Искусство барокко

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Искусство барокко

Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспресии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью. Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции.

Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь. Церковное искусство, собственно и было типичным «барокко» в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. в Италии, барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом Свете и России.

Динамизм барочной скульптуры, противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами («Аполлон и Дафна», «Экстаз св. Терезы» Л. Бернини).

В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме.

В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи.

Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создается форма. Барочный стиль нарушает принципы линейной перспективы, разработке которого отдали столько сил и энергии художники раннего Возрождения, чтобы усилить глубинность, иллюзию ухода в бесконечность. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в живописи барокко с бурной динамикой, оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная страсть — с подчеркнутой чувственностью. В Италии творили братья Карраччи, Л. Бернини, А. Маньяско, Дж. Б. Тьеполо, М. Караваджо, в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Б. Мурильо, некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи X. де Риберы и Ф.Сурбарана. Во Фландрии рожденное революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса. В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Ф. Хальса, Рембрандта.

В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса.

Человек — песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Л. Гонгоры, пьесах П. Кальдерона, итальянца Дж. Марино. Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый «мир денег» («Буржуазный роман» А. Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Ш. Перро). Возрождается басня (Ж. де Лафонтен).

В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, «капризностью», витиеватостью (А.

Вивальди). Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Дж. Габриели, М. А. Чести, Дж. Фрескобальди).

Время барокко — время взаимодействия различных видов искусства, когда «поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия». Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание.

Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы — классицизма.

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Тема №1. Введение. Искусство барокко. — Студопедия

Поделись  

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема №1. Введение. Искусство барокко…………………………………….2

2. Тема №2. Иоганн Себастьян Бах…………………………………………….4

Жизненный путь композитора……………………………………………4

Творчество И.С. Баха. Полифонические произведения Баха…………..8

Сюиты Баха………………………………………………………………..11

Органные произведения Баха…………………………………………….11

3. Тема №3.Йозеф Гайдн………………………………………………………..14

Жизненный путь композитора……………………………………………14

Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103 «С тремоло литавр»……………………………………………………………………..16

Фортепианное творчество Гайдна………………………………………..18

4. Тема №4. Вольфганг Амадей Моцарт……………………………………….22

4.1. Жизненный путь композитора……………………………………………..22

4.2. Творчество В.А. Моцарта. Симфония №40 соль минор………………….24

4.3. Соната ля мажор……………………………………………………………26

4.4. Опера «Свадьба Фигаро»…………………………………………………..26

5. Тема №5. Людвиг Ван Бетховен………………………………………………29

Жизненный путь композитора……………………………………………..29

Творчество Бетховена.

Фортепианная музыка……………………………32

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5 до минор………35

Увертюры Бетховена. Увертюра «Эгмонт»……………………………….37

6. Тема №6. Франц Шуберт………………………………………………………38

Жизненный путь композитора……………………………………………..38

Вокальное творчество Шуберта……………………………………………41

Фортепианные произведения Шуберта……………………………………43

Симфония си минор «Неоконченная»…………………………………….44

7. Тема №7. Фридерик Шопен……………………………………………………46

Жизненный путь композитора……………………………………………..46

Мазурки и прелюдии Шопена………………………………………………49

Полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды Шопена……………………………51

8. Тема №8. Развитие оперы в 19 веке…………………………………………..53

9. Тема №9. Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце 19 – начале 20 веков…………………………………………………………………56

Список литературы…………………………………………………………………59

Приложения.

Тема №1. Введение. Искусство барокко.

 

 

Мы начнем наш учебник с творчества композитора, жившего в 18 веке. Это совсем не говорит о том, что до 18 века не было музыки или крупных композиторов. Ты уже знаешь, что истоки музыкальной культуры восходят к тем далеким временам, когда человечество переживало младенческий возраст. За эти столетия появилось так много замечательных композиторов, что рассказать обо всех просто невозможно в одном учебнике. Мы же начнем с 18 столетия потому, что это было время, когда в европейских странах начался бурный расцвет профессиональной светской музыки, когда уже сложились такие музыкальные жанры, как опера, оратория, увертюра, сюита, соната и другие.

Предшествующее столетие можно рассматривать в истории музыки как своеобразный рубеж. Оно подвело итоги всему накопленному в веках. И одновременно от него берут начало много новых жанров музыкального искусства. Но самое главное, что было сделано в 17 веке – это разделение церковной и светской профессиональной музыки. Именно это дало возможность зародиться новым музыкальным жанрам, которые мы только что перечислили.

Представьте себе две параллельные линии. По одной из них идет развитие полифонической музыки (полифония – многоголосие). В полифонии все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии. Она преобладает в жанрах церковного происхождения. В гомофонно – гармоническом стиле ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют. Этот склад был распространен в бытовой музыке и привел к распространению светских концертных жанров. Одна линия – путь к фуге, вторая – к сюите, концерту, симфонии. Конечно, полного разделения между полифонией и гомофонией не бывает. Все равно в музыке одного склада можно заметить признаки другого.

В 17 веке центром музыкальной культуры была Италия. Самым популярным жанром стала опера, родившаяся в этой стране, с ее яркими мелодиями, виртуозными ариями, бурными увертюрами. Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества. Внутри оперы складывались новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита. Даже в духовную музыку – ораторию, кантату – стали проникать оперные формы. Многие композиторы в разных странах подражали итальянским произведениям, писали в «итальянском» стиле.

Все, о чем мы сейчас говорили, проявилось в одном из главных стиле искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века – искусстве барокко.

Буквальный перевод этого слова с итальянского языка означает «странный, причудливый, вычурный». Чаще всего его применяют в отношении к архитектуре, где барокко- символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещений располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно еще больше расширяли помещения. Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец в Санкт – Петербурге. Наиболее ярко этот стиль проявился в Италии, где творили известный архитектор Бертини, художник Караваджо.

Искусство барокко ярче других современных ему направлений отразило глубокие противоречия эпохи. Ведь это время, с одной стороны, было отмечено церковной и монархической реакцией, а с другой – огромным подъемом передовых сил. Это эпоха необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г. Галлией, Б. Паскаль, Н. Ньютон, Ж.-Б. Мольер, Дж. Свифт, Х. Рембранд, Д. Веласкес.

Характерные для барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно переплетались традиционное и новаторское. В ней достигла своих вершин полифония. А появившийся еще в эпоху Возрождения интерес к человеку, его богатейшему внутреннему миру, породил гомофонию, захватившую все области музыкального искусства и послужившую рождению оперы, оратории, кантаты, сюиты, сонаты, концерта.

Одной из главных черт барокко стала удивительная свобода в толковании различных жанров. Например, фуга становилась частью сюиты или концерта. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы, а многие моменты инструментальных форм дышали подлинно оперной выразительностью.

Вполне естественно, что концертирующим музыкантам – виртуозам понадобились совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели, созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, и сегодня поражают нас своими поющими голосами.

Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К. Монтеверди, Г. Перселла, А Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя и, особенно, И. С. Баха.

Часто в творчестве композиторов, живущих в одно время, мы находим общие черты. Иначе не может быть, ведь они живут одними идеями, устремлениями, взглядами на жизнь и искусство. Их объединяет общая эпоха. Именно эти общие черты соединяют музыкантов, писателей, художников в единые направления: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм. Но удержаться в рамках определенного стиля, направления великим мастерам бывает очень трудно. Им тесно в рамках своего времени. Они как бы протягивают нити к будущему. И часто опережают свое время. Таким был И.С. Бах. С его творчества мы начинаем знакомство с западноевропейской музыкой.

 

Вопросы.

1. В каком веке произошло разделение светской и церковной музыки?

2. Что такое «полифония», «гомофония»?

3. Какие жанры развивались в рамках этих стилей?

4. Какой жанр зародился в 17 веке в Италии?

5. Переведи слово «барокко».

6. В каких видах искусства барокко проявилось в первую очередь?

7. Назови известные тебе имена архитекторов, художников, музыкантов – представителей барокко.

8. Что стало главной чертой барокко в музыке?

 

Понятия к теме «Введение. Искусство барокко»:

1. Полифонический стиль – («полифония» с греч.-«многоголосие»)- стиль в музыке, в котором все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии; преобладает в жанрах церковного происхождения.

2. Гомофонно- гармонический стиль- стиль в музыке, в котором ведущее значение имеет только один голос, который ведет мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют; преобладает в бытовой музыке.

3. Барокко- один из главных стилей искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века (далее по тексту учебника).

 



Барокко в Италии — В лучах этого великолепного мира искусства

В новом выпуске сестры MAG автор Джулия Лаукерт фокусируется на стилистическом периоде барокко – с прицелом на Италию. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество. Полное развитие периода стиля читайте здесь.

В сиянии этого великолепного мира искусства

Период стиля барокко охватывает глобальную империю искусства: сакральное и светское великолепие, изогнутые фасады, драматическая светотеневая живопись, театральные скульптуры и роскошные потолочные фрески. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество.

Колыбель этой эпохи находится в Риме в эпоху папства, около 1600 года. Католическая церковь была главным катализатором развития этого нового стиля, слияния всех искусств, создавшего впечатляющее единство между архитектурой, скульптурой, и живопись.

В переводе с итальянского слово «барокко» буквально означает «кривой» или «неправильный». Хотя барокко означает сильное движение архитектурных и декоративных элементов, оно совсем не капризно. Его язык имеет строгую основу. Рим стимулировал развитие базовой структуры вокруг различных стилей барокко, которые вышли за границы и превратились в глобальное движение.

Из Италии стиль барокко распространился в другие европейские страны примерно в середине 17 века. Стиль окончательно исчез в середине 18 века. Он делится на раннее, высокое и позднее барокко. Последняя фаза также известна как рококо.

Барокко в Италии: Архитектура

Барокко — великий век церквей. Первым зданием в стиле барокко является Il Gesù, главная иезуитская церковь в Риме.

Начатый в 1568 году проект Иль Джезу сочетает в себе самые важные элементы стиля барокко. Двухэтажный фасад приводит здание в движение по улице. Это продолжается в ритмичном оформлении помещений внутри храма. Стремительные линии стен, внушительные колонны и колонны, разнообразное членение стен и помещений, сильный эффект рельефа, органическое слияние элементов и взорванные фронтоны типичны для архитектуры барокко как внутри, так и снаружи. Интерьеры в стиле барокко можно узнать по изысканным украшениям из драгоценных материалов, таких как золото, серебро или мрамор. Неф в церквях этого стиля короче и шире, чем в романских или готических постройках.

В церковной архитектуре в стиле барокко мастера-строители экспериментировали со светом и ранее неизвестным взаимодействием декора и архитектуры, что привело к единой сценографии. Позже критики обвиняют эту праздничную архитектуру в иррациональности и опьянении. Но архитектура барокко не произвольна и не безудержно спонтанна. Он выражает идею системы порядка, охватывающей все проявления жизни. Он предстает как отражение мировоззрения, которому присущи похоть и религиозный экстаз.

Барокко в Италии: Скульптура

Архитектура барокко формирует основу для великолепного произведения искусства: скульптуры и картины составляют архитектурную концепцию, для которой они созданы. Таким образом, в период барокко перед скульптурой стояла задача расставлять архитектурные акценты в оформлении церковных зданий или площадей (например, Пьяцца Навоне или площадь Святого Петра в Риме). Барочная скульптура нуждается в связи с местом, где она находится, чтобы раскрыть свой пафос. Как часть творчества барокко, скульптура часто переплетается с живописью или позволяет массивной, движущейся архитектуре плавно перетекать в себя. Снаружи он заполняет укромные уголки, ворота, балконы, перила или вершины фронтонов.

Стилистически скульптуры в стиле барокко характеризуются свободными, эмоциональными и часто очень живыми формами выражения, которые могут граничить с экстатичностью. Часто невероятные фигуры, кажется, предаются моментам волнения, религиозной преданности или похоти и боли. Напряжение и настроение, экспансивный размах жестов, взметнутые бурей одежды, эффекты света и тени — мастерские приемы, использованные их скульпторами.

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был скульптором, который определил эту эпоху. Его виртуозные работы в Риме, такие как группы статуй на вилле Боргезе, обстановка собора Святого Петра или Фонтан Четырех рек, сделали Бернини воплощением барочной скульптуры в Риме и за его пределами.

Барокко в Италии: Фрески

При входе в церковь в стиле барокко архитектурно-скульптурный дизайн неизбежно притягивает взгляд зрителя к расписному куполу, откуда открывается вид на «небо». Художники эпохи барокко, создававшие шедевры на головокружительной высоте, использовали тонкое известковое покрытие с цветным свечением для создания на потолке взрывов цвета, которые и по сей день затмевают серьезность архитектуры.

Потолочные росписи католических церквей демонстрируют великолепие барокко, переросшее в »theatrum sacrum», сакральный театр. Фресковая живопись приобрела беспрецедентное значение, которого больше никогда не видели. Потолки, купола и стены покрыты спасительными или мифологическими образами. Содержание этих картин продумано до мельчайших деталей, а священнослужители разрабатывают целые программы для картин. Любимица языка барокко — аллегория: люди предстают как понятия, такие как добродетели и пороки.

Для живописи в стиле барокко характерно использование сильных световых эффектов, яркого цвета, иллюзионизма и движения, а также переходы от построенного к нарисованному пространству. Индивидуальные выражения разных жанров в манере барокко предстают как церемониальный акт искусства.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом

, Школы и периоды

Понимание искусства 17 века означает открытие двух великих художественных течений: барокко и классицизма.
Два разных способа общения и творчества, которые я объясню в этом посте.

Искусство 17 века

Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов

Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , продолжу описание того, что произошло в следующем столетии, составив список из показывает из артов 17 го века и его главных художников .

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ

В XVII веке выделялись некоторые деятели искусства, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе и Караваджо , который расписывал картины в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!

Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователей и поклонников (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) использовали бы его стиль в своих картинах.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО

Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только почувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и подчеркивает разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.

Аполлон и Дафна Бернини

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА

Галерея Фарнезе , которой Аннибале Карраччи посвятил себя, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века 0 9 а также 9модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
Фактически, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства для выставления в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *