Как итальянский футурист Филиппо Томмазо Маринетти приезжал в Москву и почему его невзлюбили русские футуристы

Когда основатель и предводитель итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти заявил, что едет в Россию, основатели русского футуризма твердо вознамерились его освистать. Перед ними, таким образом, встала сложная задача: освистать Маринетти так, чтобы ему это не польстило.

Теги:

история

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

Считается, что итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти изобрел футуризм. Произошло это, по его собственному утверждению, так: однажды он несся на своей машине по узкой дороге в окрестностях Милана — с невероятной для 1908 года скоростью в 50 или, может быть, даже 60 км/ч. Впереди показались двое велосипедистов. Чтобы избежать столкновения, Маринетти круто повернул руль и вместе с машиной улетел в канаву. Из этого глубоко потрясшего его опыта и родился итальянский футуризм. Маринетти и примкнувшие к нему друзья-футуристы воспевали скорость, прогресс, технику, опасность, промышленность, трамваи, автомобили, самолеты, поезда.

Презирали искусство прошлого, библиотеки, музеи, Венецию, лунный свет, благородные руины, романтизм, макароны, женщин (в особенности). Считалось, что все это мешает итальянскому народу завоевать Триполитанию и встать в один ряд с передовыми державами планеты.

Футуристов Москвы и Петербурга такое положение дел не устраивало. Во-первых, они настаивали (категорически), что все ниспровергать и ничего не уважать додумались сами (и действительно, вполне могли додуматься). Во-вторых, на Триполитанию и судьбы итальянского (и любого другого) народа им было глубоко наплевать.

В 1914 году, зимой, перед началом Первой мировой войны, Маринетти собрался в Россию с гастролями. Маринетти был к тому времени знаменит — в немалой степени своими перформансами. Выставку без хорошей драки он считал прошедшей зря, в его проектах футуристического театра предлагалось мазать кресла в зрительном зале клеем, а зрителей, предварительно заперев двери, поить в буфете слабительным. В поваренной книге итальянских футуристов имелись рецепты блюд с подшипниками.

«Футуризм, — признавался сам Маринетти, — это желание быть освистанным». Перед русскими футуристами, таким образом, стояла сложная задача. Как освистать человека, желающего быть освистанным, так, чтобы ему это не польстило?

Накануне визита Маринетти корреспондент газеты «Вечерние известия» осведомился у художника Ларионова, считавшегося тогда самым футуристическим из московских футуристов, как он будет встречать итальянского коллегу. «Мы устроим ему торжественную встречу, — заявил Ларионов. — На лекцию явится всякий, кому дорог футуризм как принцип вечного движения вперед, и мы забросаем этого ренегата тухлыми яйцами, обольем его кислым молоком! Пусть знает, что Россия — не Италия, она умеет мстить изменникам». И добавил, что итальянец — футурист второй свежести. В Петербурге же Велимир Хлебников и его друг Бенедикт Лившиц, «не сговариваясь друг с другом, пришли к убеждению, что Маринетти смотрит на свое путешествие в Россию как на посещение главою организации одного из ее филиалов».

Подобного, разумеется, нельзя было допустить — люди, целью своей жизни по- ставившие ниспровержение старой русской культуры, не могли допустить, чтобы это за них делал какой-то заезжий миланский хлыщ.

В печати развернулась полемика — у итальянца нашлись защитники из менее радикальных и более коммерчески ориентированных русских футуристов. Художник Малевич публично размежевался с художником Ларионовым. Маяковский и Бурлюки настолько сильно не желали видеть итальянца, что раньше срока прервали поездку в Киев — чтобы успеть в Москву и здесь на встречи с Маринетти демонстративно не ходить. Маринетти же, узнав, какой прием ему готовят, расправил плечи и заявил, что прекрасно боксирует и неплохо владеет рапирой. По всему выходило, что намечается любимое футуристическое зрелище — публичный скандал.

Москва Маринетти не понравилась — оказалась слишком европейской и недостаточно экзотической. Понравились только собор Василия Блаженного и Кремль, которым итальянец остался очень доволен, заявив: «Какая нелепая штука!» На трех лекциях гостя — в Политехническом музее и в Консерватории — произошло нечто гораздо более оскорбительное для его футуристической репутации, чем инцидент с тухлыми яйцами.

Был невероятный аншлаг, причем в первых рядах сидели московские щеголи и их дамы — самая нефутуристическая публика из возможных — и с восторгом слушали, как Маринетти пламенно ругает мещан (то есть их). Дамы присылали ему надушенные любовные записочки, которые он складировал в гостиничном номере и там подсчитывал.

В задних же рядах на третьей лекции из трех замаячили мрачные фигуры русских футуристов во главе с Ларионовым. Отправились разбираться. Но Ларионов не знал французского, и ругань оставалась непереведенной. Разборка перешла в попойку. «Они пили, — пишет очевидец событий, — потому что понимать друг друга они не понимали». И продолжает: «Все это как- то тянулось. Маринетти был очень вежлив, продолжал дискуссию».

А Ларионову надоело это слушать, тем более что он ничего не понимал, и он ему сказал: «Пойдем выпьем!» А тот не понимал. Тогда Ларионову пришла в голову блестящая идея, и он похлопал себя пальцем по шее – что называется, предложил залить за воротник, — но Маринетти, конечно, этого не понял. Тогда Ларионов сказал: «Какой дурак! И этого не понимает!»

Пили водку в «Альпийской розе» на Кузнецком мосту. Водку там подавали графинами и платили за нее по мере обмеления графина — «на палец, на два пальца». Явился Маяковский и единолично выпил несколько пальцев. Драки не получилось, как не удалась и любая другая форма содержательного контакта. В этом смысле оставалось рассчитывать только на столичный Петербург.

В Петербурге Маринетти уже ждали поэты-авангардисты Лившиц и Хлебников, которые в ночи перед его приездом отправились печатать специальную оскорбительную листовку. Хлебникова с его первобытной образностью и попытками докопаться до корней языка Маринетти называл «поэтом каменного века», а Хлебников, первые экспериментальные стихи опубликовавший за год до падения Маринетти в канаву, полагал итальянца устаревшим дураком и наглым иностранцем. В такой позиции было, конечно, некоторое лукавство. Но совсем чуть-чуть. Так как речь шла о борьбе не только личной, но и национальной — за первенство русской культуры в ниспровержении всяческих устоев.

Футуристами Хлебников и его друзья себя не называли — они изобрели термин «будетляне».

Содержание же листовки было таково: «Сегодня иные туземцы припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы… Люди воли остались в стороне. Они помнят закон гостеприимства, но лук их натянут, а чело гневается. Чужеземец, помни страну, куда ты пришел! Кружева холопства на баранах гостеприимства». Будетляне с гордостью объявляли себя азиатами, причем в подобных заявлениях была отчетливая патриотическая нота — европейское искусство они трактовали как заемное и навязанное извне, а авангардизм — как первый полностью аутентичный чисто русский художественный феномен.

Была в этом противостоянии и классовая нотка. Итальянский гость был, вообще-то говоря, аристократом, и когда за обедом непринужденно рассказывал нищим будетлянам о том, как под свои футуристические эксперименты купил отдельный дом, те морщились — потому что иногда и ели-то не каждый день. Особенную ненависть у них вызывал Валерий Брюсов, про которого ходил дикий слух, что у того якобы есть собственный пробочный заводик. Будетлян с большой неохотой пускали в кабаре «Бродячая собака», в то время главное богемное заведение города, — потому что у них, по выражению одного из участников, «не было складки на брюках».

У Маринетти складка на брюках была. И потому Бенедикт Лифшиц с особым удовольствием описывает в своих мемуарах, как однажды утром на итальянце разошлись единственные черные штаны «в самом критическом месте»: «Выступать же перед столичной публикой в пиджачном костюме ему казалось совершенно невозможным. Напрасно старался я пробудить в нем футуристическое бесстрашие и равнодушие к мнению окружающих, напрасно подзадоривал желтой кофтой Маяковского и разрисованными щеками Бурлюка».

Итальянец застрял в Петербурге и почти каждый вечер кутил в «Собаке» с поклонниками и спорил с будетлянами. Лившиц нападал на него: «К сожалению, Хлебников для вас пустой звук: он совершенно непереводим в тех своих вещах, где с наибольшей силой сказалась его гениальность. Самые отважные дерзания Рембо — ребяческий лепет, по сравнению с тем, что делает Хлебников, взрывая тысячелетние языковые напластования и бесстрашно погружаясь в артикуляционные бездны первозданного слова…»

Увы, итальянец не соглашался признать приоритет русской зауми (хотя бы потому, что никак не мог понять, что это такое). Вместо этого он краснел, сердился и кричал, что русские, как обычно, занимаются своей потусторонней метафизикой и футуризм тут совершенно ни при чем. Ему возражали, что и к захвату Триполитании футуризм тоже имеет мало отношения.

И действительно, как им было понять друг друга? Там, где Маринетти провозглашал: «Занг-тумб-туум!», звукоподражательно изображая артиллерийский обстрел Адрианополя, Крученых заявлял: «Дыр бул щыл убеш щур», и это уже вообще ничего не значило, кроме разложения языка до его первобытных хтонических оснований. Пока Маринетти писал в манифестах, что нужно засыпать венецианские каналы, снести палаццо и на их месте построить военные верфи для завоевания Адриатики ради вящей славы итальянского государства, хлебниковские программные тексты, объявлявшие самого Велимира королем времени, а его друзей марсианами и председателями земного шара, гласили:

«Не возразим ли мы, что и человек — тоже двурукое государство?» За Маринетти признали разве что его, по выражению Лифшица, «фаллический напор в сто лошадиных сил», а весь его футуризм в конце концов объявили только выжимкой злободневной современности (страшное оскорбление!). Маринетти же уехал из Петербурга в недоумении. Его так и не побили, на что он, кажется, рассчитывал. «Будетляне, — заявил он, — живут не в будущем, а в каком-то сверхпрошедшем времени». Русские футуристы перефутурили итальянских. Состоялось ниспровержение ниспровергателей. Через четыре месяца началась Первая мировая война.

Определение и суть философии футуризма в культуре, основные представители

Какие есть подходы в понимании футуризма

Начало прошлого столетия ознаменовалось для человечества намного более сложным и неоднозначным, чем казалось ранее. Это была кризисная и переломная эпоха, которая породила радикальные трансформации мировосприятия и мироощущения, а также смену мировоззренческой парадигмы. Все это не могло не отобразиться в художественной картине мира, в обновленных эстетических концепциях и философских теориях.

Мироощущение человечества этого времени характеризовалось негармонизированностью, энтропийностью, хаотичностью, большой степенью динамичности и изменчивости. В этих условиях футуризм стал одним из средств воплощения нового мировосприятия.

Определение 1

Под футуризмом понимают художественное авангардистское течение, зарождение которого связано с началом прошлого века, а наибольшие проявления этого течения пришлись на такие страны как Италия и Россия.

Особенности итальянского футуризма

Это художественное направление зародилось в 1909 году и было связано с появлением в газете «Фигаро» «Манифеста футуризма», написанного Т. Маринетти. В этом манифесте Маринетти обращался к молодым итальянским деятелям искусства и культуры. И главным посылом этого обращение был призыв к отрицанию всех духовно-культурных ценностей прошлых веков.

Среди прочего, в числе устаревших назывались романтическая любовь, жалость и уважение к человеческой личности. Многое было подвержено переосмыслению, новой оценке с позиций новых условий социально-природной окружающей среды, которая молниеносно менялась под воздействием последних достижений в области науки и техники.

Технические достижения футуристы ставили на самое почетное место и говорили о том, что эти достижения меняли непосредственно человеческую психику, а на первый план выдвигали:

  • мобильность;
  • динамику;
  • активность;
  • скорость;
  • энергетику.

Нередко в качестве главных объектов изображения в рамках произведений футуристов становились технические новинки.

Специфика философии футуризма

В становлении художественного метода большое значение имели идеи Ф. Ницше — с его культом «сверхчеловека». Немаловажное место в методологии также отводилось А. Бергсону, учение которого воспевало гимн героизму и силе, одновременно всемогущему и жестокому, циничному человеку Нового времени. Целью нового человека было создание нового мира, в котором уже не нашлось бы места «рухляди». Сделать это предполагалось с помощью войн и революций. В 20-е годы большое количество итальянских футуристов восторженно встретили идеи фашистского режима — в нем они видели непосредственно средство для создания нового мира.

Философия футуризма включает также специфическое понимание свободы слова. Под ней понимали возможность как свободно выражать смысл и семантику при помощи слов, так и возможность управлять собственным смыслом. Такое понимание позволяло насыщать произведения многочисленными языковыми играми, символами математики, коллажами, звукоподражаниями, играми со шрифтами. Все это должно было разрушить традиционную однозначную взаимосвязь слова и его смысла. Оно должно было привести к созданию обновленного современного смысла или смыслов — не выраженных при помощи слов.

Заметно влияние футуризма в скульптуре и живописи, где произошло множество открытий и появилось множество течений. Яркий представитель футуризма — Боччони — использовал в своей работе разнообразные материалы: его скульптуры были из дерева, стекла, кожи, зеркал, картона, одежды, электрических лампочек и т. д. Тем самым он в некоторой степени заложил основы поп-арта.

Также можно говорить о том, что Балла, к примеру, стремился к синтезу цвета, звука, движения и пластической формы — и это позволило ему стать основоположником позднейших синтетических видов искусства.

Замечание 1

Для футуристов был важен прямой контакт и обратная связь с аудиторией. Поэтому они постоянно вовлекали реципиентов во взаимодействие и превращали их в активных участников творческого процесса.

Хотя позиции футуристов иногда были противоречивы, благодаря им в искусстве появилось качественно новое понимание смысла, форм и методов, обусловивших дальнейшее развитие искусства прошлого века.

французских фильмов о связях | Art/Life: The Futurism Revolution

Информация о DVD

Режиссер: Лука Вердоне
Формат: Цвет, NTSC, 16/9
Регион: 900 08  Все регионы/зоны
Языки:  английский, итальянский
Дата выпуска:  31 марта 2013 г.
Продолжительность:  52 минуты + 40 минут (бонус) 19США (+ 5 долларов США за международную доставку) Приобрести корпоративный DVD + Лицензия

Синопсис

«Искусство/Жизнь: Революция футуризма» — первый футуристический документальный фильм о футуризме. Реконструкции, международные ученые и критики, до сих пор не публиковавшиеся архивные изображения и произведения искусства. Графическая опера с новой субъективной и эмоциональной точкой зрения.

Филиппо Томмазо Маринетти рассказывает от первого лица историю о зарождении и эволюции футуристического движения и его дальновидном влиянии на искусство и общество с начала 20 века до наших дней. Динамичность. Одновременность. Скорость. Вот как документальная драма рассказывает историю о футуристическом движении, делая акцент на интенсивности общения, чтобы вовлечь и удивить зрителя. Для Маринетти коммуникация в любой форме была точкой опоры футуристического авангарда, рычагом, с помощью которого можно революционизировать общество начала 20-го века: каждое выражение творчества могло и должно было быть футуристическим.

Настоящий разрыв с прошлым, иллюстрированный работами главных героев: от Боччони до Баллы, от Сант-Элии до Деперо и многих других, присоединившихся к движению. Представление поперечного сечения европейского общества первых лет века и взрывного воздействия, которое Движение оказало на мысль и искусство.

Доступ к семейным архивам Маринетти и сотрудничество фондов Баллы и Северини и нескольких музеев предоставили эксклюзивный архив изображений и фактов. Прежде всего, историко-научная координация внучки поэта Франчески Барби Маринетти позволила лично рассказать историю от первого лица с точной исследовательской работой и написанием сценария.

Бонусные функции

  • Люс Маринетти
  • Футуризм и политика
  • Пять чувств
  • Прыжок вперед
  • Опера

Отзывы

    • Джино Аньезе , эссеист и историк (Рим, Италия)
    • Гюнтер Бергхаус , старший научный сотрудник (Бристольский университет, Великобритания)
    • Маурицио Кальвеси , профессор искусства и историк (Рим, Италия)
    • Симона Чильяна , профессор литературы и историк авангарда (Рим, Италия)
    • Джордано Бруно Герри , писатель и историк (Рим, Италия)
    • Даниэле Ломбарди , пианист и композитор (Флоренция, Италия)
    • Акилле Бонито Олива , искусствовед (Рим, Италия)
    • Дидье Оттингер , помощник директора, Центр Помпиду (Париж, Франция)
    • Клаудия Саларис , историк авангарда (Рим, Италия)
    • Марио Вердоне , критик, профессор и писатель (Рим, Италия)

Promo

Другие ссылки

Официальный сайт

Adobe запрещает использование Photoshop Новые функции искусственного интеллекта для наготы

Даже не думайте об этом .

Pinky Promise

Новые генеративные инструменты искусственного интеллекта в Photoshop уже здесь — и Adobe очень, очень, очень, пожалуйста, не хочет, чтобы вы использовали их для создания порно, ясно?

Предположительно в ответ на растущую экзистенциальную угрозу, которую ИИ с преобразованием текста в изображение, такие как DALL-E и Midjourney от OpenAI, представляют для давнего повелителя королевства графического дизайна, Adobe на этой неделе представила бета-версию своего нового набора генеративных инструментов ИИ. Эти инструменты, получившие название Adobe Firefly, по-видимому, впечатляют — победа, учитывая, что изображения, созданные искусственным интеллектом, уже оставили без работы китайских иллюстраторов видеоигр и украсили обложку Vogue Italia.

«Я думаю, что это изменит количество людей, создающих контент», — сказал Дэвид Вадхвани, президент Adobe по цифровым медиа, NBC , «и количество людей, которые могут монетизировать творение».

И тем не менее, несмотря на очевидный энтузиазм Adobe, бета-версия содержит изрядную дозу инструкций для пользователей, большая часть которых посвящена всему, что пользователям разрешено создавать , а не . И в верхней части этого списка, который нельзя генерировать, среди ряда других больших — и, казалось бы, довольно трудно поддающихся контролю — «нет», находится «порнографический материал или откровенная нагота». Извините, народ!

В частности, он включает в себя МНОГО правил о том, какие типы контента вам разрешено создавать. включая «ненавистный» или «насильственный» контент, а также все, что является «порнографическим» или содержит «наготу»

что одновременно необходимо и нелепо спросить.

Дипфейк-порно, которое наносит серьезный и разрушительный реальный вред, становится все более распространенным явлением за последние несколько лет, и мы уже стали свидетелями того, как легко генеративные инструменты ИИ могут ускорить создание убедительных порнографических дипфейков; Между тем, было бы определенно ужасно, если бы программы ИИ вдруг стали инструментами для воплощения любых оскорбительных фантазий (с этой целью стоит отметить, что у Adobe есть специальный пункт, запрещающий производство изображений сексуального насилия над детьми). Пользователи Firefly должны держаться подальше, вероятно, самый безопасный выбор для Adobe, по крайней мере, с точки зрения бизнеса.

Тем не менее, мир порно сложен — в конце концов, что такое порно и что такое искусство? Эти линии на песке не всегда ужасно четкие, и тот факт, что Adobe, чьи продукты долгое время играли центральную роль в экономике цифрового искусства, прямо запретил любую откровенную наготу, кажется значительным.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *