Искусство барокко
Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Искусство барокко
Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспресии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции.
Динамизм барочной скульптуры, противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами («Аполлон и Дафна», «Экстаз св. Терезы» Л. Бернини).
В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме.
В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи.
В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса.
В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, «капризностью», витиеватостью (А.
Время барокко — время взаимодействия различных видов искусства, когда «поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия». Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание.
Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы — классицизма.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Тема №1. Введение. Искусство барокко. — Студопедия
Поделись
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Тема №1. Введение. Искусство барокко…………………………………….2
2. Тема №2. Иоганн Себастьян Бах…………………………………………….4
Жизненный путь композитора……………………………………………4
Творчество И.С. Баха. Полифонические произведения Баха…………..8
Сюиты Баха………………………………………………………………..11
Органные произведения Баха…………………………………………….11
3. Тема №3.Йозеф Гайдн………………………………………………………..14
Жизненный путь композитора……………………………………………14
Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103 «С тремоло литавр»……………………………………………………………………..16
Фортепианное творчество Гайдна………………………………………..18
4. Тема №4. Вольфганг Амадей Моцарт……………………………………….22
4.1. Жизненный путь композитора……………………………………………..22
4.2. Творчество В.А. Моцарта. Симфония №40 соль минор………………….24
4.3. Соната ля мажор……………………………………………………………26
4.4. Опера «Свадьба Фигаро»…………………………………………………..26
5. Тема №5. Людвиг Ван Бетховен………………………………………………29
Жизненный путь композитора……………………………………………..29
Творчество Бетховена.
Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5 до минор………35
Увертюры Бетховена. Увертюра «Эгмонт»……………………………….37
6. Тема №6. Франц Шуберт………………………………………………………38
Жизненный путь композитора……………………………………………..38
Вокальное творчество Шуберта……………………………………………41
Фортепианные произведения Шуберта……………………………………43
Симфония си минор «Неоконченная»…………………………………….44
7. Тема №7. Фридерик Шопен……………………………………………………46
Жизненный путь композитора……………………………………………..46
Мазурки и прелюдии Шопена………………………………………………49
Полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды Шопена……………………………51
8. Тема №8. Развитие оперы в 19 веке…………………………………………..53
Список литературы…………………………………………………………………59
Приложения.
Тема №1. Введение. Искусство барокко.
Мы начнем наш учебник с творчества композитора, жившего в 18 веке. Это совсем не говорит о том, что до 18 века не было музыки или крупных композиторов. Ты уже знаешь, что истоки музыкальной культуры восходят к тем далеким временам, когда человечество переживало младенческий возраст. За эти столетия появилось так много замечательных композиторов, что рассказать обо всех просто невозможно в одном учебнике. Мы же начнем с 18 столетия потому, что это было время, когда в европейских странах начался бурный расцвет профессиональной светской музыки, когда уже сложились такие музыкальные жанры, как опера, оратория, увертюра, сюита, соната и другие.
Предшествующее столетие можно рассматривать в истории музыки как своеобразный рубеж. Оно подвело итоги всему накопленному в веках. И одновременно от него берут начало много новых жанров музыкального искусства. Но самое главное, что было сделано в 17 веке – это разделение церковной и светской профессиональной музыки. Именно это дало возможность зародиться новым музыкальным жанрам, которые мы только что перечислили.
Представьте себе две параллельные линии. По одной из них идет развитие полифонической музыки (полифония – многоголосие). В полифонии все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии. Она преобладает в жанрах церковного происхождения. В гомофонно – гармоническом стиле ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют. Этот склад был распространен в бытовой музыке и привел к распространению светских концертных жанров. Одна линия – путь к фуге, вторая – к сюите, концерту, симфонии. Конечно, полного разделения между полифонией и гомофонией не бывает. Все равно в музыке одного склада можно заметить признаки другого.
В 17 веке центром музыкальной культуры была Италия. Самым популярным жанром стала опера, родившаяся в этой стране, с ее яркими мелодиями, виртуозными ариями, бурными увертюрами. Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества. Внутри оперы складывались новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита. Даже в духовную музыку – ораторию, кантату – стали проникать оперные формы. Многие композиторы в разных странах подражали итальянским произведениям, писали в «итальянском» стиле.
Все, о чем мы сейчас говорили, проявилось в одном из главных стиле искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века – искусстве барокко.
Буквальный перевод этого слова с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Чаще всего его применяют в отношении к архитектуре, где барокко- символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещений располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно еще больше расширяли помещения. Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец в Санкт – Петербурге. Наиболее ярко этот стиль проявился в Италии, где творили известный архитектор Бертини, художник Караваджо.
Искусство барокко ярче других современных ему направлений отразило глубокие противоречия эпохи. Ведь это время, с одной стороны, было отмечено церковной и монархической реакцией, а с другой – огромным подъемом передовых сил. Это эпоха необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г. Галлией, Б. Паскаль, Н. Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Дж. Свифт, Х. Рембранд, Д. Веласкес.
Характерные для барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно переплетались традиционное и новаторское. В ней достигла своих вершин полифония. А появившийся еще в эпоху Возрождения интерес к человеку, его богатейшему внутреннему миру, породил гомофонию, захватившую все области музыкального искусства и послужившую рождению оперы, оратории, кантаты, сюиты, сонаты, концерта.
Одной из главных черт барокко стала удивительная свобода в толковании различных жанров. Например, фуга становилась частью сюиты или концерта. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы, а многие моменты инструментальных форм дышали подлинно оперной выразительностью.
Вполне естественно, что концертирующим музыкантам – виртуозам понадобились совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели, созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, и сегодня поражают нас своими поющими голосами.
Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К. Монтеверди, Г. Перселла, А Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя и, особенно, И. С. Баха.
Часто в творчестве композиторов, живущих в одно время, мы находим общие черты. Иначе не может быть, ведь они живут одними идеями, устремлениями, взглядами на жизнь и искусство. Их объединяет общая эпоха. Именно эти общие черты соединяют музыкантов, писателей, художников в единые направления: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм. Но удержаться в рамках определенного стиля, направления великим мастерам бывает очень трудно. Им тесно в рамках своего времени. Они как бы протягивают нити к будущему. И часто опережают свое время. Таким был И.С. Бах. С его творчества мы начинаем знакомство с западноевропейской музыкой.
Вопросы.
1. В каком веке произошло разделение светской и церковной музыки?
2. Что такое «полифония», «гомофония»?
3. Какие жанры развивались в рамках этих стилей?
4. Какой жанр зародился в 17 веке в Италии?
5. Переведи слово «барокко».
6. В каких видах искусства барокко проявилось в первую очередь?
7. Назови известные тебе имена архитекторов, художников, музыкантов – представителей барокко.
8. Что стало главной чертой барокко в музыке?
Понятия к теме «Введение. Искусство барокко»:
1. Полифонический стиль – («полифония» с греч.-«многоголосие»)- стиль в музыке, в котором все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии; преобладает в жанрах церковного происхождения.
2. Гомофонно- гармонический стиль- стиль в музыке, в котором ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют; преобладает в бытовой музыке.
3. Барокко- один из главных стилей искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века (далее по тексту учебника).
Барокко в Италии — В лучах этого великолепного мира искусства
В новом выпуске сестры MAG автор Джулия Лаукерт фокусируется на стилистическом периоде барокко – с прицелом на Италию. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество. Полное развитие периода стиля читайте здесь.
В сиянии этого великолепного мира искусстваПериод стиля барокко охватывает глобальную империю искусства: сакральное и светское великолепие, изогнутые фасады, драматическая светотеневая живопись, театральные скульптуры и роскошные потолочные фрески. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество.
Колыбель этой эпохи находится в Риме в эпоху папства, около 1600 года. Католическая церковь была главным катализатором развития этого нового стиля, слияния всех искусств, создавшего впечатляющее единство между архитектурой, скульптурой, и живопись.
В переводе с итальянского слово «барокко» буквально означает «кривой» или «неправильный». Хотя барокко означает сильное движение архитектурных и декоративных элементов, оно совсем не капризно. Его язык имеет строгую основу. Рим стимулировал развитие базовой структуры вокруг различных стилей барокко, которые вышли за границы и превратились в глобальное движение.
Из Италии стиль барокко распространился в другие европейские страны примерно в середине 17 века. Стиль окончательно исчез в середине 18 века. Он делится на раннее, высокое и позднее барокко. Последняя фаза также известна как рококо.
Барокко в Италии: АрхитектураБарокко — великий век церквей. Первым зданием в стиле барокко является Il Gesù, главная иезуитская церковь в Риме.
Начатый в 1568 году проект Иль Джезу сочетает в себе самые важные элементы стиля барокко. Двухэтажный фасад приводит здание в движение по улице. Это продолжается в ритмичном оформлении помещений внутри храма. Стремительные линии стен, внушительные колонны и колонны, разнообразное членение стен и помещений, сильный эффект рельефа, органическое слияние элементов и взорванные фронтоны типичны для архитектуры барокко как внутри, так и снаружи. Интерьеры в стиле барокко можно узнать по изысканным украшениям из драгоценных материалов, таких как золото, серебро или мрамор. Неф в церквях этого стиля короче и шире, чем в романских или готических постройках.
В церковной архитектуре в стиле барокко мастера-строители экспериментировали со светом и ранее неизвестным взаимодействием декора и архитектуры, что привело к единой сценографии. Позже критики обвиняют эту праздничную архитектуру в иррациональности и опьянении. Но архитектура барокко не произвольна и не безудержно спонтанна. Он выражает идею системы порядка, охватывающей все проявления жизни. Он предстает как отражение мировоззрения, которому присущи похоть и религиозный экстаз.
Барокко в Италии: СкульптураАрхитектура барокко формирует основу для великолепного произведения искусства: скульптуры и картины составляют архитектурную концепцию, для которой они созданы. Таким образом, в период барокко перед скульптурой стояла задача расставлять архитектурные акценты в оформлении церковных зданий или площадей (например, Пьяцца Навоне или площадь Святого Петра в Риме). Барочная скульптура нуждается в связи с местом, где она находится, чтобы раскрыть свой пафос. Как часть творчества барокко, скульптура часто переплетается с живописью или позволяет массивной, движущейся архитектуре плавно перетекать в себя. Снаружи он заполняет укромные уголки, ворота, балконы, перила или вершины фронтонов.
Стилистически скульптуры в стиле барокко характеризуются свободными, эмоциональными и часто очень живыми формами выражения, которые могут граничить с экстатичностью. Часто невероятные фигуры, кажется, предаются моментам волнения, религиозной преданности или похоти и боли. Напряжение и настроение, экспансивный размах жестов, взметнутые бурей одежды, эффекты света и тени — мастерские приемы, использованные их скульпторами.
Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был скульптором, который определил эту эпоху. Его виртуозные работы в Риме, такие как группы статуй на вилле Боргезе, обстановка собора Святого Петра или Фонтан Четырех рек, сделали Бернини воплощением барочной скульптуры в Риме и за его пределами.
Барокко в Италии: ФрескиПри входе в церковь в стиле барокко архитектурно-скульптурный дизайн неизбежно притягивает взгляд зрителя к расписному куполу, откуда открывается вид на «небо». Художники эпохи барокко, создававшие шедевры на головокружительной высоте, использовали тонкое известковое покрытие с цветным свечением для создания на потолке взрывов цвета, которые и по сей день затмевают серьезность архитектуры.
Потолочные росписи католических церквей демонстрируют великолепие барокко, переросшее в »theatrum sacrum», сакральный театр. Фресковая живопись приобрела беспрецедентное значение, которого больше никогда не видели. Потолки, купола и стены покрыты спасительными или мифологическими образами. Содержание этих картин продумано до мельчайших деталей, а священнослужители разрабатывают целые программы для картин. Любимица языка барокко — аллегория: люди предстают как понятия, такие как добродетели и пороки.
Для живописи в стиле барокко характерно использование сильных световых эффектов, яркого цвета, иллюзионизма и движения, а также переходы от построенного к нарисованному пространству. Индивидуальные выражения разных жанров в манере барокко предстают как церемониальный акт искусства.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом
, Школы и периоды
Понимание искусства 17 века означает открытие двух великих художественных течений: барокко и классицизма.
Два разных способа общения и творчества, которые я объясню в этом посте.
Искусство 17 века
Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов
Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , продолжу описание того, что произошло в следующем столетии, составив список из показывает из артов 17 го века и его главных художников .
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ
В XVII веке выделялись некоторые деятели искусства, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе и Караваджо , который расписывал картины в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!
Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователей и поклонников (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) использовали бы его стиль в своих картинах.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО
Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только почувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и подчеркивает разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.
Аполлон и Дафна Бернини
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА
Галерея Фарнезе , которой Аннибале Карраччи посвятил себя, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века 0 9 а также 9модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
Фактически, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства для выставления в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.