основные виды и характеристики шрифтов / Хабр
Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.
Интуитивно подбирать шрифты для проектов — мечта новичков и рядовая задача профессиональных дизайнеров. Чтобы из первой категории попасть во вторую, нужны годы тренировок и изучения типографики, насмотренность и теоретические знания о шрифтах.
Современная типографика предоставляет дизайнеру выбор из тысяч шрифтовых гарнитур. Рассказываем, как сориентироваться на первых этапах, чтобы найти подходящий шрифт.
Основные понятия типографики
Апертуры, засечки, начертания, стемы, арки, влития — от терминов, используемых в типографике, может закружиться голова. Особенно опасно погружаться в терминологию тем, кто только-только начинает знакомство со шрифтами.
Выдыхаем: многие из слов, используемых шрифтовыми дизайнерами, можно обойти стороной на первых шагах дизайна. Однако часть терминов полезно знать: так будет легче понять, на какие критерии смотреть при выборе шрифта.
Собрали мини-словарик терминов типографики.
Шрифтовое семейство — набор разных шрифтов в одной гарнитуре. Шрифтовое семейство может включать разные шрифты по назначению, жирности и даже по стилю.
Тут легко запутаться, потому что в русском языке мы чаще всего используем только одно слово — шрифт — для описания всех его разновидностей.
Рассмотрим на примере: TT Commons Pro — это шрифтовое семейство, он же — гарнитура. TT Commons Pro Condensed — подсемейство, в которое входят разные начертания, или стили: тонкий (Thin), жирный (Bold), наклонный (Italic) и так далее.
При этом словом «шрифт» мы по отдельности можем называть и TT Commons Pro, и TT Commons Pro Condensed, и TT Commons Pro Condensed Bold.
Начертание — шрифт одной жирности. В шрифтовой гарнитуре может быть как 3 начертания, так и 9, от самого тонкого к самому жирному. Распространённые начертания: Thin, Regular, DemiBold, Bold. Еще начертания бывают прямые и наклонные, но об этом чуть позже.
Какими бывают шрифты (классификация)
Единой классификации шрифтов, которой пользуются все дизайнеры, нет.
Можно разделять шрифты по историческим эпохам, в которые они появлялись, по визуальной форме, назначению. Остановимся на типах шрифтов, знание которых точно пригодится в современной типографике.
По назначению можно выделить акцидентные и текстовые шрифты.
Акцидентные — шрифты, которые иногда называют заголовочными, так как ими оформляют заголовки или выделяют броские надписи. Это выразительные шрифты, которые приковывают взгляд зрителя.
Текстовые — шрифты для набора текста, могут называться наборными. Это шрифты с более спокойным характером, с высокой читаемостью даже в мелких текстах. Хороший текстовый шрифт не отвлекает от чтения, выглядит цельно и приятно.
Стилей шрифтов много, остановимся на самых распространённых: гротесках, антиквах и брусковых шрифтах.
Гротески — группа шрифтов без засечек. Это универсальные шрифты, функциональные и чаще спокойные по характеру.
Антиквы — группа шрифтов с засечками. Это шрифты чаще с классическим, элегантным или консервативным характером.
Брусковыми называют шрифты с брутальными, мощными засечками.
Многие шрифты не попадают в конкретную группу и находятся на стыке стилей.
Характеристики шрифтов
Назначение шрифта или стиль — далеко не всё. Каждый шрифт обладает своим характером.
Характерность шрифта — то, что выделяет гарнитуру среди остальных. Особые визуальные приметы, пропорции, графические особенности.
Гарнитура может быть нейтральной по характеру, тогда сфера применения будет достаточно широкой, а может обладать выразительным характером: брутальным, технологичным, изящным.
Есть и другие характеристики, по которым шрифты могут отличаться: шириной, контрастом штрихов или букв, насыщенностью.
Широкий шрифт TT Norms® Pro Expanded относительно классического TT Norms® Pro
Контраст — разница толщин между тонкими и жирными штрихами в знаках. TT Marxiana — шрифт с высоким контрастом
Начертание Regular менее насыщенное, чем начертание Black
Начертания шрифтов
Каждое шрифтовое семейство или подсемейство состоит из определенного количества начертаний. В зависимости от стиля и вида шрифта, это значение может быть разным.
Обычно начертания разделяют по наклону и толщине. Один шрифт может включать в себя начертания разной толщины, которые при этом могут быть прямыми или наклонными. То есть, например, TT Norms® Pro Thin — это одно начертание, а TT Norms® Pro Thin Italic — другое.
Прямые начертания — основные. Такие шрифты используются чаще, поэтому они есть практически во всех шрифтовых гарнитурах.
Наклонные, или курсивные, начертания — шрифты, знаки в которых расположены под наклоном относительно прямых начертаний. Такие шрифты можно использовать для выделения текста или для оформления заголовков и цитат. Как правило, курсив создают в пару к прямым начертаниям.
Некоторые гарнитуры могут иметь только прямые начертания, например, некоторые декоративные шрифты с выразительным характером. Встречаются и шрифты, в которых есть только наклонные начертания. Рукописные шрифты — наглядный пример, ведь почерк человека, который такие гарнитуры имитируют, часто подразумевает наклон символов.
Как правило, в шрифтах одинаковый набор прямых и курсивных начертаний, то есть жирность курсивных начертаний соответствует жирности прямых.
По жирности начертания могут быть разными.
Можно выделить следующие группы начертаний:
тонкие: Thin, ExtraLight, Light;
нормальные: Regular, Normal, Medium;
полужирные и жирные: DemiBold, Bold, ExtraBold, Black, ExtraBlack.
Выбор начертания зависит от задачи и сферы применения. Для печати крупных материалов, особенно афиш и плакатов, могут использовать жирные начертания, которые лучше выглядят в большом кегле. Выбор шрифта для логотипа зависит от фирменного стиля компании, а вот для набора текстового массива на сайте или в периодической печати чаще выбирают стандартные начертания, например, Regular или Normal.
Как определить хороший шрифт
Хороший шрифт — это гарнитура, подходящая проекту по характеру, ассоциациям и визуальному стилю. Любой шрифт может быть подходящий, если правильно его применять.
Плохих шрифтов не бывает, есть некачественные. С такими шрифтами сложно работать, так как набранный таким шрифтом текст не будет выглядеть гармонично, буквы могут наезжать друг на друга или, наоборот, быть слишком далеко. С подобными шрифтами невозможно работать, поэтому перед приобретением шрифта проверяйте его качество. Это можно сделать, скачав бесплатную версию, — такую возможность предоставляют многие студии.
Как подбирать шрифты
Сложно дать универсальную инструкцию по подбору шрифта, ведь дизайнеры тратят годы, чтобы научиться быстро выбирать необходимую гарнитуру.
Однако есть рекомендации, которые помогут выбрать подходящий шрифт.
1. Внимательно изучите характер шрифта, сравнивая его с позиционированием проекта. Например, если шрифт описан как «мягкий, плавный и воздушный», лучше выбрать его для компаний с таким же позиционированием, например, для бренда одежды, сшитой из натуральных тканей. Бренду в сфере IT такой шрифт вряд ли подойдёт, лучше подобрать что-то технологичное, а для банка или медицинской компании поискать более классический, традиционный шрифт со спокойным характером.
2. Тестируйте! Например, студия TypeType предоставляет триальные, то есть бесплатные, версии своих шрифтов для того, чтобы дизайнер мог примерить шрифт к проекту и решить, стоит ли покупать лицензию. Уточняйте про такую опцию у компании, выпустившей понравившийся шрифт, — часто крупные студии предоставляют бесплатные тестовые версии своим клиентам.
Как выбирать размер шрифта
Шрифт должен выполнять свои цели, то есть хорошо читаться — в случае с массивом текста, и привлекать внимание — в случае с заголовками.
На практике лучше протестировать несколько размеров, чтобы выбрать самый комфортный. Всё зависит от того, где применяется шрифт: в вебе или печатной продукции, в плакатах или в приложении, в книге или на вывеске магазина.
Сочетание шрифтов (шрифтовые пары)
Для каждого проекта лучше использовать не более двух шрифтов — это негласное правило типографики. Конечно, могут быть исключения, но разумнее использовать в дизайне шрифтовые пары.
Шрифтовая пара — это два шрифта, безупречно сочетающиеся друг с другом. Они могут смотреться выигрышно из-за схожести характера или, наоборот, быть привлекательными из-за визуального контраста.
Сочетание изящной антиквы TT Livret Display и нейтрального гротеска TT Commons Pro выглядит привлекательно и гармонично
Универсальный гротеск TT Norms® Pro и антиква TT Norms® Pro Serif — специально созданная шрифтовая пара в рамках одного семейства. Идеальный шрифтовой дуэт!
Где скачивать шрифты бесплатно и за деньги
Новые шрифты выходят на площадки каждый месяц, и топы популярных гарнитур регулярно обновляются. Бесплатные шрифты можно найти на GoogleFonts, в таких агрегаторах как, например, dafont.com. Иногда шрифтовые студии сами выкладывают некоторые свои шрифты в бесплатный доступ — у TypeType такие тоже есть.
Самая большая коллекция коммерческих шрифтов представлена на площадке MyFonts, там же есть рейтинги самых востребованных гарнитур. Приобретать шрифты можно и напрямую у студий. Например, коллекция шрифтов TypeType регулярно пополняется и обновляется.
Программы для работы со шрифтами и текстом
Практически все современные программы для работы с графикой и текстами, с версткой или монтажом видео поддерживают современные шрифты.
Полезные ссылки: что почитать о типографике?
Познакомиться с классификацией шрифтов можно на сайте или в книге «Letter Fountain», Taschen.
Чтобы узнать, как создаются шрифты и по какой логике формируются гарнитуры разных стилей, прочитайте книгу Геррита Ноордзея «Штрих. Теория письма». Это классическое издание, которое будет полезно не только шрифтовым дизайнерам, но и тем, кто хочет лучше понять типографику.
Заключение
Типографика может показаться сложной, но только издалека. Чем больше вы будете погружаться в изучение шрифтов, тем лучше будете понимать, как и какие шрифты лучше подойдут для ваших проектов.
Начинайте путь знакомства со шрифтами постепенно, постоянно пополняя знания и применяя их на практике.
Если у вас есть вопросы, будем рады ответить в комментариях.
[Groff] Установка русских шрифтов Type-1
Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1[Дата Предыдущая][Дата Следующая][Предыдущая Тема][Следующая Тема][Указатель Даты][Указатель Темы]
Из : | Вернер ЛЕМБЕРГ |
Субъект : | Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 |
Дата : | Пт, 19 августа 2011 г. 16:21:21 +0200 (CEST) |
> Я прогнал свой файл через preconv и результат содержал > алгоритмически полученных глифов \[uXXXX] для русских букв, что, > по определению не являются частью GGL. Извините за небрежность. \[uXXXX] - это то, что groff ожидает для всех глифов не является частью GGL. >А что делать с переносами? С 8-битными входными кодировками это было . > просто -- достаточно шаблона переноса и кода переноса > файлов определений в исходной кодировке -- предоставлен исходный код > символов кодировки попадают в допустимый диапазон -- но что делать > с UTF-8? Несколько лет назад я разместил решение в списке groff, которое все еще действует. Во вложении вы можете найти необходимые файлы: . ru.tmac: вызовите этот файл макроса в командной строке groff для активации Русская поддержка. . koi8-r.tmac: загружаемый ru.tmac, этот файл настраивает ввод koi8-r. кодировка (которая используется исключительно для расстановки переносов). . ruhyphal.tex: загружено ru.tmac. Русские образцы переноса, в Кодировка koi8-r, взятая с TeXLive. . rutest.utf-8: тестовый входной файл. Измените шрифт PS `SFOR' на все, что вы используете для кириллицы. После установки файлы в соответствующих местах, которые вы должны вызвать Грофф с groff -k -mru -Tps rutest.utf-8 > rutest.ps Конечно, groff -k -mru -Tutf8 rutest.utf-8 > rutest.txt также работает. Вернер
ru.tar.gz
Описание: Двоичные данные
[Предыдущая в теме] | Текущая нить | [Следующая в теме] |
- [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Антон Шепелев , 16.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Werner LEMBERG , 17. 08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Werner LEMBERG , 2011/08/18
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Антон Шепелев , 19.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Вернер ЛЕМБЕРГ <=
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Шепелев Антон , 19.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Антон Шепелев , 19.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Werner LEMBERG
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Антон Шепелев , 20.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Werner LEMBERG , 20.08.2011
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Антон Шепелев , 20.
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1
- Re: [Groff] Установка русских шрифтов Type-1 , Werner LEMBERG , 17. 08.2011