Пациент часто отказывается заполнять согласие на обработку персональных данных при оказании медицинских услуг гражданам в рамках ОМС.

Как быть, если в законе предусмотрен отказ от дачи согласия, но не предусмотрена форма отказа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обработка персональных данных пациента — застрахованного лица, осуществляемая в целях исполнения норм законодательства об обязательном медицинском страховании, возможна и в отсутствие его согласия. При этом обязанность каким-то образом оформлять отказ от дачи согласия на обработку персональных данных не установлена.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Всевозможные действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных возможна только с согласия субъектов персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным, то есть содержать информацию, позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). В основу принятия субъектом персональных данных решения о предоставлении их к обработке положен гражданско-правовой принцип автономии воли (ч. 1 ст. 9 ГК РФ), подразумевающий свободное и самостоятельное принятие решения, основанного исключительно на внутреннем убеждении субъекта, определяющего характер и содержание собственных действий.

Частью 2 ст. 9 Закона N 152-ФЗ закреплено право субъекта в любое время отозвать свое согласие на обработку его персональных данных. Способ отзыва согласия, в том числе форма и сроки отзыва, должны предусматриваться согласием (п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). При этом оператор может продолжить обработку персональных данных без согласия физического лица при наличии оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ.

Из приведенных норм следует, что пациент сам решает, давать ему согласие на обработку его персональных данных или нет, и никто не может заставить его дать такое согласие. Отметим, что закон не требует какого-либо оформления отказа от подписания согласия на обработку персональных данных. Если же согласие изначально было дано в письменной форме, то его отзыв должен быть документально подтвержден, поскольку данное обстоятельство возлагает на оператора определенные юридические обязанности, изложенные в ч.ч. 5, 6 ст. 20 Закона N 152-ФЗ.

Подчеркнем, нежелание пациента подписать согласие на обработку его персональных данных само по себе не означает, что медицинская организация управомочена отказать обратившемуся в оказании медицинских услуг. В п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ приведен перечень случаев, когда обработка персональных данных возможна без согласия субъекта. В частности, такая обработка допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

В терминологии Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ) граждане, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, являются застрахованными лицами (п. 7 ст. 3 Закона N 326-ФЗ) и имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая*(1) на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ). Данному праву застрахованных лиц корреспондируется обязанность медицинских организаций бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ). Причем исполнение данной обязанности не связывается с наличием или отсутствием согласия застрахованного лица на обработку его персональных данных. Необходимым предварительным условием оказания медицинских услуг является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 323-ФЗ), без которого обслуживание пациента не допускается, за исключением случаев, строго регламентированных в ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ.

Таким образом, обработка персональных данных пациента — застрахованного лица, осуществляемая в целях исполнения норм законодательства об обязательном медицинском страховании, возможна и в отсутствие его согласия, но в том объеме, в котором это установлено Законом N 326-ФЗ (смотрите также письмо Минздрава России от 17. 11.2016 N 17-8/3102029-49381).

Кроме того, в п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ указано, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в числе прочего состояния здоровья физического лица, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну, допускается без согласия этого лица. Конституционный Суд РФ в определении от 16.07.2013 N 1176-О разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность персональных данных обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, такая обработка персональных данных будет законна без согласия самого пациента при ее осуществлении исключительно медицинским персоналом. Аналогичная позиция изложена в письме Минздрава России от 11.09.2014 N 18-1/10/2-6945, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minzdrava-Rossii-ot-11.09.2014-N-18-1_10_2-69 45/. Данный вывод разделяют и суды (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 24.07.2014 N 2-7599/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 N 08АП-3812/18).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Амирова Лариса

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Страховой случай — совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (п. 4 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Медорганизация не вправе требовать согласия на обработку персональных данных » Медвестник

Главная•Медицина и бизнес•Dura lex•

Медорганизация не вправе…

«На прием пришла пациентка с целью встать на учет по беременности на 26—27-й неделе, при этом согласие на обработку персональных данных не дает, согласие не подписывает. Как действовать врачу?».

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Лариса Амирова:

– Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных», субъект персональных данных (ПД) дает согласие на их обработку по своей воле. Нет ни одной нормы федерального законодательства, которая принуждала бы физическое лицо к этому. Поэтому пациент не обязан давать согласие на обработку персональных данных, а медорганизация не вправе требовать такого согласия.

Законодатель предусмотрел ряд случаев, при которых такое согласие не требуется. Так, в соответствии с ч.1 ст. 6 закона № 152-ФЗ, к таким случаям относится обработка ПД, необходимая для выполнения возложенных законодательством на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому выступает субъект персональных данных.

В п.4 ч.2 ст.10 закона № 152-ФЗ указано, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся, в частности, состояния здоровья физического лица, допускается без его согласия. Конституционный суд РФ в определении № 1176-О от 16.07.2013 года разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность ПД обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, обработка персональных данных медперсоналом без согласия пациента будет законна при оказании медицинской помощи, медико-социальных услуг и пр. Аналогичная позиция изложена в письме Минздрава № 18-1/10/2-6945 от 11.09.2014 года.

На возможность обработки ПД пациента без его согласия указано также в п.8 и 9 ч.4 ст.13 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»: сведения о факте обращения гражданина за медицинской помощью, состоянии его здоровья и диагнозе, полученные при его обследовании и лечении (врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией медорганизациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства о ПД, а также для осуществления учета и контроля в ОМС.

Таким образом, действующее законодательство не предоставляет медорганизации право отказать в медицинской помощи либо уменьшить ее объем в связи с несогласием пациента на обработку персональных данных.

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Федеральный закон № 152-ФЗ от 1997 г.

«О наименовании географических объектов».

Информация о ресурсе

Язык ресурса:

Русский

ISBN/ID ресурса:

LEX-FAOC025462

Лицензия ресурса:

Все права защищены 90 005

Сведения об авторских правах: 

© ФАО. ФАО стремится обеспечить свободный доступ к своему содержанию и поощряет использование, воспроизведение и распространение представленных текстов, мультимедиа и данных. Если не указано иное, содержимое можно копировать, распечатывать и загружать для частного изучения, научных исследований и обучения, а также для использования в некоммерческих продуктах или услугах при условии надлежащего указания ФАО в качестве источника и правообладателя и одобрение мнений, продуктов или услуг пользователей никоим образом не заявлено и не подразумевается.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области наименования и переименования географических объектов и нормирования, использования, учета и сохранения наименования географических объектов в составе историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Федерация. Документ состоит из 14 статей. Статья 1 вводит основные понятия. Статья 2 уточняет национальное законодательство в области наименования географических объектов. Статья 3 определяет сферу применения настоящего Федерального закона. Статья 4 устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти по установлению, нормированию, использованию, учету и ведению географических объектов. Статья 5 определяет специально уполномоченный федеральный орган в области наименования географических объектов. Статья 6 устанавливает стандарты, требования и правила в области наименования географических объектов. Статья 7 касается установления географических объектов. Статья 8 касается нормализации и использования географических объектов. Статья 9определяет модальности наименования и переименования географических объектов. Статья 10 касается регистрации географических объектов и ведения государственного каталога географических названий. Статья 11 устанавливает ответственность за нарушение законодательства о наименовании географических объектов. Статья 12 касается финансирования работ в области наименования географических объектов. Статья 13 устанавливает порядок приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом. Статья 14 устанавливает порядок введения в действие настоящего Федерального закона.

Внесены изменения: Федеральным законом № 191-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон от 1997 года № 152-ФЗ «О наименовании географических объектов». (2008-10-27)
Внесены изменения: Федеральным законом № 99-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон от 1997 года № 152-ФЗ «О наименовании географических объектов». (2012-07-10)

Законодательство

Авторы и издатели

Автор(ы), редактор(ы), участник(и): 

Рабочая группа базы данных LEG

Поставщик данных

F АО Юридическое бюро (FAOLEX)

Юридический отдел ФАО предоставляет штатных юристов в соответствии с Уставом Организации, предоставляет юридические консультации членам ФАО, помогает в составлении

Географический фокус

Россия

Восточная Европа

Европа

Связанные категории

Банковские реквизиты — Газпромбанк | Газпромбанк

Банковские реквизиты, контактная информация, лицензии, разрешения и сертификаты

Реквизиты головного офиса

Полное имя Газпромбанк (Акционерное общество)
Короткое имя Банк ГПБ (АО)
Начало бизнес-операций 31 июля 1990 г.
Местонахождение банка Москва
Адрес банка улица Наметкина, 16, корп. 1, 117420, г. Москва, Российская Федерация
Единая служба поддержки + 7 (495) 913-74-74
Факс + 7 (495) 913-73-19
Телекс 412027 ГАЗ РУ
Веб-сайт www.gazprombank.ru
Адрес электронной почты почтовый ящик@gazprombank.ru
SWIFT-код ГАЗПУММ
Код сделки Reuters ГЗПМ
Корреспондентский счет 30101810200000000823 в ГУ ЦБ РФ по ЦФО, г. Москва (сокращенное наименование: МБ Банка России по ЦФО)
ГОСТИНИЦА
7744001497
КПП 997950001
БИК 044525823
ОКПО 09807684
ОКВЭД 64,19
ОГРН 1027700167110 от 28.08.2002 г.

Лицензии, разрешения и свидетельства

  • Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 354, выданная Банком России 29 декабря 2014 г.
  • Лицензия на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов № 22-000-0-00021 выдана ФКЦБ России 13 декабря 2000 г.
  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности № 177-04464-000100, выдана ФКЦБ России 10 января 2001 г.
  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности № 177-04280-010000, выдана ФКЦБ России 27 декабря 2000 г.
  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 177-04229-100000, выдана ФКЦБ России 27 декабря 2000 г.
  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 177-04329-001000, выдана ФКЦБ России 27 декабря 2000 г.
  • Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами № 354 выдана Банком России 29 декабря 2014 г.
  • Генеральные лицензии, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
    — на экспорт золота — № 104RU22002004170 (срок действия: с 02.06.2022 по 01.06.2023)
    — на экспорт серебра — № 104RU21002007343 (срок действия: с 15.09.2021 по 14.09.2022)
  • Разовые лицензии, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
    — на экспорт палладия — № 105RU21002008085 (срок действия: с 18.
    10.2021 по 17.10.2022)
    — на экспорт платины — № 105RU21002001519 (срок действия: с 02.03.2021 по 28.02.2022)
  • Лицензия № Л051-00105-00/00002136/Н выдана Центром по лицензированию, удостоверению и защите государственной тайны ФСБ России 16.03.2022 на деятельность, связанную с шифровальными (криптографическими) средствами.
  • Лицензия № 7698, выданная Центром по лицензированию, удостоверению и защите государственной тайны ФСБ России 28 октября 2022 года, на право использования сведений, составляющих государственную тайну.
  • Лицензия № Л024-00107-00/00496760 выдана Федеральной службой по техническому и экспортному контролю 03.08.2009 г. на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
  • Сертификат № 090, выданный Национальной валютной ассоциацией.
  • Статус Принципиального члена международных платежных систем VISA International, MasterCard International, UnionPay International и JCB.
  • Свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ № 1027700167110 выдано 28.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *