СТИЛЬ БАРОККО. Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе]
СТИЛЬ БАРОККО
Впервые — в кн.: Луначарский А. В. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах (Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова), ч. 1—2. М., Госиздат, 1924.
Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Собр. соч. в 8–ми т., т. 4. М., «Худож. лит.», 1964, с. 166—168.
В публикуемом тексте опущен конец раздела «Стиль барокко», посвященный литературе.
Иезуитская реакция создала свой особенный стиль, который отразился на всех чертах тогдашнего искусства, — стиль, который называется барокко.
Барокко развился главным образом в Италии, потому что Италия, где жили папы, все еще была культурнейшей страной, духовно доминировала в то время, давала моду всем остальным странам. Барокко сейчас же перекинулся в Испанию, на юг Франции, отчасти в Германию. Он распространился довольно широко. Он отразился на архитектуре, скульптуре, создал своеобразную и очень мощную музыку, а также своеобразную литературу, — хотя, может быть, действительно художественных литературных произведений, которые выявляли бы этот стиль, назвать почти нельзя; в литературе он отразился большею частью неуклюжими и малозначительными произведениями.
В чем заключается этот своеобразный стиль, и почему я ставлю его в связь с реакцией в Европе и с иезуитами?
Если вы в архитектуре возьмете какое–нибудь яркое проявление позднего Ренессанса, ну, скажем, церковь Сан–Паоло в Риме, вы увидите, что стремление итальянского храмостроителя сводилось к тому, чтобы создать гармоничный и веселый храм. Совершенно отброшена вся средневековая мистика. Храм светлый, без разноцветных окон, которые создают такую мистическую полутьму, с широкой пропорцией, с какой–нибудь мощной простой колоннадой для входа, с куполами, отнюдь не устремляющимися в небо; никакого истерического взлета — совершенно спокойные купола. Главная задача художника (как и в Греции и в Риме) заключалась в том, чтобы создать очень большое здание, в котором сохранены были бы нужные пропорции, а также разрешен был бы вопрос о перекрытии огромного помещения. Посмотрите, как этот храм был украшен! Скульптура была монументальной, и статуи были реалистическими. В то время как средневековая мистика думала, что святой не должен быть похож на нормального человека, изображала его высохшим аскетом, чуть ли не живым трупом и, может быть, придавала еще какие–нибудь фантастические черты для того, чтобы показать, что в нем больше духовного, чем телесного, — в эпоху Возрождения вы видите вполне человекоподобные фигуры.
![](http://art-nto.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
Посмотрите теперь иезуитскую церковь барокко. Все линии, которые представляли собою круг в архитектуре Ренессанса, здесь вытянуты в эллипсис, в беспокойную фигуру, дающую сложное равновесие. Колонны не только украшаются всевозможным образом, принимают причудливые формы, но начинают виться винтом. Все украшения вместо спокойных узоров, которые дает Ренессанс, превращаются в какие–то летящие головы, развернутые свитки, какие–то гримасы, маски, комбинации плоскостей и т. д. Вместо преобладающего белого или какого–нибудь другого спокойного цвета, иезуиты любят пустить в свою церковь всякие инкрустации, массу цветных камней и очень много золота, ослепительно много золота. Когда вы войдете в храм, вам кажется, что все в нем в движении. Нет ни одной линии, которая куда–нибудь вас не звала бы, и глаз нигде не успокаивается. Как будто бы все линии взбесились, все вышло из своих орбит, — и тут же какое–то сумасшедшее великолепие света. Ни одной статуи спокойной, все статуи тоже в бешеном движении, все ризы и рясы летят развевающимися волнами, все святые — одержимые. Здесь живопись по самому сюжету своему иная. Изображается мученичество. Тут сдирают кожу, там кого–то четвертуют на колесе, там побивают камнями и т. д. При этом мы видим устремление в крайний реализм, по возможности в иллюзионизм, так, чтобы жутко было. Если сдирают кожу, то реально, как в анатомическом театре. Все изображается с возможно большей точностью, приближаясь к ужасающей правде. В то же время — и самый сюжет уже требует этого — все люди в каких–то конвульсиях — борются, страдают, совершают чудеса в страшном напряжении экстаза.
Барокко как стиль в искусстве
Барокко (от итальянского barocco – причудливый)как стиль в искусстве сформировалось в Италии
в конце XVI века.
уже сформировались и стремились расширить свое
господство.
Светская власть все быстрее становилась
централизованной. Духовная власть сосредоточилась
в руках христианской церкви.
Поэтому основными заказчиками художников барокко
стали княжеские и королевские дворы, церковные
иерархи.
Практически всем
произведениям
барокко свойственны
крайняя контрастность
и динамичность форм.
Л. Бернини.
Собор Св. Петра в Риме,
Балдахин над главным алтарем,
1624-25
Напряжение разворачивающегося «нового мира» чувствуется
во всех, даже самых малых, деталях произведения.
Собор Инвалидов
в Париже,
1680-1706
Двор короля или двор
кардинала одинаково
театральны.
![](/800/600/https/366days.ru/media/article_images/3934/JuHH4GScq_A.jpg)
Поэтому архитектурные
сооружения барокко
так напоминают
театральные здания,
живопись барокко –
театральные декорации,
а скульптура –
позы и жесты актеров.
Л. Бернини.
Церковь Сант Андреа
на Квиринале,
Алтарь,
1653-58
Одна из основных черт барокко – масштабность произведений
искусства. Архитектор теперь выстраивает целый ансамбль,
где воедино сливаются архитектура, скульптура, живопись.
Жуан V.
Дворец Келуш
(Португалия),
сер. XVIII века
Центром барочного Рима считается площадь собора Святого
Петра, которая начала свое развитие еще в средние века.
Старая базилика
Св. Петра в Риме
Собор Святого Петра
постоянно изменялся
в эпоху Возрождения.
Проекты собора Св. Петра
в Риме Д. Браманте
и А. да Сангало Младшего
В эпоху барокко собор и площадь обрели законченные формы.
По вертикали собор
завершился куполом
(Микеланджело),
а по горизонтали –
большой площадью
(Л.
![](/800/600/https/pbs.twimg.com/media/DcqNldxXcAA0GZL.jpg)
Форма круга как
символа вселенной
стала довлеющей
в этом архитектурном
ансамбле.
П.Д. Мартин.
Вид Версаля,
1722
Этот тип дворца
с круглым или
прямоугольным
двором-курдонером
с парадной
стороны надолго станет
образцом для дворцовых
и усадебных построек.
Я. Прандтауэр.
Монастырь в Мельке
(Австрия),
Монастырский двор,
1701-36
Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Ленотр.
Версаль,
Двор-курдонер,
1661-68
Напряженное, текучее впечатление от барочных построек
создается с помощью массы криволинейных форм
и объемов. Кажется, что архитекторы соревнуются между собой
в сочинении все более кривых поверхностей.
Фр. Борромини
Церковь Сант Карло
1634-67
Во многих барочных сооружениях стена становится неосязаемой,
иллюзорной, растворяясь в массе искривлений и завитушек.
![](/800/600/https/xn--74-dlcheb2fvc.xn--p1ai/images/stories/virtuemart/product/212/giordano,%20luca%20-%20venus%20and%20mars.jpg)
А. Бедуцци.
Монастырь в Мельке
(Австрия),
Бибилиотека,
1701-36
Основой тектоники барокко стала
прихотливо изогнутая вертикаль.
Фр. Борромини
Церковь Сант Иво
Сапиенца,
1642-60
Изогнутость, прихотливость, иллюзорность интерьера и стен
здания органично подхватывалась на улице многочисленными
фонтанами, обильно украшенными скульптурами.
Н. Сальви.
Фонтан Треви в Риме,
1632-1762
Микеланджело.
Библиотека
Лауренциана
во Флоренции,
1523-34
Начало стиля барокко в архитектуре связывают с поздним
творчеством Микеланджело, его библиотекой
Лауренциана и куполом собора Святого Петра в Риме.
Вершиной
итальянского
барокко признают
творчество
скульптора
и архитектора
Джованни
Лоренцо Бернини
(1598-1680).
В творчестве Бернини сформировался
парадный барочный портрет-бюст,
сочетающий острую реалистичность
с преувеличенной пышностью.
![](http://art-nto.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
Д.Л. Бернини.
Бюст кардинала
Армана де Ришелье,
1640-41
Д.Л. Бернини.
Бюст Людовика XIV,
1665
Мрамор
под рукой Бернини
приобретает
особую ясность
и прозрачность,
свойственные
этому материалу.
Д.Л. Бернини.
Аполлон и Дафна,
1622-25
Фигуры в его композициях
часто наслаиваются,
переплетаются друг с другом,
создавая общую
напряженную массу.
Д.Л. Бернини.
Вакханалия,
Дети дразнят Фавна,
1616-1617
Необычайно театрально
архитектурное окружение
скульптур Бернини.
Это сцена, на которой
происходит бурное,
эмоционально насыщенное
действие.
Д.Л. Бернини.
Экстаз Св. Терезы,
церковь Санта-Мария
делла Виттория в Риме,
1644-1652
Не только позы действующих
лиц, но и выражение их лиц
выдает театральность
постановки Бернини.
Актеры придворных
театров барокко
многому учились
у персонажей
скульптора.
![](/800/600/https/f.otzyv.ru/f/11/06/81769/27833/09051411474849.jpg)
Д.Л. Бернини.
Вакханалия,
Дети дразнят Фавна,
1616-1617
Сцены Бернини часто
наполнены аллегорическими
фигурами и обрамлены
большим количеством
ткани, складки которой
передают напряжение.
Д.Л. Бернини.
Блаженство
Людовики Альбертони,
церковь Сан Франциско
Рипа в Риме
1671-1674
Эффектно
решает Бернини проблему
существования скульптуры
в архитектурной среде
города. Его фонтаны и
сегодня украшают площади
Рима.
Д.Л. Бернини.
Фонтан Баркас
на площади Испании в Риме,
1627-28
Д.Л. Бернини.
Фонтан Тритон
в Риме, 1624-43
6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды | Искуству.ру
БАРОККО – один из главных художественных стилей в искусстве Европы конца 16 – середины 18 веков.Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».
БАРОККО в Италии
Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.
Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 — 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства.
Ансамбль площади св.Петра в Риме.
Лоренцо Бернини
Ансамбль площади св.Петра в Риме.
Собор Св.Петра в Риме.
Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.
Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.
Кафедра собора Св.Петра в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Экстаз св.Терезы. 1645-1652.
Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.
Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.
Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.
Франческо Борромини. 1599 – 1667.
Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме.
Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.
Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.
Барокко в Нидерландах
В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви.Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи.
Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко.
Яркая жизнерадостность
Динамизм, передача движения
Возвышенная духовность
Изящество и пластика
Иллюзорность
Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.
Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко –
Питера Пауля Рубенса.
1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.
Создал тип аристократического барочного портрета.
Семейный свадебный портрет. I брак.
Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.
Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.
Мария Медичи (1573 — 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 — 1610), благодаря браку с Генрихом IV.
Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.
Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.
Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.
Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.
Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.
Антонис ван Дейк.
Карл I на охоте. 1935.
Париж, Лувр.
Антонис ван Дейк.
Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.
Франс Снейдерс. 1579 – 1657.
Крупнейший мастер натюрморта 17 в.![](/800/600/https/dataphoto.sibnet.ru/upload/imggreat/121127708222.jpg)
Дама с попугаем.
Рыбная лавка.
Торговец дичью
Итоги
Как художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле.Барокко: искусство, определение и стиль эпохи
Стиль и характеристики Движение искусства барокко не имело реальной директивы или конкретной школы. Вместо этого он состоял из многих великих школ и художников по всей Европе на протяжении примерно 150 лет эпохи барокко, охватывая широкий спектр стилей. Кроме того, количество гениальных артистов из разных стран, школ, стилей и областей добавляет дополнительный уровень субъективности к тому, что барокко может означать для наблюдателя за движением в искусстве.Поэтому лучший способ приблизиться к отображению характеристик искусства барокко — это часто взаимодействие с конкретными школами, художниками и художественными средами. Как правило, основными чертами проявлений живописи барокко являются драматизм, глубокие цвета, драматический свет, резкие тени и темный фон. В то время как искусство эпохи Возрождения стремилось подчеркнуть спокойствие и рациональность, художники барокко подчеркивали резкие контрасты, страсть и напряжение, часто предпочитая изображать момент, предшествующий событию, а не его наступление.
Самые известные художники эпохи барокко родом из Нидерландов, Италии и Испании. Как правило, они были связаны с людьми или предметами и изображали похожие сцены. Сферы власти эпохи Возрождения по-прежнему доминировали в художественных направлениях их культур, и, соответственно, большинство комиссий были портретами членов королевской семьи, религиозными сценами, изображениями королевской жизни и общества. Однако с эпохой барокко пришелся рост исторической и пейзажной живописи, а также портретов, жанровых сцен и натюрмортов.
Такие картины процветали именно в Нидерландах. Среди великих голландских художников эпохи барокко были Рембрандт ван Рейн, Иоганнес Вермеер и Питер Пауль Рубенс. Их мастерство в медиуме ценилось королевскими домами по всей Европе. Таланты голландских художников были настолько велики, что Карл Клаус и Виктория Чарльз отметили, что «он [Рубенс] единственный, кто приблизился к Микеланджело в разыгрывании драмы», и что «как колорист Рубенс даже, возможно, затмил Микеланджело».
Соперничая с голландскими и испанскими художниками уровня Диего Веласкеса, итальянские художники эпохи барокко прониклись наследием стиля Возрождения и маньеризма. Двумя ведущими школами живописи в Италии были так называемый «эклектизм» семьи Карраччи и их академии, с одной стороны, и натурализм, с другой — революционный стиль, основанный Микеланджело Меризи да Караваджо, который сломал барьеры между религиозными школами. и популярное искусство и избегал идеализации религиозных или классических фигур, изображая также обычных живых мужчин и женщин в современной одежде.
Многие великие художники эпохи барокко были не только скульпторами, но и архитекторами, и в их творчестве прослеживаются общие черты. Ключевое сходство — отказ от прямых линий, что приводит к созданию все более живописных скульптур, в которых подчеркивается движение и экспрессия.
Скульптура в стиле барокко была в первую очередь связана с изображением библейских сцен, вдохновленных церковью, но также и верованиями самих скульпторов, так как многие из них также работали над незапланированными изображениями библейских эпосов.Будь то сцены из старого или нового завета, большинство скульпторов эпохи барокко стремились изобразить пафос, а также движение. Ведущей фигурой скульптуры в стиле барокко, безусловно, был итальянский художник Джан Лоренцо Бернини.
Джан Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647–1652. Архитектура барокко В начале 17 — годов итальянские архитекторы были доминирующими талантами в Европе. Огромная конкуренция за контракты, предлагаемые церквями и Ватиканом между Джаном Лукой Бернини, Франческо Борромини, Бальдассаре Лонгена и другими, привлекла внимание остальной Европы, вскоре распространив этот стиль по всему континенту.Королевские дворы отчаянно пытались заказать проекты у великих итальянских архитекторов. Архитектура барокко отличается замысловатыми деталями и экстремальным декором. Элементы архитектуры эпохи Возрождения были сделаны более грандиозными и театральными, подчеркнутыми оптическими иллюзиями и передовым использованием живописи trompe-l’œil . С началом 18 века европейский архитектурный акцент сместился во Францию. Здесь Жюль Ардуэн-Мансар отошел от стиля барокко и вернулся к классицизму, в то время как Шарль Лебрен поднял стиль и его традиции на новую высоту, создав галерею Galerie des Glaces в Версальском дворце.
Вдохновленные азиатскими декоративными техниками, привнесенными в Европу голландскими, португальскими и английскими торговцами и исследователями в начале 17 — годов, производители мебели из Нидерландов (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) объединили эти новые методы с теми, эпохи Возрождения, чтобы удовлетворить потребности и пожелания своих клиентов. Этот технический прогресс затем распространился на другие центры производства мебели во Франции, Германии, Англии и Италии. Витые колонны, декоративные детали, иностранное или отечественное дерево и тяжелая позолота из различных металлов — все это определяло мебель в стиле барокко, все вместе, чтобы создать гармонию движения и своеобразия.
В отличие от других художественных сред периода барокко, мебель в стиле барокко была ограничена 17 -ми годами. После этого в мебели преобладали щедрые вкусы французского короля Людовика XV, который со своими мастерами разработал стили Регент и Рококо.Вкус короля вскоре стал вкусом остальной Европы, даже в Англии, где мебельщики пытались сопротивляться асимметричному дизайну рококо.
Прекрасный образец голландского шкафа конца 17 века. Музыка барокко Эпоха барокко была временем музыкальных новшеств. Сегодня музыка барокко всемирно известна благодаря немецким композиторам Джорджу Фредриху Генделю и Иоганну Себастьяну Баху, но в то время на сцене доминировали итальянские композиторы. Их наследие живет через музыку Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Арканджело Корелли и их выразительные партитуры. Чтобы создавать музыку наравне с классическими греческими и римскими драмами прошлого, итальянские композиторы применили новые способы игры и представили новые аспекты композиции. В поисках динамики и эмоций вместо царственной статичности они разработали новый музыкальный язык, который обеспечил великолепную драматическую интерпретацию. Большая часть этого музыкального языка используется по сей день, а также такие формы, как кантата, концерт, соната, симфония и опера, возникли в период барокко.
Узнайте больше о других основных направлениях и стилях искусства:
Ар-деко
Дадаизм
Импрессионизм
Западные гуманитарные науки: искусство барокко
Продолжая свою серию, основанную на этой книге, сегодня я обращаюсь к искусству барокко.
«Барокко — это ярлык преобладающего культурного стиля семнадцатого века». Этот термин впервые был пренебрежительно использован художниками и учеными восемнадцатого века и, вероятно, произошел от португальского слова «barroco», означающего несовершенную жемчужину.
Western Humanities включает две главы, посвященные эпохе барокко, посвященные искусству, литературе, музыке, политике и науке. В этом посте я сосредоточусь на искусстве барокко, которое авторы делят на три стиля: флоридский, классический и сдержанный.
Цветочное барокко
Стиль цветочного барокко напрямую связан с контрреформацией. Во время Тридентского собора (1545-1563 гг.) Лидеры римско-католической церкви подчеркивали необходимость «нового искусства, которое было бы приспособлено к потребностям церкви и излагало правильные богословские идеи, легко понимаемые массами.«Флоридское барокко отличается драматизмом, эмоциональностью, мощью, реализмом и театральными эффектами. Популярными темами были экстатические видения святых и страдания Иисуса.
Базилика Святого Петра в Риме является ярким примером архитектуры флоридского барокко.
Пожалуй, лучший образец скульптуры в стиле флоридского барокко — это «Экстаз Святой Терезы» Джанлоренцо Бернини.
Великие художники стиля флоридского барокко — Караваджо, Артемизия Джентилески, Андреа Поццо, Диего Веласкес и Питер Пауль Рубенс.
Обращение святого Павла Караваджо, 1600–1601 Юдифь и ее служанка с головой Олоферна Артемизия Джентилески, ок. 1625 Аллегория миссионерской работы иезуитов Андреа Поццо, ок. 1621-25 Las Meninas Диего Веласкеса, 1656 Воспитание Марии Медичи Питера Пауля Рубенса, 1621-25Классическое барокко
Во Франции, где искусством руководил королевский двор, а не церковь, классическое барокко продемонстрировало светскую направленность и ценности простоты и достоинства.
Ярчайшим образцом архитектуры классического барокко является Версальский дворец, реконструированный Луи Ла Вау и Жюлем Ардуэном-Мансаром для короля Людовика XIV.
Николя Пуссен — единственный художник классического барокко, представленный в книге The Western Humanities . «Хотя он был вдохновлен использованием Караваджо света и тьмы, стиль, который создал Пуссен, был уникально его собственным, отстраненным, почти холодным подходом к его предмету и чувством единства человека с природой.”
Et in Arcadia Ego Николя Пуссен, ок. 1640Сдержанное барокко
Третий (и наименее богатый) стиль искусства барокко был сформирован протестантской культурой Северной и Западной Европы.
Самым известным архитектором стиля сдержанного барокко является сэр Кристофер Рен, шедевром которого является собор Святого Павла в Лондоне.
Несомненно, вы слышали по крайней мере об одном из выдающихся художников сдержанного барокко: Рембрандте ван Рейне.Двое других — Ян Вермеер и Энтони Ван Дайк.
Ночной дозор Рембрандта, 1642 Кружевница Ян Вермеер, ок. 1664 Лорды Джон и Бернард Стюарты Энтони Ван Дайк, ок.![](http://art-nto.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif)
Надеюсь, вам понравился этот головокружительный тур по искусству и архитектуре барокко!
Прокомментируйте, пожалуйста, если у вас есть тема или временной период западной культуры, которыми вы хотели бы, чтобы я затронул в следующий раз.
СвязанныеОпределение периода барокко
Барокко — это период художественного стиля, который начался около 1600 года в Риме, Италия, и распространился по большей части Европы в 17-18 веках.В неформальном употреблении слово барокко описывает нечто сложное и очень подробное.
Самыми важными факторами эпохи барокко были Реформация и Контрреформация, при этом развитие стиля барокко считалось тесно связанным с католической церковью. Популярность стиля фактически поощрялась католической церковью, которая решила на Тридентском соборе, что искусство должно передавать религиозные темы и прямое эмоциональное участие в ответ на протестантскую Реформацию. Искусство барокко по-разному проявлялось в разных странах Европы из-за их уникального политического и культурного климата.
Стиль барокко характеризуется преувеличенными движениями и четкими деталями, которые создают драматизм, изобилие и величие в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танцах и музыке. Иконография в стиле барокко была прямой, очевидной и драматичной, направленной прежде всего на чувства и эмоции.
Использование техники светотени — известная черта искусства барокко.Эта техника относится к взаимодействию между светом и тьмой и часто используется в картинах с тускло освещенными сценами для создания очень контрастной драматической атмосферы. Техника светотени видна в картине Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев ». Другие известные художники эпохи барокко включают Караваджо (который считается предшественником движения и известен своими работами, характеризующимися крупными планами и сильными диагоналями) и Рембрандта.
Chiaroscuro относится к взаимодействию между светом и тьмой и представляет собой технику, часто используемую в картинах с тускло освещенными сценами для создания очень контрастной драматической атмосферы.Эта техника видна в этой картине Питера Пауля Рубенса.
В архитектурном стиле барокко акцент был сделан на смелые пространства, купола и большие массивы, примером чего является Национальный дворец Келуш в Португалии. В музыке стиль барокко составляет большую часть классического канона. Среди известных композиторов — Иоганн Себастьян Бах, Джордж Гендель и Антонио Вивальди. В более позднюю часть периода стиль барокко получил название Рококо , стиль, характеризующийся все более декоративными и сложными работами.
Национальный дворец Келуш, Португалия
В архитектурном стиле барокко акцент был сделан на смелые пространства, купола и большие массивы, примером чего является Национальный дворец Келуш в Португалии.
Барокко
Мученичество святого Матфея
Караваджо 1600
Начиная примерно с 1600 года стиль барокко был ответом на два разных фактора. Первым был Трентский собор, который был ответом католической церкви протестантской реформации.Католическая Контрреформация хотела использовать искусство, чтобы восстановить веру общества в католическую церковь. Было бы сознательным усилием вызвать эмоциональное обращение к верующим. Католические императоры и монархи по всей Европе были очень заинтересованы в успехе церкви, а королевские суды Испании, Франции и других стран заказали множество архитектурных проектов, картин и скульптур. Католическая церковь начала амбициозную строительную кампанию в Риме. Для художников было доступно много работы.Маньеристический стиль, отстраненность, интеллектуальность и часто неясность не годятся. Нужен был простой, прямой и театральный стиль, который обращался бы к органам чувств и был понятен неграмотной публике. В течение следующих 100 лет возник художественный стиль, который отличался преувеличенным освещением, сильными эмоциями и безудержной сенсационностью.
Караваджо и Аннибале Карраччи — два великих художника начала барокко. В работах Аннибале есть изобилие, которое совершенно уникально, и Караваджо создавал фигуры с чистым физическим присутствием.Мученичество святого Матфея Караваджо знаменует момент, когда стиль маньеризма, рациональный, интеллектуальный и искусственный, уступил место барокко. Это произвело настоящий фурор, и Караваджо внезапно стал самым известным художником Рима. Однако гением искусства барокко был Джанлоренцо Бернини, скульптор, чья работа преобладала в период, называемый «высоким барокко» (1625-75).
Вторым фактором, влияющим на искусство того периода, был зарождающийся средний класс. Искусство барокко в протестантских областях, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания.В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников барокко в католических странах, новый тип станкового искусства был представлен в протестантской Голландии для зажиточных домовладельцев из среднего класса. Эта новая голландская реалистическая школа жанровой живописи была усиленным реализмом в портретном искусстве, пейзажной живописи, цветочных картинах, морских картинах и особенно в новых формах натюрморта. Это был золотой век Голландии. Большое количество высокоспециализированных художников производили огромное количество произведений искусства, а технические стандарты были очень высокими.
Термин «барокко» первоначально использовался в уничижительном значении для обозначения излишеств стиля, эксцентричной избыточности и излишка деталей, что резко контрастировало с ясной и серьезной рациональностью эпохи Возрождения. Самый простой способ понять разницу между искусством эпохи Возрождения и барокко состоит в том, что искусство эпохи Возрождения обычно показывало момент до того, как произошло событие, а художники барокко выбирали наиболее драматический момент, момент, когда происходило действие.
Художники барокко
13. Иерархия жанров в живописи барокко
После многих политических споров и войн Фландрия и Голландия обрели мир в середине 17 века. Затем последовал период процветания и роста среднего класса. Искусство процветало. Социальные, религиозные и экономические структурные изменения помогли сделать искусство товаром.
Во Фландрии художники, такие как Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577 — 30 мая 1640), могли получить заказы от католической церкви, а также от монархов.В основном это были картины с историческими событиями и портреты. Хотя другие жанровые картины, такие как повседневные сцены, пейзажи, животные и натюрморты, также стали популярными во Фландрии, они были более распространенными произведениями искусства для художников в протестантских странах, таких как Голландия. Даже такие известные художники, как Рембрандт (15 июля 1606 — 4 октября 1669), в основном получали художественные заказы от покровителей среднего класса.
Из-за большого спроса на искусство художники стали более специализироваться на определенных типах жанровой живописи.Постепенно складывалась иерархия, основанная на важности сюжета картины и того, насколько хорошо она была передана. Ниже представлена иерархия жанров в искусстве периода барокко:
- История (религия, мифология, аллегория и документ)
Художники-историки часто были хорошо известными и могли рисовать все жанры живописи. ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС получил международное признание как художник-историк. Благодаря своей известности он мог получать заказы как от церкви, так и от правительства.Часто это были большие заказы, и тема часто была связана с историей и религиозными событиями. Возвышение Креста из Санкт-Вальбурга, Антверпен, было примером этого типа живописи. (Фг.1)
Питер Пауль Рубенс, Возвышение Креста, из Санкт-Вальбурга, Антверпен, 1610. Дерево, масло, 15 футов 1 7/8 дюйма x 11 футов 1 1/2 дюйма (центральная панель). Антверпенский собор, Антверпен. Fg.1
Художники-портретисты были на ступень ниже художников-историков. Некоторые из художников-портретистов, такие как Энтони Ван Дайк (22 марта 1599 г. — 9 декабря 1641 г.), который также был художником-историком.Как и Рубенс, Энтони Ван Дайк был уважаемым художником. Однако за свою карьеру он написал много портретов. В свою портретную живопись он часто включал пейзажи, животных и натюрморты. Карл I Спешенный представляет этот тип портретной живописи, созданной в этот период. (Fg.2)
Энтони Ван Дайк, Карл I сошел с лошади, ок. 1635. Холст, масло, 8 футов x 11 дюймов x 6 футов 11 1/2 дюймов. Лувр, Париж. Fg.2
- Жанровая живопись (Сцены быта и быта)
Жанровые картины художников, умеющих рисовать людей, пейзажи и натюрморты.Некоторые художники, как Рембрандт Харменс. Ван Рейн (15 июля 1606–4 октября 1669) следует причислить к историческим художникам. Только потому, что там, где он жил (Голландия), ему было трудно получать заказы на исторические картины. Для Рембрандта большая часть работ, которые он получал, были жанровыми картинами от меценатов среднего класса. Похищение Европы — это жанровая живопись, в которой запечатлены повседневные сцены людей и жизни. (Фг. 3)
Рембрандт Харменс. Ван Рейн, The_Abduction_of_Europa, 1632.Масло на панели. Высота: 646 мм. Ширина: 787 мм. Музей Дж. Пола Гетти, Fg.3
Картины с животными были похожи на портреты. Часто сочетается с пейзажами и натюрмортами. Причина, по которой живопись животных была отнесена к категории ниже жанровых картин, может быть объяснена тематикой. Включая эти жанровые картины, на них были изображены человеческие фигуры. Франс Снайдерс (11 ноября 1579 — 19 августа 1657) был известным фламандским художником, специализирующимся на анималистической живописи и жанрах натюрморта.(Fg.4)
Франс Снейдерс, Охота на кабана,
Холст, масло, 194 x 340 см, Rockox House, Антверпен, Fg. 4
Пейзажная живопись стоит ниже картин с животными. ЯКОБ ВАН РУИСДАЭЛЬ (ок. 1629 — 10 марта 1682), голландский художник-пейзажист Золотого века. «Вид на Харлем с дюн в Овервине» был типом пейзажной живописи. (Fg.5)
Якоб Ван Рейсдал, Вид на Харлем с дюн в Овервине, ок. 1670. Холст, масло, 1 ’10 дюймов x 2’ 1 дюйм. Маурицхейс, Гаага. Fg.5
Натюрморт находится в самом низу иерархии.Питер Клас (ок. 1597–1 января 1660) был известным художником-натюрмортами в Голландии в период барокко. Натюрморт Vanitas был разновидностью жанра натюрморта. (Фг. 6)
Питер Клас, Натюрморт Ванитас, 1630-е. Масло на панели, 1 ’2” x 1 ’11 1/2”. Немецкий национальный музей, Нюрнберг, Fg.6
Иерархия в студии Питера Пауля Рубенса:
По словам Питера Пауля Рубенса (Чарльза Скрибнера III), Рубенс содержал большую студию для создания своих произведений искусства.Он нанял много художников для работы и учебы с ним. Несколько великих художников учились и работали с Рубенсом. Художник-историк Энтони Ван Дайк был одним из тех, кто учился и работал в студии Рубенса с 1616 по 1620 год. Рубенс также передает работы своим друзьям и сотрудникам за пределами своей студии.
В его мастерской создавались три категории картин,
1. Картины, написанные самим Рубенсом
2. Картины, на которых Рубенс нарисовал только некоторые важные части, такие как руки и лица.
3. Картины под руководством Рубенса. Это включало в себя получение заказов, придумывание идей, а также некоторые исследования маслом, рисунки мелом и финальные доработки.
На схеме ниже сделана попытка изобразить иерархию художественного производства в мастерской Рубенса,
.На этой диаграмме все художники работали непосредственно на Рубенса. В основном они работали над рисунками Рубенса мелом или масляными набросками. Как только работа будет завершена, ее вернут Рубенсу для окончательной доработки.
Иерархия в Today’s Game Studio:
В сегодняшней игровой студии все художники работают на владельца компании. Однако в производственной среде существует иерархия, основанная на производственном опыте каждого художника, уровне квалификации, художественных способностях и иногда навыках людей. Потому что такая иерархия, оплата и ответственность у каждого артиста разная. Ответственность за каждого художника описана ниже:
Иерархия в сегодняшней игровой среде.
- Арт-директор_ Отвечает за художественный стиль, цветовую палитру и концепцию дизайна для главных героев и основных сред. Художественные руководители — это в основном ведущие персонажи или художники по окружению, которые имеют многолетний успешный производственный опыт. Иногда арт-директор мог также прийти от концепт-художника. Арт-директор — самая важная роль в производстве игрового арта. Эта должность получает больше всего в арт-команде.
- Ведущий художник (персонаж, окружение) _Отвечает за качество художественного оформления и устранение неисправностей.Ведущие артисты часто продвигаются по службе из старших артистов.
- Старший художник (Персонаж, Окружение) _Зависит от того, специализируется ли художник на персонаже или окружении, он или она будет нести ответственность за создание персонажей-героев или ресурсы окружения героев, такие как важное устройство или архитектурная структура.
- Младший художник (Персонаж, Окружение) _Зависит от того, специализируется ли художник на персонаже или окружении, он или она будет нести ответственность за создание неигровых персонажей или объектов окружения, таких как столы, стулья и т. Д.В большинстве случаев младшие художники по окружению находятся внизу иерархии. Это самая большая группа в арт-команде, и обычно ей платят меньше всего.
Спасибо, что просмотрели мой пост.
________________________________
Библиография
- Янсон, Х. У., Энтони Ф. Янсон и Сэмюэл Кауман. История искусства для молодежи. 5-е изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1997. Печать.
- Чарльз Скрибнер III, Питер Пауль Рубенс, Гарри Н.