Содержание

как передавать эмоции через изображение природы

Поленов стоял у истоков «пейзажа настроения»: через природу он выражал свое внутреннее состояние, настроение и чувства. Разберемся, чем уникальны эти картины.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Василий Поленов

1. Окулова гора. Холмы. Имоченцы, 1861
2. Переправа через реку Оять. С мельницы, 1869
3. Северная изба, 1870
4. Дом в Имоченцах, 1876
5. Горелый лес, 1881
6. Сказитель былин Никита Богданов, 1876

7. Зима в Имоченцах, 1880

В этой части мы поговорим о пейзажах Василия Поленова. Он стал одним из создателей жанра пейзажа настроения, открыв в нем то, чего до этого в русской живописи не было.

Все началось с детства 👇

🏡 В 10 лет родители привезли Васю в имение Имоченцы Олонецкой губернии. Это было чем-то вроде заповедника старого русского быта и русской архитектуры. Мальчик сразу чутким глазом художника разглядел красоту северной природы, деревянных домов и церквей, жителей этих суровых мест.

🌲 С этими местами связаны первые из дошедших до нас пейзажей Поленова — «Окулова гора. Холмы. Имоченцы», «Переправа через реку Оять. С мельницы», «Северная изба».

🎨 Поленов на два месяца прервал поездку в Европу от Академии художеств. Это время он провел в Имоченцах, написал пейзаж «Дом в Имоченцах». После он регулярно бывал в имении родителей, создал здесь этюд «Горелый лес», «Сказитель былин Никита Богданов».

❄️ В 1880 году Поленов побывал в Имоченцах в последний раз. Тогда художник создал пейзаж «Зима в Имоченцах» — одновременно и прощание, и сожаление. Прощание, потому что через четыре года имение продали, а сожаление из-за того, что Поленов никогда раньше не был здесь глубокой зимой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Василий Поленов

1. Московский дворик, 1878
2. Бабушкин сад, 1878
3. Заросший пруд, 1879

В 1878 году Василий Поленов переехал в Москву. Там он создал три пейзажа — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Все они экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, но вместо социального пафоса, близкого «передвижникам», предлагали зрителю тепло, поэтичность и лиризм — главные качества поленовских пейзажей.

🏡 «Московский дворик». Этот вид Поленову открывался из квартиры, которую он снял в Москве. «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — рассказывал художник про первоначальный этюд, из которого выросла картина. Поэтическая ткань живописи «Московского дворика» многими своими чертами соотносится с описаниями природы у Тургенева, любимого писателя Поленова. Неслучайно вторая версия «Московского дворика», подаренная художником писателю, всегда висела в рабочем кабинете Тургенева в Париже.

🌳 «Бабушкин сад». Поленов снова написал тот же усадебный дом, окруженный садом, что и в «Московском дворике». Безусловно, в теплых образах картины художник воплотил и собственные воспоминания о бабушке и родной усадьбе.

🍃 «Заросший пруд». Эта картина основана на этюдах, которые Поленов сделал в 1877 году в Петрушках — деревне под Киевом, где тогда жили его родители. Критики сравнивали этот пейзаж с жанром элегии в поэзии, отмечали начало нового этапа творчества Поленова и называли все три картины «своеобразной лирико-философской трилогией художника».

1. Иван Крамской. Портрет Веры Николаевны Воейковой, 1867
2. Василий Поленов. Портрет Веры Николаевны Воейковой, 1867

В прошлой части мы предложили вам угадать, какой из двух портретов Веры Николаевны Воейковой написал ее внук Василий Поленов.

Давайте еще раз внимательнее посмотрим на два портрета 👇

👨‍🎨 Иван Крамской — художник академической выучки, пишущий по строгим канонам. У его работы гораздо более мягкий и сдержанный, но в то же время тонкий и богатый колорит. Он умеет передать проницательный взгляд и выражение лица привыкшей управлять и командовать помещицы. Мастерски выписаны руки.

🎨 Молодой художник Поленов за руки еще даже не берется: это сложнее, чем лицо, ими можно все сказать — или все испортить. У Крамского классическим образом композиционно «закруглена» фигура модели, у Поленова она пока обрывается. Взгляд немного в сторону, но и характер раскрыт менее выраженно. Что и понятно: это для Крамского она помещица, а для Поленова — бабушка, которая как будто сказку рассказывает. Цвета более резкие, контрастные. Но все это наживное, главное — уже чувствуется умение точно ухватить натуру, стремление придать ей тепло и нечто светлое, солнечное.

Василий Поленов. Осень в Абрамцево, 1890

Завершим часть пейзажем «Осень в Абрамцево». Он связан с трагическим событием в жизни семьи Василия Поленова.

💔 В 1886 году у Василия Поленова умер первенец. Они с женой Натальей Васильевной вдвоем ходили к этому месту переживать свое горе и называли его «Федюшин уголок».

🍁 В картине Поленов смог через природу передать трагическое ощущение этой осени. Работа стала одним из шедевров жанра «пейзаж настроения».

❤️ Общее горе скрепило их брак, заключенный изначально не по-любви. Супруги будто заново взглянули друг на друга. Позже это была одна из самых счастливых и крепких пар в среде художников.

курс Level One

Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой

За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽ 650₽

подробнее о курсе

Пейзаж настроения. Природа и художник. 6 класс

1. Пейзаж настроения

ПЕЙЗАЖ
НАСТРОЕНИЯ
Природа и художник.
6 класс

2. “У каждого времени года Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет”.

О.Рязанова“У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ ГОДА
ОСОБЕННЫЙ ЗАПАХ И ЦВЕТ.
НО, ТАК СОВЕРШЕННА
ПРИРОДА,
ЧТО В ЦЕЛОМ ЕЕ КРАШЕ НЕТ”.
О.РЯЗАНОВА
Задание: выполнить пейзаж настроения.

4. Что такое настроение? Какое может быть настроение?

настроение
Что такое настроение?
Какое может быть
настроение?
Плохое
Хорошее
Тоскливое
Бодрое
Грустное
Веселое
Унылое
Игривое

5. Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли?

ЧТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖИ НАСТРОЕНИЯ, И
БЛАГОДАРЯ КОМУ ОНИ ВОЗНИКЛИ?

6. Историческая справка.


Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или,
наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти
передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж
настроения.
Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять
недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном
для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от
общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на
роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал
развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.

Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует
считать появление независимых от Академии художеств мастеров,
объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И
не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова,
безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов
их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской
культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в
жанре пейзажа настроения.

8. Основные черты пейзажа настроения:


В произведениях состояние природы в тот момент, в который она
запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению,
отражало оно и характер самого художника.
В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них
изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном
состоянии.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и
загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни
человека с окружающей его природы.

9. Николай Никанорович Дубовской

Один из
родоначальников
жанра «пейзажей
настроения»
Будучи романтиком,
Дубовской и пейзажи
воспринимал как средство для
выражения идей романтизма,
когда природа становится
неотъемлемой частью
личности, меняющейся,
борющейся со всем
рациональным и застывшим. В
работах Дубовского часто
фигурирует изображение
неба, с которым по степени
изменчивости может
поспорить разве что море.
Николай Никанорович Дубовской
Родина [1905]
За картину «Притихло», в
которой, по утверждению
Левитана, «чувствуешь
саму стихию», художник
был удостоен Большой
серебряной медали
Всемирной выставки в
Париже в 1900 году.
Николай Дубовской.Притихло. 1890.Холст,
масло. 76,5 ; 128 см

12. Алексей Кондратьевич Саврасов

Пейзажи Саврасова
написаны в лирическом
духе, отражая
одновременно и
собственные переживания
художника, и его
безграничную любовь к
родной земле.
А.К. Саврасов
«Вид на Кремль с Крымского
моста в ненастную погоду»
В картине, по признанию
современников, был
необыкновенно правдиво
передан момент – можно
было угадать и движение
туч, и шум ветвей дерева

14. «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. 

«Грачи прилетели»
А. К. Саврасова.
Картина достаточно проста по своему сюжету,
однако именно этой простотой она и подкупает.
Зрители видят в работе что-то знакомое душевное,
родное.
Грачи прилетели — это наступающая весна. Уходят
зимние холода, снега начинают таять, по улицам
бегут ручьи, солнце начинает пригревать.
Символом изменения природы становятся грачи,
которые прилетели с зимовки на родную землю.
Незатейливый сюжет, немного хмурый и даже
холодный, делают картину ещё более понятной,
так как зритель верит в правдивость
происходящего, может с лёгкостью вспомнить
весну, те ощущения, что просыпаются, когда птицы
наконец начинают возвращаться с юга и приносить
с собой тепло.

15. Василий Дмитриевич Поленов

Художник не стремиться
искусственно создать
настроение ,он даже не вносит
социальные мотивировки,
которые являлись довольно
характерными для его коллег.
Поленов считал, что искусство
должно радовать людей,
призывать их к гармонии.
В пейзаже «сюжет» как бы
«подсказан» сиюминутной
эмоцией художника, вдруг
увидевшего красоту
обыденного мотива в его
конкретности и случайности.
Выражению этой
сиюминутности как нельзя
более соответствует и
кажущаяся хаотичность
композиции картины и
пленэризм живописи
Поленова.
Московский дворик. 1878
Холст, масло. 64,5×80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

17.

Исаак Ильич Левитан.Пейзажи Левитана имеют особый
настроенческий строй – как
правило, спокойный и
поэтический, немного
таинственный и при этом
простой, часто печальный и
тоскливый, но всегда светлый и
щемящий сердца, и временами
трагический.
Пейзажи Левитана всегда больше
буквальных образов природы –
это картины души человеческой,
размышления о вещах
таинственных и неизреченных.

18. И.И. Левитан «Владимирка»

«Владимирку» называют русским
историческим пейзажем – на картине
изображено одновременно прошлое и
настоящее России. В то время, как
художник писал этот пейзаж,
Владимирка уже не была тем трактом,
по которому отправляли на восток
каторжников: использовалась
железная дорога. Но память о
прошлом как будто растворена в
самом пейзаже – тревожном,
мрачном, почти без тени надежды.

19. И.И. Левитан «Вечерний звон»

Пейзаж полон величия и
торжественности за счет
светового контраста уже темной
земли и еще светлого, с розовым
оттенком, неба, ясно и четко
отражающегося в недвижимой
глади воды. Река также
преисполнена спокойствия, по
ней едва заметно скользит
небольшая лодка, в которой
люди переправляются на тот
берег. Возле ближнего берега
изображены еще две
привязанные к берегу лодки со
скучающим лодочником.

20. И.И. Левитан «Над вечным покоем»

Беспомощность, хрупкость и
беззащитность — вот главные
чувства, которые испытывает
всякий зритель перед этой
работой великого художника.
Известно, что эту работу художник
писал, слушая музыку.
Торжественные и печальные звуки
траурного марша Бетховена
вдохновляли автора и заставляли
его создавать мрачную и почти
трагическую атмосферу этой
работы. Зритель слышит
завывание ветра, чувствует
пронизывающий холод, сырость,
слышит раскаты далекого грома.

21. Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист.

Коровин не описывает жизнь, а творит ее
цельный, гармоничный образ, увиденный и
возникший в цвете, свете, во всей его
жизненной трепетности. Его картины и этюды —
это всегда праздник, всегда открытие. К.А.
Коровин говорил, что что пишет не для себя, а
для всех, кто умеет радоваться солнцу,
бесконечно разнообразному миру красок, форм,
кто не перестает изумляться вечно меняющейся
игре света и тени . Именно это принципиально и
отличало живопись К. А. Коровина.
Портрет К.А. Коровина работы В. Серова

22. «Пейзаж с изгородью». 1919

Картина написана так, что разглядеть на ней
детали невозможно. Нигде нет одинокого
листа, одинокой травинки, внятной мелочи,
которая была бы выписана любовно и сложно.
Напротив, все написано широкими, легкими
мазками, и создает ощущение некоей
душевной легкости, чисто русского подъема и
«авось».
И несмотря на это – на очевидные огрехи, на
небрежность и почти неряшливость, картина
пышет жизнью. Небо светится голубизной, по
дороге хочется пройти, и так хорошо
вспоминать деревенские дни, теплые, тягучие,
наполненные рутинными простыми делами,
когда жизнь кажется совсем несложной и
понятной изнутри.

23. «Зимний пейзаж (Русская зима)». 1927

«Cозерцание красоты
через живопись — суть
самой живописи.»
Коровин К.А.

24. Спасибо за внимание!

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!

Передвижники | Русское искусство | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Читать Далее

  • Почему Мона Лиза так знаменита?

Викторины

  • Окончательная художественная викторина

Настроение: руководство по созданию настроения в пейзажах

От туманных озер до драматических рассветов — здесь есть все, что вам нужно, чтобы создать определенное настроение в своем пейзаже.
Синий вечер (холст, масло, 36 x 48) Анны Паккард

Магия настроения

Покойный художник Жан-Мишель Баския однажды сказал о своих преходящих сомнениях в себе: «Иногда я не могу идея, и я думаю: «Чувак, я просто вымылся», но это просто настроение». Эта фраза Это просто настроение , очень хорошо передает мимолетную природу этих особых чувств — и угрюмые пейзажи могут быть такими же неуловимыми. Но если все сделано правильно, создание определенного настроения в пейзажной живописи наполняет вашу работу эмоциями и очарованием, повышая узнаваемость и привлекательность для всех зрителей, независимо от того, кто они и какие жанры могут их привлечь на первый взгляд.

Независимо от того, пытаетесь ли вы изобразить драматизм восхода солнца или тоску туманного вечера, для передачи настроения пейзажа на холсте требуются точные техники передачи глубины, атмосферы, неба и многого другого. К счастью, мы вас прикрыли. Ниже вы найдете коллекцию наших лучших статей и видеороликов, которые вдохновят вас и помогут уловить суть сцены перед вами — рисуете ли вы на пленэре, по эталонной фотографии или по памяти и воображению.

Счастливый — или, лучше сказать, капризный? — творим, друзья!

Crystal Light (масло, 30 x 40) Erin Hanson

Inspiration Jumpstart
  • Эфирные пейзажи Энн Паккард | Где сливаются образ и воображение
  • Как создать настроение для большего воздействия
  • Танцы с цветом в t Пейзажи Эрин Хэнсон
9015 2 Хорнбек (акварель на бумаге, 19×27) Кэтрин П. О’Нил

Затуманивание
  • Рисование тумана и тумана
  • Как рисовать туман акварелью: A Dem о
The Road Less Taken (пастель, 12×16) Ричарда МакКинли

В поисках новых глубин
  • Пять советов для достижения пространственной глубины в ваших рисунках
  • 9 0152 Как создать иллюзию глубины: демонстрация
  • Понимание перспективы и глубины живописи
Фары (акварель на бумаге, 26×40) Susan Weintraub

Исследование атмосферы
  • Атмосферная перспектива: изучение пяти простых эффектов
  • 5 Секреты создания атмосферы в пейзажах, которые необходимо знать
  • Создание атмосферы в пейзажах с помощью цветовой температуры
  • Этот акварельный процесс создает драматическую атмосферу 9

    Предел неба
  • Пастельные указки для рисования облаков
  • Демонстрация акварели: драматическое рисование неба
  • 7 советов Нэнси Сильвии по рисованию облаков : Атмосфера и драма с Гордоном Маккензи

    Подробные видео

    И чтобы вывести свои знания о настроении на новый уровень (и даже выше), вот несколько видеороликов, которые вы можете приобрести для скачивания или немедленно транслировать, если вы Artists.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *