, давшая путевку в жизнь этому названию, долгое время оставалась в тени других его работ. Художник и сам не рассчитывал на ее успех: «Я просто писал, едва поспевая за светом. Для меня это была очередная картина, которую не удалось продать» – признавался он. И ошибся. После выставки его «Восходящее солнце» купил известный коллекционер за 800 франков. Побывав еще в одной частной коллекции, картина оказалась в экспозиции парижского музея Мармоттан-Моне.

Размер картины невелик, всего 48х63 см. Но истинный ее масштаб оценили лишь к средине 20 века. В 1985 году картина была похищена, но грабителям так и не удалось ее продать. А через пять лет полотно нашли в одном из заброшенных домов. Вскоре шедевр вернулся на свое законное место, чтобы зрители всего мира могли любоваться восходом солнца, произведшим на художника-импрессиониста Клода Моне такое впечатление 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут утра.

Ксения Минина

Читайте также: Он вдохнул в мрамор душу. Мировая культУРА

Альфред Сислей | Аллея каштанов

Альфред Сислей | Аллея каштанов | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Аллея каштанов

Художник: Альфред Сислей (Великобритания, Париж, 1839–1899, Море-сюр-Луан)

Дата: 1878 г.

Середина: Масло на холсте

Размеры: 193/4 х 24 дюйма (50,2 х 61 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Коллекция Роберта Лемана, 1975 г.

Регистрационный номер: 1975.1.211

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Музейные публикации

Великолепное наследие: Коллекция Хавмейера

Коллекция Роберта Лемана. Том. 3, Картины девятнадцатого и двадцатого веков

Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог

Похожие произведения искусства

  • Альфред Сислей
  • Коллекция Роберта Лемана
  • Холст
  • Картины маслом
  • Картины
  • Из Европы
  • Из Соединенного Королевства
  • С 1800 по 19 г. н.э.00

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Коллекция Роберта Лемана в The Met

Коллекция Роберта Лемана — одна из самых выдающихся частных коллекций произведений искусства в Соединенных Штатах. Завещание Роберта Лемана Метрополитен-музею является замечательным примером американского коллекционирования двадцатого века.

Французский импрессионизм – 6 ключевых характеристик

Первым современным художественным направлением, создавшим сложные произведения, вдохновленные реальной жизнью, был французский импрессионизм. Это было радикальное художественное движение, зародившееся в конце 1800-х годов и в котором участвовало несколько парижских художников. Французские импрессионисты восстали против классических сюжетов и приняли современность, желая создавать произведения, отражающие мир, в котором они жили.

Рождение французского импрессионизма

Французский импрессионизм зародился как восстание нескольких молодых художников в Париже около 1863 года против жесткого художественного истеблишмента. Художникам-импрессионистам потребовалось около 20 лет, прежде чем насмешки сменились признанием. Французскому импрессионизму свойственны мелкие, тонкие, но заметные мазки, открытая композиция, упор на точное изображение света в его меняющихся качествах, часто акцентирование эффектов течения времени, обыденность сюжета, включение движения.

Французский импрессионизм возник в противовес академической живописи. Оставив позади исторические, мифологические и ориенталистские темы, это новое движение сосредоточилось на сюжетах и ​​сценах из повседневной жизни. Цель заключалась не в том, чтобы нарисовать большую фреску с точным визуальным представлением, а в том, чтобы позволить себе выразить ощущения, испытываемые во время рисования. Световые и климатические явления, в том числе снег, дождь и волны, а также радости и горести людей оставили мимолетные впечатления, которые художники стремились запечатлеть и воспроизвести на холсте.

Почему это называется французским импрессионизмом? Эти французские художники пытались изобразить не отражение реальной жизни, а «впечатление» о ней, о том, какими для них были человек, свет, атмосфера, объект или пейзаж. Импрессионисты были заинтересованы в том, чтобы запечатлеть атмосферу момента, а не создать реалистичное изображение сцены. Они хотели нарисовать мир таким, каким они его видели, со всеми его несовершенствами и мимолетной красотой.

Импрессионистов больше интересовало воздействие света на предмет, чем точное изображение формы, потому что они считали, что свет имеет тенденцию размывать очертания формы и отражать цвета окружающих предметов в тени. Их картины часто отличались свободными мазками, яркими цветами и размытыми краями. В результате получился стиль, одновременно современный и неподвластный времени.

Основные характеристики французского импрессионизма

Картину французского импрессионизма легко распознать, вот некоторые признаки, на которые следует обратить внимание:

  • нарушенный цвет
  • свободная и свободная кисть
  • расслабленный и местами неаккуратный рисунок
  • фокус на съемке мимолетной среды и того, как мы видим  мир
  • композиций, которые помещают вас в картину

Художники, положившие начало французскому импрессионизму

Наиболее известными французскими художниками-импрессионистами являются Клод Моне, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Гюстав Кайботт, Камиль Писсаро и Берта Моризо. Мане повлиял на развитие французского импрессионизма, он предпочитал рисовать предметы быта. Писсаро и Сислей рисовали сельские и речные пейзажи Франции.

Эдуард Мане

Французский импрессионизм Эдуарда Мане

Перемены начались с Эдуара Мане, доказательством этого является скандал, который он произвел в 1865 году своей картиной Олимпии. Никто еще не уходил так далеко от своих предшественников, как это сделал Мане. Живописец не игнорировал искусство в музеях, но он не находил в них себя и узнавал от музея ровно столько, сколько позволяло ему создавать новые композиции.

Мане по-своему отклонялся от академических навыков: уменьшал глубину, искажал объемы, заменял лепку контурными перегибами, отображал цвета в широких полях, а четкие участки окаймлял прямо на замкнутых участках. Примечательно в его творчестве то, что он редко создавал чистый пейзаж и всегда занимался композицией. Мане очень заботился о присутствии человеческой фигуры в своих работах.

Клод Моне   Впечатление-Восход солнца Клода Моне

Клод Моне был основателем французского импрессионизма и одним из самых талантливых художников своего поколения. Обучившись в Школе изящных искусств в Париже, он смог выйти за рамки методов и правил своего обучения, чтобы найти свой собственный путь и, таким образом, полностью раскрыть свой талант. В ответ на требования академической живописи Клод Моне вместе с другими крупными фигурами, такими как Пьер-Огюст Ренуар, основал движение импрессионистов. Уйдя от реализма, он придал своему искусству нереальную ноту. Моне усилил импрессионизм в своем искусстве, но всегда опирался на анализ действительности.

Его самые известные картины –  Впечатление,  Восход и Кувшинки . Клод Моне зарекомендовал себя как талантливый художник света и оставил нам внушительную коллекцию из более чем 2000 работ. В 1883 году он переехал в Живерне, где прожил почти 40 лет. Хорошо известно, что картина Моне Впечатление, Восход солнца была первым импрессионистским произведением искусства, которое также дало название движению.

Пьер-Огюст Ренуар «Мулен де ла Галетт» Пьера-Огюста Ренуара

Художественное призвание рано появилось в жизни Ренуара, впоследствии ставшего одним из самых известных художников французского импрессионизма. Работая с юных лет, он скопил достаточно, чтобы поступить в Школу изящных искусств в Париже в 1862 году. Он также часто посещал частную студию Шарля Глейра, где подружился с другими художниками, такими как Клод Моне.

Ренуар пришел к французскому импрессионизму, потому что ему нравилось улавливать и воспроизводить свет, и он часто сочинял радостные сцены моментов празднования или совместного счастья. Его самые известные картины включают Обед гребцов , Две сестры (на террасе) и Ла Гренуйер (Лягушачий пруд) .

Gustave Caillebotte Jour de pluie à Paris by Gustave Caillebotte

Талантливый художник Гюстав Кайботт был другом искусства и убежденным гуманистом. Кайботт известен своей приверженностью и покровительством движению французского импрессионизма. Именно он организовал в последней четверти XIX в. четыре выставки, посвященные этому художественному направлению.век.

Хотя Гюстав Кайботт рисовал для хобби и иногда ошибочно считался любителем, историки искусства теперь считают его оригинальным и смелым художником. Его самые известные работы включают « Paris Street »; Дождливый день , Скребки для пола и Вид на крыши (Эффект снега) , все они сильно напоминают и остро свидетельствуют о Париже 19-го века. Этому художнику в первой половине 2016 года в музее Живерне была посвящена выставка из 80 работ.

Камиль Писсаро Avenue de l’Opera – «Солнечное утро» Камиллы Писсарро

Родившийся в Вест-Индии, Камиль Писсаро обнаружил свое художественное призвание в школьные годы в Пасси, недалеко от Парижа. После двух лет в Венесуэле он навсегда переехал во французскую столицу, где часто бывал в Швейцарской академии, важном месте встречи для целого поколения художников и возможности завязать крепкие дружеские отношения, в том числе с Моне и Сезанна.

Этот основатель французского импрессионизма на протяжении всей своей жизни пытался раздвинуть границы своего таланта. Он работал с Сезанна, прежде чем заинтересовался дивизионизмом после встречи с Сера. Среди его работ Иней и Бульвар Монмартр ночью , и это лишь некоторые из них.

Поль Сезанн Гора Сент-Виктуар Поля Сезанна

Сезанн провел свою жизнь между Парижем, где он часто посещал Швейцарскую академию, и городом своего рождения, Экс-ан-Прованс. Сезанн был обнаружен позже, чем его современники, только в 1895 году и ретроспективе, организованной Амбруазом Волларом, широкая публика, наконец, заинтересовалась его работами.

Сезанн, сегодня один из самых известных французских художников-импрессионистов, прославил город Экс-ан-Прованс и возвышающуюся над пейзажем гору Сент-Виктуар. Гора вдохновила почти 80 работ Сезанна, в том числе Мон-Сент-Виктуар, вид из Бельвю .

Французский импрессионизм и пленэрная живопись

До 19 века художникам приходилось смешивать свои собственные краски из сырых пигментов, которые они часто сами растирали из различных ингредиентов. Это означало, что было трудно брать краски на улицу, поэтому большинство картин было выполнено в студии.

Ситуация изменилась в 1800-х годах с появлением тюбиков с масляной краской, что позволило художникам отправиться в сельскую местность.

В начале 1860-х годов четверо молодых художников: Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль обнаружили, что их объединяет интерес к рисованию пейзажей и реальной жизни, и они часто выходили вместе, чтобы рисовать на открытом воздухе. . Рисуя при солнечном свете прямо с натуры и используя доступные яркие синтетические пигменты, они начали развивать более светлую и яркую манеру рисования. Это был очень радикальный метод живописи, но к поздним десятилетиям XIX в.го века этот метод живописи стал обычной практикой.

Движение распространилось на Италию, где Маккиайоли были группой художников, писавших на пленэре в Тоскане во второй половине девятнадцатого века.

В Англии художники Ньюлинской школы использовали этот метод в конце 19 века.

Движение распространилось на Америку, начав с Калифорнии, а затем переместившись в другие американские районы, известные своим естественным освещением, включая долину реки Гудзон в Нью-Йорке.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *