Содержание

Как подбирать шрифты к проекту. Часть 1/2 | by grafdesigna | Дизайн-кабак

Когда я только узнавал, что такое дизайн, я часто слышал: «Типографика — самая важная часть проекта. Она может спасти даже провальный проект.»

Я не принимал это во внимание, поэтому мои первые проекты были однообразны с точки зрения типографики. Одни и те же популярные шрифты, которые есть чуть-ли не у 90% проектов.

Со временем я понял, насколько типографика важна, и стал с особым вниманием относиться к ней. В разработке даже появился обязательный отдельный этап «Согласование шрифтов проекта».

Во второй части статьи поговорим подробнее об алгоритме выбора шрифтов и об их сочетаниях.

В конце статьи помещаю бонусы, чтобы была мотивация дочитать до конца :3

Всё началось с просмотра лекции Миши Шишкина, основателя и креативного директора «Шишек». В своей лекции он рассказывает о крутом подходе к выбору шрифтов для проекта.

Запись лекции с «Дизайн просмотра»

Кто он? (шрифт, разумеется)

Проанализировав проект, для которого выбираем шрифты, мы должны понять, каким голосом говорит проект (бренд). Шрифт своими формой и ритмом графически отражает голос.

Слайд презентации Миши.

Во-первых, мы должны понять, да кто такой этот ваш шрифт.

Хладнокровный бизнесмен, всеми любимый офисный пухляш, уставшая домохозяйка, кайфовый и чилловый сёрфер?

Визуализация образа шрифта помогает нам уловить ритм речи, посылы, тон, громкость голоса и заявлений бренда.

Где он?

Нужно понять, в какой окружающей среде находится бренд. Если это деловая среда, где строгие дяденьки каждый день управляют миллиардами денег, то милые шрифты с завитушками тут не в тему.

Слайд презентации Миши.

Если мы говорим о сказочном мире магии, где есть маглы, старые магические замки, дементоры и оборотни, то почему бы шрифту не подстроиться и не быть немного сказочным?

Помните шрифт из Гарри Поттера? Объективно, вроде не оч, но для такого сказочного мира очень даже оч.

Какой он?

Слайд презентации Миши. Вариант сочетания шрифтов подобран им.

Исходя из предыдущих пунктов, нужно определить, какой характер у персонажа. Если мы строим типографику для бренда удобной офисной мебели, то у нас вполне может быть образ милого офисного пухляша, мягкого, добродушного и весёлого. От него всегда веет теплотой и свежими пончиками.

Какая у него задача?

Слайд презентации Миши.

Далее мы определяемся с задачей шрифта. Этот добродушный пухляш всех успокаивает? Весело шутит? Приободряет?

Если решить, какие задачи должен выполнять шрифт, то окончательно становится понятно, как он должен выглядеть.

Непоколебимый опытный деловой чел говорит болдовым гротеском в верхнем регистре.

Шрифт, соответствующий деловому челу.

Добрый офисный пухляш говорит закруглённым болдовым шрифтом с заглавной буквой в нижнем регистре, чтобы не повышать тон.

Шрифт, соответствующий офисному пухляшу.

Вопросы к шрифту

Однажды я вёл работу над айдентикой онлайн-школы подготовки к ЕГЭ по Физике. Нужно было выделиться от конкурентов современным необычным стилем, в какой-то степени даже экстравагантным.

После анализа ТЗ я понимал, что логотип будет текстовым, поэтому акцидентному шрифту нужно уделить особое внимание, потому что он будет в логотипе, то есть везде.

По всем советам из лекции выше я расписал в Miro карту шрифтов, получилась такая схема (см. ниже). Этим способом я пользуюсь до сих пор.

Далее я стал искать нужные по духу шрифты (о сервисах, где искал — в конце статьи).

Акцидентный

Его задачи: зацепить и заявить о себе. Нужно что-то неординарное и необычное. Helvetica, Roboto или Montserrat тут нам не помогут, поэтому пришлось немного постараться. В итоге я нашёл, что искал.

Шрифт Rostov.

Только поглядите, насколько он драматичен, груб, заметен и с русской грустинкой. Вроде, не подходит, да? Посмотрим.

Текстовый

Тут всё более мене понятно, подходит множество гротесков типа Montserrat, Open Sans, Source Pro, Roboto …

Мне хотелось найти что-нибудь поинтереснее, ведь ни один из этих шрифтов не настолько добродушен, как наш образ шрифта. Хотелось найти больше доброты, приятности, отзывчивости.

Искать долго не пришлось.

Шрифт Exo 2.

У него очень мягкие и приятные изгибы. Небольшое количество закруглений не делает его слишком мягким или строгим. Это то, что идеально подходит в данном случае.

Проба

Для привлечения внимания я решил использовать Rostov в верхнем регистре, а над Exo 2 не шаманил, он у нас и так спокоен и добр. Попробовал «примерить» их на сырые макеты, и вот что получилось.

Показал примеры, клиент шрифтовую пару утвердил. И мне, и клиенту понравился необычный нрав шрифтов. По нашему мнению, свои функции они выполняют на 101%.

Итог

Стиль вышел таким, как хотелось клиенту, и как его видел я. Всё сливалось в немного трешовый и необычный физико-учебный угар с долей крутости и простоты.

Итоговый стиль проекта.

Смотрите полную презентацию проекта тут.

Как и обещал, раздаю подарочки для тех, кто дочитал до конца :3

Сервисы

Сервисы, где искать годные бесплатные шрифты:

Google Fonts;
Jovanny;
Font library;
Hndwd Fonts;
Бесплатные шрифты.

Статьи

Как сочетать шрифты в проекте;
Как подбирать отступы от заголовка;
Как эффективно и бесплатно прокачиваться дизайнеру (цикл статей).

Шрифты, упомянутые в статье

Montserrat (Деловой чел)
Rounded Mplus 1c (Офисный пухляш)
Rostov (Моргенштерн)
Exo 2 (Добрый и понимающий)

Каждый из вас, кто подпишется на меня в Инстаграм и напишет в директ, что хочет получить «Атлас дизайна» — получит от меня PDF, в котором я поделюсь морем полезных материалов и советов.

  • Ссылки на ресурсы для поиска референсов и вдохновения;
  • Избранные ресурсы с полезными статьями, заметками и мыслями, которые я сам читаю;
  • Советы и рекомендации лично от меня, как практиковаться в дизайне, где эту практику находить и как сделать её максимально эффективной;
  • Фишки, которые позволяют мне быть востребованным дизайнером на фрилансе, выполнять проекты в срок, уметь в веб-дизайн, граф-дизайн, соцсети, полиграфию и бренд-дизайн;
  • Что мне помогает продвигаться, искать клиентов и закрывать сделки, повышая ценник.

Получить «Атлас-дизайна»

Чтобы выразить её, подпишись на мои Инст и Телеграм-канал, для меня это очень важно ♥

  • Инстаграм
  • Телеграм-канал

Дополнительно, если интересно:

  • Блог ВКонтакте или Facebook
  • Коллекция референсов
  • Мои работы

Обещаю, твою поддержку я не забуду ♥

Все, что вам нужно, это 5 шрифтов

Когда я начинал карьеру фрилансером в начале 2000-х годов, было не так много веб-шрифтов на выбор, тем не менее, меня всегда ошеломляло их количество. Не имея формального образования в области дизайна или типографики, мой выбор был неосведомленным и ограниченным.

Забавно оглядываться назад и понимать, что мне было труднее выбирать шрифты, когда было меньше вариантов, чем сейчас. С тех пор я перестал работать графическим дизайнером-фрилансером, но все еще занимаюсь брендингом, веб-дизайном и графическим дизайном для собственных проектов. За свою карьеру я приобрел достаточно опыта и много узнал о веб-типографике, поэтому сделал вывод, к которому до меня пришли многие дизайнеры – все, что вам нужно, это 5 шрифтов.

5 шрифтов Массимо Виньелли

Массимо Виньелли был одним из лучших коммуникаторов нашего времени. Его работы оказали огромное влияние на графический дизайн XX века. Он один из дизайнеров, если не

единственный, которые сделали шрифт Helvetica таким популярным и распространенным.

Пример того, как Массимо по-разному мастерски использовал шрифт Helvetica

За свою невероятно богатую карьеру он создал огромное количество работ в области графического дизайна, но в большинстве случаев использовал лишь несколько шрифтов. Об этом он однажды сказал:

«В новый компьютерный век распространение шрифтов и манипуляций с ними представляет новый уровень визуального загрязнения, угрожающего нашей культуре. Из тысяч гарнитур нам нужно лишь несколько базовых шрифтов, а все остальное следует выбросить».

— Массимо Виньелли

Так какими были его 5 шрифтов? Это шрифты, которые мы сегодня редко используем (кроме Futura).

5 шрифтов Массимо Виньелли, на которых он построил свою богатую карьеру: Futura, Times New Roman, Helvetica, Bodoni, Century

Times New Roman и Helvetica потеряли популярность у дизайнеров вскоре после распространения веб-шрифтов в начале 2000-х годов. Это были два очевидных выбора в качестве безопасных веб-шрифтов, а также Arial, который является копией Helvetica. Дизайнерам хотелось больше возможностей. И как только они смогли начать экспериментировать с разными шрифтами, они больше не оглядывались на проверенные и тяжеловесные гарнитуры из прошлого.

Теперь дизайнеры часто выбирают разные шрифты для каждого проекта. Но вот вопрос – действительно ли нам нужны все эти шрифты? И действительно ли мы должны забыть о безопасных веб-шрифтах, которые часто считаем «скучными»?

Мои собственные 5 шрифтов

Неопытный дизайнер думает, что ему нужно огромное количество шрифтов, опытный же знает, что один шрифт можно использовать разными способами. Приведенный выше пример Массимо Виньелли с использованием шрифта Helvetica прекрасно иллюстрирует это. Дело не только в том, какой шрифт мы выбираем, но и в том, как мы его используем. Размер, контраст, расположение, цвета фона и переднего плана, а также то, как он сочетается с другими шрифтами в дизайне. Это всего лишь основы, но используя их, мы можем создать множество оригинальных дизайнов и разнообразия с помощью всего одного шрифта. Я узнал это методом проб и ошибок на протяжении своей карьеры. Самостоятельное обучение сыграло огромную роль в том, сколько времени мне потребовалось, чтобы понять, что важно не количество шрифтов, а качество.

Я пришел к тому же выводу, что и Массимо и многие другие дизайнеры – мне не нужен огромный выбор шрифтов сомнительного качества, мне нужно всего несколько высококачественных гарнитур. Поэтому я составил свой собственный список из 5 шрифтов, которые я использую чаще всего.

Мои 5 шрифтов, к которым я постоянно возвращаюсь: Gilroy, Meta Serif Pro, Roboto, Georgia, Work Sans

Это шрифты, которые я пробую использовать всякий раз, когда начинаю работать над чем-то новым. Если я не могу заставить эти шрифты работать, я пойду и найду новый шрифт, как сделал, когда работал над проектом UX Buddy.

Как создать свой собственный список из 5 шрифтов

Ниже представлены типы шрифтов, из которых, по моему мнению, должен состоять список «5 шрифтов» современного веб-дизайнера:

  • Геометрический шрифт без засечек
  • Качественный шрифт с засечками
  • Универсальный шрифт (ваша «рабочая лошадка»)
  • Безопасный веб-шрифт
  • Вариативный шрифт

Если вы присмотритесь, то заметите, что эти типы шрифтов идеально соответствуют моим «5 шрифтам». Gilroy – это геометрический шрифт без засечек, который мне очень нравится, потому что он кажется современным (в отличие от Futura, который в некоторых случаях может выглядеть устаревшим). Meta – высококачественный шрифт с засечками, потому что он действительно хорошо спроектирован, отлично смотрится в абзацах текста и имеет множество функций OpenType, таких как лигатуры, альтернативные стили цифр и многое другое.

Roboto – типичное семейство шрифтов, выступающее в роли «рабочей лошадки». Он бывает разного стиля и веса, и очень хорошо спроектирован. Он состоит из шрифтов без засечек, плоских засечек, моностиля. Его можно использовать для чего угодно, от длинных абзацев текста до меток интерфейса и фрагментов кода.

Work Sans – это вариативный шрифт без засечек, который мне очень нравится. Он очень разборчивый даже при небольшом размере, что отлично подходит для дизайна интерфейса. Поскольку это вариативный шрифт, я могу подбирать различные веса, чтобы добиться правильного баланса между размерами шрифтов, что помогает дизайну интерфейса выглядеть лучше.

И последний шрифт – Georgia, недооцененный веб-шрифт. Выглядит он довольно современно, что невероятно, ведь он был спроектирован довольно давно. Он содержит минускульные цифры, часто называемые «строчными». Он отлично подходит для абзацев текста, особенно когда мне нужно сэкономить несколько килобайт. Я уже давно говорю: безопасные веб-шрифты – вовсе не отстой. Они абсолютно бесплатны, так как нам не нужно платить за их использование, а также они не добавляют веса нашим сайтам, поэтому они загружаются быстрее. Я расскажу о веб-шрифтах подробнее в другой раз.

А какие 5 шрифтов выбрали вы?

Хорошо, теперь пора подумать о своих 5 шрифтах. Для начала запишите пару шрифтов, которые вы использовали более одного раза. Затем просмотрите мой рекомендуемый список типов шрифтов и попробуйте составить его со своим собственным списком. Может показаться, что у вас будет меньше выбора, если вы сузите диапазон до 5 шрифтов. Но вы узнаете, как их лучше использовать, что в долгосрочной перспективе сделает вас лучшим дизайнером. Кроме того, вы всегда можете взять шрифт, который не часто используете, и заменить его другим. Просто убедитесь, что вы пытаетесь использовать в общей сложности около 5 шрифтов. Скоро вы придете к тому же выводу, что и я, и многие другие дизайнеры: 5 шрифтов – это все, что вам нужно, если ни один из них не является Comic Sans.


Перевод статьи uxdesign.cc

у кого покупать шрифт, и главное — зачем — Райт

Для тех, кто не чурается платных шрифтов и не задается вопросом: «За шо?».

Кириллических шрифтов стало много, но их все еще в тысячи раз меньше, чем латинских. Решил подсказать дизайнерам, где кроме Google Fonts, найти отличные шрифты авторов, чувствующих кириллицу тонко и нативно. И, возможно, немного сэкономить.

Алексей Коваль
Першабеларускi аматар Myfonts

Я начал изучать шрифт в 2002 году, и это было удивительное время: цифровые продукты для разработки шрифтов стали общедоступными, и больше не нужно было уезжать в Москву, чтобы устроиться в одну из крупных «словолитен». Начали появляться книги по типографике. Сфера только зарождалась, и все шрифтовые дизайнеры знали друг друга через 2–3 рукопожатия. За 18 лет произошли грандиозные изменения. Во-первых, в профессию пришло огромное количество дизайнеров шрифта. Молодые и свободные, с современными инструментами и возможностью создавать шрифт самостоятельно. Во-вторых, произошла глобализация продаж через интернет: монополии производителей шрифта исчезли и печатные каталоги стали не нужны. Вместе с тем между покупателем шрифта и разработчиком появились посредники: маркеты вроде Google Fonts и MyFonts. Вы вольны покупать шрифты у кого хотите. Но так ли много известно вам дизайнеров, у которых можно приобрести шрифт напрямую? Вот это и исправим.

Во времена СССР разрабатывать кириллицу можно было только в Москве. Повезло странам, которые пользовались латиницей: например, Литва, Латвия и Эстония могли создавать шрифты у себя дома. В Беларуси и Украине это было невозможно. Все изменилось, когда появились настольные издательские системы.

Тогда отпала необходимость рисовать буквы на миллиметровках, задавать на приборах математические формулы и проверять начертание символов на осциллографе.

Беларусские дизайнеры

У нас по-прежнему два «постоянных» дизайнера и регулярные единичные проекты от еще нескольких. Самый продуктивный — Денис Серебряков. Его шрифты можно купить через MyFonts или напрямую. Специализированного магазина, где продается лицензия, нет — значит, можно договариваться о специальных условиях. Я считаю достойными внимания его следующие работы: