Содержание

Олег Пащенко

09 ноября 2022

Цикл открытых лекций о метавселенных в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ открывает цикл лекций по метавселенным. На лекциях слушатели узнают все о том, как устроены метавселенные и как зарабатывать в виртуальных мирах. Лекции пройдут в московском и питерском кампусах, а также онлайн в сети ВКонтакте.

28 декабря 2021

Студенты Школы дизайна сделали редизайн проекта Раздельный Сбор и создали эко-гайд

Студенты III курса профиля «Дизайн и продвижение цифрового продукта» Лиля Ахметова, Екатерина Зырянова и Никита Бочаров сделали редизайн проекта Раздельный Сбор, а также создали гайд в поддержку сайта для тех, кто хотел бы экологизировать свой образ жизни, но не знает, с чего начать.

21 декабря 2021

Проект студентов Школы дизайна для нижегородского приюта для животных

Для приюта «Верные друзья» студенты III курса профиля «Дизайн и продвижение цифрового продукта» разработали фандрайзинговый юнит, который даёт возможность для дополнительного привлечения пожертвований и внимания к приюту. Результатом работы Анны Еремеевой, Амгалана Доржиева и Елизаветы Пальгуновой стал продуктовый лендинг, обновлённые соцсети, редизайн проекта и новый мерч приюта.

03 декабря 2020

Преподаватели Школы дизайна на Фестивале креативных индустрий

Преподаватели направлений «Дизайн и программирование», «Коммуникационный дизайн» и «Промышленный дизайн» Захар День, Олег Пащенко, Виолетта Постнова, Филипп Третьяков и Андрей Будько 3 и 4 декабря выступят на ежегодном фестивале креативных индустрий G8. В этом году фестиваль впервые пройдёт online и бесплатно.

07 июля 2020

Олег Пащенко: «Цифровой дизайн применим ко всем аспектам человеческой жизни»

Интенсивный курс дополнительного образования «Дизайн в цифровой среде» стартует 7 июля. Мы поговорили с Олегом Пащенко, куратором курса, о том, что ждать студентам от двух месяцев учебы и чем хороший интерфейс отличается от плохого.

24 января 2020

Как сохранить баланс? Слушаем студенческий подкаст «Код всему голова»

Команда студентов профиля «Дизайн и программирование» запустила подкаст о культурной среде Школы дизайна НИУ ВШЭ. Гостями третьего выпуска, посвященного балансу между работой и отдыхом, стали преподаватели Школы дизайна Янина Рапацкая и Олег Пащенко. Публикуем основные тезисы беседы.

13 декабря 2019

33 слова о дизайне: показ + дискуссия

13 декабря пройдет совместный показ фильма «33 слова о дизайне» со Школой дизайна НИУ ВШЭ. После фильма состоится дискуссия в которой примут участие преподаватели Школы дизайна.

02 декабря 2019

17 июля 2019

Бесплатный интенсив по работе в Readymag

24 и 26 июля в Школе дизайна пройдет бесплатный интенсив для желающих получить представление о принципах создания мультимедийной статьи в интернете с помощью графического онлайн-редактора Readymag.

27 июня 2019

В Музее Москвы прошел выпускной фестиваль Школы дизайна

С 20 по 27 июня Музей Москвы и Школа дизайна НИУ ВШЭ проведут выпускное шоу HSE ART AND DESIGN Festival 2019. Авторами и кураторами проектов выступят студенты, выпускники и преподаватели Школы дизайна.

23 января 2019

Олег Пащенко сделал обложку для книги Линор Горалик

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Олег Пащенко сделал обложку для сборника стихов писательницы и поэтессы Линор Горалик «Всенощная зверь», который выйдет в феврале.

«У меня нет полезных образовательных привычек — только вредные» — T&P

Дизайнер и художник Олег Пащенко: «У меня нет полезных образовательных привычек — только вредные» — T&P

Самообразование

Фотографии: © Алена Винокурова

В рубрике, посвященной самообразованию, герои рассказывают, где они узнали все, что знают, и как не останавливаться в развитии. В этот раз «Теории и практики» поговорили с художником, дизайнером и преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Олегом Пащенко о пользе математического образования, мистическом дизайне и о том, что невозможно стать кем-то еще, если однажды стал программистом.

Я окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ в 1994 году.

Нельзя сказать, что я это выбрал сам. Вариантов у меня не было: родители были научными сотрудниками на естественно-научном факультете, отсрочка от армии была тогда, кажется, только на ВМК, физфаке и мехмате, я окончил школу с углубленным изучением математики и информатики, и тогда мы думали, что математика и computer science — самое перспективное, чему можно себя посвятить. Ведь компьютеризация на дворе и все такое. Кроме того, почему-то в нашей семье считалось, что я люблю высшую математику и у меня есть соответствующие дарования. Я читал журнал «Квант», любил рассматривать графику Анатолия Фоменко, Маурица Эшера и так далее. Наверное, мне просто нравились абстрактные модели — в особенности своей абсолютной спиритуальностью, полной оторванностью от всего осязаемого, но, парадоксальным образом, и тем, как интригующе могут выглядеть конкретные визуализации абстрактного и незримого. Считается, что университетское математическое образование дает человеку базовую интеллектуальную дисциплину и если человек однажды понял матлогику, дискретку и функциональный анализ, то ему любое море по колено.
Возможно, если бы не прививка высшей математикой, я бы сейчас был полным идиотом.

Окончив университет, я, к большому облегчению, надолго избавился от математики и информатики, которые за пять лет возненавидел всем сердцем. Мотивируемый той же любовью к выморочным конструкциям, я с удовольствием резвился на гуманитарных территориях, изучал юнговскую психологию, экзотические изводы гностицизма и так далее. Но признаюсь, ни одну из территорий я не освоил систематически — и в математике, и в философии, и в дизайне я не более чем турист. Сейчас в моем образовании огромные пробелы, которые я уже точно не успею в этой жизни ликвидировать. Отчасти мне удается это компенсировать за счет связей между разными областями знаний, имеющихся в моем распоряжении, и большой площадью покрытия этой сети. Конечно, только отчасти. Эта сеть устроена очень хаотично.

Через десять лет, когда я стал делать на Flash сайт conclave.ru, вдруг обнаружилось, что проще запрограммировать все самостоятельно, чем пытаться что-то кому-то объяснить. То есть программирование стало для меня художественным инструментом. Мне тогда очень помог Иван Дембицкий, но сыграл свою роль и тот факт, что на старших курсах я много писал на C++. Помню, как однажды вечером ехал с ватагой гуманитариев с одной вечеринки на другую в метро. Достаю справочник по ActionScript, чтобы не скучать, а мой друг вдруг говорит: «Эх, Олег, пытался ты быть художником, поэтом, философом, религиозным мистиком — а все равно как был программером, так и остался». Это правда. До сих пор меня немного тяготит репутация человека из мира диджитал (и преподаю я не что-то, а «дизайн цифрового продукта» и «проектирование интерфейсов» — а хотел бы, наверное, что-то вроде «мистического дизайна» или «дизайна и богословия»). Но, видимо, это у меня кармическое.

Я всегда затруднялся указать на что-то конкретное в моем багаже знаний и сказать: «Вот это у меня из универа, а это — из книг, а это — от родителей» или «Вот это я использую в своей преподавательской работе, а это — где-то еще».

Это вообще не багаж. Скорее я живу в постоянно меняющем размер и форму наэлектризованном облаке, состоящем из естественных и гуманитарных наук, чужих и моих мировоззренческих систем, чужих и моих текстов, книг, которые я прочел или читаю прямо сейчас, разговоров, которые прямо сейчас веду в соцсетях и внутри моих головы и сердца, подробностей в отношениях со множеством людей и так далее.

Поэтому я убежден, что настоящее образование возможно только внутри живых отношений между учеником и учителем (причем эти двое легко могут меняться ролями — дело не в иерархии, а именно в динамическом взаимодействии). Вебинары, онлайн-курсы и книги — это прекрасно, но бесполезно в отсутствие реального общения ученика с учителем, например, в непрекращающейся болтовне, как у древнегреческих философов, или в ходе совместной проектной работы, если речь идет о дизайн-образовании. Это может быть дружбой, соперничеством, совместным сопротивлением внешней угрозе, сложной манипулятивной игрой — чем угодно.

Но так или иначе настоящая учеба — это история отношений, слой биографии.

Если бы у меня появилось время (то есть если бы мне нечем было занять голову), я бы хотел: 1) систематически изучить догматическое богословие Восточной церкви; 2) лучше разобраться в современной западной философии; 3) научиться программировать на JavaScript и вообще делать разные спецэффекты на фронтэнде — с тех пор, как Flash издох, я чувствую себя немного ампутантом.

Никаких полезных образовательных привычек у меня нет — только вредные. Я не умею планировать, ненавижу режим, я потребляю информацию так же, как живу — хаотично. Мне кажется, пытаться планировать свой образовательный рацион — не только самонадеянно, но и контрпродуктивно. Тексты, мысли, навыки, связи и отношения сами появляются в жизни человека в нужный момент, если он всерьез одержим каким-то проектом, художественным или интеллектуальным, и сами встраиваются куда надо.

Это похоже на скачивание с торрентов. На выходе сама собой получается интегральная метаистория. Конечно, для того, чтобы это происходило, человеку нужны высокий жизненный тонус, некая высокая доверчивость и неутомимая детская любознательность. Не переставать быть детьми.

Поэтому главное, чему нужно учить студентов, — это любопытство, желание искать информацию, интуитивное понимание, где ее следует искать прямо сейчас, и умение интегрировать ее в существующую систему. Как научить любопытству? Наверное, надо сильно человека удивить — так, чтобы он навсегда остался удивленным.


Курс Андрея Григорьевича Великанова «Философия искусства»

Год от года немного меняются название и формат, но суть остается — сам Великанов позиционирует курс не как образовательную программу, а как личный проект, к которому приглашает присоединиться своих студентов. Я учился у него в 2013–2014 годах, и совершенно точно именно эта история дала мне больше всего. За этот год я прочел и продумал столько, сколько не приходилось за всю остальную жизнь. Вот этому всему, о чем я писал выше — неизбывной удивленности, желанию искать и умению находить связи и переводить с языка на язык, — я научился у Великанова. Хотя должен предупредить, что с Андреем Григорьевичем легко поссориться (и это нужно сделать: если ссору проработать до конца, она сделает вас интеллектуально неуязвимым).

Христос Яннарас. «Хайдеггер и Ареопагит, или Об отсутствии и непознаваемости Бога»

Это книга современного греческого философа и богослова. Собственно, в аннотации по ссылке все написано. От себя добавлю только, что именно Яннарас демонстрирует метод, которым можно успешно интегрировать воедино два далековатых дискурса. Современная западная философия в основном игнорирует наследие восточнохристианской богословской мысли и поэтому хромает на одну ногу. Прочитав эту книжку, я, кажется, понял, каким образом эта хромота может быть исцелена или хотя бы скомпенсирована.

Тексты Бориса Гройса

Читать стоит все тексты — от «Gesamtkunstwerk Сталин» до небольших новых эссе и интервью, которые появляются в журнале «Логос», например. Ни один из авторов не вызывает во мне такого согласия по всем пунктам, я испытываю тотальную органическую приязнь к его текстам.

Тексты Юрия Гордона

Рекомендую прочесть все, что он пишет о графике, шрифте, композиции и искусстве, включая «Книгу про буквы от Аа до Яя» и цикл текстов «Язык композиции». Я считаю Юру религиозно-визуальным мистиком, соразмерным Малевичу, Кандинскому и Клее, хотя он горячо уверяет всех в своем ортодоксальном апатеизме. Этот его апатеизм — на самом деле апофатизм, происходящий от высокого интеллектуального целомудрия — в исходном церковнославянском значении, от слов «целый» и «мудрый». Просто деликатность, умное благородство.

Страницы Евгения Фатеева и Стивена Эллкока в фейсбуке

Фатеев — директор и сооснователь екатеринбургской студии Streetart. Его фейсбук — это портал в особый high web, где хранится вся мировая визуальная культура, в сопровождении очень хорошей рефлексии. Иной, подобный ему, — это Стивен Эллкок. Он постит картинки молча, зато организует их в тематические серии, порой организованные по причудливым принципам.

Куртка 36 — конец 2008 г.

Куртка 36 — Конец 2008 г. — Русская поэзия: Олег Пащенко: Тр. Питер Голуб и Сибелан Форрестер

Это произведение занимает около 6 печатных страниц. Это авторское право © Олега Пащенко и Петра Голуба и журнала Sibelan Forrester and Jacket 2008. См. наш [»»] Уведомление об авторских правах. Интернет-адрес этой страницы: http://jacketmagazine.com/36/rus-pashchenko-trb-golub-forrester.shtml.


Вернуться к оглавлению Русская поэзия

Олег Пащенко

тр. Питер Голуб и Сибелан Форрестер

Графический роман

— Не будете ли вы так любезны, дорогой Фатерович,
, показать нам, что у вас в сумке?
Что ты принесешь после захода солнца
, чтобы сжечь на бушующем санитарном костре?

В основном неловкие воспоминания. Мой «отцовский» комплекс
, который просочился в мать-землю.
Плохой перерыв,
По сути, мне пришлось уйти.
Старое, разбитое, заброшенное зеркало.
Что я, видимо, тоже когда-нибудь умру. Беспомощный страх
опоздать на встречу стрелки делят
на циферблате. Виктимология. Никому из
это не нужно, кроме Огня и Дыма.

— Браво Браво, Патерович, великолепно!
А теперь скажи нам, что в этом конверте,
который бьется в твоих пальцах, как отчаянная
бабочка? Что там, ребята хотят знать?

О, это насыщенность и сосредоточенность всех цветов,
мокрая ночь на Майской улице.
Майская ночь, и я в ней как утопленник,
там зеркальце кривое, блестящее и новое.
Есть ярость и ее контраст, есть сытость и глубина.
Парадоксальная лингвистическая вещь.
Fury и его контраст, кривое новое.

Транс. Петр Голуб

из «Посвящение Яне Вишневской»

Я уже говорил, не так ли, разве я не говорил, что ничего не осталось
это было последнее, что я сказал, и так
мы очень быстро переживем лето
мы быстро слизнем слюну с наших любовников ‘ губы
и кидать быстрые улыбчивые взгляды куда-то
беззаботный как новый завет
и сказать что это последний я сказал уже
и уйти уже намазав
или нет не очень
история
и как часы наша маленькая жизнь машинка
смазка смазанные механизмы настроены
мы делаем лето быстро я сказал это последний
и в общем наша сторона победила
правильно наша сторона выиграла

***

и это лучшие
человеческих ночей
москва сити намертво заштрихованная
это сетка в двух узких направлениях
она мерцает перепутав улицы
и это. ..
и по натянутому асфальту или
по карте города твоя маленькая и женственная
кулачок разжатый, открытый, влажный
ладонь вниз и круто и жалко
как будто черный дед мороз
перебежал тебе дорогу и подмигнул справа налево
и это…
исчезнувшая тень
на полпути
в распадающейся сетке безвозвратно
на карте города перед рассветом
а это…
и это лучше ночей людей
и это в присутствии живого бога

Транс. Петр Голуб

В Мой Дом

1.

не уходить с любимыми
жить по любви, готовясь ко сну
закрывать глаза только любовью
с мокрыми веками, любить больше
(прости меня, я молод) любовь моя

мой дом
сильно любить и не расставаться с
те ты любишь-как ты не должен выходить
без ножа (прости меня,
я молод) моя любовь
мой дом

2.

существовать в тебе, пустота в
твоих пагубных мечтах, как с этим маленьким сердце
дрожит в твоих сросшихся ребрах
мой дом, неловкий мрак, тесные
стены, тени с потолков, сон-завтра
разбуди меня, любовь моя, мой дом,
на паленой заре; мой дом и я иду из него,
снимая окна с глаз, как очки
бродячих – выхожу в черной повязке
на возражение глаз моих, выхожу из дома.
(утром так открывается окно
во двор) утро утро
ранний свет и любовь; с трепещущим сердцем,
опухшее прямое, сердце на пружине,
скатываясь по левой чашке, свет — все взвешено
уравновешено, одиноко
я ухожу тихой толпой, с сердцем
за поясом, и выхожу из
темноты внутри тебя, мой дом,
моя любовь.

Транс. Петр Голуб

Молитва слов: добавленная колыбельная

устал рабочий день
сажа побелела как дым гари
дрожит усталая прохлада медленная
почта Я позвала голубя Я позвала голубя
отправила милому письмо и вот
пустая клетка сзади но есть еще песня
когда вдруг лучший наступает мне на горло
узнав меня по имени

то что не осталось от меня пойдет
по отчеству кто есть оставила спать мой сын
моя дорогая моя колыбельная

мы с тобой моя капелька крови
есть будущее еще за твоей спиной мы будем жить
с левой бумажкой мой милый
усталый рабочий день копотью побелел
нравится состояние этого места
нечистая страница: абзац чертов конец перебежчик

Транс. Петр Голуб

Сорок один

Когда я, согнувшись, прошел мимо следующих ворот,
веточка жимолости сняла с моих глаз пленку.

И сразу, знаете ли, я перестал завидовать
всем этим голосам в моей голове
которые не пригласили меня
на их бессмысленную вечеринку
с алкоголем и неразборчивыми разговорами,
и теперь они все возражали и ссорились
и все они порезали друг друга.
Просто черные ручейки среди столов.

В тот день я выбирал все черное,
не стыдясь сойти за чернокожего.
«Блэккук», например, целую пинту,
и я съел немного телятины «Черный принц»
с черным перцем, оливками и терном.

И тысячезвездный «черный аист»
присоединился ко мне за моим столиком, но задержался ненадолго.
А я был весь в черном бесплатном б/к.

После еды я увидел Мастера предприятия,
он меня хохотом обжег,
повеселил шумным снегопадом, он выгодно осветил меня
северным сиянием.

И я подумал, что я просто хороший парень, у которого есть деньги.
Но это была Совокупность Всех Состояний.

Транс. Сибелан Форрестер

Как все пройдет

Как все пройдет? Я не думаю, что
вещи будут работать у меня так, как
они должны работать, учитывая то, из чего они должны были работать
. Ничего
у меня получится? едва ли. Скорее всего, он

непредсказуемо выскочит из
какого-то кривого переулка накрест,
из ярко-белого левого направо
человеко-следоукладывающего джаггернаута,
и покажет мне на каждом канале
в цветном телевизоре заоблачного размера,
пламенная панель наглая,

и, завидев меня, самая, наверное, невероятная
животных на свете
съест меня и поблагодарит,
и сразу после окончания
если программа погоды
начнется подъем клубка.

Транс. Сибелан Форрестер

Олег Пащенко


Олег Пащенко (1971 г. р.) имеет высшее математическое образование Московского государственного университета. Работает веб-дизайнером, входит в известную дизайн-группу АртЛебедев. Его книга A Nodular Letter была опубликована в 2002 году. Его сайт находится здесь.

 

Уведомление об авторских правах: Пожалуйста, соблюдайте тот факт, что все материалы в журнале Jacket защищены авторским правом © Журнал Jacket и отдельные авторы и владельцы авторских прав 1997–2010; он доступен здесь бесплатно только для личного использования, и его нельзя хранить, отображать, публиковать, воспроизводить или использовать для любых других целей.

4 дизайнерских упражнения для расширения цветового спектра

Hows

В этой статье мы предлагаем четыре творческих упражнения, которые практикуют известные учителя дизайна.

• 2 мин чтения

Для дизайнеров очень важно развивать свое внимание и осознанность, чтобы увидеть больше, чем они считали возможным. Это, безусловно, относится к цвету. Также очень важно научиться ставить себя на место других людей. Как и в любом виде упражнений, чем больше вы делаете, тем сильнее вы становитесь. В этой статье мы предлагаем четыре творческих упражнения, которые практикуются известными учителями дизайна и впервые упоминаются в нашем Альманахе дизайна.

«Возможно, ваши клиенты плохо замечают, но вы должны замечать от их имени. Есть миллионы способов, которыми мы можем улучшить жизнь друг друга, но вы можете начать использовать свое воображение только в том случае, если вы хорошо замечаете», — говорит Майкл Вольф, уважаемый британский дизайнер и соучредитель Wolff Olins, одного из самые известные дизайнерские компании мира.

Чтобы расширить свой цветовой спектр и получить возможность трансформировать то, что вы видите в своих проектах, Майкл рекомендует рисовать акварелью.

«Если вы попросите английскую компанию прислать вам свои цвета краски, у них, вероятно, будет три белых цвета. И если вы попросите японскую компанию прислать вам свои цвета краски, у них, вероятно, будет сотня белых, — продолжает Майкл, — но даже этого недостаточно! Например, если я работаю с дизайнерами, и они ищут зеленый цвет в книге Pantone, я скажу: смотри, иди с акварельной коробкой в ​​Риджентс-парк, потому что ты найдешь миллион зеленых. А у Pantone всего 10». — Майкл Вольф

Майкл рекомендует каждому дизайнеру сделать язык замечаний и признательности частью своей повседневной жизни. Он также предлагает проводить время на художественных выставках, которые предлагают прекрасную возможность попрактиковаться.

«Смотрите, тренируйте свое внимание, наслаждайтесь цветами каждого продукта, который вы покупаете — что хорошо, что плохо. Когда идешь на выставку и видишь картины, сразу лучше понимаешь цвет». — Майкл Вольф

Олег Пащенко, дизайнер и художник, преподающий в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Москве, просит студентов-дизайнеров написать о том, почему они любят определенный цвет или цветовую комбинацию.

«Считаю очень важным умение выражать эстетические впечатления словами; делая это, вы начинаете формулировать культурные и семантические отголоски, которые вы находите в работах художника, и осознаете свой синестетический опыт». —Олег Пащенко

«Попробуйте пройтись по дорожке определенного цвета», — рекомендует Олег.

«Я отправляю своих учеников на прогулки с определенными заданиями: например, они должны искать определенный цвет и следовать его пути таким образом, чтобы каждая часть пути составляла связную историю». — Олег Пащенко

И последнее, но не менее важное: посмотрите этот список фильмов, в которых мастерски используются цвета.

  • Кабинет доктора Калигари — Роберт Вине, 1920
  • Метрополис — Фриц Ланг, 1927
  • Третий человек — Кэрол Рид, 1949
  • «Бегущий по лезвию» — Ридли Скотт, 1982
  • Повар, вор, его жена и ее любовник — Питер Гринуэй, 1989
  • Орландо — Салли Поттер, 1992
  • Русский Ковчег — Александр Сокуров, 2002
  • Город грехов — Роберт Родригес, Фрэнк Миллер, 2005
  • Отель «Гранд Будапешт» — Уэс Андерсон, 2014 2014

Исследуйте потрясающие проекты, созданные с помощью Readymag.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *