Русский гражданский шрифт. 1708–1958 35
-ский шрифт. Это письмо создавалось в скрипториях — заведениях, вы¬
полнявших функции современных типографий. Письмо документов
и писем — это беглый почерк, которым писались различные документы,
исходившие, в частности, из канцелярий. Такое различение между
книжным почерком и почерком документов и писем хорошо проводится
в латинской палеографии. Латинская палеография различает littera
libraria, или Buchschrift (книжное письмо), и littera cursiva, или Be¬
darfschrift (письмо, служащее для практических целей)1.
Такое деление письма на два типа имеет большое значение в связи
с тем, что книжное письмо в эпоху средневековья чаще всего носило
церковный характер, тогда как письмо документов и писем, как пра¬
вило, выполняло практические функции.
Если проследить развитие латинской письменности, то обнаружи¬
вается интересная деталь: капитальное письмо создалось на основе
архитектурно-монументального шрифта эпиграфических надписей, кото¬
ного, так называемого минускульного алфавита обусловлено посте¬
пенным переходом капитального письма в так называемые унциал,
иолуунциал и затем в минускул.

Историки письма объясняют этот переход влиянием почерка доку¬
ментов и писем на книжный почерк. По мнению этих исследователей,
унциал, например, возник из капитального письма, полуунциал из ун¬
циала под влиянием во всех случаях, видимо, какого-нибудь курсива.
Мы привели две основные черты классификации письмен в латин¬
ской палеографии: 1) связь каждого письма с определенным историче¬
ским периодом и 2) разделение почерков в соответствии с их назначе¬
Хотя и в латинской палеографии графическая характеристика
письмен часто неточна, но ввиду того, что классификация почерков про¬
ведена здесь в соответствии со сказанным выше, книжное письмо и внеш¬
не — с точки зрения графики — соответствует периодам развития сти¬
лей в истории графического искусства книги 2.
В русской палеографии еще с давних пор различаются в основном
только три вида письма: устав, полуустав и скоропись. Скоропись,
сосуществовавшая вместе с полууставом с XV века, рассматривается
как его продолжение.
статочным. Если исходить из этой схемы, то получается, что до XV века
вообще не существовало никакой скорописи, что для большого отрезка
1 О. А. Добиаш-Рождественская, История письма в средние
века, Изд-во АН СССР, М.—Л., 1936, стр. 58, 59.
2 Указывая отдельные положительные стороны классификации почерков в ла¬
тинской палеографии, мы оставляем в стороне вопросы общей методологии, которые
требуют особого рассмотрения.
64
русской истории (с X до XV века) как бы совершенно исключается при¬
менение письма для практических целей.
В то же время термин «скоропись» (последний по времени почерк
шимся во второй половине XVII века и главным образом в XVIII веке.
Вследствие этого указанная классификация почерков не дает возмож¬
ности провести какую бы то ни было границу между церковнославян¬
ской графикой письма эпохи средневековья и светскими видами письма,
появившимися в конце XVII и в начале XVIII века.

Устав и полуустав являются книжными видами письма, скоропись
же, как беглый почерк, является письмом документов и писем. Ско¬
рописью писались писцовые, межевые, так называемые поместные книги,
ропись имеет распространение и в книгах XVII века, но это не может слу¬
жить аргументом в пользу того, чтобы рассматривать ее как книжное
письмо. Почерк, которым писались книги в XVIII веке, является, по
нашему мнению, новым письмом.
В связи с тем, что книжное письмо и письмо документов и писем
в палеографии недостаточно дифференцируются, вне поля зрения остается
процесс постепенного образования минускульного письма, т. е. строч¬
ного алфавита.
Полуустав как книжное письмо не мог произойти непосредственно
из устава. В латинской письменности полуунциал образовался под
предположить, что и в русской письменности устав видоизменился под
влиянием какого-то скорописного письма; не случайно первые виды
так называемого полуустава XIV века по своему характеру очень на¬
поминают скоропись.

Отметим, что на грамотах, найденных А. В. Арциховским во время
раскопок в Новгороде и датируемых XI—XII веками, письмо, нанесен¬
ное путем процарапывания на бересте, представляет собой беглый по¬
черк, который, очевидно, является одним из видов уставной скорописи
(рис. 16)1. Можно предположить, что на пергаменте в XI—XIII веках
устава XI—XIII веков мы всегда видим начертания отдельных букв,
которые очень близко напоминают скоропись.
В 1956 году Московский государственный историко-архивный ин¬
ститут выпустил учебное пособие по русской палеографии J1. В. Че-
репнина г. В этой книге много места уделяется, в частности, анализу
‘А. В. Арциховский, Раскопки 1954 года в Новгороде, «Вопросы ис¬
тории», 1955, № 2.
2 Л. В. Ч е р е п н и н, Русская палеография, Госполитиздат, М., 195b.
5 а. Г. Шицгал
Вопрос 8
Шрифт (нем. Schrift ←
schreiben — писать) — графический рисунок
начертаний букв и знаков, составляющих
единую стилистическую и композиционную
систему, набор символов определенного
размера и рисунка.
В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а также тэггинга и бомбинга.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме
Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма — курсив.
В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.
В IX веке распространяется
каролингский минускул — шрифт, литеры
которого используются и в наше время.
В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возростает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.
В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.
В XV веке типографы
изготовили новые печатные шрифты. Среди
пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций
и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал
основой для множества современных
шрифтов. В нём гармонично объединились
невысокая контрастность, плавный переход
от основного штриха к причёске, округлость
и уклон осей в литерах О, С, Ю.
Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год.
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Нею писались грамоты и официальные документы.
Подпись Богдана
Хмельницкого, выполненная скорописью:
«Богдан Хмельницкий, гетьман войська
Запорожского, его королевской милости,
рука власна.
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
[править] Современные шрифты
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленный), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
ХХ век породил новые
гротескные и рубленые шрифты, которые
подчёркивали новый стиль в архитектуре
и искусстве — конструктивизм. Среди
новых шрифтов пользуются популярностью
футура Поля Реннера, пеньо Кассандра,
эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск
Эрика Гилла.
Персональный рукописный шрифт Cursive | vLetter, Inc.
Продано более 100 000 экземпляров!
В новом персональном рукописном рукописном шрифте vLetter Pro используется технология vLetter Smart Font, позволяющая создавать по-настоящему связанные курсивные и контекстуальные разновидности естественного почерка! Добавьте свой почерк в меню шрифтов и рукописные карточки и буквы на вашем компьютере. Используйте свою каллиграфию в скрапбукинге и ведении дневника. Он также идеально подходит для прямой почтовой рассылки.
Этот новый формат контекстного шрифта OpenType® работает как на Mac, так и на Windows.
Цена: $499 Количество:Как это работает? Просто выберите шрифт в меню «Шрифт» и начните печатать! Измените шрифт на любой размер и цвет. vLetter Pro включает несколько вариантов каждого символа для шрифтов американского английского. Он также включает вашу реальную подпись (одна подпись и рукописный шрифт для каждого продукта). См. образец рукописного шрифта ниже. Даже печатный почерк выглядит более реальным, потому что ваш персональный рукописный шрифт vLetter PRO будет включать в себя несколько вариантов каждого символа, которые автоматически меняются в зависимости от окружающих их символов. (См. пример готового шрифта vLetter Sire.) Буквы в этих шрифтах мгновенно соединяются или изменяют форму по мере того, как вы печатаете в программах, поддерживающих контекстные альтернативы в шрифтах OpenType. Требуется MS Word 2008 или новее, Apple Pages, приложения Adobe или все современные браузеры. Нажмите здесь, чтобы увидеть полные системные требования. |
Как заказать собственный рукописный шрифт:Закажите онлайн (выше), затем загрузите образец формы на странице подтверждения заказа. Заполните его печатным шрифтом или курсивом (используйте свой естественный стиль письма), а затем отправьте его нам по почте или электронной почте для обработки. Мы подготовим ваш шрифт через 2-3 недели, или вы можете заказать его срочную обработку в течение 5 рабочих дней за дополнительную плату. Затем мы отправим ваш личный курсивный рукописный шрифт через загрузку по электронной почте или на компакт-диске. Приобрести шрифт vLetter Pro Smart в подарок: вы можете заказать онлайн и распечатать образец бланка для подарка; не забудьте указать номер заказа в форме (получатель может указать свое имя и адрес в форме для прямой доставки). Вы также можете сделать заказ по телефону. В приведенном ниже примере шрифта vLetter Pro Smart показан пользовательский рукописный рукописный шрифт «Dave». Помните: независимо от того, насколько небрежно вы пишете от руки, ваш персональный рукописный шрифт vLetter всегда будет выглядеть фантастически! 100 000 пользователей vLetter Pro согласны. Мы гарантируем это! |
Cursive Letters Font (бесплатная рукописная надпись) — проекты «сделай сам», шаблоны, монограммы, рисунки, шаблоны Персонализируйте свой собственный цвет! Отлично подходит для досок объявлений, украшений, вывесок и т. д. Для получения дополнительных идей см. классные шрифты и генератор шрифтов, генератор причудливого текста и проблемный шрифт сценария.
Важно! Вы можете:
1. Напечатать/сохранить отдельных символов, выбрав кнопки «Сохранить/Редактировать» ниже.
2. Use the text generator to:
After selecting a pattern, you can specify:
C O L O R , S I Z E и формат .
Шрифт Cursive Letters (печатный шрифт, алфавит и трафареты)
А – курсив.а – курсив.
B – курсив.
б – курсив.
С – курсив.
c – курсив.
D – курсив.
д – курсив.
Е – курсив.
е – курсив.
F – курсив.
f – курсив.
G – курсив.
г – курсив.
H – курсивный шрифт.
h – курсивный шрифт.
I – курсивный шрифт.
i – курсивный шрифт.
J – курсивный шрифт.
j – курсивный шрифт.
K – курсивный шрифт.
k – курсивный шрифт.
L – курсивный шрифт.
l – курсив.
М – рукописный шрифт.
м – рукописный шрифт.
N – рукописный шрифт.
n – рукописный шрифт.
О – рукописный шрифт.
o – рукописный шрифт.
P – рукописный шрифт.
р – рукописный шрифт.
Q – рукописный шрифт.

q – рукописный шрифт.
R – рукописный шрифт.
р – рукописный шрифт.
S – рукописный шрифт.
с – рукописные буквы.
Т – рукописные буквы.
т – рукописные письма.
У – рукописные письма.
у – рукописные письма.
В – рукописные письма.
v – рукописные буквы.
W – рукописные буквы.
w – рукописные буквы.
X – рукописный шрифт.
x – рукописный шрифт.
Y – рукописный шрифт.
y – рукописный шрифт.
Z – рукописный шрифт.
z – рукописный шрифт.
Свободный рукописный шрифт (Цифры для печати и клипарт)
0 – цветной.1 – цветной.
2 – цвет.
3 – цвет.
4 – цвет.
5 – цвет.
6 – цвет.
7 – цвет.
8 – цвет.
9 – цветной.
Амперсанд.
У знака.
Знак доллара.

Используйте эти бесплатные печатные рукописные буквы (шрифт для рукописного ввода) для досок объявлений, школьных плакатов, дверных украшений, футболок или приветственных табличек. Эти рукописные шрифты, жирные, жирные буквы можно использовать для баннеров на день рождения, поделок и украшений. Выкройки могут быть напечатаны как в цвете, так и в черно-белом цвете. Все шаблоны можно скачать в форматах масштабируемой векторной графики (SVG), PNG, PDF и JPG. Если вы комбинируете отдельные буквы для создания словесного искусства, убедитесь, что укажите одинаковую высоту для всех букв.
Закрепить на потом!
Причудливый текст, шрифты, трафареты и надписи для печати
Используйте эти печатные буквы, трафареты, шрифты, клипарты и шаблоны в качестве шаблонов.
для печати букв и цифр на других поверхностях.
Создавайте индивидуальные, индивидуальные проекты для вашего дома,
для ремесленных выставок, для продажи проектов в Интернете и т. д.
Эти прописные (и некоторые строчные) буквы и цифры отлично подходят для
раскраски, раскраски, схемы вязания крючком,
проекты по рисованию и покраске, станки для крикетной и силуэтной резки,
хобби, праздничные поделки, утюг, детские поделки, лазерная резка,
рукоделие, распечатки для дошкольников, квилтинг, шитье,
скрапбукинг, изготовление вывесок, стринг-арт (нейл-арт), учителя, настенное искусство,
свадьбы, деревообрабатывающие проекты и другие виды декоративно-прикладного искусства.
Вы можете перенести эти шаблоны для печати на картон, кардсток, холст, плотная бумага, ткань, фетр, пена, стекло, кожа, металл, тетрадная бумага, бумага, пергаментная бумага, фотобумага, пластик, оргстекло, плакатный картон, резина, сталь, винил, вощеная бумага, оберточная бумага, дерево и многие другие материалы.
При загрузке шаблона или трафаретного шрифта можно указать
новый цвет (например, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый,
коричневый, пурпурный, желтовато-коричневый, голубой, оливковый, темно-бордовый, темно-синий, аквамарин,
бирюза, серебро, лайм, чирок, индиго,
фиолетовый, розовый, черный, белый, серый или серый).