Шрифт в наглядной агитации 52
А ЁГДМЕОР
EZHO
I КЛУФХУП
от АВТОРА
Обращения, призывы, лозунги… Они давно уже стали
неотъемлемой частью внешнего вида улиц и площадей
наших городов и сел, строительных площадок и завод¬
ских цехов. Без них трудно представить интерьеры Двор¬
цов культуры, полевые станы, праздничные колонны де¬
монстрантов… На плакатах, панно, стендах трудовой
славы, тематических витринах, многих других видах на¬
глядной агитации начертано кистью художника-публици-
ста образное, целенаправленное политическое слово, зо¬
вущее к активному действию на всех участках коммуни¬
стического строительства.
Текстовой материал передает идейную и смысловую
направленность средств наглядной агитации, составляя
органическое единство со всей экспозицией.
Вот почему для достижения максимального эффекта
немаловажное значение приобретает не только собствен¬
но содержание политического текста, но и художествен¬
ная форма его подачи, изобразительное решение: рису¬
мость и простота шрифтов, используемых в наглядной
агитации.

Шрифт — графическая форма определенной системы
письма. Это—алфавит, в котором изображение букв,
цифр и других письменных знаков имеет общую законо¬
мерность построения и единый стиль начертания.
Вся история развития письменности доказывает:
шрифт несет не только утилитарную функцию, но и явля¬
ется объектом графического искусства. Известно, что
разработкой шрифтов занимались такие выдающиеся
художники эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи,
Л. Пачоли, А. Дюрер и др. Благодаря постоянной кропот¬
ному ими опыту сегодня рисунок любого шрифта имеет
свой художественный облик.
Наука рассматривает историю развития письма от на¬
скальных рисунков (первых попыток человека зафикси¬
ровать, передать другому свои чувства, мысли) и по на¬
стоящее время. Пиктографическое (картинное) письмо —
первоначальная форма графической передачи мысли.
Ярким примером картинного письма являются египет¬
ские иероглифы. Со временем они упростились и превра¬
тились в знаки, обозначающие предметы, явления и от¬
влеченные понятия. Появилось фонетическое письмо, ко¬
В VIII—VII вв. до н. э. был создан древнегреческий
алфавит. Формирование латинского алфавита относят
к III в. до н. э. Славянский алфавит КИРИЛЛИЦА, назван¬
ный так по имени одного из его основателей (Кирилл и
Мефодий), появился в IX в. н. э.
Сегодня на знаменитых памятниках древнегреческой
культуры сохранились буквы, формы которых имеют
сходство с прописными буквами латинского и русского
письма. В простых геометрических формах — круг, квад¬
рат, треугольник — мы отмечаем тонкое художественное
чутье и ритмическое чувство древних греков.
Подробное изложение истории развития шрифта не
входит в нашу задачу. Самодеятельным художникам, ко¬
торые почувствуют необходимость изучить вопрос глуб¬
же и подробнее, рекомендуем специальную литературу
по самым разным вопросам истории развития шрифта
(см. приложение). Мы же обращаем внимание художни-
ка-оформителя на те виды шрифтов, которые, видоиз¬
меняясь, совершенствуясь, утвердились и в итоге получи¬
ли наибольшее распространение в наглядной агитации.
Шрифты под названием АНТИКВА появились в эпоху
Возрождения, когда стала развиваться светская литера¬
развитие европейской культуры, изобретение книгопе¬
чатания повлияли на создание новых видов шрифтов.
Это—классицистическая («новая») АНТИКВА, ГРОТЕСК
(рубленый), ЕГИПЕТСКИЙ (брусковый) и др.
Большие изменения претерпела российская письмен¬
ность— КИРИЛЛИЦА. Древнейшая форма кириллицы,
которая выполнялась по строгим правилам, установкам,
называлась УСТАВОМ. Со временем развились но¬
вые виды письма — ПОЛУУСТАВ, СКОРОПИСЬ, ВЯЗЬ.
В XVIII в., при Петре I, на основе УСТАВА и голланд-
Древкегреческий алфавит.
SENATV
#
Надпись на колонне Траяна в Риме (фрагмент).
Скоропись.
Вязь (декоративное древнерусское
письмо).
1
«Петр I был офигенным арт-директором» Дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий — о том, откуда взялись шрифты и как они устроены — Meduza
Фото: Юрий Чичков
Московские дизайнеры Илья Рудерман (бывший арт-директор РИА Новости) и Юрий Остроменцкий (бывший арт-директор журнала «Большой город») запустили 21 апреля магазин шрифтов type.today. Издатель «Медузы» Илья Красильщик поговорил с ними о том, откуда взялись те буквы, которые мы везде видим, о разнице между кириллицей и латиницей и о влиянии на шрифты Геббельса и Петра I.
— Предупреждаю. Я буду задавать глупые вопросы.
Остроменцкий: Мне кажется, это единственная правильная установка.
— Есть ли у вас самые ненавистные буквы?
Остроменцкий: Да, конечно. Я очень не люблю предпоследнюю букву грузинского алфавита (ჯ, она же джани — прим. «Медузы»), которую, кажется, по словам грузин, придумал какой-то святой. Нарисовать это невозможно совершенно.
Дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий
Фото из личного архива
— Многие дизайнеры ненавидят «Ж» и «Д».
Остроменцкий: Нет, нет, нет. Мы их любим.
Рудерман: Есть очень много страшных букв, которые рисуются неделями, это правда. Есть такая загогулина, похожая на скрепку, в абхазском алфавите — такая как бы спиралька, которая закручивается сама в себя (выглядит это так: ҩ — прим. «Медузы»). Но у меня эмоции скорее: «Ух, господи, расширенная кириллица, это значит опять эту абхазскую штуку рисовать».
— В чем разница кириллицы и латиницы? Для вас.
Рудерман: Я провел очень предметный анализ этой разницы. Придумал целую технологию. Разобрал и кириллицу, и латиницу на запчасти. Я сказал, что в каждом знаке кириллического алфавита, в каждом знаке латинского алфавита есть вещи, которые идентичны. Ну, например, есть вертикальная палочка, есть круглый элемент, есть диагональная палочка и т. д. И разобрав это на запчасти, я начал сравнивать два текста на английском и на русском. И пришел к следующим выводам: реальная разница между кириллицей и латиницей заключается в ритме. Ритм латиницы более гармоничный, более размазанный, более ровный. В кириллице встречаются разные ситуации — ну вот как наши прилагательные, заканчивающиеся на какой-нибудь «-нный» или «-нний». И в результате, получается, что в русском языке чередование элементов оказывается более нерегулярным, местами вертикальных палочек нет вообще, есть какие-нибудь треугольники с кружочками, как в слове «молоко». Второй вывод: в кириллице всего гораздо больше. С формальной точки зрения, кириллица более многословна, более насыщенна движениями, детальками в одной строке.
Выделение простых геометрических форм в рисунках знаков кириллического шрифта
Иллюстрация: Илья Рудерман
— Это хорошо или плохо?
Рудерман: Это иначе. Многие называют кириллицу забором. Я же таким образом опроверг это утверждение — потому, что забор предполагает много вертикальных палочек. Это не так. Они просто расположены иначе, и от этого возникают периодически подобные ощущения.
Остроменцкий: У кириллицы есть еще одна особенность — ее в нынешнем виде придумали примерно 300 лет тому назад и она еще молодая. Поэтому у кириллицы чуть-чуть больше возможностей побега вправо или влево. Поэтому у кириллицы чуть больше возможностей экспериментировать, и этим она хороша.
— 300 лет кириллице?
Остроменцкий: Да. Петр I съездил к голландцам и заказал им алфавит. А до этого все выглядело примерно так же, как в молитвеннике.
— Т.е. кириллицу придумали голландцы?
Остроменцкий: Да. В 1708 году. Буква «З» сначала выглядела так же, как латинская «S». В десятом сделали как «З».
Рудерман: Это общеизвестный, на самом деле факт, Петр I был офигенным арт-директором. Перед ним лежал алфавит с разными видами дизайнов той или иной буквы. Он сидел их и вычеркивал. Говорил: «Вот так буква будет выглядеть, а вот так не будет». Заодно он просто повычеркивал целые буквы, потому они ему не нравились. Некоторые потом, правда, вернулись.
Кириллица Петра I
Первая страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I. Москва. 1710.
— Как вы все-таки к кириллице относитесь? Многие дизайнеры ее ненавидят.
Остроменцкий: Простой ответ: мы ее, конечно, горячо любим. Я, по крайней мере.
Рудерман: У меня есть прагматический ответ — она нас, в общем-то, кормит, и благодаря этому есть такая уникальная профессия, как кириллический шрифтовой дизайнер. Есть еще поразительная история: мы, с одной стороны, говорим о кириллице как о пространстве для большего эксперимента и менее возделанном поле, но, с другой стороны, мы — рьяные консерваторы, которые оберегают кириллицу от любых западных вторжений и любых западных попыток ее расшатать, именно потому, что считаем ее очень особенной системой письменности, возникшей во многом вопреки, а не благодаря. Уж и корежили, и ломали, и столько реформ, сколько пережила кириллица, наверное, ни одна система письменности не видела. Ладно, реформы Петра, но в 1930-е годы большая часть кириллического богатства была просто уничтожена, пущена на пули.
— В каком смысле?
Остроменцкий: Все очень просто. К 1917 году в России было налито огромное количество шрифтов. После 17-го года коммунисты решили, что это все нужно срочно контролировать и шрифтов должно быть примерно 30. Их до 1991 года примерно столько и было. А остальные наборы переплавили.
— В пули?
Остроменцкий: Да, да. На мечи и орало.
— Бывают ли удачные и неудачные письменности? Все-таки письменность — это система. Система может быть удачной и не очень.
Рудерман: По каким критериям замерить? По количеству пользователей? Тогда китайские пользователи окажутся в большом выигрыше, потому что их суперудачная система с тысячью иероглифов лидирует по количеству пользователей. Были люди, которые пытались придумать новые алфавиты. Попыток было несколько, и они действительно неудачные, просто потому, что они не стали пользоваться популярностью, никто на них не перешел. Была попытка Германии избавиться от знака ß — она провалилась (реформа по частичной отмене буквы «эсцет» в немецком языке и замене ее на две буквы «s» случилась в 1990-х годах — прим. «Медузы»). Самое смешное, что в результате реформы эта буква не только не исчезла, но и обрела свою прописную форму, которой ранее не существовало. Вроде бы есть много причин, по которым эта буква считалась как бы неудачной, мешающей, но…
— Ну хорошо. Готика же исчезла?
Остроменцкий: Геббельс запретил.
— Геббельс?
Остроменцкий: Геббельс в 1941-м издал указ о том, что готика — это шрифт швабский, а следовательно, еврейский, следовательно, надо запретить. Но готика — это не система письменности.
— Ну, то есть, Геббельс поступил как Петр I немножко.
Остроменцкий: Да, примерно.
— Просто не предложив альтернативы.
Остроменцкий: Нет, почему, антикву.
— Но антикву не Геббельс придумал.
Рудерман: Геббельс поступил скорее как большевики, которые попросту часть дизайнов назвали буржуазными. Геббельс назвал часть дизайна еврейским.
Разница между антиквой и готикой
— Хорошо. Чем отличается плохой шрифт от хорошего? Есть ли какие-то характерные признаки, по которым вы видите — шрифт не очень?
Остроменцкий: Ох…
— Я предупреждал, что вопросы будут идиотские.
Остроменцкий: Нет, он не идиотский, он сложный. Бывают, что важно для кириллического мира, бывают очень плохие кириллизации. Это очень плохие кириллические версии латинских шрифтов.
Рудерман: Например, Arial, Times New Roman.
Остроменцкий: Например, шрифт, который стоит в наборе «Медузы» (PF Regal, им, в том числе, набрано это интервью — прим. «Медузы»). Дело в том, что латинские люди к сожалению, не чувствуют, как правильно рисовать кириллическою букву «К», чем она отличается от латинской. Или, как написать букву «Ч», например.
— Какие самые популярные плохие шрифты? Хотя вы, кажется, ответили на этот вопрос — Arial и Times New Roman?
Остроменцкий: Нет. Это Roboto, к сожалению. Я так полагаю, что здесь работает авторитет компании Google (шрифт Roboto выпущен Google — прим. «Медузы»), которая большая, известная, и вроде бы говна не должна предлагать. А там очень плохая кириллица. А так как он еще и бесплатный, то он сразу получает большое распространение.
Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий правят кириллицу в шрифте Google ProductSans
Рудерман: Я не соглашусь. Я считаю, что все-таки Arial с Times New Roman в кириллической версии являются самыми опасными. Есть известная фраза нашей старшей коллеги Сусанны Личко: «Мы читаем лучше всего то, что мы читаем больше всего». То есть шрифты, используемые пользователем большее количество раз, начинают влиять на привычку читателя. Он начинает видеть те или иные знаки все чаще, и тем самым ожидает от других шрифтов такой же логики. Например: буква «Л» в Arial похожа на «П». Это влияние оказывается столь масштабным и столь важным, что многие шрифтовые западные дизайнеры начинают смотреть на Arial и делать так же, по незнанию. Сами пользователи иногда выбирают такую букву «Л», как в логотипе ЛДПР, грубо говоря. Только там еще капельку пририсовали, но неважно. И считают, что это хорошо. Самые используемые шрифты — Arial и Times New Roman — оказываются самыми опасными для шрифтовой культуры.
— А они ужасны?
Рудерман: Нет. В каждом из них есть определенное количество неправильно нарисованных знаков, которые делают их применение опасным.
Эти фразы являются примерами панграмм — короткого текста, использующего все или почти все буквы алфавита
— Как так вышло?
Рудерман: Кому-то было наплевать на то, как в какой-то далекой России будет выглядеть кириллическая версия Arial и Times New Roman.
— То есть во всем Билл Гейтс виноват.
Рудерман: Да. Когда Microsoft выпускал свою операционную систему и снабжал ее — был такой термин — системными шрифтами, им нужно было в очень сжатые сроки очень быстро сделать несколько шрифтов, обладающих максимальным языковым набором. Вот, собственно, Arial и Times New Roman стали одними из таких. Было набросано, как набросано. Типа, потом разберемся. Но разбираться никто не стал, это зафиксировалось и теперь влияет на наши привычки, потому что Arial у нас просто на каждом углу. У нас вся навигационная система на Arial.
— А вообще есть примеры массовых шрифтов , которые хорошие?
Остроменцкий: Georgia. Есть ряд шрифтов, которые существуют примерно на правах системных, которые рисовал дизайнер Мэтью Картер. Который как раз, удивительным образом один из немногих латинских дизайнеров, понимает в кириллице. Правда, ему помогал Максим Жуков. Тут важно ссылку дать.
Шрифт Georgia
— Какие шрифты больше всего повлияли на мир?
Рудерман: Самый известный — «Римский капитальный». Это самый популярный из очень старых шрифтов.
Остроменцкий: Который с колонны Траяна. Больше всего влияет действительно колонна Траяна, потому что она определила то, как мы читаем.
Рудерман: Надо понимать, что у каждой группы шрифтов есть свой прародитель. У антиквенных шрифтов — колонна Траяна, у строчных знаков — каролингский минускул и Альд Мануций. Есть ячейки гротесков, и там, наверное, каким-нибудь важным прародителем окажется шрифт Akzidenz Grotesque, которому чуть больше 100 лет.
Разворот книги «Об Этне» Пьетро Бембо. Альд Мануций — издатель, выпустивший книгу в 1496 году, автор шрифта — Франческо Гриффо
Остроменцкий: То, как выглядят разные буквы — с засечками, без засечек, китайские, латинские, кириллические — на них на всех влияют где-то политика, где-то Ренессанс, где-то наука, а где-то вдруг дизайнер. То есть, какой-то дизайнер придумал: «А давайте мы больше не будем рисовать буквы с засечками, давайте в них больше не будет контраста, и будет классно».
— Это когда случилось?
Остроменцкий: Это произошло в конце XIX века, и вот теперь мы имеем шрифты Arial, Helvetica и Proxima Nova (шрифт Proxima Nova используется «Медузой», например, в заголовках и названиях в меню — прим. «Медузы»).
Пример использования каролингского минускула в каролингском молитвеннике
— А как политика, экономика и наука влияли на шрифты до этого?
Остроменцкий: Экономика влияла на шрифты очень просто, вместе с технологическим прогрессом. Сначала шрифты рисовали палочками, выбивали в камне, писали руками, потом придумали, что их можно печатать. Их стали вырезать деревом. Потом придумали, что их можно отливать в металле. А дальше понеслась.
— А как политика влияла?
Рудерман: На протяжении большей части веков политика ограничивала количество типографий, и почти в каждой стране были запрещены частные типографии — потому что частные типографии, понятно, связаны с частными СМИ, свободой выбора, свободой слова и так далее. И как только по каким-либо либеральным причинам этот запрет снимался, шрифты расцветали фантастически: новые типографии, новые заказчики, новые шрифтовые потребности.
Остроменцкий: Опять-таки, то, что мы до Петра писали уставом, полууставом, это про то, чтобы русские крестились в Константинополе, а не в Риме. И, например, та же самая Венгрия, которая все время переходила из одних рук в другие. Они то писали латиницей, то кириллицей, то какой-то очень странной латиницей, похожей на кириллицу.
Магазин type.today
— Как на шрифты повлияла цифровая революция? Со стороны кажется, что это одна из самых консерватиных профессий на свете.
Рудерман: Возможность производить шрифты в таких масштабах, как сейчас, людям, работающим 20-30 лет назад, была просто не под силу. Мы работаем на фантастических скоростях, мы делаем огромные семейства шрифтов с помощью новых технологий — интерполяции, например. С помощью компьютерного моделирования, грубо говоря, из нескольких крайних по насыщенности начертаний рождается весь спектр промежуточных. Шрифт переживает свое перерождение. Латинских шрифтов сейчас, наверное, насчитывается тысяч сто, может быть, даже больше. Фактически мы переживаем сейчас не только расцвет технологий, но мы еще и переживаем фантастическое количество новинок — никогда в мире не было такого дизайнерского разнообразия. Очень важно представить себе, каким быстрым стал путь от желания нарисовать шрифт к возможности нарисовать шрифт. В эпоху металлического набора этот путь мог быть длиной в жизнь. То есть надо было начать учиться, пройти курсы и понять, как это будет работать, дорасти до нужной позиции, чтобы твой дизайн рассмотрели, и так далее. Сейчас достаточно купить компьютер, сесть и нарисовать.
— Простите, не могу не задать этот вопрос. Как вы относитесь к шрифту Comic Sans?
Остроменцкий: Я его люблю. Он классный.
Рудерман: Я к нему никак не отношусь, я им никогда не пользовался, и в общем, наверняка он чем-то и хорош, просто мне, слава богу, не приходилось заниматься таким дизайном.
— Окей, хорошо. И последний вопрос: как вы относитесь к фразе «поиграться со шрифтами»?
Рудерман: Я на этом обычно кладу трубку.
Остроменцкий: Ну это сложный вопрос, прекратите.
Илья Красильщик
Москва
Происхождение кириллицы в Риме
Политика конфиденциальности
Какую информацию мы собираем?
Мы собираем информацию от вас, когда вы регистрируетесь на нашем сайте или размещаете заказ.
Для чего мы используем вашу информацию?
Любая информация, которую мы получаем от вас, может быть использована одним из следующих способов: Чтобы персонализировать ваш опыт (Ваша информация помогает нам лучше реагировать на ваши индивидуальные потребности) Для улучшения нашего сайта (мы постоянно стремимся улучшить предложения нашего веб-сайта на основе информации и отзывов, которые мы получаем от вас) Для улучшения обслуживания клиентов (Ваша информация помогает нам более эффективно реагировать на ваши запросы обслуживания клиентов и потребности в поддержке) Для обработки транзакций Ваша информация, будь то общедоступная или частная, не будет продаваться, обмениваться, передаваться или передаваться какой-либо другой компании по какой бы то ни было причине без вашего согласия, кроме как для явной цели доставки приобретенного продукта или запрошенной услуги.
Как мы защищаем вашу информацию?
Мы применяем различные меры безопасности для обеспечения безопасности вашей личной информации, когда вы размещаете заказ или вводите, отправляете или получаете доступ к своей личной информации. Мы предлагаем использование безопасного сервера. Вся предоставленная конфиденциальная/кредитная информация передается с помощью технологии Secure Socket Layer (SSL), а затем зашифровывается в нашу базу данных поставщиков платежных шлюзов, чтобы быть доступной только для тех, кто имеет специальные права доступа к таким системам, и они обязаны сохранять конфиденциальность информации. После транзакции ваша личная информация (кредитные карты, номера социального страхования, финансовые данные и т.
Используем ли мы файлы cookie?
Да (файлы cookie — это небольшие файлы, которые сайт или его поставщик услуг передает на жесткий диск вашего компьютера через веб-браузер (если вы разрешаете), что позволяет сайтам или системам поставщиков услуг распознавать ваш браузер, а также собирать и запоминать определенную информацию Мы используем файлы cookie, чтобы помочь нам запомнить и обработать товары в вашей корзине, понять и сохранить ваши предпочтения для будущих посещений, отслеживать рекламу и собирать сводные данные о трафике сайта и взаимодействии с ним, чтобы мы могли предложить лучший опыт работы с сайтом и инструменты в будущее. Мы можем заключить договор со сторонними поставщиками услуг, чтобы помочь нам лучше понять посетителей нашего сайта. Этим поставщикам услуг не разрешается использовать информацию, собранную от нашего имени, кроме как для помощи в ведении и улучшении нашего бизнеса. Если вы предпочитаете, вы можете выбрать, чтобы ваш компьютер предупреждал вас каждый раз, когда отправляется файл cookie, или вы можете отключить все файлы cookie в настройках своего браузера.
Раскрываем ли мы какую-либо информацию внешним сторонам?
Мы не продаем, не обмениваем или иным образом не передаем третьим лицам вашу личную информацию. Это не включает доверенных третьих лиц, которые помогают нам в работе нашего веб-сайта, ведении нашего бизнеса или обслуживании вас, если эти стороны соглашаются сохранять конфиденциальность этой информации. Мы также можем разглашать вашу информацию, когда мы считаем, что разглашение необходимо для соблюдения закона, обеспечения соблюдения политик нашего сайта или защиты наших или чужих прав, собственности или безопасности.
Регистрация
Минимальная информация, необходимая нам для регистрации, — это ваше имя, адрес электронной почты и пароль. Мы будем задавать вам дополнительные вопросы по различным услугам, в том числе по стимулированию сбыта. Если не указано иное, вы должны ответить на все регистрационные вопросы. Мы также можем задать некоторые другие добровольные вопросы во время регистрации в определенных службах (например, в профессиональных сетях), чтобы мы могли получить более четкое представление о том, кто вы. Это также позволяет нам персонализировать услуги для вас. Чтобы помочь нам в нашем маркетинге, в дополнение к данным, которые вы предоставляете нам при регистрации, мы также можем получать данные от доверенных третьих лиц, чтобы помочь нам понять, что вас может заинтересовать. Эта «профилирующая» информация создается из из различных источников, включая общедоступные данные (например, списки избирателей) или из таких источников, как опросы и опросы, в отношении которых вы дали разрешение на передачу ваших данных.

Соблюдение Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете
Мы соблюдаем требования COPPA (Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете), мы не собираем никакой информации от лиц моложе 13 лет.
Обновление вашей личной информации
Мы предлагаем страницу «Мои данные» (также известную как Панель инструментов), где вы можете обновить свою личную информацию в любое время и изменить свои маркетинговые предпочтения. Вы можете попасть на эту страницу с большинства страниц сайта — просто нажмите ссылку «Мои данные» в верхней части экрана, когда вы вошли в систему.Только политика конфиденциальности в Интернете
Эта политика конфиденциальности в Интернете применяется только к информации, собранной через наш веб-сайт, а не к информации, собранной в автономном режиме.Ваше согласие
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.Изменения в нашей Политике конфиденциальности
Если мы решим изменить нашу политику конфиденциальности, мы опубликуем эти изменения на этой странице.Краткая история кириллицы
Славянская языковая семья представляет собой культурную связь, объединяющую народы Восточной Европы, Балкан и обширных пространств бывшего Советского Союза: на славянском языке говорят около 315 миллионов человек, и более двух третей пишут и читают на своем языке кириллицей. Его появление в девятом веке нашей эры было обусловлено ключевыми политическими, культурными и религиозными проблемами дня и региона.
В 285 году нашей эры император Диоклетиан разделил Римскую империю на две части: западная половина продолжала управляться из Рима, а восточная половина управлялась из современного Стамбула, известного тогда как Византия, но вскоре переименованного в Константинополь после того, как император Константин обратился в Христианство в 313 г. н.э. В течение следующих двух столетий византийские императоры пытались сделать своих восточных соседей союзниками и обратить их в свои римские законы, греческую культуру и христианскую веру, отправляя миссионеров к языческим славянским правителям Болгарии, хазар и земли Руси.
В отличие от миссионеров в западной части Европы, византийские правители понимали ценность проповеди Евангелия язычникам на их родном языке, а не попытки навязать им латынь или греческий язык. Проблема заключалась в том, что в разговорных языках славян не было ни алфавита, ни письменной литературы, а греческому языку lingua franca Восточной христианской империи не хватало соответствующих букв и дифтонгов для произношения уникальных славянских шипящих и гласных звуков. К середине девятого века эта проблема стала актуальной, когда князь Ростислав обратился в Константинополь с ходатайством о миссионерах для обращения современной Словакии и Венгрии.
Братья Кирилл и Мефодий — греческие монахи из Салоников решили проблему, систематизировав богослужебный славянский лексикон, что позволило его носителям обсуждать религиозные понятия. Этот язык стал известен как «церковнославянский» и был основным официальным языком большинства славянских стран, таких как Россия, до XVII века. Чтобы писать на церковнославянском языке, братья изобрели глаголицу, которая послужила прототипом для более позднего, более практичного алфавита, разработанного в течение оставшейся части девятого века. Это «кириллица», которую мы знаем сегодня. Ученые спорят, было ли оно названо в честь святого Кирилла или произошло от слова «курилоця», означающего «происхождение».
Кириллица объединила 24 греческие буквы и еще 19, что позволило правильно произносить характерные славянские шипящие звуки, такие как «Ч», «Ц», «Щ», а также специфические гласные звуки, такие как «Я» и «Йио». ». Некоторые буквы с тех пор были исключены из языка, например, «жесткий знак». За некоторыми исключениями, каждая буква представляет собой уникальный звук, что делает кириллицу сравнительно легкой для чтения и изучения.
Святой Климент Охридский в Македонии и святой Константин Преславский были ответственны за распространение нового языка по всему славянскому миру, где он был быстро принят вместе с восточным православным христианством и византийской культурой.
Сегодня кириллица является официальным алфавитом и машинописью в Беларуси, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Казахстане, Кыргызстане, Македонии, Монголии, Черногории, России, Сербии, Таджикистане и Украине. Кириллица также используется во многих языках и диалектах меньшинств, таких как уральский, иранский, осетинский, бурятский, эскимосско-алеутский, узбекский и чукотско-камчатский.
Александр+Робертс совершает необычные путешествия в самое сердце Восточной Европы, чтобы открыть для себя уникальные аспекты культуры и истории региона, такие как наш Древний перекресток: Албания, Греция и Македония.