Содержание

Как понимать искусство: что такое импрессионизм

Автор: Жамиля Рахимжанова

Импрессионизм — это направление в живописи, появившееся во Франции в 1860-х годах. Импрессионизм от французского impression —  «впечатление».

Этот термин впервые использовал журналист Луи Леруа в своей разгромной статье о группе художников «Салон отверженных». Луи назвал их «впечатлистами», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце»

Представители импрессионизма выступали против реализма и классицизма, они стремились показать ощущения от мимолетного впечатления, мгновенные ситуации, то, что глаз едва успевает заметить, при этом не боясь экспериментировать с техникой.

Импрессионисты не затрагивали остросоциальные или философские темы, в основном это были пейзажи или люди в повседневной жизни. Особое внимание уделялось передаче света и игре красок. Например, Клод Моне писал один и тот же стог сена в разное время суток, чтобы показать свойства света.

 Среди основных представителей движения были Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Фредерик Базиль и Берта Моризо.

Эдуард Мане был одним из первооткрывателей. Он долго ждал своего признания. В то время публика хотела видеть изысканные портреты и натюрморты, которые бы украшали интерьер в их домах, но Мане желал писать современные реалии. В своей картине «Завтрак на траве» он изобразил двух денди с куртизанками. До него никто не писал куртизанок, сидящих рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие проводили так свой досуг. Это и была современная реальность. Картину обвинили в вульгарности.

Импрессионисты были новаторами, не боявшиеся коммерческого провала или разрыва от традиций. В начале XX века появились новые тенденции и многие художники отвернулись от импрессионизма. Но движение оставило богатое наследие и сотни прекрасных работ.

Работы выдающихся импрессионистов представлены в различных музеях мира. Ознакомиться с картинами можно в режиме онлайн, так как крупнейшие музеи представляют виртуальные туры. 

  • Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире. Виртуальный тур по Эрмитажу позволяет посетить зал импрессионистов, и не только. Главным преимуществом является наличие экскурсий на русском языке.  
  • Музей Ван Гога, Амстердам. Художественный музей, в котором хранится самая крупная коллекция работ Винсента Ван Гога (постимпрессиониста), включающая в себя более 200 полотен, 400 рисунков и 750 личных писем. В виртуальный тур по музею можно отправиться на сайте Google или на официальном сайте музея. 
  • Музей Орсе, Париж. Один из крупнейших художественных музеев Европы, который хранит огромную коллекцию европейской живописи и культуры, в том числе и импрессионизма. Взглянуть на произведения Моне, Дега, Сезанна и других французских мастеров можно в виртуальном туре, который включает в себя онлайн-выставку с историей здания музея.
    А на виртуальной обзорной площадке открывается 360-градусный вид на музей снаружи

Узнать более подробно об импрессионизме и искусстве в целом, его влиянии на современный мир, а также получить порцию вдохновения можно в документальных фильмах или сериалах: 

Дата публикации: 19.02.2021

исскуство культура Импрессионисты

Ваш номер используется исключительно для того, чтобы наши партнеры смогли связаться с вами и не передается третьим лицам

8 простых характеристик, после которых вы сразу уясните, что такое импрессионизм / AdMe

Слово «импрессионизм» знакомо практически всем, даже далеким от искусства людям. Мы любуемся работами художников в музее, но не всегда понимаем, что же представляет из себя это направление в живописи.

ADME решил разобраться в картинах импрессионистов и предлагает вам научиться отличать это течение в живописи от всех остальных. В конце статьи вас ждет бонус.

Когда и почему появился импрессионизм

© The Grands Boulevards / Philadelphia Museum of Art / commons.wikimedia, © Terrasse à Sainte-Adresse / Metropolitan Museum of Art / commons.wikimedia, © Pont Boieldieu in Rouen, Rainy Weather / Art Gallery of Ontario / commons.wikimedia, © Le Pont de Villeneuve-la-Garenne / Metropolitan Museum of Art / commons.wikimedia

В XIX веке в Европе ведущую роль играли неоклассицизм и Академия изящных искусств, которая всячески способствовала его процветанию в обществе. Произведения любимцев Академии были всегда безупречно и профессионально выполнены, но часто их невозможно было различить между собой. У многих подобный глянцевый подход вызывал утомление и скуку, и в культурной среде назревали перемены.Тогда же Париж, переживший многочисленные революции и войны, был кардинально изменен своим знаменитым градоначальником бароном Османом. Население столицы увеличилось вдвое за 20 лет, город стал мегаполисом. Это было бурное время метаморфоз, они не могли не повлиять на начинающих художников.

Что писать художникам, определял Салон — ежегодная выставка картин, жюри которой придерживалось консервативных взглядов. Вскоре появился Салон отверженных, где появлялись работы, не прошедшие суд жюри, поскольку их авторы отошли от традиций классицизма. Именно там прошла первая выставка работ Мане, Ренуара, Моне, Сислея, Дега, Писсаро и Моризо, с легкой руки журналиста получившая название «Выставка импрессионистов».

Что отличает импрессионизм от всех остальных течений

1. Все картины написаны мелкими, но густыми мазками чистых красок. Сравните

© Portrait de Madame Récamier ou Portrait de Juliette Récamier / Musée du Louvre /, © La Seine au point du jour / Musée Malraux (MuMa), Musée des Beaux-Arts / commons.wikimedia, © Golgatha / Munchmuseet / commons.wikimedia

Художники смешивали краски не на палитре, а сразу на картине. Такой подход позволял цветовым контрастам звучать более звонко, что предоставляет возможность глазу самого зрителя синтезировать цвета на небольшом расстоянии от картины.

2. Свет — главный в картине. Ему подчинены и сюжетная канва, и персонажи

© Portrait of Elizabeth Alexeievna / Государственная Третьяковская галерея / commons.wikimedia, © La Parisienne (La Dame en Bleu) / National Museum Cardiff / commons.wikimedia

До импрессионистов художники избегали яркого солнечного света, поскольку он меняет очертания предметов, их цвет, лишает их материальности.

3. Все световые явления передаются через противопоставление холодных и теплых тонов

© Tulip fields in Holland / Musée d’Orsay / commons.wikimedia, © Automne sur la Seine Argenteuil / High Museum of Art / commons.wikimedia

Находясь на открытом воздухе, художники поняли, что предметы, освещенные солнцем, не только сами становились яркими и светоносными, но и обзаводились тенями, которые также имели свою окраску. Освещенные места были теплее, в то время как тени — холоднее. Так, импрессионисты стали использовать два контрастных цвета, которые при взаимодействии на картине могли усиливать друг друга или, наоборот, приглушать.

4. Излюбленная тема — пейзаж с присутствием людей

© Pont-Neuf / National Gallery of Art / commons.wikimedia, © NOMAD / commons.wikimedia

Мы не найдем в картинах импрессионистов личностных драм и социальных конфликтов, страдающих героев и трагических обстоятельств. Они не были мастерами психологических глубин или философских высот, их не интересовала текущая политическая ситуация. Задачи своего искусства они видели в том, чтобы запечатлевать красоту каждого мгновения как пика гармонии. Это все равно, что в наше время фотографировать пробки на дорогах или людей в супермаркете.

5. На полотнах отсутствует детализация, но при этом все реалистично

© Le Lac du bois de Boulogne / National Gallery / commons.wikimedia

Импрессионисты упускали мелкие подробности ради художественной целостности. Они стремились создавать гармоничные полотна, на которых атмосфера, цвет и форма соединяются воедино.

6. Все персонажи находятся в движении, как и большая часть предметов

© La Grenouillère / Metropolitan Museum of Art / commons. wikimedia

Мерцающий, вибрирующий, трепетный мир на картинах импрессионистов был призван наиболее точно выразить неуловимый характер мгновения, динамичную подвижность ускользающей действительности. Более того, многие объекты стремятся выйти за пределы полотна. Так создается эффект присутствия зрителя в картине и участия его в сюжете.

7. Картины будто написаны очень быстро

© Bouquet of Flowers in a Sculpted Vase / Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen / commons.wikimedia, © Stilleben mit Blumen / Sammlung Féral / commons.wikimedia

Техника старых мастеров подразумевала многослойное письмо: предварительный рисунок и подмалевок по грунту, а затем долгий процесс нанесения прозрачных слоев лессировки. В результате картина приобретала гладкую поверхность без следов кисти. А задачи, которые ставили перед собой импрессионисты, могла решить только быстрая живопись в один прием, практически без рисунка и светотеневой моделировки, заменяя их работой с красками.

8. Воздух осязаем, его не игнорировали как пустое пространство

© Impression Sunrise / Musée Marmottan Monet / commons.wikimedia

Когда мы созерцаем некий объект, то видим его в окружении воздуха и света. Качества этого объекта в нашем восприятии, его цвет, фактура и даже форма, зависят от этой среды. Импрессионистам это открытие понравилось, и они сделали воздух почти осязаемым, а предметы, напротив, этой материальности лишились.

Почему импрессионизм сейчас так популярен

© Water Lilies and Japanese Bridge / Princeton University Art Museum / commons.wikimedia

Популярность импрессионизма в наше время обусловлена господством эпохи модернизма с его болезненным восприятием мира, после которого крепкое душевное здоровье и позитивный настрой импрессионистов необходимы как никогда. Кроме того, быстрый мимолетный взгляд художников на пространство и объекты, создающий вечно ускользающий образ мира, близок современному динамичному, постоянно меняющемуся стилю жизни. Также фотографичность видения импрессионистов понятна большинству из нас, поскольку сейчас каждый владелец смартфона сам себе фотограф.

Кстати, про группу художников этого течения снят документальный сериал, который позволит лучше узнать их судьбу и творчество.

Бонус: попробуйте себя в роли художника

© Leon petrosyan / commons.wikimedia

Мы нашли сайт, с помощью которого любое фото может стать картиной в стиле импрессионизма. Надо просто загрузить картинку, немного подождать — и вы увидите результат.

Есть ли у вас любимые полотна среди работ импрессионистов?

Фото на превью Leon petrosyan / commons.wikimedia

AdMe/Художники/Эстетический ликбез: 8 простых характеристик, после которых вы сразу уясните, что такое импрессионизм

Что такое импрессионизм?

 

Импрессионизм был революционным художественным течением Франции конца 19 века, которое навсегда изменило ход истории искусства. Трудно представить, где бы мы были сегодня без новаторского авангардного искусства Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Мэри Кассат и Эдгара Дега. Сегодня художники-импрессионисты популярны как никогда: их картины, рисунки, гравюры и скульптуры находятся в коллекциях музеев и галерей по всему миру. Но что такое импрессионизм? И что сделало искусство таким важным? Мы углубимся в смыслы, лежащие в основе движения, и рассмотрим некоторые из наиболее важных идей, которые пришли, чтобы определить эпоху.

 

1. Импрессионизм был первым движением в современном искусстве

Клод Моне, Бланш Ошеде-Моне, XIX век, через Sotheby’s

 

Историки искусства часто называют импрессионизм первым по-настоящему современным направлением в искусстве. Лидеры стиля сознательно отвергали традиции прошлого, прокладывая путь для последующего модернистского искусства. В частности, импрессионисты хотели отойти от высокореалистичной исторической, классической и мифологической живописи, которой отдавал предпочтение парижский Салон, который предполагал копирование искусства и идей своих предшественников.

Действительно, многие из импрессионистов были отклонены Салоном, потому что они не соответствовали ограниченной точке зрения истеблишмента. Вместо этого, подобно французским реалистам и барбизонской школе до них, импрессионисты искали вдохновения в реальном, современном мире. Они также использовали новые методы нанесения краски, работы с более светлыми цветами и растушевкой, выразительными мазками, чтобы запечатлеть мимолетные ощущения окружающего мира.

 

2. Импрессионисты рисовали сцены из обычной жизни

Мэри Кассат, Дети, играющие с кошкой, 1907-08 гг., через Sotheby’s

 

Импрессионизм может быть связан с концепцией французского писателя Шарля Бодлера о фланере — одиноком скитальце, наблюдающем за городом Париж с отдаленной точки зрения. Эдгар Дега, в частности, был проницательным наблюдателем жизни во все более урбанизированном парижском обществе, поскольку парижане сидели в кафе, барах и ресторанах или посещали театр и балет.

Дега часто наблюдал за внутренними состояниями своих персонажей, как это видно у его пьющего абсент или его балерин за кулисами. В то время как женщинам-художникам было запрещено бродить по улицам в одиночестве, многие из них рисовали интимные сцены из своей семейной жизни, которые дают захватывающее представление о том, как когда-то жили парижане, как видно из искусства Мэри Кассат и Берты Моризо.

 

3. Импрессионисты рисовали по-новому

Камиль Писсарро, Сад Эраньи, 1893, через Christie’s

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Импрессионисты применили новый выразительный способ нанесения краски с помощью серии коротких пятнистых мазков. Теперь это стало визитной карточкой стиля. Художники, работавшие на открытом воздухе, живопись на пленэре , или прямо с натуры, такие как Клод Моне, Альфред Сислей и Камиль Писсарро, особенно предпочитали этот подход к живописи, потому что он позволял им работать быстро, до того, как узоры света и погоды сместились и изменили сцену перед ними.

Импрессионисты также сознательно отказывались от черных и темных тонов, предпочитая более светлую и свежую палитру, резко контрастирующую с искусством, существовавшим до них. Вот почему на картинах импрессионистов часто можно увидеть тени, окрашенные в оттенки сиреневого, синего или пурпурного, а не в серый.

 

4. Они произвели революцию в пейзажной живописи

Альфред Сислей, Soleil d’Hiver à Veneux-Nadon, 1879, через Christie’s

 

Импрессионисты, несомненно, заимствовали идеи пейзажной живописи у своих предшественников. Например, J.M.W. Выразительные романтические пейзажи Тернера и Джона Констебла, несомненно, повлияли на то, как работали импрессионисты. Но импрессионисты также радикализовали новые новые подходы. Клод Моне, например, работал сериями, рисуя один и тот же предмет снова и снова с немного разными световыми и погодными эффектами, чтобы продемонстрировать, насколько мимолетно и хрупко наше восприятие реального мира.

Тем временем Сислей расписал всю поверхность своих пейзажных сцен мелкими мерцающими метками, позволив деревьям, воде и небу почти слиться друг с другом.

 

5. Импрессионизм проложил путь модернизму и абстракции

Клод Моне, Водяные лилии, конец 19/начало 20 века, через New York Post

 

Историки искусства часто называют импрессионизм первым по-настоящему современным направлением в искусстве, поскольку он проложил путь для последующего авангардного модернизма и абстракции. Импрессионисты показали, что искусство может быть освобождено от ограничений реализма, стать чем-то гораздо более свободным и выразительным, проложив путь постимпрессионизму, экспрессионизму и даже абстрактному экспрессионизму.

Что такое импрессионизм? | ImpressionistArts

Клод Моне, самый известный импрессионист современности, дожил до глубокой старости — 86 лет — и увидел финансовое и репутационное вознаграждение за свой уникальный талант. Его серия «Водяные лилии», состоящая из более чем 250 картин его садов в Живерни, является самой известной из всех работ импрессионистов. Другие ключевые работы Моне включают Вокзал Сен-Лазар (картины паровых машин на этой знаменитой парижской станции), Стога сена, Тополя, Руанский собор и здание парламента.

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе и жил с 1839 по 1906 год. Он был социально неуклюжим, получил одни из худших отзывов среди всех импрессионистов, но добился успеха в последние годы своей жизни. Этот беспокойный гений особенно известен своими карточными игроками, большими купальщиками и картинами Мон-Сен-Виктуар в Провансе. Одна из пяти версий «Игроки в карты» достигла в феврале 2002 года мирового рекорда цены за произведение импрессионистов. и вступил в борьбу с консервативной Академией изящных искусств в 1860-х и 1870-х годах. Он создал «Олимпию» (картину обнаженной проститутки, нагло смотрящей на зрителя), самую неоднозначную картину XIX века.го века, а может быть, и всех времен. Это потрясло Париж. И он вселил в других импрессионистов уверенность, что они последуют его примеру и создадут собственное искусство. Слава Богу.

Пьер-Огюст Ренуар наиболее известен своими глянцевыми, светящимися работами, которые вызывают у зрителя чувство чистой радости. Ренуар родился в скромной семье и начал рисовать фарфор. Он финансировал свое собственное исследование, жил с Моне в первые годы и стал ключевым членом группы между 1874-1883 годами, рисуя такие работы, как «Завтрак гребцов». Но у Ренуара был кризис доверия, и его работы стали более традиционными в течение так называемого сухого периода (ок. 1883–189).4). Ренуар сильно страдал от артрита в старости, но, тем не менее, продолжал плодотворно работать. В общей сложности Ренуар оставил около 6000 полотен, больше, чем любой другой крупный художник, кроме Пабло Пикассо.

Эдгар Дега наиболее известен своими работами с балеринами и жокеями, хотя он написал известные картины хлопковой биржи Нового Орлеана, певцов в ночных клубах, цирка, прачек и модисток. Дега был сложной личностью и никогда не был женат, и один из других импрессионистов назвал его «невыносимым». Плохое зрение и его участие в деле Дрейфуса (во время которого он выражал антисемитские взгляды) омрачили последние годы Дега.

Не менее интересны истории других ключевых импрессионистов, в том числе Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Фредерика Базиля, Гюстава Кайботта, Берты Моризо и Мэри Кассат (ведущие женщины-импрессионисты). Мы описываем их на этом сайте.

Эдуард Моне и Клод Мане?

Имена Мане и Моне очень похожи, поэтому неудивительно, что их путают и ссылаются на Эдуара Моне и Клода Мане.

В этом нет ничего нового. В 1865 году Мане вызвал полемику в Салоне с Олимпией. В том же году Моне представил два морских пейзажа, которые получили положительные отзывы. Но некоторые считали морские пейзажи работой Мане и поздравляли его (к большому раздражению Мане). Действительно, Мане думал, что Моне торгует своим именем. он закипел

«Кто этот Моне, чье имя звучит так же, как мое, и кто пользуется моей дурной славой?»

Настроение Мане, вероятно, не улучшила рецензия в газете «Ла Лун» в следующем году, в которой лирически восхвалялась «Женщина в зеленом платье» Моне.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *