ИМПРЕССИОНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве конца 1860-х – начала 1880-х годов, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета; в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для конца 19 в. Наиболее ярко импрессионизм проявился в живописи, где особое внимание уделялось передаче цвета и света.
Импрессионизм появился во Франции в конце 1860-х годов. Его ведущие представители – Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред Сислей и Жан Фредерик Базиль. Вместе с ними выставляли свои картины Эдуар Мане и Эдгар Дега, хотя стиль их произведений нельзя назвать импрессионистическим. Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Восходящее солнце (1872, Париж, музей Мармоттан), представленной на выставке 1874. Название подразумевало, что художник передает только свое мимолетное впечатление от пейзажа. Сейчас термин «импрессионизм» понимается шире, чем просто субъективное видение художника: как тщательное изучение натуры, в первую очередь с точки зрения цвета и освещения. Такая концепция по сути противоположна традиционному, идущему еще от эпохи Возрождения пониманию главной задачи живописи как передачи формы предметов. Целью импрессионистов было изображение мгновенных, как бы «случайных» ситуаций и движений. Этому способствовали асимметричность, фрагментарность композиций, использование сложных ракурсов и срезов фигур. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира.
Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков. Импрессионисты пристально всматривались в натуру, замечая цвета и оттенки, обычно невидимые, например синий в тенях. Их художественный метод состоял в разложении сложных тонов на составляющие их чистые цвета спектра. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Импрессионисты накладывали краски отдельными мазками, иногда используя контрастные тона на одном участке картины, размер мазков варьировался. Иногда, например для изображения ясного неба, они сглаживались кистью в более ровную поверхность (но даже и в этом случае подчеркивалась свободная, небрежная живописная манера). Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.
Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Клод Моне в своем творчестве отдавали предпочтение пейзажам и городским сценкам. Огюст Ренуар писал людей на лоне природы или в интерьере. Его творчество прекрасно иллюстрирует характерную для импрессионизма тенденцию к стиранию граней между жанрами. Такие картины, как Бал в Мулен де ла Галетт (Париж, музей Д’Орсе) или Завтрак гребцов (1881, Вашингтон, галерея Филлипс), представляют собой красочные воспоминание о радостях жизни, городской или деревенской.
Аналогичные поиски передачи световоздушной среды, разложения сложных тонов на чистые цвета солнечного спектра происходили не только во Франции. К импрессионистам причисляют Джеймса Уистлера (Англия и США), Макса Либермана, Ловиса Коринта (Германия), Хоакина Соролья (Испания), К.А.Коровина, И.Э.Грабаря (Россия).
Импрессионизм в скульптуре подразумевает живую свободную моделировку текучих мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры, как, например, в некоторых работах Э.Дега и О.Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П.П.Трубецкого (Россия).
В начале 20 в. в живописи наметились новые тенденции, выразившиеся в отказе от реализма и обращении к абстракции; они стали причиной того, что более молодые художники отвернулись от импрессионизма. Однако импрессионизм оставил богатое наследие: в первую очередь интерес к проблемам цвета, а также пример смелого разрыва с традицией.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Импрессионизм.

“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его” Анри Канвейлер
Если задать вопрос любому человеку, хоть немного знакомому с изобразительным искусством, какое направление ему нравится больше всего, то скорее всего он ответит — импрессионизм. Импрессионизм по праву считается точкой отсчета всего современного искусства. Как это вышло? Разбираемся.
Во Франции XIX века единственным шансом стать знаменитым и коммерчески успешным живописцем было участие в ежегодном Салоне Французской Академии художеств. Для этого нужно было пройти строгий отбор. Жюри придерживались крайне консервативных взглядов и скрупулезно следили за совершенством живописной техники и сюжетами полотен. Художник, отвергнутый официальным салоном, был обречен на безвестность и отсутствие заказов. Несмотря на закостенелость системы, в то время уже неотвратимо назревали изменения в искусстве, обусловленные важными достижениями своего времени. Одним из них стало бурное развитие фотографии, живопись утратила необходимость объективно фиксировать реальность, как это было раньше. Например, стало не нужно тратить долгие недели и внушительные суммы на создание портретов, потому что фотография справлялась с этим за один сеанс, а по правдоподобности ни один художник не мог с ней сравниться. Не менее значимым событием стало появление тюбиков для краски, казалось бы, такая мелочь, но именно благодаря этому, у художников появилась возможность работать на пленэре. Кроме того, мир захватила индустриализация, и он стал меняться так быстро, как никогда прежде. Конечно, искусство не могло остаться в стороне и перед художниками встали судьбоносные вопросы: как должно измениться искусство, с кем и на каком языке говорить?
В Кафе Гербуа на улице Батильон на Монмартре собирались прогрессивные художники, поэты и прочие творческие личности, и обсуждали судьбу современного искусства. Многие из них были отвергнуты официальным Салоном, и единственным шансом познакомить публику со своим творчеством и получить заказы было проведение выставки на альтернативной площадке. 29 художников, среди которых были Поль Сезанн, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо и Эдгар Дега решились на этот шаг, и вложив каждый по 60 франков, организовали выставку в ателье фотографа Надара на Бульваре Капуцинок в самом сердце Парижа. При этом они вовсе не старались противопоставить себя влиятельному Салону, так как каждый из них в будущем желал получить признание Академии. Эдгар Дега предлагал дать обществу название “Капуцинки” по названию бульвара, но коллеги это предложение отвергли и предпочли именоваться нейтрально — Анонимное общество художников, скульпторов и граверов. 15 апреля 1874 года открылась их первая выставка, тогда они еще не знали, что войдут в историю как Импрессионисты.
На выставке было представлено 165 работ. Посетить ее мог любой желающий, заплатив за входной билет 1 франк. Продлилась она ровно месяц и не смогла похвастаться большим потоком посетителей, за все время на ней побывали около 3500 человек. Для сравнения, официальный салон посещали в среднем 5000 человек в день! Тем не менее импрессионистам удалось заявить о себе. Обзоры, которые печатались в прессе, были очень разными, кто-то ругал художников и сомневался в их профессионализме, кто-то одобрял новый взгляд на искусство.
Вскоре после открытия в газете Le Charivari вышла сатирическая статья журналиста Луи Леруа. В статье Леруа давал фантазийные зарисовки на тему того, как он осматривает выставку со своим другом, академическим художником, а под конец выставки, не выдержав современного искусства, этот художник сходит с ума. Несмотря на то, что Луи Леруа не был профессиональным арт-критиком, именно его разгромная статья стала знаменитой. В ней он назвал художников “импрессионистами”, то есть “впечатленцами”. Если бы только месье Леруа мог знать тогда, что благодаря этому он войдет в историю искусства, он бы весьма удивился.
Восход солнца, впечатление. Клод МонеСвое пренебрежительное “Импрессионисты” Леруа взял из названия работы Клода Моне “Восход Солнца, впечатление”. На картине изображен рассвет над портом родного для Моне города Гавр. Картина написана открытым мазком, немного небрежно, и выглядит как незаконченный этюд, как будто художник торопился зафиксировать стремительно меняющийся вид моря во время рассвета. Леруа написал, что обои в стадии наброска выглядят более законченными, чем “это впечатление”. В картине не заложен какой-то сюжет, потаенный смысл или высказывание автора. В отличии от приевшегося академизма, которое взывало скорее к интеллектуальной составляющей, заставляя зрителя “читать” картину, здесь же буквальное отображение того, что фиксирует глаз при мгновенном взгляде на пейзаж. Она не наставляет, не возвышает и не морализаторствует. “Впечатление” обращается к индивидуальному чувственному опыту каждого зрителя. И именно это являлось главной характеристикой импрессионизма — передача на картине мгновения. “Золотое правило импрессионистов состояло в следующем: как бы ни писалась картина — паутинкой, как у Моне, или бусинками, нанизанными на нити, как у Сёра, — надо достичь такого эффекта, как будто цвет обнаруживается сам собой, в результате непроизвольного оптического спазма — в момент, когда зажмуриваешь глаза от солнца, а потом снова их открываешь” — пишет Саймон Шама, максимально точно передавая эффект от картин импрессионистов.
Именно поэтому их творчество так популярно, оно взывает не к нашим знаниям, а к нашим чувствам.
Одной из немногих картин, проданных на выставке, стала работа Поля Сезанна “Дом повешенного”. Благодаря названию, картина сразу обрела шлейф загадочности и считается одной из наиболее значимых работ Сезанна.
Танцовщица. Огюст РенуарОгюст Ренуар представил на выставку несколько работ, в том числе “Танцовщицу”. Леруа не поскупился на издевки и написал: “Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать!”. Кстати, интересен тот факт, что непревзойденный мастер света Ренуар и сам считал себя не очень искусным рисовальщиком, и в своем уже более позднем творчестве больше обращался к академическому рисунку
Иней. Камиль ПиссарроСильно досталось и картине “Иней” Камиля Писсарро, Леруа назвал ее “бесформенными скребками по грязному холсту”. Сейчас она является одной из самых узнаваемых у своего автора, и действительно, от нее буквально не оторвать взгляд.
Часто, когда говорят об импрессионистах, упускают имя Берты Моризо, а ведь она была одной из самых ярких художниц своего времени и идейной вдохновительницей для группы своих единомышленников. Замечательная картина “У колыбели” осталась незамеченной после первой выставки и до 1930 года оставалась в семье Эдмы, сестры Берты. Кстати, именно Эдма с дочкой изображены на полотне.
Давайте полюбуемся еще некоторыми прекрасными работами с выставки:
Балетная репетиция на сцене. Эдгар ДегаСовременная Олимпия. Поль СезаннПоле капусты, Понтуаз. Камиль ПиссарроНаводнение в Пор-Марли. Альфред СислейНа террасе рядом с Сеной в Мелене. Анри РуарБульвар Капуцинок в Париже. Клод МонеЛожа. Огюст РенуарВ чистом виде импрессионизм просуществовал очень недолго. Официально принято считать, что с 1874 по 1886 год. Достаточно скоро художникам стало тесно в рамках импрессионизма и многие из них начали свой собственный поиск в разных стилях и техниках, которые объединяют в понятие “постимпрессионизм”. Тем не менее, импрессионизм, благодаря своим красоте и чувственности, понятным каждому зрителю независимо от уровня знаний, остается самым популярным стилем в истории искусства.
Импрессионизм Определение и значение — Merriam-Webster
им·прессионизм·изм im-ˈpre-shə-ˌni-zəm
1
часто пишется с большой буквы : Теория или практика в живописи, особенно среди французских художников около 1870 г., по изображению естественного внешнего вида объектов с помощью мазков или мазков основных несмешанных цветов для имитации реального отраженного света
2
а
: изображение (как в литературе) сцены, эмоции или персонажа с помощью деталей, предназначенное для достижения яркости или эффективности скорее путем пробуждения субъективных и чувственных впечатлений, чем путем воссоздания объективной реальности
б
: Стиль музыкальной композиции, предназначенный для создания тонких настроений и впечатлений
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
И потом его дирижирование было скорее импрессионизмом , чем точностью, его смычок иногда дико размахивал в воздухе.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «импрессионизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1877, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование импрессионизм был в 1877 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
импрессионизмпечатный цилиндр
импрессионизм
импрессионист
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
«Импрессионизм. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/impressionism. По состоянию на 16 марта 2023 г.
существительное
им·прессионизм·изм im-ˈpresh-ə-ˌniz-əm
1
часто пишется с большой буквы : стиль живописи, зародившийся во Франции около 1870 года, в котором мазки или мазки основных цветов используются для создания эффекта света, реально отраженного от вещей богатые и разнообразные гармонии
Еще от Merriam-Webster на
импрессионизмНглиш: Перевод импрессионизм для испаноговорящих
Британика Английский: Перевод импрессионизм для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о импрессионизме
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
неортодоксальный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные стандартизированные тестовые слова
- Несмотря на какофонию , студент пытался учиться.
- Поздний час Сложный предмет
- Громкие звуки Низкое освещение
Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
PLAY
Импрессионизм Искусство – История, Художники и Искусство – Artlex
Что такое импрессионизм?
Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1860-х годах и просуществовавшее до конца 1880-х годов. Движение представило новые подходы к рисованию, такие как запечатление меняющихся эффектов дневного света на цвета и объекты в разное время дня, рисование на открытом воздухе и рисование сцен из повседневной жизни. Импрессионистский стиль живописи характеризуется яркой цветовой палитрой, густой краской и быстрыми мазками. Лидерами движения были: Клод Моне (1840-191926), Камиль Писсарро (1830-1903), Альфред Сислей (1839-1899), Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), Берта Моризо (1841-1895) и Эдгар Дега (1834-1917).
Известные произведения импрессионистов- Клод Моне, Впечатление, Восход солнца, 1872, Музей Мармоттан Моне, Париж, Франция
- Клод Моне, Вокзал Сен-Лазар, 1877, Музей Орсе, Париж, Франция
- Клод Моне, Руанский собор, 1893 г.
, Музей Орсе, Париж, Франция
- Пьер-Огюст Ренуар, Обед лодочной вечеринки, 1881, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия, США
- Камиль Писсарро, Place du Theatre-Français, Spring, 1898, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Камиль Писсарро, Бульвар Монмартр зимним утром , 1897, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
- Берта Моризо, Вывешивание белья для сушки, 1875 г., Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США
- Эдгар Дега, Балет – l’étoile, 1878, Музей д’Орсе, Париж, Франция
- Мэри Кассат, Женщина, сидящая с ребенком на руках, 1890 г., Музей изобразительных искусств Бильбао, Бильбао, Испания
- Мэри Кассат, «Молодая мать за шитьем», 1900 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
- Теодор Робинсон, Переписка, 1895 г., частное собрание
- Чайлд Хассам, В саду (Селия Такстер в своем саду), 1892 г., Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
Импрессионизм родился как реакция на официальное искусство Французской академии изящных искусств и ежегодные выставки под названием Салоны, спонсируемые государством. В 19 -м -м веке это «одобренное» искусство ассоциировалось с неоклассицизмом и, в меньшей степени, с романтизмом и символизмом. Академические стандарты в живописи подразумевали работу в мастерской после выполнения множества подготовительных рисунков и особый способ нанесения краски на холст (ровные, почти незаметные мазки). Академия предпочитала идеализированную грандиозную сцену, в основном показывающую событие из мифологии или истории и содержащую интеллектуальные, добродетельные, а иногда и политические сообщения.
Однако к середине 19 века возникла группа художников, которых больше интересовали пейзажи и сцены из повседневной жизни, чем исторические или мифологические сюжеты. Группа объединила такие имена, как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Фредерик Базиль и Поль Сезанн. Вместо того, чтобы работать в студии, они рисовали на открытом воздухе, запечатлевая настоящие сцены из реальной жизни. После того, как их работы были отклонены жюри Салона в 1863 году, упомянутые выше художники устроили в Париже свою первую независимую художественную выставку, положившую начало импрессионизму. Картина Моне под названием Impression: Sunrise (1872), выставленная по этому случаю, дала название движению. Импрессионисты провели еще семь выставок до 1886 года. К тому времени их смелое искусство было широко популярно.
Заинтересованные запечатлеть эфемерную природу света и его изменения в течение дня, импрессионисты покинули студию и отправились на улицу, чтобы рисовать на открытом воздухе («на пленэре»). Появление масляных красок, доступных в тюбиках, позволило изменить подход к живописи. Художники-импрессионисты работали быстро, «на месте», короткими, хорошо заметными мазками, не обращая внимания на детали. Пытаясь запечатлеть определенный момент времени и внешний вид объектов при разном освещении, художники-импрессионисты рисовали суть сцены, а не детали предмета.
Они часто смешивали цвета прямо на холсте и использовали более чистые и яркие цветовые тона. Импрессионисты также изменили отображение теней. Наука о цвете и особенно теория дополнительных цветов Мишеля Эжена Шевреля сильно повлияла на работу импрессионистов в создании новых цветовых гармоний и передаче теней в цветах. Черные и серые тона уже не встречались в картинах импрессионистов.
Что касается сюжетов, то они рисовали не из литературы, истории или мифологии, а обычные сюжеты из повседневной жизни как французской деревни, так и парижской. Многие художники-импрессионисты, особенно Клод Моне, рисовали один и тот же предмет несколько раз в разное время дня или года, например, его серия картин Руанского собора и вокзала Сен-Лазар.
Наследие импрессионизма Своим революционным взглядом на мир и его изображением импрессионисты навсегда порвали с традициями изобразительного искусства во Франции XIX века, проложив путь для развития современного искусства. К 1886 году многие художники по всему миру переняли импрессионистский стиль, особенно в Великобритании и США. Те художники, которые находились под непосредственным влиянием импрессионистского движения во Франции, были Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Жорж Сёра, которые стали известны как постимпрессионисты.