Русский Модерн: архитектура и живопись
Главная — Модерн в живописи — Русский Модерн: архитектура и живопись
|
Твитнуть
Нравится
Модерн в искусстве — Модерн в живописи |
В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво соседствовали с ориентальными устремлениями. Схожие тенденции свойственны и архитектуре этого времени.

С 1918 г. Рерих путешествовал по странам Европы и Америки; в 1923 г. отправился в Индию, Тибет, Гималаи. Для выражения своих философских идей — пантеизма, нравственного совершенствования и единения всех религий — Рерих нашел особый стиль, основанный на предельном обобщении рисунка и выразительном сочетании насыщенных, ярких, «открытых» цветов — синего, красного, желтого. Гималайские пейзажи Рерих сочетал с символическими фигурами, персонажами индуистской мифологии и придуманными им самим эмблемами. Художник работал темперой, создавая форсированные цветовые сочетания с выразительной фактурой и четкостью контуров. Его стиль можно определить как соединение формальных приемов «мирискусников» с традициями восточного искусства.
Добавить комментарий
|
|
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви дение было бы однобоким и даже к. |
Дадаи зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой ми… |
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставк… |
Предмет интереса — то, что скрыто за видимой оболочкой обыденного, определенного, повторяющегося. В свор время Ф. Ницше писал о … |
Как считает Э. Мунье, оба момента личностной жизни — экстериоризации и интерноризация — могут стать основой деперсонализации чел… |
Созпательпо вызывается не только сонное, но вообще расслабленно-пассивное, «предсонное» состояние, в котором художник-сюрреалист. |
художественные объединения Абрамцево и Талашкино
Русский модерн отличался своей эклектичностью: он совмещал неоклассицизм, необарокко и неорусский стили. Познакомимся с русскими модернистами.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Ольга ХлопонинаКандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова, 1897
3. Елена Поленова. Полка, мастерская в Абрамцево, 1885
4. Церковь Спаса Нерукотворного, арх. П. Самарин, эскиз В. Васнецов, Абрамцево, 1880-е
5.

6. Иван Ропет. Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже
7. Русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, 1893
8. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна», 1912
9. Август Маке. Русский балет, 1912
10. Георгий Якулов. Макет сцены к балету «Стальной скок». 1927
Поговорим о русском модерне. Для начала попытаемся определить его особенности.
Вот что надо знать 👇
💡 У русского модерна были те же черты, что у европейского:
▪️ Чувство органического единства мира.
▪️ Поэтизация действительности.
▪️ Использование традиционных мифологических
сюжетов и мифотворчество.
▪️ Декоративность и стилизация природных форм.
🧩 В России модерн особенно эклектичен. Его черты смешались с неоклассицизмом, необарокко и неорусским стилем. Отказ от «европеизма» в России начался еще при Николае I.
Центрами неорусского модерна были два творчески-художественных объединения: Абрамцево и Талашкино 👇
▪️ Абрамцево. Кружок купца и мецената Саввы Мамонтова, в котором собирались крупнейшие художники своего времени — Репин, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов. Там же открыли мастерские, чтобы восстановить традиционные русские ремесла. Мебель по эскизам Елены Поленовой пользовалась большим успехом.
▪️ Талашкино. Здесь княгиня Мария Тенишева организовала более серьезное производство — с более широким сбытом, выставками, крупными продажами. Здесь удалось воссоздать технику выемчатой эмали — сама Тенишева в 1916 году защитила в Московском археологическом институте диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». В Талашкине также бывали и работали крупные живописцы — Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин.
✍️ Влияние европейской традиции выразилось в объединении «Мир искусства». Здесь правили бал Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Сергей Дягилев. Европейская традиция большей частью опиралась на символизм: мистическое содержание, стремление уйти от действительности и одновременно показать связь с ней. С одной стороны художники уходили в прошлое и миф, с другой — меняли настоящее: начали создавать индивидуальные декорации к каждому спектаклю, много внимания уделяли оформлению книг, их иллюстрациям.
👏 В Европе возникла мода на русский модерн. Это было связано с яркими русскими павильонами на всемирных выставках, а также с триумфальными гастролями труппы Дягилева.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться 1. Илья Репин. Портрет княгини М. К. Тенишевой
2–3. Карикатуры на Марию Тенишеву и близких к ней художников
1. Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890
2. Николай Рерих. Помни!, 1924
3. Валентин Серов. Похищение Европы, 1910
4. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909
5. Михаил Врубель. Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, 1908
6. Особняк Листа, арх. Лев Кекушев, Москва, 1899
7. Елисеевский магазин, арх. Гавриил Барановский, Санкт-Петербург, 1903 год
8. Набор для вина, эскиз Елизаветы Бём, Дятьковский завод, конец 19 века
9. Михаил Перхин. Ручка от зонтика, фирма «Фаберже», конец 19 века
Теперь посмотрим на то, как русский модерн проявился в разных видах искусства.
🎨 Главные направления живописи модерна
💭 Переосмысление русского религиозного искусства в сочетании с художественными поисками в философско-эстетическом ключе. Представители: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Николай Рерих.
🖼 Реалистическая линия. Представители: Валентин Серов — его «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» несут в себе черты модерна, ранний Виктор Васнецов, Александр Головин, Елена Поленова, Зинаида Серебрякова.
👨🎨 Все художники были универсалами, как это принято в модерне. Они иллюстрировали книги, делали эскизы церквей, теремов, интерьеров, мебели и светильников, создавали различный декор — работали во всех видах декоративно-прикладного искусства.
🏠 Архитектура русского модерна имела общие черты, ориентировалась на европейские образцы и заимствовала их традиции. Тем не менее, можно условно выделить питерский и московский модерн.
▪️ Питерцы застраивали город, не нарушая плана, дома были больше классические, монументальные. А вот декор был уже модерновый, изогнутый. Архитекторы: Эрнест Виррих, Мариан Лялевич, Федор Лидваль, Станислав Бржозовский, Михаил Гейслер.
▪️Москвичи строили алогично и довольно хаотично, более фантазийными были и сами архитектурные объемы зданий. Архитекторы: Владимир Шервуд, Адольф Эрихсон, Роман Клейн, Лев Кекушев, Федор Шехтель.
⚒ Другие проявления модерна
🪑 Мебель в стиле модерн производили на мануфактуре братьев Мельцеров.
🔮Стеклянные изделия в национально-романтическом стиле создавала художница Елизавета Бем — по ее эскизам делали стекло на Дятьковском заводе. Шехтель, Поленова и Головин тоже делали лампы и люстры.
✨ Витражей было мало: не подходящий климат. Постепенно они превратились во внутренние панно на глухой стене. Эскизы для них делали Врубель, Шехтель, Кекушев, Рерих.
💍 Ювелирные изделия в стиле модерн производил Михаил Перхин, работавший на Фаберже.
курс Level One
Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽
650₽
подробнее о курсе
10 самых красивых зданий русского модерна
«Красота — наша религия», — сказал Михаил Врубель, один из самых известных художников модерна в России. Стиль fin de siècle выступает помощником красоты в улучшении мира. Однако здания русского модерна не получают достаточного признания во всем мире в списках известных зданий эпохи модерна. Давайте исправим это!
1.
Ярославский вокзал, МоскваЯрославский вокзал — одно из ключевых зданий русского модерна. Инициатором этой постройки является российский меценат Савва Мамонтов.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Главный фасад Ярославского вокзала, 1904-1910, Москва, Россия. Викисклад.Изящный цветной керамический декор фасадов и лепной сюжет вызывают у зрителя ассоциации с прошлым. Природная красота и богатство Русского Севера. Словом, это монументальные ворота на север России. Этот стиль был выбран еще и потому, что Ярославская железная дорога связывает Москву с северными губерниями России и Белым морем.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Детали украшения Ярославского вокзала, 1904-1910, Москва, Россия. ЖЖ.2.
Дом Степана Рябушинского, Москва Это первое здание мастера московского модерна Федора Шехтеля, в котором в полной мере проявился его индивидуальный стиль. Он был построен для Степана Рябушинского, одного из богатейших московских купцов.
Особняк — яркий пример нового типа дома. Несмотря на обилие замысловатых украшений, его отличает элегантная простота.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, дом Степана Рябушинского, 1900-1903, Москва, Россия. мос-каникулы.На широкой полосе мозаичного фриза изображены цветочные орхидеи. Судя по всему, этот мотив выбрал сам Шехтель — и эти гигантские орхидеи напоминают нам гигантскую землянику на фасаде Ярославского вокзала. Несмотря на внушительный размер, изображение становится четким только при приближении. Издалека он выглядит как орнамент из разноцветных пятен, создающий эффект мерцания. Кроме того, в мозаике присутствуют кусочки золотистой смальты, которые особенно усиливаются в солнечную погоду.
Здания русского модерна: Федор Шехтель, Лестница в доме Степана Рябушинского, 1900-1903, Москва, Россия. ЖЖ. Как только вы войдете в вестибюль, вас встретит волнообразный рисунок на полу, продолжающий тему фасада. В самом центре дома находится главная лестница; мощный, изгиб морской волны, над которой возвышается светильник в виде переливающейся медузы. Следовательно, дом имеет вид волшебного подводного царства.
3.
Гостиница Метрополь, МоскваИдея построить первоклассную европейскую гостиницу и объединить ее с многофункциональным культурным центром принадлежала Савве Мамонтову. Это была его идея превратить его в смесь магазинов; большой выставочный зал художника; залы для маскарадов и танцевальных вечеров; зимний сад с катком; русский камерный ресторан и большой оперный театр. В результате отель теперь демонстрирует блестящий синтез искусства. Это настоящая музейная выставка под открытым небом.
Здания русского модерна: Лев Кекушев, Уильям Уолкот, Павел Висневский, Гостиница Метрополь, 1899-1905, Москва, Россия. туризм.спутник. Майоликовые панели появились на фасадах зданий в конце 1900-1901 гг. Самая большая из них — Принцесса грез Михаила Врубеля. Тема панно взята из поэтической пьесы Эдмона Ростана. Это удачный выбор, отражающий общее настроение стиля модерн: прекрасная принцесса предстает перед умирающим рыцарем. В ее тонком силуэте угадываются черты будущей жены Врубеля – Забелы, которая часто смотрит на нас со своих картин.
В 1901 году панно работы Александра Головина украсили крыши гостиниц. Мы можем видеть как греческие, так и египетские мотивы. Головин был театральным художником, и нельзя не отметить игривый, почти карнавальный стиль его панно.
Здания русского модерна: Александр Головин, Орфей , майоликовое панно, 1901, Гостиница Метрополь, Москва, Россия. ЖЖ. Раньше здание окружала полоса темной майолики со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда строишь себе дом, замечаешь, что чему-то научился». К сожалению, только часть этого все еще можно увидеть.
4.
Дом Арсения Морозова, МоскваЭтот особняк представляет собой сочетание стиля модерн и португальского неомануэлино. Арсений Морозов, племянник Саввы Мамонтова (да, опять его!), получил участок под дом в подарок от матери. Архитектором этого проекта выступил Виктор Мазырин. Он создал это здание в русском стиле. Но Арсений решительно отверг это. Более того, будущий владелец никак не мог определиться, чего он хочет. В результате заказчику и архитектору пришлось отправиться в долгий путь – через Париж, Мадрид,… и Португалию. В результате был создан «самый необычный дом Москвы».
Здания русского модерна: Виктор Мазырин, Дом Арсения Морозова, 1895-1899, Москва, Россия. Москвичмаг.Судя по всему, ракушки на фасаде Мазырин позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка – знаменитого дома с ракушками – Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю. А мозаика внутреннего дворика делает его довольно старинным. Смешайте это больше, почему бы и нет?
В конце концов, современники Мазырина смеялись над особняком и называли его «домом дурака». Существует даже городская легенда о том, что Варвара Морозова, мать хозяина, впервые увидев дом, сделала вывод:
«Раньше я один знал, что ты дурак, а теперь будет знать вся Москва».
Однако в наши дни многие останавливаются, чтобы сфотографировать дом, прогуливаясь по городу.
5.
Доходный дом Перцова, МоскваДоходный дом Перцова — одно из самых известных зданий Москвы. Дом представляет собой воплощение модерна и неорусского стиля. Издалека он кажется чрезвычайно сказочным и сложным. Супруги Перцовы, Петр и его жена Зинаида, строили его в первую очередь для себя и в соответствии со своими вкусами и потребностями.
Здания русского модерна: Сергей Малютин, Николай Жуков, Дом Перцова, 1907-1908, Москва, Россия. Викисклад. Фасады дома Перцова представляют собой набор символов и орнаментов. На панно изображены солнце, медведь, сражающийся с быком, гигантские фантастические цветы и пышные птицы. Некоторые рисунки почти дословно повторяют рисунки финского художника Аксели Галлена. Эти панели из майолики выполняют декоративную задачу придания дому сказочного вида.
Хотите узнать больше об этом здании, которое пришло прямо из сказки? Прочтите статью здесь!
6.
Витебский вокзал, Санкт-Петербург, 19.00-19.04Витебский вокзал — самый первый вокзал России. Одноэтажное деревянное здание появилось в 1837 году, став первой в России железной дорогой, соединяющей Петербург и Царское Село (место учебы Александра Пушкина!).
Здания русского модерна: Станислава Бржозовского, Сима Минаша, Витебский вокзал, 1900-1904, Санкт-Петербург, Россия.visit-petersburg.Стиль модерн возник в 1900-1904 годах. В проекте заложена необычная для того времени архитектура, в том числе обилие металла. Все стороны богато украшены: слева башня с часами, рельефы сов и колонны в римском стиле с восточной стороны.
Здания русского модерна: Станислав Бржозовский, Сима Минаш, Интерьеры Витебского вокзала, 1900-1919 гг.04, Санкт-Петербург, Россия.
Здание вокзала – одно из первых общественных зданий в стиле модерн. Его открытие было встречено с энтузиазмом, и до сих пор он остается одной из главных достопримечательностей города.
7.
Санкт-Петербургская мечеть, Санкт-ПетербургМусульманское население Санкт-Петербурга проживало с первых лет основания города (1703 г.). Однако только в 19 веке власти разрешили общине собрать средства на строительство мечети. Прошло еще четверть века, прежде чем эти планы стали реальностью.
Здания русского модерна: Николай Васильев, Санкт-Петербургская мечеть, 1909-1920, Санкт-Петербург, Россия. 29пальмы. Архитектор Николай Васильев использовал в качестве прототипа мавзолей Гур-э-Амир в Самарканде (начало XV века). В результате из всех петербургских построек в стиле модерн Соборная мечеть является самым заметным архитектурным акцентом. Необычный силуэт с бирюзовым куполом и высокими минаретами решительно врывается в панораму берегов Невы. Доминантой композиции является купол с его сверкающими голубыми фарфоровыми украшениями. Второй изюминкой является главный портал на западном фасаде. На фоне каменного корпуса он предстает нежным и изысканным по рисунку, сияющим ковром ярких цветов. Тонкости деталей просто не поддаются описанию! То есть этот бриллиант в стиле модерн определенно стоил ожидания.
8.
Доходный дом Алексея Нуйчева, СамараАрхитектор этого дома Михаил Квятковский получил заказ на дом в 1902 году от самарского подрядчика Алексея Нуйчева. В здании располагалось учебное заведение – гимназия сестер Харитонов. Сегодня это техникум. Представьте себе, что каждый день вы попадаете в такую великую архитектуру! Безусловно, это счастливые студенты!
Здания русского модерна: Михаил Квятковский, Доходный дом Алексея Нуйчева, 1904, Самара, Россия.
Здание богато украшено цветами, бабочками, извивающимися лентами, разнообразными завитками и даже слонами!
В конце 1980-х в доме началась реставрация, было снято и отправлено на реконструкцию большое количество декоративных элементов (в том числе почти все слоны). Однако проект столкнулся с трудностями, и все эти детали были утеряны. К сожалению, никто не продолжил реставрацию.
9.
Гранд Отель, СамараО, фильм Отель Гранд Будапешт снимали не здесь? Хм… может кому стоит подумать о русском ремейке? Декорации готовы!
Первый вариант трехэтажной гостиницы «Гранд Самара» был кирпичным и имел лепной фасад, характерный для конца 19 века. В нынешнем виде в стиле модерн он появился в 1909 году. По просьбе его тогдашней владелицы, купчихи Елизаветы Субботиной, фасад и интерьеры были реконструированы в стиле модерн Михаилом Квятковским (тот самый человек, который отвечает за предыдущий красивое здание).
Здания русского модерна: Михаил Квятковский, Гранд Отель Самара, 1907-1909, Самара, Россия.
Интересный факт: Федор Шаляпин, известный русский оперный певец, останавливался в отеле в 1909 году, и в его честь назван номер!
10.
Игорный дом Александра Троицкого, Нижний НовгородВ народе это здание называли «Шахматный дом». Это было первое и долгое время единственное здание в стиле модерн в Нижнем Новгороде.
Хозяин дома Александр Троицкий любил азартные игры, но предпочитал делать ставки исключительно на шахматы. Однажды он проиграл все свои сбережения известному русскому шахматисту, гроссмейстеру Михаилу Чигорину. Однако, действуя благородно, Чигорин вернул Троицкому все до последней копейки, но взял с него обещание больше не играть в шахматы.
Здания русского модерна: Неизвестный автор, Игорный дом Александра Троицкого, 1907, Нижний Новгород, Россия. корреспондент-нн. В память о Чигорине Троицкий приказал соорудить на крыше дома скульптурную композицию из двух авгуров с львиными головами. Головы как бы склоняются над шахматной доской, обдумывая свой следующий ход.
Крыльцо по форме напоминает подкову. Троицкий считал его оберегом для игроков, приносящим им удачу. Кроме того, для удобства шахматистов окна игрового зала были обращены на запад: так что даже вечером они могли пользоваться дневным светом.
Сегодня этот исторически ценный образец русского модерна находится в аварийном состоянии. Поэтому его придется сносить и строить заново. Так что только время покажет, будет ли новый Дом шахмат точной копией оригинала.
Подробнее Красота в стиле модерн
Я уверена, что вам теперь захочется посетить все эти достопримечательности русского модерна! И убедитесь, что вы также включили несколько посещений по всему миру. Прочтите эту статью, чтобы составить свою карту!
А если вы хотите узнать больше о самом стиле, ознакомьтесь с описанием ар-нуво в GIF-файлах!
Подробнее о Архитектура в России:
Югендстиль в России
В Российской империи модерн называли stil modern (стиль модерн в переводе с английского). Это
был, пожалуй, самым доминирующим художественным и архитектурным движением, сформировавшим
облик сегодняшнего Санкт-Петербурга и, в меньшей степени, Москвы,
Нижний (Нижний) Новгород и многие другие города. Рига, теперь в Латвии, которая была
части Российской империи и на рубеже веков здания были
представитель общего направления художественно-архитектурной мысли в
страна.
В течение второй половины XIX века и до 1914 года Российская империя доходит до европейского экономического уровня. Строительство транссиба железная дорога (более 9000 км между 1891 и 1903 гг.) промышленности. Промышленность все меньше и меньше принадлежит знатным людям. А с 1861 г. крепостное право заменяется новым строем: деревня владеет землей, которая была регулярно перераспределялись среди крестьян.
Только в Санкт-Петербурге сохранилось несколько тысяч зданий в стиле модерн,
на самом деле крупные городские районы были полностью перестроены с использованием построек в стиле модерн.
до 1914. К сожалению, это наследие кануло в безвестность, как и в других
европейские страны. Во Франции русское наследие было заново открыто французами.
коммунист и устойчивый поэт Арагон после Второй мировой войны. Если бы Россия принимала большое участие в модерне
движения, это было не то же самое в более позднем ар-деко из-за большевистского
диктатура.
Санкт-Петербург
Известные художники:
- Алексей Бубырь (архитектор)
- Павел (Павел) Сусор (архитектор). Спроектировал 80 зданий в Петербурге. одни, одни в стиле модерн, другие в том, что называется эклектика (эклектика стиль) смесь классицизма, неоренессанса и псевдорусского стиля. Singer Building — хороший пример его исторической работы.
- Федор (Феодор) Лидваль.(архитектор). Возможно, самый известный художник Санкт-Петербург того времени.
- Гречанников также построил несколько зданий в тот же период, некоторые из них чувствую себя вполне неоклассиком
- И десятки других архитекторов. Наиболее активными были, пожалуй, несколько
члены клана Бенуа, Барановский, Васильев, Гоген, Гримм, Иванов, Маресьев,
Кайгородов, Шауб, Шмидт.