Стиль Барокко в моде и искусстве.

Стиль барокко. Самый пышный, самый роскошный, самый яркий, самый театральный. Театральность, роскошь, пышность – вот главные его характеристики.

Стиль барокко неправилен, вызывающ, громоздок. Это стиль богатства, богатства, которое не прячут, роскоши, которой не стесняются. Больше золота и больше красок!

Сначала было Возрождение, XV век, век, в который вспомнили культуру Древней Греции, Древнего Рима. Вспомнили о пропорциях, о симметрии, о композиции. Потом пришла эпоха классицизма – всё должно было следовать правилам, всё должно было быть упорядочено, гармонично, выверено, математически точно. Всё должно было быть спокойно и строго. Классика красива, идеально красива, математически красива, но скучна. И миру надоело скучать. В конце XVI века на смену классицизму приходит барокко.

Стиль барокко итальянцы называли «странным» и даже «пошлым». А само слово «барокко» происходит от португальского «жемчужина неправильной формы». Классицизм был правильным во всём, барокко стало не правильным, совершенно и ужасно не правильным. Слишком. Слишком, вот главное слово для стиля барокко.

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй

Своего расцвета барокко достигнет во Франции при «короле-солнце» Людовике XIV, XVII век, короле, который говорил, что «государство – это я». Абсолютизм – абсолютная, ни чем не ограниченная власть короля, вот ещё одна характеристика той эпохи, эпохи барокко, полная власть и полная роскошь. Плюс церковь. Эпоха Контрреформации, в прошлые века церковь осмелились критиковать, в том числе и за излишнюю роскошь, теперь она вновь встаёт с колен, теперь вновь эпоха роскоши.

Хотите увидеть барокко в архитектуре, мы уже упоминали архитектуру той поры – Версаль, Петергоф, сюда же можно отнести Лувр, сюда же можно отнести Зимний дворец в Петербурге.

Барокко в живописи – это Рубенс, Рембрандт, Веласкес.

Вспомните картины Рубенса – там далеко не худенькие девушки, нет, на них пышные женщины. Пышность в зданиях, на картинах, в одежде, пышность и в теле. Но при этом талия должна быть осиной – пышная грудь и бёдра, но осиная талия. И для этого служили корсеты.

Так при Екатерине Медичи, конец XVI века, придворные дамы при французском дворе должны были иметь талию не более 33 см. Корсеты из китового уса служили и ещё для одной цели – для декольте, в то время в моде было максимально смелое, максимально открытое декольте. В то время в моде также совершенно белая кожа. Никакого загара, ни в коем случае! Дамы даже на улицу выходили со специальной маской, закрывающей лицо, такие маски чаще всего держались в зубах. Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким. Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах.

Атенаис де Монтеспан

Идеал женской красоты эпохи барокко полностью воплощает мадам де Монтеспан (фаворитка короля-солнце Людовика XIV), про которую даже в её эпоху иронично говорили, что она одета в «Золотое золото на золотом».

 Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка Людовика XIV

Собственно в литературе эпоху барокко, эпоху роскоши и дворцовых интриг, а также любовных приключения неплохо описывают романы Анн и Серж Голон из серии «Анжелика», есть и несколько фильмов, снятых по этим романам, которые также являются не плохой иллюстрацией эпохи полнейшей и не ограниченной роскоши, эпохи барокко.

 Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка Людовика XIV

Наряд женщины эпохи барокко в первую очередь состоял из корсета, без него просто ни как, потом шла нереально пышная нижняя юбка на китовом усе, именно с помощью него она держала свой объём, китовый ус выступал здесь и в роли каркаса. Такие юбки иногда были объёмны до смехотворности, а кавалеры уж точно теперь вынуждены были держаться на почтительном расстояние от своей дамы, ближе они просто не могли подойти. Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. Причём нижняя юбка, обязательно более светлая, была видна из под верхней, более тёмной, ведь она, нижняя юбка расходилась в стороны от лифа платья. В эпоху барокко в моду входят туфли на каблуке, а также перчатки, веера, зонтики и ювелирные украшения – обязательно с драгоценными и обязательно с крупными камнями.

Louis XIV. 1682

Мужчинам в эпоху барокко также приходилось не сладко. Они носили штаны до колена, щедро украшенные кружевом рубашки. Кружево, вот ещё один символ эпохи барокко. Плюс длинные и обтягивающие ноги чулки. Мужчины также носили кафтаны длиной до колена с отложенным воротником или жабо. Банты – не мужской атрибут? Поверьте, в эпоху барокко и банты, и кружево были обязательны для мужского костюма. Туфли и те носились с бантами, а также пряжками.

Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637, Антонис ван Дейк

Плюс парики, пышные, напудренные парики носили как женщины, так и мужчины. Такие причёски были неимоверно пышны и не менее неимоверно высокими. А ещё в этих париках очень часто заводилась мошкара или даже мыши, всё зависит от объёма головного убора. И голова в таком одеянии неимоверно чесалась, а для этого были специальные палочки, с помощью которых и дамы, и кавалеры, могли чесать себе голову во время балов и официальных приёмов.

Кстати, также хорошей иллюстрацией к одежде, да и самому духу эпохи барокко могут послужить картины испанского художника Веласкеса, его многочисленные портреты испанских принцесс-инфант. Вот уж истинно барокко.

Porträt der Infantin Maria Teresa im Alter von 14 Jahren

Porträt der Infantin Margarita als junges Mädchen

Philip IV in Brown and Silver

Don Pedro de Barberana y Aparregui, with Calatrava Cross

К XVIII веку стиль барокко изначально сойдя до рококо, затем совсем выходит из моды.

http://mylitta.ru/478-baroque-style.html

http://commons.wikimedia.org

http://whoyougle.ru/texts/baroque-costume-history/

Барокко | Национальные галереи Шотландии

Сложный стиль европейского искусства и архитектуры, характеризующийся драматическим освещением и театральным движением.

Распространенный с начала 1600-х до примерно 1750-х годов, этот стиль зародился в Италии, а затем распространился по всей Европе, особенно во Франции, Испании и Австрии, появившись в живописи, скульптуре и архитектуре. Среди лидеров движения были Караваджо и Бернини в Риме, сэр Питер Пауль Рубенс в Северной Европе и сэр Энтони Ван Дейк в Великобритании.

Театральная грандиозность стиля барокко зародилась в Италии в начале 1600-х годов на фоне протестантской Реформации. Некоторые считают, что термин «барокко» был взят из португальского слова barroco, названия жемчужины неправильной формы, в связи с снисходительным, но хаотичным языком, примером которого стало искусство. Этот стиль возник одновременно с католической Контрреформацией, когда католическая церковь чувствовала угрозу со стороны растущего протестантизма и искала способы восстановить визуальную силу религиозной иконографии. Католические императоры и монархи стали плодовитыми покровителями искусства, поощряя художников создавать показное искусство с визуальной силой, которая могла вызывать ошеломляющий трепет и удивление у широкой публики посредством иллюстрации католических писаний. Современный писатель Хорхе Луис Борхес (189 г.

9-1986) размышлял о стиле, написав: «Я бы определил барокко как стиль, который намеренно исчерпывает (или пытается исчерпать) свои собственные возможности и граничит с самокарикатурой. Барокко — это последняя стадия всякого искусства, когда искусство щеголяет и растрачивает свои ресурсы».

Некоторые из первых художников Контрреформации были членами Болонской школы, в том числе Аннибале Карраччи и Джованни Ланфранко, которые рисовали скульптурные героические фигуры и иллюзионистские архитектурные элементы, одновременно являясь пионерами амбициозных tromp l’oeil Эффекты рисования для создания бесконечного пространства. Болонская школа оказала влияние на различных французских художников эпохи барокко, в частности на Клода Лоррена и Николя Пуссена.

Картины в стиле барокко часто создавались по заказам паблик-арта, появляясь в настенных росписях и фресках, часто располагавшихся на потолках и сводах церквей и дворцов. Когда этот стиль достиг своего пика в начале-середине семнадцатого века, он часто отличался закрученным движением, сильными диагоналями, резким освещением и тщательно продуманными фигурами в ракурсе в пространстве.

Яркое ощущение глубины в этих работах передало интенсивность глубоких темных интерьеров или огромных пустот неба, открывающихся над головой.

В Риме Караваджо вырос как крупный художник эпохи барокко в начале 1600-х годов, широко известный сегодня как «отец барочной живописи». На его сильно стилизованных картинах изображены эмоционально заряженные предметы, часто с жутким содержанием, чтобы усилить силу их сообщения. Его театральный стиль также обладал визуальным эффектом с абсолютным освещением и драматическим

тенебризмом , как будто его сцены были освещены на сцене белым светом. Это чувство театральности стало реальностью благодаря тщательному анатомическому изучению, как заметил Караваджо, «…не может быть ничего лучше… чем следовать природе». Его стиль оказал огромное влияние, сформировав следующее поколение художников эпохи барокко по всей Европе, включая сэра Питера Пауля Рубенса во Фландрии, Джан Лоренцо Бернини в Риме, Рембрандта ван Рейна в Нидерландах и Диего Веласкеса в Испании, которые постепенно склонялись к народным сюжетам.

Стиль барокко распространился на скульптуру в середине семнадцатого века, в период, который часто называют высоким барокко. Подобно живописи барокко, скульптура отличалась бурным движением, театральными жестами и чрезвычайно крупным масштабом. Джан Лоренцо Бернини прославился в 1620-х годах и стал самым известным скульптором в Риме, создав множество скульптур для дворца кардинала Сципиона Боргезе, в том числе Похищение Прозерпины, 1621-22 и Аполлон и Дафна, 9.0008 1622-25, в котором продолжилось ощущение мощной эмоциональной драмы Караваджо. Он также занялся архитектурой, спроектировав колоннаду вокруг

площади Святого Петра в Риме, завершенную в 1667 году. Архитектор Франческо Борромини пошел по пятам за Бернини, создав классную церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , 1624-46, с инновационным овальным дизайном и декоративными изогнутыми стенами.

Скульптура и архитектура в стиле барокко стали заметными в Испании, а декоративные стили подчеркивали богатство и власть церкви, как видно из 9 работ Педро де ла Торре. 0007 Часовня Сан-Исидро, 1642-69 и позолоченные алтари Хосе Бенито де Чурригера (1665-1725) с мерцающими, мерцающими поверхностями, которые кажутся захваченными в движении. Во Франции стиль барокко также был преимущественно архитектурным, но он был менее сложным и богато украшенным, поскольку дизайнеры отдавали предпочтение элегантной геометрии и порядку, как это видно в знаменитом Версальском дворце Людовика XIV в 1661 году, спроектированном Луи Лево.

К середине восемнадцатого века барокко эволюционировало в стиль рококо, более снисходительный и декоративный. На смену напряженной драме барокко пришла игривая прихоть. Когда к концу века мода на сложные украшения сменилась неоклассической сдержанностью и порядком, стиль барокко потерял популярность, но снова возник в девятнадцатом веке, когда европейские романтики, включая Теодора Жерико, Ж.М.В. Тернер и Эжен Делакруа возродили напряженную эмоциональную драму прошлого.

Visions of Grandeur (Getty Exhibitions)

Образование
Выставки
Исследуйте искусство
Исследования и сохранение
Книжный магазин
Игры
О музее Дж. Пола Гетти
Общедоступные программы

Дом-музей Прошедшие выставки Видения величия: рисунок в эпоху барокко

Видения величия: рисунок в эпоху барокко


1 июня – 12 сентября 2004 г. в Центре Гетти


Анатомические исследования, Питер Пауль Рубенс, около 1600–05
 
Послушайте обсуждение этого рисунка.
Посмотреть другие работы этого художника.

Эпоха барокко была одним из самых творческих периодов в западном искусстве. С конца 16 века до конца 17 века в Европе, особенно в Италии, Франции, Фландрии и Голландии, появились художники необычайного таланта.

Рисование как форма искусства процветало в эпоху барокко. Художники экспериментировали с яркими цветами, драматическими образами и сильными контрастами света и тени. Они исследовали новые подходы к предмету, включая аллегорию, деревенские сцены и религиозные темы Контрреформации.

Вдохновленные классической скульптурой и последними достижениями в области анатомических исследований, художники эпохи барокко добились больших успехов в натуралистическом изображении движущихся тел.

Такое движение создает ощущение драмы и часто отражает физическую или эмоциональную борьбу. Художники оживляли свои композиции, используя извилистые позы и драматические ракурсы или проекции в пространство.

На приведенном выше рисунке Питер Пауль Рубенс представляет анатомические наброски содранной мужской фигуры с трех разных точек обзора. Преувеличенная мускулатура субъекта и поза выпада передают большую физическую силу и энергию.


Аполлон и Дафна, Ян Бекхорст, около 1640
Недавнее приобретение
 

Многие рисовальщики XVII века использовали не только перо или мел, но и акварель (прозрачная водорастворимая краска), гуашь (непрозрачная водорастворимая краска) и даже масляные краски. Эти средства массовой информации позволили художникам добиться более ярких и свободно нарисованных форм.

Красочные работы Яна Бекхорста стирают границы между рисунком и живописью. Эта мифологическая сцена, основанная на древней сказке Овидия, изображает, как Дафна превращается в лавровое дерево, чтобы избежать заигрываний влюбленного бога Аполлона. Художник рисовал с натуры, сделав своих Аполлона и Дафну праздником силы и плодородия.


Христос перед Пилатом, Николаус Кнюпфер, ок. 1640–1650 гг.
 
Посмотрите, как этот художник использовал светотень в картине маслом.

Светотень , использование различных тонов для имитации света и тени, зародившееся в раннем Возрождении как средство создания объема для отдельных форм. Художники эпохи барокко также применяли концепцию светотени к своим композициям в целом, используя светлые и темные области для создания театральной и эмоциональной энергии.

Голландский художник Николаус Кнюпфер использовал цвет светотени с большим эффектом в этом монументальном рисунке Пилата, моющего руки после решения толпы распять Христа. Белые блики на груди Христа привлекают внимание к нему и его уязвимости. Затемненные спины фигур на переднем плане и низкая точка обзора усиливают драматизм и заставляют зрителя почувствовать себя частью толпы.


Вид на Тиволи, Клод Лоррен, 1640
 
Послушайте обсуждение этого рисунка.
Посмотреть больше рисунков этого художника.

Пейзаж стал самостоятельным предметом в 17 веке. Художники изображали случайные сцены, такие как солнечная поляна или изгиб дороги, а также знаменитые памятники и руины Древнего Рима. Они стремились к натуралистическим эффектам, таким как пятнистый солнечный свет и движение ветра сквозь лиственные деревья.

Руины и сады Тиволи были одними из любимых сюжетов Клода Лоррена. Здесь он использовал чернильные размывки для создания мерцающих эффектов света и тени. Путешественники на тропинке на переднем плане словно приглашают зрителей отправиться в визуальное путешествие по сельской местности.


Христос на кресте, Пьетро да Кортона, ок. 1661 г.
 
Послушайте обсуждение этого рисунка.
Посмотреть больше рисунков этого художника.

Искусство сыграло решающую роль в Контрреформации и использовалось католической церковью для вдохновения прихожан после протестантской Реформации. Церковь поручала художникам создавать произведения, которые стимулировали бы религиозный пыл.

В этой сцене распятия Пьетро да Кортона переносит божественное в сферу человеческого опыта, изображая крайние страдания и горе. Богородица и святой Иоанн устремляют свой взор на страдающего Иисуса, а Мария Магдалина целует его ноги. Взгляд Иисуса, обращенный к небу, и открытый рот напоминают момент, когда он воскликнул: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?»


Вера и справедливость на троне, Карло Маратти, около 1676
 
См. еще одно использование аллегории в противоречивой картине в стиле барокко, высмеивающей папу римского.

Аллегории — это истории или изображения, в которых используются символы для передачи скрытого смысла. Художники 17 века часто использовали человеческие фигуры, животных и предметы как символы абстрактных понятий.

На этом рисунке Карло Маратти, созданном в честь Папы Иннокентия XI, аллегорические фигуры придают человеческую форму понятиям справедливости (слева) и вере (справа). Вера связана с папой своими папскими атрибутами: посохом (или посохом), моделью церкви и тиарой. Она также держит ключи, указывающие на духовную власть. Белые лучи, исходящие из головы Веры, показывают превосходство Веры над Справедливостью.


Молодой пастух, Герман Сафтлевен Младший, около 1650 г.
 
Посмотрите еще один рисунок этого художника.

Натуралистические изображения повседневной жизни стали популярными в Европе, особенно в Голландии, в 17 веке. Часто появлялись определенные фигуры, позы, декорации и предметы, устанавливающие набор деревенских типов и тем.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *