ПО СЛЕДАМ ТОТЕМСКОГО БАРОККО – Тотемское музейное объединение
На создание проекта «По следам тотемского барокко» авторов вдохновила яркая и узнаваемая деталь архитектурного облика Тотьмы – картуши на стенах тотемских храмов. Они представляют собой часть стены, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. Внутри контура картушей можно встретить звезды, кресты, трилистники, раковины. Зародилась эта традиция в середине XVIII века: предполагается, что старейшие из сохранившихся картушей украшают тотемскую Успенскую церковь. Картуши – визитная карточка Тотьмы: эмблемы многих предприятий и учреждений города выполнены в стиле этих архитектурных орнаментов.
За последние несколько лет картуши стали не только своеобразным символом города, но и средоточием общественной активности тотьмичей. Предысторией проекта стал проходивший в 2013 году конкурс «Россия – 10», организованный Русским географическим обществом и телеканалом «Россия – 1». Одним из номинантов от Вологодской области были тотемские картуши. Конкурс имел большой общероссийский резонанс, но для нас настоящим открытием оказалось то, как тотьмичи сплотились вокруг этой идеи. Мы все поверили, что живем в уникальном городе, историей которого можем гордиться. В итоге тотемские картуши оказались самой популярной вологодской достопримечательностью, вышли в третий тур конкурса и заняли 20-е место среди 800 объектов со всей страны.
Этот успех сподвиг на дальнейшие размышления о феномене тотемских картушей, и осенью 2013 года родилась идея подготовить посвященное им издание. Характерный элемент тотемской барочной архитектуры, картуши, тем не менее, недостаточно изучены, не было и серьезного обобщающего труда о храмах Тотьмы. Работу по сбору материала начали краевед Александр Кузнецов, директор ТМО Алексей Новосёлов и сотрудник ТМО, фотограф Александра Гросс. В ходе работы команда проекта совершила ряд экспедиций по Тотьме, ее окрестностям, а также в Костромскую область, где также существуют церкви с картушами.
В ходе проекта к авторам подключились юные краеведы из секции туризма и краеведения Тотемского центра дополнительного образования и начинающие художники из Петровской школы изучили историю десяти храмов, построенных в стиле «тотемского барокко», попутно собирая воспоминания старожилов, и зарисовали все храмы вместе с разновидностями картушей на их стенах. Лучшие работы и рисунки вошли в подарочный альбом «По следам тотемского барокко», который вышел в декабре 2016 года.
Книга не претендует на научную полноту и всеохватность – не случайно авторы обозначили ее жанр именно как альбом-путеводитель. По их замыслу, издание должно подтолкнуть ученых к дальнейшему, более глубокому изучению темы тотемских картушей, а широкому кругу читателей дать возможность заинтересоваться Тотьмой и, возможно, побывать в этом замечательном городе.
В июне 2017 года авторы книги Александр Кузнецов и Алексей Новосёлов выиграли тревел-грант на путешествие в Бурятию и Иркутскую область для знакомства с сохранившимися на территории Прибайкалья памятниками тотемского стиля. В ходе поездки были выявлены новые памятники, ранее не отмеченные на страницах издания.
В октябре 2017 года альбом «По следам тотемского барокко» стал «Вологодской книгой года-2017», выиграв в номинации «Книга книг» конкурса, проводимого областной универсальной научной библиотекой имени Бабушкина.
В 2018 году выпущено второе издание альбома, исправленное и дополненное.
Статья о проекте: читать
Концерт ансамбля «Русское барокко» :: Концерт :: Мероприятия Библиотеки иностранной литературы
- весь сайт
- мероприятия
- статьи
- документы
- подборки
- весь каталог
- автор
- название
- предметная область
- ISBN/ISSN
- расширенный поиск
Voilà!
Plato is not Greek for you.
#1
Ансамбль «Русское барокко» — молодые профессионалы, ярко заявившие о себе в мире классической музыки. Их записи можно услышать на радио «Маяк» и «Вера». Коллектив открывает широкому слушателю таинственный и до сих пор малоизученный период, который называется эпохой русского барокко. Большинство произведений тех лет очень редко можно услышать вживую. Ансамбль также демонстрирует новый взгляд на исполнение духовной музыки вне стен храма и тонкий подход к драматургии хорового концерта.Специальный гость — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Наталья Плотникова. Она расскажет об истории тех произведений, которые прозвучат во время концерта.
ПРОГРАММА
Прозвучит русская духовная музыка Великого поста XVII–XIX вв.
#4
- Дмитрий Бортнянский (1751-1825) Концерт No.17 «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил»
- Василий Титов (ок.
1650–1709). Концерт на 4 голоса «Егда поставятся престоли» (ред. Е. Е. Гатовской)
- Николай Дилецкий (ок. 1630 — не ранее 1681). Концерт на 3 голоса «О, Сыну мой возлюбленный» (из канона «На плач Пресвятой Богородицы», ред. Н. Ю. Плотниковой)
- Неизвестный автор. Концерт на 5 голосов «Тебе одеющагося светом» (ред. Н. А. Герасимовой-Персидской)
- Василий Титов. Догматик Богородичен на 8 голосов «Безсеменне от Божественного Духа» (ред. В. В. Протопопова)
- Джузеппе Сарти (1729-1802) «Ныне силы небесныя»
- Николай Дилецкий (ок. 1630 — не ранее 1681). Концерт на 3 голоса «Рыдающе горько» (из канона «На плач Пресвятой Богородицы», ред. Н. Ю. Плотниковой)
- Максим Березовский (1745–1777). Заупокойный причастный стих «Блажени яже избрал», на 4 голоса
- Василий Титов. «Достойно есть» из Службы Божией «Реквириальной» на 8 голосов (ред. Н. Ю. Плотниковой)
- Петр Чайковский (1840-1893) «Да исправится молитва»
- Александр Алябьев (1787-1851) Концерт «Приклони, Господи, ухо Твое» для мужского хора на 4 голоса из «Литургии Иоанна Златоуста» ре минор.
- Алексей Львов (1798-1870) «Вечери Твоея тайныя»
- Сергей Рахманинов (1873-1943) «Тебе поем» из «Литургии Иоанна Златоуста», соч. 31
1251
Центр славянских культурПоделитьсяГрафика
Мы используем cookiesВо время посещения данного сайта, Библиотека иностранной литературы (сервисы libfl.ru) может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия
20 самых важных авторов эпохи барокко
Большие Авторы барокко Разработанный в период, который обычно считается художественным стилем, в котором использовались преувеличенные движения, а также четкие, легко интерпретируемые детали для создания драмы, напряжения, изобилия и грандиозности в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе. , танец, театр и музыка [1] .
Художественный стиль, известный как барокко, возник около 1600 года в Риме, Италия, и распространился по большей части Европы. Его популярности и успеху способствовала католическая церковь, которая во время Трентского собора в ответ на протестантскую Реформацию решила, что искусство должно напрямую передавать и вовлекать религиозные предметы.
Аристократия нашла в архитектурном стиле барокко способ произвести впечатление на посетителей и выразить богатство, власть и господство. Были построены дворцы в стиле барокко, окруженные великолепными садами, впечатляющими лестницами и коридорами, постепенно заполнявшимися роскошью. Однако термин барокко вышел за рамки художественного стиля того времени [2] .
Слово французского происхождения, как полагают, происходит от португальского «барокко» или от испанского «барруэко». Оба термина относятся к «грубой или несовершенной жемчужине». Неизвестно, было ли это слово введено в эти языки посредством латинского, арабского или какого-либо другого источника. В разговорной речи сегодня термин барокко обозначает что-то сложное или со многими деталями, не обязательно относящееся к художественному стилю XVII и XVIII веков.
Художественный период обычно подразделяют на три этапа: раннее барокко (1590-1625), полное барокко (1625-1660) и позднее барокко (1660-1725). Этот последний этап также известен, в зависимости от источника, как механизм
Барокко, охватывающее несколько художественных практик, имело несколько выдающихся представителей. На картине выделяются Рубенс, Караваджо и испанец Диего Веласкес. Итальянец Бернини был одним из главных скульпторов того периода. Архитектура барокко блистала в Германии, Австрии, России и даже Мексике, где ярким примером является собор Морелии в Мичоакане.
Литература также процветала во время барокко, возможно, драматург Уильям Шекспир был самым выдающимся англоязычным писателем семнадцатого века. Во Франции движение в стиле барокко, известное как Grand Siecle

В Испании, во времена так называемого Золотого века, наиболее видными представителями были драматурги Педро Кальдерон де ла Барка и Лопе де Вега, а также Хуана Инес де ла Крус и Мигель де Сервантес (считающийся первым писателем).
Кто величайшие авторы барокко? Ниже приведен список [3] .
Матфей Герман и Январь (1547-1615)Испанский писатель, родился в Севилье, где окончил университет в 1564 г. Согласно некоторым источникам, происходил от евреев, которые были вынуждены перейти в католицизм после 1492 г., а некоторые члены его семьи преследовались инквизицией за сохранение Практики иудаизма.
Его самая представительная работа была Guzmán de Alfarache , Пикантный роман, выдержавший не более и не менее 16 изданий за 5 лет.
Педро Кальдерон де ла Барка (16:00-1681) Драматург, поэт и писатель Золотого века Испании. Какое-то время в своей жизни он был римско-католическим солдатом и священником. Он развил свою работу на основе театрального стиля, инициированного Лопе де Вега, и позже считался вершиной испанского театра барокко.
Его работы обычно показывают его пессимизм по отношению к жизни, который только уменьшается его рационализмом и его верой в Бога.
Он считается величайшим писателем на испанском языке. Считается, что он родился в Алькала-де-Энарес в 1547 году. Его главное произведение, «Дон Кихот», считается первым современным романом.
Это классика мировой литературы и одно из величайших произведений художественной литературы, когда-либо написанных. Его влияние на испанский язык было настолько велико, что его часто называют «языком Сервантеса».
Хуана Инес де ла Крус (1651-1695) Писатель и мексиканский философ-самоучка, родившийся в Сан-Мигель-Непантла, был одним из главных поэтов барокко.
Она считается настолько же мексиканской писательницей, сколько и частью Золотого века Испании. Сон, длинная философская поэма, является одним из его наиболее показательных произведений.
Ян Гавински (1622-1684)Польский поэт эпохи барокко, принадлежал к поколению сарматов (поколению Иоанна III Собеского). Он учился в Ягеллонском университете и был членом двора епископа Карла Фердинанда Вазы. Наиболее известными его произведениями являются «Идиллии», воспевающие жизнь в польских деревнях Кракова.
Луис де Гонгора и Арготе (1561-1627)Испанский лирик, который наряду со своим извечным соперником Франсиско де Кеведо считается одним из самых выдающихся испанских поэтов всех времен.
Стиль Гонгоризм (также называемый культеранизмом) был создан Гонгорой. Его самые известные произведения: Одиночество Y Басня о Полифеме и Галатее .
Испанский иезуит, писатель эпохи барокко и философ. Он родился в Бельмонте, недалеко от Калатаюда. Его работы высоко оценили Шопенгауэр и Ницше.
Критик Бесспорно, его шедевр и одно из главных событий Золотого века. Это аллегорический роман большого объема с философскими тонами. Грасиан — один из самых представительных писателей испанского литературного стиля барокко, называемого Conceptismo.
Кристиан Хоффманн фон Хоффмансвальдау (1616-1679)Немецкий поэт эпохи барокко, он родился и умер в Бреслау, где в юности увлекся политикой, заняв должность Бургермейстера. При жизни его стихи распространялись в основном в виде рукописей.
Он считается одним из самых влиятельных поэтов того времени. Его стиль поэзии стал известен как Галанте и характеризовался использованием экстравагантных метафор, умелым использованием риторики и бесстыдной эротики.
Считается одним из самых известных историков и поэтов польского барокко, а также ярким представителем философии и литературы сарматизма. В течение своей жизни он был вовлечен в политическую жизнь своей страны и пользовался большим авторитетом среди знати.
Его топовое произведение Непраздное безделье , Сборник из нескольких сотен стихов, разбитых на четыре книги. Он был лучшим другом Яна Гавинского, другого выдающегося поэта барокко.
Тобиа Лионелли (1647-1714)Итальянский писатель и проповедник, его проповеди сыграли решающую роль в утверждении словенского языка. Он родился у матери-словенки и отца-итальянца в округе Гориция.
Он присоединился к Ордену Младших Братьев Капуцинов и служил в нескольких монастырях на словенских землях, в том числе в монастыре св. Франциска Ассизского и в Хорватии. Он написал более 230 проповедей, которые опубликовал в серии из пяти книг под названием Sacrum promptuarium или Священное руководство.
Драматург, юрист, дипломат и поэт эпохи барокко родился в Силезии, исторической области, расположенной между современной Польшей, Чехией и Германией. Его поэтические произведения, учитывая его одновременную работу юристом и дипломатом, поражают.
В основном он был известен как автор театральных постановок, отмеченных знаменитым французским классицизмом. Он использовал преувеличение и драматизацию в своих работах, чтобы подчеркнуть контраст с «лучшей реальностью».
Фаустина Маратти (1679-1745)Итальянский поэт и художник эпохи барокко, родившийся в Риме. С раннего возраста он получил хорошее образование, которое включало в себя музыку, изобразительное искусство и, прежде всего, поэзию.
После женитьбы на поэте Джамбаттиста Феличе Дзаппи в его доме располагался известный литературный кружок, в который входили, среди прочего, Гендель, Скарлатти и Крескимбени. Среди его произведений 38 опубликованных сонетов в сборнике Иней Ее мужа в 1723 году.
Английский поэт, верный слуга Английского Содружества при Оливере Кромвеле. Он писал во времена религиозных волнений и политических волнений.
Он наиболее известен своей эпической поэмой «Потерянный рай », который написал между 1658 и 1664 годами, будучи слепым. За этим произведением последовало « Возвращенный рай », которое он опубликовал в 1671 году вместе с трагедией 9.0015 Самсон Агонист .
Шарль Перро (1628-1703)Автор и член Французской академии. Он заложил основы нового литературного жанра, сказки, своими произведениями, основанными на старинных народных сказках.
Красная Шапочка Является самой известной из них, наряду с Золушка , Кот в сапогах, Красавица и Чудовище . Некоторые из них были адаптированы для оперы и балета, театра и кино.
Более известен под своим сценическим псевдонимом Мольер . Этот драматург, родившийся во Франции, считается одним из величайших мастеров комедии в западной литературе.
Среди его основных работ «Мизантроп», «Школа жен», «Тартуфо», «Воображаемый больной» и другие. Родился в зажиточной семье, учился в Клермон-колледже.
Его близость к театру проявилась в ранней манере, когда в возрасте 13 лет уже участвовал как бродячий актер, оттачивая свои способности в комедии и в то же время как писатель.
Во время представления главного героя в произведении «Воображаемый больной» у Мольера, больного туберкулезом, случился приступ кашля, закончившийся его жизнью.
Мигель де Молинос (1628-1696) Испанский мистик, главный представитель религиозного возрождения, известного как квиетизм . В 1675 году он опубликовал свою самую известную работу «Духовное руководство», которая позже была переведена на итальянский, латинский, французский, голландский, английский и немецкий языки.
Его тексты были чрезвычайно популярны, и к 1685 году было сделано семь изданий в Италии и три в Испании.
Франсиско де Кеведо (1580-1645)Политик, писатель и испанский дворянин эпохи барокко. Вместе со своим вечным соперником Луисом де Гонгорой он был одним из самых выдающихся поэтов своего времени.
Его стиль характеризовался тем, что называлось Conception , резко контрастирующим с Culteranismo , используемым Гонгорой. Его единственным романом был « Эль Бускон» , произведение, разделенное на три книги. Он также опубликовал 15 книг по теологическим предметам, в том числе Колыбель и могила а также Промысел Божий .
Уильям Шекспир (1564-1616) Поэт, драматург и английский актер, считающийся величайшим англоязычным писателем и самым выдающимся драматургом мира. Его обширная работа, включая совместные работы, состоит примерно из 38 пьес, 154 сонетов, двух длинных повествовательных поэм и нескольких стихов.
Его произведения переведены почти на все языки и представлены больше, чем любой другой драматург. Его первыми работами были комедии, считающиеся одними из лучших в жанре.
Позднее он в основном писал трагедии, включая «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира» и «Макбет». На более позднем этапе он писал трагикомедии, также известные как романсы, и сотрудничал с другими драматургами.
Лопе де Вега (1562-1635)Драматург, поэт и испанский писатель, одна из ключевых фигур Золотого века Испании и барокко.
Его репутация в мире латиноамериканской литературы едва ли меньше, чем у Сервантеса, а его литературные произведения не имеют себе равных и делают его одним из самых плодовитых авторов в истории мировой литературы.
Прозванный самим Сервантесом Фениксом Разума и Чудовищем Природы, Лопе де Вега заново изобрел испанский театр и сумел превратить его в массовый культурный феномен. Ему приписывают не менее 3000 сонетов, 3 романа, 9 эпических поэм и 500 театральных произведений.
Поэт и драматург французского барокко, родился в Клераке. Он участвовал в протестантских войнах в Гайане между 1615 и 1616 годами. После войны он был освобожден от армии и стал блестящим молодым поэтом при королевском дворе.
Он соприкоснулся с идеями итальянского философа Лусилио Ванини, сомневавшегося в бессмертии человеческой души. Из-за своих революционных религиозных идей Вио был изгнан из Франции в 1619 году и несколько лет путешествовал по Европе. Он написал много сатирических стихов, сонетов, од и элегий.
Литература- [1] Каковы характеристики литературы эпохи барокко? Взято с Enotes.com.
- [2] Ранняя американская литература. Взято с сайта Coursesite.uhcl.edu.
Идет загрузка ..
Обзор литературы барокко
Главная » 16-17 век » Барокко
Время, когда литература барокко имела место в Испании, было временем социальных, политических и экономических трудностей. После того, как Испанская империя достигла своего пика при Карле I, правление младших Габсбургов превратило графство в руины. Испания потеряла большую часть своих земель за пределами полуострова, а войны с Францией оставили страну в руинах. В общем, это было трудное время в Испании.
Литературное барокко происходило в Испании во времена Золотого века испанской литературы. Он охватывает период от первых работ Гонгоры и Лопе де Веги около 1580 года до середины 18 века. Наиболее характерным веком барокко является XVII век, когда лучшие авторы того времени опубликовали свои наиболее выдающиеся произведения.
Литература испанского барокко имеет много общего между произведениями разных авторов, как это обычно бывает с художественными течениями. Во времена испанского барокко авторы пострадали от глубокий пессимизм по поводу полной несостоятельности идеалов эпохи Возрождения, обещавших счастье и совершенство. Вместо этого они получили мир, пронизанный войнами, болезнями и глубокими экономическими и политическими проблемами. Наступило разочарование , и жизнь рассматривалась только как путешествие во времени, во время которого все плохое могло и, вероятно, должно было случиться. Смерть считалась «лекарством» от этого, поскольку она обещала мирный покой и вечное спасение вдали от агонии жизненных трагедий. Это уступило место глубокой озабоченности течение времени , недоверие ко всему земному и глубокая меланхолия, свойственная всем испанским барочным литературным авторам. Символика барокко была очень богата, и чтобы понять ее всю, нужно пройти несколько курсов по ней, но есть и скелеты, и черепа, символизирующие краткость жизни, и часы, символизирующие течение времени.
Было несколько различных литературных реакций на это пессимистическое чувство, и каждый автор разработал свой собственный способ выражения несчастья и неудовлетворения, вызванного политической, социальной и экономической ситуацией, в которой находилась Испания. Некоторые, как Лопе де Вега, пытались уйти от причинявшего им столько боли мира, написав о славы минувших дней или о каком-то утопическом, идеальном мире, где любая проблема решается легко; другие, такие как Гонгора, предпочитали прятаться в складках искусства и мифологии . Более удачным способом справиться с суровой реальностью было , высмеивающее ее, и это был способ Кеведо уйти от мира, который ему не нравился. Третьи пытались заставить людей увидеть проблемы в их обществах, написав о человеческом тщеславии и мимолетности красоты и жизни, как Кальдерон; Грасиан и Сааведра Фахардо предпочли критикуют очевидные пороки в обществе и предлагают альтернативные кодексы поведения, соответствующие политической и религиозной идеологии того времени.
Литература испанского барокко оценивала абсолютную свободу автора создавать и искажать формы, играть с понятиями и сложными выражениями, чтобы удивить или произвести впечатление на читателя. В испанском барокко есть два основных движения:
- Conceptismo : происходящее от «концепции», conceptismo характеризуется быстрым ритмом, прямым и остроумным словарем и сатирическим остроумием. Смысл передается лаконично, выражая в основном понятия.
Кеведо был главным писателем движения концептуализма.
- Culteranismo : Часто упоминается как «Gongorismo» в честь Луиса де Гонгора. Это движение характеризуется показной лексикой, сложным синтаксисом и щедрым использованием метафор. Он использует как можно больше слов, чтобы передать мало смысла или скрыть его. Если вы сегодня прочтете какую-либо из этих работ, вам, вероятно, придется учить испанский язык заново, потому что словарный запас в нем сильно отличается от современного испанского.
Проза в испанской литературе барокко
В эпоху барокко существовало в основном два типа прозы: художественная и дидактическая или назидательная, хотя границы между ними были весьма размыты. Часто один будет содержать части других и наоборот. Писатели-фантасты писали в основном плутовские романы, подобные «Ласарильо де Тормес»; короткие романы, такие как «Novelas Ejemplares» Сервантеса, действие которых обычно происходило в городской среде, с персонажами из высших слоев общества и такими темами, как любовь или честь, и которые обычно заканчивались благополучно; и фольклорных рассказа с анекдотами, отражающими обычаи того времени. Эти фольклорные истории обычно рассказывались как диалог между двумя или более людьми, и они, как правило, выдвигали на первый план какую-либо моральную проблему.
Испанское барокко было временем великих литературных произведений и многих важных авторов, но наиболее представительными из них являются:
- Мигель де Сервантес
- Франсиско де Кеведо
- Лопе де Вега
Поэзия в испанском барокко Литература
Поэзия того времени отражала характерные контрасты других произведений. С одной стороны, это были серьезные стихи о разочаровании и смерти; с другой стороны были юмористические и сатирических стихотворений. В этих произведениях обычно смешивались более культовые формы поэзии, такие как сонет, с другими, более близкими к фольклорной литературе, такими как двустишия. Авторы хотели удивить читателей и заставить их восхищаться им за счет использования риторики и двусмысленности, что иногда затрудняло их полное понимание.