Югендстиль в дизайне интерьера – основные особенности и разновидности стиля
Содержание:
- Что это за стиль?
- Приметы стиля
- Югенд-мебель
- Акутален ли югендстиль сегодня?
- Отличительные черты
Где и когда возник югендстиль?
Издатель Георг Гирт, из города Мюнхена, основал журнал «Ди Югенд», давший название новому направлению, получившего название «югендстиль». Такое же движение, независимо друг от друга, и почти одновременно, появилось в других странах – Англии, Франции и Шотландии. Но все же, первое место принадлежит Германии.
Это обусловило появление нескольких названий у одного стиля
- сецессион – по имени объединения, возникшего в 1897 году в Вене;
- ар-нуво в Англии и Франции;
- модерн – в России.
Наибольшее развитие югендстиль получил в начале прошлого столетия, и полностью утратил свое значение к 40-м годам XX века.
Приметы стиля
Югендстиль с уверенностью отметал все то, что прежде имело ценность: традиционные классические интерьеры, холодный ампир, и переполненные драпировками и домашней утварью интерьеры нуворишей.
На смену привычной мебели пришли округлые, пластичные, гибкие формы. И мебель, и другая обстановка создавались при отсутствии острых углов и прямых линий, по правилам асимметрии. Художники и дизайнеры того времени, устав от классики, стремились использовать новые материалы.
«Югенд» мебель: штамповка или высокое искусство?
Поскольку югендстиль «придумали» немцы, вполне логично, что именно они, и именно в начале 20 века, много сделали для его продвижения, открыв миру в 1907 году серийное производство фанерованной мебели, которая для всего мира стала визитной карточкой нового немецкого стиля.
Штамповка машинным методом включала изготовление мебели и ее сборку. Именно в Германии открылась первая фабрика поточной мебели, с конвейера которой выходили узнаваемые изделия, отличавшиеся простотой, изящностью и необычной для того времени мобильностью.
Можно сказать, что югендстиль решил основную задачу, и смог осуществить главное, к чему, собственно, и стремились сторонники модернизма – сделать красивые, удобные и изящные предметы интерьера доступными не только для избранной кучки людей, но и для всех желающих.
Именно с появлением этого направления в искусстве, многие получили возможность иметь у себя дома совершенную, модную мебель, предметы обстановки, аксессуары.
Актуален ли Югендстиль сегодня?
Сегодня модерн чрезвычайно актуален! Ведь ни один стиль не предлагает столько нового и необычного, как он!
Модерн соединяет в себе историю и современность не только в декоре, но и в материалах. Он открыт всему, что предлагает современная строительная индустрия, адаптируя под свои требования материалы последнего поколения, как в дизайне интерьеров, так и в отделке фасадов зданий.
Дизайнеры охотно применяют югендстиль для создания просторного пространства с нестандартными планировочными решениями. Можно сказать, что в третьем тысячелетии, югендстиль переживает второе рождение!
/p>
Отличительные черты югендстиля
- Невесомость
Модерн никогда не выглядит громоздко. Он создает открытое, легкое, свободное пространство. В таком интерьере вы не найдете тяжелой, громоздкой мебели.
- Декор
Модерн неотделим от природы, от растительных мотивов. В нем можно увидеть облака, узоры, привлекательные женские образы, завитки волос, морские волны и языки пламени.
Его необычные формы, изящные, плавные, мягкие линии, склонность к естественности, к природным мотивам и футуризму, идеально соответствуют соегодняшним запросам в интерьере, как нельзя лучше подходят для оформления современного жилья.
Но самое основное – в модерне нет прямых линий.
- Материалы
Этот стиль удивительно гармоничен: в нем может присутствовать лепнина, отделка массивом разных пород. Модерн благосклонен к стеклянным поверхностям, он вполне терпимо относится к пластику.
В интерьерах широко используется цветное прозрачное стекло и легкие полые металлические конструкции. В мебели модерн особенно благосклонно относится к фанеровке, гнутым фасадам.
- Цвет
Цветовая гамма отличается широким разнообразием. В палитре югендстиля возможны пастельные цвета и практически любые приглушенные оттенки.
Цвет интерьера определяет выбор цвета мебели. В югендстиле можно бесконечно экспериментировать с цветом, важно соблюдать правило – избегать слишком ярких оттенков, создавать в помещении приглушенный свет и комфортабельную среду.
✽ ✽ ✽
Югендстиль несет в себе мало отрицания и много терпимости, но главное качество этого стиля – чувство меры во всем.
А за дополнительными идеями обращайтесь к нашим фото – в галерее их более 4000 – различные стили и направления в дизайне интерьера.
Югендстиль | это… Что такое Югендстиль?
Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «
Альфонс Муха.
Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909г.
Содержание
|
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Основная статья: Архитектура модерна
Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди)
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
- Гимар, Эктор (Hector Guimard) — Франция
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
- Густав Климт — Австрия;
- Альфонс Муха — Чехия;
- Выспяньский, Станислав — Польша;
- Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия;
- Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция;
- Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария;
- Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия;
- Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия;
- Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия;
- Герда Вегенер — Дания;
- Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
- М. А. Врубель;
- А. Н. Бенуа;
- Васнецов, Виктор Михайлович;
- Малютин, Сергей Васильевич;
- Нестеров, Михаил Васильевич;
- Поленов, Василий Дмитриевич;
- Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
thumb|Густав Климт, Поцелуй. 1907—1908 гг. | Морис Дени. Из серии История Амура и Психеи | Фернан Кнопф. Искусство, или нежность сфинкса. 1896. | Лев Бакст. Ужин. 1902 |
В. Серов. Похищение Европы. 1910 | М. Врубель. Пан. | К. Сомов. Портрет М. Кузмина | Маска на здании (Москва) |
Скульпторы
Огюст Роден (Амур и Психея)
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- Роден, Огюст (Auguste Rodin), Камилла Клодель, Аристид Майоль — Франция;
- Ж. Минне — Бельгия;
- Г. Обрист — Германия.
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 года
Художественное стекло
- Галле, Эмиль (Emile Galle), Daum Freres — Франция;
- Тиффани, Луис Комфорт (Louis Comfort Tiffany) — США;
- Loetz — Чехия;
- Вильгельм Вагенфельд — Германия.
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
- Жак Грюбэ (Jacques Gruber), Гимар, Эктор (Hector Guimard) — Франция;
- Орта, Виктор (Victor Horta) — Бельгия;
- Тиффани, Луис Комфорт (Louis Comfort Tiffany) — США;
- Муха, Альфонс Мариа — Чехия.
Ювелирное дело, металл, гравировка
- Gorham — США;
- WMF — Германия;
- Арчибальд Нокс (Archibald Knox) — Великобритания;
- Феликс Бракмонд (Felix Bracquemond), Лалик, Рене (Rene Lalique), Жорж Фуке (Georges Fouquet), Галле, Эмиль — Франция.
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
- Муха, Альфонс Мариа — Чехия;
- Эжен Грассе (Eugene Grasset) — Швейцария;
- Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse Lautrec) — Франция.
Книжная иллюстрация и графика
- Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
- Генри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
- Теофил Александр Стейнлан (Theophile Alexandre Steinlen) — Швейцария;
- Йохан Торн Прайккер (Johan Thorn Prikker) — Голландия.
Библиография
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М. , 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. «Вопросы философии», № 4, 1992
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
См. также
- Медиафайлы по теме Модерн в изобразительном искусстве с Викисклада.
- Медиафайлы по теме Модерн в архитектуре с Викисклада.
- Модернизм
- Постмодерн
- Танец модерн
- Гуцульская сецессия
Ссылки
- Мебель в стиле модерн: Франция работы мастеров школы Нанси и Парижской «Шестерки»
- Пример стиля Модерн в Риге
- История мебели и интерьера — Стиль Модерн
- 48 эскизов мебели и интерьера в стиле Модерн из каталога «Art nouveau decoration & ameublement», Париж, 1898 год
- Rene Beauclair, эскизы ювелирных изделий в стиле Модерн, Париж, 1901-02 год
- Виртуальная галерея живописи художников стиля модерн
- Шедевры архитектуры и скульптуры стиля модерн
- Статья «Ар нуво, метро и Гимар»
- Архитектура московского модерна
- Brumfield W. C. The Origins of Modernism in Russian Architecture. — Berkley: University of California Press, 1991.
- Модерн. С сайта «История дизайна»
- Художник стиля модерн Фердинанд Ходлер. Картины и биография
- [1]
- Рекламный Плакат Эпохи Модерн
- «Русская архитектура 1830-1910-х годов» — Е.И. Кириченко, Москва ‘Искусство’ 1978
Йозеф Ольбрих | Немецкий архитектор
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Викторины
- Художники, художники и архитекторы
- Архитектура: искусственный мир
Сеть Réseau Art Nouveau — Культурные маршруты
Сеть Réseau Art Nouveau — Культурные маршруты
«Культурный маршрут Совета Европы», сертифицированный в
2014
Появившись в конце 19 века, стиль модерн быстро распространился в Европе через международные выставки, путешествующие художники, письма и журналы. Эта художественная революция была в основном вдохновлена природными формами и структурами, не только цветами и растениями, но и изогнутыми линиями. Однако модерн, быстро исчезнувший во время Первой мировой войны, был сильно дискредитирован, и только во второй половине 20 века стиль стал цениться в его историческом контексте, и были предприняты усилия для его сохранения. .
НаследиеТенденция в стиле модерн была обусловлена эстетическими идеалами и энтузиазмом в отношении современности, использованием возможностей промышленных технологий и новых материалов в сочетании с тщательным мастерством и вниманием к деталям. Креативные центры каждой страны привнесли в стиль свой колорит, включив в него местные особенности ( Jugendstil в Германии, Stile Liberty в Италии, Style Sapin в Швейцарии, Modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии), в результате чего получается прекрасное сочетание архитектуры, мебели и декора, называемое «полным произведением искусства».
Путешествие сегодня
Сеть Art Nouveau предлагает туристам многочисленные мероприятия, выставки и материалы, направленные на понимание и оценку богатого наследия этого художественного стиля. Ориентированные как на детей, так и на взрослых, они позволяют посетителю осознать масштаб стиля модерн, его связь с природой, обществом, экологией и техническими инновациями. Есть более 20 городов с богатым и разнообразным наследием в стиле модерн.
Вам необходимо включить JavaScript, чтобы увидеть карту Ценности Совета ЕвропыХотя каждое местное представление стиля имеет отличительные черты, в то время у европейских художников была общая воля к инновациям, творчеству, влиянию друг на друга и обмену, что привело к настоящему европейскому измерению этого наследия, которое лежит у самого нашего порога и которому иногда угрожает опасность. Стиль модерн является отражением наших культурных ценностей и важности межкультурного диалога.