Шрифтовые композиции
6 — 2004
Николай Дубина [email protected]
Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание. Если же дизайнер старается втиснуть текст в заранее придуманную схему, это неизбежно приводит как к формальным ошибкам, так и к несоответствиям между формой и содержанием.
Общая форма надписи, как правило, определяется уже при ее разбивке на строки. Тексты из трех или более слов при членении на строки дают несколько вариантов, одинаково правильных грамматически, но различающихся смысловыми оттенками и акцентированием того или иного слова. Например, название «Новые цифровые технологии» можно скомпоновать четырьмя способами (рис. 1).
Рис. 1. Основные варианты
разбивки заголовка
Можно заметить, что слова приобретают различную значимость в зависимости от их расположения в строке. Первый вариант довольно нейтрален, во втором варианте внимание привлекает слово «новые», в третьем особняком стоит слово «технологии». Эти, казалось бы, малоразличимые нюансы могут быть усилены рисунком шрифта, его размерами или цветом (рис. 2).
Рис. 2. Акцентирование размером и насыщенностью
В некоторых случаях грамматическая правильность компоновки слов может вступать в противоречие с их содержанием. Показательный пример название книги В.Катаева «Белеет парус одинокий» (рис. 3). Все четыре варианта грамматически имеют право на существование, но именно композиция из одной строки в смысловом отношении более правильна, так как в качестве названия повести взята первая строка известного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Это же обстоятельство заставляет использовать для всех слов шрифт одинакового размера, насыщенности и цвета.
Рис. 3. Варианты разбивки заголовка
Для больших заголовков, например полного названия «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче», возможно еще большее число вариантов группировки текста. Композиция надписи, представленной в верхней части рис. 4, явно не сбалансирована, отсутствует акцент на главном в этом названии. После небольшой доработки композиция становится более приемлемой (рис. 4, внизу).
Рис. 4. Вариант разбивки большого заголовка
Переносы слов в титульных элементах разрушают цельность композиции, поэтому их стараются избегать. Но в принципе переносы могут употребляться в художественной литературе при многострочном заголовке, а также в научной и технической литературе в многозначных и составных словах. Использование переносов всегда должно быть мотивировано как в смысловом, так и в композиционном отношениях.
Пропуск знаков препинания (точки, запятой, скобок и пр.) давно уже стал традицией при оформлении титульных элементов. Обычно подобное нарушение правил синтаксиса всегда компенсируется какими-либо композиционными приемами: красной строкой, изменением рисунка шрифта, вторым цветом, разделительными украшениями и т.
Органичность букв в слове не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.
В некоторых «самодеятельных» руководствах по созданию шрифта, коих сейчас великое множество в Интернете, организация ритма в словах рассматривается очень ограниченно и часто сводится всего лишь к выравниванию пробелов между знаками. Однако ритмичность зависит еще и от начертания самих букв, поэтому в процессе создания гармоничного заголовка часто приходится опробовать несколько гарнитур, прежде чем будет найдена оптимальная.
Оптическое равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. Дело в том, что не все пространство между буквами составляет межбуквенный пробел часть этого пространства принадлежит самому изображению буквы и входит в ее оптическое поле, размер которого можно установить только визуально.
На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. При определенном расположении букв их оптические поля не сливаются, разделяясь при этом минимальным по величине пробелом. Такая расстановка знаков характерна для наборных текстовых шрифтов и обеспечивает наилучшую удобочитаемость текста (рис. 5
Изменение нормальных пробелов в сторону их уменьшения или увеличения может привести к резкому снижению удобочитаемости. При небольшом сближении букв произойдет соединение засечек соседних букв и слияние оптических полей некоторых знаков (рис. 5 б ). При дальнейшем сближении букв слово будет все более походить на орнаментальный узор, степень декоративности которого определяется самим рисунком шрифта (рис. 5
По мере удаления букв друг от друга и увеличения пробелов между ними будет происходить обратный процесс связь между буквами будет слабеть. При небольшом увеличении нормальных пробелов связь между буквами останется тесной, но средняя цветовая насыщенность слова уменьшится, что скажется на общей композиции (рис. 5 г ). При значительном увеличении пробелов слово распадается на отдельные буквы, связь между которыми теряется.
Для поддержания линии строки при большой разрядке прибегают к дополнительным средствам: подчеркиванию слова линейкой, применению шрифта с длинными горизонтальными засечками, помещению разреженной строки рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком (рис.
При применении декоративных гарнитур изменение величины пробелов не слишком заметно благодаря особому композиционному построению и иному ритму чтения таких шрифтов.
Рис. 5. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов
Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность (рис. 6).
Рис. 6. Суперобложка. Художник С. Телингатер
Надо отметить, что буквы алфавита имеют различную динамику, то есть направленность по горизонтали. Каждое слово состоит из определенной комбинации знаков с разной направленностью, что оказывает влияние на его зрительное восприятие (рис. 7). Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект.
Рис. 7. Динамика букв в ритмическом строе слова
Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым движением слова по направлению строки (рис. 8).
Рис. 8. Общая динамика слова
В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например, придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью один из способов создания интересной и выразительной композиции.
Некоторые буквы шрифтов, которые можно отнести к гуманистической антикве, имеют интересную особенность их вертикальные оси не совпадают с направлением основных штрихов в знаках с овалами и полуовалами («Р», «О», «З» и т. п.). Обычно такие наклоны вертикальных осей почти не влияют на ритм в слове, однако их увеличение может быть использовано как средство изменения ритма. Шрифты, в которых буквы резко отличаются по своей ширине, также образуют своеобразный ритм.
Овладение ритмом дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в зрительной памяти.
На восприятие текста влияет и расположение строк в надписи. Некоторые надписи легко приобретают компактную и вполне завершенную форму, другие же выглядят как механическое соединение строк, не связанных между собой композиционным единством. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы преодолеть графическую разрозненность строк, подчеркнуть при необходимости смысловое значение некоторых важных слов, добиваясь ясного выражения мысли. При этом механически применять какие-либо правила нельзя, а следует исходить из конкретного смыслового содержания и состава слов в надписи. Схематическое представление строк в виде прямоугольников, о котором будет сказано ниже, создается на основе реальных, а не воображаемых строк.
Усиление смыслового значения слов путем изменения ритма букв и размера шрифта выполняется таким образом, чтобы важность слов в надписи была видна сразу и трактовалась однозначно (рис. 9).
Рис. 9. Смысловое акцентирование размером шрифта
Еще более резкое разделение слов по смысловой значимости получается при применении в одной надписи двух или трех шрифтов. Такой прием часто используется при оформлении обложек. Если чисто шрифтовые средства не позволяют сделать надпись на обложке выразительной, можно прибегнуть к другим средствам: рисунку, орнаменту, цвету, блинтовому тиснению и т.п.
Расстояния между словами в строке должны быть такими, чтобы каждое слово отчетливо отделялось от других и чтобы строка не распадалась на отдельные части, теряя при этом свою цельность. Абсолютная величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строк в несколько раз. Ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов должно всегда согласовываться с содержанием надписи.
Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в своего рода орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длинах строк, при которой четко выделяется начало каждой строки (рис. 10), или сравнительно крупным размером шрифта (рис. 11).
Рис. 10. Контраст в длине строк при их слитном расположении
Рис. 11. Крупный размер шрифта при слитном расположении строк
Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, то они будут читаться в замедленном ритме. Такие композиции характерны для титульного набора XVIII начала XIX века и соответ-ствуют самим текстам старинных заглавий.
Нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется един-ство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Оптимальные соотношения между величиной интервала и высотой строки лежат в интервале от 3:5 до 1:1, а их точные размеры зависят от рисунка шрифта и длины строк. Большое влияние на величину межстрочных расстояний в надписи оказывают надстрочные и подстрочные элементы букв. При сильной разрядке слов в двух соседних строках расстояние между ними тоже должно увеличиваться иначе произойдет объединение отдельных букв в вертикальные ряды, при которых горизонтальная линия строки разрушится.
Объединение в одной надписи разнородных по рисунку и резко контрастных по размеру шрифтов требует особо точного ритмического по-строения надписи, при котором расстояния между строками могут немного отличаться. Интервалы в таких надписях определяются, как правило, на глаз.
Иногда в шрифтовых композициях союзы, предлоги и короткие слова выносятся в отдельную строку, вслед-ствие чего можно достигнуть значительного усиления смыслового значения заголовка, например при противопоставлении слов-антонимов. К этому приему прибегают в поисках ясной и красивой формы надписи, для сокращения размеров слишком длинной строки, в случае усиления вертикальной направленности всей композиции и т.д. Однако выделение союзов и предлогов в отдельную строку приводит к тому, что они начинают мешать смысловому выделению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по высоте несколько меньшими, чем соседние с ними строки. Уменьшение высоты коротких строк и интервалов вокруг них необходимо и для того, чтобы сблизить основные строки во избежание оптического разрыва надписи на несколько частей (рис. 12).
Рис. 12. Уменьшение строки с предлогом и межстрочных интервалов снизу и сверху
Выбор способа группировки строк в надпись выполняется исходя из общего композиционного замысла. Из двух принципиально различных систем компоновки надписей симметричной и асимметричной первая имеет наибольшее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму.
Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или других геометрических фигур. В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Геометрические построения строк могут оказаться полезными при перегруженности композиции текстовым и изобразительным материалом, когда несколько элементов объединяются в один сложный рисунок.
Симметричный баланс надписи может нарушаться большими просветами между словами, а также элементами букв, выходящими за линии шрифта. Во избежание этого расстояния между словами сокращаются до минимума, а начертания строчных и курсивных букв выбираются такие, чтобы выносные элементы распределились по всей надписи равномерно.
Инициал, начинающий текст, также нарушает симметрию надписи. И если небольшой инициал частично уравновешивается той смысловой нагрузкой, которую он несет (акцентировка начала текста), то крупная буквица настолько сильно смещает центр тяжести строк, что вся надпись может быть отнесена к разряду асимметричных.
Асимметричные надписи сами по себе не имеют той завершенности формы, коей обладают симметричные тексты, а свою композиционную завершенность получают благодаря связи с другими изобразительными элементами. Наиболее четким принципом построения обладают асимметричные надписи с флаговой и ступенчатой композициями строк. Подобной компоновке особенно хорошо поддаются строки, мало отличающиеся по количеству знаков и по ритму.
Шрифтовые композиции нередко используются вместе с графическими элементами, например с орнаментами. Для того чтобы все эти элементы объединить в одно целое, необходимо разбираться в общих закономерностях построения изобразительно-шрифтовых композиций. Об этом мы и поговорим в следующих статьях.
КомпьюАрт 6’2004
Шрифтовая композиция на уроках изобразительного искусства. Игра с буквами
ИГРА С БУКВАМИ
Шрифтовая композиция
на уроках изобразительного
искусства
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Фомичева Ю. С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Шрифт – способ кодирования
информации,используемый
при ее передаче в виде
изображений
Роль шрифта,
его информационное и эмоциональное
воздействие
на человека трудно переоценить.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Шрифт – способ кодирования
информации,используемый
при ее передаче в виде
изображений
Шрифт выполняет важнейшие функции
во всех жанрах дизайна: в рекламе,
плакатах, логотипах, многочисленных
составляющих фирменного стиля и т.д.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
ШРИФТ
Примеры гарнитур шрифтов:
А) тип Антиквы, б) брусковый
тип, в) рубленный тип
Декоративные
и стилизованные
шрифты
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Основные характеристики шрифтов
• начертание: прямой, курсивный
АА
• насыщенность: светлый, полужирный,
жирный (отношение толщины штриха
к ширине внутрибуквенного просвета)
АА
• ширина: нормальный, узкий, широкий,
шрифт фиксированной ширины
ААА
• размер (кегль) в пунктах
А
(1 пункт = 1/72 дюйма)
• чёткость; контраст; различимость;
удобочитаемость; ёмкостью.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
АА
Художественный облик шрифтов
Декоративный
Динамичный
• Изящный. Римский капитальный,
антиква, академический шрифты.
Используются для литературных
и искусствоведческих текстов,
оформления архитектурных
проектов, написания текстов на
мемориальных досках.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Художественный облик шрифтов
• Курсив. Применяется для написания текстов
почётных грамот, поздравительных адресов,
поздравлений и приглашений.
• Монументальный. Рубленый
плакатный, брусковый шрифт и
гротеск. Применяется для
написания лозунгов, плакатов,
транспарантов.
• Свободный
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Художественный облик шрифтов
• Строгий. Применяется на
диаграммах, схемах, графиках,
технических и производственных
плакатах, указателях.
• Фольклорный
(украинский, арабский и т. д.)
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Тема:
«Игра с буквами.
Шрифтовая композиция»
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Рубленый шрифт
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
5 единиц
3 единицы
Буквы с прямыми элементами
Буквы с наклонными элементами
Буквы с округлыми элементами
Рубленный шрифт. Построение букв по сетке (лист в клетку) . Пропорции букв
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 1: «Мое имя»
1 этап:
Построение букв своего имени по сетке 10х10 мм на формате А4.
Инструменты и материалы: линейка, циркуль, простой карандаш.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие окружающего мира
Фомичева Ю. С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие окружающего мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие окружающего мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие окружающего мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 1: «Мое имя»
2 этап:
Работа с цветом.
Передача художественного образа «Времена года» или «12
месяцев».
Художественные материалы: Цветной карандаш или ручками.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 1: «Мое имя»
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 1: «Мое имя»
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 1: «Мое имя»
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю. С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
1.
2.
Учащиеся выбирают слово (имя существительное, нарицательное).
Придумывают художественный образ, показывающий само слово.
Этапы работы:
1.
2.
3.
Построение по сетке 10х10 мм слова от 4 до 6 букв .
Прорисовка образа.
Работа графическими материалами.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 2: «Говорящее слово»
Рубленный шрифт. Изображение слова
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
1 вариант:
Построение букв ФИО.
Создание
художественного
образа «Времена года»,
«Вид из окна» и др.
Этапы работы:
1. Вычерчивание масштабной
сетки 20х20 мм.
2. Построение букв по сетке.
3. Построение букв.
4. Работа с цветом.
Составление композиции из букв – ФИО. Пейзаж за окном
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Пейзаж за окном
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Пейзаж за окном
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Пейзаж за окном
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
2 вариант:
Составление шрифтовой
композиции из букв ФИО.
Создание
художественного образа
«Времена года»,
«Вид из окна» и др.
Этапы работы:
1. Поисковые эскизы (3-5).
2. Построение логотипа.
3. Работа с цветом.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Аппликация, мозаика
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Аппликация, мозаика
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 3: «Инициалы»
Составление композиции из букв – ФИО. Аппликация, мозаика
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 4: «Рисованные буквы»
1.
2.
Учащиеся выбирают художественный образ.
Продумывают, как вписать буквы в силуэт образа.
Этапы работы:
1.
2.
3.
Изображение силуэта выбранного образа в тонких линиях .
Компоновка и прорисовка букв в силуэте. Удаление силуэта ластиком.
Работа графическими материалами.
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие животного мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие животного мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Многообразие животного мира
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 4: «Рисованные буквы»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 4: «Рисованные буквы»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 4: «Рисованные буквы»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 4: «Рисованные буквы»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю. С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 5: «Выставка кошек»
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 5: «Выставка кошек»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 5: «Выставка кошек»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 5: «Выставка собак»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 5: «Выставка кошек»
Составление композиции из букв
Примеры выполнения задания
Фомичева Ю.С., учитель изобразительного искусства и черчения, ГБОУ лицей №1564, Москва, 2014
Задание 6: «Город из букв»
«Памятник архитектуры
в буквах»
Составление композиции из букв
Для творческой работы
необходимо иметь :
1. Ножницы.
2.Клей-карандаш.
3.Лист бумаги или картон А4 (белый или цветной).
4.Вырезанные буквы различного размера, цвета и
гарнитуры из глянцевых журналов.
5.Глянцевый журнал для вырезания текста.
Пример вырезания
(Вырезать по контуру, можно
оставлять фон по силуэту буквы).
«Памятники архитектуры»
Готика
Древние цивилизации
Древние цивилизации и ХХ век
Древние цивилизации и ХХ век
Античность и классицизм
Античность и ампир
Восток
Античные образы в новом
Древняя Русь
Средневековье и ХХ век
Восток и ХХ век
Мосты вчера и сегодня
Восток
ХХ век
ХХ век
Прототип
Результат
Фомичева Ю.С.
Прототип
Результат
Фомичева Ю.С.
Работы учащихся
Корчунов И.
Горбачев Д.
Коротовская Я.
Колбасенко Ю.
Мухортых Т.
Давыдова А.
Сердюк Н.
Мкртчян М.
Итог работы
Используемые материалы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F0%E8%F4%F2
http://oformitelblok. ru/font.html
http://takpro100.net.ua/all-fonts.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152182/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1
%84%D1%82
ИГРА С БУКВАМИ
(шрифтовая композиция)
на уроках изобразительного
искусства
Учитель
изобразительного искусства
и черчения
Фомичева Ю.С.
ГБОУ лицей №1564
имени Героя Советского
Союза А.П.Белобородова
Москва
2014
Как сделать их шаг за шагом
Автор: Sandra Brezina
Художник по леттерингу, иллюстратор, автор книг и графический дизайнер. […]
В этом уроке я собираюсь показать вам множество способов, как вы можете легко погрузиться в процесс создания великолепных композиций ваших ручных надписей, не перегружая себя этой задачей.
Чтобы улучшить свои навыки, решите передать цитаты из букв, по крайней мере, из четырех или пяти слов. Будьте честны с собой и не учитывайте слова-заполнители, такие как: the, and, is, are и т. д. На самом деле они не считаются сложными словами для заполнения вашего сочинения.
Чем длиннее сообщение, тем больше практики вы получите в конечном итоге.
Содержание
С чего начать, когда дело доходит до композиции
Это может показаться очень тривиальным, но сначала напишите соответствующее сообщение, которое вы хотите передать заглавными буквами.
Это просто рукописная заметка, поэтому не используйте какой-то определенный стиль. Не забывайте проверять правильность написания. Это ваш ориентир, когда вы идете вперед, и он всегда должен быть рядом с вашими эскизами.
Большой проблемой в композиции является иерархия. На каких наиболее важных словах вы хотите сосредоточиться? Какие слова вы хотите выделить?
Возьмите карандаш или цветную ручку и подчеркните первостепенные и второстепенные слова, чтобы придать вашему сочинению первые отличительные черты.
Это решение помогает визуально и коммуникативно структурировать макет.
Например, посмотрите на цитату: Если вы споткнетесь, сделайте это частью танца. Мне пришлось создать эту композицию рукописного письма для проекта клиента в портретном формате. Для меня самые важные слова в этой цитате — спотыкаться и танцевать. Но нет неправильного или правильного. Может быть, вы найдете слово, которое вы тоже важно.
Нарисуйте рамки вокруг каждого слова, чтобы получить представление о длине ваших слов. Может быть даже полезно посчитать буквы в каждом слове.
Расположите контейнеры в качестве заполнителей для ваших слов
Начните создавать эскизы, действуя следующим образом: Помните о формате вашей композиции (например: квадратный размер для поста в Instagram, портретный формат для постера, альбомный формат для поздравительную открытку) и используйте желаемый формат в качестве границ ваших эскизов.
Нарисуйте вертикальную линию, которая будет центральной линией вашего самого первого наброска. Расположите текстовые поля симметрично этой вертикальной линии. Сложите их друг на друга, чтобы визуализировать количество слов, с которыми вам приходится иметь дело. Такая аранжировка, конечно, выглядит совершенно скучно, но это только отправная точка.
Баланс является ключевым компонентом хорошей композиции. Посмотрите на природу, на гармонично полосатую шерсть кошки, например, или на рисунок бабочек. Симметрия очень приятна для глаз.
В этом контексте я хотел бы дать вам некоторое представление об обложке, которую я сделал для этого урока. Я создал очень простой стиль макета. Я разместил свои слова в квадратном формате, которые хорошо сбалансированы по длине, хотя макеты слов короче, чем хорошо сделанные буквы.
Добавив завитки и стилизованную букву L, я увеличил расположение слов для симметрии композиции. Чтобы сделать мой шрифт более интересным (он хорошо сбалансирован, но также и очень статичен), я включил разные стили шрифта: без засечек, высококонтрастные засечки, причудливые прыгающие засечки и игривый стиль письма.
Чтобы разбить форму блока композиции, я выбрал форму арки для менее важных слов. В общем, помещать так много разных стилей в композицию — это уже слишком. Но для дизайна обложки это может быть привлекательной концепцией.
Увеличьте поля для очень важных слов
Сделайте новый набросок, в котором вы увеличите поля, которые служат заполнителями для слов первостепенной и второстепенной важности.
Вы увидите: эти изменения обычно вызывают идеи для организации ваших контейнеров по-новому. Старайтесь ставить маленькие коробки рядом. Шаг за шагом начинайте менять однородность ваших коробок.
Как насчет коробки в форме волны, ромба, галстука-бабочки или треугольника для ваших слов?
В настоящее время ваши текстовые поля располагаются на горизонтальных линиях. Теперь пришло время поиграть, чтобы разрушить статичный внешний вид вашей композиции.
Однако помните о разборчивости. Мы привыкли читать слева направо и сверху вниз.
Играйте в пазлы, используя прямоугольники различной формы.
Попробуйте расположить текстовые поля на наклонных линиях, чтобы придать композиции более динамичный вид. Может быть, вы найдете идеальное место для ленты или арки.
Слова-заполнители, такие как артикли и предлоги, можно помещать в маленькие кружки, внутри линий или между точками, чтобы интегрировать декоративные элементы в вашу работу. Этот шаг похож на игру в пазл. Ваша очередь найти лучшее решение в создании множества вариантов с различными формами коробок и композиций. Надеюсь, чем больше вы будете работать над своей концепцией, тем больше идей придет вам в голову.
По мере продвижения старайтесь следить за пустыми местами. Старайтесь избегать этого и разрабатывайте идеи для иллюстративных элементов, легко рисуемых элементов или завитушек в качестве продолжения ваших букв.
Имейте в виду: симметрия является важной характеристикой приятной компоновки. Может быть неплохо иметь форму контейнера в начале, которая повторяется в конце вашего макета.
Как только вы будете довольны своим каркасом коробок и выберете понравившийся вариант, сделайте новый эскиз. Придерживайтесь своей схемы, но на этот раз вы пишете свои слова, а не рисуете прямоугольники.
Совет: первый набросок рекомендую рисовать без использования стилей леттеринга. Грубо напишите свои слова, чтобы увидеть, подходят ли они в приятной манере. Оптимизируйте свою композицию, пока не будете довольны своим решением. Нарисуйте декоративные заполнители для неприятных пустых мест. Набросайте свои грубые идеи на наброске.
Когда у вас будет окончательный макет, поместите прозрачную бумагу поверх рисунка и начните прорабатывать форму букв.
Внедрите два или три стиля надписей и шаг за шагом решите все проблемы, с которыми вы столкнетесь на этапе создания эскиза.
Возьмите ручки или что-нибудь цифровое
Как только вы будете готовы с хорошо подготовленным окончательным наброском, возьмите свои любимые инструменты, Ipad или компьютер и приготовьте свою композицию.
Поздравляю! После всех этих шагов вы можете гордиться тем, чего достигли. Я работал над своим произведением двумя способами: рисуя и в цифровом виде.
Дополнительный совет
Если вы все еще боретесь с композицией, у меня есть для вас альтернатива. Нарисуйте фигуру, например, круг.
Но если вам нравится создавать что-то более причудливое, возьмите иллюстрацию. Мой демонстрационный пример для вас — типично британский котелок и слова песни: Like a Englishman in New York. Нарисуйте свою иллюстрацию, поместите наклонные линии внутри этой формы и поиграйте с формами ваших контейнеров.
Сосредоточение внимания на границах иллюстрации может помочь создать форму букв и композицию с большей легкостью, чем начинать с чистого листа бумаги.
Вдохните вдохновение в случае творческого блока
В социальных сетях, таких как Pinterest, вы всегда можете найти удивительно скомпонованные изображения надписей и коллекции сеток макетов. Вдохните вдохновение, но никогда не копируйте.
В случае творческого блока я рекомендую следующий шаг: выберите несколько отличных дизайнов из Интернета и перерисуйте их, просто используя пустые поля. Попробуйте использовать форму этих коробок для своих слов или немного сдвиньте их.
Используйте генератор надписей
Если вы хотите протестировать некоторые композиции, просто используйте генератор надписей. Нет более быстрого способа протестировать разные стили, аранжировки и декорации. Попробуйте!
Когда вы довольны своей композицией, вы можете распечатать ее или просто использовать в качестве наброска.
Заключительные слова
Я надеюсь, вам понравилось читать этот урок и изучать мои приемы и подходы к созданию композиций ручных надписей. Развлекайтесь, составляя цитаты и создавая интересные или игривые композиции. Оставайтесь потрясающими!
Сандра Брезина
Художник по леттерингу, иллюстратор, автор книг и графический дизайнер.
Сандра — страстный дизайнер рукописного письма и иллюстратор из Вены. Она любит создавать надписи для логотипов и всевозможных продуктов. Она автор книг по леттерингу, проводит мастер-классы и разрабатывает поздравительные открытки. На мероприятиях она пишет в прямом эфире о продуктах.
Подробнее о Сандре Брезине
5 простых шагов к композиции надписей — Нико Нг
Создание красивых и привлекательных макетов надписей не должно быть просто мечтой. При правильном подходе вы сможете создавать композиции надписей как профессионал!
Если вы не знаете, с чего начать, или вас пугает планирование композиции надписей, не думайте. Я здесь, чтобы разбить процесс на 5 простых шагов, которым вы можете следовать.
Шаг 1: Напишите свое предложениеПри создании макетов надписей начните с написания вашего предложения на листе бумаги.
Всегда записывайте цитату и проверяйте ее на наличие орфографических и грамматических ошибок, чтобы впоследствии избежать дорогостоящих ошибок.
Запись цитаты также помогает визуализировать длину каждого слова и возможную форму макета, которую вы сможете присвоить им позже.
Шаг 2: Выберите слова для выделения
После записи цитаты мы назначаем иерархию, выбирая важные слова вашей цитаты, чтобы выделить их в дизайне.
Иерархия дает вашему макету контрастные элементы, которые делают вашу надпись более особенной и интересной.
Подчеркнуть важные слова можно несколькими способами. Вы можете изменить размер, цвет или стиль надписи. И, подчеркивая эти слова, они выделяются больше, чем вспомогательные слова, и привлекают внимание читателя.
Шаг 3. Создание макетаПосле планирования иерархии следующим шагом будет назначение фигур и создание макета.
Выберите фигуру для каждого слова и нарисуйте фигуры нужного размера. Не забывайте подчеркивать важные слова, рисуя фигуры крупнее.
Вы можете создать простой макет с прямоугольными блоками или попробовать более динамичный и интересный макет со сложными формами.
Композиционная линейка предлагает различные формы на выбор, что позволяет создавать более уникальные макеты надписей.
Выбрав формы для использования, расположите их сбалансированным образом, чтобы фигуры не были слишком тяжелыми с одной стороны. Вы можете нарисовать центральную направляющую, чтобы сохранить баланс.
После того, как вы определились с макетом, пришло время набросать окончательный вариант надписи.
Важно нарисовать направляющие макета перед рисованием букв, потому что один неуместный элемент может сильно повлиять на результат всей композиции надписей.
Легко и точно нарисуйте направляющие макета с помощью линейки композиции. Посмотрите это, чтобы узнать, как просто создавать сбалансированные композиции надписей с помощью этого удивительного инструмента для надписей!
Вот несколько полезных советов по созданию эскизов макетов:
Сохраняйте баланс макета, концентрируя визуальный вес в центре.
Тщательно нарисуйте направляющие. Если ваши проводники кривые, то и ваши слова будут кривыми.
Правильно отрегулируйте размер и расстояние между фигурами, прежде чем рисовать слова. Это сэкономит вам много времени и проблем.
Если вы работаете традиционным способом, слегка обведите направляющие карандашом, их потом будет легче стереть.
После тщательной подготовки макетов настало время рисовать буквы.
Заполните слова, следующие за выбранными вами формами макета. Не бойтесь пробовать разные стили надписей, которые будут соответствовать формам макета и будут хорошо сочетаться друг с другом.
Вы можете сбалансировать макет, добавив украшения, или придать макету индивидуальность, добавив детали в дизайн букв.
ЗадачаТеперь, когда вы узнали 5 простых шагов к написанию композиции, вот вам задача.
Я подготовил для вас рабочий лист, чтобы вы могли попрактиковаться в создании красивых макетов надписей.