Monotype ушел из России. Чем заменить популярные иностранные шрифты? / Хабр
На прошлой неделе компания Monotype — владелец прав на популярные шрифты Times New Roman, Verdana, Arial, Helvetica и Tahoma — объявила об ограничении доступа из России к своей библиотеке и сообщила о приостановке взаимодействия с российскими организациями. Новость стала еще одним поводом обратить внимание на специфику использования проприетарных шрифтов в бизнес-среде – проблему, которая выходит далеко за рамки ситуации с Monotype. Речь о возможных сложностях при отображении существующих документов и шаблонов, особенно при работе с различными таблицами, формами и автоматически формируемыми файлами из информационных систем.
Для минимизации подобных проблем мы в МойОфис еще шесть лет назад представили свои шрифты XO_Fonts. Они свободно распространяются и доступны бесплатно. Сегодня этот набор состоит из 11 шрифтов и 24 начертаний. Их особенностью является метрическая совместимость с распространенными проприетарными шрифтами, которая позволяет сохранить оригинальное форматирование и верстку документов, ранее созданных с использованием популярных иностранных шрифтов.
Некоторое время назад на D-Russia была опубликована история создания XO_Fonts. Теперь мы предлагаем ознакомиться с ней и читателям Хабра.
Что вообще такое шрифты и почему нельзя просто нарисовать буквы?
Шрифты — не совокупность рисунков букв, это система изображений, которые все вместе должны удовлетворять множеству требований, от эстетических до сугубо технических. Шрифты различаются по сфере применения: на бумаге и на экране один и тот же шрифт смотрится по-разному. Есть шрифты деловые, строгие, есть дизайнерские, каллиграфические, игривые и пр. Мы как производитель офисного ПО ограничились, понятно, деловыми.
Сложность в том, что в зависимости от операционной системы и даже от устройства отображения одни и те же символы могут смотреться по-разному. В разных операционных системах — разные системы отрисовки шрифтов: где-то встроена функция сглаживания, где-то, наоборот, повышена чёткость, поэтому одна и та же буква может выглядеть то тоньше, то толще. Наши приложения поддерживают все популярные платформы: Linux, Windows, macOS, Android и iOS, поэтому работа предстояла огромная: нужно было проработать совместимость с каждой ОС, на каждом типе устройств.
После того, как шрифт нарисован дизайнером — для нас этим занялись шрифтовой дизайнер Владимир Чуфаровский и студия Letterhead — его оцифровывают, переводя плавные линии в совокупность определённым образом расположенных пикселей, как показано на рисунках ниже.
Затем шрифт «хинтуют»: проверяют читаемость символов, находящихся рядом. При этом меняются не только сами символы для улучшения читаемости, но и выверяются интервалы между разными буквами. Каждый новый символ, добавляемый в шрифт — например, новые символы валют — приводит к полной перепроверке всех сочетаний. Это значит, что нужно поставить новый символ рядом с каждой буквой русского алфавита, с каждой буквой других поддерживаемых языков, с цифрами и символами, причём и справа и слева. Чтобы набранный текст не сливался, не терялся и выглядел чётко и понятно, многократно проверяют все сочетания всех символов шрифта в разных размерах. Потом те же проверки проводятся на различных ОС.
Для создания гарнитуры приходится повторить ту же работу снова и снова, учитывая особенности каждого начертания. Одни и те же элементы букв нормального шрифта в жирном начертании начинают выглядеть неуместно, поэтому каждую букву нужно перерисовать заново. Получается, что каждое новое начертание — это новый шрифтовой файл.
Метрические аналоги популярных проприетарных шрифтов, используемых в Microsoft Office, создавались в разное время и разными компаниями. Это, например, линейка шрифтов PostScript компании URW Studio, в том числе шрифт Nimbus Roman No. 9, представляющий собой метрический аналог (т.е. совпадающий по размеру каждого символа и расстоянию между рядом стоящими символами) шрифта Times New Roman. В 2007 году компания Red Hat, Inc. представила линейку Liberation Fonts, также включающую в себя несколько метрических аналогов Times New Roman. Самая крупная русская компания, разрабатывающая шрифты, ООО НПП «ПараТайп» совместно с разработчиком операционных систем Astra Linux АО «НПО РусБИТех» в 2016 выпустила шрифтовые гарнитуры PT Astra Sans и PT Astra Serif, тоже метрические аналоги Times New Roman. И по состоянию на 2016 год многообещающие разработки наших коллег не были развиты в достаточной мере для того, чтобы обеспечить полную замену привычных пользователям проприетарных шрифтов.
Нам была очевидна необходимость создания собственного пакета шрифтов, отвечающих следующим основным критериям:
кроссплатформенность: все приложения МойОфис работают на различных ОС, на стационарных и мобильных устройствах, и всем пользователям должно быть одинаково удобно работать с документами, набранными одним и тем же шрифтом;
соответствие ГОСТу: в государственных структурах и крупных корпорациях весь документооборот должен подчиняться чётким рамкам, регламентирующим в том числе и шрифт. Важно, чтобы при переходе на наш продукты (пакет МойОфис) не изменилась вёрстка или разметка документов;
свободное распространение: это шаг навстречу пользователям и гарантия того, что продукт будет постоянно улучшаться, и на его основе могут быть созданы собственные новые шрифты.
Работу над созданием собственных шрифтов мы вели одновременно с разработкой приложений. Задачей было разработать пакет гарнитур, который бы одинаково отображался на всех операционных системах и устройствах, на которых мы планировали разработку продуктов МойОфис. Важным при разработке новых шрифтов было их полное метрическое совпадение с принятыми для работы как в России, так и в мире шрифтами Times New Roman и Arial.
Сравнение начертания прописных и строчных букв А, Ж и Щ, выполненных в шрифтах с засечками XO THAMES (МойОфис) и Time New Roman (Monotype Imaging)Сравнение начертания фраз, выполненных в шрифтах без засечек XO Tahion (МойОфис) и Tahoma (Microsoft)Все разработанные нами шрифты кириллические. Дополнительно включаем в них символы из алфавитов языков народов Российской Федерации и стран СНГ.
В итоге сегодня доступно 11 гарнитур XO Fonts, которые можно скачать на нашем сайте, а свободная лицензия позволяет использовать их бесплатно как непосредственно, так и для доработки.
Наши шрифты по умолчанию входят в состав редакторов МойОфис. В том числе в продукт для частных пользователей «МойОфис Стандартный. Домашняя версия», который также можно бесплатно скачать с нашего сайта или из магазинов приложений операционных систем.
Стандарт на Брайлевский шрифт введен в России
Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в России вступает в силу национальный стандарт, который регулирует символы брайля и оформление брайлевских изданий. Главный принцип нового ГОСТа – чёткая и однозначная идентификация всех символов.
Национальный стандарт распространяется на символы Брайля и оформление брайлевских изданий на территории все страны. Его цель – создать в России единое информационное пространство для людей с инвалидностью по зрению, использующих письмо и чтение по системе Брайля. По мнению разработчиков, ГОСТ станет инструментом для совершенствования системы Брайля в ее русской разновидности, распространения системы на новые области знания, а также популяризации Брайля среди слепых.
Стандарт подразумевает приведение к возможному единообразию отображения символов комбинациями брайлевских точек, правил применения брайлевских символов, правил оформления брайлевских изданий массового распространения на русском языке.
Требования ГОСТа будут включены в документы, регулирующие школьное образование людей с инвалидностью, а также в технические задания, регулирующие качество любых изданий шрифтом Брайля, тактильных табличек и этикеток, включающих в себя символы Брайля, буклетов, справочно-инструктивных материалов.
Его требования также должны теперь учитываться при создании программных продуктов русифицированных принтеров, наборных машин и любых других электронных устройств, в которых предусматривается вывод и использование рельефно-точечного шрифта Брайля.
Принятый ГОСТ разработан на основе «Руководства по выпуску брайлевских изданий массового распространения на русском языке» и должен закрепить основные принципы организации брайлевского текста, способствующие наиболее эффективному восприятию и использованию шрифта Брайля, а также правила оформления и верстки изданий по Брайлю, перечень обозначений и правила их применения, рассчитанные на издания массового пользования.
Основные принципы организации брайлевского текста, которым необходимо следовать согласно стандарту:
· Однозначная идентификации брайлевских символов;
· Более полное соответствие брайлевских знаков и их комбинаций плоскопечатным знакам и конструкциям;
· Экономия полезной площади, то есть принцип получения наибольшей информации на единицу пространства осязаемого текста, который позволит минимизировать физические и интеллектуальные затраты в процессе письма и чтения;
· Необходимая специфичность брайлевских обозначений и оформление брайлевских изданий, в частности, наличие спецсимволов, характера отображения прописных и строчных букв, разнообразных шрифтов.
· Последовательность чтения, которая включат в себя особенность расположения текста, диктуемую спецификой чтения по Брайлю. Этот принцип призван обеспечить непрерывную последовательного чтения от знака к знаку, от строки к строке или «просматривание» текста – от абзаца к абзацу, от заголовка к заголовку. Он будет реализован с помощью упреждающей расстановки брайлевских спецсимволов и использования отступов от левого поля как основного способа графического членения текста.
Данный стандарт был разработан и согласован экспертами Технического комитета по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Изучить положения принятого стандарта можно здесь:http://docs.cntd.ru/document/1200167700
Wren and Cuff Tall Шрифт Русский
199,99 долларов США
Рен и манжета
Написать обзор
Wren and Cuff
Wren and Cuff Tall Font Russian
В НАЛИЧИИ
Опции
Текущий запас:
199,99 $
РАСПРОДАНО
- Информация
Информация
,Перевозки:
Информация
- Доставка:
- Бесплатная доставка
Описание
РУССКАЯ МУФТА
ТЩАТЕЛЬНО ВОССОЗДАННАЯ
С веб-сайта Wren and Cuff:
Я буквально вручную подключил (имеется в виду точка-точка, без надлежащей печатной платы, на перфорированной плате) более 150 муфт и связанных с муфтами педалей в первые дни Wren и Cuff, а затем и многие другие после получения подходящих печатных плат. Почему я упоминаю об этом, так это потому, что, как вы можете себе представить, мои уши очень привыкли к нюансам и тонкостям этих педалей.
Я провел много часов в поисках небольшой разницы между винтажной педалью, которую я люблю, и педалью, которую я собираю по той или иной причине, чтобы быть уверенным, что смогу действительно добиться звучания. У меня были мои сотрудники, прямо говорящие: «Извини, чувак, я просто не слышу разницы», а затем бросали на меня, чувак, этот парень сумасшедший взгляд. Я упомянул об этом, чтобы сказать, что после всех педалей типа муфты, сделанных у меня за поясом, The Tall Font Russian была самой сложной педалью для прибивания. Почему я выбрал версию Tall Font S****K для воссоздания? После разговора по электронной почте со знакомым, который играет в очень успешной группе, начались эти поиски. По его словам, на вопрос о его привязанности к этим педалями он сказал: «Пока ничего близкого не нашел. И (после того, как я услышал много музыкантов), мне редко нравятся их искаженные/фуззовые звуки.
Мне было любопытно, почему он не следовал стандарту, муфты гражданской войны — лучшие русские муфты. После некоторого исследования я обнаружил, что они очень, очень похожи по тону, частям и значениям. Очень близко. Но на мой взгляд, высокие частоты более отчетливы и отчетливы в высоких шрифтах, что приводит к открытости высоких частот, уникальной для этой педали. Как правило, они звучат не так мрачно, что придает им легкий шероховатый оттенок, которого нет в военных муфтах. Некоторым не нравится эта черта, но для меня в них есть грубость, которая отличает TF от C-War.
Как обычно с нашими педалями муфтового типа, я обнаружил, что выбор транзистора очень важен. После извлечения транзисторов из старинных устройств и тестирования усиления я обнаружил некоторые несоответствия между старинными устройствами. После нескольких навязчивых прослушиваний я выбрал одну особенно приятно звучащую педаль и максимально приблизил усиление, используя смесь трансов. Я также был удивлен, обнаружив важный смещающий резистор и конденсатор, номиналы которых сильно отличались от указанных на компонентах и схеме. Открытие этого помогло найти тот звук, который я искал!
Одна из моих любимых черт — «коробчатость» звука, воспроизвести которую было сложнее всего. Хотелось бы, чтобы у меня был лучший способ описать это, но «квадратный» — это то, что я думаю.
Это звучало почти правильно, но я не мог получить определенное рычание, которое я слышал от винтажной педали, и квадратная штука все еще была не совсем правильной. значения были более чем на 30% «выкл» в некоторых случаях. ИМО, это несоответствие частично ответственно за то, что одна единица звучит особенно мило, а другая звучит так-то.
Это квадратное рычание также помогает им особенно хорошо играть на басу и отлично подходит для непристойных, менее дружелюбных гитарных тонов, таких как The Black Keys, White Stripes, Mars Volta и многих других, ищущих противный F-You рычащий (не говоря уже о вышеупомянутые группы используют именно эти педали, просто используя их тембры в качестве эталона).
К сожалению, мои поиски этого тона вылились в пару разобранных винтажных педалей, но конечный результат того стоил.
Облом старинных высоких купелей? Дешевые, дешевые, дешевые пластиковые разъемы, установленные на печатной плате, которые просят, чтобы их сильно ударили, в результате чего печатная плата треснула.