Футуризм в русской литературе
ТЕМА: Футуризм как литературное течение.
Цели урока: познакомить с историей возникновения футуризма; развивать навыки анализа поэтического произведения; прививать чувство прекрасного;
Оборудование:
отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова
“Слово как таковое” (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова “Пощечина общественному вкусу” (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо “Герника”, Т.Мунка “Крик”, К.Малевича “Черный квадрат”, романсы А.Вертинского.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.
— Перечислите наиболее значительные из них.

Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.
Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.
Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.
3.Мотивация учебной деятельности
Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.
4.Работа по теме урока
Футуризм (лат. futurum — будущее) — одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не «тайну», а «пользу», отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.
Впервые термин «футуризм» был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года опубликовал «Манифест о футуризме». Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо Стремление изменить всё и «сбросить с парохода современности» всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам.
Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов — анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России… Левой государственности соответствует левое искусство.
Манифест “Пощечина общественному вкусу”
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.
И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912. декабрь. Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи».
В формально-стилевом отношении поэтика футуризма — это поэтика «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская «прямая перспектива» заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип — принцип «обратной перспективы» — использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет «точка исхода». Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо «точек»: изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие «симультанно» (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника («Рациональный человек» итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость («Динамизм велосипедиста» У.Боччони и «Аэроплан над городом» Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.
Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus — наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов — создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины «Сюпрем» и «Динамическийсюпрематизм»). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).
Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо “Герника” и Т.Мунка “Крик”.
Вопросы для обсуждения
1.Кого и почему отвергали футуристы?
2.В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?
3.Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?
4.Кому и за что была эта “пощечина”?
Слово учителя: русские футуристы имели четыре основные группировки:
– кубофутуристы или “Гилея” (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
– эгофутуристы (И.Северянин)
– “Мезонин поэзии” (Шершеневич, Ивнев)
– “Центрифуга” (Б. Пастернак, Н.Асеев)
Манифест А.Крученых, В.Хлебникова “Слово как таковое”
Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…
Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко– и словосочетания:
Дыр, бул, щыл
убещур
скум
вы со бу
р л зз.
(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности , уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:
ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!
Принимаете или отвергаете этот манифест?
Что в нем положительного?
Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?
— Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.
МОГАТЫРЬ
ЛГАВДА.
БУДРЕЦЫ.
БУДЕТЛЯНЕ.
ТВОРЯНИН.
Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм. (Просмотр видео)
-Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)
Чтение стихотворения В.Хлебникова.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?
2.Какую роль в нем играет словотворчество?
3.Какую роль новые слова играют в создании образа?
Слово учителя: С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.
В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли “жеманным”, отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.
Чтение стихотворения И.Северянина “В блестящей тьме”.
Вопросы для обсуждения:
1.Выделите новые слова
2.Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?
3.Какой смысл вкладывал поэт в сравнение “блесткий”?
Слово учителя: Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл “поэзами”, женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: “Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег – золотой дождь”.
Чтение стихотворения “Кензель”
Вопросы для обсуждения:
1.О чем это стихотворение?
2.Выделите новые слова Северянина
3.Выпишите художественные сравнения.
Слово учителя: Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.
Прослушивание романса.
Вопросы для обсуждения:
Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?
В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?
Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.
Чтение стихотворения “А вы смогли бы?”
В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы – зов губ, водосточная труба – флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.
Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”?
Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина “Победа над солнцем”. Здесь представлена “музыка шумов”: гул работающей фабрики, стук машин.
Слово учителя. Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты–футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов – поэтика “сдвинутой конструкции”, поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения – суприматизма. “Черный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?
Чтение стихотворения В. Маяковского “Ночь”
Вопросы для обсуждения:
Какую роль в стихотворении играет цвет?
С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?
Приведите примеры новых слов и образов.
Вопросы для обсуждения:
Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?
Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?
Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана “ пощечина” этим стихотворением?
Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:сформулировать основные черты футуризма как литературного течения
Футуристы «Серебряного века»
Поэтическое течение – футуризм, возникло в 1910г, начале 1920г. Данное обозначение переводиться с латинского, как «будущее». Стоит отметить, что данное течение возникло в Италии, а уже позже добралось до России. Футуризмом обозначили общее название художественных авангардистских движений. Новое, западное течение, прочно обосновалось в отечественной поэзии.
Как уже отметилось, что родиной течения была Италия, а главенствующим идеологом не только итальянского, но и мирового футуризма был общеизвестный литератор Филиппо Томмазо Маринетти. Его первая статья о продвижении течения, была опубликована 20 февраля 1909 года в известной газете Парижа – «Фигаро». В обращении было заявлено об антиэстетической, антифилосовской и антикультурной направленности.
Как известно, практически каждое новое течение модернистов в любом виде искусства, утверждалось с помощью отказа от предыдущих традиций и норм. Но именно футуризм отличался достаточно жесткой экстремистской направленностью. Западное течение ставило целью построение нового вида искусства, под названием «искусство будущего». Оно отказывалось от всего предыдущего художественного опыта. Основатель течения Маринетти объявил самую важную задачу для последователей – плевать на алтарь искусства ежедневно.
Все последователи культурного течения предлагали уничтожение форм и условностей всего искусства, которое дошло до их годов, для того чтоб быстрей произошло слияние с ускоренным процессом жизни в 20веке. Каждого, кто поддался течению, можно было охарактеризовать, как людей, которые преклоняются перед движением, силой, скоростью и действием. Желание поднять себя на вершину пьедестала и отстранить слабых, было главной задачей всех футуристов.
До сих пор, многие считают что направление, было достаточно похожим во многих планах на революционное направление прошлых лет. Его видели в идеологии похожим на движения фашистов, коммунистов, анархистов, левых и правых радикалов. Каждое слово, которое употреблялось в произведениях написанных футуристами, полностью освобождалось от жестких рамок. Было принято не использовать логическую связь, линейное письмо, а взамен превращать каждое слово в визуальный знак.
Главной задачей футуристов было написание манифестов и их провозглашений. Каждый мог подняться на сцену и всеми мыслимыми и не мыслимыми способами призывать окружающих к насилию и мятежу. Для этого использовались провокации и оскорбления окружающих. После написания, кем либо, очередного манифеста, происходило собрание, на котором их зачитывали, а уж после этого текст публиковали в газетах. Практически, каждый сбор футуристов заканчивался спорами с окружающими людьми и очень не редко драками. Вот именно так все течение получило известность, хотя и довольно скандальную.
Футуристы серебряного века старались поражать воображение публики. Хоть они были радикалами, но прекрасно умели зарабатывать большое количество денег. Они занимались выставками, спектаклями, устраивали поэтические чтения и доклады. Стоит отметить, что многие из них продавали картины. Каждое из созданных мероприятий было платным, за вход желающие платили не малые деньги, практически четверть стандартной в то время, месячной зарплаты. Каждая выставка, была золотой жилой для футуристов.
В основе всего отечественного футуризма было поэтическое течение, которое предлагало реформу слова, культуру и поэзию. Во всех показательных выступлениях находилось больше эстетики и эмоций, чем все же призыва к революции. В системе же лежал сам авангард, который не дал выделиться течению в целостную художественную систему. Вся поэзия, которая принадлежала последователям течения, была крепко связана с авангардизмом в живописи. Стоит заметить, что практически каждый поэт был замечательным художником. Самыми известными стали: Маяковский, Каменский, Хлебников, Гуро и братья Бурлюки.
Главенствующие признаки футуризма
•Анархичность, бунтарство, выражение массового настроения.
•Отказ от культурного наследия и стремление создать искусство будущего.
•Отрицание стандартных норм стихов, речей, лозунгов, плакатов.
•Пафос.
•Поиски раскрепощения слова и желание создать непривычный язык.
•Культ техники.
Самыми известными футуристами «серебряного века», чье творчество перешло в общественное достояние: Аксенов И. А., Божидар, Бурлюк Н.Д., Гуро Е.Г., Игнатьев И.В., Кокорин П.М., Маяковский В.В., Марр Ю.Н., Олимпов К.К., Розанова О.В., Фиолетов А., Хлебников В.
Футуризм не был цельным направлением, а состоял из четырех основных групп:
1.Эгофутуристы
2.Кубофутуристы
3.«Центрифуга»
4.«Мезонин поэзии»
Выступление на публику у каждого футуриста было свое. Одни читали стихи под удары гонга, другие вызывающе одевались. Чтоб подчеркнуть все вышесказанное, отмечается, что самым важным для каждого футуриста было привлечение общественного внимания. Большее количество произведений поэтов, которые состояли в течении, можно найти и в наши дни.
Издание А. Г. Миронова. 1922
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /PageLabels 3 0 R /Pages 4 0 R /StructTreeRoot 5 0 R /Type /Catalog >> endobj 6 0 obj /Author /Creator >> endobj 2 0 obj > stream

В.

1. Определения терминов «футуризм», «кубофутуризм».
2. Мотивы футуризма в лирике В. В. Маяковского.
3. Основные образы и художественные средства.
4. Проблемы кубофутуризма.
Слова на свободе!
Лозунг итальянских футуристов
Двадцатый век принес множество нововведений. Кардинально менялись промышленность, техника, социальное устройство государства. Изменились культура и искусство, появилось множество кардинально новых течений и направлений. В частности, появились такие направления, как футуризм и кубофутуризм.
В литературоведческом словаре эти термины взаимосвязаны и имеют следующее определение: «футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.
Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале XX века, в живописи, соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак).
Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим ее эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившици т. д. Многие из них выступали и как художники».
Однако одна фигура из перечисленных выше оказалась особо значимой для развития футуризма в России. Эта фигура — Владимир Маяковский.
Произведения Маяковского своеобразны, но органичны. Ярый приверженец футуризма, поэт часто вносил в свои стихи характерные для этого направления элементы: отсутствие живой природы и замена ее техникой, ускорение ритмов жизни, частое обращение к природе и динамике современного города.
При этом чисто футуристом Маяковского назвать нельзя: в арсенале поэта огромное количество необычных и интересных приемов. За счет предельной конкретизации изображаемого мира стихотворения насыщены яркими, броскими и запоминающимися образами. В связи с тем, что для выражения индивидуального восприятия мира Маяковскому не хватало слов родного языка, он ввел множество неологизмов, часть из которых вошла в повседневный обиходный словарь.
Оригинальностью отличается и собственно стихотворный стиль поэта. Здесь и рваные разрушенные строки, и отсутствие деления на классические двух- и трехстишия, и использование в стихотворном тексте неприемлемых ранее символов — арабских и римских цифр, нот, знаков препинания в несвойственном им значении. Ярким примером такого нестандартного произведения является стихотворение «Из улицы в улицу», в котором динамично и зримо описывается современный, шумный город:
Улица. Улица через долго годов
Необычность графической записи стихотворения приковывает внимание: подобная кривизна строк вызывает ассоциации с кривыми переулками шумного города. Впечатление шума и динамики усиливается за счет четкого, держащего читателя в напряжении ритма строк — слогов. Но при этом привычное мировоззрение, понимание города нарушено. Здесь дома, выше колоколен: Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов…
Миром правит человек-фокусник, тянущий «рельсы из пасти трамвая». Солнце забыто, его заменил фонарь:
Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок.
Подобную картину мира, донельзя искаженную, но динамичную и яркую, удобнее всего представлять в стиле авангарда, когда картина не передает четкие, фотографические изображения, но позволяет разглядеть эмоции художника, владевшие им при взгляде на определенный предмет.
Образ города — большого, страшного, грязного — в творчестве Маяковского не единичен. Еще одним запоминающимся стихотворением может быть «Адище города». Само название может заинтересовать читателя за счет использования в нем окказионализма «адище». такой термин помогает понять масштаб описываемого пространства и состояние тревоги или ужаса, которое при этом возникает.
Действительно, изображенный на закате, кажется, в преддверии смерти, город пугает. Хрупкий человек жалок и беспомощен перед величием этой громады:
Сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче проезжающий трамвай с разбега взметнул зрачки.
Миром правит уже не человек, а созданная им техника. Природа беспомощна — всевидящее око солнца ослепло: «Где у раненого солнца вытекал глаз…». Лирический герой, то слабый, то, напротив, всемогущий («А вы могли бы»):
Я смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана…
При минимальном количестве действительно важных с житейской точки зрения описательных моментов, картина, возникающая у читателя при прочтении стихов Маяковского, оказывается на удивление яркой, динамичной. Язык произведений художника богат цветописью и звукописью, да и сами рваные строки позволяют добиться разных эффектов восприятия — то стихотворное описание медлительно и плавно, то — рвано, остро, грубо, то мягко и максимально реалистично. Так же и ритм — он может меняться в одном произведении несколько раз — от бешеного стука конских копыт к размеренному биению человеческого сердца и плавному шуму накатывающих на берег волн.
Однако у футуризма, так же как и у любого другого направления в искусстве, существуют как ярые приверженцы, так и враги. Последние, выступая против представителей этого жанра, нажимали в основном на тот факт, что стихотворения футуристов слишком образны, иногда даже перенасыщены описаниями и эмоциональными картинами. При этом во многом восприятие футуризма (как и картин художников-кубистов) напрямую зависит от личных, индивидуальных впечатлений читателя (зрителя). В связи с тем, что люди обладают различным взглядом на жизнь, житейским опытом и способом восприятия мира, картина, стихотворение, мелодия для каждого будет сугубо индивидуальна.
Отсутствие возможности вывести объективное мнение долгое время не позволяло футуризму стать заслуженно понятым литературным направлением. Однако в современном мире множество исследователей вновь обратилось к этому таинственному направлению, что обещает новые открытия в литературном мире.
|
Футуризм Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, «Мезонин поэзии», «Центрифуга») 1910-х — начала 1920-х гг. ХХ века. Основные признаки футуризма:
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, П.Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. |
Скорость, прогресс, инновации: три слова для футуризма — Блог
«Футуризм был абсолютно доминирующей матрицей« глобальной »авангардной идеи, а не только« междисциплинарной », которая должна была осветить [….] Обычаи, вкус и образ жизни всего общества…»
20 февраля 1909 года в Париже «Фигаро» опубликовал манифест футуризма, подписанный поэтом и писателем Филиппо Томмазо Маринетти. В этом программном тексте Маринетти резюмирует руководящие принципы того, что должно стать не только одним из самых важных художественных и культурных движений 20-го века, но и первым и единственным итальянским авангардом.
«Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и безрассудству […] отвагу, отвагу, бунт […] агрессивное движение, лихорадочную бессонницу, бег, сальто, пощечину и удар […] ] Мы подтверждаем, что великолепие мира обогащается новой красотой: красотой скорости ».
Руководствуясь желанием избежать «задумчивая неподвижность, созерцание и сонливость» того периода, многие представители культурного мира поддерживают основателя движения.
В отличие от предыдущих движений, футуристов объединяет между собой не наличие стилистической и технической близости в их работах, а скорее общая творческая цель. Подпитываемые стремлением к мощным и немедленным инновациям во имя скорости и прогресса , эти художники ищут такие элементы в каждой выразительной среде.
Яркие и быстрые линии Боччони «Гигант и пигмей» кажутся почти желающими превратить лошадь в современное транспортное средство и свидетельствуют о неумолимом процессе механизации, характерный также для работ Баллы и коллажей Деперо. и в маринетских текстах.
В 1912 году Маринетти представил различные футуристические картины в некоторых крупных европейских столицах . Первая выставка проходила в Париже в галерее Bernheim-Jeune с 5 по 14 февраля 1912 года, и среди присутствующих художников были Боччони, Карра и Северини . Двумя годами ранее, в 1910 году, в Милане были опубликованы футуристические манифесты. Умберто Боччони был озабочен в основном пластическим и синтетическим динамизмом, а также выходом за рамки кубизма, в то время как Джакомо Балла перешел от изучения световых колебаний в период разделения к синтетическому представлению движения.
Среди лиц, подписавших манифест 1910 года, был также Джино Северини, который после сотрудничества в организации парижской выставки 1912 года участвовал в других выставках движения в Европе и США.
В декабре 1913 года на Fortunato Depero (Vogue, 1929) произвела большое впечатление выставка Умберто Боччони в Риме, где он также встретился со многими художниками, которыми он больше всего восхищался, включая Джакомо Балла и Филиппо Томмазо Маринетти. Деперо, видный деятель второго футуризма, очень активен в сфере рекламы.Он заявляет: «Искусство будущего будет громко рекламировать» .
Среди различных иллюстраций Depero можно выделить исследования для журнала Vogue. По сути, эти рисунки — единственный пример того, как художник уступил место вкусу ар-деко, отсутствовавшего в остальных его произведениях.
Другой очень активной фигурой в группе был Франческо Кангиулло , который присоединился к движению после встречи с Маринетти в Неаполе в 1910 году. Кангиулло очень интересовался театром и принимал активное участие в театральных проектах футуристов как в теоретическом, так и в теоретическом плане. организационный уровень.Оставаясь друзьями Маринетти, Кангиулло покинул движение в 1924 году. В 1930 году он опубликовал Futurist Eveningings , сборник своих воспоминаний о футуристическом опыте, но в следующем году он решил снова присоединиться к движению.
Опыт этого движения длился около сорока лет, разделенных на две основные части, отмеченные Первой мировой войной. Очень быстро распространяясь за пределы Италии, футуризм продолжит влиять на искусство многих стран, таких как Россия, Франция, США и Азия .
Среди различных заслуг, приписываемых Маринетти и футуристам, безусловно, стоит то, что они глубоко потрясли основы коммуникации, в первую очередь через их журналы, манифесты и слова в свободе.
Манифесты
После 1909 года было опубликовано других манифестов ; Манифест футуристической живописи, 1910, Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини, Картина звуков, шумов и запахов, 1913, Карра, Манифест футуристической литературы, 1912, Театр сюрпризов, 1921, Маринетти и Кангиулло, это всего лишь несколько примеров. В 1914 году был опубликован Манифест футуристической архитектуры, подписанный Антонио Сант’Элиа , молодым архитектором из Комо, увлеченным философией Маринетти.
Сант’Элия создал перспективные проекты великолепных фасадов с большим визуальным эффектом, своего рода видение идеального футуристического города, которого никогда не будет, как и его здания; на самом деле многочисленны проекты и планы проектов, так и не дошедших до стадии строительства.
Распространение манифестов свидетельствует об интуиции футуризма относительно коммуникативной и пропагандистской силы этого средства массовой информации.Синтез выдающейся идеологической способности, агрессивности, резкости и гранильности, манифесты являются основным инструментом для анализа и полного понимания футуристического движения.
В 1915 году Фортунато Деперо и Джакомо Балла , два самых разносторонних деятеля движения, написали «Футуристическая реконструкция Вселенной» , фундаментальный манифест, который должен был обозначить разделение между «героическим футуризмом» и «вторым». футуризм».
Этот текст предвидит новый и более всеобъемлющий подход, который футуристы должны были использовать с раннего послевоенного периода, устраняя все сохранившиеся отраслевые тенденции первого десятилетия века.
Книги футуристов
Одна из величайших революций футуризма — это то, что он стал поистине междисциплинарным. Типичный пример этого достижения — свободные слова, графические стихи, в которых невозможно установить литературную, а не образную ценность.
Распад линейных моделей письма и «типографская революция» , выдвинутая «словами в свободе», доходят до того, что ставят под сомнение традиционную книжную форму, поэтому требуют радикальной трансформации.
Футуристическое нововведение книги разнообразно, основная цель — варьировать ее использование.
Сложенные страницы ( Zang Tumb Tumb от Marinetti ), размеры более близкие к размерам газеты (Синхронность и лирическая химия), или страницы разного цвета для создания книги иллюстраций, состоящей из гуманизированных букв (Cafè-Concert Unexpected Alphabet от Cangiullo ), являются лишь некоторыми из новых футуристических литературных приемов.
В опыте этого авангарда процесс трансформации материального статуса книг, однако, развивается по двум основным направлениям: «книги художников» и «книги-объекты».
Первая представляет собой единичное или ограниченное издание ручной работы, чтобы сохранить автографический характер работы: примером такой «книги художника» является «Пожар» Паоло Буцци. Эпос о словах в свободе ».
Futurist «книги-объекты» вместо этого реализуются механическими средствами и с использованием промышленных элементов или материалов, которые, как правило, заменяют бумагу.
Первой «книгой-предметом», представившей образцовую интерпретацию поэтики «механического искусства», является знаменитый «Деперо-футурист» , также известный как «Книга на болтах».Эта работа художника из Роверето считается наиболее полным обобщением футуристической «типографской революции» .
Итальянский футуризм: Введение — Smarthistory
Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в космосе, 1913 г. (отливка 1931 г.), бронза, 43 7/8 x 34 7/8 x 15 3/4 дюйма (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Можете ли вы представить себе, что вы настолько увлечены технологиями, что назовете свою дочь Пропеллер? Сегодня мы воспринимаем большинство технологических достижений как должное, но на рубеже прошлого века такие инновации, как электричество, рентгеновские лучи, радиоволны, автомобили и самолеты, были чрезвычайно захватывающими.Италия отставала от Великобритании, Франции, Германии и США по темпам промышленного развития. С культурной точки зрения художественная репутация страны основана на искусстве и культуре античности, эпохи Возрождения и барокко. Проще говоря, Италия олицетворяла прошлое.
В начале 1900-х годов появилась группа молодых и непокорных итальянских писателей и художников, полных решимости праздновать индустриализацию. Они были разочарованы снижением статуса Италии и полагали, что «век машин» приведет к совершенно новому мировому порядку и даже к обновлению сознания.
Филиппо Томмазо Маринетти, глава этой группы, назвал движение футуризмом. Его члены стремились передать идею современности, ощущения и эстетику скорости, движения и промышленного развития.
Манифест
Умберто Боччони, Materia , 1912 г. (переработано в 1913 г.), холст, масло, 226 x 150 см (Коллекция Маттиоли, предоставленная коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция)
Маринетти положил начало футуризму в 1909 году, опубликовав свой «Футуристический манифест» на первой полосе французской газеты Le Figaro. Манифест задал пламенный тон. В нем Маринетти выступил против культурной традиции (passatismo, по-итальянски) и призвал к разрушению музеев, библиотек и феминизму. Футуризм быстро превратился в международное движение, и его участники выпустили дополнительные манифесты почти для всех видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, фотографии, кино — даже одежды.
Художники-футуристы — Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини и Джакомо Балла — подписали свой первый манифест в 1910 году (последний назвал свою дочь Элику — Пропеллер!). Футуристическая живопись сначала обратилась к цвету и оптическим экспериментам конца 19 века, но осенью 1911 года Маринетти и художники-футуристы посетили Осенний салон в Париже и впервые увидели кубизм лично. Кубизм оказал непосредственное влияние, что можно увидеть, например, в Materia Боччони 1912 года. Тем не менее футуристы объявили свое творчество полностью оригинальным.
Динамизм движущихся тел
Футуристы были особенно взволнованы работами ученого и фотографа конца 19 века Этьена-Жюля Маре, чьи хронофотографические (основанные на времени) исследования изображали механику движения животных и человека.
Предшественник кино, новаторские эксперименты Маре с покадровой съемкой особенно повлияли на Баллу. В своей картине «Динамизм собаки на поводке » художник игриво изображает ступни собаки (и собачника) как непрерывные движения в пространстве во времени.
Джакомо Балла, Динамизм собаки на поводке, 1912, холст, масло, 35 1/2 x 43 1/4 дюйма (Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало)
Увлеченные идеей «динамики» футуристы стремились передать ощущения, ритмы и движения объекта в своих изображениях, стихах и манифестах.Такие характеристики прекрасно выражены в самом культовом шедевре Боччони, Unique Forms of Continuity in Space (см. Выше).
Ника (Крылатая Победа) Самофракийская, ок. 190 до н. Э. Высота 3,28 м, эллинистический период, маржа, (Лувр, Париж)
Выбор блестящей бронзы придает механизированности скульптуре Боччони, так что вот идеальное сочетание человека и машины футуристами. Поза фигуры одновременно изящна и сильна, и, несмотря на их категорический отказ от классического искусства, она также очень похожа на Ника Самофракийская .
Политика и война
Футуризм был одним из самых политизированных течений в искусстве двадцатого века. Он объединил художественную и политическую повестку дня, чтобы способствовать переменам в Италии и по всей Европе. Футуристы устраивали так называемые serate futuriste или футуристические вечера, где они читали стихи и демонстрировали искусство, а также выкрикивали политически заряженную риторику в аудитории в надежде разжечь бунт. Они считали, что волнение и разрушение положат конец статус-кво и позволят возродить более сильную и энергичную Италию.
Эти позиции побудили футуристов поддержать грядущую войну, и, как и большинство членов группы, ведущий художник Боччони был зачислен в армию во время Первой мировой войны. Он был растоптан насмерть, упав с лошади во время тренировки. После войны сильный национализм членов партии привел к союзу с Бенито Муссолини и его Национальной фашистской партией. Хотя футуризм продолжал осваивать новые направления (например, аэропиттура) и привлек новых членов — так называемого «второго поколения» художников-футуристов, сильные связи движения с фашизмом усложнили изучение этого исторически значимого искусства.
Дополнительные ресурсы:
Уникальные формы в непрерывности пространства в MoMA
Манифесты футуризма и сопутствующие материалы
Чарльз Бернштейн читает Манифест футуриста в Музее современного искусства (видео)
Материя Боччони в коллекции Пегги Гуггенхайм
Этьен-Жюль Маре, MoMA
Smarthistory изображений для преподавания и обучения:
Больше изображений Smarthistory…
Движение в мгновение ока: футуризм | арт
Ускоряющий автомобиль (1912) Гайкомо Балла.
Узнайте, как итальянские художники благодаря ранней автомобильной аварии научили всех нас любить возраст машин
Утром в четверг, 15 октября 1908 года, Филиппо Томмазо Маринетти, поэт и сын богатого итальянского юриста, ехал на своем новом четырехцилиндровом спортивном автомобиле Fiat по улице Виа Домодоссола в Милане. Велосипедист пересек его путь, и, чтобы избежать столкновения с байком, Маринетти свернул на своем автомобиле в кювет. Поэт не пострадал серьезно, но авария, и ассоциации с механизированным насилием остались с молодым писателем до конца того года, когда он написал один из самых известных текстов в искусстве 20-го века: Манифест футуриста.
Автомобильная авария Маринетти
«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку энергии и бесстрашие», — писал поэт. «Мы подтверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости. Гоночный автомобиль, капот которого украшен огромными трубами, похожими на змеи взрывного дыхания — ревущий автомобиль, который, кажется, едет на картечь, красивее Победы Самофракии [древнегреческой скульптуры]. Мы будем прославлять войну — единственную мировую гигиену — милитаризм, патриотизм, разрушительный жест несущих свободу, прекрасные идеи, за которые стоит умереть, и презрение к женщинам.”
Сильный материал, но как мы можем судить об этом сегодня? Итак, вот как мы характеризуем движение в нашей книге «Искусство во времени». «Одновременно атакуя одно из величайших сокровищ Лувра, Победу на Самофракии, и прославляя современную инженерию, эти слова демонстрируют позицию группы молодых миланских художников.
«Презирая прошлое, они искали свободу от гнетущей тяжести Возрождения. Обретенная скорость современной жизни, представленная в картинах автомобилей, поездов и других машин, была центральной в движении, которое черпало вдохновение из фрагментированных форм кубизма, но стремилось внести в сбалансированные, приглушенные полотна французских художников чувство движение и вибрация.”
Состояния разума I: Прощание (1911) Умберто Боччони. Как показано в Art in Time
Маринетти учился во Франции, был знаком с этими стилями раннего модернизма и встречался с такими светилами мира искусства, как Пабло Пикассо и Константин Бранкузи. Как поэт, общее наследие Маринетти не выходило далеко за рамки первоначального манифеста, который он написал в конце 1908 года и опубликовал в начале 1909 года. Тем не менее, он вдохновил своих товарищей-футуристов, таких как художник Джакоммо Балла и скульптор и живописец. Умберто Боччони, отдававший предпочтение технологиям и инновациям, а не традициям, в своеобразном резком взгляде на модернизм.
«В своем изображении мчащейся машины Балла использует призматические световые эффекты, чтобы отразить мимолетность и иллюзорность формы, пойманной мимолетным взглядом. В книге «Уникальные формы непрерывности в космосе» Боччони исследует влияние твердой массы и отрицательного пространства друг на друга, силу движения, деформирующую и искажающую плоть и мускулатуру человеческого тела ».
Несмотря на эту жажду грядущего века, футуристы не очень хорошо приспособились к последующим десятилетиям. Маринетти перешел в политику и был одним из первых сторонников Бенито Муссолини.Поэт умер от сердечного приступа в декабре 1944 года в середине сборника стихов, восхваляющих достижения итальянских боевиков-боевиков.
Его товарищам-футуристам не лучше. Боччони скончался чуть более века назад, в августе 1916 года, в возрасте 33 лет, когда, призванный в итальянскую армию, он упал с лошади во время кавалерийских учений.
Уникальные формы непрерывности в космосе (1913) Умберто Боччони. Как показано в Art in Time
Тем не менее, несмотря на относительно короткую продолжительность жизни, футуризм заложил основу для проактивного декларативного стиля написания манифестов, который позже был принят дадаизмом и сюрреализмом, а также для любви к красочным и фабричным изображениям, которые найдут более четкие выражения в поп-арте, а также формулирует, возможно, впервые, головокружительные отношения любви и ненависти, которые у всех нас есть с машинным веком.
«Опыт современной жизни был, как предполагал футуризм, одновременно захватывающим и отчуждающим»; «Искусство во времени» объясняет, что «дерзкое движение вперед было лучшим способом избежать застоя».
Кстати, два дня назад, 31 августа, город Козенца в местном туристическом офисе открыл новую пешеходную экскурсию по городу в честь Умберто Боччони, чтобы отметить столетнюю годовщину его смерти. Непонятно, как Боччони, стоявший в авангарде движения, отвергавшего подобную театральность, относился к такой местной культурной инициативе.Тем не менее, это также доказательство того, что движение, отдававшее предпочтение новизне почти всему остальному, стало почтенной частью истории искусства.
Чтобы лучше понять этот период и многие другие, закажите здесь копию Art in Time.
«11 футуристических знаков» представляют собой мир завтрашнего дня.
«Знаки из ближайшего будущего» каталогизирует зловещее будущее предупреждений о безопасности в научной фантастике, по одному жуткому знаку за раз. Мы посмотрели и обнаружили, что многие из них действительно будут или являются знамениями грядущих событий.1. Подайте руку к оплате, гражданин.
Знаки из ближайшего будущего Это не так уж и далеко. Шведская компания Quixter утверждает, что у 1600 активных пользователей в Лундском университете зарегистрированы биометрические сканеры, способные автоматически обрабатывать платежи в 15 магазинах и ресторанах.
Удобно? Наверное. Минусы: немного, за исключением того, что злоумышленники могут отрезать вам руки.
2. Сверхскоростные поезда. Может быть, СЛИШКОМ быстро.
Признаки ближайшего будущегоСверхбыстрые поезда на магнитной подвеске уже едут по рельсам в Шанхае и проходят испытания в Японии (но уже не на испытательном полигоне Emsland Transrapid в Германии). Но, вероятно, в ближайшее время они не выйдут на треки в США или на Запад.
3. Не будьте оскалом.
Знаки из будущегоОжидайте этого в ближайшие несколько лет. Пользователи Google Glass уже настолько доставляют неудобства, что Google написал для них официальный запрос, чтобы они были немного менее жуткими и властными в общественных местах.
4. Внимание. Это беспилотный автомобиль. Пожалуйста, пристегните ремень безопасности и держитесь.
Признаки будущего Беспилотный автомобиль Google может быть выпущен на рынок всего через пять лет. Теперь он знает, как избежать уничтожения велосипедистов, агрессивно водить машину и скорость, но не знает, как вести машину в ненастную погоду, останавливаться перед полицейскими или избегать уничтожения белок.
5. Водители, находящиеся на полосе без водителя, будут застрелены на месте.
Знаки из ближайшего будущегоС автоматической камерой и быстро оформленными билетами.
Потом с дрона.
6. Пользователь несет полную ответственность за использование и последствия использования реактивного ранца.
Знаки из будущего Извините, но на самом деле этого никогда не произойдет. Самый лучший личный реактивный ранец, доступный на рынке, продается для использования в поисково-спасательных операциях, но реактивный ранец не может сделать ничего такого, как другая летная техника (например, вертолет). И даже если они станут доступны, они будут стоить не менее 100 000 долларов и, вероятно, потребуют лицензии спортивного пилота для работы.
7. Вы нарушаете Закон о предотвращении непристойных фотографий. Пожалуйста, дождитесь прибытия властей.
Учитывая, насколько жуткие порнографы уже лишены возможности делать снимки, просто жутко подмигивая, это в значительной степени предрешенный вывод.
8. TSA имеет право конфисковать, но не ограничивается конфискацией, следующие части тела.
Признаки ближайшего будущегоПо-настоящему фантастическое нейропротезирование, вероятно, произойдет через десятилетия, но потенциал увеличения мозга и других подобных технологий практически безграничен.Будет ли общество, которое они создают, тем, в котором вы захотите жить, — это совсем другой вопрос.
9. Все запрещенные предметы будут удалены с вашего лица, при необходимости хирургическим путем.
Знаки из ближайшего будущего Хорошо, это немного экстремально. Но учитывая, что TSA уже заинтересовано в металлических имплантатах, его полномочия по регулированию других видов технологий могут оказаться под вопросом.
10. Все наше мясо на 100% синтетическое, но может содержать ДНК членистоногих, кошек и человека.
Признаки ближайшего будущегоПервый в мире бургер, выращенный в лаборатории, был съеден в августе 2013 года на пресс-конференции в Лондоне и был назван «очень хорошим началом». Эксперты по дегустации сказали, что у бургера хорошее ощущение во рту, но вкус отличается от обычного говядины. Но исследования, необходимые для его создания, обошлись в 330 000 долларов из денег соучредителя Google Сергея Брина, так что вам, возможно, придется подождать несколько лет, чтобы получить по-настоящему безболезненный говяжий фарш — и еще немало времени, прежде чем вы нарежете трехдюймовый фарш. толстый рибай с конца 300-футовой стойки с мясом.
11. Я, например, приветствую наших слизистых грибных повелителей.
Знаки из ближайшего будущего Просто сделайте глубокий вдох и подчинитесь всемогущему компьютеру слизистой плесени. Будет легче, если нам не придется прибегать к насилию.
Шок и ужас: назад в футуризм | The Independent
Мы сейчас особо не занимаемся художественными манифестами. Бренд YBA был очень успешным, но это был продукт журналистики. Он не заявила о себе. Художники, конечно, составляли некую группу, но они никогда не выпускали программу из 10 пунктов, в которой излагались бы их принципы.Если бы это даже пришло им в голову, это показалось бы им безнадежно некрутым.
Это могло быть только шуткой, и они сделали свою рекламу прямо. Другие виды искусства были более гостеприимными. В датском кинематографе существовала доктрина Dogme 95, отрицающая всякое хитрое кинопроизводство. Было британское литературное движение под названием «Новые пуритане», отказавшееся от всякой хитрости. И оба они привлекли внимание СМИ, как и подобные вещи. И я не должен отрицать, что существовала своего рода художественная версия инициативы, направленной против премии Тернера, «Стакисты».Но это была шутка, по сути, розыгрыш — хотя, опять же, это привлекло внимание. Серьезно это или нет, но уловка обычно работает. Если вы хотите двигаться дальше, сделайте это.
Сто лет назад было одно из окончательных заявлений авангарда, и оно до сих пор помогает нам двигаться вперед. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти выпустил «Основы и манифест футуризма». Он был опубликован в Париже, в газете «Фигаро» в феврале 1909 года. Это был восторженный и жестокий текст, сочетающий Ницше и современные технологии и общую оппозицию прошлому.В нем особо нечего сказать о визуальном искусстве, кроме призыва к разрушению всех музеев и провозглашения гоночного автомобиля более красивым, чем Победа Самофракийской. Но это очень цитируется, и это напечатано на входе в футуризм, новое исследование в галерее Тейт Модерн.
«Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку энергичности и опрометчивости … Мы хотим воспеть человека за рулем, идеальная ось которого пересекает землю, сама летит по своей орбите … Мы хотим прославлять войну — единственную в мире гигиену — милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, прекрасные идеи, которые убивают, и презрение к женщине. … Искусство, по сути, может быть не чем иным, как насилием, жестокостью и несправедливостью. »
Насколько серьезно вы относитесь к этому отношению, насколько серьезно к нему относились кто-либо, трудно судить. Его смешение мнений не должно вызывать такого удивления. Милитаризм в паре с модернистским искусством? Ну, примерно в 1909 году было достаточно нормально видеть, что социализм и евгеника идут рука об руку. Наши нынешние либеральные союзы тогда еще не успокоились.
Конечно, потому что война и женоненавистничество все еще с нами, мы довольно мрачно воспринимаем замечания Маринетто.Напротив, поскольку никто не предлагает взорвать наши галереи или библиотеки, или не совсем, эти требования кажутся более веселыми. Что касается культа скорости, опасности, отваги, то это все время показывают по телевизору. Нельзя было убедить Кларксона сделать документ? Поместить его в тач и котелок и бросить в роли Маринетто?
И вот они, сами мужчины, стоящие на обязательной авангардной групповой фотографии, выстроенные в линию на тротуаре, с их представителем посередине, самая высокая и прекрасная фигура. Вокруг него несколько невзрачных коллег-художников, но каждый в хорошем зимнем пальто. Движение искусства взлетело. Это было в феврале, три года спустя, снова в Париже, на открытии Les Peintres Futuristes-Italiens, демонстрируя их работы всему миру.
К этому моменту арт-измы вышли из-под контроля. Они строятся с середины прошлого века. Был реализм и, конечно, импрессионизм. Были символизм и постимпрессионизм, включая дивизионизм (также известный как пуантилизм и неоимпрессионизм), синтетизм и перегородчатость.Был фовизм. А теперь появился кубизм и его многочисленные потомки, такие как пуризм и орфизм, также известные как симультанизм (во Франции), кубофутуризм и лучизм (в России), а также вортицизм (в Великобритании) и синхромизм (в Америке). В середине всего этого, громче других, появился футуризм.
Выставка Тейт Модерн решила показать всего понемногу. В нем есть немного кубизма, чтобы показать, откуда пришел футуризм. В нем есть слабый пуризм Сони и Роберта Делони, чтобы показать (я полагаю), что кубизм не взлетает. В нем есть энергичные Малевич и Попова, до того, как они стали полностью абстрактными. И в нем есть вортицизм, чтобы показать, откуда сам футуризм был взят и превратил его во что-то действительно удивительное (см. Мастерскую Виндема Льюиса, Дэвида Бомберга «В трюме»).
Вся история, как здесь рассказывается, заканчивается к 1915 году. То, что футуристы сделали при Муссолини, тактично стерто. Но даже с ранним футуризмом над ним все еще висит вопрос: были ли манифесты или искусство важнее?
Различные манифесты забавны, ужасны и запоминаются, и, возможно, они были необходимы.Они сделали отличную рекламу. Они призвали некоторых художников изменить свой образ жизни. А они, в свою очередь, выпустили свои собственные манифесты. «Футуристическая живопись» Умберто Боччони тоже очень живая: «Мы боремся с обнаженной натурой, такой тошнотворной и утомительной, как прелюбодеяние в литературе». Но они — нечто отдельное от самого искусства. И если бы он вообще не процветал, я сомневаюсь, что эти заявления вызвали бы большой интерес за пределами историков авангарда.
Бог его знает, футуристическое искусство само по себе довольно изворотливо.Его можно быстро проанализировать. В нем три устройства. Есть фрагментация, когда сцена разбивается на части, биты изображения умножаются, полуповторяясь, как сквозь призму, и складываются в сдвинутую мозаику. Это испарение, с бликами и свечением, размытием и размазыванием, формы мерцают, кружатся и дематериализуются. И еще есть энергия, динамичный дизайн, с увеличивающимися диагоналями, танцующими зигзагами, дрожащими параллелями, взрывающимся излучением.
Вещи приходят в упадок и приходят в движение. Иногда акцент бывает резким и механическим, с элементами с острыми краями и имитацией стоп-кадра.Иногда это более духовно, более атмосферно, с плавающими фигурами, превращающимися в призраков. Иногда это просто крик.
В сериале, к сожалению, нет лучшей футуристической картины — «Динамизм собаки на поводке» Джакомо Баллы. На нем изображена такса, яростно несущаяся на дюжине коротких вращающихся ног, ноги ее хозяйки показаны точно так же (и отрезаны по щиколотку, как у горничной в «Томе и Джерри»). Здесь есть еще один балла, тоже с анимационными эффектами, но это его триумф.Футуризм часто преследовал хриплость, но собачья динамика — это нечто иное: действительно забавная футуристическая картина.
К счастью, вы можете увидеть эту глубоко таинственную сцену, «Покидая театр» Карло Карры. Наклоненные вперед призрачные фигуры в переливающихся вуалях шагают по освещенной газом заснеженной улице. Это парадокс: городская площадь с привидениями, пылающая в ночи. И еще более мистический взгляд на железнодорожный вокзал, триптих Умберто Боччони «Состояния разума: те, кто уходит», «Прощание» и «Те, кто остается».Это экстрасенсорные портреты путешественников. Здесь две серии, и первая гораздо более туманная, видение — особенно в «Те, кто остается» — заблудших душ, никуда не дрейфующих людей.
Но даже у этих художников шедевров немного. Остальные в группе, Джино Северини и Луиджи Руссоло, мало что могут сказать о них. И конкуренция, которую устраивает этот спектакль между футуристами и их зарубежными соперниками, конечно же, не укрепляет их рук.
Но когда вы снова обращаетесь к футуристам, вы замечаете то, чего нет ни у кого из их современников. Их привлекает поразительно устрашающая палитра. Посмотрите «Смех» Боччони, или «Воспоминания о ночи» Руссоло, или «Движение лунного света» Кары. Они работают в изумрудно-зеленых, вишнево-красных, желтых тонах одуванчика и ярко-пурпурных, обычно вместе. Эти кислотные цветовые сочетания повторяются достаточно часто, так что они выглядят продуманными, спланированными визуальными какофониями.
И они есть. И это конечно что-то.Сколько еще произведений искусства вы знаете, которые могут оставаться безвкусными почти столетие? Мы всегда хвалим пионеров модернизма за их агрессивность, подрывную деятельность, беспокойство и революционность. Но кубизм стал прекрасным, а сюрреализм — теперь радость. Не приручил только футуризм. Он по-прежнему выглядит не просто некомпетентным, но совершенно и активно ужасающим. Кто из нас может надеяться на то же самое?
Футуризм: Тейт Модерн, Лондон SE1; ежедневно до 20 сентября (020 7887 8888; www. tate.org.uk)
Джакомо Балла Умберто Боччони Карло Карра Джино Северини | ФУТУРИЗМ:Динамизм как выражение современного мира Джошуа К. Тейлор20 февраля 1909 года энергичный двуязычный поэт и редактор Ф. Т. Маринетти, издатель скандального литературного журнала Poesia (Милан), объявил о движении футуризма в воинственном манифесте, опубликованном на первой полосе парижской газеты Le Figaro. .Термин футуризм захватил воображение писателей и художников во всем мире, как и настойчивое требование Марметти о том, чтобы художник отвернулся от искусства прошлого и традиционных процедур, чтобы заняться жизнерадостной, шумной жизнью растущего промышленного города. В Италии группа художников собралась вместе с поэтами вокруг Маринетти в 1909 году, чтобы разработать значение его манифеста для изобразительного искусства.![]() В живописи футуристическое движение часто ошибочно считается ответвлением кубизма. Фактически, и его корни, и его цели были очень разными, более тесно связанными с целями нового движения в немецкой живописи, которое в конечном итоге было названо экспрессионизмом. Первая крупная выставка футуристической живописи состоялась в Милане, открывшись 30 апреля 1911 года. Поэты шли в ногу с художниками, и было много взаимной стимуляции. В 1912 году Маринетти опубликовал свою теорию поэзии «свободного слова», в которой вызывающие воспоминания слова, напечатанные разным шрифтом и размером, соединенные математическими знаками, а не грамматическими связками, были драматически разбросаны по странице.Художники воспользовались этой идеей и начали использовать слова в своих картинах не для обозначения форм, как в кубизме, а для обозначения звуков и дополнительных живописных ассоциаций. Манифесты были опубликованы также для музыки, сначала в июле 1912 года Баллилой Прателла, и Руссоло посвящал большую часть своего времени экспериментам с музыкой, созданной батареей шумовых машин. В марте 1913 года он выпустил манифест «Искусство шума». Группа экспериментировала также с фотографией и движущимися изображениями. Антон Джулио Брагалья опубликовал манифест «Фотодинамика футуриста» в Риме в 1912 году, а 19 16 сентября выпустил свой «Манифест футуристического кино» и выпустил полнометражный футуристический фильм Perfido Incanto .Были поставлены и театральные постановки, которые своим шоком и навязчивой ерундой предвещали более позднюю деятельность дадаистов. Молодой архитектор Антонио Сант’Элия объединил усилия с футуристами в 194 году и переиздал свои волнующие предложения по современной архитектуре, впервые использованной в каталоге выставки того года, как манифест футуристической архитектуры. Его необычные проекты, а также его революционный манифест оставались источником вдохновения для молодых архитекторов. Футуристический принцип «динамизма» как выразительного средства, акцент художников на процессе, а не на вещах (для чего они цитировали учение Анри Бергсона как авторитет), и их акцент на интуиции и ее способности синтезировать разнообразные переживания чувства и памяти в согласованной «одновременности» оказали глубокое влияние на другие движения: конструктивистов и их различные ответвления, английских вортицистов, а затем и дадаистов и сюрреализма. К концу 1914 года первая фаза футуризма подходила к концу; многие из первоначальных сторонников стали критически относиться друг к другу и к постоянному давлению Маринетти.С вступлением Италии в войну в 1915 году, событием, горячо продвигавшимся Маринетти и его товарищами, вся эффективная художественная деятельность прекратилась. И Боччони, и Сант’Элия были убиты во время войны, а Руссоло был тяжело ранен. Группа, называющая себя футуристами, которая сформировалась вокруг Маринетти после войны, имела мало общего ни по художественным принципам, ни по качеству своих достижений с оригинальным движением. — Из теорий современного искусства |
Project MUSE — Металлизированная плоть: футуризм и мужское тело
Я чувствую, как материя моего сердца преображается, металлизируется, в оптимизм стали.
Ф. Т. Маринетти, Стальной альков 1
Металл — это не вещь и не организм, а тело без органов.
Г. Делёз и Ф. Гваттари, Nomadology 2
Трансгрессивные представления тела — задуманные как средство реализации телесных фантазий, разыгрывания эмпатических идентификаций (или отказа от них), а также переосмысления феноменологической взаимосвязи Я и мир — с поразительной частотой появляются в творчестве многих художников-авангардистов на рубеже прошлого века.Можно подумать о невероятном изобилии фигур, которые населяют Врат Ада Родена, многие из них кратны без определенного значения, о покойных купальщицах Сезанна с их иногда неопределенным полом и незакрепленными соматическими границами, аркадными фантазиями Матисса или протокубистскими и кубистскими обнаженными фигурами Пикассо. в котором означающие пола иногда скрываются или передаются неоднозначно, и в котором колеблющееся тактильное присутствие тела связано с присутствием материального субстрата холста.Будучи центральным элементом довоенного периода, тело изменилось, хотя линза желания, кажется, постепенно отсутствует или вытесняется в авангардном искусстве после войны; он, кажется, увядает в эпоху, когда преобладают технологический энтузиазм и дада-ирония, пуристическая абстракция и ностальгические возвращения нормативных, классических архетипов. Конечно, [End Page 19] — исключения; но обращение к чутким телесным ощущениям и жестам, которые сохраняют, по крайней мере, память об анатомическом и психическом опыте, когда они выживают, делает это в сильно измененных формах.
Оглядываясь назад на один конкретный момент в представлении тела, в итальянском футуризме, я надеюсь пролить свет на психические напряжения и апории, которые породили его появление и возможное (желаемое) исчезновение. Признаки неуверенности в органической реализации соматического желания уже проявляются в футуристических изображениях и описаниях тела, особенно мужского. Футуристический идеал мужественности, лучше всего иллюстрируемый литературными произведениями и манифестами Ф.Т. Маринетти и живописные и скульптурные работы Умберто Боччони, конечно, отличаются от своих исторических аналогов в других странах. Тем не менее, многие из поднятых вопросов были жизненно важны для художников и поэтов в других странах: как лучше всего утвердить мужественность, освободившись от изнурительного воздействия желания? Как представить себе границы тела — как проницаемые, подвижные и открытые для слияния с окружающей средой, а также как жесткие, замкнутые и устойчивые к проникновению? Как сдержать нарциссическое стремление к расширению эго и фантазии о всемогуществе с их кажущимся отрицанием, стремление преодолеть различия между субъектом и объектом в телесном слиянии с материей / матерью? Как реагировать на временность тела, его неизбежную смертность и возвращение к (простой) материи? И, наконец, как создать (и поверить в) бессмертный гибрид человека и машины, тело, которое всегда находится в будущем времени?
В своих литературных манифестах 1912, 1913 и 1914 годов Маринетти неоднократно защищал смерть литературного «я» или авторского «я», того «навязчивого я», которое до сих пор поэты описывали, пели, анализировали и вырвало. 3 Вместо того, чтобы проецировать человеческие эмоции и озабоченности на природу, поэты должны были выражать жизнь материи в ее молекулярном составе и движении, интуитивно ощущать «ее различные управляющие импульсы, ее силы сжатия, расширения, сцепления и дезагрегирования, ее толпы скопившихся молекул и вращающихся электронов »(« TM », 87). 4 Акцент Маринетти на «жизни» материи был направлен на то, чтобы стереть традиционные различия между органическим и неорганическим, между живыми существами и физическим и механическим миром.В поэзии, но также в искусстве и политике он стремился открыть новую область, в которой мог бы происходить хиазмический обмен свойствами и атрибутами. Мужчина-футурист, «умноженный» машиной, станет примером нового сверхчеловеческого гибрида, адаптированного к требованиям скорости и насилия. Спортсмен, летчик или воин, он будет способен на поразительные подвиги физического мастерства. Его внутреннее сознание, смоделированное на работающем двигателе, было бы освобождено от всего личного, сентиментального и ностальгического — всего того, что было в 1913 году.