Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока 74
146 ДРУГИЕ ВИДЫ ПИСЬМА
КУРСИВНЫЙ алфавит
Курсивный кириллический шрифт пишут тонким пером, соблюдая те же правила,
что и при написании шрифта «копперплейт», но держа перо под более плоским углом —
всего в 10°. Штрихи снизу вверх проводите с легким нажимом на перо, увеличивайте
нажим, когда будете проводить штрихи, направленные сверху вниз,
и следите за тем, чтобы буквы были овальными, но не круглыми.
4
U
Гэ Дэ
С/
¿6
Ж ж
Жэ
Ъ ■
li и
И
Ый
И краткое
Ж
JÍ К
Ка
Л л
Эль
Мм
Эм
Эн
Со-
о
JTn
Пэ
9 п
Сс
°JИ
Тэ
ъ
Рф
Эф
ОСх
Ха
Uf ц
Цэ
ч7С
У г
Че
111 Ul Ul Uff ir fr
Ша Ща Твердый знак
Ы Мягкий знак Э оборотное
J~0 ИГ
ю я
Прописная букву «Т»
‘С
1 Слегка нажимая на пе¬
ро, проведите штрих от
нии строки.
3 Проведите, отступив
вправо на то же рассто¬
яние, третий штрих. По¬
дойдя к основной линии
строки, ослабьте нажим на
перо и сделайте маленький
завиток вправо.
4 Проведите начинающий¬
ся широким завитком
штрих, проходящий по го¬
ризонтали над первыми
тремя штрихами и слегка
изгибающийся вниз и впра¬
во. В конце штриха ослабь¬
те нажим на перо.
РУССКАЯ КИРИЛЛИЦА 147
Прописная буква «Д»
Строчная буква «б»
1 Проведите от верхней
линии строки плавно
наклоненный влево штрих,
внизу поверните штрих
влево и сделайте малень¬
кую петлю, пересекающу¬
штриха.
2 Ослабив нажим на пе¬
ро, продолжайте вести
штрих вправо, поворачивая
его вверх. Проведите линию
через верхнюю часть штри¬
ха, поверните вниз и влево и
завершите штрих малень¬
ким кружком на конце.
Строчная буква «а»
1 Начните штрих чуть ниже х-
линии строки, проведите дугу
вверх и вправо при слабом нажи¬
ме на перо, затем усильте нажим и
проведите штрих вниз, плавно за¬
вернув его вверх и вправо у основ¬
ной линии строки. Продолжайте
вести волосяную линию вверх,
ослабив нажим на перо.
1 Проведите от х-линии ду¬
ренном нажиме на перо. Ос¬
лабьте нажим на перо и повер¬
ните линию вправо и вверх.
Линия должна пересечь верх¬
ний конец штриха и дойти до
верхней линии строки.
2 Поворачивая перо под
прямыми углами, про¬
ведите горизонтальную изо¬
гнутую линию, усилив на¬
жим на перо.
2 Приставьте кончик пе¬
ра к х-линии и проведи¬
те вертикальный штрих.
Ослабьте нажим на перо у
основной линии строки и
сделайте плавный изгиб
вверг и вправо.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
При работе широким пером самой распространенной
ошибкой является неумение держать его под постоян¬
шрифт, угол наклона пера должен равняться 20—25°.
При этом угол наклона пера может сознательно менять¬
ся, например, при написании верхней засечки в букве
«Г» или нижней засечки в букве «Д» угол наклона пера
должен составлять 45°, а в некоторых штрихах букв «3»
и «Я» перо наклоняется под более плоским углом. Очень
часто начинающие не справляются с формой букв кур¬
сивного шрифта. Помните, что в формальном алфавите
линии букв должны быть прямыми или округлыми, а в
буквах курсивного шрифта — эллиптическими и слегка
1U Ш РР
J>&> Э д
Никогда не путайте буквы
«Ш» и «Щ», помните, что
на нижнем правом конце
буквы «Щ» всегда имеется
хорошо заметная засечка,
уходящая под основную ли¬
нию строки. Следите также
затем, чтобы вертикальные
штрихи в этих буквах были
равномерно разнесены по
ширине.
В формальном русском
алфавите строчная буква
«р» пишется практически
так же, как буква «р» в ла¬
тинском «рондо». Бочо¬
ночек этой буквы следует
писать двумя штрихами,
начиная каждый от ствола
буквы. Одна дуга при этом
направлена вниз и вправо,
а вторая вверх и влево.
Чтобы буква выглядела
выносной элемент дальше
под основную линию.
Курсивная прописная бук¬
ва «Р» напоминает пропис¬
ную букву «Р» в шрифте
«копперплейт» и пишется
так же. Здесь очень важен
баланс между левой и пра¬
вой частями буквы. В букве,
которая написана слева, ле¬
вый завиток получился
слишком мелким, и от этого
правый завиток выглядит
слишком крупным. Помни¬
те, что завитки должны рас¬
полагаться симметрично.
Прописная курсивная «Э»
напоминает перевернутую
«Е» в унциале. Буква слева
получилась округлой и ста¬
санная буква легко поднима¬
ется к вершине, а затем пере¬
ходит в плавный вертикаль¬
но расположенный эллипс,
заканчивающийся внизу за¬
витком влево и вверх. Пере¬
кладина должна уравнове¬
шивать концы вертикально¬
го элемента и не должна быть
слишком короткой.
ТЕХНИКА
2.2 Рукописные шрифты
Изучая типографские шрифты первопечатных книг, можно ясно видеть, что рукописный шрифт является их естественным и непосредственным предшественником.
Рукописные шрифты, послужившие в Европе основой для типографских шрифтов, в большинстве ведут начало от высеченного на камне римского шрифта (рис. 4), служившего для надписей на монументальных памятниках. Этот шрифт называется капитальным, т. е. «большим», «главным».
Его формы определяют основные формы букв, в частности прописных букв печатных шрифтов типа антиквы; От римского шрифта и до шрифта наших дней линия развития идет не прерываясь.
Капитальный шрифт называют также «римский маюскул» (маюскул — шрифт, состоящий из «больших», т. е. прописных, букв).
Техника работы на камне определяла некоторые стилевые особенности капитального шрифта, в частности характер отсечек (как их называют в полиграфической практике).
Римский классический алфавит образовался к началу нашей эры и оставался неизменным примерно 400 лет.
Рис. 4 Шрифт Траянской колонны в Риме
Рис. 5 Рукописный капитальный шрифт
Рис. 6 Унициальный шрифт (V в.)
Рис. 7 Римский курсив
В древнейших римских шрифтах отсечки давались без определенных правил, по большей части перпендикулярно к штриху. К I в. до н. э. отсечки за малыми исключениями даются или параллельно строке или перпендикулярно к ней, благодаря чему особенно остро подчеркиваются горизонтальные границы строки. Отсечки сохраняются и в рукописном шрифте.
Римский рукописный шрифт идет от тех же основных форм, что и шрифт на камне.
В качестве книжного шрифта он принимает, между прочим, ту форму которая носит у палеографов название rustica (деревенский).
Шрифты этого типа (рис. 5) сохранились только от IV или V в. и. э., но возникли они гораздо раньше.
Примерно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну форму: так называемый унциальный римский шрифт (рис.
Унциальный шрифт полностью сформировался к началу IV в. н. э.
Капитальный шрифт, подобно античной архитектуре, представлен в гармонических формах, кажущаяся простота которых в действительности очень сложна. Мастера шрифта эпохи ренессанса приложили позднее много стараний, чтобы при помощи математических построений создать шрифты, подобные капитальному.
В качестве шрифта, обычно применяемого в житейской практике (главным образом для коротких записей на восковых табличках), возник римский курсив, т. е. «бегущий», «косолежащий».
В курсиве сглаженные, измененные для быстроты письма капитальные буквы были соединены одна с другой, вследствие чего они принимали часто наклонную форму (рис. 7).
Рис. 8 Полуунициальный шрифт (VI в. )
Рис. 9 Минускул (XI в.)
Рис. 10 Шрифты, приобретающие черты готического (XII в.)
Рис. 11 Мисаль-готический шрифт (XV в.)
Рис. 12 Полуготический шрифт
С течением времени из соединения унциального шрифта с курсивом возник так называемый полуунциальный шрифт (рис. 8), характерная особенность которого — верхние и нижние удлинения в некоторых буквах. Эти удлинения являются первой ступенью перехода к строчным буквам. Полуунциальный шрифт поэтому называется также «минускул» (минускул — шрифт «маленьких», т. е. строчных, букв). Ко времени первого императора франков — Карла Великого (IX в.) возник каролингский минускул, который через столетие в основном имел уже формы, запечатленные позже в типографских шрифтах.
На рис. 9 изображен минускул XI в., рисунок которого послужил образцом для шрифтов типа антиквы.
В XI и XII вв. из минускула постепенно развился шрифт нового типа __ удлиненный, остроконечный, угловатый, названный готическим или, в честь его создателей, монашеским. Он был распространен в Англии, Германии, Фландрии и Франции.
На рис. 10 изображен шрифт, переходный к готическому. На рис. 11 доказана наиболее завершенная форма готического шрифта, так называемый миссаль-готический (миссали __ богослужебные книги католической церкви). Наряду с миссаль-готическим сохранился шрифт с более мягкими и округлыми буквами, названный полуготическим (рис. 12). Этот шрифт употреблялся в Италии и Испании.
В XIII в. образовалась одна из форм наклонного готического шрифта, некоторый род курсива, со сходящимися под острым углом штрихами. Этот шрифт употреблялся главным образом для документов. Из него позже выработался современный немецкий рукописный шрифт.
Римский унциальный шрифт обладал высокими художественными достоинствами. Превращение маюскула в минускул (при помощи курсива) отчасти лишило шрифт ритмичности и силы, к которым снова начинает стремиться каролингский минускул. В шрифте, представляющем собой переходную ступень к готическому, это стремление возрастает. Шрифт становится более сильным, расстояния между вертикальными штрихами более равномерными, более отвечающим насыщенности самих штрихов. Однообразные закругления придают всему шрифту более определенный характер.
В готическом шрифте мы находим в закономерно построенной и организованной форме те же стилевые признаки, что и в готическом искусстве. Между прочим, готический шрифт представлял большие трудности для каллиграфа. Трудно было добиться оптически равных промежутков между всеми вертикальными штрихами, а также правильного отношения этих промежутков к силе штрихов. Буквы т, о, п и т. п. могли быть равномерно написаны и поставлены одна возле другой. При асимметричных же я выступающих в одну сторону буквах, как г, t, с и т. д., пустоты нарушали закономерную параллельную решетку, образуемую основными штрихами всех букв. Чтобы выйти из этого положения, опытные писцы прибегали к сближению и соединению отдельных букв. Таким путем создались лигатуры (рис. 13), которые были традицией рукописного искусства в течение столетий и перешли позже в типографский шрифт.
Рис. 13 Лигатуры
Рис. 14 Гуманистический шрифт (1480)
Рис. 15 Шрифт 42-строчной библии Гуттенберга
Рис. 16 Первый шрифт Свейгейма и Паннартца (1465)
Ко времени изобретения книгопечатания в рукописных шрифтах произошла некоторая перемена. Произошло частичное возвращение к каролингскому шрифту. Это было вызвано, с одной стороны, тем, что в эпоху ренессанса проявлялся огромный интерес к классическим текстам древности, в частности Рима. Во многих случаях эти манускрипты были написаны каролингским шрифтом, и при копировании текста писцы копировали также и характер шрифта. Новокаролингский, или гуманистический, шрифт (рис. 14), появившийся впервые во Флоренции в начале XV в., имеет округлые формы и является более совершенной разновидностью шрифта XI в.
Другая причина распространения новокаролингского шрифта заключалась в том, что вся культура ренессанса с ее ориентировкой на античность была прямо противоположна готике.
Потребовалось немного лет, чтобы новокаролингский шрифт, или, как его называли, littera antiqua («древняя буква», отсюда и наше название «антиква»), сделался общепризнанным шрифтом для манускриптов светского содержания. Существовало, как это имело место и в готическом шрифте, два рода антиквы: прямая и наклонная для быстрого письма. Эти шрифты — прообразы наших шрифтов типа антиквы: прямых (романский) и курсива («италик»).
В качестве прописных применялись буквы римского капитального шрифта, сохранившиеся позже в типографских шрифтах «антиква».
Ко времени Гутенберга в Европе было в употреблении около пяти основных рукописных шрифтов, которые делились на две группы — готические и гуманистические шрифты.
Рукописные шрифты — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )
Script шрифты | Типы шрифтов Figma
Шрифты Script | Типы шрифтов FigmaFigmaУниверсальная платформа для дизайна
ДизайнПрототипированиеДизайн-системыЗагрузки
FigJamОнлайн-доска для команд
Онлайн-доскаПроцессы проектированияСовещания групп
ОбзорКлиентыКонтакты Продажи
0 Файлы шаблонов, искусноРасширьте возможности и автоматизируйте работу
События и прямые трансляцииПередовой опытОбразовательная программаГруппы пользователей
FrançaisDeutsch日本語
Начало работы
Начало работы
Начало работы
Рукописные шрифты основаны на рукописном вводе, поэтому они имеют больше вариаций и плавности. Они могут быть повседневными или официальными.
Исследуйте этот файл
Сочетание шрифтов Tangerine
Tangerine — это каллиграфический шрифт, вдохновленный курсивом канцелярских рук 16-го и 17-го веков.
Загрузить пару шрифтов
Сочетание шрифтов Sacramento Script
Гарнитура шрифта Sacramento представляет собой монострочный шрифт, вдохновленный ручным шрифтом в брошюрах 50-х и 60-х годов. идеально подходит для повседневного эффекта надписи, подходит для заголовков и упаковки.
Загрузить пару шрифтов
О рукописных шрифтах
Большинство формальных рукописных шрифтов основаны на формах букв мастеров письма 17 и 18 веков. С технологической точки зрения добиться того, чтобы рукописные шрифты соединились и выглядели как настоящий почерк, может быть очень сложно.
Получить этот файл
Когда использовать рукописные шрифты
Рукописные шрифты могут быть трудночитаемыми, если они слишком малы или если они забиты текстовыми блоками от стены до стены.