Читать онлайн «Тарас Бульба», Николай Гоголь – Литрес

– А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

– Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, – продолжал он, поворачивая их, – какие же длинные на вас свитки![1] Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

– Не смейся, не смейся, батьку! – сказал наконец старший из них.

– Смотри ты, какой пышный![2] А отчего ж бы не смеяться?

– Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

– Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?. . – сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

– Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

– Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?

– Да уж на чем бы то ни было.

– Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба, засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

– Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! – говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. – Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!

– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! – И отец с сыном стали целоваться.  – Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? – говорил он, обращаясь к младшему, – что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

– Вот еще что выдумал! – говорила мать, обнимавшая между тем младшего. – И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!

– Э, да ты мазунчик, как я вижу! – говорил Бульба. – Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия – все это ка зна що, я плевать на все это! – Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати.  – А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

– И всего только одну неделю быть им дома? – говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. – И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

– Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков;[3] тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками,[4] а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела как бешеная.

Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потому долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных домах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, – все это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час представил сыновей, говоря: «Вот смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю». Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

– Ну ж, паны-браты, садись всякий, где кому лучше, за стол. Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! – так говорил Бульба. – Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурменов били, и турков бы били, и татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?

«Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все старый, собака, знает, а еще и прикидывается».

– Я думаю, архимандрит не давал вам и понюхать горелки, – продолжал Тарас. – А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?

– Нечего, батько, вспоминать, что было, – отвечал хладнокровно Остап, – что было, то прошло!

– Пусть теперь попробует! – сказал Андрий.  – Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!

– Добре, сынку! ей-богу, добре! Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, поеду! – И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. – Затра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки? – Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах.

 

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, – и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, – и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков,[5] считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных:[6] стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники![7] полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары[8] не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове его еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и лучшей пшеницы и пришел усталый от своих забот.

– Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.

– Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара́? (Так он обыкновенно называл жену свою. ) Живее, стара, готовь нам есть; путь лежит великий!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром;[9] к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

– Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую,[10] чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

 

Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

– Пусть хранит вас… Божья Матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.

– Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.

Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, – тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. – Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!

Акафист Слава Богу за всё

См. также: Акафисты в аудиоформате

Аудио:

25:25

Кондак 1

Нетле́нный Царю́ веко́в, содержа́щий в десни́це Свое́й все пути́ жи́зни челове́ческой си́лою спаси́тельного Про́мысла Твоего́, благодари́м Тя за все ве́домые и сокрове́нные благодея́ния Твоя́, за земну́ю жизнь и за небе́сные ра́дости Ца́рства Твоего́ бу́дущего. Простира́й нам и впредь Твои́ ми́лости, пою́щим:
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Икос 1

Сла́бым беспо́мощным ребе́нком роди́лся я в мир, но Твой А́нгел просте́р све́тлые кры́лья, охраня́я мою́ колыбе́ль. С тех пор любо́вь Твоя́ сия́ет на всех путя́х мои́х, чу́дно руководя́ меня́ к све́ту ве́чности. Сла́вно ще́дрые дары́ Твоего́ Про́мысла я́влены с пе́рвого дня и доны́не. Благодарю́ и взыва́ю со все́ми, позна́вшими Тя:
Сла́ва Тебе́, призва́вшему меня́ к жи́зни;
Сла́ва Тебе́, яви́вшему мне красоту́ вселе́нной.
Сла́ва Тебе́, раскры́вшему пре́до мно́ю не́бо и зе́млю как ве́чную кни́гу му́дрости; Сла́ва Твое́й ве́чности среди́ ми́ра вре́менного.
Сла́ва Тебе́ за та́йные и я́вные ми́лости Твои́;
Сла́ва Тебе́ за ка́ждый вздох груди мое́й.
Сла́ва Тебе́ за ка́ждый шаг жи́зни, за ка́ждое мгнове́ние ра́дости.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 2

Го́споди, как хорошо́ гости́ть у Тебя́: благоуха́ющий ве́тер, го́ры, просте́ртые в не́бо, во́ды, как беспреде́льные зеркала́, отража́ющие зо́лото лу́чей и ле́гкость облако́в. Вся приро́да таи́нственно ше́пчется, вся полна́ ла́ски, и пти́цы и зве́ри но́сят печа́ть Твое́й любви́. Благослове́нна мать земля́ с ее скоротеку́щей красото́й, пробужда́ющей тоску́ по ве́чной отчи́зне, где в нетле́нной красоте́ звучи́т: Аллилу́иа!

Икос 2

Ты ввел меня́ в э́ту жизнь, как в чару́ющий рай. Мы уви́дели не́бо, как глубо́кую си́нюю ча́шу, в лазу́ри кото́рой звеня́т пти́цы, мы услы́шали умиротворя́ющий шум ле́са и сладкозву́чную му́зыку вод, мы е́ли благоуха́нные и сла́дкие плоды́ и души́стый мед. Хорошо́ у Тебя́ на земле́, ра́достно у Тебя́ в гостя́х.
Сла́ва Тебе́ за пра́здник жи́зни;
Сла́ва Тебе́ за благоуха́ние ла́ндышей и роз.
Сла́ва Тебе́ за сла́достное разнообра́зие я́год и плодо́в;
Сла́ва Тебе́ за алма́зное сия́ние у́тренней росы́.
Сла́ва Тебе́ за улы́бку све́тлого пробужде́ния;
Сла́ва Тебе́ за земну́ю жи́знь, предве́стницу небе́сной.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 3

Си́лою Ду́ха Свято́го обоня́ет ка́ждый цвето́к, ти́хое ве́яние арома́та, не́жность окра́ски, красота́ Вели́кого в ма́лом. Хвала́ и честь животворя́щему Бо́гу, простира́ющему луга́, как цвету́щий кове́р, венча́ющему поля́ зо́лотом коло́сьев и лазу́рью василько́в, а ду́ши – ра́достью созерца́ния. Весели́тесь и по́йте ему́: Аллилу́иа!

Икос 3

Как Ты прекра́сен в торжестве́ весны́, когда́ воскреса́ет вся тварь и на ты́сячи ладо́в ра́достно взыва́ет к Тебе́: Ты исто́чник жи́зни, Ты победи́тель сме́рти. При све́те ме́сяца и пе́сне соловья́ стоя́т доли́ны и леса́ в свои́х белосне́жных подвене́чных убо́рах. Вся земля́ – неве́ста Твоя́, она́ ждет нетле́нного Жениха́. Е́сли Ты траву́ так одева́ешь, то как же нас преобрази́шь в бу́дущий век воскресе́ния, как просветя́тся на́ши тела́, как засия́ют на́ши ду́ши!
Сла́ва Тебе́, изве́дшему из темноты́ земли́ разнообра́зные кра́ски, вкус и арома́т;
Сла́ва Тебе́ за раду́шие и ла́ску всей приро́ды.
Сла́ва Тебе́ за то, что Ты окружи́л нас ты́сячами Твои́х созда́ний;
Сла́ва Тебе́ за глубину́ Твоего́ ра́зума, отпечатле́нного во всем ми́ре.
Сла́ва Тебе́, благогове́йно целу́ю следы́ Твое́й незри́мой стопы́;
Сла́ва Тебе́, заже́гшему впереди́ яркий свет ве́чной жи́зни.
Сла́ва Тебе́ за наде́жду бессме́ртной идеа́льной нетле́нной красоты́.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 4

Как Ты услажда́ешь ду́мающих о Тебе́, как животво́рно живо́е Сло́во Твое́, мя́гче еле́я и сла́достнее сот бесе́да с Тобо́й. Окрыля́ет и живи́т моли́тва к Тебе́; каки́м тре́петом тогда́ наполня́ется се́рдце и как велича́ва и разу́мна стано́вится тогда́ приро́да и вся жизнь! Где нет Тебя́ – там пустота́. Где Ты – там бога́тство души́, там живы́м пото́ком излива́ется песнь: Аллилу́иа!

Икос 4

Когда́ на зе́млю схо́дит зака́т, когда́ воцаря́ется поко́й ночно́го сна и тишина́ угаса́ющего дня, я ви́жу Твой черто́г под о́бразом сия́ющих пала́т и о́блачных се́ней зари́. Ого́нь и пурпу́р, зо́лото и лазу́рь проро́чески говоря́т о неизрече́нной красоте́ Твои́х селе́ний, торже́ственно зову́т: пойде́м к Отцу́!
Сла́ва Тебе́ в ти́хий час ве́чера;
Сла́ва Тебе́, изли́вшему ми́ру вели́кий поко́й.
Сла́ва Тебе́ за проща́льный луч заходя́щего со́лнца;
Сла́ва Тебе́ за отды́х благода́тного сна.
Сла́ва Тебе́ за Твою́ бла́гость во мра́ке, когда́ дале́к весь мир;
Сла́ва Тебе́ за умиле́нные моли́твы растро́ганной души́.
Сла́ва Тебе́ за обе́щанное пробужде́ние к ра́дости ве́чного невече́рнего дня.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 5

Не страшны́ бу́ри жите́йские тому́, у кого́ в се́рдце сия́ет свети́льник Твоего́ огня́. Круго́м непого́да и тьма, у́жас и завыва́ние ве́тра. А в душе́ у него́ тишина́, и свет: там Христо́с! И се́рдце пое́т: Аллилу́иа!

Икос 5

Я ви́жу не́бо Твое́, сия́ющее зве́здами. О, как Ты бога́т, ско́лько у Тебя́ све́та! Луча́ми дале́ких свети́л смо́трит на меня́ ве́чность, я так мал и ничто́жен, но со мно́ю Госпо́дь, Его́ лю́бящая десни́ца храни́т меня́.
Сла́ва Тебе́ за непреста́нные забо́ты обо мне;
Сла́ва Тебе́ за промысли́тельные встре́чи с людьми́.
Сла́ва Тебе́ за любо́вь родны́х, за пре́данность друзе́й;
Сла́ва Тебе́ за кро́тость живо́тных, слу́жащих мне.
Сла́ва Тебе́ за све́тлые мину́ты мое́й жи́зни;
Сла́ва Тебе́ за я́сные ра́дости се́рдца.
Сла́ва Тебе́ за сча́стье жить, дви́гаться и созерца́ть.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 6

Как Ты вели́к и бли́зок в мо́щном движе́нии грозы́, как видна́ Твоя́ могу́чая рука́ в изги́бах ослепи́тельных мо́лний, ди́вно вели́чие Твое́. Глас Госпо́день над поля́ми и в шу́ме лесо́в, глас Госпо́день в рождестве́ гро́мов и дожде́й, глас Госпо́день над во́дами мно́гими. Хвала́ Тебе́ в гро́хоте огнеды́шащих гор. Ты сотряса́ешь зе́млю, как оде́жду. Ты вздыма́ешь до не́ба во́лны морски́е. Хвала́ смиря́ющему челове́ческую горды́ню, исторга́ющему покая́нный во́пль: Аллилу́иа!

Икос 6

Как мо́лния, когда́ осве́тит черто́ги пи́ра, то по́сле нее́ жа́лкими ка́жутся огни́ свети́льников. Так Ты внеза́пно блиста́л в душе́ мое́й во вре́мя са́мых си́льных ра́достей жи́зни. И по́сле молниено́сного све́та Твоего́ каки́ми бесцве́тными, те́мными, при́зрачными каза́лись они́. Душа́ гнала́сь за Тобо́ю.
Сла́ва Тебе́, край и преде́л высоча́йшей челове́ческой мечты́;
Сла́ва Тебе́ за на́шу неутоли́мую жа́жду Богообще́ния.
Сла́ва Тебе́, вдохну́вшему в нас неудовлетворе́нность земны́м;
Сла́ва Тебе́, обле́кшему нас тонча́йшими луча́ми Твои́ми.
Сла́ва Тебе́, сокруши́вшему власть ду́хов тьмы, обре́кшему на уничтоже́ние вся́кое зло;
Сла́ва Тебе́ за открове́ния Твои́, за сча́стье чу́вствовать Тебя́ и жи́ть с Тобо́ю.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 7

В ди́вном сочета́нии зву́ков слы́шится зов Твой. Ты открыва́ешь нам преддве́рия гряду́щего ра́я и мелоди́чность пе́ния в гармони́чных тона́х, в высоте́ музыка́льных кра́сок, в бле́ске худо́жественного тво́рчества. Все и́стинно прекра́сное могу́чим призы́вом уно́сит ду́шу к Тебе́, заставля́ет восто́рженно петь: Аллилу́иа!

Икос 7

Наи́тием Свято́го Ду́ха Ты озаря́ешь мысль худо́жников, поэ́тов, ге́ниев нау́ки. Си́лой Сверхсозна́ния они́ проро́чески постига́ют зако́ны Твои́, раскрыва́я нам бе́здну тво́рческой прему́дрости Твое́й. Их дела́ нево́льно говоря́т о Тебе́: о, как Ты вели́к в Свои́х созда́ниях, о, как Ты вели́к в челове́ке.
Сла́ва Тебе́, яви́вшему непостижи́мую си́лу в зако́нах вселе́нной;
Сла́ва Тебе́, вся приро́да полна́ зако́нов Твоего́ бытия́.
Сла́ва Тебе́ за все откры́тое нам по бла́гости Твое́й;
Сла́ва Тебе́ за то, что Ты сокры́л по му́дрости Твое́й.
Сла́ва Тебе́ за гениа́льность челове́ческого ума́;
Сла́ва Тебе́ за животворя́щую си́лу труда́.
Сла́ва Тебе́ за о́гненные языки́ вдохнове́ния.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 8

Как бли́зок Ты во дни боле́зни, Ты Сам посеща́ешь больны́х, Ты Сам склоня́ешься у страда́льческого ложа, и се́рдце бесе́дует с Тобо́й. Ты ми́ром озаря́ешь ду́шу во вре́мя тя́жких скорбе́й и страда́ний, Ты посыла́ешь неожи́данную по́мощь. Ты утеша́ешь, Ты любо́вь испыту́ющая и спаса́ющая, Тебе́ пое́м песнь: Аллилу́иа!

Икос 8

Когда́ я в де́тстве пе́рвый раз созна́тельно призва́л Тебя́, Ты испо́лнил мою́ моли́тву, и ду́шу осени́л благогове́йный поко́й. Тогда́ я по́нял, что Ты – благ и блаже́нны прибега́ющие к Тебе́. Я стал призыва́ть Тебя́ сно́ва и сно́ва, и ны́не зову:
Сла́ва Тебе́, исполня́ющему во благи́х жела́ния мои́;
Сла́ва Тебе́, бо́дрствующему на́до мной день и ночь.
Сла́ва Тебе́, врачу́ющему ско́рби и утра́ты цели́тельным тече́нием вре́мени;
Сла́ва Тебе́, с Тобо́ю нет безнаде́жных поте́рь, Ты да́руешь всем ве́чную жизнь.
Сла́ва Тебе́, Ты одари́л бессме́ртием все до́брое и высо́кое. Ты обеща́л жела́емую встре́чу с уме́ршими.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 9

Отчего́ вся приро́да таи́нственно улыба́ется во дни пра́здников? Отчего́ тогда́ в се́рдце разлива́ется ди́вная ле́гкость, ни с чем земны́м не сравни́мая, и са́мый во́здух алтаря́ и хра́ма стано́вится светоно́сным? Это ве́яние благода́ти Твое́й, э́то о́тблеск Фаво́рского све́та; тогда́ и не́бо и земля́ хвале́бно пою́т: Аллилу́иа!

Икос 9

Когда́ Ты вдохновля́л меня́ служи́ть бли́жним, а ду́шу озаря́л смире́нием, то оди́н из бесчи́сленных луче́й Твои́х па́дал на мое́ се́рдце, и оно́ станови́лось светоно́сным, как желе́зо в огне́. Я ви́дел Твой таи́нственный, неулови́мый Лик.
Сла́ва Тебе́, преобрази́вшему на́шу жизнь дела́ми добра́;
Сла́ва Тебе́, запечатле́вшему неска́занную сла́дость в ка́ждой за́поведи Твое́й.
Сла́ва Тебе́, я́вно пребыва́ющему там, где благоуха́ет милосе́рдие;
Сла́ва Тебе́, посыла́ющему нам неуда́чи и ско́рби, да́бы мы бы́ли чу́ткими к страда́ниям други́х.
Сла́ва Тебе́, положи́вшему вели́кую награ́ду в самоце́нности добра́;
Сла́ва Тебе́, прие́млющему высо́кий поры́в.
Сла́ва Тебе́, возвы́сившему любо́вь превы́ше всего́ земно́го и небе́сного.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 10

Разби́тое в прах нельзя́ восстанови́ть, но Ты восстана́вливаешь тех, у кого́ истле́ла со́весть. Ты возвраща́ешь пре́жнюю красоту́ ду́шам, безнаде́жно потеря́вшим ее́. С Тобо́й нет непоправи́мого. Ты весь любо́вь. Ты – Творе́ц и Восстанови́тель. Тебя́ хва́лим пе́снью: Аллилу́иа!

Икос 10

Бо́же мой, ве́дый отпаде́ние го́рдого а́нгела денни́цы, спаси́ меня́ си́лою благода́ти, не дай мне отпа́сть от Тебя́, не дай усомни́ться в Тебе́. Обостри́ слух мой, да́бы во все мину́ты жи́зни я слы́шал Твой таи́нственный го́лос и взыва́л к Тебе́, вездесу́щему:
Сла́ва Тебе́ за промысли́тельное стече́ние обстоя́тельств;
Сла́ва Тебе́ за благода́тные предчу́вствия.
Сла́ва Тебе́ за открове́ния во сне и наяву́.
Сла́ва Тебе́, разруша́ющему на́ши бесполе́зные за́мыслы;
Сла́ва Тебе́, страда́ниями отрезвля́ющему нас от уга́ра страсте́й.
Сла́ва Тебе́, спаси́тельно смиря́ющему горды́ню се́рдца.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 11

Че́рез ледяну́ю цепь веко́в я чу́вствую тепло́ Твоего́ Боже́ственного дыха́ния, слы́шу струя́щуюся кровь. Ты уже́ бли́зок, часть вре́мени рассе́ялась. Я ви́жу Твой Крест – он ра́ди меня́. Мой дух в пра́хе пред Кресто́м: здесь торжество́ любви́ и спасе́ния, здесь не умолка́ет во ве́ки хвала́: Аллилу́иа!

Икос 11

Блаже́н, кто вкуси́т ве́черю во Ца́рствии Твое́м, но Ты уже́ на земле́ приобщи́л меня́ э́того блаже́нства. Ско́лько раз Ты простира́л мне Боже́ственной десни́цей Те́ло и Кровь Твои́, и я, многогре́шный, принима́л эту святы́ню и чу́вствовал Твою́ любо́вь, несказа́нную, сверхъесте́ственную.
Сла́ва Тебе́ за непостижи́мую живи́тельную си́лу благода́ти;
Сла́ва Тебе́, воздви́гшему Це́рковь Твою́ как ти́хое приста́нище изму́ченному ми́ру.
Сла́ва Тебе́, возрожда́ющему нас животворя́щими во́дами креще́ния;
Сла́ва Тебе́, Ты возвраща́ешь ка́ющимся чистоту́ непоро́чных ли́лий.
Сла́ва Тебе́, неиссяка́емая бе́здна проще́ния;
Сла́ва Тебе́ за ча́шу жи́зни, за хлеб ве́чной ра́дости.
Слава Тебе, возведшему нас на не́бо.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 12

Я ви́дел мно́го раз отраже́ние сла́вы Твое́й на ли́цах у́мерших. Како́й неземно́й красото́й и ра́достью свети́лись они́, как возду́шны, нематериа́льны бы́ли их черты́, э́то бы́ло торжество́ дости́гнутого сча́стья, поко́я; молча́нием они́ зва́ли к Тебе́. В час кончи́ны мое́й просвети́ и мою́ ду́шу, зову́щую: Аллилу́иа!

Икос 12

Что моя́ хвала́ пред Тобо́й! Я не слыха́л пе́ния Херуви́мов, э́то уде́л высо́ких душ, но я зна́ю, как хва́лит Тебя́ приро́да. Я созерца́л зимо́й, как в лу́нном безмо́лвье вся земля́ тихо моли́лась Тебе́, облече́нная в бе́лую ри́зу, сия́я алма́зами сне́га. Я ви́дел, как ра́довалось о Тебе́ восходя́щее со́лнце и хо́ры птиц греме́ли сла́ву. Я слы́шал, как таи́нственно о Тебе́ шуми́т лес, пою́т ве́тры, журча́т во́ды, как пропове́дуют о Тебе́ хо́ры свети́л свои́м стро́йным движе́нием в бесконе́чном простра́нстве. Что моя́ хвала́! Приро́да послу́шна, а я – нет, пока́ живу́, я ви́жу любо́вь Твою́, хочу благодари́ть, моли́ться и взыва́ть:
Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет;
Сла́ва Тебе́, возлюби́вшему нас любо́вью глубо́кой, неизмери́мой, боже́ственной.
Сла́ва Тебе́, осеня́ющему нас све́том, со́нмами а́нгелов и святы́х;
Сла́ва Тебе́, Всесвя́тый О́тче, запове́давший нам Твое́ Ца́рство.
Сла́ва Тебе́, Искупи́телю Сы́не, откры́вший нам путь к спасе́нию;
Сла́ва Тебе́, Ду́ше Свя́тый, животворя́щее со́лнце бу́дущего ве́ка.
Сла́ва Тебе́ за все, о Тро́ице Боже́ственная, Всеблага́я.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 13

О Всеблага́я и Животворя́щая Тро́ице, прими́ благодаре́ние за вся ми́лости Твоя́ и яви́ нас досто́йными Твои́х благодея́ний, да́бы, умно́жив вве́ренные нам тала́нты, мы вошли́ в ве́чную ра́дость Го́спода своего́ с побе́дной хвало́й: Аллилу́ия! Аллилу́ия! Аллилу́иа!

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Сла́бым беспо́мощным ребе́нком роди́лся я в мир, но Твой А́нгел просте́р све́тлые кры́лья, охраня́я мою́ колыбе́ль. С тех пор любо́вь Твоя́ сия́ет на всех путя́х мои́х, чу́дно руководя́ меня́ к све́ту ве́чности. Сла́вно ще́дрые дары́ Твоего́ Про́мысла я́влены с пе́рвого дня и доны́не. Благодарю́ и взыва́ю со все́ми, позна́вшими Тя:
Сла́ва Тебе́, призва́вшему меня́ к жи́зни;
Сла́ва Тебе́, яви́вшему мне красоту́ вселе́нной.
Сла́ва Тебе́, раскры́вшему пре́до мно́ю не́бо и зе́млю как ве́чную кни́гу му́дрости; Сла́ва Твое́й ве́чности среди́ ми́ра вре́менного.
Сла́ва Тебе́ за та́йные и я́вные ми́лости Твои́;
Сла́ва Тебе́ за ка́ждый вздох груди мое́й.
Сла́ва Тебе́ за ка́ждый шаг жи́зни, за ка́ждое мгнове́ние ра́дости.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 1

Нетле́нный Царю́ веко́в, содержа́щий в десни́це Свое́й все пути́ жи́зни челове́ческой си́лою спаси́тельного Про́мысла Твоего́, благодари́м Тя за все ве́домые и сокрове́нные благодея́ния Твоя́, за земну́ю жизнь и за небе́сные ра́дости Ца́рства Твоего́ бу́дущего. Простира́й нам и впредь Твои́ ми́лости, пою́щим:
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Благодарственный акафист «Слава Богу за все» написал в послереволюционные годы митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов). Родился он 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его, князь Туркестанов (1830—1891), был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Прадед, князь Борис Панкратьевич Туркестаношвили, в память которого он получил имя, выехал в Россию при Петре I. Мать будущего святителя — Варвара Александровна, урожденная княжна Нарышкина.
Во время тяжелой болезни сына, еще младенца, когда врачи потеряли надежду на его выздоровление, мать ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон. Когда младенец выздоровел, Варвара Александровна совершила с ним поездку в Оптину Пустынь к прославленному на всю Россию старцу Амвросию. Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея женщину с ребенком. В 1887 году Борис, получив благословение родителей, поступил послушником в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество.
В 1891 году Борис принял монашеский постриг с именем Трифон в честь святого мученика Трифона — так исполнился обет, данный матерью. Вскоре о. Трифон был рукоположен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи. Старец Амвросий благословил его на учебу в Московской Духовной академии. Во время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной тюрьме. В 1895 году о. Трифон окончил Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Древнехристианские и Оптинские старцы». Он знал пять языков: греческий, латынь, французский, немецкий и английский.
С 1895 по 1901 год о. Трифон был смотрителем Московского Духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской Духовных семинарий. 18 июля 1901 года он стал епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и был на этом посту почти 15 лет. Епископ Трифон часто совершал богослужения, очень полюбившиеся москвичам, много проповедовал, вел огромную церковную и общественную работу, не оставляя и своих научных трудов. За удивительный дар слова верующий народ прозвал его «Московским Златоустом». Владыка был духовно связан со многими подвижниками Русской Церкви — Оптинскими старцами Анатолием и Варсонофием (которого возвел в сан архимандрита), старцем Гефсиманского скита Варнавой, старцем Захарией. После начала Первой мировой войны епископ служил в действующей армии. На польском фронте он получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву с расстроенным здоровьем. В 1916 году епископ Трифон ушел на покой в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. После поездки на фронт он снова возвратился в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епископ Трифон жил в Москве, не принимая участия в административных делах Церкви. К нему постоянно шел поток посетителей за советом и по духовным и по житейским вопросам. Верующий народ уже почитал его как великого архиерея, замечательного проповедника и духоносного старца-подвижника. Его советы и мнения нередко были решающими не только для судеб его многочисленных духовных детей, но и во многих событиях, связанных с судьбой Русской Православной Церкви после революции. Святой патриарх Тихон любил владыку, часто служил вместе с ним, а в 1923 году возвел его в сан архиепископа. Они были двумя великими духовными столпами, которые поддерживали святую Русскую Церковь в жестокое и многоскорбное для России время.
После кончины патриарха Тихона в 1925 году роль архиепископа Трифона еще более возросла. Находясь формально на покое, он был поистине одним из главных духовных водителей Российского Православия, в 1931 году в годовщину 30-летия своего епископского служения архиепископ Трифон был возведен в сан митрополита.
В 20–30‑е годы слово владыки Трифона было законом для тех, кто сохранил истинную веру и духовный разум в ужасах российской жизни; народ верил, что его устами говорил сам Господь. Художник Павел Корин, написавший с натуры портрет митрополита Трифона, вспоминал, что большинство портретов духовных лиц для «Руси уходящей» он смог написать только благодаря владыке. Те, кого художник приглашал в мастерскую, соглашались позировать лишь после того, как узнавали о благословении почитаемого всеми митрополита.
Незадолго до своей кончины митрополит Трифон написал этот удивительный акафист, который стал его духовным завещанием. «Слава Богу за все» — в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой. Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление на суде в 1924 году митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу на процессе по делу об изъятии церковных ценностей.
Сам Христос сказал: Мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия всегда побеждает. Идет смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый человек. Воскресение стало возможным только после Голгофы, и кажущееся поражение миллионов умирающих за веру и правду становится победой — путем к жизни вечной, нескончаемой, радостной. Об этом и поет вдохновенно великий сын России, благодаря Бога за «все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуия!»
Скончался митрополит Трифон 14 июня 1934 года и был погребен на Введенском кладбище в Москве. Могила его и доныне является предметом почитания миллионов православных россиян.

7 лучших бесплатных генераторов анимированного текста онлайн в 2023 году

Яркие цвета и ритмы для танца, анимированные тексты оживляют ваши видео и эффективно привлекают внимание зрителей, призывая их к действию. Хотя в наши дни создание анимированных текстов не может быть проще.

С помощью бесплатных и простых в использовании онлайн-генераторов анимированного текста вы можете легко создавать профессионально выглядящие анимированные тексты за считанные минуты, что раньше было возможно только с помощью программного обеспечения профессионального уровня, такого как Adobe After Effects, Premiere Pro и т. д.

В этом посте мы познакомим вас с 7 лучшими бесплатными онлайн-генераторами анимированного текста и их лучшими функциями для создания анимированного текста. Таким образом, вы можете выбрать тот, который лучше всего подходит для вас, и создать анимированный текст со стилями как для видео, так и для изображений.

Предварительный просмотр

Личное знакомство

Используйте этот шаблон

Предварительный просмотр

Образцы выноски

Используйте этот шаблон

Вот чему вы научитесь : 9 0003

1. Генератор анимированного текста FlexClip (GIF и видео)

2. Генератор анимированного текста Adobe Spark (видео)

3. Генератор анимированного текста Loading.IO (GIF)

4. RenderForest 3D Генератор анимированного текста (видео)

5. TextStudio 3D Генератор анимированного текста (GIF) 900 03

6. GFTO 3D Генератор анимированного текста (GIF)

7. Textanim Генератор анимированного текста (GIF)

Теперь дело за вами

Кроме того, ознакомьтесь с 5 лучшими создателями мемориальных видеороликов в Интернете.

1. Генератор анимированного текста FlexClip

Если вы хотите создавать привлекательные анимированные тексты со стилями для своих видео на YouTube, Instagram или TikTok, но у вас либо нет времени, чтобы сделать это с нуля, либо, как и у меня, нет навыков дизайна, тогда анимированный текст FlexClip генератор может быть вашим универсальным решением.

Анимируйте тексты с помощью генератора анимированного текста и видеоредактора FlexClip.

Создать сейчас

Благодаря широкому набору дизайнерских и полностью настраиваемых шаблонов текстовой анимации вы можете легко создавать профессиональные анимированные тексты одним щелчком мыши. Не требуется загрузка программного обеспечения и опыт проектирования.

Preview

Motion Typography

Использовать этот шаблон

Preview

Simple Typography

Использовать этот шаблон

Preview

Real Estate Products Service Promo

Использовать этот шаблон

Предварительный просмотр

Animated Sport Intro

Использовать Этот шаблон

Просто загрузите свои клипы во FlexClip со своего ПК, телефона, Google Диска, Instagram или Facebook, выберите созданный дизайнером шаблон анимированного текста и настройте его шрифты, цветовые схемы, стили, движения, выравнивание, слой, непрозрачность, и продолжительность. Кроме того, вы можете бесплатно получить доступ к более чем 4 миллионам видеороликов, фотографий, музыки и звуковых эффектов в высоком разрешении без лицензионных отчислений. Это как вишенка на торте.

Лучшие функции :

  • Обширные анимированные текстовые шаблоны, включая различные социальные сети, нижние титры, заголовки новостей, промо-значки, заголовки кистей, профили, речевые пузыри, строки поиска, цитаты, названия свадеб и мест, заголовки выносок и т. д.

  • Для настройки доступно множество анимированных текстовых шаблонов и категорий.

  • Выберите один из 13 текстовых стилей, таких как неон, сбой, 3D, тень границы, соединение, эхо и т. д., и анимируйте текст (32 текстовые анимации) с кинематографическими эффектами пишущей машинки, эффектами блеска, отскоком, размытием, анимацией затухания и т. д. с подробными элементами управления скоростью, направлением и продолжительностью текста.

  • Добавляйте стили текста и анимируйте тексты.

    Анимируйте тексты разными стилями одним щелчком мыши.

    Создать сейчас

  • Добавьте динамические элементы, такие как фигуры, стрелки, значки социальных сетей для обмена и подписки, смайлики, иллюстрации, промо и т. д., чтобы они соответствовали анимированным текстам.

  • Поддержка загрузки ваших любимых шрифтов и настройки стилей, движений, цветов, интервалов, непрозрачности, слоев и т. д.

  • Легко группируйте текстовую анимацию с движущейся графикой и устанавливайте продолжительность и анимацию отображения текста без использования ключевых кадров на интуитивно понятной временной шкале.

  • Получите доступ к более чем 4 миллионам бесплатных стоковых ресурсов: видео, фотографиям и музыке, а также SFX, GIPHY GIF и т. д.

  • Множество удобных инструментов для работы с изображениями и видео: наложение переходов, фильтры, регулятор скорости, эффекты «картинка в картинке», удаление фона изображения, автоматическое преобразование видео в текст и т. д.

  • одновременная синхронизация с облаками, чтобы избежать потери проекта и обмена видео на YouTube, Google Drive, One Drive, Dropbox и TikTok; интерактивная ссылка и код для встраивания также доступны для ваших блогов, информационных бюллетеней или других целей.

  • Ограничения :

  • Максимальная продолжительность видео 30 минут для экспорта видео.

  • Ограниченная трехмерная текстовая анимация.

  • Для кого лучше всего подходит FlexClip?

    Для всех создателей контента и малого бизнеса FlexClip подпитывает ваш творческий потенциал для создания наиболее привлекательных анимированных текстов для убедительных слов с призывом к действию. В то время как его ценные стоковые активы и разнообразные инструменты для видео и изображений выведут ваши промо-видео или обмен в социальных сетях на совершенно новый уровень.

    Создавайте привлекательную текстовую анимацию с помощью генератора анимированного текста FlexClip.

    Создать сейчас

    2. Генератор анимированного текста Adobe Spark

    Если вы хотите добавить анимированный текст к своим фотографиям и экспортировать их в формате MP4, другой альтернативой является использование Adobe Spark. В качестве онлайн-инструмента для редактирования изображений или брендинга Adobe Spark позволяет создавать профессионально выглядящие изображения с помощью модных шаблонов изображений и множества полезных инструментов.

    Генератор анимированного текста Adobe Spark

    Недавно добавленный инструмент текстовой анимации позволяет быстро выбрать анимированный текстовый шаблон, настроить его цвет и соотношение сторон и экспортировать его в виде файла MP4 для публикации в социальных сетях. Он доступен как для ПК, так и для мобильных пользователей.

    Лучшие характеристики :

  • Мощные текстовые инструменты с сотнями шрифтов, включая загрузку ваших, текстовые эффекты

  • Тонны шаблонов текстовой анимации

  • Сотни цветовых пресетов на выбор из

  • Доступно 16 стилей анимации текста: пишущая машинка, динамическая, мерцание, смешение цветов, затухание и т. д.

  • 6 анимаций фото

  • Несколько соотношений сторон для различных социальных сетей, таких как Instagram Story/Portrait, Facebook, Pinterest, миниатюра YouTube, сообщение в блоге Linkedin, история Snapchat, Twitter и т.

    д.

  • Скачать проект в формате MP4 (720P), PNG, JPG, PDF

  • Декоративные элементы, такие как иллюстрации и значки

  • Ограничения :

  • Нет доступных музыкальных и видеоресурсов

  • Большинство шаблонов предназначены для подписанных пользователей

  • Видео и изображения с водяными знаками для бесплатных пользователей

  • Ограниченный выбор для настройки стиля текста и движения

  • Нет возможности скачать анимированные тексты в формате GIF

  • Невозможно напрямую добавить анимированный текст в видео

  • Для кого лучше всего подходит Adobe Spark?

    Если вы собираетесь использовать генератор анимированного текста, который работает на разных платформах как на ПК, так и в мобильном приложении, вам могут подойти простые в использовании функции текстовой анимации Adobe Spark и готовый шаблон изображения.

    3. Loading.IO

    Loading.io — это удобный онлайн-генератор анимированного текста, предлагающий вам гибкие инструменты для создания анимированных текстов с высоким уровнем за секунды. Он обещает вам более 100 готовых типов анимации и может экспортировать ваш проект в форматы GIF, SVG и APNG.

    Генератор анимированного текста Loading.io

    Его функция палитры открывает полезный редактор, где вы можете использовать фильтры, такие как бренд или изображение, концепция и т. д., чтобы сопоставить вашу текстовую анимацию с приятными цветовыми сочетаниями, используемыми крупными брендами, такими как Google. , IKEA, IG и т. д.

    Затем вы можете настроить текст, размер шрифта, скорость анимации, шрифт, ширину и высоту, цвет текста и выбрать из сотен текстовых анимаций для ваших текстов.

    Лучшие характеристики :

  • Мощные инструменты палитры, предлагающие множество цветовых комбинаций и полностью настраиваемые

  • 3 формата для скачивания (GIF, SVG, APNG)

  • Настройка частоты кадров и количества повторов, сглаживание краев при загрузке

  • Доступны тысячи шрифтов, в основном для премиум-пользователей

  • Ужасно много выбора для текстовой анимации

  • Быстрое время рендеринга

  • Ограничения :

  • Доступно только 12 текстовых анимаций и ограниченное количество бесплатных шрифтов для пользователей без подписки.

  • Для кого лучше всего подходит Loading.IO?

    Если у вас нет идей или профессионального опыта в выборе правильного цвета для ваших анимированных текстов, то универсальная палитра Loading — это именно то, что вам нужно. Те, кому нужно создавать высококачественные и более плавные анимированные тексты в формате GIF, начиная с Loading.IO, могут создавать анимированные текстовые GIF-файлы со скоростью до 60 кадров в секунду. Узнайте, как редактировать кадры GIF.

    4. RenderForest Генератор анимированного 3D-текста

    Renderforest — потрясающий генератор 3D-анимационного текста и онлайн-редактор видео. Он предлагает вам студийные шаблоны 3D-заголовков, такие как анимированные текстовые эффекты с эффектом сбоя, для быстрого создания увлекательных видеороликов для промо и социальных сетей.

    Текстовые пакеты RenderForest для генератора анимированного 3D-текста

    Все, что вам нужно сделать, это выбрать готовый шаблон 3D-титров, а затем заменить исходные тексты вашими и настроить шрифт, добавить музыку, а затем просмотреть и загрузить видео.

    Лучшие характеристики :

  • Множество 3D анимированных текстовых шаблонов и стильная типографика

  • Система искусственного интеллекта для создания 3D-логотипа для вашего бренда

  • Множество шрифтов и музыки на выбор

  • Ограничения :

  • Время рендеринга видео занимает слишком много времени

  • Видео с водяными знаками для бесплатных пользователей

  • Нет возможности настроить движение анимационных текстов и ограниченный выбор для изменения цвета фона текстов

  • Для кого лучше всего подходит RenderForest?

    Если вы хотите создавать студийные анимированные тексты для промо-роликов или трейлеров к фильмам, но не знаете или не имеете времени использовать высокотехнологичное программное обеспечение, такое как Adobe After Effects, готовые 3D-текстовые анимации RenderForest повысят вашу производительность при редактировании. .

    5. Генератор анимированного 3D-текста TextStudio

    Textstudio — один из новейших генераторов анимированного 3D-текста на рынке. Он предлагает вам сотни шикарных анимированных текстовых шаблонов и тысячи бесплатных шрифтов на выбор.

    Генератор анимированного 3D-текста Textstudio

    Удобный пользовательский интерфейс и отображение 3D-текстов в реальном времени упрощают настройку анимированных текстов. Добавляйте тексты, выбирайте шрифт, стиль, цвет фона и анимацию. Затем настройте качество, соотношение сторон и создайте анимированные 3D-тексты для загрузки.

    Для бесплатных пользователей вы можете загрузить анимированный 3D-текст в виде анимированного GIF-файла или сохранить его как черновик в виде файла TEXTSUTDIO. Для премиум-пользователей вы можете загружать файлы APNG, WEBM, HD GIF и Zip. TextStudio также предлагает английский, французский, португальский, русский, испанский, итальянский и турецкий языки.

    Лучшие характеристики :

  • Великолепные шаблоны текстовой анимации с эстетичным дизайном, такие как Minecraft, TikTok, винтажные и мультяшные стили и т. д.

  • Тысячи бесплатных шрифтов для использования

  • До 7 языков доступны для разных пользователей

  • Несколько способов загрузки анимированных текстов

  • Ограничения :

  • Высококачественная загрузка GIF и многие другие текстовые анимации доступны только для премиум-пользователей.

  • Для кого лучше всего подходит TextStudio?

    Всем, кто любит за считанные минуты создавать стильные и привлекательные анимированные 3D-тексты для логотипов брендов и промо-роликов, не умея пользоваться Adobe AE и PR.

    6. Генератор анимированного 3D-текста GFTO

    GFTO — это бесплатный и простой в использовании онлайн-генератор анимированного текста. Вы можете легко использовать 24 анимированных шаблона 3D-текста для настройки шрифтов, текстовой анимации, скорости, цветовой схемы, размера экрана. Вы можете применить эффекты текстовой анимации и немедленно просмотреть их и, наконец, вывести в виде анимированного GIF.

    Генератор анимированного текста GFTO

    Лучшие функции :

  • Создание настраиваемых анимированных 3D-текстов

  • Экспорт в анимированный GIF

  • Формат PNG также доступен

  • Один щелчок, чтобы поделиться анимированными текстами на Facebook, Twitter, Moimir и т. д.

  • Ограничения :

  • Невозможно настроить стиль текста, и нет возможности добавить цвет к границе текстов

  • Для кого лучше всего подходит GFTO?

    Для тех, кому нужно создать простые анимированные 3D-тексты для логотипов профиля или использовать анимированные тексты в видео.

    7. Генератор анимированного текста Textanim

    Textanim — классический онлайн-генератор текста, позволяющий создавать анимированные тексты за 10 секунд. Textanim предлагает английский, французский, испанский, итальянский языки для интерфейса редактирования, что упрощает создание анимированных текстов в Интернете для разных людей.

    Генератор анимированного текста Textanim

    Вы можете настроить текст, шрифты, размер шрифта, цвет фона, направление анимации текста, тень текстов, время задержки, рисунок фона. Затем нажмите кнопку «Создать», чтобы просмотреть эффект.

    Лучшие характеристики :

  • Создание анимации в текстах

  • Предлагайте множество шрифтов для текстовой анимации

  • 4 языка для разных носителей языка

  • Экспортировать текстовую анимацию в формате GIF

  • Создать код для встраивания в блог

  • Ограничения :

  • Нет предварительного просмотра в реальном времени при настройке различных свойств, таких как цвет, шрифт, фон анимированного текста

  • Анимации происходят только внутри границы текста.

  • Нельзя анимировать каждую букву текстов

  • Невозможно настроить размер холста

  • Для кого лучше всего подходит Textanim?

    Если вы хотите создать винтажный стиль текстовой анимации для логотипа вашего профиля или вам не нужны причудливые текстовые анимации, Textanim может быть вариантом.

    Теперь дело за вами

    &nbsp Лучшие характеристики 3D-эффект Формат экспорта
    FlexClip 24 категории анимированных текстов; 4M+ видео, фото, музыкальные активы; полностью настраиваемый с различными стилями и движениями; загрузить свои шрифты; интуитивная временная шкала Базовый GIF, MP4
    Adobe Spark Добавление анимированных текстов к изображениям; 16 стилей анимированного текста MP4 (720P), PNG, JPG, PDF
    Загрузка.IO Мощный инструмент для работы с цветом; множество анимированных стилей GIF, SVG, APNG
    RenderForest Трехмерные анимированные текстовые шаблоны студийного типа; Создание логотипа AI 3D Разработать МП4
    TextStudio Стильные 3D анимированные тексты; полностью настраиваемые стили; несколько языков Модный GIF, необработанный файл; APNG, WEBM, HD GIF и Zip-файл
    GFTO Простые анимированные 3D-тексты Базовый GIF
    Текстаним Винтажные анимированные тексты в границах текстов; несколько языков GIF

    Из всех генераторов анимированного текста FlexClip имеет преимущество перед остальными 6 благодаря обширным запасам ресурсов и самым широким шаблонам анимированных текстов для различных областей. В то время как для создания анимированных 3D-текстов RenderForest и TextStudio оказались более гибкими. Конечно, лучший генератор анимированного текста — это тот, который лучше всего подходит для ваших нужд. Итак, начните экспериментировать и создавать анимированные тексты из FlexClip прямо сейчас!

    Создать сейчас

    Откровенный /

    Увлеченный фотографией, видеосъемкой и путешествиями, Фрэнк — опытный копирайтер и любимый отец двухлетней дочери компании FlexClip. Он всегда рад поделиться своими последними открытиями в области видеомаркетинга и уловками, позволяющими оживить ваши воспоминания с помощью видео и изображений.

    Радужный 3D-текст | Генератор текстовых эффектов

    Масштаб:

    Межсимвольный интервал:

    Межстрочный интервал:

    Изгиб текста:

    Поворот:

    Объединить стили (многострочные)

    Загрузить .textstudio

    Заливка

    Цвет:

    Градиент

    Направление градиента:

    Палитра стилей

    1 стиль / буква 1 стиль / стиль линии 1 / слово

    Непрозрачность цвета:

    Образец заливки 9 0050 Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    Надпись

    Надпись Boggle

    Угол

    Амплитуда

    Проецируемая тень

    Размер:

    Непрозрачность:

    Расстояние:

    Направление тени:

    Цвет:

    Обратное наложение букв

    Обратное наложение линий

    Режим наложения: overlightermultiplyscreenoverlaydarkenlightenscreencolor-dodgecolor-burnhard-lightsoft -lightdifferenceexclusionhuesaturationcolorluminosity

    • #1
    • # 2
    3D-проекция #1

    Длина:

    Направление:

    Цвет:

    Градиент

    Линейное направление:

    Смешение с верхним слоем:

    Непрозрачность цвета:

    Шаблон заливки

    Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    3D-проекция #2

    Длина:

    Направление:

    Цвет:

    Градиент

    Линейное направление:

    Смешение с верхним слоем:

    Непрозрачность цвета:

    Шаблон заливки

    Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    Контур #1

    Размер:

    Цвет:

    Градиент

    Направление градиента:

    Палитра стилей

    1 стиль/буква1 стиль/линия1 стиль/слово

    Пунктирные линии:

    Непрозрачность цвета:

    Края: 9000 3

    Шаблон заливки

    Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    Надпись

    Контур #2

    Размер:

    Цвет:

    Градиент

    Направление градиента:

    Палитра стилей

    1 стиль / буква 1 стиль / линия 1 стиль / слово

    Пунктирные линии:

    Непрозрачность цвета:

    Края:

    • 9008 7
    Шаблон заливки

    Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    Надпись

    Контур #3 (трехмерный фон)

    Размер:

    Цвет:

    Градиент

    Направление градиента:

    Непрозрачность цвета:

    Проецируемая тень

    Маскировка текстом

    Векторизация

    Трехмерная проекция

    Края:

    Шаблон заливки

    Импорт изображения

    Непрозрачность текстуры:

    Внутренний скос

    Размер:

    Сглаживание долота

    Смягчение:

    Направление:

    Свет:

    Непрозрачность:

    Темные тона:

    Op город:

    • #1
    • #2
    Внутренняя тень #1

    Размер:

    Распространение:

    Непрозрачность:

    Расстояние:

    Направление:

    Смещение:

    Цвет:

    Внутренняя тень #2

    Размер:

    Распространение:

    Непрозрачность:

    Расстояние:

    Направление:

    Смещение:

    Цвет:

    • #1
    • #2
    • 9064 9 Внешняя тень #1

      Размер:

      Spread:

      Opacity:

      Distance:

      Shadow Direction:

      Masked by text

      Color:

      Gradient

      Gradient direction:

      Outer shadow #2

      Size :

      Распространение:

      Непрозрачность:

      Расстояние :

      Направление тени:

      Замаскировано текстом

      Цвет:

      Градиент

      Направление градиента:

        По этому поиску пока нет результатов.

        Значок

        Импорт изображения

        Размер:

        Позиция: LeftTopRightBottomCenter

        Горизонтальное смещение:

        Вертикальное смещение:

        Поворот:

        Непрозрачность изображения:

        Видимость: Перед текстомЗа текстомИсточник-вИсходник-внеИсточник-вверхуПункт назначения-в-Пункте назначения-внеПункт назначения-вверхуXorLighterMultiplyScreenOverlayDarkenLightenColor-dodgeColor-burnHard-lightSoft-lightDifferenceExclusionHueSaturationColorLuminosity

          По этому запросу пока нет результатов.

          Фон или прозрачный

          Цвет:

          Градиент

          Стиль: LinearRadial

          Направление градиента:

          Непрозрачность цвета:

          Фоновое изображение

          Импорт изображения

          Размер: CoverStretchContainCustomize

          Повторение: ПовторятьНе повторять

          Непрозрачность изображения:

          Видимость: Текст на переднем планеТекст на заднем планеСветлееMultiplyScreenOverlayDarkenLightenColor-dodgeColor-burnHard-lightSoft-lightDifferenceExclusionHueSaturationColorLuminosity

          Анимация

            По этому запросу ничего не найдено.

    Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *