К истории немецкого шрифта — RusVerlag.de

Этот шрифт называется «немецким письмом», «готическим шрифтом» или «фрактурой». Шрифт, на котором пишутся немецкие книги сегодня, называется «антиква» или просто «латинский шрифт». Противостояние между «немецким письмом» и шрифтом «антиква» оставило немалый след в истории немецкого языка и Германии в целом. «Немецкое письмо» относится к так называемым «ломаным шрифтам», при котором начертание дуг, из которых состоит графическое изображения букв, прерываются в разных местах, и там, где при письме меняется направление пера, появляются излом. Противоположностью ломаным шрифтам являются «круглые шрифты», в которых при написании букв пишущий инструмент совершает округлые, изогнутые, дугообразные движения.

Другое название «немецкого письма» — «готический шрифт» — связано с готическим стилем в искусстве, возникшем в середине 12-го века. Основным нововведением этого стиля в архитектуре является «стрельчатая арка», пришедшая на смену «круглой арке» романского стиля. Соответственно и появившиеся в то время шрифты, которые отличались изломами дуг, стали называться готическими.

Противостоящий «готике» круглый шрифт «антиква» появился в Италии в 15-м веке. Его появление связано с эпохой гуманизма и возросшим интересом к античности. При написании текстов итальянцы стали подражать начертанию букв в сохранившихся античных рукописях. Отсюда и название шрифта.

Первоначально и готические шрифты и «антиква» были рукописными шрифтами. С появлением книгопечатания возникли соответствующие печатные шрифты. Первые печатные книги в типографии Гутенберга были набраны одним из готических шрифтов — текстурой. Спустя короткое время в Италии появились печатные шрифты «антиква». В странах Южной Европы «антиква» относительно быстро вытеснила «ломаные шрифты». В странах Северной и Центральной Европы эти виды шрифта сосуществовали более длительное время. В большинстве стран «готические шрифты» исчезли к концу 18-го столетия, только в странах немецкого языка они сохранились до середины 20-го века.

Вначале применение того или иного шрифта не было идеологически обусловлено. Тексты на немецком языке с 16-го века печатались чаще всего одним из готических шрифтов — «фрактурой», тексты на латинском языке — «антиквой». На латинском языке издавались, наряду с античной классикой, также многочисленные научные труды.

Ситуация изменилась к началу 19-го века. Это был период подъема немецкого национального чувства, сопровождавшийся попытками определить, что «немецкое», а что нет, что характеризует «национальный дух» и культуру немцев, а что им чуждо. Мыслители того времени стали рассматривать шрифт «антиква» как ненемецкий, как воплощение таких чуждых немецкому духу свойств как легкость, несерьезность, поверхностность.

В то же время более темный и жирный шрифт «фрактура» воплощает в себе такие «исконно немецкие качества, как основательность, серьезность, глубина». Мать Гете писала своему сыну, чтобы он оставался немцем «и в буквах тоже». Тем не менее, в 19-м веке и в начале 20-го века все больше людей в Германии пользовались «антиквой», которую они считали более простым и удобным шрифтом.

В начале 20-го века образовалось «общество сторонников старого шрифта» (Verein fuer Altschriftе), выступавшее за широкое распространение «антиквы». Название парадоксальное. Здесь понятия «старого» и «нового» как бы поменялись местами. Слово «антиква» в переводе с латинского означает старинный, древний. На самом же деле это общество выступало за модернизацию и упрощение шрифта.

В начале 20-го века шрифтом официальных документов оставалась «фрактура». В школах также обучали письму так называемым «немецким куррентшрифтом» — тоже одним из готических шрифтов.

В 1911 году Общество сторонников «антиквы» добилось рассмотрения в рейхстаге вопроса о замене фрактуры на латинский шрифт в официальном делопроизводстве и отмены обучения «немецкому куррентшрифту» в школах. В результате эмоциональных дебатов законопроект был отклонен 75 процентами голосов. Несмотря на это, «антиква» получала все большее распространение. Драматические события вокруг вопроса о шрифте развернулись в эпоху нацизма. Вначале нацисты объявили, что только «ломаные шрифты» являются «истинно немецкими» и их использование всячески поощрялось. Ситуация резко изменилась в 1941-м году. 3 января 1941-го появился не предназначенный к публикации в открытой печати циркуляр Мартина Бормана, который неожиданно обвинил готический шрифт в еврейском происхождении и на этом основании запретил его. Интересно, что напечатан циркуляр был на бланке с надписями готическим шрифтом.

Циркуляр

(Не для обнародования)

Для всеобщей информации по поручению фюрера сообщаю:

Рассматривать так называемый «готический шрифт» как «немецкий шрифт» и употреблять по отношению к нему название «немецкое письмо» — неправильно. В действительности так называемый «готический шрифт» состоит из швабахских еврейских литер. Так же, как в более поздние времена евреи захватили газеты, так в период становления книгопечатания они взяли в свои руки типографии, результатом чего стало широкое распространение в Германии швабахских еврейских литер.

Сегодня фюрер после обсуждения вопроса с рейхсляйтером господином Аманном и владельцем типографии господином Адольфом Мюллером принял решение, что «антиква» — шрифт отныне должен именоваться «нормальным шрифтом». Постепенно вся печатная продукция должна быть переведена на «нормальный шрифт». Насколько это позволяет ситуация со школьными учебниками, в сельских и народных школах при обучении должен использоваться только «нормальный шрифт».

Использование швабахских еврейских литер в учреждениях запрещается, при составлении служебных удостоверений, изготовлении дорожных знаков и т. д. должен использоваться только «нормальный шрифт». По поручению фюрера господин рейсхсляйтер Аманн должен перевести на «нормальный шрифт» в первую очередь те газеты и журналы, которые распространяются за границей или распространение которых за границей желательно.

Подписано

М. Борман

Адресаты:

Рейхсляйтеры,

Гауляйтеры,

Фербэндефюреры

Разумеется, приведенное обоснование запрета совершенно абсурдно и ни в коей мере не соответствует историческим фактам. Реальной причиной поворота в вопросе о шрифте, по-видимому было то обстоятельство, что жители оккупированных территорией и ввезенные в Германию иностранные рабочие не могли прочесть надписи и документы на «фрактуре», даже те из них, кто знал немецкий язык. Впрочем, многие исследователи полагают, что Гитлер с самого начала имел предубеждение против «готического шрифта», но в течение долгого времени не проявлял его столь явно.

От нанесенного удара «фрактура» уже не оправилась. После войны союзные оккупационные власти не допускали применения «готического шрифта», поскольку им было трудно его читать. После 1954-года в некоторых землях было вновь введено обучение готическому шрифту дополнительно к латинскому. Однако конкурировать с латинским шрифтом «немецкое письмо» более не могло.

В наше время лишь немногие немцы могут свободно пользоваться «готическим шрифтом». В школах он более не изучается. Поэтому доступ нынешних поколений немцев к текстам прошлых времен затруднен. Современным немцам трудно читать письма и дневники своих бабушек и дедушек. Книги на «фрактуре» читают, главным образом, из научного интереса. Антикварные издания художественной литературы на немецком языке пользуются довольно ограниченным спросом.

В настоящее время «фрактура» используется на различных вывесках, чаще всего на вывесках ресторанов и гостиниц, при рекламе пива и в иных рекламных материалах. «Немецкое письмо» в рекламе создает впечатление, что рекламируемый объект имеет долгую историю или связан с традиционным для Германии образом жизни. Если «готическим шрифтом» написано название фирмы, это должно свидетельствовать о солидности фирмы и наличии длительных традиций.

В Германии действует Союз сторонников «немецкого письма» и немецкого языка (Bund fuer deutsche Schrift und Sprache, BfdS) и фонд «Немецкое письмо» (Stiftung Deutsche Schrift), которые рассматривают «готический шрифт» как культурное достояние Германии и всей Европы, всячески его пропагандирует, способствуют сохранению текстов, написанных этим шрифтом.

Werbung

готично! — Игорь Петров — LiveJournal

Можно попробовать сначала испытать себя, а потом прочитать

Уже типография Гутенберга в 1455 году печатала Библию пра-фрактурой, окончательно же фрактура, как печатный шрифт для немецких, в-основном, книг утвердилась в 16 веке. К концу 18-го ее популярность пошла на спад (Гете, к примеру, был поклонником использовавшейся, в-основном, в латинских книгах антиквы, за что подвергся упрекам со стороны матери, просившей его оставаться немцем, в том числе и в буквах), но в начале 20-го усилиями «национально-ориентированных» писателей начался новый взлет. В промежутке между 1920 и 1940 годом фрактура достигла периода наивысшего расцвета — она использовалась для печатания большинства книг и газет.
Гитлер, однако, никогда не был поклонником фрактуры. Еще в 1934 году он говорил, выступая перед партийными функционерами:
«Мнимое оготичивание плохо сочетается с эпохой стали и железа, стекла и бетона, с женской красотой и мужской силой, с высоко поднятой головой и непоколебимым духом… Наш язык будет через сто лет языком всей Европы. Страны Востока, Севера и Запада будут учить наш язык, чтобы объясниться с нами. Важная предпосылка для этого: отказ от шрифта, именуемого готическим…»

3 января 1941 г. рейхсляйтерам и гауляйтерам было отправлено следующее указание за подписью М. Бормана:

ЦИРКУЛЯР
/не для печати/

По заданию фюрера довожу до всеобщего сведения:
Рассматривать и обозначать так называемый готический шрифт, как немецкий шрифт — неверно. На самом деле так называемый готический шрифт состоит из швабахских еврейских литер. Подобно тому, как совсем недавно осевшие в Германии евреи владели немецкими газетами, ко времени начала книгопечатания евреям принадлежали типографии, что привело к сильному распространению в Германии швабахских еврейских литер.

Сегодня фюрер после обсуждения вопроса с рейхсляйтером Аманном и владельцем типографии Мюллером принял решение, считать в будущем стандартным шрифтом антикву. Все печатные производства должны быть переведены на этот стандартный шрифт. как только будет напечатано достаточное количество учебников в школах следует изучать только стандартный шрифт.

Официальным учреждениям запрещается использовать швабахские еврейские литеры; приказы для служащих, дорожные указатели и подобн. должны изготовляться с использованием стандартного шрифта.

По заданию фюрера рейхсляйтер Аманн переведет на стандартный шрифт, в первую очередь, газеты, уже распространяемые за границей или рекомендуемые к распространению.

13 января приказ был спущен в низшие инстанции, но уже с иной формулировкой: «Шрифт, ошибочно именуемый готическим, наносит ущерб немецким интересам, как внутри, так и вне страны, так как иностранцы, даже знающие немецкий язык, в большинстве своем не могут его читать.»

С начала учебного года 41/42 немецкие дети учили только «стандартный шрифт». До сих пор у букинистов можно найти книги, первая половина которых напечатана фрактурой, а вторая антиквой.

На самом деле, отсылка к «еврейским литерам», равно как и прочая аргументация циркуляра, ошибочны, по крайней мере, согласно средневековым цеховым законам, евреи не имели права ни владеть типографией, ни работать в ней.

German Gothic Font — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 34 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Germany Gothic Font FREE Download & Similar Fonts

    • Fonts
    • Font Generator
    • Famous Fonts

    Download @font-face Kit

    Free for Personal Use

    Скачать шрифт

    5

    1

    голосов

    • Бесплатно для личного использования
    • Готический
    • Средневековый
    • Blackletter
    • Староанглийский

    Германия Готический шрифт Скачать можно бесплатно с FontGet. Germany Gothic — это бесплатный шрифт для личного пользования, созданный Mfth Std.. Germany Gothic — это шрифт Gothic, который можно использовать на любом устройстве, таком как ПК, Mac, Linux, iOS и Android. Для этого шрифта доступен 1 ​​стиль ( Германия готская).