Композиция в рисунке. Основы композиции в учебном рисунке. — Ghenadie Sontu Fine Art
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое.
Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.
Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.
Композиция — это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции — это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.
Рис.28
Хорошим упражнением для развития композиционного видения может послужить такой прием. Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно его размеру и форме (рис.
По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу «от простого к сложному», включив в компоновку два и более предметов. Таким образом закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем. Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения.
При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги.
5. Определить центр композиции.
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
7. Выявить объем предметов посредством светотени.
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, подбираются в соответствии с определенным сюжетом или темой. По тому, как составлена учебная постановка, можно предопределить будущую композицию, ибо сама постановка, в некотором смысле, уже есть композиция.
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и о его расположении, пропорции и других изобразительных моментах в процессе рисования чревато лишь срисовыванием или механическим переносом предметов постановки на бумагу. Постановка предметов, включенных в композицию, может быть не совсем удачной. В одном случае они могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом — плохо просматриваться в глубине постановки (т.е. за крупным предметом) или предмет может иметь незнакомую конструкцию и т.

Рис.29
3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
Правильность компоновки предметов изображения прежде всего зависит от формы предметов, составляющих постановку, и их размерных величин (рис.29). В данном случае имеется в виду один предмет. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально. Это связано с закономерностью зрительного восприятия. В каждом отдельном случае расположение листа к модели выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. Во всяком случае, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.
4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа.
Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на полях или отдельном листочке). Для этого необходимо определить место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. При компоновке группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом. После чего намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Они нужны для размещения изображения натурных постановок. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих этих случаях нарушается композиция.
Рис.30
5. Определить центр композиции.
Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, т.е. серединная часть целого. Под зрительным центром понимается наиболее выделяющаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд. Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным, во многом это зависит от расположения главного, основного предмета, вокруг которого группируются остальные, а также от выбора точки зрения. Композиционный центр на листе определяется так называемым центральным лучом (крестообразной пометкой), полученным условным симметричным делением формата путем проведения вертикальных и горизонтальных линий. Пересечение двух линий можно считать центром композиции, заключенным в пределах зрительного поля. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, масштаба и направления тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было «ни убавить, ни прибавить» в пределах отверстия (рамки «формата»). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи (рис. 30).
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
Построение предметов на плоскости бумаги следует начать с определения их мест в пределах границ, отведенных им ранее. Определение этих мест осуществляется легким касанием карандаша, при этом намечаютобщими овалами места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов (рис.31). Затем на листе намечают общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве. В последующем, при построении конструктивной основы форм предметов, необходимо обратить особое внимание на перспективное изображение оснований предметов, т.е. на расположение их следков на плоскости стола и расстояние между ними. При этом следки оснований не должны накладываться, а края выступающих поверхностей предметов врезаться друг в друга. Кроме того, расстояния между предметами должны быть логически выдержаны.
Рис.31
7. Выявление объема предметов посредством светотени.
Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые контрасты, а затем — полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Нельзя забывать, что работа над выявлением объема предмета тоном — это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Об этом, к сожалению, часто забывают, находясь в плену у натуры. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, уточнять их пропорции, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном ~ это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.
Рисование тоном требует развитого чувства формы и цельного видения. При штриховке целесообразно класть тон штрихами по форме предмета. Такое направление штриховки в рисунке дает хорошую рис 31 возможность добиться объемности формы предмета.
Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Такой подход не означает, что деталями полностью пренебрегают. Не следует также делать их «камнем преткновения». Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.
8. Завершение и обобщение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.
Схемы поиска композиционного равновесия на примере пятна-окружности на листе бумаги
Рис. 32. Плоскостные композиции из геометрических фигур
Рис.33. Объемно-пространственные архитектурные композиции
In Art, Академический рисунок, Обучение искусству, Рисунок*, Школа Искусств Tags учебный академический рисунок, учебные пособия, Композиция, изображение предметов на листе бумаги, Основы композиции, композиция рисунок, Методическое пособие, Учебное пособие, Компоновка, композиционный центр рисунок, Композиция в рисунке, Основы композиции в учебном рисунке, рисунок живопись композиция, композиция карандашом рисунок, школа рисунок, картина композиция, композиция основа, объемно пространственная композиция рисунок, построение рисунка композиция
Правила хорошей композиции в рисовании — Gamedev на DTF
Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.
53 456 просмотров
Фрэнк Фразетта
Оригинал статьи здесь.
Что такое композиция?
Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.
Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а еще, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.
Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.
Визуальная иерархия
Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.
Правила композиции
Числа Фибоначчи
Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).
Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.
По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается и абсолютно другим правилом, встречающимся в природе, — «Золотым сечением».
Золотое сечение
«Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью.
Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.
Срединная линия
Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.
Правило третей
Правило третей — не единственное верное и исключительное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший «путеводитель» и способ сделать изображение интереснее.
Правило нечетных чисел
Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.
Типы композиционных структур
Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.
С одной точкой фокуса
Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.
Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:
Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta)
Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.
Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи воздушной перспективы. Четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает взгляд зрителя.
Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.
Дэйв Рапоза (Dave Rapoza)
И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?
Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.
Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.
Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.
Со множественными точками фокуса
Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.
Пётр Яблонски (Piotr Jablonski)
В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.
Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины справа. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.
Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — дама с сигаретой. Она кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную точку фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.
В конечном счете, у нас есть третья главная точка фокуса, мужчина, который стоит за леди. И, тем самым, наш взгляд блуждает между этими тремя точками фокуса и сигаретой. Вы заметили, что дым играет роль в соединении этих точек фокуса? Это только один из способов, который художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «оставить» нас в пространстве изображения. Пётр Яблонски также использует контрастирующие формы и направляющие линии, чтобы обрамить композицию.
Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:
Джессика Ойхенарт (Jessica Oyhenart)
И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.
Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.
Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.
Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.
Рамочная структура
Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.
Карла Ортиз (Karla Ortiz)
Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.
В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.
В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.
Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.
Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.
Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:
Якуб Розальски (Jakub Rozalski)
Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.
Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.
Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.
Путевая структура
Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.
Эйтан Зана (Eytan Zana)
Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.
Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.
Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.
А в этой картине Якуба Розальски — жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:
Якуб Розальски (Jakub Rozalski)
Перед нами смесь правила третей и золотого сечения вместе с множеством наводящих и точек фокуса внутри. Фигура механического объекта главенствует в левой верхней части картины, тогда как женщина, будучи второй в визуальной иерархии, «добавлена» к группе деталей и мгновенно привлекает внимание зрителя. Что до золотого сечения, то наиболее загруженная часть изображения — верхний левый угол, и, если идти от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размере.
Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.
В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.
Симметричные и асимметричные структуры
В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.
Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)
Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.
Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.
Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.
Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:
Рафаэль (Raffael)
Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.
Структура ведущих линий
В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.
Карла Ортиз (Karla Ortiz)
В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.
Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.
Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:
Пётр Яблонски (Piotr Jablonski)
Эта картина отображает нечто необычное, странное. Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.
Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.
Несмотря на это, композиция работает. Она проводит идею паранормальности, разрушая устойчивые нормы, она нарочно сделана «странной».
Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.
С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.
Заключение
Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.
Составляя композицию, помните:
О конкурсе «Путешествие во времени»
Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.
В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.
Как рисовать: Композиция и чертежи планирования
Композиция определяется как то, как объекты и предметы, которые вы собираетесь рисовать, расположены, организованы и объединены. Вы можете расположить вещи, которые собираетесь рисовать. Вы можете организовать их в группы. Кроме того, вы можете комбинировать разные вещи, например, разные виды фруктов в миске.
Однако композиция может также относиться к тому, как вы организуете и упорядочиваете вещи в уме перед тем, как начать рисовать. Это может относиться к элементам разных фотографий, которые вы хотите нарисовать, и к тому, как вы объединяете аспекты сцен каждой фотографии в один рисунок. Композиция — это расположение предметов и объектов на вашем рисунке. Композиция вашего рисунка может заинтересовать и очаровать любого, кто на нее посмотрит …… если она достаточно сильна.
Правила композиции Существует несколько так называемых правил композиции, но лучшее, что мы можем вам дать, — это руководство, с которым вы можете работать для создания сильных композиций. Чем больше вы рисуете, эти вещи станут для вас второй натурой, потому что вы сможете увидеть мысленным взором, что нужно в вашей композиции или чего-то не хватает.
Вам нужно:
- Координатор . Это центр интереса, единственная вещь в вашем рисунке, на которую кто-то смотрит.
- Контраст . Светлые и темные значения. Они создают формы, формы и тени.
- Строки . Направляйте человека, который смотрит на вашу фотографию, к другим разделам.
Нет, мы не имеем в виду стрелки. Давайте снова используем вазу с фруктами в качестве примера. Линии банана ведут чей-то взгляд вверх и влево туда, где рядом с чашей стоит стакан апельсинового сока. Линия ваших предметов или объектов должна направлять зрителей к другим областям вашего рисунка. Просто помните, что мы говорим о естественных линиях, а не о направленных линиях.
- Негативное пространство . Это пространство, которое не занято вашим фокусом или важным предметом.
- Перекрытие . Если вы рисуете натюрморт с вазой с фруктами, вы не хотите, чтобы фрукты стояли рядом. Вы хотите, чтобы они перекрывались или наслаивались. Перекрытие добавляет глубины. Это также добавляет единства.
- Доля . Вам не нужен огромный банан и апельсин размером с виноградину. Вы должны дать достаточно места для различных аспектов вашего рисунка.
Как создать фокальную точку
Фокусная точка — это та часть вашего рисунка, которая привлекает наибольшее внимание. Возможно, это самый заметный объект на вашем рисунке, или, может быть, он самый интересный, а все остальные вещи вокруг него просто придают ему фокус. В любом случае, создание фокуса в ваших композициях имеет решающее значение для вашего рисунка. Сильная композиция придает увлекательный, интересный рисунок. Если у вас нет фокуса, рисунок будет менее интересным и с меньшей вероятностью будет одобрен другими — независимо от того, насколько вы хороший художник.
Ниже мы перечислили некоторые методы, которые вы можете использовать, чтобы подчеркнуть фокус. Возможно, вы сможете без проблем создать координационные центры самостоятельно, или вы можете найти эту информацию поучительной и полезной.
- Фокус никогда не должен быть центром вашей композиции. Всегда размещайте его не по центру. Причина в том, что он требует полного внимания. Люди смотрят на это и не видят ничего другого. Вместо этого поместите его не по центру. Линия взгляда каждого человека сначала автоматически направляется к центру изображения, поэтому позвольте взгляду ваших зрителей сместиться в фокусную точку.
Таким образом, они увидят весь ваш рисунок и почувствуют полное воздействие.
- Используйте вторичные точки фокусировки. Вторичные фокусы — это менее интересные предметы, которые вы ставите рядом с фокусом, чтобы привлечь к нему внимание.
- Пусть объекты на вашем рисунке «укажут» на ваш фокус.
- Используйте более сильный контраст и больше деталей на точке фокусировки, чем на других объектах и субъектах. Вы хотите, чтобы он выделялся.
Балансировка предметов и объектов
Убедитесь, что вы уравновешиваете объекты на рисунке. Если все ваши предметы на рисунке имеют одинаковый размер, то все получается идеально. Но если это не так, у вас может получиться рисунок, который выглядит перекошенным и несбалансированным.
Вы можете создать баланс, просто планируя свои рисунки. Планируйте свои ценности и свои формы. Точно так же, как вы не хотите, чтобы все большие объекты находились на одной стороне ваших рисунков, а все мелкие объекты — на другой (с перекосом), вы не хотите, чтобы все темные значения были на одной стороне, а светлые — на другой. Итак, снова планируйте свои рисунки. Изучите формы, которые создают различные значения. Изучите тени и блики. Обратите внимание на разные значения. Вы не только хотите сбалансировать форму ваших объектов, вы хотите сбалансировать значения и формы, которые эти значения создают.
Пропорция
Когда вы планируете свой рисунок, вы также должны решить размер объектов. Пропорции ваших предметов важны, но все зависит от вас. Возможно, вы хотите, чтобы ваш фокус был больше, чем другие объекты. Возможно, вам все еще нужно определиться с центром внимания. Вы также должны решить, сколько места будет занимать точка фокусировки, и распланировать негативное пространство. Потратив время на планирование всего этого, вы получите более увлекательный рисунок и привлекательную композицию.
Типы композиций
Типы композиций относятся к способам расположения, организации и объединения объектов. Конечно, вы можете упорядочить свои фотографии как угодно, но эти типы помогут вам организовать композицию и разместить фокус.
Композиция «S»
Субъекты образуют фигуру, похожую на букву «S». Композиция плавная и изящная. Это идеальный тип для пейзажей, где река или деревья протекают по рисунку.
Композиция «O»
Для этого типа вы рисуете предметы, объекты, ценности и линии, образуя букву «O». Ваша фокусная точка находится в центре буквы «О».
Композиция «U»
Этот тип обычно имеет вертикальные объекты с обеих сторон рисунка с горизонтальной линией между ними, образующими букву «U». Вы можете использовать это пространство для фокуса, если хотите, или оставить его как место для отдыха глаз.
Композиция «L»
Хотите узнать больше? Пройдите онлайн-курс «Как рисовать».
Объект, субъект или вертикальная масса на одной стороне рисунка с открытой областью на другой стороне. Он также имеет горизонтальное основание, которое образует букву «L». Ваша фокусная точка может быть на объекте слева или на открытом пространстве. Выбор ваш.
Туннель Композиция
Вид через дверной проем, замочную скважину, окно или вид из-за деревьев или гор.
Сгруппированная массовая композиция
Расположение нескольких предметов разной формы и размера, сгруппированных вместе. Отличный натюрморт с фруктами!
Композиция из расходящихся линий
В этом типе композиции несколько линий ведут к точке. Эта точка является идеальным местом для фокуса. Эти линии могут образовываться крышей, зданием, забором или линиями деревьев.
Планирование композиции из фотографий Рисование фотографии может быть ошеломляющим. Тем не менее, рисовать фотографии может быть немного сложнее.
Первое, что вы хотите сделать, когда рисуете фотографию, это изучить ее. Есть вещи, которые вы не видите, просто взглянув на фотографию, но вы увидите, когда будете ее изучать. Обратите внимание на различные объекты, значения, размеры объектов и формы, созданные значениями.
Затем сделайте копию фотографии, если хотите сохранить ее. Получив копию, нарисуйте на фотографии линии сетки. Если на фото много деталей, используйте маленькие квадратики. Если деталей не так много, используйте квадраты большего размера. Это поможет вам разместить все в нужном месте, и вам будет намного проще рисовать все, что вы видите. Это не будет так подавляюще.
Вот еще несколько советов:
- Нарисуйте сетку и на бумаге для рисования.
- Если вы хотите, чтобы ваш рисунок был больше фотографии, убедитесь, что сетка, которую вы рисуете на бумаге, пропорционально больше, чем квадраты сетки на фотографии.
- Слегка нарисуйте линии сетки на бумаге, чтобы потом их можно было стереть.
- Рисуйте по одному квадрату за раз.
Нарисуйте то, что вы видите в квадрате фотографии, на соответствующей сетке на бумаге.
- Не бойтесь «добавлять» фотографии, чтобы сделать их интереснее. Добавьте шапку человеку. Положите червяка в помидор.
Попробуйте это: Выберите фотографию, которую хотите нарисовать. Создайте на нем сетку, затем нарисуйте пропорциональную сетку на бумаге. Вы даже можете пойти дальше и нарисовать картинку, если хотите. |
Воспоминания о рисовании
Ваши воспоминания прекрасны. Они хранятся в вашем уме, как сокровище, и вы можете вернуться к ним, когда захотите. Теперь, когда вы научились рисовать, вы можете перенести их на бумагу. Может быть, вы хотите нарисовать свою любимую собаку из детства или даже плюшевого мишку. Может быть, даже паук, которого вы видели, был очарователен!
Возможно, когда вы станете лучше рисовать, другие люди тоже попросят вас записать их воспоминания на бумаге. Полицейские скетчеры делают это каждый день и рисуют подозреваемых, используя воспоминания других людей.
В этой статье мы научим вас рисовать эти воспоминания.
Видение образа в уме Чтобы вызвать воспоминание в уме и визуализировать его, вы используете как зрение (образ из памяти, сновидений или воображения, который вы видите в своем мысленный взор) и ваше восприятие (способ, который вы используете для понимания и обработки сенсорной информации).
Сенсорная информация поступает к вам от пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Из всех этих чувств зрение дает самую сильную сенсорную информацию, и это та сенсорная информация, которую вы чаще всего используете для рисования того, что видите в своем воображении. Само собой разумеется, что вы не можете нарисовать то, чего никогда не видели. Даже если вы только мечтали о милом маленьком щенке, вы все равно его видели. Если вы его не видели, вы не сможете точно его нарисовать.
Перед тем, как рисовать, вам нужно уделить время тому, чтобы сосредоточиться на объекте, который вы хотите нарисовать. Закройте глаза и полностью сосредоточьтесь на этом. Сосредоточьтесь на всех деталях. Это похоже на запоминание того, что вы видите — как если бы вы запоминали детали дома, перед которым стоите, — чтобы вы могли нарисовать его позже. Запомните, что у вас на уме — это звучит почти смешно, не так ли?
Получение перспективы
Убедитесь, что вы запомнили свой объект на уровне глаз, потому что его будет легче рисовать. Помните, вам придется рисовать перспективу. Гораздо проще добавить перспективу к вещам на уровне глаз, особенно когда вы не собираетесь иметь перед собой объект, на который можно ссылаться во время рисования. Верно, это будет в вашем уме, но поскольку это в вашем уме, перспективу будет труднее воспроизвести, если она не на уровне глаз.
Посмотрите на предмет со всех сторон, если сможете. Это поможет вам нарисовать его лучше. Как этот милый щенок выглядит со стороны? У него есть белое пятно меха на левой стороне лица, но нет на правой? Эти вещи помогут вам создать более точный рисунок, но также и более реалистичный.
Выбор расстояния просмотра Детали и четкость исчезают по мере удаления от чего-либо. Вернемся к нашему примеру с милым маленьким щенком. Если вы видите его мысленно как бы далеко от себя, возможно, вы не замечаете темного пятна на его глазу или небольшого шрама над носом. Кроме того, если вы видите объект с расстояния более тридцати или сорока футов, он начинает выглядеть размытым. Однако, если вы находитесь слишком близко к объекту, вы не можете видеть все контуры и структуру. Находясь слишком близко к щенку, вы можете видеть только его глаза и морду.
Идеальное расстояние для просмотра — достаточно далеко, чтобы вы могли видеть объект или предмет целиком, но достаточно близко, чтобы вы могли видеть детали. Композиция, которую вы выберете, также определит, насколько близко или далеко вы должны быть от объекта.
Найдите в своем доме знакомый вам предмет. Посмотрите на него с другой стороны комнаты, ближе к своему лицу, затем из середины комнаты. Обратите внимание, как много деталей вы видите с каждого расстояния. Это поможет вам определить расстояние просмотра, которое вы хотите использовать, когда рисуете свои воспоминания.
M Форматы памяти
Есть несколько форматов, в которых воспоминания хранятся в вашей памяти. Два, о которых мы собираемся поговорить, — вербальный и визуальный, потому что именно они используются для рисования чаще всего.
Вербальные воспоминания — это когда вы вспоминаете объект с помощью слов. Вы можете дать очень подробное, лаконичное словесное описание, и именно оно даст вам зрительный образ. Возможно, вы сможете описать сцену из отпуска и представить ее себе.
Зрительные воспоминания — это те, которые вы можете видеть в уме. Эти типы воспоминаний, вероятно, вам будет легче всего нарисовать, но все люди разные.
Просто помните, что ваша память становится самой сильной сразу после того, как вы что-то увидели или испытали. Информация начинает исчезать в течение нескольких минут. Когда вы начнете рисовать, вам нужно будет сделать грубый набросок воспоминаний, которые вы хотите воссоздать как можно скорее. Если вы видите симпатичного щенка, который, по вашему мнению, мог бы стать милым рисунком, сделайте его грубый набросок, как только сможете. Вы можете подождать, но если ждать более 48 часов, может стать сложно вспомнить все детали.
Попробуйте это: Подумайте о предмете, который вы видите каждый день в своем доме, а затем попытайтесь нарисовать его по памяти. |
D вербальные воспоминания
Если вы рисуете воспоминания других людей, вы будете рисовать вербальные воспоминания. Судмедэксперты и полицейские рисовальщики делают это каждый день. Это может показаться трудным, но это не сильно отличается от рисования из собственных воспоминаний, как только вы научитесь это делать.
При рисовании словесных воспоминаний вы полагаетесь на произносимые детали, чтобы рассказать вам о том, что вы видите. Если вам нужно, составьте список деталей, как кто-то сказал вам или как вы помните их, когда впервые начинаете рисовать из словесных воспоминаний. Затем используйте эти детали, чтобы построить свой рисунок.
Попробуйте это: Попросите друга или члена семьи описать вам человека или животное. |
Золотые правила композиции в искусстве – разъяснения и иллюстрации – ZenARTSupplies
Что такое композиция в искусстве? Почему важна композиция? Какова наиболее распространенная цель композиции в искусстве? | Практические советы и приемы
СОДЕРЖАНИЕ: Ищете что-то конкретное? Перейти вперед, используя ссылки ниже:
Перейти к золотым правилам композиции | Выберите хороший предмет | Спланируйте свою композицию | Создайте сильный фокус | Использование композиционных карт | Выбор цвета | Положительные и отрицательные пространства | Масштаб и перспектива
Что такое композиция в искусстве?
Композиция в искусстве — это расположение различных элементов в произведении искусства. Более подробно, это то, как элементы искусства и дизайна — линия, форма, форма, цвет, текстура, величина и пространство — располагаются в соответствии с принципами искусства и дизайна — масштабом, пропорцией, единством, разнообразием, ритм, масса, форма, пространство, баланс, контраст, акцент, объем, перспектива и глубина. Создание гармоничных отношений между элементами и принципами. Здесь, в этой статье, я попытался объяснить основные принципы и правила композиции простыми словами, наглядными примерами, основанными на работах великих мастеров, а также на нескольких собственных.
Какова наиболее распространенная цель композиции в искусстве?
Составление композиции — это часто упускаемый из виду шаг в создании произведений искусства. Возможно, все правила вместе взятые кажутся слишком сложными, но если вы будете выполнять их по одному, вы поймете, что на самом деле они довольно просты. Понимание того, как и почему каждое правило дает вам свободу творчески использовать их бесконечными способами или даже отказаться от них. Когда все сделано правильно, это приближает вас на один шаг к созданию убедительного произведения искусства.
То, как вы упорядочиваете и размещаете элементы в произведении, влияет на то, как зритель воспринимает его и взаимодействует с ним. Если элементы, которые будут использоваться, спланированы бессистемно, окончательная работа может оказаться слишком хаотичной. Цель состоит в том, чтобы все они существовали вместе в гармонии. В каждой работе один или два элемента могут доминировать и становиться центром внимания, а другие элементы играют вспомогательные роли. Удачная композиция в искусстве гарантирует, что не будет слишком много элементов, конкурирующих за внимание. Таким образом, зритель будет знать, на чем сфокусироваться, и сможет лучше оценить работу в целом.
Золотые правила композиции
‘ А после рисования идет композиция. Хорошо скомпонованная картина наполовину готова». — Пьер Боннар
Рисунок тушью Леонардо да Винчи под названием «Витрувианский человек» является прекрасным примером высшего золотого правила, «Золотого сечения» в художественной композиции. Математически это отношение 1 к 1,618, также известное как «Золотое число». Он иллюстрирует идеальные пропорции человеческого тела, идеально сочетая математику и искусство. В эпоху Возрождения художники называли это «Божественной пропорцией», они применяли математическую теорию к своим композициям, чтобы создать эстетически приятное и сбалансированное произведение искусства. Наиболее распространенным его применением является использование Золотого прямоугольника, как показано на изображении ниже.
Это всего лишь беглый рассказ о золотом сечении, поскольку оно, безусловно, заслуживает отдельной главы для глубокого понимания его истории, математики и того, как его можно применять на практике. Сегодня есть другие более простые и легкие способы добиться хорошей композиции в искусстве. Давайте погрузимся в каждый ниже.
Подберите хороший объект
Выбор хорошего предмета, который выглядит эстетически, может показаться слишком очевидным, но создание хорошей композиции начинается с выбора отличного предмета и приближает вас на один шаг к вашей цели. Почему бы не начать с поиска вдохновения в предметах вашего дома для натюрморта или, возможно, вы почувствуете больше вдохновения на открытом воздухе? Вы можете начать с темы, например различных пейзажей, или просто чего-то, что бросается в глаза, например, вазы с яркими цветами, чтобы помочь вам развить свое использование цвета.
Не ограничивайте себя, попробуйте изучить их все, и, возможно, вы наткнетесь на то, что вас больше всего вдохновит. Важно, чтобы вы искренне интересовались своим предметом, эта страсть поддержит вас и отразится в вашей готовой работе. Имейте в виду, что ваша цель на начальном этапе состоит в том, чтобы развивать свои навыки, и, как сказал Винсент Ван Гог, «По мере того, как практика делает совершенным, я не могу не прогрессировать; каждый рисунок, который вы делаете, каждый этюд, который вы рисуете, — это шаг вперед». Как видите, интерес Ван Гога к подсолнухам был настолько велик, что он создал так много картин, изображающих их в качестве сюжета.
По часовой стрелке сверху слева: 1 — версия , 2 — версия , 3 — версия и 4 — версия . На каждой картине в качестве сюжета изображены подсолнухи, и все же каждая из них отличается от других версий, показывая, насколько вы можете исследовать вариации одного и того же предмета, который вас искренне интересует.
Спланируйте свою композицию
Чтобы создать хорошую художественную композицию, представьте, что вы создаете визуальную карту для зрителя, чтобы привлечь его внимание к сильной фокусной точке. Если элементы просто размещены случайным образом, не задумываясь об их функции, зритель останется в замешательстве и может потерять интерес, потому что работа кажется незавершенной. Вот почему то, как вы расположите их на своей картине, должно быть сделано с большим вниманием и тщательным изучением. Меньше всего вам хочется, чтобы ваша работа выглядела как набор разрозненных предметов, лишенных гармонии и связи друг с другом.
В этом случае привычка делать наброски ежедневно будет очень полезна. Имея под рукой журнал набросков, вы сможете поработать над своими идеями, записать свои заметки и создать несколько эскизов ваших потенциальных работ, прежде чем перейти к следующему этапу. .
Мой набросок замка в Италии пером и тушью в нашем ZenART Artist Sketchbook Journal (карманный размер B6), который я беру с собой для рисования на открытом воздухе. Сначала я сделал быстрый набросок, чтобы тщательно проработать композицию, прежде чем приступить к рисованию. Как видите у меня немного закончилась бумага, и нижняя часть эскиза не влезла. 🙂 Тем не менее, ключевыми элементами композиции я остался доволен. В конечном итоге это сэкономит вам время, особенно драгоценное при работе на пленэре, убережет вас от ненужной траты художественных материалов и поднимет настроение.
Создайте сильную фокусную точку
Фокусная точка картины — это часть, которая естественным образом привлекает внимание зрителя. Фокусные точки не имеют ограничений и могут быть любого размера, формы или цвета по вашему выбору. Создание сильных фокусных точек — важный навык, которым нужно овладеть, поскольку он повлияет на общую композицию вашего произведения искусства и на то, как оно будет выглядеть. Для этого художники могут использовать несколько приемов: контраст, изоляцию, размещение, конвергенцию и необычность. Прежде чем приступить к рисованию, не торопитесь и придумайте фокус. Задайте себе такие вопросы, как:
- В чем главная привлекательность моей картины?
- Как я хочу, чтобы он выделялся?
- Какую технику можно использовать, чтобы выделиться?
Эти наводящие вопросы обеспечат, чтобы ваша художественная композиция имела сильную фокусную точку и привлекла внимание зрителя.
В этой картине Геррита ван Хонтхорста под названием «Сват» контраст между светом и тенью (светотень) был использован для создания сильного фокуса: женщина справа, освещенная теплым светом, а две другие слева служат акценты.
Использование композиционных карт
Блестящие мастера искусства, такие как Леонардо да Винчи, Джотто и Тициан, усовершенствовали эту технику композиционного рисунка. Композиционные карты подчеркивают основные предметы картины, позволяя им выделиться среди остальных, привлекая взгляд зрителя и плавно направляя его по картине к фокусу.
ТреугольникТреугольник в искусстве — проверенный временем фаворит среди художников, стремящихся создать идеально сбалансированную композицию. Это очень устойчивая и прочная форма, которая хорошо переводится при использовании в качестве композиционного ориентира.
Линии непрерывно направляют взгляд зрителя от одной точки треугольника к другой, устраняя отвлекающие факторы и позволяя глазу легко сфокусироваться на основных объектах. Невидимый треугольник визуально удерживает вместе все элементы картины и их отношения друг к другу.
«Святое семейство Каниджани» Рафаэля. Иосиф (его голова как вершина), сгорбившись над посохом, смотрит вниз на сидящую Елизавету (положение ее тела идеально выровнено с краем треугольника) с Иоанном Крестителем на коленях, при этом его тело повторяет форму ее тела, создавая гладкую потока, он, в свою очередь, смотрит на младенца Иисуса и прикасается к нему, который так же расположен на коленях Марии, и, наконец, ее голова лежит под руками Иосифа, завершая поток треугольника.
Чем больше треугольников вы используете, тем больше шансов получить более динамичную композицию в своей работе. Ниже приведен пример произведения искусства, содержащего более одного треугольника, создающего очень интересный визуальный диалог.
Эдгар Дега «Танцевальный класс в Опере». Форма балерины слева следует диагональной линии по направлению к другой балерине, вытягивающей ногу по той же линии. С правой стороны тело балерины имитирует угол треугольника, а ее вытянутая ступня указывает на солирующую балерину слева. Позиции ее и других балерин следуют диагональной линии, оставляя балетмейстера в рамке треугольника, он, в свою очередь, смотрит на солирующую балерину слева, а она тоже смотрит на него. Пустой стул остается один и находится в центре другого треугольника. История, которую создает эта картина, просто поразительна. Это заставляет задуматься, для кого это кресло? Правило третей Три — это явно золотое число при размещении различных элементов в искусстве, и по своей природе оно также является сбалансированным числом. Эту математическую теорию можно использовать и при создании композиций в искусстве, она помогает разместить предметы на вашей картине, чтобы они оставались сбалансированными, а не скученными в центре.
Вот как это работает: представьте свою картинную плоскость, затем разделите ее на три горизонтальные и вертикальные линии. Теперь у вас есть сеткообразные деления по всей поверхности. Четыре точки, в которых горизонтальные и вертикальные линии пересекаются друг с другом, будут лучшими местами для ваших фокусных точек.
Пришло время решить, какую из четырех точек использовать в качестве главного фокуса, а затем использовать оставшиеся три точки в качестве вспомогательных элементов. Размещение важных объектов на этих точках или рядом с ними обеспечивает равномерное распределение и создает эстетически привлекательную композицию. Это дает зрителю сбалансированное пространство, в котором он может перемещаться и лучше ценить каждый ключевой элемент картины.
Использование магического круга в художественной композиции придает ей ощущение баланса, сопровождаемое плавным движением круглой формы, создавая естественное притяжение между взглядом зрителя и произведением искусства. Чтобы использовать эту технику рисования, вы можете иметь реальный объект круглой формы с объектом или в качестве объекта или разместить ключевые элементы в круглой форме, это гарантирует, что внимание ваших зрителей будет сосредоточено именно там, где вы хотите.
Баланс выбора цвета
Теперь, когда вы познакомились с различными способами создания привлекательных композиционных карт, давайте познакомимся с не менее важной теорией цветовой гармонии. В художественной композиции цветовая гармония связана с различными характеристиками эстетически приятных цветовых сочетаний. Эти комбинации создают контрасты и дополнения, которые считаются гармоничными. Они могут быть дополнительных цветов, раздельно-дополнительных цветов, цветовых триад или аналогичных цветов.
При выборе цветов убедитесь, что они находятся в балансе друг с другом. Изучите разницу между теплыми и холодными цветами и воспользуйтесь Руководством по смешиванию цветов , которое поможет вам спланировать цветовую палитру.
В картине Анри Матисса «Танец» очень ярко используется расщепленно-дополнительная цветовая гармония. Говорили, что он рисовал их прямо из тюбиков с краской. Он использовал только три цвета — красный, зеленый и синий. Резкая яркость красного на фоне приглушенных зеленых и синих цветов создает интенсивный контраст. Эта картина также использует Волшебный круг в качестве основной композиционной карты. Так же, как танцоры в «Танце под музыку времени» Пуссена, танцоры здесь так же танцуют в кругу, сцепив руки.
Баланс положительного и отрицательного пространства
Позитивное пространство является основным фокусом вашего произведения искусства, а негативное пространство является фоном или областью вокруг вашего основного объекта. Негативное пространство не является пустым пространством, а скорее служит опорой для акцентирования объекта внимания. Балансировка отрицательного и положительного пространства — деликатный процесс, вы можете легко переборщить в любом случае, если не будете осторожны. На всякий случай постарайтесь, чтобы в вашей художественной композиции было примерно равное количество отрицательного и положительного пространства. Однако, если вы хотите создать оживленную, многолюдную картину, использование большого количества негативного пространства хорошо работает, делая акцент на позитивном пространстве. При правильном использовании то, как вы уравновешиваете свое положительное и отрицательное пространство, поможет рассказать ваши истории в ваших композициях только в искусстве.
Основной масштаб и перспектива
Масштаб
Термин «масштаб» относится к размеру объекта по отношению к другим объектам в вашем произведении. Мы часто соотносим масштаб с размером человеческого тела, если объект меньше или больше по отношению к нам. Это также относится ко всей структуре композиции вашей работы в искусстве.
Художники разных периодов исследовали использование масштаба для создания визуальных эффектов. При использовании с идеальными пропорциями это может придать вашей картине ощущение реализма. Но при изменении до большего или меньшего размера, чем в натуральную величину, художник получает возможность заявить о себе или внести в работу элемент прихоти или фантазии.
Картина Рене Магритта «Портрет Стефи Лангуи» рассказывает очень сюрреалистическую историю с использованием невероятных объектов. Стефи заглядывает в пещеру, в то время как двое мужчин, кажется, не обращают внимания ни на нее, ни на огромный камень рядом с ними. То, как воспринимаются ваши композиции, может быть довольно субъективным, для каждого зрителя может разворачиваться своя история. В древнеегипетском искусстве масштаб использовался для обозначения иерархического статуса фигур или предметов.
Перспектива
Перспектива — это метод, используемый для создания трехмерных изображений на двухмерных поверхностях, чтобы придать им иллюзию глубины. Когда дело доходит до композиции, есть два вида перспективы — линейная перспектива и атмосферная (воздушная) перспектива.
Линейная перспектива
Линейная перспектива достигается с помощью линий и точек схода. По мере того, как объект приближается к точке схода, он становится меньше и менее детализированным. Отдельный рисунок может содержать одноточечную перспективу, двухточечную перспективу или многоточечную перспективу.
Мой эскиз акварелью, пером и тушью в альбоме ZenART B6 Artist Sketchbook монастыря в Италии с использованием одноточечной перспективы. Дорожка, колонны и арки следуют прямолинейному пути и становятся все меньше и меньше по мере приближения к точке схода. Гюстав Кайботт «Парижская улица; дождливый день» иллюстрирует использование двухточечной перспективы на парижском перекрестке с большой точностью, как показано выше.

Представьте, что вы идете по прямой дороге с телефонными столбами вдоль тротуара. Ближайшие к вам столбы высокие, и детали четкие; но по мере того, как вы смотрите вперед, полюса постепенно становятся меньше, а детали становятся все туманнее и туманнее, чем дальше они от вас. В конце концов, последние видимые вашему глазу кажутся такими маленькими, что кажется, что вы можете поднять их большим и указательным пальцами. Глубокое понимание перспективы очень важно при создании художественных композиций пейзажей и городских пейзажей.
Атмосферная перспектива Другой способ показать глубину и расстояние в вашей картине — использовать атмосферную перспективу. Как следует из названия, это техника, которая показывает влияние атмосферы на вашу композицию. Например, объекты на переднем плане, такие как трава, близлежащие деревья и цветы, имеют более четкий фокус и детали, а также более глубокие или яркие цвета и оттенки. По мере того как ландшафт отступает, атмосфера заставляет объекты казаться более бледными, размытыми и иметь более синий оттенок. Если небо затянуто облаками, а солнца практически нет, атмосфера заставит удаленные объекты выглядеть еще бледнее и менее резкими, имея даже более сероватый, чем голубой оттенок.
Обычно, чем дальше фон, тем бледнее будет голубоватый тон. Но помните, всегда есть исключения, особенно в природе. Осенние краски, облако, отбрасывающее тень на далекий холм, области, внезапно более плотно покрытые деревьями, — все это может привести к тому, что некоторые области на заднем плане станут темнее или приобретут другой цвет. Просто внимательно наблюдайте за своим окружением и старайтесь запечатлеть красивые изменения цвета, которые вы видите.
Картина Клода Лоррена «Морской порт на закате» прекрасно передает магию атмосферы (воздушной перспективы), которую можно достичь в художественных композициях. Предметы на переднем плане полны деталей и окрашены в яркие цвета. Чем дальше задний план от переднего плана, тем меньше становятся детали, отдаленные области выглядят немного туманными, а цвета становятся все светлее и светлее.
Контрастные цвета помогают создать иллюзию глубины и пространства на картине. С использованием теплых землистых цветов для переднего плана и холодных цветов для горизонта, тем самым создавая оптическое восприятие еще большей глубины.
(Вверху) Мой набросок замка в Италии, выполненный пером и тушью в нашем журнале ZenART B6 Sketchbook.(Внизу) Середина моего рисования на холсте с использованием контрастных цветов. Вы можете видеть, насколько полезно сначала набросать свои идеи, упростить и даже принять композиционные решения (например, удалить несколько деревьев), прежде чем зафиксировать их на холсте.
Практика использования масштабирования и перспективы может быть легкой! Начните с изучения фотографий с принципиально правильными масштабами и перспективами, скопируйте их расположение и обратите пристальное внимание на то, как отличаются или изменяются детали. И ничто не сравнится с рисованием на пленэре для лучшего понимания того, как работает атмосферная перспектива. Как только вы лучше поймете, как эти два элемента работают вместе, вы сможете постепенно исследовать и экспериментировать с различными способами их использования в своих собственных композициях в искусстве.
Я надеюсь, что это дало вам все инструменты, необходимые для изучения и экспериментирования при создании собственных композиций. Не торопитесь и приступайте к каждому правилу или методу по одному. Не забывайте держать свой дневник эскизов под рукой и практиковаться в нем как можно чаще, берите его с собой, ведь никогда не знаешь, когда и где может прийти вдохновение!
И, конечно же, мы хотели бы услышать о вашем опыте. Какие правила композиции являются для вас новыми? Какие из них вы обычно/интуитивно используете? Какое правило композиции в искусстве кажется вам наиболее сложным? Не стесняйтесь оставлять комментарии, и мы будем рады ответить на любые ваши вопросы.
Итак, теперь, когда вы ознакомились с Золотыми правилами композиции, пришло время применить их на практике! Следующая глава, которую мы приготовили для вас, поможет вам быстро приступить к упражнениям по композиции.
— ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С АВТОРОМ-
Ардак Касенова – современная художница из Лондона, соучредитель и креативный директор ZenART Supplies. Ее визуальный стиль — современный импрессионизм — имеет схожие эстетические качества с французскими импрессионистами. После 20 лет успешной корпоративной карьеры, став матерью двух замечательных девочек, и с постоянным развитием своей практики, беря частные уроки у лучших художников , которых она могла найти; Ардак решила, что пришло время связать свою жизнь со своей истинной страстью — Искусством. Руководствуясь этой страстью и опытом корпоративного лидерства, она стала соучредителем ZenART.
» Мое сердце и душа всегда были с Искусством, и с самого детства, сколько себя помню, я мечтала стать художником.