Что художник должен знать о теории цвета? Цвет в живописи. Часть 1
Читайте также:
- Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 2.
- Рисуем осень: 5 вдохновляющих идей
- Музы знаменитых художников
- Включаем контроль: как определить, что картина готова?
Три основных цвета в живописи
Первое, что нужно уяснить себе – это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета – желтый, красный и синий – известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.
Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый – оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете.
Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.
Холодные и теплые цвета
Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.
Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий – к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого – в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.
Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру».
При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону – от теплого к холодному – эта «температура» падает.
Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток – солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу – печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении цвета в произведениях живописи.
начинающим профессионалам
Читайте также
Как выбрать уголь для живописиУголь для рисования — пожалуй, один из самых древних инструментов художников.
С помощью такого незатейливого материала можно создать произвед…
Поскольку уход за художественными произведениями требует определенного уровня знаний, будет вполне целесообразно напомнить читателям об основных пр…
Скромность – сестра таланта25-тилетняя художница из Оренбурга не показывает свое лицо и не называет настоящего имени. Лавину восторженных отзывов она называет переоцененность…
Мастер-класс по рисованию тушью и перомЕсли вы уже более-менее изучили общее строение человеческой головы, начальное построение и основы светотени, можно приступить и к освоению деталей.
…
Не пропустите!
ТОП прошлой недели
Популярные картины прошлой недели!
Победитель конкурса «Картина дня»
Посмотрите, какая картина победила сегодня!
Нравится ли вам оформление этой картины?
Анонимное голосование.
Оцениваем исполнение и подачу: качество фото, наличие посторонних предметов.
Цвет для художника. Практическое руководство.
Прежде чем начать, я хотелп бы в двух словах рассказать о том, что вы узнаете в этом туториале, а чего — нет. Я не собираюсь углубляться в дебри теории построения цвета или сравнивать особенности цветового восприятия людей, насекомых и каракатицеобразных пришельцев с планеты Зог. Что я собираюсь сделать — так это рассказать о том, как применить теорию цвета на практике.
Надеюсь, что смогу помочь вам освоить рисование, не увязнув при этом в болоте технических терминов. Я ориентируюсь прежде всего на начинающих художников.
Часть первая: Дополнительные цвета и цветовой круг
Каждому художнику следует знать о существовании такой вещи как цветовой круг. Может он на вид и неказист, но может оказаться серьезным подспорьем в подборе цвета. Стоит запомнить несколько простых правил.
1. Правило третей.
Разбейте круг на трети, неважно, вдоль каких линий. Цвета в каждом из получившихся секторов будут хорошо сочетаться в композиции. То есть вы можете начать с красного и дойти до оранжево-желтого справа или фиолетово-синего слева. Это правило пригодится, если вы будете рисовать что-то, словно бы имеющее однородный цвет (как вот эта «черная» крыса на рисунке), но захотите разнообразить рисунок, изменяя цвет и текстуру. Настоящая крыса была черной. Но я использовал едва заметные оттенки синего, фиолетового и багряно-красного, чтобы придать цвету насыщенность и глубину.
Как видите, вовсе не нужно применять сверхнасыщенные цвета, чтобы достичь желаемого эффекта. Цветовой круг поможет вам выбрать правильное направление, а вы уж можете экспериментировать с интенсивностью. Хотя стоит оставаться последовательным в этом плане.
2. Дополнительные цвета.
Диаметрально противоположные цвета цветового круга являются дополнительными цветами. Для наглядности можете положить поперек круга линейку. Так, зеленый цвет будет дополнительным для красного. Зачем нам это знать?
Во-первых, когда вы используете традиционную технику рисования (не компьютерную), то если захотите смешать несколько цветов и получить насыщенный оттенок, вы будете избегать дополнительных цветов. Дело в том что их использование дает блеклый сероватый оттенок, который не добавит яркости вашей картине. Когда я хочу получить очень темные и насыщенные оттенки, то пользуюсь сходными темными цветами, а затем добавляю пигмент жженой умбры.
Во-вторых: дополнительные цвета помогают акцентировать внимание на какой-нибудь части картины или выделить ее на фоне. На рисунке я с помощью розовых и оранжевых оттенков красного сделал так, чтобы собака не сливалась с задним планом, на котором преобладают синеватые и зеленоватые тона. Опять же, не стоит очень увлекаться — даже едва заметный оттенок может произвести разительный эффект.
3. Еще одно правило третей.
Если вам нужна эффектность, выберите три цвета, отстоящие друг от друга на равных промежутках, и используйте их в качестве основных цветов. Например, вы можете выбрать оранжевый, фиолетовый и зеленый. Но эта техника работы с цветом требует аккуратности. ОДИН цвет должен быть основным, два остальных — подчеркивать его. На рисунке главный цвет — фиолетовый, а легкие зеленые, золотистые и оранжево-желтые оттенки подчеркивают его и придают контрастность.
Не ограничивайтесь только одним правилом. Например, когда подбираете оттенки фиолетового на рисунке ниже, можете воспользоваться первым правилом, чтобы добавить красноватые и синеватые оттенки.
Часть вторая: Насыщенность и контраст.
Лично я предпочитаю приглушенные, не очень насыщенные цвета. Но это только мои предпочтения. В общем, чем более насыщенны цвета и чем больше контраст, тем ярче и четче должны быть линии и формы. На рисунке одна и та же текстура, но с разной насыщенностью и контрастом. Чем ближе эти цвета к чистому красному и зеленому, тем виднее каждый мазок кисти. Если вы используете в своих работах яркие контрастные цвета и четкие линии (например, занимаетесь графическим дизайном), такие резкие формы будут на своем месте. Реалистичные текстуры выглядят лучше с меньшей насыщенностью и контрастом, если в меру применять темные тени и яркие светлые участки.
Часть третья: «Холодные» и «теплые» цвета.
Вы наверное слышали об «холодных» и «теплых» оттенках. В принципе, правый верхний сектор круга считается «теплым», а нижний левый — «холодным». Но вполне можно получить теплый (красноватый или зеленоватый) оттенок голубого или холодный (зеленоватый или даже синеватый) оттенок желтого.
Продуманное использование холодных и теплых оттенков позволит вам оживить свой рисунок. Скажем, если вы возьмете теплые тона для освещенных участков и холодные — для тени, то создастся впечатление летней жары. Наоборот, «холодный» свет и «теплая» тень характерны для резкого света морозного дня.
Часть четвертая: Цвет и настроение картины.
В этой области правил, которым нужно беспрекословно следовать, нет в принципе. Но если вы захотите задать настроение картины в первую очередь с помощью цвета, то стоит продумать цветовую схему. Один или два цвета будут пропитывать всю картину. На рисунке ниже, я пользовался в основном зеленым и синим цветом, иногда применяя грязно-желтый для акцента. Я выбрал цвета, придающие чувство заброшенности, потерянности и холодного осеннего дня.
Есть еще один способ выделить часть рисунка — использовать цвет, отличный от преобладающего на рисунке. Например, вы рисуете человека, который смотрят на бегущую по пляжу собаку.
Пляж в основном синеватых оттенков, светлые участки песка и воды — зеленоватые. Чтобы выделить собаку на фоне песка, подойдет желтоватый или розоватый оттенок.
Некоторые художники считают, что определенный цвет задает определенное настроение. Но, по моему мнению, не стоит воспринимать эти ассоциации как нечто незыблемое. Скажем, с помощью зеленого и розового можно выразить одиночество и отчаяние, а с помощью холодного фиолетового и зеленого — придать эксцентричность рисунку, как в случае с крылатой мышью (она иллюстрирует третье правило). Бледные, ненасыщенные оттенки и преобладание холодных оттенков придают задумчивость. Более радостное, приподнятое настроение создают теплые, насыщенные тона. Сравните, скажем, пустынную снежную равнину и уютный камин. Наверняка для первого рисунка вы воспользуетесь более холодными цветами.
Часть пятая: Глубина и атмосферная перспектива.
Еще одно из применений цвета — создание иллюзии глубины.
Для этого, как правило, уменьшают насыщенность цвета (но не обязательно яркость) по мере приближения к горизонту. Например, если вы рисуете морской пейзаж, то на переднем плане стоит использовать лазурные оттенки синего, более темный синий и изумрудно-зеленый — чтобы отразить глубину моря, серовато-синий — там, где море соединяется с небом. Если хотите создать иллюзию того, что небо еще дальше, можете уменьшить его насыщенность так, чтобы оно было почти белым и с помощью тоненьких мазков серым и голубым наметить контуры облаков.
Эта техника может показаться несколько непривычной, но она работает. Еще один пример: вы рисуете двух пиратов в красных рубашках, одного на носу судна, другого — сзади, возле паруса. Рубашка того пирата, который на переднем плане, будет казаться более насыщенной и яркой, хотя рубашки и сделаны из одной и той же материи. Для рубашки ближнего пирата нужно добавить алые оттенки, для рубашки второго пирата — более темные, приглушенные малиновые тона.
Еще одно замечание. Атмосферная глубина не заменит традиционных методов создания перспективы. Она лишь позволит усилить эффект.
Часть шестая: Подводные камни.
С помощью цвета можно достичь многого. Но есть некоторые моменты, когда цвет не позволяет получить желаемого эффекта.
1. Не используйте сильно отличающиеся цветовые схемы на разных частях картины. Цветовой стиль рисунка должен быть по возможности единым. Вполне нормально, если вы нарисуете мрачное багровое небо нависающее над поросшим зеленой травой похоронным курганом. Но если вы нарисуете половину рисунка в красноватых тонах, а половину — в зеленых, это будет выглядеть жутковато. Не забывайте, что свет багряного неба падает на траву и вообще на все, что есть на рисунке, и придает необычные красноватые и лиловые оттенки. Холодный лиловый и зеленовато-синий помогут усилить контраст между небом и травой.
2. Если вы хотите добиться реалистичности, не стоит прорисовывать тени одним и тем же цветом.
Кружка цвета морской волны будет смотреться намного лучше, если светлые области подвести бледно-голубым, а темные — темно-лиловым и красным, чем если воспользоваться светло- и темно-зеленым. Если вы занимаетесь цифровой живописью, постарайтесь преодолеть соблазн и не пользоваться инструментами «размытие» и «выжигание» Photoshop. Эти инструменты работают без учета цветовой теории, и вы, скорее всего, получите в результате плоский, перенасыщенный рисунок.
3. Постарайтесь избегать чистого черного и белого. Им не хватает богатства оттенков и они будут выглядеть как дыры на рисунке. Исключение составляют только очень четкие и резкие графические рисунки.
4. Не сэмплируйте цвет прямо с фотографии. Это касается как цифровых художников, так и традиционных, но часто работающих с фотографиями. Цвет на фотографиях часто искажается и сливается. Если вы используете точно такой же оттенок на своем рисунке, то автоматически перенесете на него недостатки фотографии.
Если ваша цель реализм, то вам нужно стремиться к качеству ЛУЧШЕМУ, чем у фотографий, — к ярким цветам, чистым переходам и отсутствию оптических искажений. НИКАКИХ оптических искажений.
Спасибо, что прочитали. Надеюсь, это вам пригодится.
Всеобъемлющее руководство по теории цвета для художников
Теория цвета представляет собой свод принципов, определяющих взаимосвязь между цветами и физиологическое воздействие определенных цветовых комбинаций.
Теория цвета — одна из самых фундаментальных областей живописи. Важность понимания теории цвета намного превышает простое знание того, как смешивать цвета (например, знание того, что желтый и синий дают зеленый).
Вам, как художнику, не нужно беспокоиться обо всех сложных основополагающих принципах теории цвета. Скорее, все, что вам нужно понять, — это общее применение теории цвета и отношения между цветами. Теория цвета является фундаментальной основой понимания для художников, и ее нельзя игнорировать.
Теория цвета поможет вам понять связь между цветами и то, как мы их воспринимаем.
В этом посте мы обсудим все основные элементы теории цвета. Однако это коснется только его поверхности. Теория цвета — невероятно сложная область. К счастью, нам как художникам нужно знать только некоторые элементы теории цвета, которые касаются нас самих.
- История теории цвета
- Термины теории цвета
- Цветовая температура — теплый цвет против холодного
- Цветовые комбинации или схемы
- Психология теории цвета
- Идеализированные представления о цвете
- Изучайте теорию цвета как художник
- Резюме
- Примите участие в викторине
- Дополнительные показания
- Хотите узнать больше?
- Спасибо за прочтение!
История теории цвета
Общие принципы теории цвета были очевидны в трудах Леоне Баттиста Альберти (ок. 1435 г.) и записных книжках Леонардо да Винчи (ок.
149 г.).0). Первое цветовое колесо было разработано сэром Исааком Ньютоном примерно в начале 17 века. Это цветовое колесо представляло собой сочетание красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового цветов на вращающемся диске.
С момента создания Ньютоном цветового круга он стал одним из самых мощных инструментов, доступных художникам для объяснения отношений между цветами.
Три основных цвета: красный, синий и желтый. Три вторичных цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются путем смешивания двух основных цветов. Есть еще шесть третичных цветов.
Используя основные цвета, вы можете смешать почти любой цвет спектра. Вот почему твердое знание теории цвета так важно, когда дело доходит до рисования и смешивания цветов. Вот почему вы всегда должны иметь хотя бы основные цвета в своей палитре.
7-цветные и 12-цветные цветовые круги Буте из 1708A Современное цветовое колесоТермины теории цвета
Существует ряд терминов теории цвета, с которыми вы столкнетесь в искусстве, но которые обычно неправильно понимают и путают.
Оттенок
Термин «оттенок» часто используется как сравнение термина «цвет». Оттенок обычно относится к доминирующей длине волны цвета из двенадцати цветов на цветовом круге (первичный, вторичный и третичный цвета).
Например, оттенок темно-синего — синий. Оттенок бордового красный. Оттенок зеленого сока зеленый.
Нижеприведенные цвета являются оттенками.
Насыщенность
Насыщенность — это мера чистоты цвета. Вы можете уменьшить насыщенность цвета, добавив серый цвет или цвет на противоположной стороне цветового круга (что, по сути, убивает цвет).
Если вы полностью обесцветите цветовой круг, у вас останется следующее:
Тон
Тон — термин, который многие неправильно понимают, и многие художники не совсем уверены, что он означает, несмотря на то, что он так часто используется.
Тон — это широкий термин, используемый для описания цвета, который не является чистым оттенком и не является черным или белым.
Во многих случаях художники используют тон для описания цвета, который стал серым (ненасыщенным).
Значение
Значение показывает, насколько светлым или темным является цвет по шкале от черного до белого. Стоимость считается одним из самых важных факторов успеха картины.
Общее правило, которому я предпочитаю следовать при рисовании:
- Чтобы усилить (осветлить) насыщенность цвета – добавьте белого и/или желтого.
- Чтобы уменьшить (затемнить) значение цвета – добавить синий, черный и/или умбру необработанную.
Значение должно быть простым для понимания, однако включение цвета может затруднить понимание концепции. У вас могут быть разные цвета, которые имеют одинаковое значение. Если вы уберете цвет из изображения, то у вас останется только диапазон цветов от черного до белого, где черный будет самым низким, а белый — самым высоким значением.
Вот почему рисование так высоко ценится для улучшения способности к рисованию, поскольку оно облегчает понимание концепции значения, не беспокоясь о включении цвета.
Многие художники считают, что значение важнее цвета, использованного в картине. Это потому, что значение действительно определяет структуру вашей картины.
Ниже представлена шкала значений, начиная с самого высокого значения (белый цвет) и заканчивая самым низким значением (черный цвет). Между в основном оттенки серого. Вы можете создать цветную шкалу значений, добавив белый цвет для увеличения значения и черный цвет для уменьшения значения. Когда вы уберете цвет (обесцветите), шкала должна выглядеть точно так же, как шкала значений ниже. Это тот перевод между цветом и значением, которому чрезвычайно трудно научиться в живописи.
Высокий ключ против низкого ключа
Вы часто будете слышать картины, описываемые как высокие или низкие тона. Это относится к общей шкале значений, используемой в картине. Картина в высоком ключе имеет шкалу высокого значения (светлая), в то время как картина в низком ключе использует шкалу низкого значения (темная).
Картины в высоком или низком ключе часто имеют очень ограниченный диапазон значений.
Ниже представлена неброская картина Винсента Ван Гога (написанная до того, как он нашел цвет):
Ниже представлена картина Клода Моне в светлых тонах.
Клод Моне, Стога в солнечном свете, Утренний эффект, 1890Оттенки и оттенки
Проще говоря, оттенок — это цвет плюс белый. Оттенок — это цвет плюс черный. Вы можете получить ряд оттенков/оттенков, добавляя различные уровни белого/черного.
СОВЕТ: На данный момент это просто слова. Без применения они не имеют никакой пользы. Поэтому я призываю вас подумать об этом сценарии, чтобы представить термины в перспективе. Допустим, у вас есть тюбик с красной краской. Большинство новичков подумали бы, отлично, один цвет для моей картины. Но добавляя разное количество белого, черного и серого, вы получаете в свое распоряжение бесконечные вариации этого цвета. Как только я понял это, я действительно начал видеть доступные мне варианты.
Цветовая температура – теплый цвет против холодного
Цветовой круг разделен на теплых и холодных цветов.
Когда теплый цвет помещается рядом с холодным цветом, возникает очень сильный контраст. В качестве альтернативы, когда холодный цвет помещается рядом с другим холодным цветом (например, зеленый рядом с синим), возникает приятный гармоничный эффект. Эти цветовые комбинации обсуждаются более подробно в разделе ниже.
Теплые цвета традиционно обозначают активность и свет. С другой стороны, холодные цвета указывают на спокойную, отдаленную и успокаивающую обстановку.
Белый, черный и серый обычно считаются нейтральными цветами . Я получаю максимальную пользу от этих нейтральных цветов не потому, что использую их такими, какие они есть, а скорее для того, чтобы изменить значение моих цветов. Например, если в вашей палитре есть красный кадмий, вы можете добавить различное количество серого, чтобы получить диапазон тонов.
В начале рисования вы должны определить, хотите ли вы добиться теплого, прохладного или нейтрального (сбалансированного) ощущения. Когда я пишу нейтрально, я имею в виду не просто использование белого, черного и серого, а равное соотношение теплых и холодных цветов.
Подробнее:
Цвет и свет — что такое цветовая температура
Цветовые комбинации или схемы
Существует ряд общеизвестных цветовых комбинаций, которые можно использовать, чтобы вызвать определенные эмоции у зрителя.
Перед тем, как начать рисовать, вы должны кратко обдумать комбинацию цветов, чтобы убедиться, что она соответствует желаемому изображению на картине. Например, для агрессивной и активной сцены можно использовать дополнительную цветовую схему. В то время как аналогичная цветовая схема может быть использована для спокойной и пассивной обстановки.
Вот некоторые из наиболее известных цветовых комбинаций:
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета расположены друг напротив друга на цветовом круге. При размещении рядом друг с другом возникает чрезвычайно сильный контрастный и яркий эффект. При чрезмерном использовании ваша картина может стать резкой и неудобной для просмотра.
Вы должны выбрать доминирующий цвет и использовать другой цвет в качестве акцента.
Аналоговый
Расслабляющая цветовая комбинация с использованием цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Аналогичные цветовые сочетания широко использовались художниками-импрессионистами, такими как Клод Моне, для создания красивых гармоничных картин.
Часто наиболее эффективно выбрать один доминирующий цвет, дополнительный цвет и третий акцентный цвет.
Триадный
В триадной цветовой схеме используются три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу. В результате получается яркая схема даже при низкой насыщенности. Важно правильно сбалансировать цвета, чтобы не перегружать зрителя.
Обычно выбирается доминирующий цвет, а два других цвета используются в качестве акцентов.
Сплит-комплементарность
Это вариант комплементарной цветовой схемы. В дополнение к доминирующему основному цвету есть два дополнительных смежных цвета.
Эту цветовую схему легче сбалансировать, чем дополнительную цветовую схему, и она является отличной отправной точкой для начинающих художников.
Подробнее:
Цветовые схемы в искусстве
Психология теории цвета
Цвет оказывает сильное влияние на поведение человека, поскольку он может манипулировать вашим восприятием того, что есть на самом деле.
Вот некоторые цвета и их эмоциональное влияние:
Красный: страсть, любовь, гнев и опасность
Оранжевый: жизненная сила, творчество и активность
Желтый: энергия, свет и надежда
Зеленый: здоровье, природа и богатство
Синий: Доверие, безопасность и духовность
Фиолетовый: Творчество, королевская власть и богатство
Мы можем использовать эти психологические триггеры, чтобы влиять на то, как мы хотим, чтобы зритель воспринимал картину. Если вы хотите, чтобы у зрителя была страстная и агрессивная реакция, вам следует использовать красные и другие теплые цвета. Если вам нужна успокаивающая сцена, то следует использовать зеленый и синий цвета.
Идеализированные представления о цвете
У всех нас есть предвзятое представление о том, какого цвета должен быть объект.
Этот идеализированный взгляд может повлиять на наше восприятие того, что есть на самом деле.
Например, если вы рисуете деревья, существует предвзятое мнение, что деревья должны быть зелеными. Но это, конечно, не так. Если вы не будете осторожны и не наблюдаете за деревом таким, какое оно есть на самом деле, то вас может заинтересовать добавление большего количества зелени, чем необходимо, исходя из вашего идеализированного представления о том, как должно выглядеть дерево.
Поэтому важно рисовать то, что видишь, а не то, что думаешь.
Изучение теории цвета для художника
Теория цвета может быть невероятно сложной, однако для художников вам нужно только понять общие основы теории цвета. Лучший способ изучить теорию цвета — это купить цветовой круг или, что еще лучше, сделать его самостоятельно, используя собственные краски.
Другой метод изучения теории цвета состоит в том, чтобы смешать свои собственные таблицы значений двенадцати цветов на колесе (три основных, три вторичных и шесть третичных).
Вы получите диапазон различных значений одного и того же цвета.
В таблице значений начните с основного цвета, затем повышайте значение, добавляя белый (оттенки), и уменьшая, добавляя черный (оттенки).
У вас должно получиться несколько схем, которые вы сможете использовать для последующих рисунков в качестве ориентира.
Вам также следует научиться рисовать ограниченной палитрой. Чем меньше у вас красок на палитре, тем больше вам придется смешивать собственные цвета. Это тренирует ваш ум в отношении того, как цвета соотносятся друг с другом.
Резюме
Надеюсь, этот пост был вам полезен. Теория цвета — увлекательная область и фундаментальное знание для всех художников.
Этот пост касается только поверхности теории цвета, поскольку это невероятно сложная область. Тем не менее, я призываю вас узнать как можно больше о теории цвета, так как это только улучшит ваши способности к рисованию.
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, не стесняйтесь добавлять их в раздел ниже.
Пройди тест
Я подготовил простой тест, чтобы проверить твои знания о цветах. Нажмите здесь, чтобы пройти тест по теории цвета.
Дополнительные показания
Как смешать яркие зеленые и почему вы должны понимать цветовое смещение
Вдохновляющие цитаты Masters
Красота приглушенных цветов — как вы можете использовать приглушенные цвета более эффективно
Как импрессионисты использовали комплементарные цвета. Для большего эффекта
Использование аналогичной цветовой схемы для создания гармоничных картин
Хотите узнать больше?
Вас может заинтересовать мой курс Академии живописи. Я познакомлю вас с проверенными временем основами живописи. Он идеально подходит для начинающих художников среднего уровня.
Спасибо за прочтение!
Я ценю, что вы нашли время, чтобы прочитать этот пост, и я надеюсь, что вы нашли его полезным. Не стесняйтесь поделиться им с друзьями.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Draw Paint AcademyО компании | Список поставок | Избранные сообщения | Продукты
Понравился этот пост? Присоединяйтесь к из более чем 123 000 художников , которые подписываются на информационный бюллетень Draw Paint Academy.
Теория цвета: руководство для художников
Это практическое руководство по теории цвета для художников.
В этом уроке сначала изучите некоторые термины из теории цвета, чтобы точно понять, что они означают. Затем мы рассмотрим некоторые из различных цветовых моделей, которые помогут нам понять, как воспринимается цвет. Так как это также помогает нам выбирать пигменты для нашей палитры и произведений искусства.
Наконец, мы рассмотрим, как создавать цветовые схемы в искусстве и как шаг за шагом смешивать цвета.
Отказ от ответственности. Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Что такое теория цвета в искусстве?
Теория цвета в искусстве — это описание практического применения цвета.
Теория цвета дает рекомендации и указания о том, как воспринимается цвет, как он применяется в различных средах и визуальных эффектах цветовых комбинаций.
Визуальные эффекты могут включать то, как это может быть воспринято зрителями, и психологические эффекты, которые они могут иметь.
Преимущество изучения теории цвета для художника заключается в том, что это может помочь вам быстрее и точнее смешивать цвета.
Это также может помочь вам лучше видеть и описывать цвета и, следовательно, лучше понимать взаимосвязь между цветами.
В какой-то степени это даст вам контроль над чувствами, которые вы можете вызвать у зрителя, осознавая эффекты различных цветовых комбинаций.
Изучая теорию цвета, вы будете лучше владеть выбранным вами средством, что даст вам возможность создавать желаемые эффекты с помощью ваших работ.
Когда художники используют цвет, они думают о том, какие цветовые схемы они создают, используя цветовую температуру, гармонию и контраст интересным образом.
Теория цвета: Глоссарий
Это действительно помогает выучить жаргон, связанный с теорией цвета.
У вас может быть абстрактное представление о некоторых из этих концепций, но если вы назовете эти термины из теории цвета, эти идеи станут более конкретными в вашем уме. Это позволит вам лучше использовать их на практике.
Оттенок
Оттенок — это описание цвета в его самой чистой форме без учета других атрибутов, таких как насыщенность, оттенки, оттенок или насыщенность.
Оттенок описывает преобладающую длину волны цвета, будь то красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий или фиолетовый. Так, например, вы можете взять тюбик ультрамариновой краски синего цвета, но с уклоном в фиолетовый. Оттенок будет синим, так как это самая доминирующая длина волны пигмента.
Любой оттенок цвета, который вы можете описать, например, «сливовый» или «коралловый», можно классифицировать по доминирующей длине волны. В этих примерах слива была бы фиолетовой, а коралл — красной.
Насыщенность
Насыщенность определяет интенсивность и яркость цвета. Другой способ описать это —
«относительная красочность света, независимая от его яркости».
– Munsell.com
Цвета в реальных условиях вряд ли (если вообще когда-либо) проявляются в их наиболее насыщенной форме. Они часто слегка приглушены даже в самых ярких условиях освещения.
Насыщенность цвета можно переключать на палитре, смешивая его с дополнительным цветом. Дополнительные цвета — это цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге, например, желтый и фиолетовый или красный и голубой. При смешивании в равных пропорциях они становятся ахроматическими, в пигментной форме становятся серыми или черными.
Краски, тона и оттенки
Эти термины относятся конкретно к смешиванию цветов в живописи.
A Оттенок — это цвет, который был осветлен путем смешивания с белым.
А тон — это цвет, который был нейтрализован путем смешивания с небольшим количеством его дополнительного цвета. Тон описывает светлоту или темноту цвета.
A Оттенок — это затемненный цвет.
Это не всегда означает, что он был смешан с черным, так как черная краска может сделать смесь грязной и неряшливой. Это может означать, что он был смешан с небольшим количеством землистого пигмента, такого как жженая умбра, или со значительным количеством его дополнительного цвета.
Значение
Значение является мерой того, насколько светлым или темным выглядит цвет. Вы можете осветлить или оттенить цвета , добавив белый и затемнить или оттенок цвета, добавив жженую умбру или ее дополнительный цвет.
Цветовое смещение
У каждого пигмента есть цветовое смещение. Это означает, что когда цвет пигмента нанесен на цветовой круг, он будет склоняться к другому цвету. Это относится ко всем цветам, которые мы видим вокруг себя. Хорошее упражнение — описывать цвета, которые вы видите, с точки зрения их основного тона, а затем цветового уклона. Попробуйте сейчас с объектами вокруг вас в вашей комнате. Это действительно поможет вам, когда вы будете выбирать пигменты для своих картин.
Цветовая температура
Проще говоря, цветовая температура относится к тому, насколько теплым или холодным является цвет . Многие художники визуализируют цветовой круг как разделенный на холодные и теплые цвета . От пурпурного до желтого — тепло, а от фиолетового до зеленого — прохладно. У каждого основного цвета есть температура, и эта температура лежит в цветовом смещении. Это может помочь вам при смешивании, так как, обозначая цвет как теплый или холодный, вы можете быть уверены, что смешиваете чистые цвета.
Цветовая температура в большей степени связана с нашими собственными ассоциациями, чем с чем-либо еще. Существует мнение, что красный цвет ассоциируется у людей с теплом, потому что это цвет огня или заката, тогда как синий ассоциируется с прохладой, поскольку это цвет льда и моря. Желтый более нейтрален в чистом виде, но когда он имеет уклон в сторону синего (например, кадмий желто-лимонный), он становится холодным, а при уклоне в сторону красного (например, кадмий желтый глубокий) он становится теплым.
Следуя этой логике, теплый синий имеет уклон в сторону красного (ультрамарин), а холодный синий — в сторону желтого (фталосиний). Тогда теплый красный имеет уклон в сторону желтого (кадмиевый красный свет), а холодный красный — в сторону синего (пурпурный).
Гамма
Гамма — это диапазон оттенков и тонов, которые соответствуют определенному цветовому спектру или модели.
Первичные, вторичные и третичные цвета
Первичный цвет — это цвет, который не может быть получен комбинацией любых других цветов. Он образует основу, из которой смешиваются другие цвета. Основные цвета на самом деле различаются в зависимости от используемого носителя. Возможно, в школе вы узнали, что основными цветами являются красный, желтый и синий. Эти основные цвета основаны на широко распространенном цветовом круге RYB и основаны на фоторецепторах в наших глазах и, следовательно, на том, как люди воспринимают мир. На основе красного, желто-синего цветового круга оранжевый , зеленый и фиолетовый, считаются вторичными цветами.
Затем к третичным цветам относятся желто-оранжевый, желто-зеленый, бирюзовый, сине-фиолетовый, фиолетово-красный, красно-оранжевый.
В пигментной и печатной форме основными цветами являются голубой (разновидность синего), пурпурный (разновидность холодного красного) и желтый, этот набор основных цветов основан на цветовом круге CMYK, используемом дизайнерами, работающими в полиграфии, и художниками. Этот цветовой круг немного отличается от цветового круга RYB:
Цветовой круг CMYK первичные, вторичные и третичные цвета Когда-то считалось, что из основных цветов можно смешивать любые другие цвета спектра. Однако это не так, поскольку любые три «основных цвета» света или пигмента могут смешивать ограниченный диапазон оттенков, называемый гаммой. По этой причине художники часто не рисуют из ограниченной палитры основных цветов, а включают дополнительные пигменты, заполняющие пробелы.
Обычное дополнение, используемое для расширения палитры, включает малиновый цвет, который невозможно смешать с голубым, пурпурным и желтым. При печати жикле типографии расширят диапазон цветовой гаммы CMYK за счет плашечных цветов.
Вторичные цвета получаются путем смешивания двух основных. На основе модели CMYK к ним относятся красный, синий и зеленый. Существует шесть третичных цветов. Третичные цвета представляют собой комбинации первичных и вторичных цветов, в модели CMYK это: оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-голубой, пурпурно-красный и фиолетовый.
Отношения между цветами
Все эти термины имеют одну общую черту: они описывают отношения между цветами. Когда вы представляете любой отдельный цвет, это не только цвет. Это сдвиг к основному цвету на цветовом круге или от него. Глядя на цвет на колесе, вы можете сказать, какие основные цвета используются для создания рассматриваемого цвета, к какому цвету он склоняется и насколько он насыщен.
Используйте цветовой круг в качестве ориентира для определения соотношения между разными цветами. Цветовой круг покажет вам оттенок, смещение цвета и насыщенность цветов.
Основные цвета располагаются по краю круга, а оттенки между ними в различных количествах представляют собой смесь двух или даже трех основных цветов. Разработав положение цвета, который вы пытаетесь создать на цветовом круге, вы можете примерно определить количество каждого основного цвета, необходимое для создания этой цветовой смеси.
Цветовые модели — выбор правильного цветового круга
Важно знать о различных цветовых моделях, чтобы понять, как используемая вами модель будет различаться в зависимости от того, что используется для создания цвета. Модель CMYK использует пигмент и печать для создания цвета (традиционные приложения), модель RGB использует пиксели света для создания цвета (цифровые приложения). Кроме того, существует традиционная цветовая модель RYB, о которой нас всех учили в школе и которая описывает, как мы воспринимаем цвет.
Я опишу модели CMYK и RGB, потому что обе они имеют практическое применение в искусстве и дизайне, поэтому вы можете быть уверены, что используете правильную модель.
Понимание цветовых моделей поможет вам принять правильное решение при выборе цветов для вашей палитры — использовать наименьшее количество цветов для достижения наибольшего диапазона оттенков при смешивании. Понимание цветовых кругов и того, где на них расположены разные оттенки по отношению к другим цветам, сформирует основу для вашего понимания смешивания цветов.
Во-первых, мы должны понимать ограничения моделей. Мы в первую очередь ограничены тем, как мы можем воспринимать цвет, а затем снова медиумами, которые позволяют нам воссоздать цвет.
Это спектр цветов, которые средний человеческий глаз может видеть, по сравнению с двумя цветовыми моделями:
Все вариации оттенков и отношения, показанные в двух цветовых кругах, описывающих применение цветов, соответствуют гамме, воспринимаемой человеческим глазом.
Источник: Redbubble
Теперь мы перейдем к двум колесам, которые иллюстрируют разницу в формировании цвета при использовании разных приложений.
Цветные круги для различных применений
Цвета, которые мы можем воспринимать, относятся к самому широкому воспринимаемому спектру. Из этого спектра мы можем создать более узкий диапазон цветов, потому что в случае традиционных (то есть нецифровых) носителей мы ограничены доступными нам пигментами. В этом посте я в основном использую модель CMYK в качестве примера из-за того, что она имеет наиболее практическое применение для традиционных художников.
CMYK (голубой, пурпурный, желтый, ключевой)
Модель CMYK используется для описания цвета, покрывающего физическую (т. е. нецифровую) поверхность. Цвет будет либо сделан из красителей или пигмента. Применение этой цветовой модели специфично для традиционный дизайн , печать и арт .
Основными цветами, составляющими наибольшую цветовую гамму при печати и рисовании, являются голубой, пурпурный и желтый.
Вот полный спектр цветов, полученных с помощью этих трех цветов:
Это называется моделью субтрактивного смешивания цветов , потому что вы вычитаете свет из поверхности, на которую наносите цвет, когда смешиваете цвета вместе на ней. Чем больше контрастных цветов смешивается вместе, тем темнее становится смесь, в конечном итоге получая смесь холодных и теплых серых тонов. Если вы смешаете все три в равных количествах, вы получите оттенок, довольно близкий к черному.
«Ключ» в модели CMYK черный. Сочетание голубого, желтого и пурпурного создает ахроматическую смесь, но это не чисто черный цвет. При печати ключ добавляется для усиления черного цвета. В рисовании вы можете использовать жженую умбру или черную слоновую кость, или вы можете не использовать ничего для углубления черного.
Если вы сканируете и создаете отпечатки вашего изображения , вам потребуется цифровой файл, созданный вами на основе сканирования в режиме CMYK, чтобы печатать в правильном цветовом профиле.
Вы можете убедиться, что файл имеет правильный формат, используя Photoshop , таким образом, вы сможете увидеть рисунок в процессе его печати и внести необходимые исправления, прежде чем отправлять его в типографию или делать это самостоятельно. Печать стоит недешево, поэтому убедитесь, что вы все сделали правильно, иначе вы можете разочароваться, когда распечатки появятся.
Также полезно ознакомиться с этой моделью, когда дело доходит до рисования — многие люди предполагают, что основными цветами являются красный, синий и желтый, и, если они решат использовать ограниченную палитру , , полученные в результате цветовые смеси не так разнообразны, как если бы они были с голубым, пурпурным и желтым в качестве основы.
RGB (красный, зеленый, синий)
Мы видим цвет в волнах света, поэтому смешивание красного, зеленого и синего света разной интенсивности создает гамму оттенков, которые мы используем в цифровом дизайне , экранах, проекторах.
Таким образом, основные цвета в этой модели — красный, зеленый и синий.
Чем больше разноцветных огней вы добавите вместе, тем ярче будет смесь. Когда три основных цвета в этой модели смешиваются, создается белый цвет. Эта цветовая модель зарезервирована для компьютерных мониторов. Она называется аддитивной моделью.
Это важно знать, если вы сканируете свои работы для экрана, чтобы поделиться ими в социальных сетях или на своем веб-сайте . Вам нужно будет убедиться, что цветовой режим файла находится в RGB, иначе цвета могут выглядеть более тусклыми, а не теми оттенками, которые вы предполагали. Типы файлов можно настроить в Photoshop .
Какой цветовой круг следует использовать в искусстве?
Поскольку мы не ограничены использованием только основных цветов голубого, пурпурного и желтого в рисовании, мы можем добавить больше пигментов в нашу палитру, чтобы увеличить ее и создать более широкую гамму. Например, добавив ультрамарин в свою палитру, вы можете создать сине-фиолетовый цвет с высокой насыщенностью, который ярче, чем цвет, который вы могли бы смешать из голубого и пурпурного.
Модель CMYK не является идеальной моделью для смешивания пигментов, но она дает ориентир, помогающий художникам создавать самый широкий диапазон цветов из своих пигментов.
Теория цвета: выбор цветовой палитры
Используйте разделенную основную палитру для создания широчайшего диапазона оттенков из наименьшего количества цветов. Палитра включает в себя самые чистые основные цвета в форме пигмента (голубой, пурпурный, желтый) и теплые или холодные версии каждого основного цвета для изменения цветовой температуры и заполнения пробелов для создания цветов, которые не могут быть воспроизведены одними тремя «основными цветами». достигать. Вы также можете добавить дополнительные пигменты, чтобы создать более интенсивные версии цветов, которые вы смешали.
Существуют пигменты, близко соответствующие голубому, пурпурному и желтому цветам. Это фталоцианин PB15, пурпурный PV19 и желтый PY128.
Цветовая палитра для масляной живописи
Разделение основных цветов
- Пурпурный хинакридон PV19: (первичный пурпурный — холодный по форме, но при смешивании получается ярко-оранжевый)
- Кадмий красный светлый PR108: (темно-красный, ближе к желтому, более округлый в смесях).
Замените его на пиррол, если вам нужна более дешевая альтернатива. - Синий фтало (основной голубой) PB15: (основной голубой, смешивается для получения ярких зеленых)
- Синий ультрамарин PB29 (синий, указывающий на фиолетовый)
- Прозрачный желтый
PY128 (основной желтый) - Желтый кадмий PY35 (темно-желтый округлый). Более дешевый пигмент, который вы можете использовать вместо желтого кадмия, — это Hansa Yellow от M. Graham 9.0138 .
Создание значений
- Титановые белила : Титановые белила полностью непрозрачны, но из-за них смеси могут казаться меловыми.
- Цинк Белый : Цинк — полупрозрачный пигмент. Используйте этот пигмент для сохранения насыщенности ваших миксов
- Умбра жженая : Умбра жженая темная, прозрачная, теплого тона. Используйте этот цвет для создания четких цветовых градаций.

Дополните свою палитру дополнительными цветами
Конечно, вам не обязательно ограничиваться использованием всего нескольких цветов в палитре, вы можете просто использовать их в качестве основы для достижения полного спектра CMYK, а затем добавлять пигменты по своему усмотрению. Многие художники предпочитают не использовать основные цвета, но это зависит от их объекта и эффектов, которые они пытаются создать.
Перманентный ализарин малиновый отлично подходит для пейзажной живописи. Используйте его для создания гармоничных теней в листве. Земные пигменты, такие как Сиенна жженая прозрачны и быстро сохнут, идеально подходят для тонирования холста .
Учтите также, что использование черного цвета в вашей палитре может отрицательно сказаться на чистоте ваших цветовых смесей. Вместо того, чтобы создавать глубокие и прозрачные оттенки, он может сделать цвета плоскими и грязными.
Попробуйте использовать пигмент жженой умбры вместо этого, чтобы создать трехмерный вид, который не снижает насыщенность вашей картины.
Как смешивать цвета с помощью цветового круга
Надеемся, что раздел о цветовых моделях помог вам лучше понять отношения между цветами. В искусстве применение теории цвета заключается в выделении цветов в эталоне, размещении их на колесе и смешивании их с краской.
Смешение цветов является центральной частью теории цвета. При смешивании цветов мы можем использовать цветовой круг в качестве помощи, чтобы помочь нам сопоставить определенные цвета, которые мы видели по нашему эталону, а затем определить их отношение к другим цветам на круге.
Вы можете купить собственный цветовой круг здесь .
Есть несколько простых шагов для смешивания цветов. Вот основы:
Шаг 1: Изучите цвет по своему эталону
Ваш эталон может быть из чего угодно, это может быть фотография, из жизни или из вашего воображения.
Это настоящий навык — уметь изучать эталон и выделять цвет. Это потому, что все цвета существуют в контексте.
Что может вам помочь, так это сосредоточиться на цвете, а затем описать его. Что такое оттенок, его цветовой уклон и насыщенность.
Есть инструменты, которые могут помочь в этом. Если вы просматриваете фотографию на компьютере, вы можете использовать программное обеспечение для редактирования фотографий, такое как Photoshop . С помощью инструмента выбора цвета вы можете изолировать этот цвет и посмотреть, где он находится на цветовом круге CMYK.
Если вы рисуете с натуры, будь то сцена на открытом воздухе или объект, то вы можете получить инструмент видоискателя , который поможет вам изолировать цвет от окружения. Оттуда вы можете легко сопоставить его с цветом на цветовом круге.
Шаг 2: Нанесите цвет на колесо
Нанесите цвет, который вы видите в образце на колесе. Используйте свое описание цвета и основных цветов по краю колеса, чтобы помочь вам ориентироваться.
Какой преобладающий оттенок? И что такое цветовой уклон? Какая насыщенность?
Когда вы почувствуете себя уверенно, пора выбирать пигменты и смешивать цвета.
Шаг 3: Выберите соответствующие пигменты и смешайте
Вам необходимо выбрать пигменты, чтобы эффективно и чисто получить желаемый цвет.
Чтобы смешивать цвета, не тратя краску впустую, нужна практика. Первый шаг — отметить доминирующий цвет и его уклон. Затем выберите пигменты соответственно.
Например, предположим, что вы пытаетесь смешать бирюзовый цвет, который по существу представляет собой зелено-голубой цвет средней и низкой насыщенности. Вам нужно выбрать синий пигмент, который склоняется к желтому на колесе, и желтый, который склоняется к синему.
Чтобы сделать бирюзу, вам понадобится две части голубого и одна часть прозрачного желтого. Затем добавьте больше желтого, если необходимо. Затем добавьте немного пурпурного, чтобы нейтрализовать смесь.
Вам также нужно добавить немного белого.
Попробуйте сначала добавить цинк, так как это повысит яркость, но не вымоет цвет, как это сделал бы титан.
Смешивание нейтральных цветов
Тон цвета часто бывает более нейтральным, чем нам кажется на первый взгляд.
Хороший совет по рисованию реалистичными цветами — начинать с нейтральных тонов. Затем медленно увеличивайте насыщенность и яркость по мере продвижения. Так вы не переусердствуете с самого начала. И вам не придется работать над тонировкой картины до конца сеанса.
Чтобы смешать нейтральные цвета, нужно просто смешать дополнительные цвета. Это цвета, которые появляются напротив друг друга на колесе. Пурпурный напротив зеленого, голубой напротив красного и желтый напротив фиолетового.
Используя три основных цвета, вы можете получить теплые или холодные серые цвета, коричневые и оттенки, близкие к черному. Смешивая ультрамарин, красный кадмий и желтый, можно получить четкий и темный черный цвет.
Если нейтральный цвет больше похож на серый, это означает, что это холодный нейтральный и что он имеет уклон в сторону синего.
Если цвет больше похож на коричневый, то в нем больше желтого или красного, чем синего.
Цветовые схемы
Другой важной частью теории цвета является то, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом. Когда художники и дизайнеры создают свои работы, они намеренно используют цвет. Делая это, они знают, что могут вызвать определенные реакции у своих зрителей.
Существует пять цветовых схем, которые позволяют художникам достичь гармонии в своих проектах. Эти цветовые схемы основаны на просмотре цветов на цветовом круге следующим образом:
- Аналоги: три цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге.
- Комплементарные: прямо противоположные друг другу на цветовом круге, это контрастные цвета.
- Сплит-комплементарность: аналогичная цветовая схема, в которой средний цвет отсутствует, а вместо него используется контрастный цвет.
- Триада: три цвета, равноудаленные друг от друга на колесе, образуют треугольник.

- Tetradic: две комплементарные пары образуют прямоугольник.
Используйте эти схемы в рисунках или картинах для создания эстетически приятного вида.
Теория цвета: как пользоваться цветом
Подумайте, какой эффект вы хотите произвести на людей. И чувства или, может быть, особые воспоминания, которые вы хотите вызвать.
Вы можете придерживаться теплой или холодной палитры, увеличить насыщенность оттенков или рисовать только контрастными цветами. Чем больше вы спланируете свою композицию таким образом, тем больший эффект произведет ваше произведение на зрителя. Скорее всего, он будет выделяться чем-то уникальным.
Например, создание художественного произведения, в котором используются несколько насыщенных оттенков и дополнительная цветовая схема, действительно привлечет внимание зрителя, но может быть неудобно смотреть на него слишком долго. Картина станет центральным элементом комнаты. Картина с более приглушенной аналогичной схемой, скорее всего, подойдет к большему количеству интерьерных настроек.
Когда художник рассматривает возможность продажи художественного произведения , он может подумать о том, как его окончательная работа будет выглядеть в разных помещениях.
Психология цвета
Психология цвета — это изучение цвета как определяющего фактора поведенческой или эмоциональной реакции человека.
Однако реакция человека на цвет может быть разной. Ответ зависит от взаимодействия рассматриваемых цветов, индивидуальных различий наблюдателя, контекста, в котором он рассматривается, и текущих социальных тенденций
В исследовании, проведенном Боттомли и Дойлом , цвет, используемый в дизайне, они классифицировали различные цвета по их сенсорно-социальным эффектам, а также по функциям, которые они могут выполнять при использовании в повседневных условиях.
В целом установлено, что у людей возникают следующие ассоциации:
- Синий: безмятежность, покой
- Зеленый: природа, рост, здоровье
- Желтый: оптимизм, ясность
- Оранжевый: веселый, энергичный
- Красный: интенсивность, возбуждение
- Пурпурный: креатив
Прочтите наше руководство по цветовым схемам в искусстве , чтобы подробно изучить, как создавать собственные яркие цветовые комбинации.

Замените его на пиррол, если вам нужна более дешевая альтернатива.
