самые популярные жанры ретрофутуризма / Хабр
иллюстрация автора Fpeniche
В первые десятилетия XXI века популярность ретрофутуризма высока. Слова «киберпанк», «стимпанк», «дизель- и атомпанк» часто звучат при описании новых тайтлов в компьютерных играх, кино и аниме. Знатоки щеголяют терминами «нанопанк» и «биопанк», погружаясь в споры о жанровой границе стим- и дизельпанка.
Везде от вики и до лурка висят краткие пояснения о сути жанров ретрофутуризма и разнице между ними. Увы, они часто довольно-таки однообразны, и лично мне всегда хотелось почитать чуть более глубокий разбор с элементами СПГС. Ну а раз хотелось – почему бы не рискнуть написать свой вариант? Чем и попробую заняться.
▍ Киберпанк: отец-основатель
Про киберпанк, причины его зарождения в Америке рубежа 70-х и 80-х годов, и популярности именно в США и Японии у меня есть отдельная статья, посему слишком растекаться по древу не будем.
Если кратко – в то время в Штатах совпало несколько трендов. Нефтяной кризис с резким ростом цен на нефть наложился на глухое разочарование от того, что виделось поражением революции хиппи – и вполне реальное поражение во Вьетнаме. Экономика пребывала в кризисе, производства закрывались и уходили к дешёвой рабочей силе Азии.
Промзоны, бедные районы, пустоши становились всё более опасным местом из-за роста преступности, подстёгнутой безработицей. Социальное расслоение, несколько сглаженное экономическим ростом и обществом потребления 50-х и 60-х, вновь резко обострилась. Один за другим гремели скандалы вокруг сильных мира сего: политики, военачальники и корпоративные боссы раз за разом оказывались коррумпированными ворами, лицемерными лжецами и циничными убийцами. Атмосфера напоминала российские 90-е.
Изменились и субкультуры. На место отвергавших мир консервативных родителей, политиков и военных, но веривших в светлое будущее нового мира хиппи пришли разочаровавшиеся уже решительно во всём панки, зло плевавшие на общество и любые его ценности как таковые. В глазах обывателей уличные банды и устрашающе выглядевшие панки сливались в единый образ угрозы «нового агрессивного варвара» – и порой это соответствовало действительности.
Один из девизов панк-культуры гласит «будущего нет», и это тоже очень близко киберпанку. Точнее, в нём оно технически и есть, но там всё ещё хуже – и то, что при этом ещё и высокотехнологичнее, это «хуже» только усугубляет. Суть киберпанка часто описывают фразой «High tech – low life». В момент зарождения киберпанка как жанра это вполне точно описывало наблюдаемую вокруг реальность США начала 80-х, и казалось, что дальше будет только хуже.
Слово «киберпанк» из одноимённого рассказа Брюса Бетке изначально имело совершенно буквальное значение: его персонажем был панк-хакер с ирокезом. Более точной характеристики жанра, соединившего кибернетичность с атмосферой «панка», антисоциального бунта среди общественного бардака, экономических бедствий и каких-то крайне сомнительных личностей во власти.
Да, в 1981 США возглавил Рейган, и через несколько лет его «рейганомика» выведет Америку на новый активный рост – но жанр уже успел родиться. И на фоне восстановления экономики он только крепче покорял сердца, как тремя десятилетиями ранее подчёркнуто мрачный и безысходный нуар прекрасно «заходил» стремительно богатеющим американцам 50-х.
Миры мрачных кибертрущоб на фоне сверкающих неоном небоскрёбов, конфликты отчаянных хакеров-бунтарей или честных детективов с жестоким миром корпоративного беспредела, где трудно понять, где кончаются советы директоров и начинается якудза, стали фактом мировой культуры.
А когда реальность победившей информационной революции – несмотря на вполне реальное high tech low life, в которой мы живём – оказалась совсем непохожей на то, что описывали классики жанра, киберпанк был осмыслен как один из жанров ретрофутуризма. То есть, того, как люди прошлого видели будущее из своего времени.
К тому времени уже успел родиться и самый сферический в вакууме пример ретрофутуризма: стимпанк.
▍ Стимпанк – он же паропанкъ
Шестерёнки. Шестерёнки everywhere – именно так выглядит сферический в вакууме образ стимпанкового персонажа, устройства или пейзажа. Казалось бы – ничего общего с эстетикой киберпанка. Однако стимпанк как популярный и актуальный жанр родился из киберпанка самым непосредственным образом. Именно стимпанк имеет больше всего общего с киберпанком из всех прочих жанров «панк-ретрофутуризма» — и больше всего оснований называться «панком».

Именно потому лозунг high tech low life справедлив и для стимпанка. Это и в реальности был мир жёстких социальных контрастов и напряжённости, нищеты пролетариев и роскоши промышленных магнатов, а также стремительного, фантастического развития технологий на фоне глубокого экономического расслоения и общественной напряжённости. Всё это весьма напоминало Америку начала 80-х – только было гораздо более жёстким и жестоким.
Стимпанк действительно очень похож по духу на киберпанк. Только на место коррумпированных CEO глобальных корпораций в сияющих неоном меганебоскрёбах в стимпанке оказываются прожжённые дельцы-магнаты, развращённые аристократы и коррумпированные министры в роскошных дворцах с вышколенной прислугой. Им противостоят вместо хакеров учёные и инженеры, путешественники и детективы.
Кругом декаденты и революционеры-карбонарии, тайные ложи и религиозные фанатики. Мир стимпанка тоже глубоко урбанистичен – но вместо кибергетто это бесконечные чадящие заводы и погружённые в нищету рабочие кварталы, соседствующие с районами дорогих особняков и магазинов в эстетике модернизма и неоготики. Над всем этим почти неизбежно парят ребристые дирижабли, порой колоссальных размеров, а на рейдах стоят ощетинившиеся стволами причудливые броненосцы.
Злодеем, как и в киберпанке, может оказаться не корпорация или якудза, а чей-то изощрённый ум – но тут это будет не возненавидевший человеческое общество хакер и не слетевший с катушек искусственный интеллект, а какой-нибудь байронический безумный профессор, слегка опереточный злодейский злодей.
Ну а неким условным аналогом японского извода киберпанка, где вместо хакера-одиночки и бунтаря в центре сюжета стоят честные сотрудники спецслужб, частенько, впрочем, влетающие в конфликт с собственной системой, можно назвать детектива Эраста Фандорина. Кстати, Шерлок Холмс – тоже вполне «стимпанковский» персонаж, что нередко ныне и обыгрывается.
Произведения, которые можно было бы назвать стимпанком, в немалом количестве возникали и до формального зарождения жанра, немало их появилось уже в 60-е. Слово «стимпанк» стало прямой калькой со слова «киберпанк». Его в 1987 году придумал по прямой аналогии с киберпанком писатель Кевин Джетер, чтобы охарактеризовать тексты, описывающие альтернативно-исторические миры, похожие на викторианскую Британию XIX века с паровыми машинами и прочей ретро-эстетикой. Ранее он называл то, что писал сам, а также его коллеги Тим Пауэрс и Джеймс Блейлок, «фэнтези в гонзо-исторической манере», и краткий термин оказался удачным.
Ну а вслед за рождением термина и ростом популярности жанра отцы-основатели киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг опубликовали в 1990-м году свой классический роман в стиле стимпанка «Разностная машина». Он заслужил большую популярность — и понеслось.
Дальше были «Лига выдающихся джентльменов», «Дикий, дикий Запад», третий «Назад в будущее», «Хроники хищных городов», «Ходячий замок» Миядзаки, «Syberia», «BioShock Infinite»,«Dishonored» и множество других произведений.
Есть у стимпанка и свои поджанры. Например, «царьпанк» – паропанк с русской экзотикой, доходящей до развесистой клюквенности про казаков и медведей с самоварами водки, примером которого можно назвать роман и сериал «Тень и кость».
Часто говорят, что если в кадре есть устройства с двигателями внутреннего сгорания – то перед нами уже дизельпанк. Это не совсем так. В «позднем» стимпанке порой хватает явно не паровых технических устройств, взять хотя бы «Лигу выдающихся джентльменов».
Да и один из первых и до сих пор ярчайших выражений эстетики того, что позже назовут стимпанком, фильм 1965 года «Большие гонки» — уже имеет многие характерные черты жанра, но выстроен вокруг трансконтинентальной гонки на отнюдь не паровых автомобилях.
Из всех жанров ретрофутуризма стимпанк, пожалуй, имеет самое большое количество активных приверженцев. Стимпанк-фесты или мероприятия с активным участием любителей стимпанка существуют по всей планете, порой в самых неожиданных местах. И пусть порой количество шестерёнок доходит до абсурда, а загадочные агрегаты «под бронзу» с «паровыми котелками» и «манометрами» не имеют и тени функциональности – фэндом стимпанка огромен, многообразен и живее всех живых.
Грань между стимпанком и дизельпанком тоньше, многограннее и неопределённее просто потому, что соответствующие эпохи – в отличие от стим- и киберпанка – непосредственно соседствовали и вытекали одна из другой. Исторической «точкой перехода» во многом можно назвать Первую мировую войну: в которую мир вошёл под звон шпор, блеск кирас и эполет, с аристократами, дредноутами и цеппелинами – а выехал из туч отравляющих газов на танках под рёв многомоторных дальних бомбардировщиков и революционных демонстраций.
В этом плане верхней временной границей стимпанка можно назвать мир польского художника Якуба Ружальского (из-за частой записи его фамилии Różalski упрощённым под англоязычную аудиторию шрифтом чаще известный как Розальский), чьи арты про альтернативный паропанковый 1920-й год легли в основу игр «Scythe» и «Iron Harvest». Уже никаких викторианских аристократов, шестерней и цилиндров, по полям Полании и Руссвета бродят замысловатые боевые шагающие машины, поддерживаемые лавами конницы и небесными крейсерами. По виду они явно выглядят работающими на дизельном топливе – но часто просто утыканы подчёркнуто паровыми трубами.
И всё же значительная часть эстетики мира «Серпа» Ружальского уже относится к следующему жанру: дизельпанку.
▍ Дизельпанк: романтика небес
Дизельпанк – жанр «панка», занимающий почётное третье место после кибер- и стимпанка. Он уже заметно отличается по духу и сути от двух «старших братьев», и несколько менее популярен в смысле активной фан-базы. Стимпанк-фесты, по крайней мере, встречаются несравнимо чаще, чем дизельпанк-фесты. Зато, в отличие от стимпанка, дизельпанк пользуется «читом»: почти автоматическим интересом огромного количества любителей истории мировых войн ХХ века.
Сам термин появился только в 2001 году по аналогии со стимпанком как маркетинговый ход – но оказался удачным, востребованным и зажил своей жизнью.
Дизельпанк — это альтернативные миры, похожие на период интербеллума: 20-е и 30-е годы ХХ века между двумя мировыми войнами, а также часто и сами эти войны. Это уже время не перехода от сословного общества к промышленному капитализму на фоне декаданса и революционной напряжённости, а эпоха грандиозных социальных, индустриальных и архитектурных экспериментов конструктивизма, арт-деко и неоампира. Паровые машины стремительно вытеснились двигателями внутреннего сгорания, бензиновыми и дизельными – откуда и название жанра. Это мир построения утопий и тоталитарных режимов, торжества демократий, коммунизма и фашизма на обломках империй, колоссальных мировых войн. На место аристократов и дельцов приходят харизматичные вожди, генералы и бюрократы, а разведывательные игры ведут уже не шпионы с кинжалами, а могущественные спецслужбы.
Дух момента перехода от мира паропанка к дизельпанку довольно точно уловлен в последнем советском фильме про Шерлока Холмса «Двадцатый век начинается», где гениальному сыщику приходится бороться уже не со зловещим гением Мориарти.
В этом случае «панка», в отличие от кибер- и стимпанка, обычно, оказывается, гораздо меньше. Его герои часто тоже асоциальны, но иначе, чем в стим- и киберпанке. Большое место в дизельпанке занимают лётчики и авиация. Дирижабли в нём тоже встречаются – но уже более совершенные и заметно более редкие, чем в стимпанке. Дизельпанк – это царство авиаторов: вполне историчная деталь, ибо в эпоху интербеллума знаменитые лётчики-рекордсмены во многих странах имели статус, сравнимый со звёздами кинематографа.
Авиаторы, пилотирующие причудливые самолёты 20-х и 30-х годов, оказываются либо главными героями, либо его сюжетно важными соратниками. Часто они – ветераны мировой войны, не сумевшие найти себя на «гражданке», то самое «потерянное поколение» из книг Хэмингуэя и Ремарка. Здесь же нередки воздушные пираты на гидропланах и летающих авианосцах.
Безумные учёные никуда не делись, и в дизельпанке их амбиции могут достигать ещё большего размаха – особенно на службе у воинственных государств. Помимо самолётов в наличии радио и первые телеэксперименты, радиация и лучи смерти, супертанки и суперлинкоры, вундерваффе и шушпанцеры. На смену бронзе и латуни стимпанка приходит до блеска отполированная сталь, на смену цилиндрам и очкам-гогглам – лётные шлемы. Миры дизельпанка колеблются на грани не революции, а очередного блицкриг-вторжения или мировой войны.
Если миры киберпанка и стимпанка подчёркнуто урбанистичны, то в дизельпанке гораздо больше внимания уделяется экзотическим странам и континентам. Джунгли Амазонки и пустыни Египта и Аравии, арктические пустоши и пики Гималаев, отдалённые атоллы и оживлённые тропические порты. Тут обычны мистические тайны древних цивилизаций, всяческие книги и саркофаги, которые лучше не открывать.
Вообще таинственность, загадочность, секретность хоть седой древности, хоть современных на момент событий произведения спецслужб, политических заговоров и секретных проектов – очень характерная черта дизельпанка.
Наверное, первым примером жанра, ещё несущим немало черт «стимпанка-до-стимпанка», можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга. Сюда же, в категорию отцов-основателей эстетики будущего жанра относятся фантастика Герберта Уэллса и Александра Беляева, фантастические фильмы 20-х и 30-х годов под тревожное завывание терменвокса.
К образцам дизельпанка относятся не только «Небесный капитан: мир будущего» и «Ракетчик», обычно приводимые в примеры жанра. В той или иной степени дизельпанком можно обозвать почти любое произведение по заданной эпохе, имеющее характерные черты жанра, не существовавшие в реальности, образцы техники и явную неисторичность происходящего. К ним вполне можно отнести и классическую трилогию про Индиану Джонса, и «Мумии», и российский сериал «Шпион», чьё действие разворачивается в мире грандиозной Москвы, где полностью реализованны конструктивизм и сталинский ампир.
Советским дизельпанком можно назвать «Аэлиту» и «Роковые яйца», «Тайну двух океанов» 1956 года – как и одноимённый роман 1938 года, а также многочисленные и ныне забытые романы и повести фантастики СССР эпохи интербеллума . Ну и «Хорошо забытое старое», мультипликационная квинтэссенция советской НФ того времени.
В какой-то степени даже «Порко Россо» Миядзаки, «Корто Мальтезе» и диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах» — тоже яркие примеры дизельпанка. И даже Лавкрафт, особенно его поздние интерпретации вроде компьютерных игр – по современным меркам в изрядной степени дизельпанк.
▍ Атомпанк
Последний из жанров «панка», получивший широкое распространение. Если условной гранью стим- и дизельпанка была Первая мировая война, то границей дизель- и атомпанка становится уже конец Второй мировой с её финальным аккордом, ядерными ударами по Хиросиме и Нагасаки.
Романтика разгоревшейся к концу 40-х годов холодной войны, космической и ядерной гонки сверхдержав, их шпионских игр и интриг – это атомпанк. Это эстетика 50-х и 60-х. Америка 50-х с её яростным уютом, становлением общества потребления и шпиономанией маккартизма, плавно переходящая в психоделико-сексуальную революцию 60-х с хиппи, космосом и рок-н-ролом на фоне Карибского кризиса и прочих опасных военно-шпионских авантюр.
Если классические фильмы про Индиану Джонса были типичным примером дизельпанка, то «Королевство хрустального черепа» с тщательно собранными приметами 50-х — это уже скорее атомпанк.
Самолёты ещё больше сверкают полированной сталью – но становятся реактивными. На место вундерваффе приходят ядерные бомбы, ракеты и спутники, космические полёты. Атомпанк гораздо ярче любых своих коллег по ретрофутуризму: это время ярчайших красок металла и пластика, стремительных и дерзких форм.
В мире атомпанка царят атмосфера секретности, шпиономания и ещё более могущественные спецслужбы, чем в дизельпанке. Если символический герой дизельпанка – это авиатор, то героем атомпанка чаще оказывается суперагент. Здесь тоже часты экзотические места и страны, но в них чаще разворачиваются не авантюры путешественников, а шпионские игры или спецоперации Холодной войны. Само собой, почти везде оказываются суперсекретные базы. Возможно, со сбитыми летающими тарелками и даже инопланетянами: тема внеземных пришельцев и вообще космоса тут достигает своего пика.
Впрочем, часто злодеем в атомпанке оказывается не «вражеская» сверхдержава и даже не сошедшие с ума «свои» генералы и политики с ядерной кнопкой, а разного рода суперзлодеи с секретными базами и гипертехнологиями, против которых готовы объединяться даже ЦРУ и КГБ.
Да-да, постфактум ранние «Джеймсы Бонды» с Коннери, а также французские комедии про Фантомаса смотрятся как представители жанра атомпанка. Сюда же можно отнести чёрную комедию Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил ядерную бомбу» о холодной войне, переходящей в ядерную. Ну и «Остин Пауэрс» с «Агентами АНКЛ», конечно, вместе с «Фоллаутом».
Атомпанк, продолжая неразрывную последовательность альтернативно-исторических жанров с раннего стимпанка середины XIX века, упирается в конец 60-х или начало 70-х годов. В какой-то степени упоротой постироничности можно назвать символическим финалом эстетики атомпанка «Страх и ненависть в Лас Вегасе».
А что же дальше?
Дальше змея ретрофутуризма кусает себя за хвост. Потому что уже вот-вот упрётся в то самое время, когда родился киберпанк. Но уже не совсем в киберпанк.
Устоявшегося названия для жанра всё ещё нет, хотя с середины 2010-х он обрёл изрядную популярность на волне всеобщего увлечения синтвейвом и ретровейвом. Иногда его называют кассет-панком и формикапанком, но эти названия «не на слуху». Этот жанр описывает время зарождения киберпанка, с 70-х до ранних 90-е годов – но уже не «изнутри», а в ностальгической перспективе взгляда из 2010-х и 2020-х.
Снова много неона, японских надписей, трущоб и технологий, но тот мир, который для современников был пугающим и неопределённым, теперь выглядит ностальгически уютным.
Примеров жанра в кино или литературе не так уж много, этот жанр гораздо популярнее в треках и видеоклипах, ибо родился уже в эпоху YouTube и стриминговых сервисов. В качестве примеров можно вспомнить «Кунг Фьюри», «Атомная блондинка» и, пожалуй, «Внутри Лапенко». Это, в общем-то, не киберпанк, даже невзирая на Хакермэна – но, как и прочие «панки», доводят дух и эстетику эпохи его зарождения до особо концентрированного градуса.
Ещё часто перечисляются клокпанк, нанопанк, биопанк, стоунпанк — но как сколько-то заметные и масштабные явления о них говорить пока что сложно. Все прозвучавшие панк-жанры, кроме киберпанка — изначально ретрофутуристичны, и даже сам киберпанк теперь стал ретрофутуризмом, начинаясь как вполне научно-фантастические попытки угадать будущее. Все они касаются технологического прогресса – и потому на времена до массовой индустриализации XIX века не «ложатся». Даже хронологически примыкающий к стимпанку гипотетический «наполеон-панк» звучит глубоко инородно – и свёлся бы к обычной альтернативной истории.
А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?
Стимпанк | Эстетика Вики | Фэндом
в: Панк-суффикс, Визуальный, Мода,
и еще 16
Посмотреть источникСтимпанк
Машина в стиле стимпанк, сделанная Питером Майклом Чарльзом ХаррисомДесятилетие происхождения
1980-е (термин)
19 век (концепция)
Создатель(и)
К. В. Джетер
Ключевые мотивы
Викторианский стиль, шестерни, часы, винты, паровые машины, латунь, цилиндры, жилеты, кринолин, защитные очки, циферблаты
Основные цвета
Бронза, коричневый, золотой, металлик
Ключевые ценности
Эклектика, самодостаточность, эффективность
Сопутствующая эстетика
Киберпанк
Декопанк
Дизельпанк
Стилпанк
Викторианский стиль
Новый романтик
Содержимое
- 1 Визуальный элемент
- 2 Мода
- 3 Написано
- 4 СМИ
- 4.
1 Книги
- 4.2 Пленка
- 4.3 Телешоу
- 4.4 Аниме, манга и комиксы
- 4.5 Игры
- 4.6 Тематические парки
- 4.7 Музыка
- 4.
- 5 поджанров
- 5.1 Теслапанк
- 6 Галерея
Visual
В технике стимпанк часто используются видимые шестерни и винты, а также аналоговые часы, паровые машины (включая транспортные средства, такие как дирижабли, на которых часто летают деревянные корабли), вращающиеся пропеллеры и циферблаты. Они всегда сделаны из металла, дерева или даже стекла, но не из пластика или других современных материалов.
Мода
Мода в стиле стимпанк часто включает одежду в викторианском стиле, такую как костюмы, жилеты, цилиндры и длинные платья. Кружево, кожа и латунь — распространенные материалы. Аксессуары также важны для стимпанка; популярные из них включают украшения из латуни / меди, карманные часы и защитные очки. Популярные мотивы включают винтики, часы и морских существ (особенно осьминогов). Стимпанк популярен в косплее, но его можно выразить и более небрежно.[1][2]
Письменный
Во многом стимпанк, как и его футуристический аналог киберпанк, уходит своими корнями в литературные традиции, особенно в произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса. Хотя он не совсем разделяет нигилистическое мировоззрение, часто встречающееся в Киберпанке (вместо этого выбирая более романтическое мировоззрение), он разделяет мятежный дух, который Киберпанк привил своей эстетической ДНК.
Медиа
Книги
- Что-нибудь от Гейл Кэрригер
- Разностный двигатель Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга
- Новая серия Crobuzo n от China Mieville
- Левиафан Трилогия Скотта Вестерфельда
- Серия Tales of the Ketty Jay Криса Вудинга
- Заводной век Серия Чери Прист
- Ангел Паскуале Пола Дж. Маколи
- Лига семи Алана Граца
- Брашпиль аэронавта Джима Батчера
Фильм
- Серия несчастных случаев (2004)
- Апрель и необыкновенный мир (2015)
- Вокруг света за 80 дней (1956, 2004)
- Хьюго (2011)
- Джингл Джэнгл (2020)
- Лига выдающихся джентльменов (2003)
- Экстраординарные приключения Адель Блан-Сек (2010)
- Оз Великий и Ужасный (2013)
- Дом необычных детей мисс Перегрин (2016)
- Город потерянных детей (1995)
- Золотой компас (2007)
- Большая гонка (1965)
- Эти великолепные мужчины (1965)
- Ван Хельсинг (2004)
- Видок (2001)
- Дикий Дикий Запад (1999)
- 9 (2009)
- Планета сокровищ (2002)
- Зеркальная маска (2005 г.
)
- Духи воздуха, Гремлины облаков (1989)
- Луна и кувалда (1971)
Сериалы
- Легенда о Корре (2012-2014)
- Карнивал Роу (2019-)
- Невер (2021-)
- Загадки Мердока (2008-)
- Мистический (2021- )
- Томас и его друзья (1984-2020)
Аниме, манга и комиксы
- Ходячий замок (2004)
- Vanitas no Carte (пример Vanitas) (2015-)
- Последнее изгнание (2003)
- Холлоу Филдс (2007-2016)
- Принцесса Директор (2017)
- Метрополис (2001)
Игры
- Арканум
- Алиса: Возвращение безумия (2011)
- Серия Биошок
- Кодовое название S.T.E.A.M. (2015)
- Dishonored (2012)
- Фигурка (2017)
- Фростпанк (2018)
- Оружие Икара: Онлайн (2012)
- Коллекция The Great Ace Attorney
- Killing Floor 1 и 2
- The Legend of Zelda: Spirit Tracks (2009 г.
))
- Машинариум (2009)
- Приказ: 1886 (2015)
- Профессор Лейтон Серия игр
- Комната (серия «Укажи и щелкни»)
- Steamlands (игра Nitrome)
- Steamworld (серия)
- Сибирь серия игр
- Серия Thief
Тематические парки
- Discoveryland — Disneyland Paris (1992-настоящее время)
- Рукбург — Phantasialand (с 2020 г. по настоящее время)
- Таинственный остров — Tokyo Disneysea (с 2001 г. по настоящее время)
Музыка
Томас Долби, возможно, является одним из создателей современной сцены стимпанк, особенно в его первом альбоме The Golden Age of Wireless и его последующих музыкальных клипах. за «Она ослепила меня наукой», «Радиомолчание» и «Европа и пираты-близнецы».
- Томас Долби
- Жираф на паровой тяге
- Шестерёнка мертва
- Abney Park (группа Dark Cabaret в конце 90-х, трансформировавшаяся в стимпанк-группу в начале 2005 года) [1]
- The Mechanisms (по состоянию на 2020 год группа распалась, но историю и сеттинг продолжают доктор Кармелла (Маки Ямадзаки), Джессика Лоу и Кофи Янг в своих сольных выступлениях)
- Коппелиус
Поджанры
Теслапанк
Теслапанк — поджанр спекулятивной фантастики, похожий на стимпанк, названный в честь ученого и изобретателя Николы Теслы и относящийся к вымышленным повествованиям или визуальным стилям, вдохновленным 18, 19го и пионерами электричества и электрических устройств начала 20 века.
Это повествование или стиль обычно представляет собой альтернативную историю, в которой широко доступная дешевая (или бесплатная), чистая и часто переносимая электрическая энергия заменяет все предыдущие источники энергии (такие как древесина, уголь и нефть, а также паровые машины, работавшие на их), но до сих пор не заменены (или никогда не заменяются) другими источниками энергии (такими как дизель или ядерная энергия).
Галерея
Общее правило, где черпать вдохновение для своего произведения искусства в стиле стимпанк.
Осьминог в стиле стимпанк
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Abney_Park_(группа)
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Киберпанк | Эстетика Вики | Фэндом
Киберпанк
«Унеси свой разум глубоко под землю. Почувствуй, как космос вращается вокруг»Десятилетие происхождения
1980-е
Ключевые мотивы
городские пейзажи, технологии, киберпространство, одежда в тактическом стиле, оружие, робототехника
Основные цвета
черный, неоновый
Ключевые ценности
High-Tech/Low-Life, цифровая антиутопия
Сопутствующая эстетика
Нео-Токио
Абстрактные технологии
Афрофутуризм
Анимекор
Атомпанк
Биопанк
Черный
Бронзепанк
Каркор
Клокпанк
Киберделик 9 0012 Кибергот
Кибергетто
Кибергранж
Cyberpop
Dieselpunk
Futurism
Glowwave
Hustlewave
Lunarpunk
Milleniwave
Old Web
Post-Apocalyptic
Punk
Raver
Retro-Futurism
Solarpunk 9 0012 Steampunk
Synthwave
Technocore
Techwear
Tupinipunk
Vaporwave
New Romantic
Nowpunk
Связанные медиа
Акира, Призрак в доспехах, Бегущий по лезвию, Матрица, Нейромант, Джонни Мнемоник, Мотель «Новая роза», «Видоизмененный углерод», «Черное зеркало», «Сквозь снег», «Назад в будущее, часть 2», Cyberpunk 2077
Киберпанк , как жанр, включает в себя широкий спектр визуальной эстетики, но узнаваем по своей всеобъемлющей теме «высокие технологии, низкая жизнь». Это стало заметным в 1980-х годах. благодаря работам таких авторов, как Филип К. Дик, Роджер Желязны, Дж. Г. Баллард, Филип Хосе Фармер, Уильям Гибсон и Харлан Эллисон, которые исследовали влияние культуры наркотиков, технологий и сексуальной революции, избегая при этом утопических тенденций более ранней науки. вымысел.
Сеттинг в жанре киберпанк варьируется от ярких (неоновых) суровых городских джунглей Акиры (1988) до гиперфутуристических неоновых городских пейзажей и унылых пустошей Бегущий по лезвию 2049 (2017 ), первой работой в жанре киберпанк стала манга Кацухиро Отомо AKIRA (1982). Роман Уильяма Гибсона Neuromancer (1984) был признан еще одним определяющим произведением искусства этого жанра.
Темы, используемые в киберпанк-медиа, включают искусственный интеллект, классовые восстания, правительственную и корпоративную коррупцию, анархию, бандитские разборки и трансгуманизм. Диапазон широк, но эстетика киберпанка часто используется для передачи более глубоких значений и комментариев о современном обществе, а иногда и предсказаний нашего будущего общества.
Киберпанк, вероятно, был частичным вдохновением (или анти-вдохновением) для Соларпанка — эстетика, которая также стремится заглянуть в будущее, но делает это с гораздо менее нигилистической точки зрения и сыграла роль в вдохновении Vaporwave, поскольку оба, кажется, разделяют кажущееся пренебрежение к господствующему капитализму, но Vaporwave более саркастичен и насмешлив по сравнению с Cyberpunk, который более открыто выражает свое презрение к корпоративной антиутопии. По правде говоря, большая часть онлайн-эстетики почти полностью обязана своим существованием киберпанку, а своей мятежностью статус-кво 19-го века.80-е годы; все, от стимпанка и дизельпанка прошлых лет до любых микрожанров, которые появятся в будущем.
Содержимое
- 1 Мода
- 1.1 Марки
- 2 СМИ
- 2.1 Фильмы
- 2.2 Телешоу
- 2.3 Серия YouTube
- 2.4 Аниме
- 2.5 Игры
- 3 Литература
- 3.
1 Авторы
- 3.2 Книги
- 3.3 ТТРПГ
- 3.
- 4 Музыка
- 4.1 Художники
- 5 подкастов
- 6 Философия
- 6.1 Трансгуманизм
- 6.2 Кибербезопасность и хакерская культура
- 7 поджанров и производных
- 7.1 Биопанк
- 7.2 Бронзепанк
- 7.3 Клокпанк
- 7.4 Айронпанк
- 7.5 Новпанк
- 7.6 Соларпанк
- 7.7 Лунарпанк
- 7.8 Афрофутуризм
- 7,9 Тупинипанк
- 8 ресурсов
- 8.1 Сообщества
- 8.2 Продавцы
- 8.3 Плейлисты
- 9 Галерея
- 10 Каталожные номера
Мода
Киберпанк-мода, также известная как техническая одежда , находится под сильным влиянием таких фильмов, как «Джонни Мнемоник», «Бегущий по лезвию» и «Матрица», и может быть интерпретирована как «футуристическая готическая мода» и включает в себя тренчи, сапоги, блестящие черная одежда, цветные «дреды», которые могут носить женщины, и т. д. Хотя Techwear — не единственное заметное влияние моды, когда дело доходит до киберпанка. Warcore и Darkwear также сильно вдохновляют идею киберпанк-моды. Warcore использует военные мотивы, такие как служебные жилеты, штаны-карго, и максимализм в обилии пряжек, ремней и других полезных аксессуаров. Темная одежда, с другой стороны, более минималистична. Темная одежда берет силуэты уличной одежды и превращает их в более темные, обычно монохромные вещи и наряды. Это похоже на Warcore, но как будто вы убрали аспект максимализма.
Бренды
- Techwear Army
- Кслот
- Машина 56
- Святой Грааль
- Энтони Ван
- Койе
- Райкаго
- Обувь Демония
- МХДВС
- Клуб технической одежды
- Ткань Вселенной
- White Rock 2008 (*этот магазин указан в тайваньской валюте)
- IMMENSE
Хотя каждый из перечисленных брендов не может быть посвящен какой-то одной эстетике, у каждого бренда есть заметное количество продуктов, которые могут быть включены в Techwear, Warcore и Darkwear, которые часто ассоциируются с эстетикой киберпанка в целом.
Это тоже только более крупные бренды. Такие платформы, как Etsy и Depop, отлично подходят для быстрого поиска вещей, соответствующих этой эстетике.
Медиа
Киберпанк оказал большое влияние на кино и телевидение, вдохновив эстетику фильмов, телешоу и аниме. Похоже, в ДНК киберпанка закодировано что-то, что делает его невероятно совместимым со многими спекулятивными медиа на тему будущего, даже с теми, которые предназначены для детей (можно даже привести аргумент, что серия Sonic SatAM из 99-го0s — это что-то вроде киберпанка, поскольку в нем участвует группа борцов за свободу, борющихся с репрессивным технологическим режимом, которым управляет доктор Роботник).
Фильмы
- Бегущий по лезвию (1982)
- Максимальный запас высоты: 20 минут в будущее (1985)
- Робокоп 1/2/3 (1987-1993)
- Бегущий человек (1987)
- Назад в будущее, часть 2 (1989)
- Схемотехника (1990)
- Газонокосильщик (1992)
- Кибертрекер (1994)
- Джонни Мнемоник (1995)
- Хакеры (1995)
- Матрица (1999)
- Идиократия (2006)
- Вавилон нашей эры (2008)
- Всего отозвать (2012)
- Снегоуборщик (2013)
- Призрак в доспехах (2017)
- Бегущий по лезвию 2049 (2017)
Сериалы
- Видоизмененный углерод (2018-2020)
- Бэтмен будущего (1999-2001)
- Черное зеркало (2011-)
- Бесконечный поезд (2019-2021)
- Перезагрузка (1994-2002)
- Почти человек (2013-2014)
- Любовь, смерть и роботы (2019-)
YouTube Series
- Meta Runner (2021-2022)
Аниме
- Bubblegum Crisis (1987)
- АКИРА (1988)
- Яблочное семя (1988)
- Кибер Сити Оэдо 808 (1990)
- Эон Флакс (1991)
- Боевой ангел Алита (1993)
- Призрак в доспехах (1995)
- Неоновый генезис Евангелион (1995)
- Армитаж III (1995)
- Виноват! (1997)
- Ковбой Бибоп (1998)
- Серийные эксперименты Lain (1998)
- Джин-Ро (1999)
- Утеплитель J (2002)
- Резолюция Baldr Force EXE (2002)
- Проект .
hack (2002)
- Mardock Scramble: первое сжатие (2003)
- Технолиз (2003)
- Куклы-паразиты (2003)
- Небесно-голубой (2003)
- Агент паранойи (2004)
- Эрго Прокси (2006)
- Бледный кокон (2006)
- Вексиль (2007)
- Ева но Джикан (2008)
- Эксаэлла (2011)
- Ночная головка 2041 (2021)
- Киберпанк: Edgerunners (2022)
Игры
Жанр киберпанк стимулировал создание различных видеоигр на тему киберпанка, таких как Cloudpunk , Va-11 Hall-A и, в первую очередь, Cyberpunk 2077.
- 2064: Воспоминания только для чтения (2015)
- Эон Флакс (2005)
- Акира (1988)
- Анахронокс (2001)
- Лишенный ангела: Лицо врага (1996)
- Бегущий по лезвию (1997)
- Клаудпанк (2020)
- Отряд жестокости (2021)
- Киберпанк 2077 (2020)
- Сайтус II (2018)
- Деус Экс (2000)
- Дислит (2022)
- Edgerunners Inc.
(1995)
- Близнецы Рю (2011)
- Призрак в доспехах (1997)
- Стринги (2020)
- Аппаратный сброс (2011 г.)
- .hack//Г.У. (2006)
- Ховер (2017)
- Охота (2020)
- Гипнокосмический преступник (2019)
- У меня нет рта, и я должен кричать (1995)
- Ingress: The Animation (2013)
- Кейн и Линч 2: Собачьи дни (2010)
- Катализатор Mirror’s Edge (2016)
- Неокрон (2002)
- Нейромант (1988)
- Наблюдатель (2017)
- Треснувший рай (2002)
- Приморья (2012)
- Рейд 2020 (1989)
- Помни меня (2013)
- Рез Бесконечный (2016)
- Восстание дракона (1990)
- Руинер (2017)
- Saints Row IV (2013)
- Shadowrun (2007)
- Похититель (1988)
- Душевное состояние (2018)
- Бродячий (2022)
- Синдикат (2012)
- Системный шок (1994)
- Технобабилон (2015)
- Восхождение (2021)
- Клуб «Красные струны» (2018)
- Последняя станция (2016)
- Заговор пасьянса (2020)
- Отступление Спектрума (2018)
- Транзистор (2014)
- Восходящий канал (2001)
- Ва-11 Зал-А (2016)
- Виртуаверс (2020)
- Neon District (Roblox) (2011)
Литература
Авторы
- Кацухиро Отомо
- Пэт Кэдиган
- Уильям Гибсон
- Руди Ракер
- Льюис Шайнер
- Брюс Стерлинг
- Эрнест Клайн
Книги
- АКИРА (1982) , Кацухиро Отомо
- Разрушенный человек (1953) , Альфред Бестер
- Первому игроку приготовиться (2011), Эрнеста Клайна
- Мечтают ли андроиды об электрических овцах? (1968), Филип К.
Дик
- Агентство (2020) , Уильям Гибсон
- Нейромант (1984) , Уильям Гибсон
- Распознавание образов (2003) , Уильям Гибсон
- Измененный углерод (2002) , Ричард Морган
- Snow Crash (1992) , Нил Стивенсон
- Accelerando (2005) , Чарльз Стросс
TTRPG
- Киберпанк (1988)
- Shadowrun (1989)
- Рифты (1990)
- Violet Sheep Happy Hunting (2022)
Музыка
Хотя киберпанк сам по себе не является музыкальным жанром (и с ним не связан ни один жанр), существуют некоторые характеристики музыки, которые делают ее похожей на киберпанк . Эти характеристики включают использование синтезаторов, темы киберпанка и мрачное звучание, но не дарквейв. Музыка Synthwave и Synthpop имеет тенденцию звучать как киберпанк. [1]
Можно утверждать, что многие футуристические группы синти-попа и нового романтизма 80-х повлияли на музыку и эстетику того, что позже будет названо киберпанком.
Гэри Ньюман, чья музыка во многом была вдохновлена творчеством Филипа К. Дика, был одним из главных создателей этого раннего жанра. Его альбом Replicas — прекрасный пример того, как должен звучать киберпанк.
Художники
- Гэри Ньюман
- Япония (особенно альбом Gentlemen Take Polaroid)
- Джон Фокс
- Нотр-Дам Токио
- Скандроид
- Возмущающее устройство
- Неон Неон
- Здоровье
- Эссенгер
- Крафтверк
- Даниэль Делюкс
- Excision
Подкасты
Подкасты Cyberpunk включают подкасты, связанные с интересами киберпанка, включая науку, технологии, конфиденциальность и кибербезопасность.
- Defence One Radio (2018-)
- Внутри Skunk Works (2018-)
- Омега Тау (2008-)
- Лунный выстрел (2017-)
- Планетарное радио (2002-)
- Подкаст Robohub (2009-)
- Подкаст SynBioBeta (2019-)
- This Week in Microbiology (2011-)
- Титаны ядерной энергетики (2018-)
Философия
Трансгуманизм
Трансгуманизм — это международное философское движение, выступающее за преобразование условий жизни человека путем разработки и распространения сложных технологий, значительно улучшающих человеческий интеллект и физиологию. Сама эта философия очень тесно связана с эстетикой киберпанка в том смысле, что может быть больше киберпанка, чем стать частью человека/части машины? В художественной литературе о киберпанке также было множество примеров главных героев, которые сами по себе являются транслюдьми (наиболее известный пример трансгуманизма в киберпанке — Мотоко Кусанаги из « Призрака в доспехах» ).
Кибербезопасность и хакерская культура
Кибербезопасность (также известная как информационная безопасность или информационная безопасность) — это практика защиты компьютерных систем и данных от хакеров, киберпреступников, шпионов или других злоумышленников. [2] В настоящее время принято считать, что «хакеры» — это плохие актеры, но хакерская культура возвращает этот ярлык людям, которые рассматривают программирование и компьютерные системы как средство свободы и творчества. [3]
Природа кибербезопасности «высокие технологии, низкий уровень жизни» часто отражается в наступательных и оборонительных действиях по обеспечению безопасности в киберпанковской фантастике и средствах массовой информации. В «Нейроманте» главный герой Генри Кейс — хакер, пытающийся проникнуть в корпоративные компьютерные сети. В « Призраке в доспехах» Мотоко Кусанаги упоминается как хакер из-за ее способностей программирования, которые она использует для расследования и предотвращения киберпреступлений.
Многие персонажи киберпанковской литературы и средств массовой информации олицетворяют хакерскую культуру и хакерскую этику, утверждающую, что вся информация должна быть бесплатной. [4] Главные герои «Матрицы» воплощают образ хакеров конца 1990-х, пытающихся освободить человечество от корпоративного господства технологий. [5] Сегодня многие сторонники и пользователи бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом придерживаются эстетики киберпанка, о чем свидетельствует сабреддит r/unixporn.
Сообщество Cyberpunk проявляет большой интерес к конфиденциальности и кибербезопасности. [6] Члены сообщества выступают за улучшение личной конфиденциальности и безопасности с помощью Linux и таких инструментов, как DuckDuckGo, Firefox и VPN. [7] Другими ресурсами для обеспечения личной конфиденциальности и безопасности являются privacytools.io и Surveillance Self-Defense от Electronic Frontier Foundation.
Поджанры и производные
Биопанк
Биопанк — это поджанр киберпанка, ориентированный на биотехнологии.
Для получения дополнительной информации см. Биопанк.
Bronzepunk
Bronzepunk берет греко-римскую эстетику и переносит ее в псевдосовременный мир. Название происходит от использования технологии бронзового века, хотя и с современными особенностями.
Для получения дополнительной информации см. Бронзепанк.
Clockpunk
Clockpunk берет элементы киберпанка и переносит их в атмосферу эпохи Возрождения. Некоторые называют это стимпанком без пара. [8]
Для получения дополнительной информации см. Clockpunk.
Ironpunk
Ironpunk добавляет черты киберпанка в сеттинг железного века.
Nowpunk
Nowpunk по существу говорит, что Киберпанк сейчас. Брюс Стерлинг использовал его для описания своего романа 2005 года под названием The Zenith Angle .
Для получения дополнительной информации см. Nowpunk.
Соларпанк
Соларпанк — это противоположность киберпанку. Он отличается оптимистичным взглядом на будущее с упором на возобновляемые источники энергии, изделия ручной работы и антикапитализм.
Для получения дополнительной информации см. Соларпанк.
Лунарпанк
Лунарпанк тесно связан с Соларпанком с его упором на природу и возобновляемые источники энергии, с добавлением колдовства.
Для получения дополнительной информации см. Лунарпанк.
Афрофутуризм
Афрофутуризм берет элементы африканской культуры и традиций, а также элементы научной фантастики.
Для получения дополнительной информации см. Афрофутуризм.
Tupinipunk
Tupinipunk относится к бразильскому научно-фантастическому/киберпанк-движению. Это критика евроцентристских и американоцентристских взглядов, которые имеют тенденцию доминировать в киберпанке.
Для получения дополнительной информации см. Tupinipunk.
Ресурсы
Cyberpunk Fashion
Внешние ссылки, которые помогут лучше понять эту эстетику.
- Неоновая антиутопия
Сообщества
- Коллективные форумы сообщества киберпанков
- r/Cyberpunk
Поставщики
- CRISISWEAR
- Криофлеш
- Киберпёс
- ПРОМЫШЛЕННЫЙ
- Будущее
- Высококибер-цыганский
- Меметические футболки
- Нео4ик
- Пластиковая пленка
- ЯРОСТЬ Национальная одежда
- ZOLNAR
Плейлисты
- Саундтрек сообщества Cyberpunk
- Нео Токио — Киберпанк Микс
- Киберпанк | Плейлист Spotify Retro Future от aofd3
- Атмосфера киберпанка ||| Плейлист Night Spotify от ihonestlyd0ntcare
- Плейлист Cyberpunk Synthwave Spotify от elisamunoz3
- Плейлист Cyberpunk Spotify от Тимоти Вальшартса
- Киберпанк / Будущее Плейлист Spotify от Wongjp
- Плейлист Cyberpunk Chill Spotify от 12102695653
- Плейлист Cyberpunk Study Music Spotify от Джейсона Дэвида
- Cybernoir Плейлист Spotify от demixian
- плейлист Spotify в стиле электро-панк от sleepyyjax
- Киберпанк [YT] от Triopse | Капитан Драун
- Киберпанк [Spotify] от Triopse | Капитан Дроун
Галерея
Акира (1988)
Бегущий по лезвию можно рассматривать как воплощение киберпанка
«Lofi 2077» Фофферна
Назад в будущее, часть II (1989) 9000 3
Вещи получатся холодно, когда капиталисты загружают свое сознание в гигантские серверы, которые будут охлаждаться, блокируя солнце
Ссылки
- ↑ https://www.