Сила судьбы (период барокко) | Архитектура и строительство
Главная / Статьи
19.04.2012 10:04
Реконструкция и реставрация
Архитектура и строительство №2 (226) 2012г.
«…літаратура і мастацтва барока былі заснаваны на рэзкіх кантрастах, дысанансных, нечаканых пераходах ад святла да ценю».
Адам Мальдзіс
Приведенная в эпиграфе характеристика барокко идентична судьбе белорусских земель после подавления идей ренессанса. Не исключено, что дальнейшая длительная зависимость белорусских земель от соседних метрополий обеспечила продолжительное господство этого стиля в Беларуси. Продержавшись дольше всех прочих, он вызвал к жизни не только отдельные уникальные произведения архитектуры, но и целое направление – «виленское барокко». илл. 27
Если учесть, что Мирский замок строился не для того, чтобы воевать, то следует отметить горькую иронию его судьбы. Начиная с Русско-польской войны 1654–1667 гг. и до Наполеоновской кампании 1812 г. укреплению пришлось участвовать практически во всех войнах, которые имели место на территории Беларуси.
илл.28
Почти всегда после военных разрушений XVII–XVIII вв., а также после пожара 1738 г. замок восстанавливался. В ходе восстановительных работ и переустройств, вызванных «изменениями моды», в облик дворца привносились черты стиля барокко. Это касалось преимущественно интерьеров, которые в то время являлись предметом основной заботы хозяев замка. Если размещение оконных проемов не соответствовало барочной композиции интерьера, они просто растесывались и переносились (илл. 27). Облик фасадов во внимание практически не принимался, они рассматривались как нечто второстепенное.
Военные события показали, что постоянно устаревающие фортификационные приспособления не способны противостоять все более совершенному оружию и новым приемам ведения боевых действий. В этой связи фортификационное значение замка постепенно утрачивалось. Основное назначение бастионов и валов трансформировалось в атрибут демонстрации древности и знатности рода владельцев.
Сохранила свой характер лишь замковая часовня. В записях Михаила Казимира Радзивилла упоминается, что после пожара в сентябре 1738 г. «…только вежа одна над каплицей Святого Христофора над воротами, оберегаемая тем святым осталась…». Практически не изменилось инженерное оборудование.
Вместе с тем во время ремонтов и восстановлений улучшались эксплуатационные качества замка. В частности, холодную для климатических условий Беларуси одинарную металлическую столярку заменили на двойную деревянную. В немалой степени этому посодействовало то, что при штурмах и обстрелах памятника выпало большинство каменных обрамлений оконных проемов, в которые крепились железные рамы. Вместо деревянных перекрытий между вторым и третьим этажами дворца появились кирпичные крестовые своды (илл. 28).
На сегодняшний день из элементов декоративной отделки стиля барокко в Мирском замке сохранились разве что фрагменты декоративной штукатурки на оконных откосах (илл. 29). илл.29
Более существенные изменения претерпело окружение Мирского замка (илл. 30). Становление и развитие мануфактурного производства, рост объемов торговли способствовали развитию города, значительное участие в котором проявила его владелица – Анна-Катажина Радзивилл (из рода Сангушков). Известно, что при ней в сторону Несвижа и от замка к Миру по болотистой местности была проложена дорога, именуемая как гидротехническое сооружение – «гребля». Место расположения этой дороги для современных исследователей представляло загадку. Связь между городом и замком существовала до строительства последнего; возникшая на ней плотина, образовавшая пруд («staw pod miastem»), а также водяная мельница упоминаются в более ранних инвентарях, рельеф местности по направлению от замка к Несвижу повышен, что исключает возможность его заболачивания. Разгадка прочитывается на космической съемке территории г.п. Мир. Вероятнее всего, построенная Анной-Катажиной дорога соединяла Несвижское и Слонимское направления.
илл.30
Изменилось также и ближайшее окружение замка. Регулярный парк с северной стороны, как и всякая ландшафтная композиция, сформированная из живых биологических единиц, не мог оставаться неизменным. После переустройства «итальянский сад» (ogród wloski) мог именоваться так лишь по традиции. Вероятнее всего, он приобрел не только декоративное, но и экономическое значение (появились плодовые деревья и кустарники, грядки и площади для выращивания лекарственных растений). Это подтверждается тем, что в инвентарях XVIII в. перестали встречаться упоминания о плодовом саде с восточной стороны от замка.
Зато на входе на территорию фольварка стал упоминаться деревянный господский дом, что полностью соответствовало потребностям и образу жизни того времени. Огромные каменные замки и даже дворцы были малопригодны для каждодневного проживания и использовались в основном для проведения крупных мероприятий (встреч, приемов, сеймов и прочих собраний). Время в кругу семьи гораздо комфортнее было проводить в относительно небольшом уютном деревянном «палацыке».
Сама судьба памятника в период барокко напоминала непредсказуемый барочный сюжет (цепь роковых непрогнозируемых событий, поворотов, взлетов и падений) либо лишенную конструктивной логики барочную форму с многочисленными изгибами и переломами линий, плавными переходами и контрастными сопоставлениями света и тени на ее поверхностях.
Идеалом периода барокко, согласно Адаму Мальдису, может являться религиозный фанатик. Но, пожалуй, в этот период судьба Мирского замка, так же как и всего белорусского народа, предрасполагала не к фанатизму, а к фатализму.
Теги: Барокко, Сад, Вежа, Композиция, Замок, Мирский замок, Деревья, Парк, Замки, Инженерное оборудование, Оборудование, Мельница, Назначение, Радзивилл, Рельеф, Традиции, Часовня
Читайте также
О призраках и призрачном замка Гольшанского
23. 07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или…
По следам летописного Изяслава
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии…
Край голубых озер
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега…
Урок № 6. Искусство классицизма и рококо презентация, доклад
МХК, 11 класс
Урок № 6
Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить
© А.И. Колмаков
Искусство классицизма и рококо
ЦЕЛИ УРОКА
дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.
О. Фрагонар;
классицизм;
Г. Риго;
рококо;
сентиментализм;
гедонизм;
рокайлеи;
маскароны;
В.Л. Боровиковский;
ампир;
Ж. Ж. Руссо
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
Проверка знаний учащихся
1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К . Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки ? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи ?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И.
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII — начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?
Универсальные учебные действия
определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
исследовать причинно-следственные связи, закономерности смены художественных моделей мира;
оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
характеризовать основные черты, образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII—XVIII вв. (работа с таблицей)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Эстетика классицизма.
Рококо и сентиментализм.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?
подвопросы
Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
Рококо и сентиментализм*. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)
Новый художественный стиль — классицизм (лат . classicus образцовый) — следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.
Эстетика
классицизма
Левицкий Д.Г.
Портрет
Дени Дидро. 1773—1774 гг. Музей искусства и истории города Женевы в Швейцарии.
«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»
(Дени Дидро)
Эстетические принципы классицизма:
1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности
2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.
3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.
Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.
Эстетика
классицизма
О. Фpaгonap. Портрет
Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж
Творческий метод классицизма:
стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
приближение к объективному отражению окружающего мира;
соблюдение правильности и порядка;
подчинение частного главному;
высокий эстетический вкус;
сдержанность и спокойствие;
рационализм и логичность в поступках.
Эстетика
классицизма
Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея
Каждому из видов искусства были
присущи свои особенные черты:
1. Основой архитектурного языка
классицизма становится ордер (тип
архитектурной композиции, использующий
определённые элементы и
подчиняющийся определённой архитектурно-
стилевой обработке), гораздо более
близкий по формам и пропорциям к
зодчеству Античности.
2. Произведения архитектуры отличают
строгая организованность
соразмерность и уравновешенность
объёмов, геометрическая
правильность линий, регулярность
планировки.
3. Для живописи характерны: чёткая
разграниченность планов, строгость
рисунка, тщательно выполненная
светотеневая моделировка объёма.
4. Особую роль в решении
просветительской задачи играли
литература и в особенности театр,
ставший самым массовым видом
искусства этого времени .
Эстетика
классицизма
Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.
Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль — ампир)
в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.
Эстетика
классицизма
Г. Риго. Портрет Людовика XIV.
1701 г. Лувр, Париж
Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
На последней стадии своего развития классицизм активно
выражал идеалы наполеоновской империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire — «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)
классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во
Франции в период правления императора Наполеона I.
Эстетика
классицизма
Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.
Рококо и
сентиментализм
О. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей. 1766 г.
Коллекция Уоллес, Лондон
В 20-е гг. XVIII в. во Франции
сложился новый стиль искусства –
рококо (фр.rocaille — раковина). Уже
само название раскрывало
главную, характерную черту этого
стиля – пристрастие к изысканным
и сложным формам, причудливым
линиям, во многом напоминавшим
очертания раковины.
Раковина то превращалась в
сложный завиток с какими-то
странными прорезями, то в
украшение в виде щита или
полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю
рококо ослабел уже к концу 1760-х
гг., но в странах Центральной
Европы его влияние было
ощутимо вплоть до конца XVIII
столетия .
Рококо и
сентиментализм
Ринальдиевское рококо:
интерьеры Гатчинского замка.
г. Гатчина
Главная цель искусства рококо — доставлять чувственное
наслаждение (гедонизм). Искусство должно было
нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».
Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.
Рококо и
сентиментализм
Аллегория изобразительного искусства,
1764 г. — Холст, масло; 103 х 130 см.
Рококо. Франция.
Вашингтон, Нац. галерея.
Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:
• грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость
и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;
• орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;
• сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;
• культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;
• культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;
• эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность
образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,
чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного
взгляда или влажного блеска в глазах.
Рококо и
сентиментализм
Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях
декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов
и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих
соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде
человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах , вазах и мебели).
Рококо и
сентиментализм
Мебель в стиле
рококо
Сентиментализм (фр . sentiment — чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.
Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).
Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке , его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.
Достижения цивилизации с множеством
соблазнов, развращавших душу
«естественного человека», приобретали
явно враждебный характер.
Своеобразным идеалом
сентиментализма стал образ сельского
жителя, следовавшего законам
первозданной природы и живущего в
абсолютной гармонии с ней .
Рококо и
сентиментализм
Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция
Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ
естественных, природных чувств и
потребностей человека, простоты и
сердечности.
Его идеалом был чувствительный,
сентиментальный мечтатель,
одержимый идеями гуманизма,
«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.
Главную задачу искусства Руссо
видел в том, чтобы учить людей
добродетели, звать их к лучшей
жизни.
Главный пафос его произведений
составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.
Рококо и
сентиментализм
Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.
Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.
Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм
подчёркивает внутреннюю,
духовную сторону бытия человека.
В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.
Рококо и
сентиментализм
В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная
Третьяковекая галерея,Москва
Контрольные вопросы
1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей?
5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?
Творческая мастерская
Темы презентаций, проектов
«Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
«Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
«Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
«Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
«Рококо и сентиментализм — сопутствующие стили и течения классицизма».
«Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др . )».
«Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
«Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
«Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Кобяков Руслан. Санкт-Петербург
Скачать презентацию
эпох моды: Женский костюм сквозь века
Маркиза Бригида Спинола Дориа, Питер Пауль Рубенс, 1606 год -> ее воротник из жернова просто огромен, а узкие серебряные и золотые рукава напоминают оружейную. Бригида увешана драгоценностями, а тонкое украшение для волос великолепно (flickr, фото kittivanilli)«Барокко» (португальский, английский: неровный, нечетный) описывает жемчужину неправильной формы и используется в уничижительном смысле. в 18 веке за период времени и стиль с. 1600 — 1720. В барокко четкие формы и единство предшествующего Ренессанса не были полностью оставлены, а превратились в более расцветающий стиль. Господствующая мощь, которой Испания обладала в предшествующие эпохи, особенно в 16 веке, медленно угасала. Эпоха барокко была довольно беспокоил Европу Тридцатилетней войной, контрреформацией и ростом абсолютизма. Однако очень маленькая страна начала подниматься: Нидерланды остались в основном нетронутыми. к Тридцатилетней войне и стала экономической и коммерческой державой, с которой приходилось считаться. Изменения в законодательстве позволили незамужним женщинам полностью контролировать свои финансы и интересы, даже позволяя им заниматься торговлей и бизнесом.
Одежда постепенно менялась от жесткости начала 17 века,
с большими рюшами и платьями, которые выглядят как отлитые из металла, к более мягкому, плавному стилю.
1. «Питер Пауль Рубенс — платье»:
Рубенс изобразил себя со своей женой Изабеллой в 1609 году. Она носит характерный стиль одежды, в котором преобладает
определенная жесткость. Мода в Нидерландах (и Испании) была очень мрачной. Воротник-ерш, большой, как жернов, как бы изолирует голову от туловища. В волосах у дамы больше кружев,
полукруг кружева расположен вокруг ее затылка. На макушке у нее высокая широкополая шляпа (похоже на мужскую). Лиф из черного и роскошного цветочного
ткань из золота и серебра, очень плотная и заканчивается в форме четырехцентровой арки, перевернутой вверх дном. Эта арочная часть гордится телом ниже талии, чтобы соответствовать широкому красному и
золотая юбка. Рукава Изабеллы длинные, узкие и заканчиваются манжетами из тонкого льна. На каждом запястье она носит золотой браслет с драгоценными камнями. Ее внешность, несомненно, богата и внушительна,
но жесткий по сравнению с более мягким стилем в будущем.
Значительным изменением стал отказ от обручей в пользу набивки. Следовательно, юбки упали мягче
и весь силуэт казался менее геометрическим и более плавным. Дамы носили множество нижних юбок, сделанных из самых лучших тканей, какие только можно было себе позволить. У Марии Медичи, например, были нижние юбки
белые атласные и черные с золотыми цветами. Сообщалось, что испанки зимой носили двенадцать нижних юбок и более, а летом — семь или восемь, учитывая летнюю жару.
было бы немалым подвигом.
Лиф, поддерживаемый косточками, доходил до нижней части талии и заканчивался треугольником спереди. Вырез был квадратным или обнажая плечи, как декольте Кармен. Воротник с ершом оставался таким же огромным, как и прежде, пока в 1630-х годах он не превратился в воротник из тонкого (st) кружева, похожий на накидку, под названием Vandyke. воротники .
Генриетта Мария, Антонис ван Дейк, 1638 г. (flickr, рисунок Лисби)Покрой рукавов расширился, так что их можно было стилизовать по-разному: популярный метод состоял в том, чтобы завязать его лентой на на высоте локтя или в нескольких местах. Кроме того, ко всем видам рукавов добавлялись кружевные или льняные манжеты. В 40-е годы XVII века женская мода была относительно текучей и естественный. Юбка была умеренно широкой, а лиф был коротким, облегающим и с глубоким вырезом. Эта довольно простая и элегантная мода возникла благодаря женам голландских горожан. Нидерланды не имели господствующий двор и другие дворы в Европе утратили свое влияние на моду.
В первые дни красочные ткани были вопросом элегантности и вкуса. Сначала насыщенные цвета, затем пастельные оттенки, такие как бледно-голубой и желтый. Требовался мягкий шелк светлого цвета, мерцающий в свете свечи. Декольте уже не прикрывалось платками, а просто украшалось кружевом вокруг декольте, застежки с отделкой или декоративными драгоценными камнями.
Генриетта Мария Английская была открыто католической королевой в протестантской Англии. У нее было несколько больших украшенных драгоценностями крестов.
и любила прикреплять их к своей одежде, чтобы показать свою веру.
2. Иероним Янссен: «Карл II танцует на балу при дворе» :
Этот новый стиль имеет форму двух треугольников, сходящихся на одном конце. Верхний треугольник символизирует прямую Кармен.
декольте от плеча до плеча и кончик, где он встречается с нижним, является узкой талией. Два других конца нижнего треугольника — это левый и правый края подола юбки. №
Низкое декольте довольно открытое, так как обнажает (если его не прикрыть платком) часть бюста, приподнятую и подчеркнутую туго зашнурованными и жесткими корсетами. Обычно лиф украшен
(золотая) тесьма, идущая от середины выреза горловины и из-под пройм рукавов к остроконечному краю лифа. Как правило, юбка тоже подстрижена. Рукава сделаны из того же
ткани, как лиф и юбка, и довольно свободного покроя, заканчиваясь на запястье или ниже локтя кружевными манжетами или льняными оборками. Кроме того, было модно носить рукава, вырезанные в виде вираго.
фасон: свободные рукава с цветными лентами. Ленты, туго завязанные вокруг широких рукавов, создают впечатление рукавов, состоящих из нескольких «тканевых полотен».
яйца». Использованы мягкие цвета и пастельные оттенки. Украшением были броши и корсажные украшения.
Голландским изобретением был Matinee, очень свободная куртка для домашней одежды. Доходящие до бедер куртки, как правило, изготавливались из цветной ткани и по швам обшивались мехом. Вермеер написал несколько картин, изображающих женщин с желтым утренником.
Простая голландская мода быстро сменилась на более изысканный стиль после того, как французский двор снова начал доминировать в вопросах моды (Французская королева Анна долгое время носила траур). Лиф был
расширен треугольной частью спереди. Она шнуровалась поверх этой части или закрывалась клипсами.
Эта новая деталь получила название гаустер . Платье распахнулось спереди под талией и под ними были видны красивые юбки. Эти два предмета одежды назывались Manteau и Jube. Не остались без изменений и рукава; они значительно подтянулись, доходило до локтя и заканчивалось оборками из тонкого кружева, называемого Engageants .
Аксессуары:
Аксессуары зависели от сезона: летом носили вуаль, чтобы защитить кожу лица, и использовали вентилятор, чтобы охладиться. в то время как зимой женщина выходила бы, например, с меховая муфта, капюшон и маска. Эта маска закрывает лицо от носа до лба (вероятно, обвязанная вокруг головы нитками) с отверстиями для глаза и придает владельцу на наш сегодняшний вкус намек на таинственность.
Фрагмент из: Интерьер с художником, читающей женщиной и подметающей горничной, Питер Янссенс Элинга, ок. 1665 — 70, Штедель, Франкфурт. Женщина носит красные тапочки и подобную горничной обувь. фото Нины МёллерОбувь:
Каблук не утратил своей популярности, но медленно сместился к середине стопы. Следовательно, угол, который стопа описывает с увеличенным полом — отсутствие существующей стельки и почти отсутствие анатомической формы приводят к наклону всей стопы, а не только пятки, как сегодня. Носки, используемые для быть ужасно остроконечными, и ходьба в них была очень болезненной для владельца. Вырезы были популярным элементом и характерны для того времени.
Обувь застегивалась на пряжку, перевязывалась тесьмой или просто надевалась. Те, кто мог себе это позволить, шили обувь. из тонких материалов, таких как высококачественная кожа, бархат или дамасская ткань. Декоративные элементы еще больше увеличили роскошный вид. Латины с высоким каблуком-плато, используемые для защиты тонкой обуви от грязь и грязь на улицах.
Портрет Донны Марии Морено-и-Буэнавентура, Мексика, ок. 1760 г. (платье уже в стиле рококо, но муш очень хорошо просматривается). Художественный музей Феникса, Аризона, США. фото Нины Мёллер Красота:
Вопреки распространенному мнению, люди регулярно купались, если могли себе это позволить, или хотя бы мылись. При этом общее состояние домов и городов без надлежащей канализационной системы, а также поверхностные знания во всем, что касается медицины, способствовали распространению эпидемий. Эпидемии оспы были особенно беспощадными, убивая многочисленных людей и оставляя у выживших шрамы. Для их покрытия использовались декоративные штукатурки. Существовала любая форма, даже маленькая карета. Вскоре функция была расширена. Они стали средством коммуникации: черный бархатный пластырь под названием муш , нанесенный на подбородок, означал осмотрительность, в уголке рта — болтливость, а на губах — наслаждение целовать.
Это довольно клише, что напудренные парики и лица, белые от макияжа, — это барокко. Это было отнюдь не так, припудренный парики появились только в эпоху рококо. Мейк-ап использовали многие, без сомнения, но более тонко, чем поп-культурный стереотип, а не в шутовском белом лице с красными щеками. путь.
Генриетта Мария, Антонис ван Дейк, около 1632/5 г. (flickr, рисунок Лисби)Волосы:
После первой четверти XVII века модные замужние женщины уже не желали прятать свои замысловатые прически под чепцами и стали носить волосы. непокрытые или с большой (черной) шляпой. Волосы обычно делились пробором посередине и падали локонами по обеим сторонам головы (длиной до плеч). Некоторым женщинам рисовали верхний слой волос. прямо на затылок в прическу с плоским верхом, перевязанную декоративными бантиками, а остальные волосы ниспадали до плеч аккуратными мелкими кудрями. Лицо было обрамлено жребием из мелких завитков.
К середине 17 века с обеих сторон были добавлены дополнительные волосы, чтобы добиться еще большего полнота. Другой способ заключался в том, чтобы заплести волосы и заколоть их. В Испании сложилась очень объемная прическа: волосы завивались, начесывались назад, поддерживались накладными волосами и проволочными конструкциями. и, наконец, устроен так, чтобы выглядеть как полукруг волос вокруг головы, оставляющий лицо снаружи (изображение под текстом, Инфанта Мария Терезия). Эту прическу раньше украшали всевозможными розеток, бантов и драгоценных камней.
Ювелирные изделия:
Темные ткани, естественно, были отличной основой для сложных украшений из драгоценных камней и драгоценных металлов. С мягкими пастельными оттенками жемчуг идет очень хорошо. Очень модными были украшения для корсажа, называемые по-французски « devant le corsage », большие украшения, которые прикалывались к корсажу. Орнаменты были сделаны из драгоценный металл, украшенный драгоценными камнями и усыпанный жемчугом, и обычно имели символическое значение или были подарками от членов семьи. Некоторые изделия были сделаны особенно искусно, с цветами или драгоценными камнями. сидящие на волосах, прикрепленных к украшению, которое затем двигалось и блестело при каждом движении владельца. Техника огранки драгоценных камней усовершенствовалась так, что блеск и преломление света были лучше и камни блестели красивее. Ношение миниатюрных портретов также было очень популярно, например. в медальонах.
Узоры:
Nehelenia Patterns np800 Выкройка платья 1660-х годов
— Обратите внимание, что этот список не претендует на полноту и не является рекламой. Он был составлен исключительно в ознакомительных целях. Кроме того, нет оценка моделей подразумевается или предназначена —
Ключевые слова: эпохи, мода, платье, платье, костюм, история, эпоха, жемчуг, волосы, украшения, украшения, красота, туфли, латы, Генриетта, Мария, Анна Датская, колёсный фартингейл, ерш, Engageants, корсаж, Manteau, Jube, Vandyke воротник, 1575-1720, кружева, муше, Питер Пауль Рубенс, Рубенс, аксессуары, искусство, живопись,узоры, шитье, муш, оспа, гигиена, купание, ткань, материал, кармен, рембрандт, нидерланды, голландцы, рококо
© Нина Меллер
12.
2: Опера эпохи барокко- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 165671
Вероятно, самым важным вкладом в музыку и драму эпохи барокко (1600-1750) является опера. Operas — это постановочные драмы, которые поются от начала до конца. Традиционно они посвящены очень серьезной теме, очень часто греческой трагедии. Опера как невероятно дорого собрать: певцы, оркестры, сценографы, художники по костюмам, осветители, музыкальные режиссеры и тренеры по актерскому мастерству собираются вместе, чтобы устроить гигантское зрелище для публики, интересующейся музыкой и драмой. Обычно в опере есть два разных аспекта: либретто , то есть текст (как сценарий), часто пишется кем-то кроме композитора . Либреттисты часто работают с композитором, который кладет текст на разную музыку. Самая ранняя сохранившаяся опера датируется 1607 годом: « Орфей » Монтеверди, изображающая греческую трагедию об Орфее, греческом поэте и музыканте, чья жена Эвридика была убита змеями. Орфей пел самые заунывные песни, которые подействовали на многих греческих богов, сжалившихся над ним; они посоветовали ему отправиться в Подземный мир и забрать ее душу. Опера Монтеверди, изображающая путешествие Орфея, помогла подготовить почву для будущих опер.
Подобно кантате (вспомните главу 11.4), оперы содержат ряд различных типов музыки:
Увертюра : чисто инструментальное вступление ко всей опере. Поскольку оперы рассматривались как «общественные мероприятия», перед спектаклем собиралось и смешивалось много людей. Увертюры обычно были способом заставить людей занять свои места, чтобы дать им понять, что представление вот-вот начнется. В отличие от увертюр в музыкальном театре, увертюры эпохи барокко исполняли , а не играют «попурри» из важных тем; обычно это была просто инструментальная музыка, не имеющая отношения к музыке, которая еще не была создана.
Ариас . Это более лиричный и выразительный тип песни, исполняемой в опере. Это ария, в которой персонажи часто выражают свои самые глубокие эмоции, подобно монологу в пьесе, где персонаж занимает центральное место и произносит «речь» перед публикой. Арии обычно повторяют один и тот же текст снова и снова, потому что в действительности наше внимание сосредоточено на 9-й строке.0167 музыка. Слово ария переводится как воздух , много чего нужно для того, чтобы петь эти длинные лирические мелодии! Часто арии гомофонны по фактуре: то есть единая мелодия с инструментальным сопровождением. Это делается для того, чтобы зрители могли понять поемый текст.
Речитатив . Эти песни обычно намного короче арий и используются для продвижения диалога вперед. Персонажи будут разговаривать друг с другом, используя речитативы, что переводится как «декламировать» (например, декламировать свои строки). Из-за этого оркестр используется очень экономно, играя несколько аккордов тут и там, а певцы звучат больше так, как будто они говорят, чем поют. Как и в ариях, речитативов обычно 9.0010 гомофонный по текстуре.
Хоры . В древнегреческих трагедиях часто был хор, который рассказывал или комментировал разворачивающиеся события. В отличие от арии и речитатива, припевы часто включают полифонических фактур , что позволяет композитору продемонстрировать свое мастерство контрапункта.
(вверху): картина 18-го века с изображением Королевского театра Турина (до его разрушения и восстановления) работы Пьетро Доменико Оливьеро. Общественное достояние
Генри Перселл
Дидона и Эней.
Портрет Генри Перселла работы Джона Клостермана — [1], общественное достояние.
Многие оперы эпохи барокко были написаны на итальянском, немецком или французском языках . Английская публика относилась к опере довольно враждебно в 1600-х годах, потому что в Англии были такие сильные традиции устного театра (во многом благодаря Шекспиру). Таким образом, опера, которую мы здесь рассмотрим, представляет собой аномалию: Генри Пёрселл (1659 г.-95) был английским композитором, написавшим только одну оперу — « Дидона» и « Эней », — но она до сих пор считается одной из величайших сохранившихся опер в стиле барокко. История уходит корнями в греческую трагедию о Дидоне, царице Карфагена, Энее, троянском принце, и Белинде, служанке Дидоны. Очень краткое изложение сюжета звучит так: после событий Троянской войны Эней выполняет данное богам обещание отправиться в Италию, чтобы основать город Рим. Они приземляются в Карфагене (северная оконечность Африки), где он встречает и влюбляется в Дидону. Эней решает отказаться от своих планов по основанию Рима, чтобы жениться на Дидоне. Ведьма, замаскированная под бога-посланника Меркурия, обманом заставляет Энея уйти, что он и делает. В ответ на его внезапный отъезд Дидона кончает жизнь самоубийством, выпив яд, но не раньше, чем споет один из самых известных речитативов и арий литературы барокко, который также упоминается как «Плач Дидоны».
Посмотрите это видео о феноменальном исполнении Маленой Эрлман песни «Плач Дидоны». Вы заметите, что оркестр очень маленький: в основном струнные и клавесин — вот все, что здесь аккомпанирует певцам.
Текст представлен ниже (также поется на английском языке). Она начинает с речитатива (см. ниже): обратите внимание, как быстро она пропевает этот отрывок, когда говорит Белинде, что умирает. Оркестр в этом отрывке играет очень мало, а ее речь очень слоговая. Закончив речитатив, она начинает петь арию «Когда меня положат в землю». Вы заметите, насколько выразительнее эта песня: здесь она поет гораздо лиричнее, много раз повторяет одну и ту же строчку. После ее смерти хор начинает петь припев, оплакивая смерть их Королевы. Когда вы закончите просмотр этой сцены, посмотрите видеопрезентацию, в которой еще больше подчеркиваются различные музыкальные различия между разными типами песен в опере.
Речитатив (в исполнении Дидоны): Твоя рука, Белинда… Меня заслоняет тьма;
на груди твоей позволь мне отдохнуть;
больше я бы хотел, но Смерть вторгается в меня:
смерть теперь желанный гость!
Ария (в исполнении Дидоны) «Когда меня положат, положат в землю,
пусть мои обиды не создадут беды,
не беда в твоей груди
Помни меня, но ах! Забудь мою судьбу»
12.