Начертания различных видов русских шрифтов. | by kosmoskaft

Оригинал статьи: http://bdstudy.ru/?p=220

К простейшим шрифтам относятся шрифты рубленые и плакатные (гротеск).

Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т.е. как бы канву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширине 1 клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта.

Буквы каждого шрифта подразделяются на три группы:

УЗКИЕ

Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ

НОРМАЛЬНЫЕ

А, Д, 3, И, К, Л, Н, П, Т, У, Ч, Ц, Ч, Я

Ж, М, О, С, Ф, Ш, Ы, Э, Ю

Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы подразделяются на прямоугольные и округлые.

В зависимости от техники начертания шрифты бывают рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти; рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на различных материалах – камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов – резцов и др.).

По технике начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт «гротеск», все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций букв, т.е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные.

Плакатный шрифт, показанный на рис. 4.16, имеет три разновидности пропорции букв, что придает ему большую динамичность, хотя горизонтальные штрихи проходят у букв точно по середине. Модульная сетка, начерченная для каждой буквы, точно определяет их размеры.

Нетрудно заметить, что буквы, имеющие округления, как например – Б, В, Р, Ь, в местах округлений немного шире стороны прямоугольника, положенного в основу пропорции этих букв. На второй строчке буквы чуть шире предыдущих, но не все они вписываются в прямоугольник целиком. Буква А, например, в своей нижней части выходит за стороны прямоугольника, буква 3, наоборот, немного уже. Целиком вписываются в прямоугольник лишь буквы И, К, Л, Н, П, У. Остальные – Т, Ч чуть меньше.

Начертание букв плакатным пером осуществляют двумя способами. В первом случае обводят сначала все вертикальные прямые. Обводку вертикальных штрихов выполняют движением пера сверху вниз, держать его нужно с небольшим наклоном в сторону движения. После высыхания туши движением пера слева направо обводят горизонтальные штрихи, причем сначала все верхние штрихи, затем средние, нижние, а в последнюю очередь и наклонные.

Во втором случае обводку букв производят снизу. Наибольшая трудность здесь состоит в закруглениях букв и цифр. При выполнении закруглений перо надо вести почти вертикально. Для этого необходимо сначала потренироваться на отдельном листе.

В наиболее ответственных надписях для придания шрифту большей строгости и аккуратности буквы обводят плакатным пером с помощью линейки. Одну линейку кладут вниз, а другую сверху нее. Верхнюю линейку сдвигают немного вперед и по ней чертят буквы. В таком случае тушь не подтекает под линейку. Не рекомендуется пользоваться при этом тонкими металлическими или тонкими пластмассовыми линейками.

Приведенные выше плакатные шрифты носят название плоских силуэтных. Кроме них имеются и объемные шрифты, представляющие собой разновидность плакатных шрифтов.

При составлении композиции текста художники применяют декоративные шрифты, украшенные рисункам или орнаментом, что придает им своеобразную форму.

Кроме прямых шрифтов в декоративно-оформительском искусстве применяют курсивные (наклонные) шрифты. Наклонив буквенные знаки шрифта под углом 75°, можно получить варианты курсивных шрифтов (рис. ниже). Буквы курсивных шрифтов пишут как отдельно друг от друга, так и вместе. Иногда соединения букв в курсивном шрифте ухудшают его удобочитаемость.

При одинаковой толщине обводки штрихов по методике Г. В. Гречихо курсивный шрифт пишут стеклянными трубочками, фломастерами и чертежными перьями «редис» (рис. ниже). Курсивные шрифты выполняют чаще всего прямыми плакатными перьями, а также плоско отточенными палочками. Вариантов курсивных шрифтов много, и возможности для составления собственных разновидностей курсивных шрифтов неограниченны.

Красота шрифта заложена в самой конструкции буквы, в умении найти гармоническое сочетание размеров ее частей. На рис. ниже показан образец рукописного жирного курсивного шрифта, автором которого является известных советский художник В. К.Тоотс.

Рукописный курсивный шрифт наиболее доступен и быстр в написании и самый скорый. Его обычно пишут ширококонечным пером («рондо»), сохраняя при этом постоянное положение руки и глаз по отношению к листу бумаги. Штрих выполняют сразу, без изменения угла наклона. Штрихи пишут сверху вниз и слева направо. Для написания текстов ширококонечным пером лучше всего использовать гладкую белую бумагу.

Рассмотрим следующую группу шрифтов, относящуюся к контрастным. Эта группа носит общее название «антиква». К разновидностям антиквы относят академический шрифт, который имеет несколько вариантов, а также архитектурный. Буквы и цифры этих шрифтов в большинстве своем имеют вверху и внизу засечки. Рисунок засечек представляет собой некоторую сложность при начертании букв.

Познакомимся с формой и конструкциями букв и цифр академического шрифта (рис).

В учебных целях шрифт выполнен с помощью модульной сетки, которая позволяет наглядно увидеть особенности начертания каждой буквы, цифры и сравнить их между собой. Ширина букв неодинакова и берется в зависимости от формы буквы. Например, наименьшую ширину – 4,5 модуля имеет буква 3. Буквы Б, В, Г, Е, И, Н, П, Р, Ч имеют ширину 5 модулей, т.е. пропорция составляет отношение 5:8, буквы Э, Ц – 5,5 модуля, буквы А, Л, Т, У, Ц, Ъ, О, Я – 6 моду-лей (6 : 8). К более широким буквам относятся Ж, Ф, Ш, Ы, Д – 7 модулей. Самые широкие – Ю, Щ – 7,5 модулей.

В некоторых случаях художник меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным со-отношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта.

Революция — процесс | СТД РФ

Анна Резвова

Опера Глеба Седельникова «Родина электричества» по рассказам Андрея Платонова. Воронежский театр оперы и балета, реж. Михаил Бычков

В начале июня в Воронеже состоялась мировая премьера оперы Глеба Седельникова по рассказам Андрея Платонова «Родина электричества». Безусловно, громкое «мировая премьера» достойно открытия международного Платоновского фестиваля искусств. Но что это даёт нам, кроме рекламного восклицательного знака? Наверное, повод задуматься: почему же опера, написанная в 1981 году, была поставлена лишь сейчас. Конечно, дело не только в сложности музыкального материала, хотя оркестру, хору и солистам пришлось действительно нелегко, как признавался в интервью музыкальный руководитель Юрий Анисичкин. И на премьере в отдельных партиях была слышна борьба причудливого платоновского слога, рваного ритма и человека, пытающегося говорить на этом языке. Но такое сопротивление не разрушило постановку, а напротив – стало её настроением: борьбы и победы. Так почему же оперу, в которой так светло светлое будущее не поставили ещё в советское время?
Отвечают на этот вопрос единственные в мире постановщики этой оперы. Их ответ — в той интонации, с которой они преподносят историю об электрификации маленького села Рогачёвка в Воронежской области. Режиссёр Михаил Бычков идёт по пути переосмысления революции. Художник Николай Симонов, художник по костюмам Юлия Ветрова, художник по свету Иван Виноградов создают впечатляющий футуристический визуальный ряд. Они вычёркивают «советскость», подчёркивают советский авангард. И когда видишь хор на постоянно вращающейся, как так и не построенная Башня Татлина, конструкции, понимаешь: эта опера могла быть поставлена только сегодня. Только сейчас мы становимся способны абстрагироваться и посмотреть на то, что произошло сто лет назад с разных сторон, учитывая и социальный, и культурный контексты. В советское время «революция» перестала быть процессом, а на много лет стала повторяющейся картиной демонстраций с красными флагами и воздушными шарами. Постановщикам оперы удалось вырваться из этого статичного сюжета и показать важную вещь: революция – это процесс, это движение, это та религия, которая пришла на смену пустоте, зовущейся «привычкой». В прологе Фрол (Кирилл Афонин) спрашивает старуху – участницу крестного хода (Полина Карташова): «Бабушка, зачем вы ходите молитесь?» И та отвечает: «Живу по привычке». Народ, обезличенный, словно ожившие деревенские сюжеты Казимира Малевича, повторяет молитвы по инерции и ни во что не верит. И как на Голгофу поднимается по наклонённой поверхности со своими супрематическими крестами. Тему религии продолжает и детский хор – появляющиеся крестьянские дети, напоминающие ангелов.
Полотно оперы фрагментарно, каждая картина отделяется от другой анимацией на суперзанавесе. Видеохудожник Алексей Бычков приводит в движение футуристические сюжеты и трафаретные плакатные шрифты времён Маяковского и Родченко, пускает по небу супрематические облака, давая с помощью современных технологий новую жизнь авангарду прошлого столетия. Во время действия занавес не убирается полностью, его оставляют сверху, и он работает как экран для титров. Но как такового титрования в опере «Родина электричества» нет, есть плакатное цитирование, расстановка акцентов.
В «четырёх картинах со вступлением, прологом, эпилогом и заключением», как значится в программке, нам рассказывают историю о том, как Фрол Дерьменко, его брат Семён (Максим Шабанов), Прокофий Кузнецов (Алексей Тюхин) и поверившая в электрификацию девушка-сирота Евдокия (Анастасия Черноволос) берут в аренду помещичий сад и строят там электрическую станцию. Пока они увлечены этой идеей, жизнь идёт своим чередом: секретарь сельсовета и милиционер, например, крадут яблоки и говорят, что это для детдома. Надо сказать, что как таковой жизни в опере мало, взаимоотношения между героями выхолощены: «победа над солнцем» не оставляет времени на чувства.
В кульминационной четвёртой картине прямоугольные конструкции, подсвечивающиеся на протяжении всего действия изнутри то синим, то красным, превращаются из деревьев в опоры ЛЭП. Вся деревня участвует в запуске электростанции и ликует, когда загорается огромная «лампочка Ильича» – символ новой веры. Хрупкая сельская учительница (Дарья Филиппова) произносит новую «молитву»: «Пусть отныне сияют окна сельских избушек, охраняя от тьмы революцию». Свет и просвещение становятся главными святынями революционной религии.
В этой авангардной притче есть и свой Фома неверующий – «курьёзный мужичок» (Антон Оршанский), который сомневается и когда станцию только хотят построить, и когда станция сгорела. В прямом смысле тени сомнения на лицах и народа – в эпилоге хор выходит в чёрных масках, снова лишаясь лица, как и в прологе. Отчаявшегося Фрола поддерживают две женщины – старуха и Евдокия, которые верят, что всё нужно начать сначала.
Финал оперы утопично оптимистичен. И, что опасно для данного спектакля, перестаёт звучать отстранённо. Возникают, как мне кажется, ненужные параллели с не достигнутым прошлыми поколениями «прекрасным далёко» и возможностью всё исправить сейчас. Видимо, этот крен заметил и режиссёр Михаил Бычков, который в обсуждении после премьеры сказал, что финал получился слишком радостный.
Конечно, спектаклю нужно время. Однако этого времени у него может и не быть. Постановка, которую так тепло принимала фестивальная публика, может оказаться непонятой и непринятой зрителем, который до сих пор ещё не готов к революции столетней давности.

Фото Алексея Бычкова и Андрея Парфенова.

Анна Резвова — окончила Кемеровский университет по специальности «Журналистика», студентка магистратуры РГИСИ (Сценические искусства: управление проектами). Работает руководителем литературно-драматургической части Кемеровского театра драмы им. А. В. Луначарского. [email protected]

советских дизайнов, тем, шаблонов и графических элементов для загрузки на Dribbble

  1. Посмотреть афишу встречи Skookum

    Плакат встречи Skookum

  2. Вид #095 Бассейн

    #095 Бассейн

  3. Посмотреть власть людям

    Власть народу

  4. Посмотреть советское агентство

    Советское Агентство

  5. Посмотреть #113 Случайные коллажи

    #113 Случайные коллажи

  6. Просмотр Crowler

    Кроулер

  7. Посмотреть исторический книжный дизайн — начало 20 века

    Дизайн исторической книги — начало 20 века

  8. Посмотреть советскую литературу

    Советская литература

  9. Просмотр сюрреалистов для Украины

    Сюрреалисты для Украины

  10. Посмотреть Выпейте, товарищи!

    Пейте, товарищи!

  11. Посмотреть Superpower IPA

    Сверхмощный ИПС

  12. Посмотреть Альманах дизайна СССР

    Альманах Дизайна СССР

  13. Посмотреть СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ

    СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ

  14. Посмотреть Зомби ТВ

    Зомби ТВ

  15. Посмотреть исторический книжный дизайн — середина 20 века

    Дизайн исторической книги — середина 20 века

  16. Просмотреть шрифт Myla

    Майла Фонт

  17. Посмотреть Спутник

    Спутник

  18. Посмотреть навык

  19. Посмотреть исторический книжный дизайн — конец 20 века

    Дизайн исторической книги — конец 20 века

  20. Посмотреть еженедельную разминку № 7: Socialist Pawsident

    Еженедельная разминка № 7: Socialist Pawsident

  21. Посмотреть советскую кастрюлю

    Советская сковорода

  22. Посмотреть ЛАКОМСТВА — Деталь

    ЛАКОМСТВА — деталь

  23. Посмотреть исторический дизайн книги — начало-середина 20 века

    Дизайн исторической книги — начало-середина 20 века

  24. Посмотреть ЭФЕМЕРЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

    ЭФЕМЕРА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить или войдите в систему

Загрузка еще…

Советский шрифт — Etsy New Zealand

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *