как девчонка из Нальчика напугала толпу гордых мужчин — DAPTAR

14-летняя тиктокерка из Нальчика Аида сняла провокационное видео, после которого ее буквально затравили: она прогулялась по центральной площади столицы Кабардино-Балкарии с парнем на поводке.

«Неравенство полов очевидно. Но, согласитесь, если бы было наоборот и на веревке была бы девочка, это считалось бы нормой. Комментарии были бы ‘тигр’, ‘лев’ и так далее», – пояснила Аида.

Действительно ли целью акции была попытка вскрыть проблему неравенства, или это была очередная эпатажная затея среди множества прочих ради увеличения популярности блога – трудно сказать.

Но реакция местных жителей на это видео обнажила действительно серьезные проблемы в этом самом обществе. Помимо, в общем-то, ожидаемого негодования «это уже слишком», в личные сообщения девушке посыпались угрозы от ревнителей «традиционных ценностей», а также религиозных фанатиков.

А кое-кто даже предложил перейти к конкретным действиям: местная кофейня на своей страничке открыто пообещала бесплатный кофе каждому, кто бросит в автора скандального видео яйцо или обольет ее чем-нибудь (позднее это обращение все-таки было удалено со странички модненького заведеньица).

В результате всех этих нападок и угроз девушке все-таки пришлось сделать заявление, что ее жизни угрожает опасность, и она предприняла «серьезные меры безопасности», отметив, что извиняться она все равно не намерена, и даже рада, что оставила такой эффектный след, уезжая из Кабардино-Балкарии в Москву.

А еще она напомнила, что в родной республике творится много неприятных, а то и откровенно страшных вещей, но борцы за «чистоту и нравственность» предпочли сводить счеты с девчонкой, что тоже о многом говорит. «Вы подняли все свои связи, столько людей, чтобы найти одну девочку? Вы серьезно?», – написала Аида.

Что именно возмутило ее земляков? Подавляющее большинство негодующих комментаторов сошлось в едином порыве «как она посмела унижать мужчин, надо ее проучить, где ее отец и братья», причем, мужчин и женщин в этом хоре было примерно одинаковое количество. Досталось и парню, согласившемуся «предать мужскую честь» и подыграть девушке в таком «позорящем мужчин» видео: многочисленная аудитория требовала разузнать имя «предателя» и «напомнить, как следует вести себя настоящему мужчине».

Но довольно большая группа собралась и «со стороны защиты», и большинство ее составили юные девушки. Единомышленницы Аиды призывали вспомнить, сколько несправедливости приходится терпеть женщинам, однако никто не рвется их защищать с такой яростью, и весь этот вой оскорбленного мужского самолюбия говорит лишь о том, что автор видео попала по больному, а потому «все она правильно сделала».

Отдельную группу составили те, кто просто посмеялся над этим видео, сочтя его либо забавной провокацией, либо неудачной попыткой «хайпануть», но не более того.

А как эту акцию оценивают представительницы феминистского движения?

Журналистка-феминистка Наталья Биттен: «Радует, что девушек и парней волнует тема неравенства полов, что они готовы заниматься акционизмом, чтобы привлечь внимание к проблеме. Но, что касается данной акции, то для меня идея не очевидна. Если бы мне не сказали, о чем она, я бы подумала, что это БДСМщики развлекаются. В этом плане этой команде еще есть над чем поработать. Надеюсь и желаю, чтобы их следующие перформансы имели более четко сформированный идейный замысел».

Если говорить об этой акции с научной точки зрения, то, по словам психолога, общественно-политического деятеля Аиды Герг, маловероятно, что реакция на подобную акцию была бы положительной, если бы на поводке была женщина: «Нет нормы в унижении женщины, черкешенки. Как нет нормы и в том, чтобы даже в рамках акции выражать свои идеи посредством унижения одного человека другим человеком».

По ее мнению, сама подача идеи в этой акции – неудачна: «Без описания под видео сложно понять, что хотела сказать автор. Ведь первым делом действительно считывается лишь оскорбление и унижение человека. Таким образом никакие проблемы не решить».

Но такая неумелая форма подачи, возможно, обусловлена тем, что в обществе нет полноценной дискуссии относительно межполовых отношений в условиях новой реальности, полагает Герг: «У нас, как и во всяком обществе, есть свои социальные роли. И если раньше эти роли были четко определены, то в современных реалиях меняется все, и того общества больше нет. Изменения, которые диктует время, остаются без обсуждения психологами, социологами, другими специалистами, что в итоге порождает подобные ‘социальные крики’. Девушка, по сути, сунула голову в клетку к разъяренным львам: она просто лишний раз подразнила людей и получила заведомо ожидаемую от нашего общества реакцию».

Собеседница Даптара уверена, что если бы давно назревшие социальные, мировоззренческие вопросы и проблемы обсуждались, и эксперты искали пути их решения, то у 14-летней Аиды вряд ли бы возникла идея выразить свою идею подобным образом».

Алена Докшокова

Кавказский Узел | Интервью Сохрокова вызвало негодование черкесских активистов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Журналистка Асият Исмел в ходе интервью спросила президента Международной черкесской ассоциации Хаути Сохрокова о нюансах заполнения графы о национальной принадлежности в листах Всероссийской переписи населения. Реакцию Сохрокова на вопросы резко раскритиковали черкесские активисты, которые заявили, что президент МЧА не имеет права говорить от лица всех черкесов и допустил сексистские высказывания в адрес Исмел.

В ходе интервью журналистка Асият Исмел, сторонница того, чтобы как можно больше людей записалось в ходе переписи как «черкесы», пыталась выяснить, почему Международная черкесская ассоциация и лично Сохроков не сообщили активистам черкесских организаций о возможности записаться при переписи используя два, а то и три слова (то есть не просто кабардинцы или шапсуги, а, например, кабардинцы-адыги или кабардинцы-адыги-черкесы).

Сам Сохроков рассказал, что МЧА обращалась в Росстат с просьбой внести в перечень народов строку «адыги-черкесы», но там сообщили, что они опоздали, поскольку список национальностей утверждается заранее. При этом, по словам Сохрокова, ему сказали, что могут внести свое предложение к следующей переписи.

Глава МЧА также отметил, что сам запишется кабардинцем. Он обрушился на журналистку с рядом обвинений, в частности, заявил, что она «оскорбила» шапсугов; по его мнению, Исмел хотела «целый народ обидеть, понуждая их записываться не шапсугами».

Он также заявил, что Исмел «очень мало знает» о родном народе, «своей родной истории не знает», а в дальнейшем объявил журналистку «посланницей» неких зарубежных сил. «Мы не видим никакой необходимости в постороннем вмешательстве: ни из-за рубежа, ни внутри от интеллигенции, которая пытается нас научить чему-то. Мы сами научим кого угодно. Чьи интересы вы представляете?.. Неужели у вас нет другой творческой работы, кроме стремления писать, в кого превращать народ и куда повернуть?» — спросил он у Исмел.

В дальнейшем президент МЧА перешел уже к обвинениям журналистки в противоправной политической деятельности: «Вам не нравится российская политика? Вы можете выступать по этому поводу, но не со мной. .. Вы хотите навязать народу называться, как он не хочет. Это если не терроризм, то элементы экстремизма… Почему вы хотите создать межнациональную рознь, с какой целью? Почему вы уперлись в это и ковыряетесь? Что вам это дает? Почему вы хотите навредить нам?»

В конце концов Сохроков коснулся уже личности журналистки, задав ей вопрос, почему она еще не стала матерью. «До сих пор, хотя замужем, не родила такая красивая девушка. Об этом надо подумать, куда смотрит этот шапсуг (муж)», — поинтересовался он. После этого он усомнился, что Исмел сама составляла вопросы для интервью. «Мне интересно, откуда это видение появилось. Я хочу спросить у ваших родителей, у мужа, что за дела? Почему она, не обладая никакими зарплатами, разъезжает на иномарках, задавая вопросы то в одну республику, то в другую. Была то в Турции, то в Мозамбике, то где-то еще», — сказал президент МЧА.

«Вы молодая, поэтому я вас прощаю, а впредь будьте внимательнее», — заключил Хаути Сохроков. 

Участники расширенного заседания Совета Общественной палаты Кабардино-Балкарии 19 октября заявили, что кабардинцы не должны менять свое историческое название в ходе Всероссийской переписи населения. «У каждого гражданина есть конституционное право выбрать свою национальную принадлежность. Но есть люди, готовые пожертвовать и нашей историей, и языком, и спокойствием ради решения своих амбициозных целей! У нас же решение этого вопроса одно: кем мы были до сих пор — теми и останемся», — сказал, в частности, Хаути Сохроков.

Общественно-политический деятель Аида Герг 18 октября опубликовала на своей странице в Facebook пост, в котором написала, что написала заявление от физического лица «о том, что МЧА и Хаути Сохроков не имеют права представлять лично ее интересы и выражать мнение как части черкесского народа», и призвала своих друзей сделать то же самое.

Корреспонденту «Кавказского узла» Аида Герг рассказала 23 октября, что интервью Сохрокова стало для нее «последней каплей». «Человек не исполнял свои обязанности по уставу организации», — отметила она.

По ее словам, ее неприятно поразило общение Сохрокова с журналисткой. «Я понимаю, что Сохроков не развернется и не уйдет, и МЧА не изменит свою политику. Но я хочу хотя бы отойти от того, чтобы МЧА отождествлялась со мной», — заключила она.

Ассоциация кавказских хасэ Турции (KAFFED) призвала Сохрокова извиниться перед Исмел за сексистские высказывания и проявленное к ней неуважение. «Мы осуждаем сексистский язык, используемый президентом Международной черкесской ассоциации Хаути Сохроковым в отношении журналистки Асият Исмел из-за ее женской идентичности в интервью с видео, записанным для общественности. Использование личности женщины для демонстрации неуважения к профессиональной идентичности журналиста не только против Хабзе, но и является нарушением прав человека. Мы призываем президента МЧА Хаути Сохрокова принести публичные извинения Асият Исмел и воздержаться от подобных действий в будущем», — говорилось в заявлении.

В феврале 2019 года черкесские активисты в преддверии Всероссийской переписи населения объявили флешмоб #ячеркесАты?  с целью объединения всех адыгов под единым международным названием «черкесы».

Ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев сказал корреспонденту «Кавказского узла», что между зарубежными черкесами, к которым относится KAFFED, и российскими черкесскими организациям есть противоречия.

«Среди зарубежных черкесских организаций как раз больше сторонников единого названия. Во-первых, многие просто забыли, к какому из народов они принадлежат, и, кроме того, им удобнее принадлежать к одному большому этносу. В России есть национальные республики, где тот или иной этнос числится титульным, и есть региональная элита, которая следит, чтобы этот народ никуда не исчез. Что касается шапсугов, то они долго пытались добиться статуса коренного малочисленного народа (в том числе надеясь на некие преференции в получении земли, хотя я не думаю, что с этим что-то получится) и добились. Но если их слить с черкесами, встанет вопрос: а где малочисленность? Так что это не связано с личностью именно Сохрокова. Это общая политика региональной элиты», — заключил Силаев.

Комментариями Хаути Сохрокова по поводу интервью и реакции на него «Кавказский узел» пока не располагает.

Напомним, что ранее руководители восьми общественных организаций Кабардино-Балкарии обратились к кабардинцам с призывом записать себя черкесами в ходе проходящей осенью этого года Всероссийской переписи населения. Это поможет черкесам сохранить свой этнос и свою культуру, подчеркнул один из авторов обращения Желяби Калмыков. Текст обращения был размещен в соцсетях. «По правилам переписи в опросный лист будут заноситься сведения, сообщаемые опрашиваемым. Перепись предусматривает указание национальной принадлежности гражданина. Мы все: абадзехи, бесленеи, бжедуги, егерухаи, жанеевцы, темиргоевцы кабардинцы, махошевцы, натухаевцы, убыхи, хатукаевцы, шапсуги — один народ, адыги. По сложившейся практике многие народы имеют самоназвание и иноназвание. Самоназвание, как правило, используется в случаях упоминания народа на его родном языке, в случаях упоминания на иных языках используется иноназвание. В мировом сообществе народ узнаваем по иноназванию», — сказано в тексте обращения.

Материалы о положении черкесов в России и за рубежом публикуются «Кавказским узлом» на тематической странице «Черкесский вопрос».

Попытки Москвы стереть черкесскую историю имеют неприятные последствия

(Источник: cerkes. org.tr)

Подобно царским властям, изгнавшим черкесов с Северного Кавказа в 1864 году, что многие называют «актом геноцида», и советским, разделившим этот народ на ряд более мелких этнических общностей, включая адыгов, кабардинцев, черкесов и шапсугов, российское правительство Владимира Путина прилагает все большие усилия к тому, чтобы стереть черкесов со страниц истории. Похоже, что цель Кремля состоит в том, чтобы помешать некогда крупнейшей мусульманской нации на Северном Кавказе восстановить чувство единства и бросить вызов контролю Москвы над этим регионом.

В статье под названием «Забудьте о черкесах: их больше нет» черкесский активист Анзор Даур обсуждает, насколько далеко зашел этот процесс с тех пор, как Путин стал президентом. В то время как некоторые постсоветские российские официальные лица ранее признавали, что область, которую русские называют Кубанью, когда-то была населена черкесами и управлялась ими, сегодня они, синхронно, отказываются даже признать этот факт, поскольку напряженность в отношениях с Киевом накаляется по поводу того, является ли этот регион должны принадлежать России или Украине (на Кавказе, 16 мая; Windowoneurasia2.

blogspot.com, 14 мая).

Но попытка Москвы переписать историю в данном случае имеет прямо противоположный эффект, на который рассчитывал Кремль. Это спровоцировало черкесов как на Северном Кавказе, так и за рубежом обратить внимание на методы Москвы и мобилизоваться, чтобы противостоять им, выступая и требуя признания их истории и празднования их праздников. В минувшее воскресенье (14 мая), например, майкопская городская организация «Адыгэ Хасэ-Черкесский совет» выступила с заявлением, в котором указывалось, что ни Украина, ни Россия не должны говорить о Кубани так, как будто она всегда принадлежала одному или другому. На самом деле, указал Собор, это были черкесы до того, как русские убили или изгнали большинство их предков (Kavkazr.com, 15 мая).

— Не следует пытаться разделить шкуру живого «медведя», — продолжил Совет. В нем говорилось, что Кубань и многие другие части Черкесии были опустошены от населения «в результате геноцида коренного населения, геноцида, уже частично признанного, в том числе Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Адыгея, входящими в состав Российской Федерацией, а также Грузией и Организацией непризнанных народов».

Он призвал российских чиновников прекратить «фальсификацию истории Кубани, приказать снести памятники царским генералам русско-кавказской войны» и «не забывать о правах и интересах черкесов».

Авраам Шмульевич, израильский кавказовед, отмечает, что «запорожские украинцы и черкесы стали жертвами политики Москвы». Они по сути «братья, связанные общим происхождением», и теперь Украина должна «поддерживать как возвращение черкесских земель их законным владельцам, так и строительство демократической Черкесии, в которой все жители будут иметь равные права», как черкесы, так и изгнанных оттуда «потомков украинцев». Последним, по его словам, должно быть позволено «свободно вернуться» в это восстановленное состояние, где они смогут «развивать украинскую казачью культуру» (Kavkazr.com, 15 мая).

Но Москва не показывает никаких признаков того, что готова пойти навстречу черкесам даже на полпути. Вместо этого российские официальные лица делают все возможное, чтобы помешать всем усилиям черкесов вспомнить свою историю и восстановить свое национальное единство, усилия, которые вызывают особую тревогу в преддверии 21 мая, когда черкесы во всем мире — тем более более 500 000 человек, оставшихся на Северном Кавказе, и более пяти миллионов за границей, отметят 153

rd годовщину изгнания их народа русскими в Османскую империю.

О том, что Москва, вероятно, предпримет в конце этой недели, можно судить по тому, что она сделала 25 апреля, когда власти Кабардино-Балкарии вмешались в празднование Дня Черкесского Государственного Флага. По словам одного из участников этого торжества, «власть имущие реагируют на такие меры с осторожностью […], стараясь не показывать этого открыто», потому что черкесы восстанавливают свою гордость и единство, а российские официальные лица опасаются спровоцировать столкновения, которые могут еще больше ухудшит положение Москвы на Северном Кавказе (Kavkazr.com, 5 мая).

В Республике Адыгея, отметил черкесский активист Аскер Сохт, власти действуют более сдержанно. Но в Краснодарском крае, где проживает много черкесов, чиновники приняли новый подход, настаивая на том, чтобы любое празднование черкесских событий происходило в закрытых помещениях, а не на публике. Такая директива ограничивает размер митингов, ограничивает присутствие молодежи и облегчает властям контроль над ситуацией (Kavkazr.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *