в Архангельске проходит международный фестиваль TYPOMANIA — Двина 29
Типомания — это про буквы, любовь к буквам, книжный дизайн, современные тенденции в графическом дизайне и новое в визуальной культуре. В этом году московский праздник шрифта в Поморье проходит в четвертый раз.
Типомания, хоть и узкопрофильный фестиваль, но он не предназначен только для издателей, редакторов, дизайнеров и специалистов верстки.
Шрифт — важная часть культуры на разных уровнях. Каждый из нас сталкивается с шрифтами каждый день — вывески, буклеты, книги; у каждого есть свой любимый шрифт в текстовом редакторе. Обратимся к истории — вспомним реформы русского алфавита и не будем отрицать, что они до сих пор влияют на нашу жизнь. Современные корпорации тратят годы на разработку шрифтов, чтобы правильно сформировать свои коммуникации с клиентом.
В 2013-ом году Архангельск, по приглашению сообщества дизайнеров 42, со своим мастер-классом посетил Виктор Меламед, известный иллюстратор и карикатурист. Потом были плакатные акции, например, в 16-ом году приезжала выставка международной биеннале графического дизайна STRELKA, посвященная Федору Достоевскому, «Достоевский. Черное и Белое».
— И мы поняли, что шрифт и плакатные выставки — это отличный повод приглашать интересных спикеров и способ развития в городе любви к дизайну и шрифту, как к культуре, — делится руководитель плакат-центра Виктор Тяпков. — С каждым годом людей на наших мероприятиях становилось всё больше, и мы решили перейти на другой уровень и выделить все творческие и просветительские события под одним названием “плакат-центр”.
История Типомании в Архангельске началась в 2018 году, когда Александр Васин, руководитель фестиваля, предложил провести в городе выставку East West Post. Специально к открытию выставки Александр провёл мастер-класс, на котором участники нарисовали гигантскую азбуку. Результат можно до сих пор увидеть на заборе за Добролюбовкой.
В 19-м в Архангельск приезжал Никлаус Трокслер — легендарный швейцарский графический дизайнер, на работах которого учатся в европейских вузах. В России он был только в Москве и Архангельске.
В этом году программа для типоманов огромна. Сейчас, внутри Добролюбовки, расположена выставка издательства «Шрифт». Там же, в эту субботу, откроется большая выставка плакатов берлинской студии Yukiko, французских дизайнеров Brest Brest Brest, швейцарцев Balmer Hählen и Martin Heynen, дизайнера из Лондона Tina Touli и Ксении Ставровой (Россия—Германия).
На фасаде библиотеки разместится уличная выставка голландского стрит-арт художника Jeroen Erosie. К открытию выставки подготовлена лекционная программа — Jeroen Erosie, Tina Touli и Yukiko специально для онлайн-конференции фестиваля записали свои выступления.
В дворике музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова и усадьбы Екатерины Плотниковой — уличная выставка плакатов швейцарца Eneo Bortone и японца Ikki Kobayashi, как и выставки в Добролюбовке, будут работать до конца июня. И все они об одном, о том, что плакат сегодня — не только про рекламу, теперь он находится на грани дизайна и искусства.
Внутри музея Борисова была представлена ярмарка креативных индустрий, организаторы назвали её выставкой «странных искусств и необычных предметов» от новых мастеров. Это были изделия из бетона и каучука, украшения, предметы для быта, графика, фото, сувениры. Мастер-классы провели Саша Скородумова, Кирилл Старицын и Виктор Тяпков. Завершил мероприятие концерт Шести Мертвых Болгар.
— Очень жаль, что в школах отменили чистописание, — делится Виктор. — Каллиграфия очень полезна. Мастер-класс Кирилла был для тех, кто уже ею занимается и любит, но мы перешли немного в другой формат — и писали большими кистями на полотне полтора на десять метров. Саша работала с детьми. Всё это для того, чтобы человек, и маленький, и большой, попробовал для себя что-то неожиданное и потом, возможно, сам это повторил.
Открывала фестиваль выставка плакатов издательства «Шрифт» и лекции редакторов издательства Рустама Габбасова и Евгения Юкечева. Рустам окончил мастерскую прозы Литературного института имени Горького, учился в Британской высшей школе дизайна на курсе «Шрифт и типографика», теперь преподаёт историю шрифта в РАНХиГС. Евгений — автор шрифтов для книг и журналов. Из его работ: шрифты «Коммерсантъ», «Финансовый Директор», Intersection, Barcode. Читает лекции и проводит мастер-классы по проектированию шрифта, леттерингу и типографике.
Мы поговорили о развитии и сохранении кириллицы, шрифте, как части культуры, и о том, куда всё это движется.
— Расскажите, бывают ли в истории шрифта культурные апроприации?
— Бывают досадные пренебрежения традициями — об этом чаще всего можно слышать от шрифтовых дизайнеров, занимающихся кириллицей, как родной письменностью. Они критикуют западных дизайнеров за то, что шрифт не соответствует форме, а его конструкции неуклюжи. Яркий пример — шрифт Arial, который находится в каждом компьютере. Это боль каждого кириллического шрифтового дизайнера. Если мы начнем разбирать каждую букву, то увидим, что все важнейшие конструкции выполнены неуклюже с точки зрения графики, ритма, набора и так далее. Это провал и просто очень плохой шрифт. Причем в латинице он состоялся. И таких примеров очень много.
— И что же с этим делать?
— При выходе на международный рынок нужно заручиться поддержкой экспертизы, привлечь специалиста по кириллице. Даже крупные компании иногда этого не делают, и, как правило, происходит конфуз.
— Специалист по кириллице?
— Это шрифтовой русскоговорящий дизайнер, который рисует кириллицу и знает, как её делать. Мы тоже, к примеру, специалисты по кириллице, нам может прийти заказ проконсультировать новый шрифт. Мы берем алфавит, комментируем каждый знак, говорим, что хорошо, а что плохо, и даем рекомендации.
— Какое сегодня распространение у кириллицы?
— Более 120-ти языков используют кириллицу для своих алфавитов, но ее добавляют и к латинским комплектам. Она используется теми, кто не читает на ней. Кириллические надписи вообще очень популярны на западе.
— Когда вы говорили про Эрика Гилла, вы сказали, что его книга напечатана современным, прогрессивным шрифтом, а что значит современный шрифт в 2021-ом году?
— Шрифты 2021-го года — это шрифты-гибриды, шрифты-новаторы, провокаторы, использующие новые технологии. Это шрифты, не застывшие в одной форме, а имеющие множество форм за счет вариативности, сейчас мы имеем очень много вариативных шрифтов. Это шрифты, которые женят в себе очень много разных свойств и функций. Кажется, что именно этот год — следующий виток в развитии шрифтов.
— Шрифт отражает культуру?
— Да, шрифт — слепок эпохи. Шрифтовая графика проходит все смены этапов развития параллельно сменам в культурных парадигмах. Постмодернизм в литературе вполне себе соответствовал с постмодернистскими шрифтами, которые были полны иронии и издевательских цитат из шрифтовой классики. Это было в конце 80-х — начале 90-х. Потом наступила эра постиронии, и это разрушение тоже нашло свое отображение в шрифте. Потом было десятилетие, когда снова возник интерес к классике. А сейчас — переходный период, когда сложно точно определить, что такое современный мир и какой у него шрифтовой запрос.
— То есть современный шрифт — это?
— Современный шрифт — множество гротесков, а ещё много акциденции, то есть шрифтов, которые используются не в сплошном текстовом наборе, а в крупном плакатном кегле, в котором зашито огромное количество каких-то интересных дизайн-решений.
— А выражает ли шрифт национальную идентичность?
— Это дискуссионный момент. Пожалуй, сейчас национальной идентичности в шрифте становится всё меньше и меньше. Но существуют проекты по сохранению кириллицы — в них специалисты, понимая корни развития кириллицы и владея искусством каллиграфии, интерпретируют, к примеру, формы устава и полуустава. Тому, что было в допетровскую эпоху, надо дать убедительную форму на типографском уровне, надо сделать так, чтобы от шрифта не пахло ладаном и дизайнер захотел сделать с ним плакат.
— Какой вы приведете пример?
— Егор Головырин уже десятилетиями изучают кириллицу, он прекрасно понимает устройство и послепетровской кириллицы, и латиницы, но работает с графикой на основе своего каллиграфического опыта. У него получаются очень интересные работы не только с визуальной, но и с исторической точки зрения.
— Зачем это делать?
— Англичане прошли очень важный путь, когда перенесли свои каллиграфические практики в мир типографских шрифтов. Но чтобы это сделать, надо много всего унифицировать. А мы этот путь не прошли. Нам еще предстоит открыть и переосмыслить ту догражданскую письменность — скоропись, устав и полуустав. Каллиграфы молодой волны вытаскивают из этих форм что-то актуальное, что можно применить шрифтовому дизайнеру сегодня. Эта работа остается в области эксперимента и поиска, нежели попыткой внедрить эти формы или полностью раскрыть их в типографском шрифте. Мы слишком глобализированы и погружены в связку латиница—кириллица и не видим себя в отрыве от нее. Чтобы отойти от этой связки к самобытности, нужен очень долгий процесс, который приучит нас, как читателя, к новым или альтернативным формам, которые мы будем адекватно воспринимать.
— Вы отделяете красоту от функционала?
— Я могу смотреть на шрифт, как на произведение искусства. Могу понимать, что никогда не использую его в проектах, но если вижу, что шрифт выполнен мастерски, то я не пройду мимо. У разных шрифтов разная функциональная оптика, в некоторых случаях она может быть смещена больше в книжную или текстовую историю. Для меня качественный текстовый шрифт намного ценнее яркой акциденции, но все имеет свою ценность, — поделился Евгений.
— Мне всегда нравится любая работа из области искусства, где я вижу автора, вижу мощную личность, а ее видно даже за буквами, — поделился Рустам.
— Кстати, а как вам Архангельск?
— Большое морское переживание. На набережной нами были обнаружены много красивых букв и интересные шрифтовые идеи на нескольких памятниках. Здесь очень приятно находиться.
Для регистрации на лекции пишите в отдел литературы по искусству Добролюбовки.
Анастасия Бондина
Безопасные качественные дороги
Главные новости
Новости регионов
Новости по направлениям
Почти 400 дорожных объектов будут доступнее для людей с ограниченными возможностями здоровья
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» городские и сельские улицы становятся доступными для маломобильных групп населения. В этом году для их удобства будут обустроены почти 400 объектов. Кроме того, в городские агломерации поступит новый современный низкопольный транспорт, который отвечает потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Автопарки пополнят 383 автобуса, троллейбуса, трамвая и впервые ― 284 электробуса.
Подробнее
Все новости В российских регионах по нацпроекту обновят свыше 15 тыс. км дорожной сети
В ряде российских регионов стартовали работы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Этому способствовали благоприятная погода, своевременная контрактация, а также целый комплекс подготовительных мероприятий, проведенных специалистами.
Подробнее
Все новостиДорожный нацпроект: безопасность в приоритете
По данным ГИБДД, в стране продолжает снижаться количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий.
Подробнее
Все новостиВ Рязанской области продолжается ремонт трассы Михайлов – Голдино – Горлово – Скопин – Милославское
В Скопинском районе Рязанской области благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» приводят к нормативу участки трассы Михайлов – Голдино – Горлово – Скопин – Милославское.
Подробнее
Все новостиВ Удмуртской Республике на трассе Ижевск – Ува началась укладка асфальта
В Удмуртской Республике благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» приводят в нормативное состояние участок автодороги Ижевск – Ува протяженностью 10 км.
Подробнее
Все новостиВ Курске стартовал ремонт проспекта Победы
В этом году проспект Победы ― самый протяженный объект национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Курске. Ремонт проезжей части уже начался.
Подробнее
Все новости В Курске стартовал ремонт проспекта Победы
В этом году проспект Победы ― самый протяженный объект национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Курске. Ремонт проезжей части уже начался.
Подробнее
Все новостиВ Уфе автобусы, закупленные по нацпроекту, с начала года перевезли более 1,5 млн пассажиров
В январе в столицу Республики Башкортостан по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» поступили 35 автобусов марки «НЕФАЗ».
Подробнее
Все новостиВ Пскове продолжается реконструкция Троицкого моста
В Пскове продолжается реконструкция Троицкого (Советского) моста через реку Пскову на улице Леона Поземского. Работы ведутся по национальному проекту «Безопасные качественные дороги».
Подробнее
За патриотическими Z-шоу в Архангельске звучит тревожная песня смерти
По всей России проходят концерты и шоу для поднятия боевого духа и поддержки войны. В Архангельской области местные власти недавно организовали одно из нескольких мероприятий под лозунгом «За Россию».
Концерт проходил в помещении местного Центра «Патриот», а зал был украшен флагами и изображениями буквы «Z», символа агрессии России против Украины. Среди выступавших коллективов были музыканты Северного флота и военной молодежной организации «Юнармия», созданной Министерством обороны.
«Цель концерта — выразить солидарность с военнослужащими, которые мужественно выполняют свой долг в Украине», — сообщили организаторы.
Зал был битком набит людьми, многие из которых были женами, матерями и бабушками мужчин, сражавшихся на полях сражений в соседней стране.
Z-концерт в Архангельске. Фото: Patriot29 в ВК
Артисты Z-концерта в Архангельске воспели войну и воинов. Но не было упоминания о больших потерях, понесенных в настоящее время силами из этого региона.
По данным Barents Observer, за последние несколько недель в Украине было убито не менее 30 мужчин из этого региона.
Согласно информации, размещенной в местных социальных сетях, всего было идентифицировано 32 солдата. Во многих случаях о потерях сообщают публичные страницы ВКонтакте из родных городов мужчин.
Также информацией о погибших бойцах делятся местные организации ветеранов войны, в том числе Архангельский союз ветеранов Афганистана.
32 имени добавлены в списки погибших солдат севера России Barents Observer. Мужчины представлены в двух слайд-шоу, одно из которых охватывает в основном первую часть войны, а второе — потери с октября 2022 года. Фото: фотоколлаж Barents Observer
Реальное общее число убитых местных мужчин может быть значительно больше.
До ноября многих бойцов представлял в соцсетях губернатор области Александр Цыбульский. Однако с 1 ноября губернатор сообщил только об одном случае на своей странице в ВК.
Из 32 человек, включенных в список, большая часть выходцев из деревень и поселков, удаленных от областного центра. Большинству из них было от 20 до 30 лет, но есть и такие, как Даниил Попов из поселка Удинский, которому было всего 19 лет.
Несколько человек сражались за группу Вагнера. Возможно, это заключенные, согласившиеся воевать в обмен на обещанную Евгением Пригожиным амнистию. Среди них были Евгений Калинин и Владимир Чистяков из села Няндома. Оба погибли в боях за город Бахмут.
Александр Возмищев приехал из села Хорьково Архангельской области. Воевал за группу Вагнера с ноября 2022 года. Приехал в Украину 2 ноября, убит 6 декабря. Фото: Союз ветеранов Афганистана Архангельска в ВК
У некоторых был боевой опыт из Чечни, как у Дмитрия Ожигина из Устьянского муниципалитета. 41-летний военнослужащий был убит возле села Токаревка Харьковской области 14 декабря. До командировки в Украину работал на верфи в Санкт-Петербурге, страница ВК Поиск_29информирует.
Василий Шерягин родился в селе Улюха Архангельской области в 1988 году. В 2008 году служил в контртеррористической операции в Чечне, в 2014 году снова подписал контракт с армией. С августа 2022 года воюет на Украине.
Василий Шерягин родился в селе Улюха Архангельской области в 1988 году. Участвовал в контртеррористической операции в Чечне, в 2014 году подписал новый контракт с армией. С августа 2022 года воюет на Украине, погиб на 31 декабря.
Несколько человек прошли подготовку в Печенге, базе Северного флота на Кольском полуострове, недалеко от границы с Норвегией и Финляндией. Среди них был 28-летний Кирилл Швадович, призванный 8 октября. После обучения в Печенге служил по контракту в 61-й бригаде морской пехоты в Спутнике. Он уехал в Украину 17 ноября и вскоре был убит.
Архангельский губернатор Цыбульский сам человек с военным прошлым. Сообщается, что он служил в Вооруженных силах России более десяти лет, прежде чем в конечном итоге оказался на государственной службе.
Лейтенант Кирилл Квашнин приехал из Мирного Архангельской области. С юных лет он поступил в Суворовское военное училище в Твери. Он умер во время своего третьего периода развертывания на войне.Во время посещения учебного центра в Печенге Мурманской области губернатору рассказал командующий Северным флотом Александр Моисеев, что военнослужащие из Архангельской области отлично воюют в Украине.
«Могу открыто и уверенно сказать, что батальон «Архангельск», воюющий в составе 200-й ОМСБр Северного флота, успешно выполняет поставленные задачи. Ребята не сдали ни одной боевой позиции, и это свидетельствует о том, что та программа обучения, которую они проходят, позволяет качественно подготовиться к службе», — подчеркнул Моисеев главе региона.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и командующий Северным флотом Александр Моисеев во время посещения военной базы в Печенге Мурманской области. Фото: Цыбульский в Telegram
См. ниже слайд-шоу убитых на Украине северных российских солдат. Упомянутые 32 мужчины из Архангельска представлены в последней части слайд-шоу
Архангельск Бокс-сет: Постапокалиптический триллер — Полная архангельская трилогия (Архангел Восстание, Архангел Падение, Архангел Торжествующий)
Николай уставился на нее. — Не знаю, возможно ли это, мэм.
Нэнси приблизилась к Николаю и понизила голос до уровня, который, по ее мнению, был тихим, но все же достаточно громким, чтобы его могли слышать все участники конферансье. «Сделай это. Вытяните мощность из любой другой части лодки, если вам нужно. Выведите команду на палубу и дайте им погрести, если нужно. Просто доставьте нас туда сейчас же!»
Нэнси повернулась и рванула с моста, чувствуя, как внутри нее горит ярость. Все члены экипажа на контрольной палубе позади нее обернулись, наблюдая, как она мчится по коридору в течение нескольких секунд, прежде чем Николай пришел в себя и хлопнул в ладоши.
«Вы слышали мисс Симс. Свяжитесь с техниками и выясните, как это сделать! Оба реактора снова работают на полную мощность, так что это должно быть прогулка в парке! Двигаться!»
Нэнси слышала, как Николай кричал на бригаду, пока шла по коридору, но отбросила все мысли об этом, вернувшись к делу Сергея и Андрея. Когда она вернулась в коридор за пределами реакторного отсека, Сергей стоял в нескольких футах от двери, а несколько членов экипажа работали перед ним.
Еще трое членов экипажа присели перед дверью, работая с факелом, чтобы прорезать последний кусок стали, чтобы получить доступ к запорному механизму. Нэнси положила руку на плечо Сергея. «Прости меня, Сергей. Вы знаете, что вам не обязательно быть здесь для этого; Вы можете вернуться в свое купе, если хотите.
«На самом деле, я предпочел бы быть здесь, если вы не возражаете».
«Они уже поняли это». Сергей указал на двух мужчин в белых костюмах, стоящих перед ним. «Каждая атомная подводная лодка российского флота держала под рукой небольшое количество мешков со свинцовой подкладкой на случай, если что-то подобное произойдет».
Брови Нэнси взлетели вверх. «Действительно?»
Сергей мрачно кивнул. «Да. Я не знал, что они были стандартными. Говорят, что его можно хранить в одной из комнат в задней части. Он будет достаточно далеко, чтобы ни на кого не повлиять.
Нэнси снова вздохнула и покачала головой. — Прости, Сергей.
«Как и я, мисс Симс. Как и я».
Нэнси и Сергей молча наблюдали, как бригада еще несколько минут возилась с дверью. Наконец, раздался звук раскалывающегося надвое натянутого металла и громкий хлопок внутри двери.
«Понятно!» Мужчина с факелом встал и улыбнулся, затем его лицо опустилось, когда он оглянулся и увидел, что там стоят Нэнси и Сергей. Мужчины, работавшие над дверью, быстро ушли с дороги, и Нэнси заговорила с мужчинами в белых костюмах перед ней.
«Покажите ему достоинство и обязательно приклейте на сумку бирку радиации. На всякий случай, если что-то случится. Понимать?»
«Да, мэм». Мужчины заговорили в унисон, затем подошли к двери, неся между собой тяжелую обитую свинцом сумку.
Глядя на уход, Сергей повернулся к Нэнси. — Я сейчас пойду, если вы не возражаете.
«Конечно». Нэнси сочувственно кивнула Сергею, пока он шел по коридору. Нэнси подождала в холле еще несколько минут, прислушиваясь к шороху и хрюканью, пока члены экипажа в купе пытались поместить тело Андрея в сумку. Когда казалось, что они заканчивают, она тоже повернулась и ушла, чтобы вернуться в свою комнату.
Через час, пока Нэнси писала в бортовом журнале «Архангельска», в дверь тихо постучали. Она обернулась и увидела лицо одного из молодых членов экипажа, смотрящего на нее широко раскрытыми глазами.
«Мэм?»
Нэнси откинулась на спинку стула и повернулась лицом к молодой женщине.
«Да? Что это такое?»
Женщина сделала шаг в купе Нэнси и заговорила, ее глаза бегали по сторонам. «Ты хотел знать, когда… когда, э-э… когда…»
«Когда тело Андрея убрали?»
Молодая женщина кивнула. «Да, мэм.»
Нэнси вздохнула и встала. «Очень хороший. Спасибо. Вы можете идти.
Молодая женщина, не колеблясь, ушла, и Нэнси ухмыльнулась, услышав эхо бегущих шагов женщины по коридору. — Полагаю, пора искать Сергея.
Поиски солдата не заняли много времени. Первой остановкой Нэнси был камбуз, который был пуст, хотя свет был включен, а радио играло неуклюжее исполнение какой-то классической музыки, с которой она не была знакома. Проходя через комнату, она заметила Сергея, сидевшего за угловым столиком лицом к стене, рядом с ним на столике стояли две бутылки водки и небольшой кассетный плеер.
Нэнси подошла к столу и села напротив Сергея, затем указала на кассетный плеер. «Я не видел ни одного из них уже много лет. Я поражен, что он все еще работает».
Сергей фыркнул, опрокинул то, что было в стакане, и одним плавным движением налил себе еще глоток. «Это Стравинский. Был любимцем Андрея».
Нэнси взяла одну из бутылок и, увидев этикетку, свистнула. — Не возражаешь, если я выпью?
Сергей пожал плечами. — Вы капитан.
Нэнси не сводила глаз с Сергея, поднесла бутылку к губам и сделала большой глоток. Судя по тому, сколько из другой бутылки выпито и насколько ухудшился его английский, очевидно, Сергей некоторое время пил. Жидкий огонь очертил круги у нее во рту и потек по горлу, и она швырнула бутылку обратно на стол и съёжилась.
Сергей усмехнулся, увидев Нэнси, корчащуюся над водкой, затем налил себе еще. «Итак, капитан. Что такое план?»
«План?» Говоря это, Нэнси несколько раз кашлянула, пытаясь отдышаться и избавиться от жжения в горле и во рту. «Мы возвращаемся в Магадан так быстро, как только можем. Потом мы узнаем, что случилось с Крыловым и остальными».
Сергей медленно кивнул, и Нэнси снова подняла бутылку. «К Андрею».
Сергей посмотрел на нее и поднял свой стакан. — К двоюродному брату Андрею.
Они оба сделали еще один глоток. Когда Нэнси снова перестала кашлять, она заговорила заметно более хриплым голосом. «Знаете, я хотел извиниться перед Андреем. За то, что я сказал ему, когда поймал его на попытке улизнуть с лодки. Он был хорошим человеком, и я знаю, что он просто пытался поступить правильно и исправить то, что, по его мнению, было его ошибкой на этом субмарине».
Повисла долгая тишина, пока Сергей снова медленно наполнял свой стакан, прежде чем заговорить. «Он уважал тебя. Он посмотрел на тебя. Ты… он гордился тем, что ты ведешь нас. Говоря, Сергей помахал стаканом в воздухе. «Ты не русская. Но Андрей? Он не заботился. Ты был хорошим лидером. Он знал это.
Нэнси подавила ком, подступивший к горлу, и медленно кивнула. «Спасибо, Сергей. Я…»
Нэнси была прервана динамиками на камбузе, издававшими голос Николая. «РС. Симс, вы нужны на афере.
Нэнси вздохнула и, похлопав Сергея по руке, встала. «Мне жаль. Мы поговорим позже, хорошо?»
Сергей хмыкнул, когда Нэнси ушла, затем увеличил громкость своего кассетного плеера. Звук «Жар-птицы», играющей через жестяной динамик, эхом прокатился по пустой комнате, когда Сергей закрыл глаза и отхлебнул еще одну рюмку.
Глава 3
Пещера
Леонард слышал, как стучит его сердце в ушах, когда он бежал по коридору позади остальной группы. Позади него эхом раздавались звуки существ, бросающихся на заклинившую дверь, подстегивая его на большую скорость. К тому времени, когда он добрался до экспериментальной землеройной машины возле пересечения туннелей, остальная часть группы уже сгруппировалась позади Марии, которая ждала, когда Леонард поведет их в пещеру.
Леонард поднял палец, хватая ртом воздух. «Одна секунда.» Он почувствовал, как его сердцебиение успокоилось, и Маркус передал ему флягу с водой. Леонард одобрительно кивнул и сделал несколько глотков, прежде чем вернуть его.
«Хорошо, — сказал Леонард.
оглядываясь на группу, «мутанты могут прорваться через эту дверь в любую минуту. Когда они это сделают, они будут очень сильно разозлены. Нам нужно протащить задницу через этот туннель и спуститься в пещеру.
«Что?» Один из людей Александра, охранник, который не успел спуститься в туннель линии снабжения вовремя, чтобы присоединиться к остальным выжившим, заговорил. — Что ты имеешь в виду под пещерой?
Леонард взглянул на Крылова, тот ответил. «Мы должны продолжать уводить существ от Александра и остальных выживших. Мы выигрываем им время, чтобы добраться до доков и в безопасное место за их пределами».
Следующим заговорил один из охранников. — Почему мы должны идти в пещеру?
«Потому что эти люди так говорят». Мария вмешалась в разговор, суровым голосом набросившись на охранников. «Они прошли через глубины ада, чтобы добраться до нас. И теперь у них есть план, как сделать так, чтобы у оставшихся от нас был шанс выжить. Если вы хотите вернуться и попытаться урезонить монстров, пожалуйста, уходите. В противном случае слушайте их!
Охранники перешёптывались и шаркали ногами, но никто из них не смотрел Марии в глаза и не отвечал на её слова. Ее глаза сверкнули огнем, когда она перевела взгляд между ними, прежде чем, наконец, снова взглянуть на Леонарда.
Леонард благодарно кивнул и направился к входу в туннель. «Ну давай же. Пойдем. Маркус, я бы хотел, чтобы вы с Марией заняли тыл. Крылов, ты со мной впереди».
По мере того, как группа двигалась по извилистому проходу, Леонард и Крылов ускорились, пока не оказались на несколько шагов впереди группы, чтобы они могли вести короткий разговор шепотом.
«Она чертова петарда».
Крылов кивнул. — У нее природный огонь, это точно.
«Что вы думаете об остальных? Думаешь, они попытаются сбежать?
«Если будет возможность, то да. У них страх в глазах — я видел это раньше.
«Есть предложения, что с этим делать?»
Крылов оглянулся. «Мы внимательно следим за ними. Если они бегут, это их выбор. Но мы должны убедиться, что они не подвергают опасности нас — или нашу миссию — если они это сделают».
Леонард обдумывал слова Крылова, пока они шли дальше. Он вытер рукавом голову, впервые заметив жар в туннеле. Воздух казался на несколько градусов теплее, чем когда он и Мария пересекали его раньше, и он начал задаваться вопросом, почему он такой горячий.
Как по команде Крылов снова заговорил. — Это должно быть так жарко?
«Это было раньше, но не так. Такое ощущение, что воздух тоже больше движется. Возможно, они добавили дополнительную вычислительную мощность».
«Если это нексус».
Леонард взглянул на Крылова. — Что ты имеешь в виду, если это нексус?
Крылов пожал плечами. — Я не сомневаюсь в вашей теории, мистер Маккомб. Я просто имел в виду…
Крик сзади прервал Крылова. Маркус проталкивался сквозь охранников, пока не добрался до парочки, на его лице была написана паника. «Они идут. Мы слышим, как они бегают по коридорам сзади.
«Черт!» Леонард посмотрел на Крылова. «Помогите сформировать арьергард. Отправьте Марию вперед. Мы почти у пещеры. Я понятия не имею, что там внизу, но нам просто нужно сбежать и попытаться спрятаться от этих тварей».
Крылов кивнул. — Мы последуем вашему примеру, мистер Маккомб. С этими словами Крылов и Маркус оттеснили группу. Леонард побежал вперед, призывая остальных следовать за ним.
«Ускорьте темп! Мы почти там!»
Свет, отражающийся от стен, вскоре был поглощен кажущейся бесконечной чернотой, расстилавшейся перед ними, когда группа наконец достигла края пещеры. Вся группа едва поместилась на маленьком уступе, и Маркус наклонился, освещая своим фонариком крутой склон, уходящий в темноту.
«Ухх…» Маркус посмотрел на Леонарда. «Ненавижу это говорить, но ты сумасшедший, Леонард. Я думаю, ты, наконец, по-настоящему сорвался.
Вой из туннеля позади группы заставил всех оглянуться. — Хочешь остаться здесь вместо этого? Леонард пошутил.
Маркус стиснул зубы и снова посмотрел вниз по склону. «Черт возьми, Леонард. Если мы умрем…»
Мария протиснулась сквозь Леонарда и Маркуса, а затем вышла на склон, не говоря ни слова. Она откинулась назад, делая случайные шаги, чтобы удержаться на ногах, но позволила гравитации сделать большую часть работы, пока она скользила вниз, покачиваясь из стороны в сторону, чтобы удержаться на ногах. Следующими пошли Маркус и Леонард, их огни становились все слабее и слабее, пока они скользили вниз по склону вслед за Марией.
Крылов стоял на краю склона, глядя на охранников позади себя. Всего их было пятеро, и они стояли, сбившись в кучу, сжимая оружие и глядя в темноту пещеры, боясь пошевелиться даже мускулом. Еще один вой раздался из туннеля, ближе предыдущего, и они синхронно подпрыгнули.
Крылов указал на склон, говоря. «Вы можете пойти с нами, если хотите. Или ты можешь остаться. Выбор ваш. При этом Крылов шагнул на склон и присел, используя руки, спину и ноги, чтобы сохранять устойчивость и контролировать скорость. Глаза охранников расширились, когда они поняли, что они одни, но не могли оставаться такими дольше. Существа в туннеле были достаточно близко, чтобы охранники слышали, как они рычат и скрежещут зубами, и поняли, что времени уже не осталось.
В то время как Леонард, Маркус, Крылов и Мария смогли скатиться по склону контролируемым и разумным образом, стражники, напуганные приближением существ, не могли позволить себе такой роскоши. Они покатились вниз по склону кубарем, и все, кроме одного, потеряли оружие по пути вниз. К тому времени, как они достигли дна, они были покрыты грязью и синяками и потеряли всякое чувство направления. Крылов отступил назад, медленно качая головой, пока мужчины медленно вставали с помощью Маркуса и Марии. Леонард, тем временем, собрал их оружие и вернул его, каждое из которых сопровождалось выражением крайнего недовольства.
«Ты уже устал дурачиться?» Леонард чуть не зарычал, обращаясь к мужчинам, и все они медленно кивнули, не зная, что значит «дергаться», но прекрасно понимая его по тону.
«Хорошо. А теперь приготовь свои задницы к движению. Леонард вернулся к Крылову с Маркусом, пока Мария проверяла мужчин.
«Каков наш следующий шаг, мистер МакКомб?»
Леонард оглядел пещеру, размахивая фонариком во всех направлениях. — Если бы мутанты собирались следовать за нами сюда, они бы уже были над нами. Учитывая, что они не… Я не знаю, что это значит. Но я думаю, нам нужно уйти с того места, где мы находимся, на случай, если они решат спрыгнуть вниз и присоединиться к вечеринке».
Крылов принюхался и недовольно сморщил нос. «Воздух на этом уровне намного прохладнее, чем в туннеле, но запах… неприятный».
Леонард глубоко вздохнул и кивнул. — Это пахнет… пердежом?
Маркус расхохотался, за ним последовал хриплый кашель, когда он захлебнулся слюной, пытаясь молчать. — Какого черта, Леонард? Наконец ему удалось выдавить вопрос после нескольких секунд кашля и смеха.
Леонард весело фыркнул, и на секунду ему показалось, что край рта Крылова дернулся. «Извини. Это само собой вышло».
Маркус снова начал смеяться, а Леонард застонал. «Действительно? Черт возьми, Маркус, сейчас не время. Несмотря на его слова, Леонард ухмыльнулся и был рад видеть, что Крылов наконец слегка улыбнулся. «Я хотел сказать, что это пахнет природным газом». Леонард сделал еще один глубокий вдох и кивнул в подтверждение. «Определенно метан».
«Из природного источника?» — спросил Крылов. — Или ты думаешь, что существа производят его?
«Я немного сомневаюсь, что мутантам нужно производить метан или что у них есть процесс, который производил бы его в качестве побочного продукта. Нет, если бы мне пришлось угадывать, они подключаются к поставкам природного газа из города и используют его в качестве источника энергии. Это единственная причина, по которой он будет так пахнуть, если он получен из обработанного источника. Метан является основным компонентом природного газа и не имеет запаха, но этот материал
классический запах тухлых яиц. Определенно не натуральный».
«Источник энергии?» Маркус нахмурился. «За что?»
Мария подошла к троице и прервала разговор. «Я рад видеть, что вы все можете найти юмор в нашей ситуации, но других не так легко развлечь. Однако они готовы выехать».
— Что ж, Маркус, друг мой, — Леонард хлопнул Маркуса по спине и начал углубляться в пещеру, — думаю, есть только один способ это выяснить.
Девять человек шли молча. Ни одно из существ не было слышно с тех пор, как охранники рухнули в пещеру, и не было видно ничего враждебного, пока группа продвигалась вперед.