описание и фото – Rehouz
≡ Содержание:
Стиль Барокко в архитектуре
Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.
Стиль Барокко в архитектуре
История и причины возникновения барокко
В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.
Особенные черты стиля
В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.
В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.
Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.
Материалы в архитектуре барокко
Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.
Декоративная отделка
Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.
Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.
Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.
Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.
В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.
Архитектурные приёмы
Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.
Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.
В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.
В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.
Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.
Детали стиля барокко в архитектуре
Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.
Еще здания в стиле барокко фото:
Стиль Барокко в архитектуре фото
Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.
Стиль барокко в архитектуре.
+ Возможно, вас заинтересует:
≡ Архитектурные стили, полный список с фото →
Барокко — стиль в европейской архитектуре и искусстве XVII–XVIII веков. Название стиля совпадает с названием эпохи, которая пришла на смену Ренессансу — эпохе Возрождения.
Считается, что словом barocco португальские рыбаки называли жемчужины неправильной искривленной формы. В XVI столетии словечко появляется в разговорном итальянском для обозначения чего-то грубоватого, вычурного, неуклюжего.
Стиль и эпоха барокко: черты и особенности
Стиль барокко зародился благодаря кризису идеалов эпохи Возрождения. В этот период человечество сделало массу научных и географических открытий: было положено начало книгопечатанию, совершено кругосветное путешествие, открыты движение Земли вокруг Солнца и знание, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это шло вразрез со зрительным впечатлением, при котором планета выглядит плоской и неподвижной.
Depositphotos
Эти противоречия между видимостью и знанием постепенно отразились и в искусстве: чем неправдоподобнее произведение и чем сильнее оно отличается от вещей, которые можно наблюдать в жизни, тем оно интереснее и привлекательнее.
Барокко, тяготевшее к торжественности, помпезности и гротеску, отражало представления современников об изменчивости и сложности окружающего мира.
Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим. Источник: Википедия
Основными чертами барокко, которые отличают его от других стилей, являются:
пышность, помпезность, роскошность;
массивность, граничащая с гигантизмом;
обилие мелких деталей;
слияние скульптуры, архитектуры и живописи — заметно в оформлениях парковых ансамблей, которые стали популярны;
обилие украшений, лепнины, зеркал, позолоты, скульптур.
Монастырь Святого Мартина Брагского, Португалия. Источник: Википедия
Эпоха порождает много новых развлечений: балы-маскарады, прогулки на лошадях, театр, фейерверки. Вместо икон в интерьерах все чаще используют пейзажи и портреты, духовную музыку постепенно вытесняет светская.
Отныне всякая естественность отвергается человеком как проявление дикости и невежества — все должно быть максимально приукрашено, усовершенствовано. В моду входят каблуки, пудра, обилие косметики и высокие прически.
Для живописи характерны контрастность, выраженные светотени, пышность форм.
«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс. Getty Images
«Ужин в Эммаусе», Караваджо. Getty Images
Барокко в архитектуре
Для архитектуры эпохи типичны размах, асимметрия, наличие куполов, колонн, балконов и башен. В моду входят сочетание белого с золотым, красный, голубой с желтым, использование богатой палитры от бордового до изумрудного.
Убранство собора Святого Петра в Риме. Getty Images
Родиной стиля считается Италия. В тот период страна теряет экономическое и политическое могущество. Чтобы развеять слухи о кризисе и подчеркнуть влияние папы Римского, Рим начинают застраивать богато оформленными зданиями.
Фонтан Треви в Риме. Getty Images
Образцом итальянского барокко становится собор Святого Петра в Риме.
Собор Святого Петра в Риме. Getty Images
Русское барокко
Вызывающий архитектурный стиль, популярный в Европе, прижился и в России, но с местными особенностями. В России архитектура барокко прошла через три этапа:
Московское барокко — стиль, содержащий как барочные элементы, так и детали древнерусской архитектуры;
Храм Воскресения Христова в Кадашах – образец московского барокко. Depositphotos
Петровское барокко — стиль, одобренный Петром I и подражающий образцам немецкой, шведской и голландской архитектуры того времени;
Кикины палаты, Санкт-Петербург. Образец петровского барокко. Википедия
Елизаветинское барокко — гибрид московского и петровского барокко с элементами итальянского, популярный во времена Елизаветы Петровны.
Дворец Апраксина-Трубецких в Москве. Елизаветинское барокко. Depositphotos
Стиль барокко
Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия.
Стиль Барокко возник как противопоставление классицизму и рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать. Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур. Барокко — это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.
История возникновения барокко
Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.
Знаменитые архитектурные сооружения барокко:
Основные признаки барокко
Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.
Преобладающие и модные цвета |
Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание — белый с золотом |
Линии стиля барокко |
Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия |
Форма |
Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры |
Характерные элементы барочного интерьера |
Движение — стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления |
Конструкции барокко |
Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые |
Окна |
Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру |
Двери стиля барокко |
Арочные проемы с колоннами; растительный декор |
Архитекторы Барокко
Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556—1629 гг.) — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).
Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598—1680 гг.) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини — Пьяцца Сан-Пьетро в Риме. В романе и фильме «Ангелы и демоны» Дэна Брауна герои разгадывают загадки, оставленные Бернини.
Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700—1771 гг.) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Типы сооружений стиля Барокко
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).
Барокко в интерьере
Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота — частые приемы украшения интерьера в стиле барокко. В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.
Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.
Стиль барокко очень помпезен и не подойдет для небольших интерьеров, так как массивная мебель, богатый декор, яркие цвета росписей занимают много места и привлекают много внимания. Это дворцовый стиль поэтому он требует помещений с высокими потолками и большим метражом комнат.
Однако и в современном небольшом интерьере можно со вкусом использовать некоторые детали стиля барокко, чтобы воссоздать его дух. Так к примеру можно ввести в интерьер предметы барочного декора — вазы с растительными орнаментами, зеркало в богатой позолоченной раме с лепниной, рамы для картин такого же стиля, стулья или кресла в стиле барокко с резными спинками и гобеленовой обивкой. Часть стен можно украсить гобеленами или обоями имитирующими гобелен.
Освещение — лампы в роскошных цветных тканевых абажурах, позолоченные подсвечники.
Обилие струящихся тканей, затейливо задрапированных гардин — также характерные черты барочного интерьера.
Интересным дополнением к барочному интерьеру могут стать витражи и живопись.
В первой половине XVIII века стиль Барокко развился в стиль интерьеров — Рококо во Франции во время регентства Филиппа Орлеанского, наивысшее развитие Рококо получил в Баварии.
Стиль барокко возник в конце 16 — начале 17 веков в Италии и постепенно распространился почти по всем странам Западной Европы. Наиболее интенсивно он развивался в Испании и странах Латинской Америки. Появившийся в эпоху Позднего Возрождения, барокко становится характеристикой европейской культуры того времени.
Происхождение стиля
XVI в. был не самым лучшим в истории Италии. Государство, игравшее ведущую роль в искусстве эры Возрождения, потеряло свое экономическое и политическое величие. В стране хозяйничают иностранцы. Испания обосновалась в Милане, Неаполе и Сицилии, контролируя государства, расположенные между ними. Генуя и Венеция, оставшиеся независимыми, переживали упадок. Обнищание деревни привело к появлению разбоев и бродяжничества. Переход Милана, Неаполя и Сардинии под управление Австрии в 1713 г. окончательно лишил политической независимости Италию.
Свободный стиль Возрождения заменялся духовной цензурой, жестокостью инквизиции и ордена иезуитов. Преследование свободомыслия и наиболее прогрессивных представителей духовного мира негативно отразилось на культурной и художественной жизни страны.
Новый стиль, который насаждали придворная знать и церковь, имел глубокие отличия от ранее существующего. В искусстве стала преобладать эмоциональность, стирались грани между очевидным и воображаемым. Стремление к природной красоте и высокой нравственности заменялось яркой, но нарочито подчеркнутой аристократической вычурностью.
Из-за отсутствия средств знать не могла строить роскошные дворцы, поэтому посредством искусства создавали видимость могущества и богатства. При помощи архитектуры барокко вельможи смогли себя возвеличить. В таких условиях в Италии зародился новый стиль. Некоторые специалисты считают, что он имеет много общего с архитектурой турок-сельджуков.
Характерные черты
Основы мировоззрения стиля складывались в условиях изменения представления о строении мира как о постоянном единстве. Этому способствовали учение Коперника, религиозное и общественно-политическое течение, направленное на реформирование католической Церкви (Реформация).
Барокко присущи такие характерные черты, как:
- вычурность;
- необычность;
- преувеличенная элитность;
- динамичность образов;
- сочетание реальности с иллюзией;
- слияние искусств.
Вместо равновесных пропорций возникают сложные построения и многоплановость конструкций. Но несмотря на это в стиле преобладает симметрия и господствуют оси.
Барокко в архитектуре
Впервые величественный ансамбль из нескольких сооружений различного назначения, выполненный в стиле раннего барокко, появился в Ватикане. Архитектурные формы отличались уравновешенностью, однако появилось сочетание зданий с садом, фонтанами и ступенями разного типа. Они еще отделены от окружающей среды и замкнуты на себе, что характерно для архитектуры эпохи Возрождения. Большие размеры и эмоциональную наполненность в архитектуру внесет Микеланджело. В поздних творениях зодчего в полной мере отразились особенности архитектуры барокко.
Используемые материалы
В барочной архитектуре динамично используются живопись, скульптуры и окрашивание внутренних поверхностей. Новый стиль применяет уже существующую технику строительства. Для изготовления многих элементов зданий используют кирпич и штукатурку. Статуи ваяют из белого мрамора, которым богата Италия. Отделку интерьера выполняли в виде росписей на библейские темы, а резные детали покрывались позолотой.
Вычурность стиля предполагает использование дорогих строительных материалов. Широко применяются натуральные камни, хрусталь, бронза и золото. Фундаменты и цокольные части выполнялись из гранитных блоков, что подчеркивало монументальность сооружения.
Декоративные элементы
Архитектурный барочный декор обуславливался использованием элементов культовых обрядов и символизма. Дома оформлялись изображением зверей, гирляндами из листьев, головами жертвенных животных и т.д. Кроме того, в качестве декоративных украшений используют валюты, картуши, вазы, трельяжи, маскароны. Предметы декора имеют объемные формы и переплетаются друг с другом, создавая впечатление нагроможденности, перегружая фасады зданий.
В орнаменте позднего барокко применялись архитектурные детали: колонны, консоли, балюстрады. Некоторые из них, например, колонны, использовались как декоративные элементы, утратив несущую функцию.
В этот период орнаменты имели особо крупные размеры и представлялись грузными, нависая над зрителями.
Архитектурные приемы
Главной художественной идеей архитектуры барокко является психологическое влияние на человека, его подчинение динамике и активности стиля. Кроме великолепия требовались изящество, грация и кортезия (теплота, нежность). Зодчие передавали эти качества возводимым сооружениям посредством пластики форм и поверхностей. В строительстве использовалось многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов.
Используя живописную игру света, зодчий не сразу открывает зрителю все элементы, а представляет их частями, повторяя по несколько раз. Это создает иллюзию путаницы, в результате чего глаз теряется в восприятии непростой системы подымающихся и опускающихся линий.
Среди архитектурных методов выделяется расположение колонн группами, отодвинутыми от стен, или наоборот, утопленными в них. Это создавало эффект отступающих или наступающих поверхностей. Скульптурные композиции усиливали ощущение размытости границ и форм, непрочности стен, которые кажутся ненадежными опорами, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира.
Архитекторы возводили сооружения, которые вместо стабильности и легкости создавали впечатление неустойчивости, а вместо стационарности — динамику и трансформацию.
Примеры барокко в архитектуре
Одной из именитых фигур в барокко является скульптор и художник Джованни Лоренцо Бернини. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Его гениальность проявилась при строительстве площади перед строением. Возведением колоннады он создал искусственную перспективу и иллюзорную корректировку вида величественного сооружения. Она визуально увеличивает собор и позволяет отвлечься от него лишь находясь в центре площади.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме создана современником Бернини — архитектором Франческо Борромини. Находясь на перекрестке улиц, сооружение было построено в виде 3 модулей, которые визуально могли бы относиться к разным зданиям.
Четко выражен контраст между ордерным построением колонн и волнообразной поверхностью стен. Неотъемлемой частью сооружения являются скульптурные композиции, которые органично вписываются в облик строения. Умеренный, но яркий декор подчеркивает великолепие творения зодчего.
Во время правления Петра I в России работают архитекторы из Германии Андреас Шлютер и Иоганн Готфрид Шедель. Первый знаменит созданием Грота в Летнем саду Петербурга, а второй руководит строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове. В облике зданий преобладает торжественность, присущая стилю, однако стены построены плоскими без визуальных иллюзий.
Эпоха царствования Елизаветы знаменуется наступлением периода зрелого (елизаветинского) барокко. В этот период работают Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский. Чтобы укрепить престиж власти, возводятся монументальные дворцовые комплексы, соборы и монастыри.
Внутренние помещения, выполненные в виде последовательно примыкающих друг к другу залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства.
В отделке присутствует много лепнины, зеркал, позолоты. Полы украшены инкрустацией из ценных пород дерева, потолки расписаны сценами на исторические и мифологические темы, а стены задрапированы тканью. Все это создает парадную обстановку. В этот период возведены Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.
Стиль барокко в России просуществовал до конца XVIII в. На смену роскоши пришла умеренная красота классицизма. Описание и фото творений великих мастеров собраны в тематических альбомах, которые пользуются большой популярностью.
Стиль в дизайне интерьеров
Барокко должен показывать богатство и величие, подчеркивать роскошь. В дизайне интерьера стиль демонстрирует пышность и величие. Для этого используют материалы богатых расцветок, гобелены, тканые ковры и др. Для изготовления мебели применяют ценную древесину, легко поддающуюся полировке. Отделку выполняют с использованием слоновой кости и панцирей черепах.
Большая роль отведена освещению. Игра света подчеркивает сияние отделки и ослепительность внутреннего убранства. Для этого используют подвесные светильники с позолотой и большим наполнением хрусталя. Это обеспечивает приглушенное и рассеянное освещение всего помещения.
Торжественность интерьеру придают большие зеркала в резных рамах. В них отражается блеск и сияние огней, что создает иллюзорное восприятие пространства.
Пост о самом пышном стиле интерьера.
Барокко как стиль в интерьере появился ещё в XVII веке в Италии, но его элементы до сих пор находят своих обожателей. Если вы в их числе — устраивайтесь поудобнее, нам есть, чем поделиться.
Две работы Джованни Лоренцо Бернини. Слева — церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, открытая в 1670 году в Риме. Справа — кафедра Святого Петра в соборе Святого Петра в Ватикане, открытая 1666 году
Возникновение стиля барокко
На эту тему у нас даже отдельная статья есть. В начале XVII века религия в Риме играла огромную роль в жизни простых граждан. В ответ на протестантскую Реформацию Католическая церковь стремилась установить эмоциональный контакт с итальянцами/ И если в эпоху Возрождения архитектурное искусство позиционировало себя элитарным и «не для всех», то барокко был призван заставить даже необразованные массы поверить в силу и грандиозность церкви.
Римские папы нанимали лучших архитекторов, художников, дизайнеров интерьеров для постройки бесчисленных церквей и дворцов, что меняло облик города, делало Рим визуально богаче и роскошнее. Этот стиль быстро подхватили во всей Европе. Вслед за экстерьером менялось и внутреннее убранство состоятельных граждан. Великие художники своего времени занимались разработкой нового стиля мебели и декора, пытаясь переплюнуть друг друга и самих себя. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Основные принципы
В барокко принято преувеличивать выражения и жесты, создавать драму, напряжение, величие. Стиль барокко — это символ силы. Большие и детально продуманные предметы мебели, украшенные золотом рамы и стены, резные потолки — стиль дворцов и огромных резиденций. В современном мире воссоздать атмосферу правильного барокко очень сложно из-за масштабов стиля. Но аккуратный микс современных линий и основных элементов традиционного барокко может отлично вписаться даже в городское жилье.
Попробуйте добавить в свой интерьер:
Мебель, украшенную изысканной резьбой, покрытую золотом или бронзой
Богатую отделку: молдинги на стенах и потолке, гобелены, лепнину
Скульптуры и изящные статуи, часто изображающие детей, музыкантов и красивых женщин
Роскошное постельное белье (из парчи, шёлка, бархата)
Посмотрите, как можно добавить отдельные элементы стиля в современный дизайн. Детали остаются те же – лепнина, высокие окна и двери, но несколько невесомых предметов полностью меняют пространство.
Цветовая гамма
Основной цветовой акцент барокко — золото, которым часто украшены зеркала, предметы декора, мебель и аксессуары. Чтобы подчеркнуть металл, выбирайте светлые нейтральные оттенки или, наоборот, тёмные и богатые: бордо, насыщенный синий или глубокий зелёный.
Оформление стен
Главное правило — стены должны быть рельефными. Стиль барокко предполагает динамику: огромное количество вставок, бордюров, молдингов, гобеленов, лепнин, ниш, колонн, и даже пилястров. Приветствуются картины времен Ренессанса на стенах. Для придания объема используются также текстильные обои, гипс, окрашенные деревянные панели. Смело смешивайте декор друг с другом: лепнину, позолоту, фрески — в этом стиле не бывает понятия «слишком роскошно».
Оформление потолка
Правила те же, что и у стен: потолки не могут быть однородными. Они часто расписаны, обрамлены лепными украшениями. В классическом барокко потолок — продолжение стены, он должен дополнять, но не контрастировать. Декор в виде позолоты также остается уместен. Идеальное решение, если вы хотите передать дух эпохи — потолок, украшенный фресками.
Оформление пола
Цвет пола обязательно должен сочетаться с цветовой гаммой пространства. Материалы: чаще всего дерево, уместен будет искусственный паркет под дорогую древесину. Можно использовать камень. Частый гость в интерьере ковер, но (обращаем на это особое внимание) ковры не должны занимать всю поверхность пола.
Мебель в стиле барокко
Основная особенность мебели в стиле барокко — сложный орнамент. Вся мебель украшена множеством деталей, с обильным, очень часто преувеличенным декором. При этом композиции отличаются тонким балансом и гармоничной интеграцией всех элементов. Части мебели симметричны, все детали повторяются одинаково с обеих сторон.
Мебель того времени часто изготавливалась из экзотических материалов: красное и эбеновое дерево, слоновая кость, импортированные металлы. Распространены были мраморные столешницы, особой популярностью пользовалась позолота.
Такая мебель обязательно должна быть презентабельной и роскошной. Мебель часто украшают:
Тканевой обивкой
Лаками и позолотой
Изогнутыми изящными ножками
Сложной резьбой
Текстиль
Текстиль необходим для поддержания чувства богатства и роскоши. Этот эффект достигается при помощи пышных драпировок, подвесок и кисточек, золотых вставок. Большое значение имеют шторы. Как правило, шторы шьются из бархатной ткани, золотой парчи, атласа или шёлка, их расшивают золотой нитью или люрексом. В современных интерьерах популярны ткани, имитирующие натуральные материалы: такие как оникс, мрамор, малахит и др. Очень важно наличие роскошного ламбрекена, дополнительно украшенного вышивкой. Допускается использование контрастных цветов.
Освещение
В комнатах в стиле барокко обязательны большие окна, дающие много дневного света. Также используются широкие зеркала, которые наполняют пространство светом и визуально его увеличивают. Искусственное освещение представлено хрустальными массивными люстрами с лампами, имитирующими свечи. Используются также настенные светильники и эффектные торшеры с резными ножками.
Барокко сегодня
Конечно, повторить дворцовый стиль каноничного барокко сегодня не очень-то просто: приходится думать о том, как сэкономить квадратные метры и не устраивать пир на весь мир. И всё же вдохновляться изяществом XVII века можно и нужно: добавьте немного лепнины на стены, поставьте пару стульев с резными ножками или хотя бы повесьте золотое зеркало на стену.
Барокко | Архитектура и Проектирование
Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля — барокко и классицизм, а также третье, внестилевое реалистическое направление.
Все эти стилевые направления существовали одновременно, а иногда соединялись в одном памятнике, что не всегда позволяет говорить о чистоте стиля в том или ином произведении.
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы.
Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. по проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Его предки родом из Флоренции, отец — скульптор и архитектор Бартоломео Карло, приехал в Петербург еще при Петре. Только Франческо Бартоломео Растрелли смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.
Внутренние помещения расположены на трех этажах, что также соответствует принятой схеме: в нижнем, невысоком этаже находятся служебные помещения, на втором — высоком — анфилады парадных залов и покоев, а на третьем — жилые комнаты царской семьи.
Главный зал дворца — Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые — зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона — все в этом зале поражает изысканностью, выдающей руку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ БАРОККО
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.
Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» — произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля — казались недосягаемыми. В этом — суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля — плоское тело, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля — не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле — ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда, законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом — основа будущего стиля Барокко. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого — «венец Творения» — сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все… и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем…
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.
БАРОККО В РОССИИ
Термин «Барокко» в России долго не мог утвердиться. Например, еще в середине XIX в. русская критика, ниспровергая стиль Классицизма в архитектуре, тем не менее, «не видела альтернативы колоннам и куполу».
Обсуждались достоинства стилей неоготики и «неоренессанса», но термин «барокко» избегали употреблять.
Архитектор А. Брюллов во время пенсионерской поездки 1822 г. в Италию возмущался «развращенным вкусом» и нелепостью построек Ф. Борромини. Только в 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский Барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова».
По определению Дмитрия Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку… настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко». Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму; в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. Последний стиль получил наиболее яркое воплощение в творчестве выдающегося зодчего Ф. Б. Растрелли Младшего в Петербурге. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо. Поэтому исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко».
Также своеобразно проявился стиль Барокко, экспортированный из Испании в страны Латинской Америки. В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль, именуемый «ультрабарокко». Он впитал элементы мистического испанского Барокко, напитанные декоративностью испано-мавританского зодчества, и местные фольклорные традиции. В этом стиле все доводилось до бурлеска. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем.
Но в середине XVIII в. с началом эпохи Неоклассицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один… Так разительно отличались барочные формы от классицистических и мало кто тогда замечал их внутреннее единство. Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг.). В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного предложил в начале XX века термин «Человек Барокко». По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства… соединения им персонализма и субъективизма и… выдвижение личности на сверхличностную роль». Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев… возникновении нового типа человека». В таком контексте Август II Сильный — «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом — освобождение внутреннего человека». А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа».
В качестве примера барочного мироощущения приводится и архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене (можно добавить творения Растрелли в России), и музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью чувственной подачи, пышной наглядностью». Подобный подход к «эпохе Барокко» при всей его эффектной широте способен, однако, увести в тень другие, развивавшиеся параллельно с Барокко художественные течения и стили.
Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Философ X. Ортега- и- Гассет, писатель А. Карпентьер провозгласили барочность человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира. Авторы призвали покончить с заблуждением, представляющим Барокко как стиль, порожденный эпохой XVII- XVIII вв. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более чем стиль Барокко… Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка…
Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно так же мы видим постоянный возврат к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени». Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.
Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. до н. э. Поэтому античным, или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени. Характерной чертой этого стиля является стирание границ между классической эллинской, римской и восточной, азиатской культурами. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски, и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло…
Барокко — это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур до такой степени, что, к примеру, Рим, несмотря на свое универсальное значение Вечного города, теперь всегда будет восприниматься барочно. Испанская литература или немецкая философия и музыка в нашем представлении, прежде всего, барочны. Поэтому мы никогда не сможем установить, где начинается стиль Барокко и где он заканчивается. Возможно лишь определить основные принципы и закономерности формообразования, тенденции исторического развития. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв.» и т. д.
Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи — явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело — сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.
МАНЬЕРИЗМ И БАРОККО
Существуют две концепции развития искусства Маньеризма и Барокко. Согласно первой, сторонником которой был М. Дворжак, эстетика Маньеризма, разрушив классицистические нормы искусства Возрождения, заложила основы будущего стиля Барокко. По иной концепции Маньеризм и Барокко, два художественных стиля, развивались параллельно и были во всем противоположны.
Композиции в стиле Маньеризма характерны деструктивностью, эклектичностью и отсутствием определенных принципов организации формы. Произведения стиля Барокко, напротив, отличаются ясностью закономерностей формообразования, целостностью, только иной, чем в искусстве Классицизма. В 1541 г. в Риме была основана «Академия гнева» — для «борьбы с Классицизмом», следующему исключительно «канонам древних». Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым. Ясное, уравновешенное, гармоничное — вялым и скучным. Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, именно в стенах итальянских Академий зарождались новые теории «вымышленной гармонии», никак не связанной с реальностью видимого мира.
Так, одним из главных теоретиков искусства Барокко стал живописец- маньерист Ф. Цуккаро, основатель в 1593 г. Академии Св. Луки в Риме и автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), в котором изложены принципы «субъективного видения мира художником». Причем субъективность творчества трактовалась Цуккаро крайне религиозно, мистично, потому мы и относим его «Идею» к теории Барокко, а не Маньеризма.
Искусство Маньеризма носило откровенно гедонистический и светский характер; Барокко — религиозно, возвышенно. Самое замечательное в стиле Барокко, что, возникнув на основе художественных форм, в первую очередь архитектурных, эпохи Возрождения, это искусство вложило в них иное содержание. Впервые в истории в этом стиле соединились две, казалось бы, несоединимые тенденции художественного мышления: Классицизм и Романтизм. Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) — романтично. Поэтому и стиль Барокко с полным основанием может быть соотнесен с романтическим мироощущением. Эта новая духовная особенность искусства Барокко была усилена в Италии, а позднее и в Испании, религиозным католическим мироощущением, приобретавшим в XVI- XVII вв. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Именно здесь, а не в искусстве «Высокого Возрождения» мистика католицизма и изобразительное творчество «нашли друг друга». Поэтому и Барокко иногда называют «стилем католицизма», или «искусством иллюзии.
Стиль барокко принес с собой интерес к театральности, тяжелым тканям, гобелену, бархату, о котором я уже рассказала, вышивкам, кружевам, золоту, избыточности и причудливости рисунков на ткани. А некоторые моменты исторического костюма прозвучали совсем незаметно.
Барокко — пора исторического гламура, особенно на своем излете, интересные времена, в которые творили прекрасные живописцы : Рембрандт, Рубенс, Хальс. Они оставили после себя много женских портретов, на которых остался запечатленным образ женщины того времени. Например, Анны Австрийской, у которой миледи ловко срезала две подвески с костюма. тут вроде всё на месте.
Черное с золотом сочетание использовали Дольче с Габбаной. Коллекция с упором на местные сицилийские рукоделия и традиции достаточно театральна и действительно избыточна в лучших традициях барокко.
Барокко — это предпочтение симметрии асимметрии и извилистых природных линий жестким геометричным. В этом оно перекликается с модерном, хотя модерн предпочитает как раз асимметрию. Всё, что приходит снова, приходит уже в другом обличье.
Aquliano Rimondi
Moschino
Lanvin
Leonard
Золото — цвет, который символизирует роскошь.
Marchesa
Dolce e Gabbana
Elie Saab
Эта дама словно заказывала золотую ткань у Дольче-Габбанов.
Роскошь тканей в некоторых коллекциях вполне королевская. Королева Изабелла не постеснялась бы одеть.
Roberto Cavalli
Mac Queen
Aquilano Rimondi
У Дольче-Габбана можно встретить и вариации на тему исторического рукава c буфами.
Вышивка золотом и затейливыми барочными орнаментами элегантно выглядит у Marcheza. Мне очень нравится как тут обыгран лиф платья времен барокко и воротник.
А тут обыгран и рукав ( смотрим выше на скачущую Изабеллу) и игольное кружево того времени и мотивы гротесков.
Берет, ставший благодаря Рембрандту символом художественной натуры , в его время был модным головным убором.
Для дефиле MacQueen придумали такие вот прически в виде беретов.
Galiano
Традиция носить двойную юбку, верхняя была с разрезом посередине, тоже не осталась незамеченной.
Marion Shwab
Dior
И фижмы.
Dior
Giles
Совершенно шикарная ткань на тему шпалеры-мильфлер «Дама и единорог».
А это видимо прическа времен Марии-Антуанетты.
Воротники-колеса, которые были модны некоторый период появились в коллекции от Macqueen
Фасон прорезных рукавов, как у Елизаветы, королевы Богемии отложил отпечаток на рукава из коллекции «Виктор и Рольф».
Мужские портреты позднего ренессанса, Тициана, Бронзино, понравились Карлу Лагерфельду.
Хочу еще отметить покатую линию плеча, которая часто встречается этой зимой.
Josse
Мотивы рококо появились в коллекции Мэри Катранзу
И в тканях из коллекции от Бора Аксу.
А дальше посмотрим гобеленовые ткани, мода на которые принесла эпоха барокко и аксессуары.
Спасибо Викимедии и виртуальной галерее искусств:http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/s/sirani/index.html
Что такое высокое барокко? (с картинками)
Высокое барокко — это термин для искусства, архитектуры и музыки, популярный примерно с 1625 по 1675 гг., Характеризующийся чрезвычайными эмоциями, деталями и сложностью. Движение началось в Италии, но распространилось по всей Европе, особенно в католических странах. Художники барокко часто объединяли живопись, скульптуру и архитектуру, чтобы создать один потрясающий опыт.
Король Франции Людовик XIV нанял архитектора для реконструкции Версаля под дворец в стиле барокко.Период барокко начался в Италии около 1600 года. Сначала искусство барокко было в первую очередь пропагандой католической контрреформации, поскольку Совет Трента постановил, что искусство должно непосредственно отображать библейские события и сцены из жизни святых с эмоциями. Высокое барокко продолжалось примерно с 1625 по 1675 год, когда эмоциональная, чувственная и динамичная работа была в самом разгаре.Хотя этот стиль начался с католической церкви, многие светские лидеры последовали его примеру.
Ватикан, который является резиденцией римско-католической церкви, включает в себя множество барочных структур.Работы периода высокого барокко часто объединяют несколько различных сред, чтобы создать один полный эмоциональный опыт. Например, церковь Санта-Бибиана в Риме сочетает в себе архитектуру, скульптуру и расписные фрески, чтобы подчеркнуть жизнь однофамильцев церкви.Джан Лоренцо Бернини создал фасад и мраморную скульптуру Санта-Бибиана, в то время как Пьетро да Кортона написал серию фресок с различными сценами из жизни святого. Во время богослужений будет звучать музыка для усиления религиозного опыта прихожан.
Движение, преувеличенное освещение, детали и сенсационные эмоции характеризуют картины периода высокого барокко.Кроме того, большинство картин касалось религиозных тем, таких как «Успение Девы Марии» голландского художника Питера Пауля Рубенса. Греческая и римская мифология была также общим предметом в период барокко, в результате чего появились такие работы, как фреска Луки Джордано в Палаццо Медичи-Риккарди.
Sculture был чрезвычайно популярным видом искусства в период высокого барокко.«Экстаз Святой Терезы», расположенный в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, является, вероятно, самой известной из этих скульптур. Бернини завершил фигуру в 1652 году, а также был ответственным за установку скульптуры в часовне.
Впечатляющие проявления богатства и власти доминировали в архитектуре периода высокого барокко.Во Франции король Людовик XIV нанял архитектора Луи Ле Вау для реконструкции Версаля как дворца в стиле барокко. Не менее важным был дизайн Андре Ле Нотра для сложных, сбалансированных садов Версаля.
Музыка периода высокого барокко отличается сложностью и эмоциями, а также технической сдержанностью. Хорошо темперированный клавир немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха иллюстрирует этот тип музыки с прелюдией и фугой в каждом ключе.Среди других известных композиторов в стиле барокко Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Пахельбель.
Гендель был композитором в стиле барокко. ,Барокко искусство и архитектура | Британика
Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование зданий и сооружений, созданных в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17-м веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, датируются последними десятилетиями 16-го века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, некоторые кульминационные достижения барокко не происходили до 18-го века.Работа, которая отличает барочный период, является стилистически сложной, даже противоречивой. В целом, однако, желание вызывать эмоциональные состояния путем обращения к чувствам, часто драматическим образом, лежит в основе его проявлений. Некоторыми из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, являются величие, чувственное богатство, драма, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными видами искусства.
Основные вопросы
Откуда происходит термин Baroque ?
Термин Барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствий в схематической логике.Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или непроизвольный процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово barroco (испанское barrueco ), используемое для описания жемчуга несовершенной формы. В искусствоведческой критике слово « барокко » используется для описания чего-либо нерегулярного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19-го века термин всегда носил значение странного, преувеличенного и переоцененного.Только с новаторским исследованием Генриха Вельффлина, Renaissance und Barock (1888), этот термин использовался в качестве стилистического обозначения, а не в качестве термина тонко завуалированного злоупотребления и что была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.
Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?
Работа, которая отличает период барокко, стилистически сложна и даже противоречива. Например, потоки натурализма и классицизма сосуществовали и смешались с типичным стилем барокко.В целом, однако, желание вызывать эмоциональные состояния путем обращения к чувствам, часто драматическим образом, лежит в основе его проявлений. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драма, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными видами искусства.
Как возникли искусство и архитектура барокко?
Три широких тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была контрреформация.В противовес распространению протестантской Реформации Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования общественной веры в церковь. Стиль барокко, который развивался, был одновременно чувственным и духовным. Принимая во внимание, что натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для обычного прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передавать великолепие божественного.Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий — дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы показать власть централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемых научными исследованиями и исследованиями земного шара. Это породило новое чувство человеческой ничтожности (особенно под воздействием перемещения Коперника из Земли из центра вселенной) и бесконечности мира природы.Пейзажные картины, на которых люди изображены как мелкие фигуры в обширной обстановке, свидетельствовали об этом меняющемся осознании состояния человека.
Какие художники ассоциируются со стилем барокко?
Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли возвестить барокко и стили которых представляют соответственно классическую и реалистическую моды. Художник Артемизия Джентилески была признана в 20-м веке за ее техническое мастерство и амбициозную историю картин.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали проект колоннады, выходящей на базилику Святого Петра в Риме, был величайшим скульптором-барокко-архитектором. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классицистическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к основному течению барочной живописи.Стиль, тем временем, ограничил проникновение в Северную Европу, особенно в то, что является теперь Бельгией. Величайшим мастером этого римско-католического региона, которым правили испанцы, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением барочной живописи. Искусство в Нидерландах, однако, более сложное. Обусловленные вкусами реалистов своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Халс и Иоганн Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.
Чем стиль рококо отличался от стиля барокко?
Стиль рококо возник в Париже около 1700 года и вскоре был принят во всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Он часто характеризуется как финальная фаза барокко, но стиль отличается от своего предшественника в его интимном масштабе, асимметрии, легкости, элегантности и обильном использовании изогнутых природных форм в орнаменте.Например, роспись в стиле рококо во Франции началась с изящных, нежно-меланхоличных картин Антуана Ватто, кульминацией которых стали игривые и чувственные ню Франсуа Буше, и закончилась свободно раскрашенными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись в стиле рококо в целом характеризовалась непринужденным, беззаботным обращением к мифологическим и ухаживающим темам, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным тоном и чувственной окраской.
Происхождение термина
Термин «барокко», вероятно, в конечном счете произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века, чтобы описать препятствие в схематической логике. Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово barroco (испанский barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине барочная жемчужина .
В искусствоведении слово «барокко» стало использоваться для описания чего-то необычного, причудливого или иного отклонения от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века был немного изменен критиками от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века термин всегда носил в себе смысл странного, гротескного, преувеличенного и переоцененного. Только с пионерским исследованием Генриха Вёльфлина « Renaissance und Barock » (1888) термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин «тонко завуалированное злоупотребление», и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.
Три основные тенденции эпохи
Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние как на искусство барокко, так и на музыку барокко. Первым из них было появление контрреформации и расширение ее сферы, как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16-го века утонченный, придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его неадекватность религиозному искусству все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять вторжениям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования общественной веры в церковь. С этой целью церковь приняла осознанную художественную программу, чьи художественные произведения явятся откровенно эмоциональным и чувственным призывом к верующим. Стиль барокко, который развился из этой программы, был парадоксально и чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для обычного прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и создавать впечатление великолепия божественного.Таким образом, церковные потолки в стиле барокко растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие взгляды на бесконечность и направляли чувства к небесным заботам.
Барочный кессонный потолок купола S. Carlo alle Quattro Fontane, Рим, разработанный Франческо Борромини, 1638–41. © LivioAndronico Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВторой тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождаемая одновременной кристаллизацией видного и влиятельного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусства.Барочные дворцы были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы показать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах в Версале. В то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкуса к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Для подробного обсуждения этого явления, см. Рембрандт ван Рейн.)
Оплакивание святого Себастьяна , холст, масло, Жорж де Ла Тур, 1645; в Государственном музее современного искусства в Берлине. 1,6 × 1,3 м. Предоставлено Государственным музеем Берлина — Preussischer KulturbesitzТретьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных кругозоров человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Это одновременно дало новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно подстрекаемого перемещением Коперника Земли из центра Вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности мира природы.Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мелкие фигуры в обширной естественной обстановке, свидетельствует об этом меняющемся осознании состояния человека.
,