Содержание

Снимаем портреты на природе / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Лето — сезон съёмок на улице, под открытым небом. Многие выходят на фотопрогулки, чтобы сделать красивые постановочные портреты. Но как перейти от создания случайных бытовых кадров к осознанной портретной съёмке?

Снимаем портреты на природе NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/200 с, 35.0 мм экв.

Эта статья посвящена съёмке постановочного портрета: такого, в котором человек вам позирует. Но большинство приведённых советов вполне можно использовать и при съёмке репортажных кадров, без постановки.

C чего начать?

Конечно же, начинать лучше всего с планирования съёмки.

Договоритесь с человеком, которого вы хотите снимать. Если человек вам интересен и приятен, тогда и съёмка пройдёт комфортно. Давайте разберём, какие вопросы стоит обсудить с моделью заранее.

  • Концепция фотосъёмки. Обсудите с моделью, какой образ вы хотите показать на фото (например, романтичный или сказочный). Подумайте, какой характер свойственен модели.

  • Место проведения съёмки. К подбору локации (сленговое слово от англ. location — место, в котором происходит съёмка) стоит отнестись с особым вниманием. Ведь местность, в которой вы снимаете, может помочь раскрыть сюжет снимков, образ и характер модели.

Особо отметим, что выбранная локация должна соответствовать ряду критериев. Например, там не должно быть запрета на съёмку. Желательно выбирать такое время, когда в планируемом месте съёмки наименьшее количество прохожих. Хорошими местами для проведения фотосессии будут парки, территории усадеб (открытых для посещения), улицы в центре города.

Многие фотографы специально подбирают «секретные» места для съёмок — те, которые не известны другим фотографам. В наших уроках мы уже не раз затрагивали тему выбора мест для съёмки. В поиске помогают и программы — с помощью них мы можем узнать, как выглядит то или иное место, не приезжая туда. Перед съёмкой рекомендуется провести разведку на местности самостоятельно.

Выбирайте места, до которых можно легко и удобно добраться.

  • Договариваемся с моделью. Сразу договоритесь с моделью о сроках и порядке получения фотографий (даже если модель — ваша близкая подруга).

Количество готовых фотографий предсказать сложно. Тут всё зависит от обстоятельств: насколько повезёт с местом и погодой, насколько слаженно получится поработать с моделью. О каких-то общих правилах говорить сложно, но чаще всего договариваются о 10-20 обработанных кадрах с фотосессии, сроки сдачи при этом не превышают месяца.

Все кадры со съёмки (исходники) моделям обычно не отдают, потому что отбором лучших фотографий должен заниматься автор. Выбор лучших снимков — такой же сложный навык, как и фотографирование. Умение отбирать фотографии нужно совершенствовать точно так же, как и своё творческое видение.

В момент обсуждения будущей съёмки самое главное — наладить контакт с моделью. Именно хороший психологический контакт с вашим героем позволит сделать выразительные снимки.

  • Когда стоит брать деньги за съёмку? Конечно, решение принимаете только вы. Опишу своё мнение на этот счёт. Деньги за съёмку берёт специалист, оказывающий услуги менее опытному человеку. Допустим, вы профессиональный фотограф, а ваша модель — просто девушка из соседнего подъезда, не имеющая никакого отношения к фотографии. Тогда вам придётся с ней не творить, а именно работать. А за работу берут деньги. Если же ваш опыт в фотографии такой же, как и у вашей модели, то вполне можно договориться на условиях TFP (Time For Prints — время за снимки).

Условия, обозначаемые аббревиатурой TFP, подразумевают не просто «халявную» съёмку, а совместное творчество двух равноправных специалистов, направленную на качественный результат. Если вы не зарабатываете фотографией на жизнь, я рекомендую ограничиться съёмкой интересных, приятных вам людей в рамках TFP — вы получите не только удовольствие, но и действительно хорошие кадры.

  • В какое время суток лучше фотографировать? Фотографируя на улице, мы можем управлять освещением лишь в очень ограниченных пределах (с помощью вспышек и отражателя). Чтобы создать красивые кадры, нужно подстраиваться не под свои обстоятельства, а под режим солнечного освещения.

Лучше всего фотографировать в режимное время — в утренние или вечерние часы; тогда, когда Солнце низко над горизонтом и даёт эффектное, объёмное освещение. А вот солнечный полдень — не самое удачное время для съёмки. Модель будет жмуриться, на её лице появятся жёсткие тёмные тени, само же освещение в кадре будет выглядеть скучным и плоским. Для портретной съёмки хорошо подходят пасмурные деньки. Когда небо затянуто облаками, фотографировать можно весь день — свет будет рассеянным, приятным глазу.

Какая фототехника нужна?

Портретная съёмка хороша тем, что для неё необходим минимум фототехники. Достаточно иметь зеркальный фотоаппарат и светосильный объектив.

Почему нужна именно зеркалка? Она очень удобна в управлении, её удобно держать в руке. И конечно, она имеет большую по размеру матрицу, которая обеспечит не только отличное качество изображения, но и позволит красиво размыть фон на снимке. Зеркалки с матрицей формата APS-C («кропнутые») доступны и просты в управлении. К ним относятся Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D5500. Фотокамеры с полнокадровыми матрицами более дорогие, они рассчитаны на продвинутого пользователя. К этому классу относятся модели Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810, Nikon Df.

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

Все зеркальные камеры имеют сменные объективы. Важно подобрать подходящую для съёмки портрета оптику. Безусловно, начинать можно и с универсального «китового» объектива. Но многие фотографы быстро переходят на более узкоспециализированную оптику. К таковой, прежде всего, относятся светосильные фикс-объективы. Классическим выбором для съёмки портретов считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм (например, Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor). Он относительно недорогой, его удобно использовать как на «кропнутых», так и на полнокадровых камерах. Если вы хотите снимать ростовые портреты с включением в кадр части пейзажа, лучше выбрать более широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 28 (для «кропа») или 35 мм (для полного кадра).

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor
NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/200 с, 35.0 мм экв.

Отметим, что при съёмке с близкой дистанции такие объективы будут искажать пропорции лица и тела человека.

Классическими портретными объективами считаются линзы с фокусным расстоянием 85 мм (например, Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor). Но они больше подойдут к полнокадровым аппаратам, а на «кропе» будут слишком сильно «приближать».

Всё, кроме камеры и объектива, опционально и зависит от творческих задумок автора и стиля съёмки.

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 31, F1.4, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Настраиваем фотоаппарат. Технические советы

  • При портретной съёмке обычно фотографируют на открытых диафрагмах — так получается размыть фон, отделив нашего героя от него. К тому же, на открытой диафрагме получится сделать более качественные кадры в условиях недостаточного освещения. Диафрагму удобно регулировать в режимах А и М.

  • Как сделать кадр темнее или светлее? Пользуйтесь экспокоррекцией. Это самый простой способ корректно изменить яркость получаемых фотографий.

  • Научитесь точно фокусироваться. Особенно это важно при работе со светосильной оптикой. Если значения диафрагмы составляют F1,4–F2.8, то очень легко промахнуться с фокусировкой. Как следствие, лицо вашего героя получится смазанным. Изучите, как на вашем фотоаппарате выбираются точки фокусировки. Со cветосильной оптикой удобно работать в режиме фокусировки по одной точке, фокусируясь на глазах модели.

  • Также необходимо следить за выдержкой. На слишком длинной выдержке модель «смажется» от собственных движений, на фото появится «шевёленка». Лучше всего фотографировать на выдержках короче 1/125 с, это застрахует от сильных смазов изображения. Если вы снимаете телеобъективом, или же ваш герой находится в постоянном движении (бегает, прыгает), лучше использовать выдержку короче 1/250 с.

  • Портретная съёмка часто подразумевает и обработку фотографий. Это может быть как простая коррекция баланса белого, так и ретушь изображений, удаление дефектов кожи и серьёзная цветокоррекция. Поэтому желательно фотографировать в формате RAW, чтобы при обработке обеспечить себе большую свободу для творчества.

  • С какого расстояния снимать портрет? Держите такую дистанцию, чтобы пропорции лица и тела человека в кадре не искажались. Фотографировать лучше всего с расстояния не менее 2–3 метров

    . Крупность же плана можно сменить с помощью выбора фокусного расстояния.

  • Многие фотографы фанатично гонятся за красиво размытым фоном (боке) и «уникальным рисунком объектива». Но нужно помнить, что главный герой в кадре — человек. Уделяйте меньше внимания техническим изыскам и оставляйте больше времени работе с моделью и сюжетом кадра. Это путь к выразительным фотографиям. Прекрасные портреты можно делать даже на самую простую технику, если вы подойдёте к съёмке с душой.

  • Если вы решили использовать объективы с ручной фокусировкой, то учтите, что точно сфокусироваться с ними будет крайне сложно. Если модель относительно неподвижна, можно фокусироваться через экран Live View. Съёмка через него (с увеличением) позволит сфокусироваться точнее.

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Творческие советы

Различных подходов и стилей съёмки постановочных портретов существует великое множество. Недавно у нас был урок с базовыми творческими советами для начинающих фотографов. Эти советы вполне актуальны для съёмки портрета. А вот ещё ряд полезных рекомендаций для создания выразительных портретов:

  • Фотограф-портретист должен уметь расположить к себе людей, заинтересовать их, вдохновить. Если между фотографом и его героем есть взаимопонимание, во время фотосессии получится сделать много хороших кадров.

  • Объясните модели суть кадров, расскажите, что вы хотите увидеть на фото. Можно не на словах: покажите на своём примере, сделайте наброски на бумаге, предложите ассоциативный ряд. Возможно, вы вспомните подходящий образ из какого-то известного фильма или книги. Умение объяснять свой замысел — важный навык фотографа. Безусловно, чтобы суметь сделать это, вам придётся сперва самим хорошо подумать над сутью того, что вы фотографируете.

  • Хорошо, когда результатом портретной съёмки является не один кадр, а небольшая серия снимков, объединённая общей идеей, историей, стилем.

  • Постановка не отменяет жизнь и эмоции в кадре. Она лишь определяет сюжет, в котором живёт наш герой. Говорите с моделью, попробуйте вызвать у неё нужные эмоции. Предлагать чёткие, строго определённые позы для съёмки — не самый лучший вариант. Скорее всего, при таком подходе модель на снимке получится зажатой.

Nikon Df с объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 900, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
  • Аналогичный совет по съёмке детей: не ждите, что детей можно расставить, как кукол. Придумайте сюжет, общую канву съёмки и соедините его с детской игрой, чтобы им было интересно. Играйте, общайтесь с ребёнком. Подберите для фотосессии забавные аксессуары: интересную одежду, игрушки и пр.

  • Ищите рассеянное боковое освещение. Если же съёмка проходит в режимное время, можно попробовать контровое освещение.

Съёмка в контровом закатном свете

Съёмка в контровом закатном свете

  • Серию портретных фотографий (фотосет) можно дополнить и другими интересными снимками — например, сфотографировать руки модели.
Съёмка в контровом закатном свете NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.
  • Хвалите модель! Не забывайте отмечать её удачные действия. Указывайте на то, что вам нравится. Это поможет найти контакт, раскрепостить вашего героя. Если что-то идёт не так, как вы задумали, то лучше не упрекать, а дружелюбно рассказать о своём видении кадра.

  • Пользуйтесь элементарными правилами компоновки. Компонуйте кадр по правилу третей, не «обрезайте» конечности вашего герой по суставам, оставляйте в сторону взгляда модели больше места. Безусловно, эти правила можно и нужно иногда нарушать. Но важно понять, что эффективно правила нарушает тот, кто их хорошо знает и понимает.

  • Считается, что наиболее выгодно фотографировать человека на уровне его глаз (да, при съёмке детей нужно будет присесть). Пусть это будет для вас отправной точкой в выборе ракурса. Важно учитывать, что лица у людей разные, поэтому в каждом конкретном случае, точку съёмки можно брать ниже или выше.

Съёмка в контровом закатном свете NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 31, F1.4, 1/320 с, 85.0 мм экв.

Совет, ставший традиционным — не бойтесь экспериментировать! Все хорошие фотографы не сразу пришли к своему стилю съёмки. Мыслите творчески, но не забывайте о теории! И у вас непременно всё получится.

Портретная фотосъёмка на природе — Уроки и секреты фотографии

С самого начала изучения азов фотографии моей целью была съёмка портретов. Избегая их в течение длительного времени, после покупки GX7 я стал пробовать снимать автопортреты, экспериментируя с дистанцией съёмки и освещением. После этого я отважился на фотосъёмку модели, что помогло мне приобрести ещё немного опыта по съёмке портретов. Мне понравились результаты всех этих попыток съёмки в помещении, но мне хотелось сделать портреты вне стен моего дома, на природе. Я знал, что заросли вокруг моего дома – отличное место для съёмки, но моя модель боялась змей, и наотрез отказывалась сходить с тропинки и заходить вглубь растительности.

Так что всё, что мне оставалось делать – тратить своё время на изучение фотосайтов и практиковаться в общих правилах построения композиции, выжидая момент, когда мне всё же осуществить свою задумку.

Наконец, в конце прошлого года, через Instagram со мной связалась модель Хантер Кавана, сообщившая, что она изучила мои фотографии в непортретных жанрах, и была бы не прочь со мной поработать. После нескольких месяцев обсуждения, мы решили использовать для фотосессии образ богемной девушки на фоне природы. В день съёмки я проснулся довольно нервным и решил, что планирование предстоящей съёмки поможет мне прогнать беспокойство прочь. Я составил список оборудования, которое собирался использовать, записал идеи, которые мы обсуждали, и просмотрел несколько фотографий с информацией о том, с использованием каких камер и объективов они были отсняты.

Я хотел бы ограничиться двумя фокусными расстояниями, поэтому я выбрал 45mm f/1.8 и Coco Ringflash, установленные на моем ЕМ5, и OM 28mm f/2.8, установленный на моей GX7. Я также использовал две вспышки Yongnuo YN560-III, триггер YN560-TX и серебряный фотозонт. Для некоторых кадров я полностью отказался от искусственного освещения, и полагался только лишь на прекрасный естественный свет.

В конце концов, я обнаружил, что пытаться использовать две системы одновременно крайне неудобно, так что я отказался от GX7, и просто несколько раз менял объективы во время съёмки. Кроме того, я должен был использовать 35mm f/2.8 вместо 28mm f/2.8, поскольку с последним использовать круговую вспышку, без оказания существенного влияния на фотографию, было невозможно. Наконец, ещё один сюрприз, из-за которого хотелось биться головой об стол,  поджидал меня дома: вставив карту памяти в карт-ридер, я понял, то отснял всю сессию исключительно в JPEG!

Но несмотря на все казусы, я приобрёл бесценный опыт, и хотел бы поделиться некоторыми соображениями и схемами освещения, которые я использовал при съёмке фотографий, которые вы видите в этой статье.

Что касается постобработки, то я отредактировал одно изображение в Lightroom, что называется, с нуля, сохранил внесённые изменения в пресет и затем применил его, как шаблон для всех отснятых изображений. Затем я сделал незначительные коррективы, чтобы придать изображениям более эстетичный вид, и экспортировал их в VSCOcam для финального редактирования.

Серия кадров «Всё, что блестит»

Оборудование:

  • Olympus ЕМ5 и Olympus 45mm f/1.8
  • Круговая вспышка + Yongnuo YN560-III в горячем башмаке

Схема освещения:

Серия кадров «Вдохновение туманного дня»

Оборудование:

  • Olympus ЕМ5 и 28mm f/2.8
  • Yongnuo YN560-III, отражаемая серебряным фотозонтом
  • триггер Yongnuo YN560-TX в горячем башмаке

Схема освещения:

Здесь была использована та же схема освещения, что указана выше, за исключением того, что модель встала и перешла на другую сторону дерева, т.е. положение фотозонта со вспышкой не изменилось:

Затем я переместил фотозонт, разместив его справа от камеры.

Серия снимков «Розы»

Оборудование:

  • Olympus ЕМ5 и 28mm f/2.8
  • Yongnuo YN560-III, отражаемая серебряным фотозонтом
  • триггер Yongnuo YN560-TX в горячем башмаке

Схема освещения (относится только к первому изображению):

Естественное освещение:

Круговая вспышка:

Серия кадров «Полевые цветы»

Оборудование:

  • Olympus ЕМ5 и Olympus 45mm f/1.8
  • Круговая вспышка + Yongnuo YN560-III в горячем башмаке

Естественное освещение:

Все кадры мы снимали в тени деревьев между 15:30 и 17:00 часами. О макияже и гардеробе Хантер позаботилась самостоятельно. Я снимал на ISO 200, с выдержками 1/125-1/200 и диафрагмой от f/4 до f/8, которую я прикрывал, когда использовал фотозонт и круговую вспышку. Для съёмки в естественном освещении я открывал диафрагму шире и, соответственно, уменьшал выдержку.

Все настройки подбирались экспериментальным путём, так как у меня нет экспонометра. И для каждого кадра Хантер начинала позировать только тогда, когда я находил наиболее оптимальные настройки.

Автор и фото: Сэм Дорадо

Модель: Хантер Кавана

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях