скажите, как? Портреты получаются плохо, что делать? Часть 1.

  • ВСЕ
  • Рисование
  • Советы художника
  • История искусств
  • Живопись
  • Рисунок
  • Цветоведение
  • Поэтапное рисование
  • Вдохновение
  • О художниках
  • Ученики
  • Композиция
  • Абстракция
  • Книги
  • Фильмы

08. 07.2019 17:15

Художник: Екатерина Крюкова

    С такими вопросами ко мне на консультацию нередко приходят начинающие художники или те, кто обучались когда-то, но никак не могут восстановить навыки рисования после длительной паузы. Часто художники-самоучки присылают свои работы в личном сообщении, в надежде, что я смогу в двух словах подсказать им дальнейший путь развития и исправления рисунков. Часто их просьбы сводятся к одному — я вижу, что плохо, как сделать хорошо, реалистично, похоже.

   Друзья, это как раз то, что называется — всё в одну кучу. Из-за недостатка понимания изобразительной грамоты или частичной амнезии «всё смешалось в доме Облонских».  А в учебном рисунке без чёткой логики и последовательности задач никуда. Давайте распутываться постепенно.

Художник: Екатерина Крюкова

1) Хорошо или плохо — понятия абстрактные, применимо к рисунку они редко употребляются.

   Хороший или плохой рисунок — это соответствие или несоответствие общим правилам изображения, как то: конструктивное построение головы, верные перспективные сокращения, точные пропорции, грамотная тональная моделировка формы, выявление формы и объёма отдельных частей лица и головы целиком, передача пространства в рисунке и прочее.

Всё зависит от конкретной поставленной вначале работы над рисунком задачи. Если была задача — просто нарисовать какое-нибудь лицо из головы, то качественного результата ждать не стоит. Рисунок получится «плохим», ведь нет конкретных критериев его оценки, нет понимания, что будет в итоге, а значит и рисунок получится случайный, абы какой.     

   Чтобы рисунок получился «хорошим», прежде чем браться за бумагу и карандаш, продумайте тщательно то, что хотите изобразить — не просто лицо с глазами, носом и губами, а поставьте конкретную (в идеале, посильную) задачу. Например, точно передать пропорции конкретного человека (с натуры или, в крайнем случае, по фото), передать в рисунке объём частей лица, распределить тени и света на лице, добиться материальности волос, глаз, кожи и прочее.

    Чем проще задача, чем легче начинать рисовать портреты. Для новичков подойдут такие задачи — передать при помощи линии характерные особенности конкретного лица, построить лицо человека конструктивно, применить в рисунке портрета человека сочетание линии и пятна и другие.

Проще говоря, ставим задачу в рисунке портрета и выполняем её.

Художник: Екатерина Крюкова

 2). Поставить посильную задачу в рисунке не так просто, как кажется.

   По опыту знаю, что начинающие художники необъективно оценивают собственные творческие силы и качество рисования: кто-то слишком не уверен в себе и выполняет однотипные рисунки, почти не развиваясь, а кто-то наоборот, излишне самоуверен и упрям, что тоже не приносит качественного результата в рисовании. В итоге к нам в школу обращаются с просьбами закончить или переделать рисунок, выполняемый на заказ, потому что художник не рассчитал силы, время мастерство и прочее (к слову, мы за такое не берёмся ни при каких обстоятельствах), или человек замыкается в себе, решая, что ему не дано хорошо рисовать. Даже не знаю, что хуже.

   Дорогие коллеги, для этого и существуют учителя, чтобы плавно, постепенно, шаг за шагом, научить вас рисовать то, что вы хотите и как вы хотите. Только квалифицированный опытный учитель рисования сможет поставить не только посильную, адекватную исходным данным и времени обучения цель, но и серию задач для достижения качественного результата.

Самостоятельно это не сделать. Нужны профессиональные навыки и компетенции, чем может похвастаться далеко не каждый. Не тратьте силы и время впустую в попытках самостоятельно научиться рисовать — выбирайте учителя по душе и включайтесь в осознанную работу. Кстати, я уже писала подробно, почему нельзя научиться рисовать самостоятельно в статье: https://jotto8.ru/blog/kak-nauchitsja-risovat-samostojatelno .

Художник: Екатерина Крюкова

3). Рисуем не просто лицо, а конкретное лицо: пропорции берутся с натуры.

   Да, научиться рисовать можно только так. И, да, это не срисовка, а нормальное полноценное обучение. Чтобы рисовать из головы, нужно сначала в эту голову что-то заложить — типажи, характеры, приёмы рисования и прочее. Все великие художники сначала много лет рисовали с натуры, набирали и оттачивали мастерство, а потом, преимущественно в эскизах, применяли рисование по памяти и представлению, всё же отдавая предпочтение наблюдению живой натуры.

Лучше природы не придумать и не создать — зачем с ней соревноваться?
  Кроме того, начинающие художники склонны обобщать и искажать в силу невысокого мастерства и недостатка практического опыта, а это тоже мешает в рисовании. Причём рисование по представлению, в этом случае, практически невозможно. Да и оценивать готовую работу сложно — критериев оценки мало: какие пропорции подразумевались? За счёт чего выявлялся объём и форма? Какие характерные особенности персонажа художник хотел передать и подчеркнуть? Трудно даже предположить. Поэтому, рисуем конкретную модель, не фантазируем.
  Кстати, подробно про рисование из головы я уже писала в статьях:

https://jotto8.ru/blog/chto-nuzhno-chtoby-risovat-iz-golovy-kak-nauchitsja-risovat-ispolzuja-sobstvennuju-fantaziju-chast-i

и

https://jotto8.ru/blog/chto-nuzhno-chtoby-risovat-iz-golovy-kak-nauchitsja-risovat-ispolzuja-sobstvennuju-fantaziju-chast-ii .

Художник: Екатерина Крюкова

4). Рисуем систематически.
  Конечно, чтобы научиться рисовать нужно рисовать много, но много понятие растяжимое. Для одного художника 3 наброска в день много, а для другого — одна картина в месяц. Да и вообще, обучение рисованию — процесс длительный и серьёзный, поэтому стоит рассчитать собственные силы и оценить желание заранее. Это как бежать марафон: если сразу выложиться на первых 100 метрах пути, можно до конца и не добежать. Поэтому, рисовать начинающему художнику нужно не много, а систематически. То есть, стоит оценить свои возможности, желания и творческую энергию — рисовать постоянно столько, чтобы силы и желание научиться рисовать портреты сохранялось и времени на новое хобби хватало. Время от времени рисовать не получится — паузы в обучении мешают освоению навыков, умений и знаний в рисовании. Об этом напишу подробнее дальше.

    Система занятий рисованием портрета, даже самая простая и разряжённая, намного лучше большого интенсива с последующей паузой в 2-3 года.
В идеале, конечно, рисовать каждый день, хоть по одному скетчу. Но далеко не все могут себе это позволить. Поэтому, даже стабильное посещение уроков рисования один раз в неделю — отличный вариант обучения изобразительному искусству. Постепенно, медленно, но неукоснительно точно начинающий художник придёт к своей цели и освоит мастерство портретиста, пусть даже это займёт 2-3 года. Материал усвоится, навыки и умения осознанно выработаются, а сами занятия войдут в привычку и станут обязательным еженедельным ритуалом. Именно так и учились все великие художники.

Художник: Екатерина Крюкова

5). Рисуем много.
  Рисовать много или мало, вопрос, конечно, спорный. Опять же, можно выложиться по полной за 2 интенсивных творческих дня и потом месяц не браться за карандаш или наоборот, каждый день лениво марать бумагу — и тот, и другой варианты нам не подходят. Учитывая, что впереди цель — научиться рисовать портреты — усилия прикладывать нужно, самодисциплина в обучении рисованию важна особо. Также требуется потратить достаточно времени для обучения рисованию У каждого ученика это разные временные интервалы — кто-то достигает желаемого результата за полгода, кто-то за год, кто-то за 3-4 года — это нормально.
  Важно определиться и с продолжительностью одного сеанса рисования. 15 минут в день будет мало, как ни крути, а 15 минут в неделю, тем более. Даже если заниматься систематически, научиться рисовать портреты при таком расписании невозможно. На один сеанс — урок рисования — затрачивайте от 30 минут до 3 часов времени. Этого хватит, чтобы сосредоточиться, погрузиться в задачу, разбить её на последовательность шагов, выполнить поэтапно все шаги и обобщить рисунок.
    По опыту знаю, что 2 часа занятия рисованием — оптимальное время для хорошего результата. За это время художник обычно не успевает устать, но успевает порисовать достаточно продуктивно и осмысленно. На выполнение стандартного обучающего упражнения — самое время. Если вначале будет сложно высиживать 2 часа подряд, сделайте 5-10 минутную паузу в середине занятия — пройдитесь, подвигайтесь, выполните небольшую разминку. Вот увидите, утомление как рукой снимет и вы легко и вдумчиво закончите рисунок.

Художник: Екатерина Крюкова

6) Рисуем обязательно с натуры, фотография используется только как помощь.
  Рисовать с плоского изображения проще, чем с натуры, ведь при рисовании с живой модели приходится изображать трёхмерное в двухмерной плоскости. Но, это намного полезнее и важнее, чем просто переносить пропорции с одного листа на другой и перерисовывать пятна.
  Во-первых, при рисовании с натуры можно наблюдать модель с нескольких ракурсов (обойти, посмотреть, как она выглядит с разных сторон, изучить характерные детали). А это особо важно для портрета, когда через характерные пропорции, мелочи, особенности передаётся не только внешняя похожесть в портрете, но и индивидуальные черты характера и темперамента портретируемого.
  Во-вторых, фотография передаёт не всё, что видит в натуре человеческий глаз — тонкие полутона, характерные рефлексы и повороты форм, особенности конструкции надбровий, подбородка, носа — часто всё это выглядит плоским, примитивным, непонятным на фото. В рисунке портрета по фото всё это придётся рисовать только так и никак иначе, получается, что при рисовании с фотографии нет места творчеству, анализу, логическому построению формы, что так важно для обучения искусству портрета, особенно на раннем этапе.

Художник: Екатерина Крюкова

   В третьих, художественная фотография уже несёт в себе некую образность, жертвует для её усиления чем-то второстепенным: например, формой ради красивого освещения, переносит акцент на лицевую часть, практически не показывая затылок и шею (а значит, сложно представить форму черепа и конструкцию всей головы в целом — а без этого портрет будет неубедительным, не реалистичным). Любительская фотография часто не передаёт ни освещения, ни формы лица и его частей, и уж тем более искажает цвет и пропорции (если голова на фото в ракурсе или сложном повороте). Поэтому, если всё же вы рисуете портреты по фото, используйте несколько фотографий модели в разных ракурсах и поворотах. И не забывайте проверять точность рисунка по модели.  

На эту тему также есть развёрнутая статья: https://jotto8.ru/blog/risovat-s-natury-ili-po-fotografii .

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂


Как рисовать лица под разными углами от dayebeon — Make Better Art