Русский гражданский шрифт. 1708–1958 62

выпуску книг светского характера сосредоточивалась во вновь органи¬
зованной императорской типографии Академии наук, указы печатались
в типографии Сената, а издание церковных книг, ранее печатавшихся
в московском Печатном Дворе и петербургской типографии Александро-
Невской лавры, было сосредоточено в Москве в синодальной типо¬
графии.

Таким образом, привилегия печатания гражданских книг была за¬
креплена за организованной в 1727 году типографией Академии наук.

При Петре до организации типографии Академии наук было выпу¬
щено около 400 названий гражданских книг. В послепетровский период
до 1740 года вышло около 175 названий. Издательская деятельность осо¬
бенно развилась в царствование Елизаветы: с 1741 по 1761 год было вы¬
пущено 612 изданий, не считая выпуска календарей, «Ведомостей» и
других периодических изданий.

Приведенные данные позволяют судить о размахе типографско-
издательской деятельности ведущей русской типографии XVIII века —

типографии Академии наук.

По разносторонности и интенсивности издательской деятельности
типография Академии наук соперничала с ведущими типографиями
Запада. Не случайно поэтому, что до конца XVIII века под влиянием
типографии Академии наук находились все другие русские типографии,
как столичные, так и провинциальные (правительственные и частные).
Они заимствовали у нее не только шрифты и типографское оборудова¬
ние, но и квалифицированные типографские кадры.

Освещая развитие типографского дела в России первой половины
XVIII века, необходимо выделить вопрос о развитии словолитного
дела, в частности, в типографии Академии наук.

Известно, что со времени возникновения книгопечатания в России
шрифты резались и отливались в Москве. Известны, в частности, имена
таких граверов XVII века, как Осип Кириллов, Кондратий Иванов,
Никита Фофанов, Федор Иванов, иеродиакон Арсений. Все они были
талантливыми мастерами и умели отливать шрифты. Шрифты даже
получали названия по именам граверов, которые их делали. Так по¬
явились азбуки осиповская, никитская, арсеньевская и др. х.

При Петре I шрифты нарезали и отливали в Москве Михаил Ефремов,
Григорий Александров и Василий Петров. Во вновь организованной

типографии в Петербурге гражданские шрифты отливались бывшими
учениками московской типографии Петром Григорьевым и Иваном Оси¬
повым. В петербургской типографии с 1714 по 1722 год было отлито
8 азбук, кроме немецкой и латинской 2.

1 А. А. Сидоров, указ. соч., стр. 84.

2 А. В. Гаврилов, указ. соч., стр. 4, прим. 1;стр. 181, прим. 2. Здесь, по
всей вероятности, имеется в виду отливка литер с готовых матриц.

118

При устройстве типографии Академии наук латинские шрифты вы¬
писывались из Гамбурга. Первые русские шрифты были в основном оте¬
чественного производства. С 1726 года, как об этом свидетельствуют
источники, русские люди пунсоны делать и литеры отливать научились

не хуже иноземцев V С 40-х годов в русском граверном искусстве сфор¬
мировались такие крупные мастера, как Иван Соколов, Григорий Ка¬
чалов и другие, которые создали замечательную школу по гравирова¬
нию литер. Эта школа сосредоточивалась при Академии наук. Согласно
штатному списку служащих Академии, в словолитной типографии в
середине XVIII века с учениками значилось около 50 граверов 2 (правда,
не все граверы словолитни гравировали литеры). Не удивительно по¬
этому, что типография Академии наук, начиная с 1740 года, создавала
оригинальные образцы шрифтов, отличавшиеся чистотой отделки. По¬
сылая в 1776 году образец академических литер в Москву для отливки,
синод предписал сделать их «такие точно чистотой и исправностью, как
образцы значатся» 3. Не только правительственные типографии, как
Петербургская синодальная типография, Московского университета
и др., но и частные, как, например, типография Гартунга, отливали в
1771 году шрифты по образцу академических. Однако шрифты эти по
рисунку и отливке, в особенности у Гартунга, были явно хуже акаде¬
мических.

Мы провели графический анализ шрифтов по книгам петровского и
послепетровского периодов.

В рисунке гражданского шрифта сущест¬
венных изменений не произошло до конца 30-х годов. В этот период
можно установить три вида гражданского шрифта 4.

К первому виду относится шрифт, которым была напечатана «Гео-
метриа» в 1708 году. Этот шрифт был рассмотрен нами в третьей главе.
Он существовал до 1710 года, т. е. до того времени, когда Петр I утвер¬
дил гражданскую азбуку.

В соответствии с утвержденным образцом азбуки появился второй
вид гражданского шрифта. Основное отличие его от первого заключа¬
лось в начертаниях букв р, ц, щ, п, ъ, ы, ь, ѣ. Кроме того, были вне¬
сены следующие изменения: вместо буквы «зело», которая имела на¬

чертания латинского s, стали применять букву з «земля»; кроме буквы
ѳ стали применять букву ф; вместо круглого строчного начертания
буквы д применяли прописное ее начертание; строчные буквы ь, ы
часто не были выступающими. Впоследствии в отдельных шрифтах

1 П. Пекарский, Академическая типография в старину и ныне (Предис¬
ловие к образцам шрифтов типографии Академии наук, Спб. , 1870).

2 Д. А. Р о в и н с к и й, Подробный словарь русских граверов, стр. 197—206.

3 А. В. Гаврилов, указ. соч., стр. 226.

4 При анализе не затрагивался буквенный состав азбуки, который часто ме¬

нялся.

119

УСТАВ, ПОЛУУСТАВ, ВЯЗЬ или ИЖИЦА, ЕВАНГЕЛИЕ, ФИТА, РУССКИЙ СУВЕНИР

«…Советские ученые, руководствуясь указанием классиков марксизма-ленинизма о том, что письменность возникает на последнем этапе существования первобытнообщинного строя, когда начинается процесс его разложения, связывают причины и потребности в появлении письменности с внутренними процессами исторического развития: разложением первобытнообщинного строя, складыванием антагонистических классов, развитием производительных сил и образованием государственности…»

отрывок из вступительной статьи к любой книги по типографике, изданной в лучшие времена


Если последовать указаниям классиков из эпиграфа к этой статье и связать текущую ситуацию на рынке шрифтовых продуктов и технологий с социально-политической ситуацией в стране, то хорошим определением сегодняшнего дня будет «смутное время».

Мы живем в кругу сложившихся стереотипов, и один из ярких тому примеров — восприятие национальной культуры. Страницы многих современных изданий пестрят материалами, оформленными «под старину». Авторы статьи провели, как это сегодня модно говорить, независимое журналистское расследование и пришли к выводу, что все издания, оформленные «в национальном русском стиле», становятся странно похожими друг на друга. Между строк нам видится один и тот же знакомый образ… Это иностранный турист, что бродит по Арбату с матрешкой в руках и военной ушанкой на голове. Слово «русский» в сознании заморского гостя прочно ассоциируется с матрешками, медведями, балалайкой и водкой, его вид вызывает, в зависимости от остроты патриотических чувств, смех или раздражение.

Мы обсуждали эту проблему с художественными редакторами издательств и программистскими фирмами, работающими на рынке издательских систем. Мнения, полученные в результате, оказались полярны. Бойкая компьютерная молодежь, играющая готовыми «кубиками» из clip-art, строго указала на бедность отечественного рынка шрифтов и орнаментов.

Собирательный образ можно описать несколькими фразами (разговор ведется на фоне книжной полки с китайскими CD-ROM, забитыми пиратскими копиями программ): «С софтом у меня порядок: редакторы и версталки — какие хочешь, одних шрифтов 20 мегабайт.., с латиницей проблем не было никогда: Траянова колонна, готика, современных шрифтов — устанешь перечислять; с современной кириллицей за последние пару лет тоже стало более или менее, а вот старославянских нет совсем, с «Ижицы» начинаются и на ней же заканчиваются, поэтому все «русские» материалы выглядят как родные братья».

Оппонентом компьютерных гениев выступил пожилой художник, переживший не один худсовет: «Во-первых, все не так плохо: существуют современные издания, «русский» дизайн которых соответствует стилю и содержанию. В хорошем книжном магазине можно найти народные сказки, книги по истории искусства, церковную литературу, оформленную с художественной точки зрения безукоризненно, но интересующие вас иллюстрации созданы «руками» без использования компьютерной техники.

Во-вторых — не так сложно найти литературу по истории книги, грамматике церковнославянского языка, статьи о древних шрифтах, а также отыскать конкретных людей, посвятивших себя этим вопросам…»

Необходимо отметить, что у «древних шрифтов на новый лад» есть еще и такой серьезный и требовательный потребитель, как Православная Церковь. Ведется активная работа по переизданию духовной литературы, часто настолько ветхой и пожелтевшей, что обычные репринтные методы не дают желаемого результата. Серьезной проблемой является то, что одновременно учесть пожелания служителей церкви, издателей исторической литературы и составителей рекламных проспектов практически невозможно. Православная Церковь использует набор символов церковной грамоты конца XIX века, внешний вид которых продиктован канонами и печатной технологией тех времен. Современные светские заказчики ценят в шрифте не столько историческую точность, сколько стиль, своего рода «концентрацию русского духа». Хорошей иллюстрацией противоречия между историей и современными нуждами является пожелание иметь соответствующее начертание латинского алфавита. Строго говоря, они хотят получить в компьютерном формате некую графическую форму, которая, в соответствии с историей славянской и мировой культуры, никогда не существовала как шрифт.

Особенно сложен вопрос о стандарте на таблицы кодировки старославянских символов, нерешенный до настоящего времени.

В качестве иллюстрации рекомендуем рассмотреть при помощи Таблицы символов Windows (character map) набор символов шрифта «Ижица», доступного большинству читателей.

В этом шрифте нет латинских букв, но есть буква ижица и многие ныне вымершие ее сотоварищи: фита, Е йотированное, юс большой, юс малый, от (омега), зело, ять и другие. Вместе с тем «Ижица» содержит все символы стандартного русского алфавита и может применяться в современных изданиях. «Ижица» не претендует на историческую точность, при всей своей оригинальности это не более, чем декоративный шрифт в русском стиле. Для переиздания старинных книг он не пригоден.

Общеизвестным является факт создания славянской азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием для перевода церковной литературы с греческого на славянские языки. Большая часть букв кириллицы заимствована из византийского устава. Графические формы букв определялись инструментом письма и материалом, на котором «издавалась» старинная книга.

Но мало кто задумывался, что попытки по-настоящему точно воссоздать старинный шрифт потребуют пересмотра современной кодировки, так как в древнерусских шрифтах набор символов отличался не только от современного гражданского, но и от того, чем сегодня пользуется Православная Церковь, да к тому же со временем он еще и менялся. Вместо привычных сегодня арабских цифр в таблице придется разместить обозначения древнерусских числительных в виде букв, снабженных специальным знаком — титлом. Символы этого шрифта не требуют деления на прописные и строчные, в нем не будет запятой, пришедшей только в XVI веке из болгарской книжной традиции. Даже пробел, без которого невозможно представить современный набор, не использовался в текстах, написанных уставом. Зато нужны слова и буквы под титлом, то есть сокращенные слова-значки, похожие на элементы современной стенографии.

Аналогия со стенографией неслучайна, шрифт старых книг — всегда шрифт рукописный. Наборные кассы первых печатных изданий, стоивших едва ли не дороже рукописей, делались по образу и подобию рукописей. Кстати, Иван Федоров, вопреки распространенному мнению, был не первым, кто применил на Руси печатный станок. Сейчас доказано, что, как минимум, одна типография заработала несколько раньше. Но ни на одной из дошедших до нас более ранних печатных книг нет ни даты, ни имени издателя. Так что Иван Федоров, по-видимому, ввел в книжное дело нечто другое, не менее важное — выходные данные. Первые типографские стандарты появились при Петре Первом, до петровской реформы их практически не было: у каждого писца свой почерк, у каждой типографии — свой шрифт. Поэтому исторически корректным можно считать только тот компьютерный шрифт, который точно воспроизводит почерк автора конкретной рукописи или шрифт типографии.

Компьютерный набор древнерусского текста требует специальной раскладки клавиатуры. Будет ли существовать стандарт? Видимо, таковым де-факто станет расположение символов наиболее распространенного шрифта.

Поиски компромисса между светскими, историческими и церковными нуждами привели к тому, что все шрифты, показанные в обзоре, имеют разные наборы символов. Чтобы не отдавать предпочтение ни одной фирме и не вносить дополнительной путаницы, в качестве примера распечатывался современный набор русских букв, имеющийся в каждом шрифте.

Отметим лишь, что вопреки исторической правде, но в точном соответствии с компьютерными стандартами фирмы SPSL и «ТайпМаркет» предлагают как «древнерусский», так и коммерческие варианты шрифтов, в которые входит латинский алфавит. Есть в них даже знак доллара, хотя в XII веке не то что доллара, но и самих Соединенных Штатов еще в помине не было.

Старорусский Шрифт

Примечание от Fontspring

Демонстрационные шрифты добросовестно предлагаются, чтобы помочь вам найти идеальный шрифт для вашего проекта.

Это полностью устанавливаемые файлы шрифтов, которые можно использовать в любой программе для тестирования и компиляции. Их нельзя использовать в финальном проекте (будь то личном или коммерческом) без покупки лицензии.

Демонстрационные шрифты включают базовый латинский алфавит, большинство цифр и основные знаки препинания. Функции OpenType и расширенная языковая поддержка были удалены.

Перед загрузкой согласитесь с приведенным ниже заявлением.

Я понимаю условия демонстрационного лицензионного соглашения с конечным пользователем, соглашаюсь их соблюдать и разрешаю Fontspring связываться со мной по поводу загружаемых мной демо-шрифтов. Скачать демонстрационные шрифты

Посмотреть демо EULA Свяжитесь с Фонтспринг

Old Russian — экзотическое семейство шрифтов, опубликованное Grummedia.

Старорусский — это фальшивая кириллица, основанная на старославянских буквах, повсеместно принятых в старые времена Российской империи.

Предлагает возможность создать неповторимый исторический облик.

Литейный завод Груммедиа
Шрифты 1
Цена 20,00 $
Выпущено 2009
Фонтспринг Дебют 2014
Стиль Экзотика

Сводка по лицензии

Эта лицензия не требует беспокойства!

Значок Worry-Free гарантирует, что лицензия на шрифт распространяется на наиболее распространенные права и используется типичным дизайнером.

Узнать больше

  • Рабочий стол

    Создавайте коммерческую графику, документы и продукты.

  • Веб-шрифт

    Встраивайте шрифты в свои веб-сайты с помощью CSS.

  • Приложение

    Встраивание шрифтов в приложения и программное обеспечение.

  • Цифровая реклама

    Встраивание шрифтов в цифровую (HTML) рекламу.

  • Электронная книга

    Встраивание шрифтов в электронные книги и портативные документы.

  • Adobe каннада Adobe 2 стиля

    Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку.

    Начиная с 29 долларов США. Купить

    Китайский Компания ФонтСайт. 1 стиль

    Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку.

    Начиная с 12 долларов США. Купить

    Чоп Чоп ПБ Розовая брокколи 1 стиль

    Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку.

    Начиная с 19 долларов США. Купить

    Загрузка сведений о шрифте…

    Алфавит древнерусского шрифта Royalty Free Vector Image

    Алфавит древнерусского шрифта Royalty Free Vector Image
    1. лицензионные векторы
    2. алфавит векторов
    ЛицензияПодробнее
    Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

    Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

    Станд. Расшир.
    Печатный/Редакционный
    Графический дизайн
    Веб-дизайн
    Социальные сети
    Редактировать и изменять
    Многопользовательский
    Предметы перепродажи
    Печать по запросу
    Владение Узнать больше
    Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

    Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

    Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

    Способы покупкиСравнить
    Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

    Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.

    Оплата с помощью Цена изображения
    Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
    Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
    План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
    Способы покупкиСравнить
    Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

    Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

    Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *