Стиль модерн в искусстве

Модерн в искусстве — это художественное направление, процветавшее в период между 1890 и 1910 годами по всей Европе и США. Для него характерно использование длинной, извилистой линии. Чаще всего элементы этого стиля использовались в архитектуре, проектах интерьера, ювелирных изделиях и дизайне стекла, плакатах и ​​иллюстрациях. Это была целенаправленная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, который доминировал в большей части искусства и дизайна 19-го века.

Название

Как утверждает история искусств, модерн появился сначала в Англии и вскоре распространился на европейский континент. Там он был известен под разными названиями: югендштиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezessionstil) в Австрии, флорель или либерти (Floreale или Liberty) в Италии и модернизмо или модерниста (Modernismo или Modernista) в Испании, во Франции он получил название ар-нуво (art nouveau). Термин «модерн» был придуман галереей в Париже, которая выставляла большую часть работ этого направления.

В Англии непосредственными предшественниками стиля стали эстетизм иллюстратора Обри Бердсли, который много внимания уделял выразительным качествам органичных линий и движения, представленным в работе «Искусство и ремесло» Уильяма Морриса, который установил важность жизненного стиля в прикладном искусстве. На европейском континенте на развитие стиля модерн также влияли эксперименты с выразительностью линий художников Пола Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Частично развитие этого направления было вдохновлено модой на японские гравюры укие-э.

Известные представители

Было много художников и дизайнеров, которые представляли стиль модерн в европейском искусстве и искусстве Америки. Среди наиболее известных был шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош. Он специализировался преимущественно на геометрической линии и особенно повлиял на австрийский модерн. Бельгийские архитекторы Генри ван де Вельде и Виктор Орта своими чрезвычайно извилистыми и деликатными структурами оказали влияние на французского архитектора Гектора Гимара, еще одну важную фигуру в этом художественном направлении.

К этому списку стоит добавить американского производителя стекла Луиса Комфорта Тиффани, производителя французской мебели и дизайнера металлоконструкций Луи Мажореля, чешского графического дизайнера-художника Альфонс Муху, французского дизайнера стекла Рене Лалика, американского архитектора Луиса Генри Салливана, который использовал изделия ар-нуво, чтобы украсить свои традиционно структурированные здания, испанского архитектора и скульптора Антонио Гауди, возможно, самого оригинального художника, который вышел за рамки привычного, чтобы превратить здания в извилистые, ярко окрашенные органичные конструкции.

Дальнейшее развитие

После 1910 года модерн в искусстве 20 века казался старомодным и ограниченным и, как правило, использовался как декоративный стиль. Однако в 1960-х годах его реабилитировали, в частности, благодаря крупным выставкам, организованным в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1959 г.) и в Национальном музее современного искусства (1960 г.), масштабной ретроспективе Бердсли, проведенной в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году.

Выставки повысили статус этого художественного направления, которое часто рассматривалось критиками как проходящая тенденция, до уровня других крупных направлений современного искусства конца XIX века. Затем направление возродились в стилях поп-арт и оп-арт. Цветочные органичные линии в стиле модерн были возрождены как новый психоделический стиль в моде и в типографии, его использовали на обложках альбомов рок- и поп-музыкантов и в коммерческой рекламе.

Создание направления

Этот современный стиль считался попыткой создать международное направление в искусстве, основанное на декоративных элементах. Как направление в искусстве, модерн был разработан энергичным и блестящим поколением дизайнеров и художников, которые стремились создать художественную форму, соответствующую современности.

Во многих отношениях это был ответ на промышленную революцию. Технологический прогресс был встречен художниками, которые освоили эстетические возможности использования новых материалов в их произведениях. Впервые стиль модерн в искусстве появился в 1893 году, когда Виктор Орта в качестве декоративного элемента в домах буржуа в Брюсселе представил железо и литье.

Художники, работавшие в этом направлении, разделяли убеждение, что все искусства должны работать в гармонии, чтобы создать «общее произведение»: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда — все должно соответствовать принципам модерна.

Что отличает ар-нуво от других стилей

Как направление в искусстве, модерн характеризуется использованием извилистых, длинных органических линий наряду с умеренными и темными цветами. Наиболее часто используемые цвета – желтый, горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый и некоторые фиолетовые и синие оттенки.

Другие особенности представлены гиперболами, параболами и обычными лепными украшениями, которые как будто оживают и вырастают в форме растений. Украшение как структурный символ считается частью растущей силы природы. Художники создают органичный и прозрачный мир с цветочными элементами, включая тюльпаны, подсолнухи, васильки и т. д. в сочетании с линиями и простыми волнистыми поверхностями.

Основные области, в которых проявился стиль ар-нуво

Стиль модерн в искусстве считался «тотальным», это означает, что он включает в себя иерархию различных видов, таких как:

  • Архитектура.
  • Дизайн интерьера.
  • Декоративное искусство, включая мебель.
  • Текстиль.
  • Ювелирные изделия.
  • Серебро.
  • Освещение и другие предметы интерьера.
  • Различные виды изобразительного искусства.
  • Плакаты и иллюстрации.

Архитектура

В архитектуре стиль модерн в первую очередь демонстрирует синтез орнамента и структуры. Этот тип характеризовался либеральным сочетанием материалов, таких как стекло, железо, керамика и кирпичная кладка. Как особый стиль искусства модерн в архитектуре использовался в создании интерьеров, в которых колонны становились толстыми лозами с расширяющимися усиками, а окна — отверстиями, которые пропускали воздух и свет, дополняя цельный образ. Этот подход был прямо противоположным традиционным архитектурным ценностям и ясности структуры.

Здания в стиле модерн имеют следующие особенности: асимметричные формы, изогнутое стекло, широкое использование арки и изогнутых форм, мозаика, растительные украшения, витражи и японские мотивы.

Классическим примером является Casa Mila — жилой дом, построенный Гауди для семьи Мила (1905-1907), показывающий, как разные части органически связаны с базовым планом.

Одним из высших качеств архитектуры в стиле модерн является использование теории структуры для раскрытия строительных элементов здания. Очень часто железо становится видимым элементом фасада, чаще всего выполняя декоративную функцию.

Стекло в основном используется в сочетании с железом. Стеклянная стена также получила значительное независимое развитие в эпоху модерна. Большое предпочтение оказывалось и лестницам. Стеклянные и железные, их все чаще использовали в проектах знаменитые архитекторы.

Дизайнеры в стиле модерн выбрали и модернизировали некоторые абстрактные элементы стиля рококо, а также выступали за использование очень стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения в своих произведениях. Таким образом, в архитектуре появились многочисленные элементы в форме травы, насекомых, водорослей и тому подобного.

Печать в стиле модерн

Типографские изделия являются ключевыми в понимании этого направления искусства. Например, литография «Тропон» Анри ван де Вельде (1898) показывает отличительные цветовые варианты печати в стиле ар-нуво: сочетание бледно зеленого цвета, яркой охры и оранжевого. Цвета были объединены с буквами слова «тропон». Простая композиция сочетает в себе новый стиль выбора цвета с извилистыми линиями.

Двухмерные элементы в стиле модерн использовались в различных популярных формах, таких как плакаты, рекламные объявления, этикетки и журналы. Стиль считался экстравагантным благодаря использованию изогнутых линий («удар кнутом») и часто цветочным мотивом. Но, возможно, коммерческое применение стиля придавало ему особую привлекательность.

Многие прекрасные плакаты в стиле модерн сохранились до сегодняшнего дня, потому что их часто использовали в качестве объектов коллекционирования. Технологический прогресс в литографической печати позволил широко использовать цветную печать. Это, в свою очередь, сделало графический стиль модерна широкодоступным. Рекламные плакаты издавались большими тиражами, чтобы можно было продавать больше копий коллекционерам.

Тенденции в живописи

В попытке проанализировать роль, которую играет ар-нуво в эволюции живописи, следует начать с заявления о том, что его появление явилось реакцией, направленной против импрессионизма (за исключением немецкой культуры). По сути, этот стиль представлял собой протест против развития поверхности и линии. В изобразительном искусстве модерн, фактически, означал конец иллюзионистской концепции формы.

Изображения имеют большое значение для контекста посредством того, как линии передают атмосферу картины или отражают значимость декоративных элементов. Это течение можно также воспринимать как предшественника экспрессионизма. В то же время в стиле ар-нуво подчеркивается не только декоративная сторона, но и уникальная ценность в живописи в целом.

Изделия из стекла

Модерн в декоративном искусстве представлен в разных областях. Стекольное производство было одной из тех областей, где он нашел большую возможность для выражения. В качестве примера можно представить работы Луиса Комфорта Тиффани в Нью-Йорке, Эмиля Галле и братьев Даума в Нанси, Франция, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго.

Ювелирные изделия периода ар-нуво

Основным источником вдохновения для ювелирных изделий в стиле ар-нуво была природа. Работы были дополнены новыми уровнями виртуозности в эмалировании и внедрением новых материалов, таких как полудрагоценные камни и опалы.

Художники-ювелиры также нашли вдохновение в японском искусстве, они продемонстрировали более специализированный подход в использовании японских навыков металлообработки, создали новые темы и по-новому подошли к изображению орнамента.

Влияние на современный дизайн

Хотя это художественное направление стремительно теряло свою популярность (после 1910 года эпоха модерна в искусстве завершилась), его значение в прикладном искусстве и архитектуре остается весьма значимым. Можно сказать, что этот стиль имеет полное право занимать особое место в истории искусства.

Движение в стиле модерн оказало большое влияние на иллюстраторов, художников и развитие торговли печатными изданиями в Соединенных Штатах, включая период возрождения этого художественного направления во время послевоенного движения хиппи 1960-х годов. Даже сегодня некоторые из лучших образцов того времени, выполненных в этом стиле, можно увидеть практически во всей индустрии визуальных коммуникаций — например, портрет Мэрилин Монро для Visages De Renom от нью-йоркского иллюстратора Ле Каца или работы Милтона Глейзера и его студии Push-Pin.

За последние двадцать лет в стиле модерн в искусстве наблюдалось некоторое оживление, обусловленное развитием постмодернизма. Художники во всем мире используют его элементы для вдохновения. Они включают извилистые линии, цветочные элементы, природные особенности и характерные цвета.

Россия

В Российской империи модерн в современном искусстве, пожалуй, был одним из самых влиятельных художественных и архитектурных направлений, которое сформировало появление некоторых городов в том виде, в котором мы привыкли их видеть: Петербурга и, в меньшей степени, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других.

В русской архитектуре это направление было первым буржуазным стилем, в большей степени даже купеческим, появившимся на рубеже XIX-XX веков. В этот период такое направление в архитектуре в ходе своего формирования и развития как бы повторяет эволюцию архитектуры России: от барокко, вдохновлявшегося древнерусской архитектурой, до классицизма, преодолевая романтизм и достигая высот классики Возрождения именно в XIX веке, получившем название Золотого века русской культуры.

Первым объединением художников, занимавшимся развитием модерна в русской культуре, стал «Мир искусства». Его представители стремились к модерну и символизму и отдавали приоритет эстетическому началу в искусстве, противопоставляя его остросоциальной направленности, свойственной передвижникам. В разное время это объединение было представлено художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. А. Сомовым и другими. Близкими им по духу были И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон и другие.

Если направленность творчества некоторых художников, представлявших объединение «Мир искусства», можно рассматривать как чистый эстетизм, то основой творчества Серова, Левитана, Серебряковой была природа. Они стремились выявлять ее красоту, внося ее в жизнь человека. Такого же рода эстетика была свойственна и А. П. Чехову. Архитектора Ф. О. Шехтеля считали одним из самых выдающихся представителей модерна в русском искусстве. Он, как и Левитан, был выпускником Училища живописи, ваяния и зодчества. Именно в это же время шло формирование выдающегося русского писателя, который в то время был студентом медицинского факультета Московского университета.

В ту эпоху появилось много выдающихся деятелей русского искусства. Шехтель занимался строительством частных особняков, одним из самых ярких примеров этого является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-1902), включая все его внутреннее убранство. Также архитектор занимался возведением доходных домов, зданий торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Искусство модерна в России, в том виде, каком оно проявило себя в Москве, называют еще неорусским стилем. Примером этого могут быть фасад Третьяковской галереи, который выполнялся по проекту В. М. Васнецова, выполненный в том же стиле Ярославский вокзал, автором которого был Шехтель, или Казанский вокзал, проект которого создал архитектор А. В. Щусев. Для русского модерна в Петербурге был характерен очевидный поворот в сторону неоклассицизма, что позже отмечалось также и в архитектуре Москвы. Здание Азовско-Донского банка, автором проекта которого был Ф. И. Лидваль, похоже на итальянский дворец эпохи Возрождения. В аналогичном стиле был спроектирован и построен особняк Г. А. Тарасова в Москве на Спиридоновке, который построил архитектор И. В. Жолтовский.

Модерн в русской живописи стал эпохой появления великолепных произведений. Это направление в России в первую очередь было своего рода умонастроением. Новое веяние привело к обновлению выразительных средств, которые использовали такие выдающиеся художники, как Левитан, Серов, Врубель, а в литературе — Чехов, объединивший в своем творчестве классику и модерн. Художники, объединившиеся в «Мир искусства», отходя от передвижничества, стали представителями этого стиля в его самый поэтический период.

ГЛАВА 1. СТИЛЬ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ — Студопедия

Поделись с друзьями: 

ГОУ ВПО

Липецкий государственный педагогический университет

Факультет художественно – графический

Кафедра декоративно – прикладного искусства и народных промыслов

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже»

Выполнила:

Студентка 23 группы

Чурсина Е.В.

Проверила:

Прямкова Н.А.

 

 

Липецк – 2007 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………   3

ГЛАВА 1. СТИЛЬ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ……………….. 7

Глава 2. ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАСТЕРСКОЙ ФАБЕРЖЕ…………………………………………… 9

2.1. Мастерская Фаберже………………………………………… 9

2.2. Особенности стиля модерн в произведениях мастерской Фаберже………………………………………………………………….. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….. 28

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….   30

ВВЕДЕНИЕ

 

Модерн, как движение в искусстве, возник на рубеже XIX и XX веков в развитых странах, с интенсивной духовной жизнью. Причем, модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль «ар нуво», «либерти» — в Италии, «югендштиль» — в Германии, а в США — «стиль Тиффани».

Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой».

Характерный для этого периода символизм в искусстве, в зодчестве создавал пластические, изогнутые, текучие формы, в декоративном творчестве — стелющийся по поверхности, разрастающийся растительный орнамент, а в живописи — гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор.

Мечта модерна — соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий, — вызвала переворот в прикладном искусстве и сформировала новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Вообще, трудно назвать художника того времени, который не создавал бы эскизы мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства интерьеров.

Модерн впервые соединил европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, заимствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах.

В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквартирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они как ветками причудливых лиан разрезают стекло окна или двери на сложные соствляющие.


Отличительной чертой русского модерна является пластическая выразительность, благородное изящество, свойственное декадентствующему серебряному веку — самому, пожалуй, сложному времени в России, с его тонким вкусом, изысканной красотой и внутренним надрывом. Это стиль петербургских домов на респектабельном Каменном острове, домов русской богемы. Красивое и призрачное время: художники и поэты, для которых красота звуков, линий и красок подчас важнее смысла, прекрасный город, как бы зачарованный предчувствием неминуемых потрясений. Это время модерна в России, когда казалось, что его красота спасет этот хрупкий мир.
Проблема научного исследования – изучение типологических особенностей ювелирных произведений фирмы «Фаберже».

Актуальность работы заключается в рассмотрении особенностей дизайна и стиля модерн в произведениях фирмы «Фаберже». 

Цель работы – анализ дизайна и стиля модерн в ювелирных произведениях «Фаберже».

Объект исследования – ювелирное искусство XIX – начала ХХ вв. .

Предмет исследования – характеристика ювелирных произведений «Фаберже» стиля модерн.

Задачи работы:

— анализ литературы по данной теме;

— дать общую характеристику особенностей стиля модерн в искусстве;

— охарактеризовать основные типы ювелирных произведений стиля модерн фирмы «Фаберже»;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема дает представление о типовых особенностях ювелирного искусства Фаберже.

Практическая значимость определяется тем, что содержащиеся в курсовой работе выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения ювелирного искусства.

Структура исследования: основное содержание изложено на 38 страницах и включает введение, 2 главы и заключение, иллюстративный материал.

В подготовке данной работы был использован материал, изложенный в работах М. М.Постниковой – Лосевой «Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI — XIX вв.», М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б.

Л. Ульянова «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.», Л.Питерской «Великий Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», Марины Мартыновой «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве», «Фаберже. Великие ювелиры России», Джона Буфа «Фаберже», В. Скурлова, Г. Смородиновой «Фаберже и русские придворные ювелиры», и др.

В работах указанных авторов обобщен огромный материал о ювелирном искусстве России XIX– начала ХХ вв., содержатся обширные сведения об истории особенностях ювелирных работ фирмы «Фаберже». Эти книги дают представление о художественных традициях и особенностях техники ювелирных изделий «Фаберже», а также представлены проекты и изделия фирмы «Фаберже» из музейных и частных коллекций. 

Искусствовед Габриеле Фар-Беккер, специалист по модерну, в своей работе «Искусство модерна» знакомит с разнообразными национальными вариантами нового стиля во многих странах — Шотландии, Англии, Нидерландах, Бельгии, Италии, Испании, России, Скандинавии и Америке. Литературно-философский и культурно-политический фон повествования дополняют многочисленные высказывания современников.

Автор рассказывает о знаменитых мастерах этой эпохи, таких как Чарлз Рени Макинтош, Эдвард Мунк, Йозеф Хофман, Антонио Гауди-и-Корнет, Рене Лалик и Луис Комфорт Тиффани, а также о менее известных художниках.

 

ГЛАВА 1. СТИЛЬ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ

 

Модерн (фр. moderne — современный) — художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. (другое название арт нуво).[24, с. 15]

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно-эмоционального и символического смысла.

Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства — от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны были интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.

Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.

Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн. [21, с. 70]

С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.

В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).

В изобразительном искусстве стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, целостного произведения искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Коммерческий успех | Europeana

В 19 веке коммерческая розничная торговля и массовое производство товаров расширились, чтобы обслуживать растущее городское население Европы. «Вид» в стиле модерн, связанный с роскошью, получил широкую огласку благодаря взрыву рекламы и вскоре стал повсеместным по всему континенту. Широкий ассортимент товаров в стиле модерн был продан потребителям из среднего класса с модными устремлениями и располагаемым доходом.

Свобода — любимый курорт любителей художественного шоппинга.

Оскар Уайльд

В Лондоне один розничный торговец создал одно из названий, под которым стал известен модерн: stile Liberty . Британский универмаг Liberty & Co. , основанный Артуром Ласенби Либерти в 1875 году, был одним из самых успешных и влиятельных продавцов товаров в стиле модерн.

После быстрого расширения Liberty стала местом встречи для многих художников модерна из континентальной Европы. Он заказывал стекло, ювелирные изделия, мебель, серебро и изделия из металла у собственной конюшни дизайнеров, а его красочные ткани пользовались особой популярностью.

Во второй половине 19 века Япония оказала большое влияние на европейское искусство и культуру. После того, как японские порты возобновили торговлю с Западом в 1853 году, с Востока прибыло беспрецедентное количество и разнообразие японских товаров. К ним относятся фарфор, шелк, веера, кимоно и гравюры на дереве в стиле Укиё-э , такие как работа Ёситоси Цукиока, показанная слева.

Феномен, известный как Японизм , начался, и Артур Либерти был одним из первых последователей, представив артефакты и стили, вдохновленные японцами, в ассортименте своей фирмы.

«Желание обладать японскими предметами возникло, как только открылась Международная выставка 1862 года, и вскоре после этого наши купцы начали заниматься введением этих странных мануфактур в качестве предметов торговли.» Кристофер Дрессер

Бизнесмен из Гамбурга Зигфрид Бинг (1838-1905) был влиятельной фигурой в популяризации японского искусства и стиля модерн. С 1870-х годов он вел в Париже бизнес по импорту и экспорту и редактировал влиятельный ежемесячный журнал 9.0013 Le Japan Artistique . В декабре 1895 года Бинг открыл галерею под названием L’Art Nouveau , в которой продавались украшения, картины, керамика, витражи и мебель от таких дизайнеров, как Тиффани, Жорж де Фёр, Эдуард Колонна и Эжен Гальярд. Японские мотивы непосредственно вдохновили европейских художников, таких как Эмиль Галле, чье великолепное блюдо 1880 года проиллюстрировано здесь.

Выставка: тип безумия девятнадцатого века.

Гюстав Флобер, Dictionnaire des idees reçues

Торговые выставки, особенно всемирные торговые ярмарки, были важной демонстрацией стиля модерн. Всемирная выставка 1900 года в Париже стала кульминацией модерна и способствовала продвижению Франции как крупного центра этого движения. Выставку посетили миллионы посетителей и тысячи экспонентов.

Чуть ниже приведены замечательные кадры Всемирной выставки, собранные из кинолент французских кинооператоров и операторов, работающих на Томаса Эдисона.

Вдохновленный природой | Europeana

Мир природы был центральным источником вдохновения в стиле модерн, проявляясь по-разному. Возможно, вызванные массовой миграцией городов, дизайнеры в стиле модерн используют стилизованные цветочные и органические формы, чтобы вернуть природу в современную жизнь. Ракообразные и стрекозы, орхидеи и ирисы, маки и тюльпаны: многие представители флоры и фауны появились на изделиях из стекла, керамике, интерьерах и книжных иллюстрациях в стиле модерн.

На иллюстрации натуралистов прямо ссылались художники и дизайнеры в стиле модерн, включая Эмиля Галле и Георга Хирта, издателя Югенд .

Немецкий зоолог Эрнст Геккель (1834–1919) был сторонником дарвинизма и консультантом британской экспедиции «Челленджер», которая отправилась исследовать глубоководную среду. Публикация в 1904 году тома Геккеля Kunstformen Der Natur , в котором были представлены акварели и рисунки из его путешествий, стала важной вехой в этом жанре.

Вдохновленные этими изысканными ботаническими рисунками, дизайнеры в стиле модерн перенесли их мотивы в справочники по дизайну, некоторые из лучших образцов которых были созданы швейцарским художником Эженом Грассе (1845-1819 гг.).17) и один из его учеников, Морис Пиллар Верней (1869–1942).

Эти тома изучались не только в европейских колледжах изобразительного искусства и архитектуры, но и в школах промышленного рисования по всему континенту. Их влияние распространялось на крупные города Европы, включая Вену и Будапешт (тогда часть Австро-Венгерской империи).

Узнайте больше об этих изысканных принтах на доске Pinterest ниже.

Животные, и особенно птицы, часто использовались в качестве декоративных мотивов в стиле модерн. Бабочки и стрекозы были очень декоративными предметами из-за их ажурных крыльев, а павлины были привлекательны из-за их эффектного оперения и ослепительных цветов.

Возникновение японизма также сыграло важную роль: стрекозы и журавли были популярны как у модернистов, так и у японских художников. Примером межкультурного диалога стала великолепная «Павлинья комната» Уистлера 1876–1877 годов.

Форма и движение лебедя с изогнутой шеей и плавными движениями водной ряби на его пути можно рассматривать как эмблему стиля модерн.

Экзотические существа из глубин, в их удивительных и часто сюрреалистичных формах, оказывали мощное очарование на художников. Морские формы жизни, такие как ракообразные, медузы и морские анемоны, соответствовали плавным линиям и ярким цветам стиля модерн. Художники также проводили аналогии между таинственным водным миром и мифологией сирен и нимф, что иллюстрируется метаморфозой 9 картин Густава Климта. 0013 Серебряная рыбка (Русалки, сирены) 1899 года.

Увлечение природой в стиле модерн также включало в себя времена года и цикл жизни. На картине «Времена года » Альфонса Мухи (1860-1939) изображены четыре красивые женщины, каждая на фоне естественного фона, который передает настроение и цвет времени года. Весна изящно стоит среди цветов и пения птиц, Лето носит гирлянду из маков, Осень собирает урожай диких фруктов и хризантем, а Зима носит плащ, чтобы защитить себя от холода и снега.

Художники в стиле модерн также исследовали более мрачные темы природы, такие как круговорот жизни, разложения и смерти, чтобы создать образы преисподней, которыми правят темные силы. Сюжет рисунка Яна Торопа 1892 года О могила, где победа? взято из письма апостола Павла о победе Веры над Смертью. Смерть изображается как избавительница от земных страданий. Возле открытой могилы лежит тело мужчины, обвитое колючими ветвями, символизирующими скорбное существование человека на земле.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *