Рококо в архитектуре как развитие Барокко

Оценок: 8

Введение

Рококо — стиль, проявившейся в начале XVIII века во Франции. Слово “рококо” в переводе с французского означает “декоративная ракушка”. Данный стиль является развитием стиля барокко.

Основные черты стиля рококо

Как и барокко, в стиле рококо приветствуются обилие деталей и различных форм. Все элементы и детали должны быть утонченной формы и изящными. Также приветствуется большое количество орнаментов.

Так как рококо является производной от стиля барокко, эти стили имеют много общих черт, однако есть и немаловажные отличия, из-за которых рококо часто выделяют как отдельный стиль. В отличие от парадного и напыщенного барокко, рококо имеет более простой вид, меньшее количество различных форм. Архитектурный стиль стал более легким и игривым. Симметрия барокко сменилась на произвольные и нелогичные линии.

Основным элементом дизайна рококо стал элемент, под названием “рокайль”. “Рокайль”- специальный орнамент, который совмещает в себе элементы растений, камня и также раковин. Для такого вида орнамента очень характерны плавные, постепенные переходы. Это, при общем взгляде, создает целостность всего дизайна, а также дополняет некоторые конкретные элементы. Часто можно встретить беседки, ворота, фасады, выполненные с использованием таких элементов. Рококо стирает понятие ровных линий. Все линии в дизайне изменяются в большую или меньшую сторону. Например: линия крыши должна плавно искривляться от центра к краям. Это визуально увеличивает объект, а масштаб очень важен в подобном стиле. Многие формы становятся похожими на природные. Украшением может стать орнамент, визуально напоминающий стебель и листья растений или ветки дерева. Такой подход гарантирует уникальность дизайну, а также высокий уровень узнаваемости стиля.

  • При разговоре о рококо невозможно не сравнивать его в деталях с барокко. В отличии от своего предшественника рококо имеет более спокойный характер. Он менее бросается в глаза. Рококо дарит больше уюта и становиться более естественным. Это является немаловажным признаком, который часто становиться основополагающим при выборе между этим стиле и стилем барокко.

В период появления стиля рококо он часто комбинировался со стилем барокко. Примером этого может стать Версальский Дворец, который включает в себя элементы роскошного, напыщенного барокко, а также элементы плавных линий, растительные мотивы и другие признаки рококо. При такой “смеси” каждый стиль может визуально дополнять друг друга. Плавное строение линий может очень хорошо сочетаться с роскошными формами барокко и наоборот. Главное в таком комбинирование сочетать стили правильно, без явного доминирования одного стиля над другим.

В интерьере рококо дублирует принципы из архитектурного стиля. Для такого стиля лучше всего выбрать помещение неправильной формы. Это даст возможность проявить полет фантазии во внутренней отделке, и выделить помещение на фоне других. Главная цель интерьера — показать богатство. Это достигается посредством использования большого количества позолоты, дорогих тканей, лепнины и других элементов богатства. В сравнении с барокко сильно изменилась цветовая гамма в помещении.

Сочетание голубых цветов сменилось на пастельные тона, с яркими акцентами в виде обивки мебели и так далее. Важнейшим элементом интерьера в стиле рококо стал камин. Как правило, он делается из натурального камня и является смысловым центром помещения.

Услуги дизайнеров

Рококо — очень сложный в исполнении стиль. Он требует очень большого внимания деталей, которые и формируют общий вид. Только хороший дизайнер, обладающий огромным опытом в разработке подобного дизайна, сможет разработать качественный план помещений. Дизайнер учтет все детали и поможет создать дизайн, подходящий именно вам.

Резюме.

Стиль рококо является большой экзотикой в наши дни. Он подойдет любителем поздней эпохи Барокко. Если вы желаете выделиться на фоне обычных фасадов и интерьеров (например, как со стилем ар-деко), не боитесь трудностей касательно разработки такого дизайна, а также обладаете достаточным количество ресурсов — этот стиль определенно для вас.


Оценок: 8

 

Исторический Петербург: прогулка в стиле барокко

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

«ПД» попросил выбрать наиболее яркие из них и рассказать про особенности петербургского барокко Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Зачем построили Смольный собор?

Барокко можно назвать одним из основных архитектурных стилей Северной столицы. Именно в этом стиле выполнены многие узнаваемые здания – туристические бренды Петербурга.
Среди них Зимний дворец, Петропавловский собор, собор Воскресения Словущего (или Смольный собор), Кунсткамера, Екатерининский дворец и павильон Грот в Царском Селе, Большой Петергофский дворец и дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа и многие другие здания-памятники.

Стоит отметить, что достоин внимания не только их архитектурный облик – интересна сама история их создания, жизнь, которая протекала за их стенами.

Взять,к примеру, Смольный собор. При Петре I существовал Смольный двор – казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднен в 1733 г.). Рядом с этим двором в 1714–1715 гг. был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720 г. здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь. Результатом и стал высочайше одобренный проект Растрелли.

Из-за Семилетней войны были сложности с финансированием строительства. Вскоре после того, как была завершена отделка, монастырь упразднили, и собор остался неосвященным. К 1820‑м гг. он стал разрушаться, в стенах появились трещины.

Указом Николая I от 1828 г. храм был достроен и освящен как собор всех учебных заведений. Восстановление храма велось по проекту и под руководством архитектора В. Стасова.
В 1923 г. Смольный собор постигла участь большинства церквей того периода – он был закрыт и здесь разместили склад. В 1969 г. его передали Музею истории Ленинграда. В 2015–2016 гг. собор был передан Санкт-Петербургской епархии.

В смешении

Как отмечают в КГИОП, архитектуру XVIII в. обычно определяют терминами петровское, или раннее петербургское, барокко. В действительности это был стиль собирательный, отразивший влияние разных европейских школ – как барочных, так и классических. Однако, как отмечает в своей работе «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга» историк архитектуры Борис Кириков, несмотря на преобладание барочных тенденций, раннюю петербургскую архитектуру отличали от европейского барокко простота объемных композиций, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и скромность внешней отделки.

Стиль барокко характеризуется большой пышностью и богатством форм. Типичными для него чертами являются игра света и тени, изогнутость линий, динамичность, наличие множества декоративных деталей.

Помимо архитектуры стиль барокко охватил и другие виды искусства – например, живопись и театр. С итальянского слово barocco переводится как «причудливый», «странный», «склонный к излишествам».

Отличительные черты барокко

Стиль барокко подразумевает множество деталей, их повторение. К декоративным элементам, например, можно отнести волюты (архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток), картуши (мотив в виде полуразвернутого рулона бумаги, свитка), маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас). Также здания в стиле барокко украшают ленты, изогнутые стебли растений, драконы, вазы, трельяжи и многие другие детали и узоры.

Петропавловский собор

территория Петропавловской крепости

Фото: Baltphoto / Е. Яковлева

Памятник культурного наследия федерального значения. Относится к раннему барокко.

Петропавловская крепость основана 16 (27) мая 1703 г. на Заячьем острове. Общий замысел крепости принадлежал Петру I, первоначальными работами руководил архитектор Д. Трезини. Он же стал автором собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, воздвигнутого в 1712–1733 гг. и ставшего символом Петровской эпохи. Высота собора – 122,5 м, до 2012 г. это было самое высокое здание в Петербурге.

Палаты А.В. Кикина

Ставропольская ул., 9; Шпалерная ул., между домами 62 и 64

Фото: Яндекс. Панорамы

Каменные палаты дворянина А. В. Кикина – одна из самых ранних построек на Шпалерной ул. С момента возведения в 1714 г. палаты не раз перестраивались и меняли свой облик.

Современный вид здание обрело после реставрации в 1952–1957 гг. по проекту архитектора И. Бенуа. В 1718 г., после казни уличенного в казнокрадстве Кикина, в дом переводится собрание петровских раритетов. Здесь открылся первый в России общедоступный музей, или Кунсткамера (в переводе с нем. «кабинет редкостей»).

Дворец Строгановых

Невский пр., 17; наб. реки Мойки, 46

Фото: wikipedia.org

Возведен в 1753–1754 гг. по проекту Б. Растрелли для барона С. Г. Строганова. Стиль – высокое барокко.

В отличие от распространенных в тот период строительства Петербурга дворцов усадебного типа дом Строгановых стал новым образцом городского дворца, построенного на проспекте столицы среди других зданий. В этом пышном и парадном доме Растрелли уделил большое внимание архитектурно-декоративной обработке фасадов. Каждый из фасадов оформлен по‑разному, с акцентированием центральной части.

Дворец Шереметевых

наб. реки Фонтанки, 34

Фото: Д. Фуфаев

Дворец Шереметевых (Фонтанный дом) принадлежит к числу старейших частновладельческих домов. Памятник федерального значения. Стиль – высокое барокко. На месте деревянного дома в 1730‑х гг. был возведен одноэтажный каменный дворец, перестроенный в 1750‑е гг. по проекту архитекторов С. Чевакинского и Ф. Аргунова. В 1752 г. в одном из своих распоряжений Петр Борисович Шереметев упоминает о «вновь отстроенных хоромах». Однако отделка и внутренние перестройки продолжались более 10 лет.

Зимний дворец

Дворцовая пл., 2

Фото: Baltphoto / П. Долганов

Этот грандиозный дворец – апофеоз русского пышного барокко. С 1760‑х гг. он служил главной резиденцией российских императоров. По замыслу архитектора, здание должно было доминировать в центре города, символизируя величие Российской империи. При сооружении дворца Б. Растрелли учитывал его главенствующее положение и роль в центре Петербурга. Каждый из четырех фасадов зодчий рассматривал как законченную самостоятельную композицию, в то же время вместе они должны были составить единое целое.

Смольный собор

пл. Растрелли, 3/1

Фото: Baltphoto / А. Пронин

Входит в состав объекта культурного наследия «Смольный монастырь». Автор – Б. Растрелли. Монастырские корпуса в форме латинского креста, образующие замкнутый двор, окружают почти 100‑метровой высоты пятиглавый собор. В вогнутых углах каре – еще четыре самостоятельные церкви. Снаружи – высокая глухая ограда с башенками на углах. В 1756 г. финансирование строительства начало резко сокращаться в связи с начавшейся Семилетней войной. Отделочные работы были завершены в 1768 г.

Введение в архитектуру барокко: основные черты

Архитектура барокко — архитектурное направление, развившееся между 16 и 18 веками. Эта тенденция часто напоминает ослепительные дворцы и обилие украшений. Хотя все они являются одними из наиболее определяющих черт архитектуры барокко, конечно, архитектура барокко — это не только это. Итак, давайте рассмотрим эту привлекательную тенденцию с ее наиболее общими чертами!

Великолепие

Если слово приходит на ум, когда вы говорите барокко, это великолепие! Архитектура барокко связана с отражением великолепия и богатства в каждой детали. Поэтому, несмотря на эстетику, которая может показаться современному глазу преувеличенной, архитектура барокко не является движением, состоящим из бесконтрольного использования орнамента. Имеет свои правила и устоявшуюся технику нанесения.

Абсолютная симметрия

Симметрия является основой зданий в стиле барокко. Предпринимаются попытки достичь абсолютного баланса, особенно в экстерьере зданий. Такой подход напоминает эпоху Возрождения и ее практики.

Mixed Uses

Барокко, конечно, сумело создать уникальный архитектурный язык за эти годы. Однако в некоторых переходных постройках мы можем видеть параллели барочных элементов с готическими. Это характерно для сооружений, построенных в переходные периоды последовательных течений.

Тем не менее, архитекторы эпохи барокко не исключили готические элементы, даже после того, как они полностью создали свой язык дизайна. Поскольку архитектура барокко очень хорошо преображает их, понятно, что в последующем такое изменение не требуется.

Потолки

Барокко и его последующее рококо – это два направления, которые практически отвергают границы здания. Архитектура барокко часто включает потолочные росписи, изображающие небеса. Эти картины создают впечатление, что потолок и изображенное на нем место являются продолжением пространства.

Свет-Тень

Искусство барокко сильно повлияло на архитектуру барокко. Архитектура барокко может быть наиболее ярким примером этого, часто создавая множество утопленных поверхностей в зданиях. Эти поверхности являются архитектурным отражением драматического эффекта света и тени, которые очень важны в искусстве барокко. Таким образом, мы можем увидеть такое же драматическое и яркое отражение в пространстве.

Богатство архитектурных элементов

В архитектуре барокко использовались своды, контрфорсы, карнизы, колонны, арки и купола. В этом смысле можно сказать, что это тенденция, включающая множество архитектурных элементов. Как правило, для захоронений предпочтительнее цилиндрические своды, а для колонн — кариатидные колонны.

Кроме того, в архитектуре барокко можно найти различные строительные приемы. Например, можно встретить приложения, где в этот период есть два замковых камня полуарки.

Лестницы

Лестницы стали одним из важнейших элементов архитектуры барокко. В этот период были построены изогнутые и гигантские лестницы, которые мы сегодня называем «императорскими лестницами».

Значение лестницы в архитектуре барокко настолько велико, что стала известна история колоссальной лестницы в Пале Гарнье, здании в стиле необарокко.

Ходят слухи, что главной задачей этих парадных лестниц в опере, которая была единственным местом общения людей того времени, является не обращение, а возможность видеть и быть увиденным. Такие гигантские лестницы нужны каждому, чтобы иметь возможность посмотреть, что вокруг и показать всем! Эта идея также соответствует философии барочной архитектуры «демонстрации богатства».

Архитектура и музыка эпохи барокко Научно-исследовательская работа по теме «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»

Доступно онлайн по адресу www. sciendirect.com

Sciverse ScienceDirect pfocscl ¡0

Социальные и поведенческие науки

Процедуя — Социальные и поведенческие науки 51 (2012) 635 — 640

Artsedu 2012

Архитектура и музыка в Barqueque период

Hare Kilifaslan8* I§ik Ece Tezgelb

Караденизский технический университет, архитектурный факультет, архитектурный факультет, Трабзон 61080, Турция bÜniversite Caddesi, No:35-37, Agagli YolBorniva, Измир 35100, Турция

Abstract

Архитектура и музыка взаимодействуют друг с другом на протяжении всей истории. Произведения архитектуры и музыки находятся под влиянием семантических и исторических особенностей эпохи, в которой они жили. Композиторы и архитекторы создают свои произведения, используя стилистические или концептуальные данные. В обеих этих дисциплинах идеи приводят к конкретным продуктам с помощью различных инструментов. Эпоха барокко охватывает период с 1580 по 1750 годы. В отличие от уравновешенного и рационального отношения эпохи Возрождения, в период барокко использовались динамичные, блестящие и драматические элементы.

Черты этого периода проявляются в архитектуре и музыке, а также в других отраслях искусства. Это исследование включает в себя изучение влияния особенностей барокко на музыкальные и архитектурные произведения. В исследовании на примерах рассматриваются архитектурные изюминки эпохи барокко в Италии, искусство И. Фуги Баха.

© 22012 Опубликовано Elsevier Ltd. Отбор и/или рецензирование под руководством профессора Айше Какир Ильхана Ключевые слова: период барокко, архитектура, музыка, дизайн.

1. Введение

Слово «барокко» происходит от португальского слова barroco, означающего «несовершенная жемчужина неправильной формы». Помимо Италии, искусство барокко интерпретировалось во Франции, Испании, Австрии, Германии, Польше и России (Германер, 1997). В отличие от уравновешенных, рациональных и прямых линий Ренессанса мы видим динамичные, драматичные, кричащие предметы, а на фасадах наблюдаются волнистости. На первый план выходят скульптурные фасады и декоративные схемы (Hasol, 2008).

2. Архитектура эпохи барокко

Архитектура барокко возникла в Италии как реакция на строгие правила эпохи Возрождения. Рим считается родиной искусства барокко, которое охватило весь 17 век и первую половину 18 века (Hasol, 2008). В примерах архитектуры барокко изогнутые линии, поверхности и движение, созданное светом, добавляют структуре ритма. Изогнутые линии доминируют не только на фасадах, но и на планах этажей. В период барокко овальные планы заменяют прямоугольную схему эпохи Возрождения. Особенно интерьеры структур полны света.

* Харе Киличаслан. Тел.: +90-462-377-2032; факс: +90-462-325-5588. Адрес электронной почты: [email protected].

ELSEVIER

1877-0428 © 2012 г. Опубликовано Elsevier Ltd. Отбор и/или рецензирование под руководством профессора Айше Какира Ильхана doi:10.1016/j.sbspro.2012.08.215

имеют пересекающиеся друг с другом овалы или эллипсы, объединяющие области (Германер, 1997; Базен, 1964).

2.1. Архитектура барокко в Италии

В Италии, начиная с 1630-х годов, мы встречаемся с архитектурным стилем высокого барокко. Среди создателей этого стиля можно назвать Джанлоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Борромини (1599-1667). Среди работ итальянских архитекторов этого периода Гуарино Гуарини (1624-1683) обладает наиболее барочными чертами (Турани, 2003).

Дизайнерский подход Бернини, измененный центральный план и овальная форма выходят на первый план. То, что здание является церковью, ясно видно по кривизне верхних стен при приближении к церкви. План церкви представляет собой повернутый овал, где основной путь потока проходит по короткой оси (Roth, 2002) (рис. 1).

Рис. 1. Бернини, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим, 1658-1670 (URL-1, 2012) вся композиция на символическом модуле равностороннего треугольника вместо традиционного модуля диаметра колонны. Он объединил два больших равносторонних треугольника на общем основании, окружив их овалом. Фасад церкви с его колеблющимися, волнистыми поверхностями и скульптурными украшениями демонстрирует поразительные отклонения от принципов классического дизайна. Это одно из главных религиозных произведений итальянской архитектуры барокко (Германия, 1997, Roth, 2002) (рис. 2).

Рис. 2. Борромини, церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим, 1638-1641 гг. (URL-2, 2012 г., URL-3, 2012 г.)

Работы Гуарини способствовали распространению архитектуры барокко в Европе. Новый вариант карнизов и окон эпохи барокко выходит на первый план в работах Гуарини (Турани, 2003). Купол часовни Святой Плащаницы состоит из перекрывающихся арок, которые пропускают внутрь рассеянный свет. В каждой из этих арок есть окно. Эта структура, несмотря на сложные формы, напрямую отражает структурную функцию и математическую ясность (Roth, 2002) (рис. 3).

Рисунок 3. Гуарини, Cappella della Santissima Sindone Torino, 1667-1690 (Moffett et al., 2008, URL-4, 2012)

3. Музыка эпохи барокко

Многие произведения архитектуры и музыки появились в этот период, когда преувеличение в архитектурных произведениях отразилось и в музыке, где гармония достигла своего предела. Глядя на самые важные произведения периода барокко, изогнутые линии и украшения в архитектуре проявляются в музыке того периода как великолепные и экстравагантные украшения, основанные на математических и геометрических пропорциях.

Жан-Жак Руссо описал музыку барокко как ту, в которой гармония запутана, заряжена модуляциями и диссонансами, имеет сложные интонации и скованное движение (Hasol 2008). Джезуальдо, Монтеверди, Фрескобальди, Шютц, Шейн и Шейдт между 1600-1670 гг.; Кариссими, Кавалли и Лок между

1640-1670; Люлли, Перселл, Букстехуде, Пахельбель и Корелли между 1670-1710 гг.; Рамо, Скарлатти, Бах и Гендель между 1710-1750 годами считаются важными композиторами эпохи барокко (Акдениз, 1999).

Композитор эпохи барокко Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) оставил свой след в истории своими самыми важными произведениями в этот период. Его сочинения для инструментов того времени, таких как орган, клавесин и клавир Wohltemperierte1, воплощают математические и геометрические пропорции того периода и являются одними из самых важных произведений, включающих черты искусства контрапункта2 и фуги3.

‘Das Wohltemperierte Klavier: Хорошо темперированная или одинаково расположенная клавиатура.

2Контрпункт: Пункт счетчика к пункту. Процесс слияния двух или более мелодических линий в соответствии с конкретными техническими и эстетическими критериями

.

3Фуга: тип контрапункта и форма, используемая в полифонической музыке. Тема сочиняется, а затем повторяет саму себя

в разных тональностях и оттенках.

3.1. Искусство фуги в музыке барокко

И.С. Искусство фуги Баха — синтез полифонической композиции — можно считать одним из величайших художественных шедевров человеческого разума. Его фуга возникает из одной темы и представляет собой единое целое. Он состоит из 19шедевры, затрагивающие все аспекты искусства фуги. Бах назвал эти фуги «Контрапунктус». Хотя известно, что она предназначалась для клавишных, чаще всего исполняется струнным квартетом.

Кроме того, искусство фуги имеет две фуги и заключительную большую неоконченную фугу, написанную четырьмя канонами и двумя фортепианными форте (Таркан, 2000). Бах начал писать ее в 1742 году, внес несколько правок и работал над ней до самой смерти, но так и не смог завершить ее (Алтинель и Буке, 2006). Контрапункты показаны под названием «Фуга» с примерами коротких фраз (рис. 4). 9—1 — ==

‘иа. * иЭб.

Рис. 5. Ми мажор К.380 (URL-6, 2012)

4. Выводы и результаты архитектура и музыка. В отличие от эпохи Возрождения, в эпоху барокко повествования более яркие и захватывающие.

В образцах искусства эпохи барокко изогнутые линии и области в неустойчивом свете придают ритм структуре и позволяют создать движение, связанное со светом (Германер, 1997). Подобно этому, музыкальные произведения эпохи барокко демонстрируют тенденцию к чрезмерному украшению своей длинной и плавной мелодией и разнообразными ритмами (Акдениз, 1999).

Можно сказать, что произведения в области архитектуры и музыки имеют богатый язык и поэтическое выражение. Когда исследуются выдающиеся архитектурные и музыкальные образцы того периода, выделяются конструкции, созданные с использованием геометрических пропорций и математических правил.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *