Построение шрифта Дюрера // Писаревский Д. А. Шрифты и их построение. Л., 1927.
Построение шрифта Дюрера // Писаревский Д. А. Шрифты и их построение. Л., 1927.От публикатора
Шрифту посвящен небольшой отрывок из третьей книги «Наставления к измерению циркулем и линейкой линий, плоскостей и объемных тел, составленного Альбрехтом Дюрером и напечатанного, с относящимися к сему рисунками, на пользу всем любителям искусства в 1525 году» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt, in Linien, Ebenen unnd gantzen corporen…»). Книга целиком на русский язык не переводилась. Отрывок о шрифте выходил в трех редакциях (четырех изданиях):
- Построение шрифта Дюрера // Писаревский Д. А. Шрифты и их построение / под ред. И. А. Фомина. Л.: Издание автора, 1927. С. 52—56.
- Построение шрифта Дюрера // Писаревский Д. А. Шрифты и их построение / под ред. И. А. Фомина. М.: Архитектура-С, 2014. С. 52—56.
- Из книги III [трактата «Руководство к измерению»] // Дюрер А.
Дневники. Письма. Трактаты / пер. Ц. Г. Нессельштраус. Л.; М.: Искусство, 1957. Т. II. С. 68—73.
- Дюрер А. О шрифте / пер. В. Лазурского. М.: Книга, 1981.
Целиком отрывок о шрифте переведен только в третьем издании 1981 года. Здесь приводится текст первого издания. Перевела фрагмент Александра Николаевна Фомина. Для контроля также приводится электронное факсимиле издания: duerer_postroenie-shrifta_1927.djvu.
[ Первая страница обложки ]
[ 1 ]
Д. А. ПИСАРЕВСКИЙ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ
И. А. ФОМИНА
ИЗДАНИЕ АВТОРА
ЛЕНИНГРАД
1927
[ 52 ]
ПОСТРОЕНИЕ ШРИФТА ДЮРЕРА
(перевод с немецкого А. Н. Фоминой *).
Часто приходится делать шрифт на столбах, башнях и высоких стенах, поэтому, кто хочет писать на башне так, чтобы верхнюю строчку букв можно было бы прочесть так же легко, как и нижнюю, тот должен сделать ее наверху крупнее, чем внизу, следующим образом: поставь свое лицо на таком расстоянии от башни и на такой высоте, как ты хочешь.
Рис. № 11.
*) Примечание редактора: Этот перевод сделан из книги: Albrecht Dürer. Unterweisung der Messûng. Herausgegeben von Alfred Peltzer. München. 1908, любезно предоставленной редактору Г.
[ 53 ]
к точке c и отрежь их до пересечения с вертикальной fg. Таким образом f, g будет разделена пропорционально делению на ab, которой она параллельна.
При увеличении надписи вертикаль помещается впереди a b, а при уменьшении — позади.
Такие деления применяются не только для написания букв, но и в других случаях. Этот способ пригоден, когда хотят украсить высокую башню во всех этажах изображениями так, чтобы верхние казались одинаковыми с нижними.
Так как строители и художники обычно делают надписи на высоких стенах, то необходимо, чтобы они научились правильно строить буквы; поэтому я хочу дать основные правила начертания латинского алфавита.
Прежде всего сделай квадрат для каждой буквы, в котором эта буква будет заключена. Когда ты вписываешь туда букву, делай толстую стойку буквы шириною в десятую часть стороны квадрата, а более тонкую стойку делай шириною в одну треть толстой. Это имей в виду во всех буквах всей азбуки.
Сначала делай букву А так: обозначь углы ее квадрата a, b, c, d и делай это для всех букв. Раздели этот квадрат двумя пересекающимися линиями, вертикальной
Таким образом, в середине получается треугольник. Точка e приходится наверху в середине буквы. Потом соедини букву A под горизонтальной чертой gh. Делай эту перекладину шириной в одну треть широкой стойки. Затем начерти на верхней стороне квадрата циркулем окружность так, чтобы она касалась широкой стойки буквы Делай это, чертя окружности, радиус которых должен равняться седьмой части стороны квадрата. Внутренний же выступ сделай в две трети ширины толстой стойки. Для этого с обеих сторон очерти дугу радиусом равным половине толстой стойки. Это A поверху ты можешь также плоско
[ 54 ]
обрезать по линии прямоугольника и закруглить букву спереди, как внизу. В этом случае линии наверху должны быть сдвинуты немного ближе. Обрати внимание на то, что, закругляя
Для буквы B сделай квадрат и раздели его горизонтальной линией e, f на две части.

Рис. № 13.
[ 55 ]
В букве B остаются три угла. В нижнем углу начерти выемку при помощи окружности, радиус которой равен Наружные закругления вверху и внизу на прямой стойке буквы делай при помощи окружности, радиус которой равен ширине стойки.
Или делай В так: раздели сторону квадрата AC на девять частей и отдели верхние четыре части горизонтальной линией ef. Затем проведи вертикальную линию, как описано было ранее, но верхнее закругление делай между ef и cd.
Рис. № 14.
Тогда раздели ab на девять частей и отрежь четыре части от b и обозначь это точкой g. Затем раздели

Эти закругления не получаются совершенными, потому что ты должен ставить циркуль на наклонной линии и кроме того дорисовать от руки, как это начерчено ниже.
C делай также в квадрате.
Начерти горизонтальную линию ef в середине квадрата и поставь посреди точку i на линии ef. Впиши в квадрат abcd окружность, которая касалась бы четырех сторон квадрата, тогда, не сдвигая ножек циркуля, переставь его в точку к по линии ef на такое расстояние от точки i, которое равнялось бы наибольшей ширине букв. Из точки К опиши окружность, которая заходила бы за линию bd и которая внутри квадрата давала бы букве ее надлежащую ширину.
Начерти вертикальную линию gh шириной в одну десятую ad перед линией bd. Эта линия ограничивает вверху и внизу эту букву C. Затем я режу нижний конец в середине gh и bd. После этого нужно провести внутри буквы, где пересекаются обе окружности полукруглые линии от руки, сглаживающие получившийся излом в букве по линиям ab
[ 56 ]
и cd. Но внизу, где буквы выступают за линию gh обрисуй контур буквы более вогнутой линией так, чтобы ее острие касалось окружности концом, поэтому внутреннюю сторону верхней части сделай более выгнутой, чем очерчивается циркулем.
Вторым способом делай так: начерти в квадрате диагональ cb и поставь циркуль одной ножкой в точку i, а другой начерти внешний круг, как раньше, и доведи его наверху до диаметра cb, а внизу продли окружность несколько дальше, чем в 1 случае. Тогда, не сдвигая циркуля, поставь его одной ножкой над i на диагонали на требуемую ширину буквы, а другой ножкой опиши внутреннюю окружность. Тогда получается рисунок буквы естественно внизу шире, чем наверху. Остальное закончи от руки, а отрезки концов буквы наклони наверху несколько вперед, а внизу — книзу, как это здесь начерчено.
[ 90 ]
Шрифт № 19 Е. Д. Белухи, (переложение латинского шрифта Дюрера на русский).
[ 91 ]
Шрифт № 19 Е. Д. Белухи, (переложение латинского шрифта Дюрера на русский).
5. Особенности построения шрифтов.
Гармоничные сочетания общих закономерностей шрифта с индивидуальными особенностями рисунка каждого знака — основной принцип построения любого шрифта. Излишняя унификация знаков, делающая шрифт невыразительным, а также неуместное выделение особенностей отдельных букв являются в одинаковой степени неверными. Однако ликвидировать в какой-то степени это противоречие помогает сама природа шрифта, благодаря которой буквы алфавита, близкие по начертанию, образуют родственные группы. Ниже приводится таблица с указанием основных родственных букв.
В
каждой из таких групп любая буква может
быть образована из другой путем отнятия
или прибавления общих элементов. Если
какую-то из этих букв совместить с
другой, они должны обязательно совпасть
общими элементами. Но даже буквы из
разных групп непременно должны
совместиться своими главными частями
(рис. 13)
Рис. 13. Полиграммы из букв одного шрифта:
Слева – из одной группы; справа – из разных групп.
Необходимо отметить, что не существует строгих правил построения многих букв. Так например, в некоторых случаях буквы Л и Д конструируются подобно А, т.е. сохраняют остроконечной верхнюю часть, а в других случаях имеют совершенно самостоятельный рисунок. Часто верхний элемент буквы Р совпадает с верхним буквы В, но в некоторых шрифтах допускается отступление от этого правила. Кроме того, такая буква, как Ф вообще носит индивидуальный характер и не совпадает с рисунком других знаков.
По пропорциям буквы алфавита делятся на группы:
средние или основные – А,Д,И,К,Л,Н,О,П,С,Т,У,Х, Ц, Ъ, Э, Я;
широкие – Ж, М,Ф, Ш, Щ, Ы, Ю;
узкие – Б, В, Г, Е, 3, Р, Ч, Ь.
Средние буквы являются основой шрифта при конструировании.
В целях придания шрифту большего единства и во избежание его дробности можно рекомендовать объединение средних горизонтальных линий. Наряду с этим, имеются и другие закономерности, несоблюдение которых портит в целом правильно построенный шрифт. Это относится к степени раскрытия таких букв, как 3,С, Э (рис. 14).
Рис. 14. Степень раскрытия букв с округлыми элементами.
Кроме того, характер рисунка наплыва в округлых буквах также должен быть единым в пределах определенного шрифта (рис. 15).
Рис. 15. Расположение наплыва в округлых буквах
6. Методы построения шрифтов.
Существует несколько методов построения шрифтов, одним из которых является геометрический метод, имеющий свои разновидности:
В
методе модульной сетки основой построения
буквы служит прямоугольник, разделенный
вертикальными и горизонтальными
линиями. Единицей измерения здесь
служит ширина основного штриха буквы
– модуль.
Эта система построения позволяет
довольно точно установить местоположение
любой точки и воспроизвести в необходимых
размерах рисунок буквы. Поэтому данный
метод может быть рекомендован для
выполнения проектных работ по
конструированию разнообразных видов
надписей, особенно крупномасштабных.
Близок по характеру к методу модульной сетки метод вписывания в квадрат, который был разработан еще в эпоху Возрождения.
В основу его построения положена сетка, вписанная в квадрат с диагоналями и окружностями. В этом методе пропорции букв не определяются пропорциями квадрата, а занимают лишь определенную его часть. Высота всех букв, равная высоте квадрата, остается без изменения, меняется только их ширина. Полученные таким образом пропорции букв отличаются строгой гармоничностью (рис. 16).
Рис. 16. Методы построения шрифтов:
Building Blocks Font — Etsy.

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(119 релевантных результатов)
Создание шрифта занимает целую вечность после изменения конца области символов на большее число — Содержание — Сообщество
биллейзамби
#1
У меня был шрифт спрайта с областью символов от 23 до 1023, и он отлично строился, однако теперь, когда я изменил конец на 8364 (номер юникода знака евро), всякий раз, когда я пытаюсь запустить игру, здание зависает на 1> Создание шрифта C:\Windows\Fonts\comic.ttf
.
мой файл шрифта спрайта, если это имеет значение:
Comic Sans MS <Размер>72Размер> <Интервал>0Интервал>true A