«Потешные листы старообрядцев: Современный лубок Павла Варунина»
Лубок — это разновидность народного изобразительного искусства. Лубок часто называют также народной картинкой. Для него характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска, примитивный рисунок, неуклюжий шрифт). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями. В этом смысле старинный лубок сродни современному комиксу.
Древнейшие лубочные картинки происходят из Китая. До VIII века они рисовались от руки, а начиная с VIII века появились первые лубки, выполненные в технике гравюры на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Западноевропейский лубок был преимущественно печатным. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» эти картинки использовались как средство агитации в период народных волнений.
В России лубочные картинки фиксируются примерно с XVI века. С этого времени в Москве и других городах начали продавать печатные «фряжские», или «немецкие потешные листы».
Изготовлялся лубок следующим образом. Художник наносил на липовую доску (луб) карандашный рисунок, затем ножом делал углубления в тех местах, которые должны были оставаться белыми. Смазанная краскою доска-клише под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом картины назывались простовиками. Простовики отвозили в специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Позднее появилась более совершенная техника изготовления лубочных картин — медная гравюра. В этом случае художник-гравер тонким резцом наносил штриховой рисунок на медную пластину. Этот рисунок прорабатывался детальнее, чем резьба на липовой доске. Напечатанные с медных листов картины также раскрашивались вручную.
Особая разновидность русского лубка — это рисованный лубок. Его расцвет приходится на середину XVIII–XIX века. В нем органично соединились фольклорное сознание, древнерусская книжная миниатюра и народная лубочная изобразительность, опирающаяся на принципы наивно-примитивного искусства.
Русский рисованный лубок — это художественное явление, связанное в первую очередь со старообрядчеством. Староверы не признавали новой книжной продукции, выходившей из-под пресса никонианского печатного станка. Старый дониконовский лубок также не всегда отвечал религиозно-эстетическим запросам сторонников древнего благочестия, поэтому свои лубочные картинки они рисовали вручную. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). В отличие от массового печатного лубка, рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки.
В традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и духовно-нравоучительные сюжеты. Установка на «пригожество» и благолепие исключала появление ярмарочно-балаганных персонажей типа Парамошки и Савоськи, характерных для русского печатного лубка. Часто картинки были построены по принципу противопоставления «старороссийской церкви предания» и «Никоновых нововведений». Художники делили лист на две части и показывали отличия в изображении голгофского креста, патриаршего жезла, способа перстосложения, печатей на просфорах. На изображениях видно, что старообрядцы одеты в старинное русское платье, а никониане — в короткие новомодные фраки и узкие панталоны. Картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников занимают большое место в искусстве рисованного лубка. В них трактуются темы нравственного поведения, добродетельных и порочных людских поступков, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о муках грешников, жестоко караемых после смерти. Обличительные (сатирические) картинки как бы объективизировались и также строились по принципу противопоставления: «мы благочестивые» — «они неверные».
Особую роль в развитии старообрядческого лубка сыграли традиционные книжные центры — Выг, Гуслица, Усть-Цильма, Москва. Мастера-лубочники были и в Прибалтике. В конце XIX – первой половине ХХ века в Вильнюсе настенные листы оформлял известный книжник Иван Федотович Гущенко, свои мастера были в Риге и других городах.
Настоящая выставка посвящена современному старообрядческому лубку. Автор представленных рисунков — художник из Тарту (Эстония) Павел Григорьевич Варунин. Это не первая персональная выставка художника, его работы неоднократно выставлялись на тематических выставках, посвященных культуре староверов, в Эстонии, Латвии, Литве и России (Ставрополь, станица Новокумская Ставропольского края, Боровск, Новосибирск, Великий Новгород). Знатокам староверия его рисунки также известны по многочисленным изданиям, вышедшим в последние годы и посвященным культуре староверов Эстонии, по настенным и перекидным церковным календарям.
Его рисунки выполнены в разной манере. Здесь представлены как образцы, имитирующие технику оттиска с резной доски, так и рисунки, выполненные в иконописной манере и в стиле народной картинки.
Для первой группы характерен примитивный рисунок, непропорционально большие глаза, толстые линии контура, яркие цвета. Отсутствует проработка деталей, в надписях используется шрифт, стилизованный под надписи русского печатного лубка.
Вторая стилистическая группа рисунков объединяет работы на библейские, религиозно-исторические и религиозно-нравоучительные темы. Эти рисунки по технике исполнения приближаются к иконописным изображениям. В этой манере выполнены, например, иллюстрации к Толковой азбуке. Однако здесь не следует ожидать точного следования иконографическому канону: рисунок, хотя и выполненный в рамках иконописной традиции, упрощен, иногда даже схематичен, его контуры более резкие, чем на иконе.
Картинки религиозно-исторического содержания представляют собой синтез стиля древнерусской книжной миниатюры и иконы. В сюжетах некоторых рисунков этой группы легко просматривается иконографическая модель, послужившая образцом для художественного решения.
Cобственно назидательные картинки, рисунки на фольклорную и религиозно-просветительскую тематику чаще всего выполнены в стиле народной картинки. Фольклорно-этнографические работы, иллюстрирующие народные пословицы и поговорки, особенности быта староверов Причудья, как правило, представляют собой бытовые зарисовки, пронизанные тонким юмором и легкой самоиронией, чего не могло быть в традиционном старообрядческом лубке.
Многие рисунки обрамлены декоративными рамками, картушами, виньетками, стилизованными под древнерусский, а также поморский книжный орнамент. В оформлении надписей часто используются буквицы, выполненные в разной стилистике (от балканской плетенки и «звериного стиля» до старопечатного орнамента). Обязательным элементом оформления надписей в лубке П.Г.Варунина является вязь. Русская косоворотка, сапоги, борода у мужчин и платок, сарафан у женщин однозначно отсылают зрителя к старообрядческой традиции. Частое использование сочетания белого, красного и синего (голубого) цветов, видимо, указывает на исконную русскость этой традиции.
Все рисунки П.Г.Варунина оригинальны, они не повторяют известные старообрядческие образцы XVIII–XIX веков. Рисунки П.Г.Варунина не только выполняют эстетическую функцию книжной иллюстрации, но и решают просветительские, образовательные задачи — обучают чтению на церковнославянском языке. А всё вместе — и образ, и текст, и авторское отношение к работе — создает удивительно теплую, живую атмосферу и вызывает неподдельный интерес к современной старообрядческой культуре.
Всего на выставке представлено 132 работы. Они распределены по тематическому принципу. Все рисунки П.Г.Варунина оригинальны, они не повторяют известные старообрядческие образцы XVIII–XIX веков. Рисунки П.Г.Варунина не только выполняют эстетическую функцию книжной иллюстрации, но и решают просветительские, образовательные задачи — обучают чтению на церковнославянском языке. А всё вместе — и образ, и текст, и авторское отношение к работе — создает удивительно теплую, живую атмосферу и вызывает неподдельный интерес к современной старообрядческой культуре.
Надежда Морозова,
доктор гуманитарных наук, старший научный сотрудник
Института литовского языка (Вильнюс, Литва)
Шрифт в комиксе: наборный или рисованный: zahar — LiveJournal
Шрифт в комиксе: наборный или рисованныйВыступление 11.11.2010 по Скайпу в Московском комикс-клубе
В классических комиксах шрифт обычно рисованный. Более того, в американских мейджорских издательствах комиксов рисованем шрифта в диалогах (это называется «леттеринг») занимается отдельный человек (хотя звукоподражательные слова может рисовать и сам художник.)
Существуют определенные стандарты на рисунок такого шрифта: как правило, это рубленый шрифт (шрифт без засечек), только прописные буквы, уменьшенный интерлиньяж (межстрочное расстояние), широко употребляется выделение отдельных слов полужирным и наклонным начертанием.
Шрифт рисуется тем же инструментом, каким делается обводка (инкинг), чтобы выдержать комикс в едином стиле. Как правило, толщина штриха рисунка и толщина штриха букв совпадают, это дает ощущение одного масштаба деталей на странице.
Однако, если делать аккуратные рукописные надписи в комиксе, это довольно долго, требует особой подготовки, а в случае ошибки, сложно исправляется (ошибки заклеивается или замазывается белилами и перерисовываются).
Сейчас, в эру повсеместного применения компьютерных технологий, в нынешних иностранных комиксах, как правило, используются цифровые наборные шрифты.
Плюсы наборного шрифта неоспоримы: скорость, аккуратность, возможность правки, бесконечное (в рамках удобочитаемости, конечно) количество вариаций кегля, интерлиньяжа, ширины букв, межбуквенного расстояния, отступов, декоративных эффектов.
Минусы: монотонность набора, одинаковый рисунок букв, а главное: жестко заданный стиль шрифта, который может совсем не совпадать со стилем графики, невозможность исправить его пропорции, толщину штриха, величину выносных элементов и пр. , отсутствие спонтанности в его рисунке, сниженная эмоциональность. Выражаясь образно, наборный шрифт «неживой».
Многим знакома коллекция комиксных шрифтов компании Blambot. Замечательные шрифты, отлично передающие традиции рисованных шрифтов из американских комиксов.
Шрифты чрезвычайно стильные, за счет этого они пользуются бешеной популярностью. и, несмотря на их кривоватую кириллизацию, многие современные российские комиксисты их вовсю используют. В принципе, с использованием готовых цифровых шрифтов все понятно, все художники комиксов умеют пользоваться шрифтами в графических редакторах.
Но я хотел бы все же поговорить о рукописных шрифтах и о том, как с ними подружиться.
Никакая готовая библиотека шрифтов не даст вам такого шрифтового разнообразия, как ваша собственная фантазия и талант.
Комикс, как любой другой жанр искусства, погружает своего зрителя в особый мир. Для этого используются все доступные ему средства — сюжет, графика, цвет, композиция, текст прямой речи и звукоподражательные слова. Если одно из составляющих подобрано неудачно, случайно, то поменяется восприятие всего произведения. И если каждый художник заботится о стиле графики и цвета, то почему бы не позаботиться и о стиле шрифта? Как я уже сказал выше, готовый шрифт редко совпадает со стилем рисунка или даже интонацией всего повествования.
Сейчас на экране вы видите кадры из комикса «Крампл» канадского комиксиста Дэйва Купера. Сюжет комикса — гротескная и мрачная фантасмагория с множеством эмоциональных поворотов. Стиль рисунка комикса такой же гротескный: сочетание «мультяшной» графики с дотошной прорисовкой деталей, отсутствие цвета и глухие черные заливки. И текст в диалогах здесь такой же гротескный.
Поскольку герои комикса ведут себя достаточно эмоционально, мелкий спокойный текст реплик тоже внезапно словно взрываются мощными жирными заголовочными буквами. Словно речь героев превращается в звукоподражание — в звук происшествия.
Следует отметить, что Купер оформил всю книгу в своем авторском стиле — весь шрифт рисованный. Так сделана и обложка…
И выходные данные…
И автобиография автора.
Подобным образом в своей книге поступил и Крэг Томпсон.
Включая выходные данные…
Хотя, сдается мне, тут он обрисовал страницу наборного текста, что является хоть и не совсем благородным, но зато очень действенным способом выполнить такую нелегкую задачу. А в самой книге шрифт написан тонкой кистью.
Ну, хорошо. Давайте вспомним, что мы здесь, а не на обратной стороне Земли. И нас не учили рисовать красивые буквы руками. Или мы вообще художники-самоучки (как я, например). И нам сложно располагать буквы ровно, равномерно и красиво даже в маленьком комиксном «пузыре». Что же нам делать, если мы хотим и стиль сохранить, и силы сэкономить? Выход есть.
Сделать свой шрифт!
Первым делом нужно все же нарисовать буквы. Это неизбежно. Если вы не уверены в масштабе, толщине и остальных характеристиках своего шрифта, нарисованного на отдельном листе, лучше всего найти страницу своего комикса с написанными ранее буквами.
Следующий шаг — сканирование. Сканировать буквы нужно в черно-белом режиме (или градациях серого, но с высоким контрастом) с довольно высоким разрешением (не менее 600 ДПИ). Затем буквы нужно обработать в графическом редакторе: очистить от ненужных деталей и случайных пятен, затеков чернил и помарок. Если вам не нравится конструкция каких-то символов, например, среди печатных букв несколько букв получились рукописными, их лучше исправить по своему вкусу.
Затем растровый файл открывается в любом векторном графическом редакторе, поддерживающем функции трассировки, и трассируется строго в черно-белом режиме. Лишние объекты (мусор внутри букв) нужно удалить, а количество вершин у букв лучше максимально уменьшить, иначе шрифт будет очень «тяжелым» и с ним неудобно будет работать.
Буквы надо подогнать по размеру и по одной перетаскать через буфер обмена в шрифтовой редактор. В данном случае я использовал Фонтлаб Студио 5.0. Буквы помещаются в соответствующие глифы. Для кириллицы нужно выбрать соответствующую кириллическую кодировку (например, Виндовс 1251 для Виндовс ХР).
Затем следует провести техническую работу над шрифтом — настроить полуапроши, кернинг, различные шрифтовые опции (если это будет шрифт с опциями). Наконец, нужно его как-то назвать и не забыть сохранить.
Шрифт готов! По крайней мере, пока вам не захочется внести в него изменения. Вы можете установить его в систему и начать использовать в своем комиксе.
Нет нужды говорить, что подобным образом вы можете сделать несколько шрифтов: для текста в пузырях, для заголовков, для звукоподражаний и т.д. Тем самым вы облегчите себе работу, при этом сохранив стиль собственных рисунков.
Особенно это может быть полезно, если вы работаете в разных стилях, и под каждый проект вам нужен набор особенных шрифтов.
Русский рукописный шрифт Роялти бесплатно векторное изображение
Русский рукописный шрифт Роялти бесплатно векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Учить больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже: Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00 Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Оплата
Плата за изображение $ 499Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменить размер до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы
Подробности загрузки. ..
- Идентификатор изображения
- 6654466
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- mart_m
5-летний ребенок поразил Интернет, идеально воссоздав текстовые шрифты
В Интернете
По Элис Гиббс
В Интернете Популярный ТИК Так Реддит Дети
Мальчик с необычным талантом к каллиграфии привлек к себе внимание в сети после того, как видео, в котором он пишет идеальным шрифтом, набрало более 4 миллионов просмотров на TikTok.
Пятилетний Себастьян поразил Интернет видеороликами, которыми поделились его родители, от написания слов в обратном порядке до изучения армянского алфавита.
В понедельник было опубликовано видео, в котором Себастьян использует мел для воспроизведения известных компьютерных шрифтов.
Идеально воссоздавая шрифты, включая Cooper Black, Century Gothic и Copperplate, его навыки поразили зрителей.
Себастьян живет со своей мамой Амандой и папой Райаном в Нью-Мексико. Райан сказал Newsweek : «Мы впервые заметили, что Себастьян отличается от других примерно в 18 месяцев, когда он выучил русский алфавит из ниоткуда и мог писать и писать около 200 слов».
«По мере того, как он становился старше, дела шли лучше — он знает наизусть периодическую таблицу элементов и знает около десяти различных печатных языков. Он также может написать алфавит на всех этих языках.»
У Себастьяна аутизм и гиперлексия. Аутизм — это состояние, которое влияет на то, как человек думает, чувствует и воспринимает окружающую среду. Диагностированное как расстройство аутистического спектра, спектр относится к широкому спектру переживаний и черт, с которыми сталкиваются люди с аутизмом.
Веб-сайт Very Well Family объясняет, что гиперлексия определяется исключительными способностями к чтению в раннем возрасте без соответствующих возрасту языковых и речевых навыков. Дети с гиперлексией, часто являющейся признаком аутизма, демонстрируют превосходную зрительную и слуховую память — запоминают то, что они видят и слышат, в мельчайших деталях с очень небольшими усилиями.
Пораженные навыками Себастьяна, пользователи TikTok поделились своими похвалами. Один комментатор сказал: «Как графический дизайнер я могу подтвердить, что эти шрифты на 100 процентов идентичны. Вундеркинд». Другой написал: «Исходя из артиста, это чертовски суперспособность».
Талант Себастьяна, повторно опубликованный на популярном сабреддите Reddit r/nextf******level, получил тысячи голосов и сотни восторженных комментариев на дискуссионном сайте.
«Я дизайнер и не могу делать это так хорошо», — сказал один из пользователей Reddit. Другой написал: «[Этот] ребенок будет потрясающим писателем граффити!»
«Это уже третье видео, которое стало вирусным благодаря его талантам, — сказал Райан. — Оно определенно ошеломляет — все внимание. Я надеюсь, что видео может показать людям, что аутизм — это не какое-то клеймо, которого мы должны избегать и просто принять».