Образы русского письма: скоропись
Древнерусская скоропись – это самый поздний по времени возникновения, но одновременно и самый национально самобытный тип письма Допетровской Руси. Применительно к скорописи вплоть до последних этапов её развития в пространстве древнерусской письменной культуры мы менее всего можем говорить о каких-либо внешних влияниях и заимствованиях.
Принципиальным отличием скорописи от устава и полуустава стал отказ от регулярности и геометричности в начертаниях букв и в построении текста в целом.
Перейти к Альбому
Начало становления русской скорописи, по всей видимости, следует относить к концу XIV в. – XV в., когда в письме актов и грамот возникают и распространяются беглые нерегулярные полууставные «почерки», в которых, в разной степени начинают проявляться черты, которые в дальнейшем, сформируют облик скорописи.
В качестве примеров такого письма можно привести целый ряд грамот 20-х – 80-гг-х гг. XV в. из собрания ОР РНБ: Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№41 – 1448-1462 гг.; грамота ОСАГ оп. I.№42 – 1448-1462 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№54 – 1448-1462 гг.; Данная грамота ОСАГ оп. I.№55 – 1459-1470 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№66 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№71 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№78 – 1484-1488 гг.
Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908. С. 58; Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967. С.136
К XVI в. скоропись сложилась как самостоятельный обособленный от других тип древнерусского письма. Развитие скорописи в XVI – XVII вв. идет по пути все более яркого проявления ее своеобразия по отношению к другим типам древнерусского письма, достигая апогея в XVII в. Это своеобразие состоит в следующих основных чертах:
Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908. С. 58-59;Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967. C.137-140;
Амосов А.А. Развитие кириллического письма в России до XV в.// Славянска палеография и дипломатика. 2.София, 1985. С.50
I. Широкое использование начертаний, где доминируют криволинейные несимметричные элементы.
Эти начертания, за частую, выносятся далеко за линию строки (в междустрочную область или на поля) и могут иметь вид декоративных росчерков (см. например, начертания «А» и «Д» в таб. 1а и 1б). Использование начертаний увеличенного формата, в том числе, по середине слов. (см. например начертания «К» в таб.1а): По сравнению с полууставом, заметно увеличение количества вариантов написания письменных знаков в рамках одного почерка, в особенности, в памятниках развитой каллиграфической скорописи XVII в. (см. таб.1б.)
Таб.1а. Некоторые примеры скорописных начертаний
ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.) | Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.) | Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) | |
---|---|---|---|
А | |||
В | |||
Д | |||
Е | |||
Ж | |||
З |
ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.) | Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.) | Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) | |
---|---|---|---|
И | |||
К | |||
М | |||
Н | |||
Р | |||
Юс малый |
Таб.1б. Пример многообразия начертаний в развитой скорописи: жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.)
II. особое значение в графике письма надстрочных начертаний.
Эта черта проявляется в следующем:
1) постепенно увеличивается число случаев, когда надстрочные начертания пишутся без титла (см. таб.2а). С XV в.появляются надстрочные начертания без титла букв «д», «ж», «з», «м».
2) За частую, над строку выносится часть слова, а не отдельная буква
3) Выносные буквы в скорописи как правило равны по размеру строчным, или даже превосходят их
Таб.2а. Некоторые надстрочные начертания без титла в скорописи XVI — XVII вв.
Стоглав Эрм.58 (1560-е – 1570-е гг.) | Жалованная грамота ОСАГ №104 (1534 г.) | Жалованная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) | Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.) | Чиновник Патриарха Иоакима. Соф.154 (1675 г.) | |
---|---|---|---|---|---|
Б | |||||
Д | |||||
Ж | |||||
З | |||||
И | |||||
К | |||||
Л | |||||
М | |||||
Н | |||||
Р | |||||
Т | |||||
Х |
III.
Систематическое использование лигатурных (связных) и вензельных (перекрестных) начертаний.В скорописном письме XVI в. связные начертания используются часто, но все еще спорадически. В XVII в., в особенности, в наиболее каллиграфичных «почерках», связные начертания зачастую преобладают. При этом, отсутствует какая-либо жесткая регламентация, определяющая такие начертания: соединяться могут как строчные буквы между собой, так и строчные с надстрочными.
В XVI — XVII веках областью применения скорописи является как актовое письмо (см. например: грамоты XVI в. – Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№104, 1534 г.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№134 1534 г., заемная кабала собр.Зинченко №46 1569 г.; XVII в. – Заемная кабала собр.Зинченко №191 1611 г. и Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082, 1657-1659 гг.), так и книжное (см. например: рукописные книги XVI в. — Стоглав Эрм.82, Судебник Q.II.118; XVII в. — Служебник Соф.1151; Чиновник Соф.1154, 1675 г.). Для древнерусской скорописи XVII в. характерны высокохудожественные образцы письма, представляющие собой настоящие памятники каллиграфического искусства. Таким высшими художественными проявлениями скорописи, раскрывающими весь её богатый изобразительный потенциал, являются азбуки–свитки (см. например, ОСРК F. III. 131) и роскошные царские грамоты (см., например: Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№817, 1648 г. ).
Начиная с середины XVII в. Московское государство испытывает сильнейшее влияние западнорусской культуры, одним из проявлений которого стало появление почерков, формировавшихся под воздействием так называемой «киевской скорописи», развитие и распространение которой связано с деятельностью Киевской школы при Богоявленском братстве. В первой четверти XVII в. этот учебный центр приняла программу католических школ. Сформировавшаяся в Киевской школе разновидность письма приобрела черты, свойственные курсивному латинскому письму: значительную степень связности строчных букв, круглящиеся безотрывные начертания, в том числе, и прямо заимствованные из латинского письма. Показательно, что почерки, приближающиеся по характеру к киевской скорописи и обозначающие собой последний этап в истории развития древнерусской скорописи, принадлежат передовой части элиты Московского государства конца XVII – начала XVIII в. Ярким примером письма представителей этой среды, может служить почерк русского дипломата эпохи царевны Софьи, а впоследствии одного из ближайших сподвижников Петра I Фёдора Алексеевича Головина (см. образец его письма — Погодинские автографы Ф.588, оп.II, № 34).
История древнерусской скорописи завершается в первой половине XVIII в., когда начинается процесс глубокой вестернизацией всей культурной жизни Русского государства. Эти явления нашли свое отражение и в развитии письма: сформировалась разновидность скорописи, которую один из крупнейших исследователей истории русского шрифта – А.Г. Шицгал, предложил называть «гражданской скорописью» (что позволяет отделить её от скорописи древнерусской). Гражданская скоропись характеризуется упрощенными закругленными начертаниями, исчезают надстрочные знаки, сокращается вариативность начертаний (см. например Погодинские автографы Ф.588, оп.II, № 21 и №22.
В дальнейшем на протяжении всего XVIII в. гражданская скоропись (в особенности её парадная форма – письмо прошений, подносных экземпляров научных и литературных произведений и.т.п.) будет испытывать сильное влияние западноевропейского английского курсива, переходя к нач. второй четв. XIX в. в русское скорописное письмо современного типа.
Перейти к Альбому
См. также Устав, Полуустав
Карский. Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. М., 1979. С.176; Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. СПб. 1959. С.69, 72;
Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967. С.142, 143.
Каманин И.М. Главные моменты в истории развития южно-русского письма в XV – XVIII вв. // Палеографический изборник. Вып.I. Киев, 1899.С.14;
Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956. С.477.
Берков П.Н. О переходе скорописи XVIII в. в современное русское письмо // Исследования по отечественному источниковедению. М.-Л., 1968. С.39, 43-44, 49-50..
Русский гражданский шрифт. 1708–1958 35
-ский шрифт. Это письмо создавалось в скрипториях — заведениях, вы¬
полнявших функции современных типографий. Письмо документов
и писем — это беглый почерк, которым писались различные документы,
исходившие, в частности, из канцелярий. Такое различение между
книжным почерком и почерком документов и писем хорошо проводится
в латинской палеографии. Латинская палеография различает littera
libraria, или Buchschrift (книжное письмо), и littera cursiva, или Be¬
darfschrift (письмо, служащее для практических целей)1.
Такое деление письма на два типа имеет большое значение в связи
с тем, что книжное письмо в эпоху средневековья чаще всего носило
церковный характер, тогда как письмо документов и писем, как пра¬
Если проследить развитие латинской письменности, то обнаружи¬
вается интересная деталь: капитальное письмо создалось на основе
архитектурно-монументального шрифта эпиграфических надписей, кото¬
рый содержит заглавные буквы латинского алфавита; появление строч¬
ного, так называемого минускульного алфавита обусловлено посте¬
пенным переходом капитального письма в так называемые унциал,
иолуунциал и затем в минускул.
Историки письма объясняют этот переход влиянием почерка доку¬
унциал, например, возник из капитального письма, полуунциал из ун¬
циала под влиянием во всех случаях, видимо, какого-нибудь курсива.
Мы привели две основные черты классификации письмен в латин¬
ской палеографии: 1) связь каждого письма с определенным историче¬
ским периодом и 2) разделение почерков в соответствии с их назначе¬
нием.
Хотя и в латинской палеографии графическая характеристика
письмен часто неточна, но ввиду того, что классификация почерков про¬
ведена здесь в соответствии со сказанным выше, книжное письмо и внеш¬
не — с точки зрения графики — соответствует периодам развития сти¬
В русской палеографии еще с давних пор различаются в основном
только три вида письма: устав, полуустав и скоропись. Скоропись,
сосуществовавшая вместе с полууставом с XV века, рассматривается
как его продолжение. Такое деление почерков является, однако, недо¬
статочным. Если исходить из этой схемы, то получается, что до XV века
вообще не существовало никакой скорописи, что для большого отрезка
1 О. А. Добиаш-Рождественская, История письма в средние
века, Изд-во АН СССР, М.—Л., 1936, стр. 58, 59.
2 Указывая отдельные положительные стороны классификации почерков в ла¬
тинской палеографии, мы оставляем в стороне вопросы общей методологии, которые
требуют особого рассмотрения.
64
русской истории (с X до XV века) как бы совершенно исключается при¬
менение письма для практических целей.
В то же время термин «скоропись» (последний по времени почерк
в указанном ряду) применяется ко всем новым видам письма, появив¬
шимся во второй половине XVII века и главным образом в XVIII веке.
Вследствие этого указанная классификация почерков не дает возмож¬
ности провести какую бы то ни было границу между церковнославян¬
ской графикой письма эпохи средневековья и светскими видами письма,
Устав и полуустав являются книжными видами письма, скоропись
же, как беглый почерк, является письмом документов и писем. Ско¬
рописью писались писцовые, межевые, так называемые поместные книги,
грамоты, различного рода другие документы и письма. Конечно, ско¬
ропись имеет распространение и в книгах XVII века, но это не может слу¬
жить аргументом в пользу того, чтобы рассматривать ее как книжное
письмо. Почерк, которым писались книги в XVIII веке, является, по
нашему мнению, новым письмом.
в палеографии недостаточно дифференцируются, вне поля зрения остается
процесс постепенного образования минускульного письма, т. е. строч¬
ного алфавита.
Полуустав как книжное письмо не мог произойти непосредственно
из устава. В латинской письменности полуунциал образовался под
влиянием курсива, который существовал вместе с унциалом. Можно
предположить, что и в русской письменности устав видоизменился под
влиянием какого-то скорописного письма; не случайно первые виды
так называемого полуустава XIV века по своему характеру очень на¬
поминают скоропись.
Отметим, что на грамотах, найденных А. В. Арциховским во время
раскопок в Новгороде и датируемых XI—XII веками, письмо, нанесен¬
ное путем процарапывания на бересте, представляет собой беглый по¬
черк, который, очевидно, является одним из видов уставной скорописи
(рис. 16)1. Можно предположить, что на пергаменте в XI—XIII веках
документы и письма писали еще более беглым почерком. В таблицах
устава XI—XIII веков мы всегда видим начертания отдельных букв,
которые очень близко напоминают скоропись.
В 1956 году Московский государственный историко-архивный ин¬
ститут выпустил учебное пособие по русской палеографии J1. В. Че-
репнина г. В этой книге много места уделяется, в частности, анализу
‘А. В. Арциховский, Раскопки 1954 года в Новгороде, «Вопросы ис¬
тории», 1955, № 2.
2 Л. В. Ч е р е п н и н, Русская палеография, Госполитиздат, М., 195b.
5 а. Г. Шицгал
Cursive Font Generator: Копирование и вставка Cursive Fonts
Cursive Font Generator: Копирование и вставка Cursive Fonts | Fotor👌 Успешное копирование!
Введите свой текст и посмотрите, как он трансформируется в различные причудливые стили шрифта с помощью бесплатного генератора шрифтов Fotor. Скопируйте и вставьте шрифты, которые вы хотите использовать в своих социальных сетях, приложениях для обмена сообщениями, документах, дизайнерских проектах и везде, где хотите, бесплатно!
ŧɏᵽɇ sømɇŧħɨnǥ ŧø sŧȺɍŧ
GlitchStroked
Շץקє ร๏๓єՇђเภﻮ Շ ๏ รՇคgՇ
GlitchИврит
̊r̊̊t̊
GlitchBubbles On Top
̳̳t̳̳a̳̳r̳̳t̳
GlitchMusic Bars
Copy and Paste Cursive Translator
Готовы использовать наш мгновенный конвертер текста в курсив? Наш генератор скорописи преобразует ваш обычный текстовый шрифт в причудливый курсив в режиме реального времени. Просто введите свой текст в текстовое поле нашего курсивного шрифта, и наш генератор шрифтов немедленно выведет рукописные курсивные шрифты и слова. Затем вы можете копировать и вставлять курсивные буквы куда угодно. Попробуйте наш генератор курсивных шрифтов!
Создание курсивных буквРазнообразные стили курсивных шрифтов, идеально адаптированные к вашим желаниям
Наш генератор курсивных шрифтов предлагает несколько вариантов, чтобы найти ваши любимые стили курсивных шрифтов. От каллиграфических курсивных букв до рукописных шрифтов, наш генератор курсивного текста покрывает их все! Здесь, с Fotor, вы можете наслаждаться различными шрифтами для любых целей!
Создавайте курсивные буквыПоднимите свое присутствие в социальных сетях с помощью шрифта Cursive Calligraphy Font
Удивите зрителей рукописным шрифтом в ваших профилях и биографиях в социальных сетях. Наш генератор курсивных шрифтов дает вам мгновенный доступ к тому, чтобы выделиться из обычного текстового шрифта профиля с помощью наших причудливых шрифтов. Просто используйте наш генератор курсивных букв, чтобы вывести свое присутствие в социальных сетях на новый уровень прямо сейчас!
Создавайте курсивные буквыУлучшите дизайн своей карты с помощью нашего генератора курсивных шрифтов
Не забудьте получить причудливые шрифты для своих дизайнов, когда создаете свои собственные карты! Наш генератор курсивных шрифтов позволяет вам генерировать курсивный текст, чтобы улучшить ваши визуальные эффекты. Просто скопируйте курсивные надписи, сгенерированные нашим генератором курсивного текста, на карту, и захватывающие дух рисунки будут у вас под рукой!
Генерация курсивных буквОнлайн-генератор курсивных букв для курсовых тату-дизайнов
Кроме того, наш генератор тату-курсивных шрифтов хорошо работает, когда вы хотите получить некоторые тату-шрифты. Вы можете получить крутые курсивные шрифты или курсивные шрифты для предварительного просмотра дизайна татуировки. Вы можете сделать цитаты или имена татуировки курсивом, который никогда не выйдет из моды, поэтому попробуйте шрифты курсивного письма в нашем онлайн-конвертере курсивов, если вы хотите улучшить дизайн шрифта татуировки!
Создание курсивных буквЗачем использовать наш генератор курсивных шрифтов?
Копирование и вставка курсивных шрифтов в режиме реального времени
Наш генератор курсивов работает в режиме реального времени, и весь процесс преобразования в курсив занимает менее 1 секунды.
Бесплатный конвертер курсивных шрифтов на все случаи жизни
Сгенерированные курсивные буквы, текст и шрифты можно использовать и применять непосредственно к любой платформе и приложению, включая Instagram, Twitter, Facebook, TikTok, YouTube, WhatsApp, Snapchat, Tumblr и гораздо более.
Генератор курсивного письма для мобильных устройств
Вы можете использовать наш генератор курсивного шрифта для преобразования обычного текстового шрифта в причудливый курсив или курсив на любом портативном устройстве в любом месте и в любое время.
Как использовать генератор курсивного текста
Введите текст
Введите или введите обычный текст в текстовое поле генератора курсивного шрифта.
Выберите курсивный шрифт, который вам нравится
В нашем генераторе курсивного текста предлагаются различные стили шрифта. Просто подберите свой любимый.
Копирование и вставка преобразованного рукописного текста
После создания курсивных букв вы можете копировать и вставлять курсивные шрифты на свои страницы, в документы и куда угодно.
Генерация курсивных буквCursive Font Generator Связанные функции
Cursive Text Generator Related Posts
Как сделать рукописный шрифт в HTML, я хочу, чтобы он выглядел рукописным?
Джон Смит
Я хочу, чтобы приведенное выше выглядело как рукописная подпись. Любой шрифт, написанный курсивом для HTML, подойдет?
- html
- шрифты
- семейство шрифтов
Использование шрифтов Google (https://fonts.google.com/specimen/Great+Vibes). Вы можете использовать любой шрифт, изменив ссылки из шапки.
index.html
<голова> <мета-кодировка="UTF-8">Автомобили com"> <ссылка rel="preconnect" href="https://fonts.gstatic.com" перекрестное происхождение> голова> <тело>Джон Смит
тело>
style.css
.от руки { семейство шрифтов: Great Vibes; размер шрифта: 30px; }
Рекомендую искать источник по адресу: https://fonts.google.com/ затем следуйте инструкциям по его использованию, в вашем css вам нужно семейство шрифтов: ‘имя шрифта’, тип; Я оставляю вам пример использования:
<голова> <ссылка rel="preconnect" href="https://fonts.gstatic.com" перекрестное происхождение> <стиль> .p1 { семейство шрифтов: «Cedarville Cursive», скоропись; } .p2 { семейство шрифтов: Arial, Helvetica, без засечек; } стиль> голова> <тело>Это абзац, набранный шрифтом Times New Roman.
Это абзац, набранный шрифтом Arial.
тело>
дополнительно рекомендую прочитать полную документацию по css: https://www.w3schools.com/css/css_font.asp
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google Зарегистрироваться через Facebook Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и парольОпубликовать как гость
Электронная почтаТребуется, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почтаТребуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания и подтверждаете, что прочитали и поняли нашу политику конфиденциальности и кодекс поведения.