Шедевры модерна в Санкт-Петербурге

Шедевры модерна в Санкт-Петербурге
  • 109

    88300

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/kuda-mozhno-poehat-chtobyi-byilo/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/kuda-mozhno-poehat-chtobyi-byilo/» data-featured-path=»/spb/tourism/»>

    58 43185

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/news/14-veschej-radi-kotoryih-nuzhno/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/news/14-veschej-radi-kotoryih-nuzhno/» data-featured-path=»/spb/tourism/»>

    5

    7079

Витебский вокзал

Фото: shutterstock.com

Елисеевский магазин

Фото: vk.

com

Дом компании «Зингер»

Фото: visit-petersburg.ru

Египетский дом

Фото: mapio.net

Доходный дом Розенштейна

Фото: droogie.ru

Толстовский дом

Фото: droogie.ru

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Самые интересные события в городе.

Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.

Посмотреть

Дача Гаусвальд

В отношении этого особняка не работает старая поговорка про первый блин комом. Здание на Каменном острове, построенное в 1898 для жены булочника Евгении Гаусвальд, положило начало эпохи модерна в России. Здесь уже присутствуют все отличительные особенности стиля: изломанные линии, асимметричность, использование природных материалов.

Любителям советского сериала о Шерлоке Холмсе дача известна как дом Ирэн Адлер.

 Большая аллея, д. 14
Дом Лидваль

Архитектор Фёдор Лидваль спроектировал более 30 зданий в Петербурге, но самой известной работой стал доходный дом по заказу его матери. Он сломал многие представления обывателей о нормальной городской застройке. В частности, считалось, что дома нужно строить вдоль улицы и практически вплотную друг к другу.

Лидваль же решил перед зданием устроить двор-курдонёр, и сама постройка оказалась в отдалении от проспекта.

 просп. Каменноостровский, д. 1–3
Толстовский дом 0+

Ещё одна известная работа Лидваля, но теперь уже в Центральном районе — это Толстовский дом. Здание получило название по имени первого владельца — графа Михаила Толстого, происходившего из того же дворянского рода, что и знаменитый писатель. Есть у дома и другие связи с литературой: считается, что одна из здешних квартир стала прототипом жилища Воланда из «Мастера и Маргариты». В архитектурном плане самое примечательное в здании — это высокие арки-проезды и сквозные дворы, которые соединяют корпуса.

 наб. реки Фонтанки, д. 54
Доходный дом Розенштейна

Модерн — это не всегда прихотливо изгибающиеся линии, обилие растительного орнамента и прекрасные девы на фасадах.

Дом Розенштейна, к примеру, напоминает средневековую крепость, которая хорошо смотрелась бы где-нибудь в скалистой Шотландии. Асимметричность здесь тоже не бросается в глаза, её нужно искать: на одной башне есть часы, на другой — нет, одно крыло с эркерами, а другое — с балкончиками.

 Большой просп. П. С., д. 75
Дом компании «Зингер» 0+

Сейчас трудно поверить, что одна из красивейших доминант Невского проспекта подвергалась нападкам современников. В начале XX века горожане находили этот дом уродливым, нелепым, не вписывающимся в общую застройку. Сегодня это одно из самых узнаваемых петербургских зданий. Но оно могло бы выглядеть иначе: изначально заказчик хотел небоскрёб, как в Нью-Йорке, а городские власти запретили его строить. Тем не менее, постройка получилась выдающейся и по тем временам — крайне технологичной.

 Невский просп., д. 28, лит. А
Доходный дом Бака

Это тот редкий случай, когда внимание привлекает не столько фасад дома, сколько внутренний двор. Иногда его сравнивают с литографией Маурица Эшера «Относительность», которая изображает разные пространства, соединённые друг с другом лестницами. В здании работы архитектора Гиршовича такой эффект достигается за счёт галерей между лицевым и дворовым корпусами. Это очень функциональный элемент, благодаря которому жильцы могли попадать к себе в квартиры через главный вход (то есть с улицы, а не через двор).

 ул. Кирочная, д. 24
Витебский вокзал

Витебский вокзал — одно из первых в России общественных зданий в стиле модерн. В нём хорошо прослеживается главный принцип стиля «изнутри — наружу», когда внешний облик постройки отражает внутреннюю конструкцию. В оформлении архитекторы ориентировались на венский сецессион, который иногда называют «стилем квадрата» благодаря геометрическим формам и ритмичному орнаменту.

 Загородный просп., д. 52
Соборная мечеть

В облике мечети причудливо сочетаются архитектурные традиции мусульманского Востока и веяния северного модерна. От последнего здесь — грубый финский гранит в облицовке стен, разнообразные по форме окна и двери. В отделке куполов, минаретов и порталов использовали майолику, к работам над которой привлекали узбекских мастеров. Деньги на строительство были собраны с пожертвований верующих по всей России.

 просп. Кронверкский, д. 7
Елисеевский магазин 0+

Этот магазин — образец так называемого «купеческого модерна». Для подобных зданий характерны большие витрины, тематические скульптуры и маскароны на фасаде, витражи. Всё должно сигнализировать о богатстве владельцев и привлекать потенциальных покупателей. Роскошный интерьер, редкие деликатесы, собственная выпечка и кондитерские изделия — сюда определённо стоит заглянуть. И без покупки уйти сложно.

 Невский просп., д. 56/8
Доходный дом Бадаева

Это здание, построенное в 1906 году, до сих пор остаётся одним из красивейших в центре Петербурга. Фасад украшают балконы, эркеры, лепнина, майоликовые вставки, а также барельеф крылатой девушки, которую в народе прозвали «печальным ангелом». По легенде, он появился на доме не случайно. У заказчика Пантелеймона Бадаева была дочь, которая выбросилась из окна. Именно после этого безутешный отец попросил изобразить на фасаде ангела, который бы охранял дом от несчастий.

 ул. Восстания, д. 19
Дом герцога Лейхтенбергского

Доходный дом герцога Лейхтенбергского — одно из самых оригинальных произведений петербургского модерна. Здесь удачно сочетаются строгая форма без излишеств, живой и текучий орнамент и монументальные мозаичные панно на верхних этажах. Эта постройка стала первым и самым ярким проектом молодого архитектора Фёдора фон Постельса.

 ул. Большая Зеленина, д. 28
Особняк Кшесинской

Особняк Кшесинской знаменует зрелую фазу петербургского модерна, который много взял от венского сецессиона. Для здания характерны строгое изящество, графичность линий, асимметричность и сочетание разных материалов в отделке. Как признавала сама балерина, дом вышел очень удачным. В 1907 году на конкурсе лучших фасадов Городская управа присудила особняку серебряную медаль.

 ул. Куйбышева, д. 2/1
Египетский дом

В Петербурге не так много доходных домов, которые известны не по имени владельца, а по собственному названию. Один из них находится на Захарьевской улице. Заказчица Лариса Нежинская непременно хотела построить что-то оригинальное, что поразило бы всех. Так и вышло. Архитектор Михаил Сонгайло возвёл здание, которое напоминает египетские храмы: фасад украшают лица богинь, скарабеи, солнечные диски, у входа установлены статуи фараонов.

 ул. Захарьевская, д. 23
Особняк Фолленвейдера

В этом здании очень хорошо прослеживается классический для модерна принцип «природности». Кажется, что особняк Фолленвейдера не построен, а вырос сам по себе: разные формы плавно перетекают одна в другую, практически нет декора, зато есть облицовка серым камнем. Фактурный гранит, уложенный на разных уровнях, только усиливает впечатление и уподобляет дом скале.

 Большая аллея, д. 13
Доходный дом Бубыря

Фасад этого дома можно разглядывать часами и находить всё новые и новые элементы. Фантазия архитекторов, которые разработали декор, поражает: тут есть фантастические рыбы, птицы, растения, маски. Причём ни один из мотивов не повторяется. Считается, что доходный дом Бубыря вобрал в себя лучшее из национального романтизма Финляндии.

 ул. Стремянная, д. 11

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Подписка оформлена

Спасибо!

Стиль модерн | derufa-nn

Стиль модерн – это стиль конца XIX – начала XX века, который создал причудливые, подчеркнуто индивидуализированные интерьеры. Стиль модерн ввел в дизайн интерьеров принципиально новые декоративные элементы. Модерн стоял на заре новой эры двадцатого века, и потому просто обязан был стать великолепным и неповторимым. Основатели этого стиля интерьера вносили в него все лучшие достижения прошлого. Стиль интерьера модерн собрал самые изысканные и утонченные тенденции своего времени.

Стиль модерн называют декадентским и манерным. Забывая, что этот стиль интерьера возник благодаря промышленной революции девятнадцатого века. В свое время стиль модерн считался чрезвычайно прогрессивным и радикальным.

Стиль модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох времени, модерн выработал собственные художественные приёмы, основанные на принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности. Модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль «ар-нуво», «либерти» – в Италии, «югендштиль» – в Германии, а в США – «стиль Тиффани».

Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Манифест модернистов – соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий вызвал переворот в прикладном искусстве, и сформировал новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Отличительной чертой восточно-европейского модерна является пластическая выразительность, изящество.

В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастирующих, но дополняющих друг друга. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Дом в стиле модерн – это диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся растений» из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные, с тем же мотивом, двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала – в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах. Мебель добротная и респектабельная, из массива древесины с благородным декором из темной бронзы. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна. Стены отделаны деревянными панелями, светильники создают уютный рассеянный свет. В гостиной хрустальная люстра с множеством «свечей», кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы – интерьеры в стиле модерн напоминают драгоценные шкатулки, изготовленные с отменным вкусом и чувством меры замечательным мастером.

В отличие от эклектизма формально заимствовавшего отдельные детали национальных и исторических стилей, стиль модерн путём стилизации органически усваивал черты искусства различных стилей и эпох. В образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Основным выразительным средством в искусстве стиля модерн был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения искусства.

В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по полу, стенам, мебели, лестницам, потолку. Узоры концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство интерьера. Для стиля модерн характерно взаимопроникновение станковых и декоративно прикладных форм. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера в стиле модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, а в скульптуре рельефы. Идея синтеза искусств пронизывает целиком стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства от живописи до моделей одежды и декора интерьера. В стиле модерн проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры объединения искусств дают особняки и общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены как бы изнутри наружу. Внутреннее пространство определяет внешний облик здания и наоборот.

Фасады домов в стиле модерн несимметричны и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы, и результат свободного творчества скульптора. Исключительно выразительны были интерьеры этих домов с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, металла и цветного стекла. Декоративное убранство интерьеров в стиле модерн может достигать невероятной изощренности. Огромное значение придается выразительности текучих ритмов, цвету и фактурам облицовок, кованого чугуна, оконных и дверных витражей. Витражи модерна знамениты не менее витражей готических соборов. Основной темой для готического витража служила религия, поклонению богу, в эпоху модерна вдохновение черпали у природы. Особенно интересным может быть оформление оконных проемов с уникальными рисунками деревянных переплетов.

Для стиля интерьера модерн характерен целостный подход к оформлению отдельных комнат в квартире или доме. Помимо богатого орнаментами декора и умения воплощать идею в свободную композицию пространства, интересны и новые сочетания объемов и динамика внутренней планировки помещений. Так, стена это уже не конструктивный и статичный элемент, а пластичная скульптурная форма, которая сама по себе является арт-объектом.

Потолки стиля модерн поражают своеобразием оформления и красоты. Можно выбрать тонкие линии, темного дерева балки, обрамляющие белые гладкие кессоны, легкую лепнину, гладкий окрашенный потолок с изысканной люстрой в центре комнаты. Также для потолка в стиле модерн часто применяют витражи с живописным рисунком. Витраж состоит из кусков стекла всевозможных форм, фактур и цветов, которые соединены между собой, в зависимости от технологии производства. Также витражи можно применить и для оформления окон в стиле модерн. Самое интересное происходит при попадании луча солнца в витражное окно, которое изготовлено из самого высококачественного стекла – комната в наполняется прекраснейшими цветами, и начинается игра света и всевозможных цветовых оттенков, которая проходит в течении всего светового дня. Каждое стеклышко витража в подмешивает свой неповторимый цвет, после чего вся картина изменяется, этой красотой можно наслаждаться с утра и до вечера, пока солнце не сядет за горизонт.

Форма светильников стиля модерн напоминает растения, а плафоны имитируют раскрывающиеся бутоны или почки. Светильники, люстры, бра в стиле модерн гармонично сочетают в себе современный материал и витиеватость формы. Камины в стиле модерн это извивающиеся линии и растительный декор на облицовке камина, часто камины в дизайне интерьера занимают все помещение от стены до стены. Стены в верхней своей части могут быть затянуты шелком или выкрашены, а в нижней части монтируется керамический или дубовый цоколь. На стенах применяется все тот же растительный орнамент стиля модерн. Стены как бы растут вверх от пола к потолку, но главное при создании интерьера в стиле модерн не перегружать их сложными орнаментами. Для пола стиля модерн используются как классические приемы, например, паркет, уложенный елочкой или квадратами, так и наборный узорчатый пол, рисунок которого повторяет изгиб морской волны или переплетение стеблей цветов.

Выбирая керамику или камень для ванной комнаты, в качестве бордюра к однотонной плитке используется геометрический орнамент, в том числе и греческий меандр, но в характерной только для стиля модерн прорисовке в виде спирального круглого или квадратного завитка. В стремлении создать уют и придать индивидуальность, оригинальность и неповторимость красоты в стиле модерн Вам помогут предметы интерьера, изготовленные с помощью художественной ковки. Это могут быть перила лестниц, элементы мебели, каминные решетки или решетки на окнах дома. Как и в других элементах интерьера стиль модерн диктует в рисунке кованых изделий присутствие растительной темы, т. е. плавные, тягучие линии, изгибы и изломы, имитирующие стебли или листья растений. На решетках и перилах расцветают нарциссы и лилии. Стиль модерн научил украшать интерьеры живыми и не только цветами, теперь они не только в вазах, но и на витражах, лепнине и ковке. Металл в интерьере дает потрясающий результат. Именно этот материал позволяет создавать очень прочные конструкции при внешней невесомости, прозрачности и витиеватости присущие модерну.

Важный элемент при оформлении интерьера это его цветовое решение. Стиль модерн имеет свою особую колористическую гамму. Рисунок, фактура материала и цвет это те декоративные элементы, которые играют решающую роль в оформлении интерьера в стиле модерн. Очень популярна светло-зеленая гамма, где цвета разделяются на полутона. Используются такие цвета как цвет стрекозы, цвет кузнечика или цвет моря, также часто используются лиловые оттенки. Так, например, используют цвет Пармской фиалки или цвет гелиотропа. Используются и жемчужно-серые тона, цвета увядшей розы. Для позднего стиля модерн характерны краски осени – это золото, охра или умбра. Цвета модерна будто присыпаны пеплом, что придает интерьеру неповторимый шик.

Нас уже давно не удивить различными вариантами обработками дерева для производства мебели в стиле модерн. Мастера своего дела творят великие чудеса из этого натурального материала. Корпусная мебель интерьера в стиле модерн различного назначения – шкафы, комоды, горки – может быть прямоугольной, но с обязательными эстетическими излишествами. Матовое остекление, изящная фурнитура характеризует мебель этого стиля интерьера. В дизайне мебели декоративность стиля модерн достигается причудливостью линий мебели, чем украшением резьбой и инкрустацией. Обои, драпировки, обивочные ткани со стилизованными изображениями цветов, камыша, лебедей – делают интерьер чувственным и эмоционально насыщенным.

При всей своей простоте стиль модерн чуть ли не единственный стиль дизайна интерьера, который не терпит конкуренции, и не сочетается с другими стилями интерьера. Предметов интерьера для модерна очень сложно найти, вот почему приходится все элементы интерьера и декорирования делать под заказ. Современный модерн не столь экспансивен, но все же, если Вы решите построить дом в этом стиле, будет лучше, если и интерьеры дома Вы подчините этой же идее.



Почему простой современный? 7 причин любить простой современный дизайн дома

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

7 причин полюбить простой современный дизайн
  • Посмотреть увеличенное изображение

Нам всем нравится простой современный дизайн дома, но что именно нам в нем нравится: четкие линии, простой внешний вид, простота?

Компания YR Architecture + Design специализируется на простом и современном дизайне. Для нас это больше, чем красивый чистый вид, который мы любим. Нам нравится то, что означает простой современный дизайн, что он дает и идея, стоящая за ним.

Одной из причин, почему нас привлекает простой современный дизайн, является сильная корреляция между основными принципами простого современного дизайна (упомянутыми ниже) и подходом нашей фирмы к тому, как мы работаем и чем мы руководствуемся.

А ты?

Вот 7 причин любить простой современный дизайн дома:

Простой современный дизайн прекрасен.

Простые современные дома приятны для глаз. Есть несколько отвлекающих факторов, которые могут омрачить ваше суждение, позволяя сиять наиболее важным элементам дизайна. И когда все сделано правильно, вы не видите всех мыслей и решений, которые вошли в дизайн; только красивый конечный результат. Будь то четкие линии, простые профили крыши или простой внешний вид, лишенный вычурных деталей, простые современные дома просто элегантны.

 

Простой современный дизайн честен.

Дизайну простого современного дома присуща честность, которая делает его заслуживающим доверия. Никаких трюков. Нечего скрывать. Все в дизайне целенаправленно и продуманно. Это также в некотором роде скромно — не пытается быть эффектным или бросаться в глаза. Это то, что есть.

 

Простой современный дизайн освежает.

В простом современном доме есть что-то успокаивающее, но освежающее. Возможно, это связано с тем, что простые современные дома напоминают знакомые (традиционные) элементы прошлого: амбары, фермы и хижины. Ностальгия успокаивает? Или это способ, которым простые современные конструкции сводят здание к его наиболее фундаментальным элементам (стенам, крышам, перекрытиям, проемам, конструкции) и основному назначению (обеспечивать укрытие)?

Поскольку наш мир становится все более и более сложным, простой современный дом становится уютным убежищем от окружающего нас хаоса. Это воздушная, наполненная светом передышка.

 

Простой современный дизайн вне времени.

В простом современном доме нет модных причуд, разрушающих долговечность. Вместо этого они подчеркивают основные архитектурные элементы вневременного дизайна. Каждый элемент необходим и преднамерен, в отличие от добавленного пуха и украшения, которые датируют структуру и отвлекают от ее сути.

 

Простой современный дизайн легко понять.

Простой современный дизайн — это просто. Планы этажей логичны и очевидны. Формы здания прямоугольные и чистые. Профили крыши простые. Материалы и детали сведены к минимуму. Наш разум легко понимает эти дома.

 

Простой современный дизайн впечатляет.

Благодаря устранению отвлекающих факторов цель дизайнерских ходов становится более ясной. Ваш ум понимает, почему крыша нависает определенным образом спереди и почему определенное окно расположено там, где оно есть. Вы больше не перегружены и не отвлекаетесь на шум несущественных украшений и сложного дизайна. Общий замысел дизайна усиливается, а сообщение становится более очевидным. Простой современный дом продуман и обдуман.

 

Простой современный дизайн может стать доступным по цене.

Если все сделано правильно, есть много возможностей спроектировать и построить доступный простой современный дом, особенно по сравнению с традиционным тем или иным стилем. Как мы уже много раз обсуждали в наших постах, современный дизайн может быть доступным. Характеристики современного дизайна, такие как открытые планы этажей, чистые геометрические формы, простые детали и палитра основных материалов, предоставляют многочисленные возможности для снижения как строительных, так и эксплуатационных расходов. Вот пост о том, как вы можете позволить себе современный дом.

 

Простой дизайн:

  1. Начните свой проект с цели. Почему вы создаете этот проект? Как вы узнаете, что преуспели? Что вы пытаетесь достичь? Начните с того, почему и используйте это, чтобы направлять все свои решения в будущем.
  2. Целеустремленный дизайн. Каждый элемент, каждый материал, каждое решение должно иметь причину и быть преднамеренным.
  3. Возвращение к основам: чистые геометрические формы, простая детализация, четкая организация, основные строительные элементы – крыша, стены, пол, плоскости, линии.
  4. Не торопитесь. Уделите все внимание дизайну, чтобы он получился как нельзя лучше.

Заключительные мысли

Просто звучит легко, но помните, что в дизайне много внимания уделяется тому, чтобы сделать его по-настоящему элегантным и легким. Как однажды сказал Стив Джобс: « Чтобы сделать что-то простое, чтобы по-настоящему понять основные проблемы и найти элегантные решения, требуется много тяжелой работы. »

Отличительной чертой простых современных дизайнов является то, что они представляют собой чистый, простой, уникальный дизайн, который очень мало раскрывает работу, проделанную над ним. Конечный результат выглядит легким, но для достижения этих результатов требуется меньше времени или усилий.

Заинтересованы в простом современном дизайне дома?
Свяжитесь с сегодня, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь вам создать удивительный простой современный дом.

 

Почему вам нравится простой современный дизайн?

[Фотография с изображением Тома Парнелла через Flickr.]

Поиск:


Почему современный дизайн такой пресный

Это не просто вопрос изменения вкуса, который ведет современный дизайн к минималистской эстетике. Современный дизайн тяготеет к минимализму с начала прошлого века, а с началом этого, похоже, достигает почти полного насыщения. Причина преобладания эстетики не имеет ничего общего с модой — хотя она могла спровоцировать первоначальные эксперименты — скорее, это просто результат выражения дизайнером современного этоса, а именно его отсутствие .

Пруст определял стиль как качество видения , «открытие частной вселенной, которую каждый из нас может видеть и которую другие не могут видеть». 1 Делиться своим субъективным видением с другими посредством своей работы означает формировать его в стиле этого видения. Таким образом, стиль — это не «оригинальное» расположение линий, форм и цветов на экране или слов на странице, а подлинное выражение вашего внутреннего зрения, то есть вашего вкуса и вашего суждения. Вопреки современному мнению, стиль не имеет ничего общего с «творчеством» — бессмысленной погоней за оригинальностью ради выделения — это, скорее, выражение субъективности мастера через его работу.

Современный мир ставит перед нами две проблемы в отношении выражения стиля. Во-первых, в обществе, ориентированном на потребительский рынок, субъективный вкус дизайнера не важен — и даже может быть вредным — для создания потребительских товаров. Эстетика этих товаров обусловлена ​​направленной на маркетинг эстетикой бренда. Там, где рекомендации бренда заканчиваются, эстетика должна оставаться непритязательной и сдержанной, чтобы она не конкурировала с «посланием» или «персонажем», которые команда брендинга пытается «донести». Проще говоря, дизайнерские решения, выходящие за рамки принципов бренда, должны быть намеренно лишены стиля, иначе субъективный стиль дизайнера возьмет верх над стилем бренда. Дизайнер молчаливо признает это и приступает к «решению проблем».

Один сегмент потребительского рынка, который позволяет дизайнеру выражать свой собственный стиль в своей работе, называется рынком «дизайнерских товаров». Показательно, что термин, используемый для описания этого сегмента рынка, на самом деле противопоставляет его тому, что можно было бы считать «недизайнерским» рынком, то есть общим рынком, где видение дизайнера ограничено брендом. На этом «дизайнерском» рынке дизайнер сам становится брендом, а его «фирменный» стиль становится достопримечательностью. Однако здесь мы сталкиваемся со второй проблемой.

Видение дизайнера — его вкус и его суждения — не развиваются изолированно, это не продукт мистического гения, не то, с чем они рождаются. Видение вырастает из опыта и развивается через жизнь. Содержанием этого опыта является среда человека, его культура, общество и цивилизация. Просто живя в своей культуре и взаимодействуя с ней, ты видишь себя через призму этой культуры. Поскольку общий принцип современной западной либеральной культуры — непредвзятость, такое общество смещается в сторону субъективного мировоззрения, в котором мнение и предпочтения каждого имеют такой же вес, как и ваше собственное. По мере продвижения в ХХ век мир дизайнерских школ, то есть дизайнерских стилей, распадается на отдельные стили. Но в то время как прежние «школы» находились под влиянием духа своей эпохи и цивилизации — империи, религии, идеологии, истории — современный дизайнер обнаруживает, что работает над пустой оболочкой — цивилизацией 9.0123 без этос. В результате их работой руководит уже не общий дух и видение, а их «творчество». Их работа больше не славится тем, насколько хорошо она способна передать видение, а тем, насколько она оригинальна. Мы приходим к постмодернистскому дизайну.

Эти две проблемы: проблема невозможности самовыражения из-за коммерческих ограничений и проблема отсутствия определенного культурного идеала для развития своего видения, приводят к тому, что дизайн движется в сторону минималистской эстетики. Эта минималистская эстетика сама по себе не является выражением видения, а, скорее, реакцией на отсутствие видения. Вместо глаза современный дизайнер заменяет совершенные измерения компьютера, вместо чутья и чутья дизайнер заменяет математические пропорции и цветовые палитры. Дизайн переходит от органической деятельности, в которой эмоции выражают себя в материале, к деятельности по измерениям и корректировкам. В современном дизайне есть красота, как и во всех примерах гармоничного расположения частей, но нет стиль , или, в редких случаях, стиль, это нечто первичное и неразвитое, продукт творческого порыва, а не вдумчивое выражение духа своей цивилизации.

Не имея ни желания выразить себя, ни не имея ничего, что можно было бы выразить, мы приходим в мир четко заштрихованных квадратов, единственными достоинствами которых являются их простота и математическое совершенство.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *