Педдизайн. Как создавать презентации быстро и красиво? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
В этой статье мы рассмотрим:
- Особенности педагогического дизайна
- Практику создания учебных материалов
- Золотые правила создания качественных презентаций
- Программы и сервисы, которые помогут педагогу в работе
Что такое педагогический дизайн
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — понятие в сфере образования новое. Образовательного контента становится все больше, и у преподавателей возникает потребность в том, чтобы четко и привлекательно структурировать информацию. Для этого и нужен педдизайн, цель которого — помочь учителям достичь результатов обучения.
Технология проста: понимаем потребности аудитории, определяем цели обучения и передаем информацию максимально точно, быстро и эффективно.
Но чтобы достичь желаемого результата, необходимо учесть все предпосылки и задать конечные свойства образовательного продукта.
В задачи педагогического дизайнера входит:
● анализ потребностей целевой аудитории, ее компетенций и ожидаемых результатов обучения;
● определение целей и задач учебного материала;
● анализ и структурирование материалов в соответствии с целями;
● выбор средств и методов учебной работы;
● создание элементов, стиля и визуального дизайна курса;
● разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
Часто такая работа требует усилий целой команды.
Как создаются учебные материалы
Существует пять этапов разработки учебных материалов.
1. Анализ
Самая важная стадия разработки.
Обозначаем ключевые параметры, изучаем потребности учеников, определяем задачи учителя, оцениваем целевую аудиторию, составляем список ожидаемых результатов.
2. Проектирование
Самая обширная и непредсказуемая стадия. На этом этапе обрабатываем результаты первичного анализа, составляем общий план и структуру материала. Создаем схему упражнений и оценок, визуальный ряд, интерфейс и сценарий проекта.
3. Разработка
Техническая стадия любого проекта. Все созданные материалы занимают свое место в общей структуре, «обрастают» новыми элементами, логическими связями.
4. Реализация
Учебный курс загружается в систему управления обучением или выгружается «в облако». Материал тестируется на практике. Проверяем, подходит ли урок/курс для выбранной аудитории, собираем первичные данные о его выполнении и эффективности.
5. Оценка
На этом этапе оцениваем эффективность, соотносим гипотетические результаты с реальными.
От абстрактного к конкретному
Одна из ключевых составляющих педдизайна — дизайн учебного опыта. Здесь внимание специалистов с инструкций и материалов переключается на самих обучающихся и на то, как они будут воспринимать обучение.
Дизайн учебного опыта учитывает техники и методики обучения, поведенческие и когнитивные особенности ученика. Его задача — проектирование понятного и предсказуемого взаимодействия со слушателем.
В дизайне учебного опыта тоже есть пять элементов, а градация происходит от абстрактного к конкретному:
1. Стратегия
Отвечаем на вопрос, каковы потребности и цели учеников. Цель почти любого опыта коренится в получении новых навыков, знаний, мотивации, чтобы изменить существующее поведение или научиться новому.
2.
Требования
Понимаем, какие ключевые темы, методы, действия и логистика необходимы для успешного обучения. Сюда же входит и материально-техническая база, без которой курсу не обойтись.
3. Структура
Составляем план, как будут структурироваться темы, мероприятия, логистика и оценки, как разные темы связаны друг с другом в сознании учащихся, в каком порядке они встречаются.
4. Взаимодействие
Решаем, что учащиеся будут делать, слышать и видеть во время обучения. Этот элемент связан с непосредственной разработкой материалов, заданий, лекций, дискуссий.
5. Восприятие
Определяем тон письменного контента, визуальный дизайн материалов, звуковое сопровождение.
Способы восприятия у учеников постоянно меняются, и это вынуждает преподавателей искать новые методы подачи материала. Грамотная визуализация поможет в разы увеличить эффективность обучения и восприятия контента.
Золотые правила создания презентаций
Педагоги в школе в основном не занимаются проектированием учебных курсов, однако навыки визуализации контента пригодятся и для создания презентаций. Как сделать материал красивым и лаконичным?
● Соблюдайте принцип семи пунктов.
Один слайд не должен включать больше семи элементов, будь то строки, картинки или схемы.
● Чередуйте контент.
Презентация похожа на текст: если он состоит из предложений одинаковой длины и одного вида, читать будет скучно. Так же обстоят дела и с презентацией. Поэтому чередуйте текст и слайды с изображениями, добавляйте графики, схемы и диаграммы. А удержать внимание аудитории помогут шутки.
● Не перебарщивайте с текстом.
Размещать на слайдах длинные тексты и зачитывать их во время презентации – дурной тон.
● Используйте картинки оправданно.
Не начинайте создавать презентацию с поиска изображений — они играют лишь вспомогательную роль. Если все внимание уделить только изображениям, презентация будет некачественной и с рыхлой структурой. Не перегружайте ее изображениями — для аудитории они неизбежно «сольются» в одну картинку.
● Делайте спокойный фон.
Светлый фон и темный шрифт всегда выглядят уместно, актуально и не отвлекают внимание от содержания, а сочетание белого фона и черного шрифта уже стало классическим, оно подходит для презентаций почти на любую тему и для любой аудитории. Агрессивный фон заберет все внимание на себя и может раздражать зрителей.
● Добавляйте логотип.
Например, это может быть логотип школы или другого образовательного учреждения, где работает педагог. С ним любая презентация будет смотреться более выигрышно.
● Придерживайтесь единого стиля.
Если в каждом слайде будет спокойный фон, легко читаемый на его фоне текст и логотип, такая работа всегда будет смотреться гармонично. Кроме того, так будет проще взаимодействовать с материалом, а аудитории — воспринимать контент.
● Создавайте заготовки.
Необязательно каждый раз создавать презентацию «с нуля». Разумно сделать заготовку, на слайдах которой будет спокойный фон, единый шрифт и логотип. Это существенно экономит время — при необходимости ее можно очень быстро заполнить содержимым.
Программы и сервисы, которые могут помочь педагогам в создании презентаций
● «Google Презентации» (Google Slides) — «облачный» сервис, который можно использовать в онлайн-режиме. В нем много шаблонов, в том числе есть целый раздел «Образование».
● Miro — интерактивная доска для создания онлайн-презентаций. Позволяет рисовать, добавлять файлы, есть инструменты для создания заметок, закладок, стикеров.
● Keynote — аналог PowerPoint для операционной системы Mac.
● LibreOffice Impress — упрощенная альтернатива PowerPoint, имеет урезанный функционал, но главное ее преимущество в том, что она бесплатна и работает даже на самых старых версиях Windows.
● Prezi — сервис похож на онлайн-доску Miro: редактируются не отдельные слайды, а все рабочее поле. Контент можно расположить как угодно и задавать последовательность просмотра.
● Canva — онлайн-платформа для создания графических работ, на ее базе можно делать не только презентации, но и самый разнообразный контент. Она сложнее «Google Презентаций» или PowerPoint, но инструментарий шире.
● WPS Office — аналог Microsoft Office от китайских разработчиков, который полностью поддерживает файлы PowerPoint. У программы почти те же возможности, что и у PowerPoint.
Мультимедиа презентации как метод обучения
XXI век — век высоких компьютерных технологий.
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что
мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше
один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Мультимедиа уроки,
таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют
триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
В современном образовании очень важными и
актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях
организации образовательной деятельности, направленных на применение
мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке –
разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать
урок интересным.
Преимуществом таких уроков является повышение
качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа
презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их
контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации,
следовательно успешно выполняет дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
— дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
— повысить роль наглядности в учебном процессе;
— удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
- экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:
— при изучении нового материала, предъявления новой информации;
— при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
— при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
— при обобщении, систематизации знаний.
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.
На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
— научности;
— наглядности;
-доступности;
-системности и последовательности;
-сознательности и активности;
-прочности;
-связи теории и практики;
-интерактивности;
-индивидуализации;
— перманентности комплексного восприятия информации.
Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.
Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.
При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать,
с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения
урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые
предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и
современных информационных технологий.
Необходимо четко
придерживаться поставленным дидактическим и познавательным целям и
задачам, так как мультимедиа – это всего лишь средство
реализации дидактических задач. Иными словами, успешность проведения
урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых
материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому
педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций
(как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его
использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных
педагогических положений, на которых предполагается строить
современный урок с использованием мультимедийных презентаций.
Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу
новые методы и формы обучения.
-
При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать
следующие требования:
- — Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.

- — Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.
—Мотивация — необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.
-
— Постановка учебной цели и учебных задач с использованием
презентации.
- — Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.
- — Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- — Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.
Внедрение новых технологий требует постоянного
обновления идей и содержания школьного образования, а также
подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и
внедрять эти технологии в образование. При этом возникают трудности
внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения:
учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным
инженерами для всеобщего использования.
Как правило, оно не учитывает
ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных
особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов,
не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования
мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для
интеграции в учебный процесс.
Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов:
1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в любом предметном классе с использованием мультимедиа проекторов;
2) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование дополнительного обучающего и развивающего материала;
3) четкая постановка триединой цели урока;
4) мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения учитель- ученик на уроке;
5) широкий подбор иллюстрирующего материала для всестороннего, детального раскрытия темы урока;
6) роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
— допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
— допускает возможность постоянного обновления;
— имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
— допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
— допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
— допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
— устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только
соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические
принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:
— распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
— указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
— распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной
графики, анимации и имитации должно способствовать повышению
привлекательности интерактивных уроков.
Сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Таким образом, каждый учитель, используя информационно — коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя — работа, а для его учеников — обучение станут радостнее и увлекательнее.
Не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной
деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных
заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока.
Мультимедиа
предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение,
восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех — лучшее
лекарство от усталости на уроке.
И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.
Поэтому, можно отметить необходимое условие овладение учителем приемами и методами использования мультимедиа как средство реализации здоровьесберегающих технологий.
Немало важным является и то, что заранее готовясь к
уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в
приложении «Power Point» программы «Office»
необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них
звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это
значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он
должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и
владеть навыками работы с программным обеспечением.
В процессе
изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на
слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению
учебного материала учащимися. Эффективность применения интерактивного
урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления
текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц,
формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического
профиля.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Литература:
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956
Дьяконов В. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99.
С. 33-38- Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.
- Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса» 2008г.
- Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебный материал, презентация, учебный процесс, звуковое сопровождение, интерес учащихся, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, процесс обучения.
Написание целей
Признанный эксперт в области здравоохранения в колледже
- Войти
- Пожертвовать
- Присоединиться к ACHA
Пропустить навигационную цепочку
- Цели обучения будут отображаться в материалах встречи ТОЧНО, как они будут введены в Информационную форму программы.
Пожалуйста, вводите внимательно и: - Завершайте каждую цель точкой.
- Используйте верхний и нижний регистр соответствующим образом.
- Не сокращайте и не используйте необычные символы.
- Цель обучения (1) очень краткая и (2) формулирует цель презентации с точки зрения предоставления участникам возможности сделать то, что можно измерить. Поэтому цель должна начинаться с глагола, за которым следует краткое описание того, какую конкретную задачу участник может ожидать выполнить после участия в сеансе.
- Начинайте каждую задачу с одного из следующих измеримых глаголов : Описать, Объяснить, Идентифицировать, Обсудить, Сравнить, Определить, Дифференцировать, Перечислить.
- Сделайте отдельную цель для каждого действия. Пример: Дайте определение лишению сна и его последствиям. Это два отдельных действия и должны быть разделены на две цели следующим образом: 1.
Определение депривации сна, 2. Перечислите последствия недосыпания. - Занятие продолжительностью 60–90 минут должно содержать не более 2–3 целей обучения.
- Цели обучения определяют ожидаемый результат для учащегося в классе.
- Цели обучения должны быть измеримы в пределах времени, отведенного для занятий в классе.
- Спикеры должны охватить все цели обучения и содержание отправлено в форму информации о программе.
- Содержание программы должно быть представлено в отведенное на сеанс время. Аналогичным образом ожидается, что докладчики будут использовать все время, отведенное для их сеанса, на лекцию, дискуссию или время на вопросы и ответы.
- При подготовке содержания программы спикеры должны убедиться, что они рассмотрели все вопросы разнообразия , применимые к их сессии.

Как будут использоваться цели обучения
Национальные профессиональные организации, предоставляющие ACHA аккредитацию непрерывного образования, требуют, чтобы каждое предложение непрерывного образования оценивалось присутствующими. Каждому человеку, который посещает ваше занятие и запрашивает кредит на непрерывное образование, будет предложено оценить вашу презентацию в зависимости от того, в какой степени были достигнуты цели обучения.
Контент
Контент может быть описан как информация, которая будет представлена для достижения каждой цели обучения . Пример:
Цель: Определить депривацию сна.
Содержание: степени сна, количество сна, качество сна, циркадные факторы
Качество содержания
Содержание должно быть:
- Быть в виде краткого списка, разделенного запятыми
- Соответствовать цели и задачам
- Включите детали помимо переформулирования целей
- Отразить цель целей
- Быть основанным на доказательствах или на наилучших доступных доказательствах
В форме отправки программы вас попросят указать конкретные источники вашего контента.
Пожалуйста, предоставьте полную информацию об этих источниках, чтобы планировщики программ могли легко получить доступ к информации. Примеры:
Правильно | Неверно |
www.cdc.gov/diabetes/surveillance/index.htm | CDC Информация о диабете |
Сиквист, Э.Р., Борьба с бременем диабета, | Статья JAMA о диабете |
CDC 2010 Руководство по заболеваниям, передающимся половым путем | Новое руководство по ИППП |
Центр расстройств сна Мичиганского университета, www. | Исследование расстройств сна из Мичигана |
Методы обучения
При разработке целей обучения помните, что исследования показали, что взрослые учатся:
- Решая настоящие проблемы (просматривая свои собственные проблемы и повседневные встречи)
- Размышляя по аналогии и сравнению (сравнивая свой собственный опыт или сравнивая свой опыт с опытом других)
- Практикуя и применяя новые знания и стратегии (время для практики, взаимодействия и обсуждения новых приложений/стратегий/знаний)
- Путем разработки основы для применения (создания планов внедрения изменений).
Пожалуйста, оставьте достаточно времени в конце презентации для вопросов и ответов периода. Это позволяет участникам следить за ключевыми моментами вашей презентации, а также позволяет вам оценить, в какой степени были достигнуты учебные цели вашего занятия.
(пересмотрено в июне 2015 г.)
Цели обучения письму | Семейная и общественная медицина
Написание целей обучения
Все научные рефераты должны быть представлены с указанием 2-3 целей обучения. По данным Ассоциации американских медицинских колледжей, «установление целей обучения для разработки, содержания и проведения образовательной программы является важным принципом, поддерживаемым образовательной теорией и практикой». В дополнение к CME цели обучения помогут аудитории оценить вашу презентацию. Объект обучения — это четкое, краткое и конкретное заявление о поведении, которое можно оценить по завершении учебной деятельности. Цель обучения должна:
- Описывать учащимся, что содержание ценно и что ожидается
- Задает желаемые результаты
- Оценивает работу учащихся и эффективность презентации
При написании цели обучения сосредоточьтесь на успеваемости учащегося, нацеленной на ожидаемое конечное поведение, и оно должно иметь один результат обучения.
Цель обучения обычно начинается с вводной основы («В заключение этой презентации»), за которой следуют маркированные утверждения, начинающиеся с глагола, за которым следует конкретный результат.
Пример
По завершении этой презентации вы сможете:
- Распознать причины написания цели обучения
- Определить компоненты цели обучения
Записывая цели обучения, докладчик выбирает содержание, руководит презентацией, оценивает успеваемость учащихся и оценивает презентацию. Четкий объект обучения определяет желаемый результат образовательного предложения и подчеркивает «посыл на вынос».
Ниже приведены примеры глаголов, которые можно наблюдать и измерять:
| Знание | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
|---|---|---|---|---|---|
| Определить | Классифицировать | Подать заявку | Анализ | Упорядочить | Оценить |
| Идентифицировать | Компиляция | Вычислить | Вычислить | Сборка | Сравнить |
| Этикетка | Заключение | Демонстрация | Классифицировать | Написать | Критика |
| Список | Обсудить | Разработка | Классифицировать | Конструкция | Решить |
| Распознать | Описать | Интерпретация | Контраст | Диагностика | Оценить |
| Выберите | Суммировать | Предсказать | Изучить | Предложение | рекомендовать |
Слова, которых следует избегать
- Ценить
- Подход
- Знать
- Верю
- Увеличение
- Понять
- Улучшить
- Стать
- Узнать
- Расти
Ссылки
- Андерсон, Б.



С. 33-38
Пожалуйста, вводите внимательно и:
Определение депривации сна, 2. Перечислите последствия недосыпания. 
med.umich.edu/neuro/sleeplab/index.htm