Содержание

Брусковые шрифты. (Смирнов, в.Тоотс)

Брусковые шрифты — собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков. Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. Шрифты этого типа занимают ведущее место по шкале читабельности и идеально подходят для набора длинных текстов, так как имеют очень слабый контраст. Однако страница, набранная этим шрифтом, выглядит значитель­но «темнее» страницы, набранной обычной гарнитурой, поскольку штри­хи брускового типа плотнее и более единообразны по толщине.

Брусковые шрифты близкие к антикве (первая половина 19в.) – (Кларендон)Очень маленький контраст, вертикальная форма овалов. У таких шрифтов засечки присоединяются к основным штрихам со скруглением. Первый шрифт под названием Clarendon был создан в Лондоне в 1845 г.

Робертом Бесли (Robert Besley) как акцидентный, но затем оказалось, что подобные шрифты очень хорошо читаются в мелких кеглях при скоростной ротационной печати на плохой бумаге даже малоподготовленным читателем.

Шрифты близкие к гротеску (вторая половина 20 в.), напоминающие венецианскую Гуманистическую антикву старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками, обычно разрабатываюится в пару к гротескным шрифтам, в названии как правило используеься слово serif. Примеры: PMN Caecilia, Joanna, ITC Officina Serif.

  1. Старые гротески, их разновидности. (Смирнов, в.Тоотс)

Старые гротески (первая половина 19в.) — это одноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек с эллиптическими овалами, впервые появившиеся в Англии в 1816 г. Их знаки отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Отличаются некоторой неправильностью формы, имеют и закрытые и открытые форсмы, в названии обычно присутсвуют слова Gothic или Grotesk.

Первоначально эти гротески применялись лишь для акцидентного набора и рубрикации, но на рубеже XIX–ХХ вв. их стали использовать для набора текстов.

Примеры: Akzidenz Grotesk, Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus.

  1. Новые гротески. Ленточная антиква. (Смирнов, в.Тоотс)

Новые гротески(середина 20 в.) — собирательное название шрифтов без засечек, развивающих принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Первые подобные шрифты – Helvetica (1957) Макса Мидингера (Max Miedinger) и Эдуарда Хоффмана (Edouard Hoffmann) и Univers (1957) Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger, род. 1928). Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям.
Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного. Примеры: Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.

АНТИ́КВА-ГРОТЕ́СК— разновидность шрифта, разработанного на основе антиквы, но имеющего минимальное различие, либо одинаковую толщину вертикальных и горизонтальных штрихов, как у гротеска, короткие закругления или небольшие утолщения на концах стоек вместо засечек антиквы. Эта форма очень древняя, ее образцы встречаются в древнегреческой и римской эпиграфике (посвящениях, надписях на художественных памятниках). Новая, упрощенная форма этого типа — ленточная антиква, отличающаяся от классической полным отсутствием засечек.

  1. Эволюция книги. История книгопечатания. (Королькова, Живая типографика)

  2. Типы шрифтов. Разделение их на категории с точки зрения дизайна и назначения. (Королькова, Живая типографика)

  3. Классификация шрифтов по ГОСТу. (Смирнов, Королькова, Живая типографика)

  4. Историческая классификация шрифтов. (Смирнов, Королькова, Живая типографика)

  5. Понятие гарнитуры и начертаний. Состав шрифта. (Королькова, Живая типографика, стр.114)

Гарнитура — совокупность типографского наборного материала, различного по начертанию и размерам, но имеющего одинаковый характер рисунка.

НАЧЕРТАНИЕ ШРИФТА — графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры, различаемая по плотности (ширине) очка (нормальное, узкое, широкое Н. ш.), по постановке (наклону) очка (прямое, курсивное, наклонное Н. ш.), по насыщенности (жирности) очка (светлое, полужирное, жирное Н. ш.).

  1. Типометрическая система. Типографский пункт, его связь с другими единицами. (Королькова, Живая типографика, стр.90)

Размер типографского пункта.Существует две системы измерения шрифтов — так называемая, французская система (система Дидо), созданная в Париже в 1785 г. и принятая в Европе (Германия, Франция и др.) и позднее в России (СССР), а также англо-американская система, где основной единицей является пика (пайка, от англ. pica). В любом случае основной единицей измерения является типографский пункт. В системе Дидо 1 п. = 0,3759 мм (при расчетах эту величину всегда округляют до значения 0,376 мм), а в англо-американской системе — 0,3527 мм (1/72 дюйма).

  1. Параметры шрифта: кегль, интерлиньяж, трекинг, кернинг. (Королькова, Живая типографика, стр.90; распечатка с терминами)

Кегль (от нем. kegel) — переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака. В ручном наборе высокого способа печати кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. В линотипном наборе кегль измеряли через расстояние между задней и передней стенками строки. Кегль измеряется в типографских пунктах. Высота литерной площадки включает в себя нижнее заплечико, высоту самой буквы (знака) и высоту верхнего заплечика.

На оттиске кегль измеряют визуально «на глаз» и измеряют его условно через высоту буквы (знака) с учетом невидимых верхних и нижних заплечиков. При подстановке двух литер вместе или двух линотипных строк, между ними образовывался «интерлиньяж» — пробельное расстояние между строками.

Ке́рнинг (англ. kerning) при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.

Технология кернинга включает подбор межбуквенных интервалов для конкретных пар букв с целью улучшения внешнего вида и удобочитаемости текста. Такой избирательный подбор позволяет компенсировать неравномерности визуальной плотности текста, получаемой при использовании стандартных апрошей для каждой буквы. Значение кернинга в программах вёрстки устанавливается в процентах от ширины символа пробела используемого шрифта; оно может быть как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным в случаях, когда знаки приближаются друг к другу.

Трекинг  — пропорциональное изменение междусловных и межбуквенных пробелов при неизменном формате набора.

Интерлинья́ж (происходит от фр. interligne; дословный перевод: «написанное между строк») — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. При ручном наборе из металла складывается из высот (кегля) литеры и шпона (пробельного материала) и изменяется путём вставки пробельных материалов различных толщин.

  1. Форматы шрифтовых файлов, хинты. Содержимое шрифтового файла. (Королькова, Живая типографика, стр.86)

Хинты — это команды, встроенные в контурные шрифты и позволяющие печатать их с максимальным соответствием спроектированной форме символа. Хинтовка позволяет воспроизводить (печатать, например) контурные шрифты сохраняя форму символов при низком разрешении. Так хинтовка улучшает вид мелкого текста, напечатанного на лазерном принтере с разрешением 300 dpi.

  1. Шрифты в рекламе. (Шпикерман)

  2. Удобочитаемость шрифта. (Смирнов)

  3. Статический и динамический шрифт. (Королькова, Живая типографика)

  4. Акцидентный и наборный шрифт. (Королькова, Живая типографика)

Схематически изобразить шрифты:

  1. Римский капитальный квадратный

  1. Римский капитальный рустический

  1. Унциал

  1. Полуунциал

  1. Каролингский минускул

  1. Текстура

  1. Ротунда

  1. Фрактура

  1. Швабское письмо

  1. Канцлей

  1. Ренессанс-антиква

  1. Переходная антиква

  1. Новая антиква

  1. Египетский

  1. Кларендон

  1. Итальянский

  1. Гротеск

  1. Ленточная антиква

  1. Антиква-гротеск

  1. Динамический гротеск

  1. Статический гротеск

  1. Динамическая антиква

  1. Статическая антиква

  1. Акцидентный

  1. Наборный

ABCDEFGH

abcdefg

Рис — коллективный блог про дизайн

8

Самые популярные видео от Nowness

Stanislav Bichenko27. 01.16, 23:44ссылка на пост

Поделиться

Nowness, видео, реклама, дорогие вещи, искусство

Nowness видеорекламадорогие вещиискусство

Описание

7

Экран из часов

Alexey Rumin04.08.15, 11:34ссылка на пост

Поделиться

часы, дорогие вещи, можно купить, Швеция, время, экраны, таблицы, современное искусство, Humans since 1982

часыдорогие вещиможно купитьШвециявремяэкранытаблицысовременное искусствоHumans since 1982

6

Элитные топоры

Constantin Pulyarkin10. 06.13, 19:50ссылка на пост

Поделиться

топоры, промдизайн, дорогие вещи, инструменты, можно купить, оружие

топоры промдизайндорогие вещиинструментыможно купитьоружие

Описание

6

Эркер в самолете: vip-места с приоткрытым верхом

Alexey Rumin16.12.15, 12:01ссылка на пост

Поделиться

промдизайн, будущее, дорогие вещи, самолеты, интерьеры, логистика, США, окно, авиация

промдизайнбудущеедорогие вещисамолетыинтерьерылогистикаСШАокноавиация

Описание

6

Галерея Хэмилл — крупная подборка африканского искусства и ремесел

Alexey Rumin24. 01.16, 10:03ссылка на пост

Поделиться

одежда, галерея, сайты, украшения, музыкальные инструменты, мебель, дорогие вещи, деньги, инструменты, животные, искусство, игрушки, уличная мебель, сумки, дерево, можно купить, оружие, посуда, архивы, маски, религия, ножи, текстиль, скульптура, Африка, надгробия, шлемы, головные уборы, защита, двери, вышивка

одеждагалереясайтыукрашениямузыкальные инструментымебельдорогие вещиденьгиинструментыживотныеискусствоигрушкиуличная мебельсумкидеревоможно купитьоружиепосудаархивымаскирелигияножитекстильскульптураАфриканадгробияшлемыголовные уборызащитадверивышивка

Шрифты с засечками — функции шрифтов

16 вневременных, красивых шрифтов с засечками

Ваши дизайны будут в тренде благодаря этим очень популярным шрифтам с засечками. Мы покажем вам разнообразие 16 современных шрифтов.


Плита Aptifer (черный, черный курсив)

Шрифт Aptifer Slab от Mårten Thavenius с его нейтральными формами, источающими дух Antiqua, входит в число современных шрифтов с засечками. Жирные стили, содержащиеся в выборе, демонстрируют особый характер шрифта и придают вашему заголовку высокую степень узнаваемости.


Xenois Slab (жирный, жирный курсив)

Отсутствие шпор — отличительная черта расширенной семьи Xenois от Эрика Фаулхабера; это придает уменьшенным формам букв отличительный характер с присущей им уникальной силой. Сильные стили, включенные в подборку, придают вашим заголовкам очень современный вид.


Soho (сжатый тяжелый, сжатый тяжелый)

В Soho Себастьян Лестер создал шрифт с засечками, который достаточно консервативен, чтобы справляться с большими объемами работ, благодаря его разнообразию и выносливости, но достаточно современен, чтобы стимулировать воображение читателя. В подборку включены два узких стиля из огромной семьи Soho.


PMN Цецилия (римский, курсив)

Небольшой контраст в весе и большая высота по оси x придают PMN Caecilia от Peter Mathias Noordzij солидный, неподвластный времени характер. Современный шрифт с засечками имеет тщательно проработанный настоящий курсив, который включен в подборку вместе с прямым римским стилем.


LinoLetter (средний, средний курсив)

Цель состояла в том, чтобы разработать шрифт, который легко читался даже в сложных условиях печати. ​​Результатом стал LinoLetter. Он был создан в дизайн-студии Linotype под руководством профессора Андре Гюртлера и Рейнхарда Хауса. Слегка рифленые засечки придают шрифту дружелюбный и живой характер. Вы можете безопасно использовать средний и средний курсив, содержащиеся в выделении, для сплошного текста.


Siserrif (полужирный, полужирный курсив)

Легко читаемый Siserrif от Бо Берндала подходит для редакционной работы, которая требует хорошей иерархической схемы, благодаря заметной дифференциации между прямым и курсивным стилями. Например, используйте жирный и полужирный курсив, включенные в выборку для заголовков и подзаголовков.


Memphis (светлый, светлый курсив)

Сконструированные формы придают Мемфису Рудольфа Вольфа технический и рациональный характер. Используйте этот шрифт, например, для текстов, которые нуждаются в четком и нейтральном внешнем виде. Благодаря своему благородному внешнему виду стили Light, представленные в этой подборке, также отлично подходят для создания великолепных дизайнов.


Clarendon (жирный, сокращенный жирный)

Характерные удлиненные концы строк являются отличительной чертой классического шрифта с засечками Clarendon. Уникальный шрифт может покорить кого угодно — особенно в заголовках — своей высокой степенью узнаваемости. Вы получаете стили Bold и Bold Condensed в выборе.


Шрифты Slab Serif: современная типографика для вашего дизайна

Шрифты Slab Serif с их солидным внешним видом уже некоторое время снова в моде среди дизайнеров. Эти шрифты не новы в прямом смысле этого слова — их история насчитывает почти 200 лет.

Первоначальные вариации ранее известных шрифтов с засечками Antiqua, которые сочетают в себе очень сильные засечки с более низким контрастом веса, начали появляться в начале 19 века. Новый дизайн не только сопровождал начало индустриализации, но и считается началом рекламного текста. То, что сегодня является стандартной практикой, началось тогда: шрифты, которые явно продаются их создателями для «использования на дисплее». Первые плоские засечки также подхватили еще одну тенденцию: хотя они не имеют никакого отношения к Египту, из-за энтузиазма в отношении североафриканской страны в то время — и для лучшего маркетинга — их называли «египетскими».

С тех пор появилось бесчисленное количество представителей Slab Serif. Хотя категоризация сложна и не всегда ясна, мы, тем не менее, кратко представим некоторые варианты дизайна. Одним из классических шрифтов с засечками является Clarendon, который был впервые опубликован в 1845 году компанией R. Besley & Co. Относительно отчетливый контраст веса и характерные расширенные концы строк, в частности, придают этому шрифту дружелюбный и живой характер. В 1950-х и 80-х годах стиль Clarendon пережил большое возрождение, что привело к таким интерпретациям, как Volta или Egiziano Black.

Многие современные шрифты с засечками несколько укорочены по своему дизайнерскому словарю, больше основаны на Antiqua и имеют более динамичный эффект. Один из первых новых шрифтов с засечками, созданный в 1980-х годах, — PMN Caecilia Питера Матиаса Ноордзи. Более поздними являются, например, Compatil Letter (2001 г.), Aptifer Slab (2006 г.) или Xenois Slab (2013 г.).

Шрифты Slab Serif развились в другом направлении, от Antiqua к построенным формам. Несколько технический, а в некоторых случаях даже футуристический стиль придает этим шрифтам очень современный характер. Один из самых известных шрифтов с засечками из этого диапазона — Rockwell. Но Lubalin Graph, Memphis или Serifa также являются популярными представителями этого стиля.

Последнее, что мы должны отметить, это то, что, хотя некоторые шрифты на первый взгляд не попадают в эту категорию с засечками, они принадлежат к этому жанру. Сюда входят, например, западные шрифты, такие как Figaro, Westside или Wanted. Однако шрифты экспериментальной фазы 1990-х годов, такие как Linotype Authentic Serif или Retro Bold, также относятся к этой категории.

40 лучших шрифтов с засечками (бесплатные и премиум)

Ищете подходящий шрифт для своего следующего дизайнерского проекта? Шрифты с засечками (иногда называемые квадратными засечками или египетскими) могут быть отличным выбором в подходящей ситуации.

Толстые блочные буквы отлично смотрятся с заголовками как в печатном, так и в цифровом виде. Здесь мы выделим некоторые из лучших шрифтов с засечками, которые могут подойти для вашего собственного проекта.


Неограниченное количество загрузок: миллионы творческих ресурсов
на

Лучшие шрифты Slab Serif

Эти шрифты можно использовать для самых разных целей, сохраняя при этом удобочитаемость. Это вопрос поиска лучшего варианта для нужд вашего проекта. Но здесь вы найдете подборку популярных шрифтов с засечками, которые предоставляют множество отличных вариантов для добавления красивой типографики в ваши проекты.

Если вы любите шрифты, вам определенно стоит попробовать Envato Elements. Подписавшись на Elements, вы получите неограниченных загрузок более 45 000 шрифтов , а также миллионов других ресурсов , таких как темы WordPress, стоковые фотографии, графика, звуковые эффекты и многое другое. Это лучшая ценность, которую вы можете найти в индустрии дизайна.

Gunberg Slab Serif

Gunberg — шрифт с заглавными буквами в винтажном стиле. Он поставляется как в чистой, так и в грубой версии (отлично подходит в качестве шрифта в стиле гранж), поэтому вы можете выбрать стиль, который лучше всего подходит для вашего проекта.

Поскольку это все заглавные буквы, это не лучший выбор для основного текста или длинных отрывков текста, но он идеально подходит для заголовков или более коротких фрагментов текста.

Rosebay Slab

Rosebay — красивый, разборчивый, толстый шрифт с засечками, который вам понравится использовать в своих проектах. Шрифт, вдохновленный семидесятыми, также поставляется с наклонной версией.

Mutone – Vintage Slab Serif

Этот красивый шрифт имеет винтажный оттенок и хорошо подходит для многих проектов. Буквы толстые и жирные, идеально подходят для заголовков. Вы также можете использовать Mutone для плакатов, брендинга, одежды, упаковки продуктов и многого другого. Он включает в себя прописные и строчные буквы, цифры, знаки препинания и веб-шрифт.

Bondie — сжатый шрифт с засечками

Bondie — это сжатый шрифт с засечками со стандартными лигатурами, цифрами и пунктуацией. Это заглавный шрифт и один из лучших шрифтов для заголовков. Bondie также идеально подходит для логотипов, брендинга и многого другого.

Jerome

Jerome — это сжатый шрифт с тонким, легким и обычным начертанием. Включены как строчные, так и прописные буквы, а также стандартные лигатуры.

Rust & Nails

Rust & Nails — еще один шрифт с засечками, который бывает чистым и грубым. Хотя этот шрифт также выполнен в винтажном стиле, он отличается от других, которые мы рассматривали. Он универсален, так как включает строчные буквы.

Ridge Cliff

Ridge Cliff — это крупный шрифт с четырьмя стилями: обычный, контурный, наклонный и наклонный контур. Он идеально подходит для логотипов, плакатов, обложек альбомов, товаров, упаковки продуктов и других проектов, которым нужен смелый, выделяющийся шрифт.

Yahya — семейство шрифтов Slab Serif

Yahya — универсальный шрифт с пятью весами. Хотя на предварительном изображении показаны только заглавные буквы, Yahya также включает строчные буквы. У этого минималистского шрифта много стиля, и вы обнаружите, что используете его довольно часто.

Chelina

Ищете чистый и красивый шрифт? Челина — отличный выбор. Он бывает пяти начертаний и включает как прописные, так и строчные буквы.

Northwest – Retro/Modern Slab Serif

Northwest выпускается в трех вариантах толщины, включая также черновую версию с теми же тремя весами. Это шрифт с заглавными буквами. Хотя это может быть не правильный выбор для каждого проекта, это потрясающий шрифт, который вы обязательно будете использовать во многих проектах.

Nela Slab — мощное семейство шрифтов Slab Serif

Ищете один из лучших шрифтов с засечками профессионального вида? Nela Slab — впечатляющий шрифт, который хорошо подходит для самых разных целей. Это обширное семейство включает семь начертаний плюс курсив, всего 14 шрифтов.

Diesel – Athletic Slab Serif

Diesel выпускается в светлых, обычных и полужирных шрифтах, а также в версиях с курсивом. Он имеет спортивные формы букв, которые соответствуют стилю дизайна, часто используемому для дизайна, связанного со спортом. Как и некоторые другие, которые мы рассмотрели до сих пор, Diesel пишется только заглавными буквами.

Шрифт Sailor

Sailor — уникальный винтажный шрифт. Это шрифт с заглавными буквами и четырьмя жирностями (тонкий, обычный, средний и полужирный). Он имеет морскую атмосферу, поэтому он идеально подходит для проектов на водную тематику.

Empirez – Sporty Slab Serif

Empirez – толстый жирный шрифт с засечками спортивного или спортивного вида. Он хорошо работает для логотипов и брендинга команд, футболок, плакатов, билетов, вывесок и многого другого. Включены четыре стиля: обычный, наклонный, полый и полый наклонный.

Detroit – All Caps Slab Serif

Этот полужирный шрифт, состоящий только из заглавных букв, идеально подходит для заголовков, заголовков, брендинга и других ситуаций, когда требуется выделить текст. Он имеет винтажный или деревенский вид, потому что буквы сделаны вручную. Он поставляется в форматах OpenType и TrueType.

Связанное чтение: OTF против TTF: какой формат шрифта лучше?

Slabien

Slabien — чистый современный шрифт с некоторыми уникальными характеристиками. Он также поставляется в виде веб-шрифта.

Faltige

Faltige — толстый жирный шрифт, идеально подходящий для логотипов и брендинга. Лучше всего использовать большие размеры.

Woodman Slab Serif

Woodman выпускается в тонком, обычном и толстом шрифтах, и для каждого размера есть четыре стиля: обычный, округлый, прессовый и гранж. Существует также гранжевый контурный шрифт в тяжелом весе, всего 13 различных шрифтов.

Tupelo Honey

У вас не так много шрифтов с засечками в рисованном стиле, поэтому Tupelo Honey довольно уникален. Это тонкий шрифт и только один вес, но он довольно универсальный, включая строчные и прописные буквы.

Campfire

Campfire — красивый шрифт, идеально подходящий для заголовков, логотипов и брендинга. Его можно использовать в маленьком или большом размере, а также он поставляется с веб-шрифтом.

Ferguson

Ferguson выпускается в обычной и сокращенной версиях, каждая с пятью грузами (плюс некоторые бонусы). Хотя изображение для предварительного просмотра показывает только прописные буквы, строчные буквы также включены.

Carnival VP

Carnival VP высокий и чистый. Он также включает в себя множество дополнительных глифов и альтернативных символов, которые можно использовать, чтобы придать вашему тексту больше характера (как вы можете видеть на изображении для предварительного просмотра).

Modern Outdoor

Modern Outdoor — это экранный шрифт, состоящий только из заглавных букв, который идеально подходит для больших размеров. Создатель упоминает, что он идеально подходит для вывесок, плакатов и настенной графики.

С благодарностью

С благодарностью представляет собой забавные или игривые буквы ручной работы. Хотя он не будет использоваться постоянно, он может стать идеальным выбором для определенных проектов. Версия веб-шрифта также включена.

Zero

Zero отличается лаконичным дизайном и уникальными углами, которые делают его единственным в своем роде. Он состоит из заглавных букв и имеет один вес.

Toma Slab Serif

Toma Slab Serif поставляется в семи размерах плюс курсивное начертание каждого. Также имеется огромная коллекция глифов. Включены прописные и строчные буквы. Тома можно использовать как в небольшом тексте, так и в тексте большего размера.

Hudson NY

Hudson NY поставляется с обычными и печатными шрифтами. Пресс-версия имеет легкую текстуру букв. Этот жирный шрифт с заглавными буквами лучше всего подходит для больших размеров текста.

Medhorn

Этот жирный шрифт с засечками имеет уникальный и запоминающийся вид. Он идеально подходит для логотипов, брендинга, упаковки, одежды и многого другого. Он включает строчные и прописные буквы, цифры и знаки препинания.

Urban Cowboy

Urban Cowboy — современный шрифт в западном стиле. Он состоит из заглавных букв и имеет один вес. Это еще один шрифт, который не будет использоваться постоянно, но в подходящей ситуации он может быть очень интересным.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *