Модернизм | Понятия и категории
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца 19 века; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. Мане, Ш. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения – как живописного, так и литературно-поэтического – становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»)…
Tags:
Искусство
МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в религии — течение, сторонники которого считают необходимым приспособление религиозного вероучения к уровню современной науки и к новым явлениям в общественной жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии.
Tags:
Религия
МОДЕРНИЗМ — в литературе это термин, означающий одно из художественных направлений XX века, связанное с отходом от каких-либо существующих ранее принципов и предполагающее свободу, а также стремление к постижению нового. Также понятие модернизм часто употребляется для обозначения целой группы стилистических современных течений (например, символизм, экспрессионизм, футуризм и т.д.).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.
Tags:
Литература
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от франц. moderne — современный) — противоположное традиционализму идейно-теоретическое течение в рамках той или иной религии, отражающее необходимость ее изменения и развития, один из видов приспособления религии и церкви к новым общественно-историческим условиям, изменившимся духовным потребностям людей, включая и религ.
Tags:
Религия
МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы «вещи-в-себе» выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено:
Tags:
Искусство
МОДЕРНИЗМ — общее наименование художественно-эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, фу-туризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно пере-осмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям.
Tags:
Искусство
МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme — обновление) — общее наименование направлений в литературе, культуре, искусстве, для которых характерны отрицание классических, традиционных форм, разрыв с реализмом, поиск новых эстетических подходов (абстракционизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, авангардизм).
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 285.
Tags:
Искусство
МОДЕРНИЗМ, -а, м. (кон. XIX — нач. XX вв.). Общее название разных направлений в литературе и искусстве конца XIX — начала XX вв., провозгласившее разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Классический модернизм. Образец модернизма. Модернизм — ведущее направление в архитектуре XX в., возникшее на основе технических достижений XIX в. течения модернизма.
Tags:
Искусство
МОДЕРНИЗМ — широкое общекультурное явление, согласно которому наука, мораль и искусство представляют собой самостоятельные сферы культуры и каждое из них должно развиваться в соответствии со своей спецификой и логикой собственного развития. Термин «М.» возникает в раннем средневековье. Модернистами называли христиан, не согласных с каноническим текстом Священного Писания и предлагавших новые, отличные от утвержденной церковью его версии. Чаще всего, однако, под М. имеют в виду искусство конца XIX — первой половины XX в. Принято считать, что М.
Tags:
Культура
Искусство
Этика
Эстетика
Что такое модернизм
Содержание статьи:
- 1 Модернизм – что значит это слово?
- 2 Модернизм в искусстве
- 3 Модернизм в изобразительном искусстве
- 4 Модернизм в литературе
- 5 Модернизм в архитектуре
- 6 Модернизм в музыке
Модернизм – что значит это слово?
Модернизм (с лат. modernus — «современный») — течение конца XIX — начала XX века, затронувшее все сферы искусства. Отличительной чертой модернизма стал отказ от традиций прошлых лет и постоянный поиск новых методов в творчестве.
Модернизм в искусстве
Модернизм оказал огромное влияние на все искусство в целом. Перемены, которые наступили в это время, не просто изменили некоторые жанры, но перевернули саму парадигму искусства. Претерпев стадию полного неприятия, модернистские течения доказали свою состоятельность, и заняли доминирующее положение в европейской живописи, музыке, литературе и архитектуре на целый век.
К модернизму причисляют:
- австрийский сецессион;
- французский ар нуво;
- русский модерн;
- немецкий югендстиль;
- бельгийский стиль Велде;
- итальянский растительный стиль.
Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм в живописи наиболее богат на направления.
- Фовизм — стиль буйства красок. Картины фовистов соответствуют изначальному значению слова, являясь дикими, выразительными, провокационными.
- Сюрреализм — следуя по стопам Босха, сюрреалисты наполняют свои картины десятками нереальных символов, которые служат метафорами чего-то, что существует в реальности. Многие работы напоминают сны и галлюцинации. По своим глубинным характеристикам сюрреализм схож с символизмом.
- Дадаизм — предтеча постмодерна. Также, как Первая мировая война разрушила города и судьбы миллионов, картины дадаистов стремились разрушить эстетизм изобразительного искусства. Разочаровавшись в самой ценности культуры, дадаисты с присущим им цинизмом разрушают каноны рисунка.
- Импрессионизм — целью течения было по-новому отразить изменчивость и непостоянство мира, используя новые художественные приемы и сочетания красок. Их легко можно отличить по присущей картинам вибрации.
- Экспрессионизм — главная идея не в точном изображении действительности, а в передаче собственного эмоционального состояния художника. Все восприятие субъективно и неразрывно с индивидуумом.
- Футуризм — отвергая разложение объектов на составляющие, футуристы стремились передать динамичность нашего мира. Их картины полны геометрии: спиралей, зигзагов, конусов и острых углов. Лучше всего для футуристов подходили плакаты и афиши.
Художники модернизма:
- П. Пикассо;
- П. Сезанн;
- В. ван Гог;
- П. Гоген;
- А. де Тулуз-Лотрек.
В России:
- М. Врубель;
- Л. Бакст;
- М. Шагал;
- В. Кандинский.
Модернизм в литературе
Значительное влияние на литературу оказали ужасы Первой мировой войны. Военная тематика и описания потерянного поколения ярче всего видны в романах Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Черный обелиск», Э. Хэмингуэя «Прощай, оружие» и К. Воннегута «Бойня №5».
Для модернизма характерно влияние философии и психологии. Идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и К. Юнга можно отыскать в произведениях множества литераторов того времени.
Писатели модернисты:
- В. Вулф;
- Ф. Кафка;
- Д. Конрад;
- У. Фолкнер;
- Ш. Бодлер.
В России:
- А. Ахматова;
- М. Цветаева;
- А. Белый;
- Ф. Достоевкий.
Модернизм в архитектуре
Начало XX века — время внедрения модернизма в архитектуру. В этот период на смену прошлым стилям приходит полное обновление конструкций и самой формы архитектурных объектов. В Германии на первый план выходит баухаус, в России — рационализм и конструктивизм.
Общие популярные стили для всей Европы:
- интернационализм;
- брутализм;
- функционализм;
- ар-деко.
Известные архитекторы модернизма:
- Р. Нойтра;
- А. Аалто;
- О. Нимейер;
- Л. Мис ван Дер Роэ;
- Ле Корбюзье.
Модернизм в музыке
Характерной чертой музыкального модернизма было повышенное внимание к общемировому научному культурному прогрессу. Музыканты стремились изменить сам облик музыки, внедряя в свои произведения инновационные приемы, не используемые ранее. Для модернистов от музыки характерна позитивная оценка популяризации в общества массовости культуры и тенденции к урбанизации.
Переходным этапом от романтизма к модернизму считают творчество Густава Малера. Среди других влиятельных композиторов модернизма:
- К. Дебюсси;
- Р. Штраус;
- Р. Отторино;
- Б. Бенджамин;
- Я. Сибелиус.
В России:
- С. С. Прокофьев;
- Д. Д. Шостакович;
- И. Ф. Стравинский;
- А. Н. Скрябин.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Модернизм | Определение, характеристики, история, искусство, литература, период времени, постмодернизм и примеры
Джакомо Балла: динамика собаки на поводке
Смотреть все медиа
- Дата:
- в. 1890 — г. 1950
- Значительные работы:
- Пустошь Поминки по Финнегану Четыре квартета Авессалом, Авессалом! Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока
- Похожие исполнители:
- Вирджиния Вульф Т.С. Элиот Уильям Фолкнер Джозеф Конрад Джеймс Джойс
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Что такое модернизм?
В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, танце и музыке модернизм был разрывом с прошлым и одновременным поиском новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 века.до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.
Что сделал модернизм?
Все виды искусства искали аутентичный ответ индустриализации и урбанизации конца 19 века. В литературе модернистские писатели, такие как Генри Джеймс и Вирджиния Вулф, отказались от традиционной преемственности, вместо этого используя повествование в виде потока сознания. Такие художники, как Эдуард Мане, отказались от унаследованных представлений о перспективе и моделировании. Архитекторы искали уникальные формы для новых технологий. Хореографы восстали как против балетных, так и против интерпретационных традиций, а композиторы использовали непроверенные подходы к тональности.
Где сегодня модернизм?
Ученые предполагают, что модернизм закончился где-то после Второй мировой войны, между 1950-ми и 1960-ми годами. Во всех искусствах произошли заметные сдвиги: писатели обратились к иронии и самосознанию; визуальные художники сосредоточились на процессе, а не на готовом продукте; постмодернистские архитекторы использовали украшение ради украшения; хореографы заменили обычные танцевальные шаги простыми движениями, включая перекатывание, ходьбу и прыжки; а композиторы отказались от таких традиционных формальных качеств, как гармония, темп и мелодия.
Модернизм , в изобразительном искусстве разрыв с прошлым и одновременный поиск новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19-го до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны. достижения в науке и социальных науках (например, теория Фрейда), модернисты чувствовали растущее отчуждение, несовместимое с викторианской моралью, оптимизмом и условностями. Новые идеи в психологии, философии и политической теории вызвали поиск новых способов выражения.
Модернистский импульс подпитывается в различных литературах индустриализацией и урбанизацией, а также поиском подлинного ответа на сильно изменившийся мир. Хотя довоенные произведения Генри Джеймса, Джозефа Конрада и других писателей считаются модернистскими, модернизм как литературное движение обычно ассоциируется с периодом после Первой мировой войны. Чудовищность войны подорвала веру человечества в основы западного общества и культуры. , а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и фрагментации. Основная тема Т.С. Длинное стихотворение Элиота «Бесплодная земля » (1922 г. ), оригинальное модернистское произведение, представляет собой поиск искупления и обновления в стерильном и духовно пустом ландшафте. Поэма с фрагментарными образами и неясными аллюзиями типична для модернизма тем, что требует от читателя активной роли в интерпретации текста.
Элиот не был доминирующим голосом среди модернистских поэтов. В Соединенных Штатах Роберт Фрост и Карл Сэндберг выразительно описали регионы — Новую Англию и Средний Запад соответственно, — в которых они жили. Гарлемский ренессанс породил богатый кружок поэтов, среди которых были Каунти Каллен, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей и Элис Данбар Нельсон. Гарриет Монро основала Poetry в Чикаго в 1912 году и сделал его самым важным органом поэзии не только в Соединенных Штатах, но и во всем англоязычном мире. В 1920-е годы Эдна Сент-Винсент Миллей, Марианна Мур и Э. Э. Каммингс выразили в своей поэзии дух революции и экспериментирования.
Викторина «Британника»
Современное искусство: кто его создал?
Если вы хотите улучшить свою игру в области современного искусства, эта викторина для вас.
Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской литературы. Это чувство может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Оно может порождать нигилистический, деструктивный импульс или выражать надежду на перспективу перемен. Ф. Скотт Фицджеральд разрушил американскую мечту в Великий Гэтсби (1925), Ричард Райт разоблачил и атаковал американский расизм в Родной сын (1940), Зора Нил Херстон рассказала историю трех браков чернокожей женщины в Их глаза смотрели на Бога (1937), а ранние романы Эрнеста Хемингуэя « И восходит солнце» (1926) и Прощай, оружие (1929) сформулировали разочарование потерянного поколения. Тем временем Уилла Катер рассказывала обнадеживающие истории об американской границе, расположенной в основном на Великих равнинах, в О пионеры! (1913) и Моя Антония (1918), Джон Стейнбек изобразил трудную жизнь рабочих-мигрантов в О мышах и людях (1937) и Гроздья гнева (1939), а Уильям Фолкнер использовал поток монологи сознания и другие формальные приемы, позволяющие порвать с прошлой литературной практикой в «Шум и ярость » (1929).
По ту сторону Атлантики издание романа Улисса ирландского писателя Джеймса Джойса в 1922 года стало знаковым событием в развитии модернистской литературы. Плотный, длинный и противоречивый роман подробно описывает события одного дня из жизни трех дублинцев с помощью техники, известной как поток сознания, которая обычно игнорирует упорядоченную структуру предложений и включает фрагменты мыслей в попытке уловить поток персонажей. ‘ мыслительный процесс. Некоторые части книги считались непристойными, и Улисс был запрещен в течение многих лет в англоязычных странах. Другие европейские модернистские авторы, чьи работы отвергли хронологическую и повествовательную преемственность, включали Вирджинию Вульф, Марселя Пруста и американскую эмигрантку Гертруду Стайн.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Термин «модернизм» также используется для обозначения литературных движений, отличных от европейских и американских движений начала и середины 20-го века. В латиноамериканской литературе Модернизм возник в конце 19 века в произведениях Мануэля Гутьерреса Нахеры и Хосе Марти. Движение, продолжавшееся до начала 20 века, достигло своего пика в поэзии Рубена Дарио. ( См. также американская литература; Латиноамериканская литература.)
Что такое модернизм?
Модернизм — это период в истории литературы, который начался примерно в начале 1900-х годов и продолжался до начала 1940-х гг. Модернистские писатели вообще восставали против четкой повествование и шаблонный стих 19 века. Вместо этого многие из них рассказали фрагментарные истории, которые отражали фрагментированное состояние общества во время и после Первая мировая война.
Многие модернисты писали свободным стихом, и они включали многие страны и культуры в своих стихах. Некоторые писали, используя многочисленные точки зрения или даже использовали «поток сознания». стиль. Эти стили письма еще раз демонстрируют, как рассеянное состояние общества сказалось на работе авторов того времени.
Эмили Дикинсон и Уолт Уитмен считаются матерью и отцом движения потому что они оказали самое прямое влияние на ранних модернистов. Через некоторое время после их смерти поэты-имажинисты стали приобретать все большее значение. Канадский университет Толедо Центр имеет богатую коллекцию стихов и критических произведений той эпохи.
Поэты-имажинисты обычно писали короткие стихи и тщательно подбирали слова, поэтому что их работа будет богатой и прямой. Движение началось в Лондоне, где группа поэтов встретилась и обсудила изменения, происходящие в поэзии. Эзра Паунд вскоре встретил этих людей и в конце концов познакомил их с Х.Д. и Ричард Олдингтоном в 1911 году. В 1912 году Паунд представил свою работу в журнал «Поэзия». После HD имя, он подписал слово «Imagiste», и именно тогда Imagiste был публично запущен. Два месяца спустя «Поэзия» опубликовала эссе, в котором обсуждаются три момента, которые Лондонская группа согласилась. Они считали, что при написании должны применяться следующие правила. поэзия:
- Прямая трактовка «вещи», будь то субъективная или объективная.
- Не использовать абсолютно ни одно слово, которое не способствует презентации.
- Что касается ритма: сочинять в последовательности музыкальной фразы, а не в последовательности метронома.
В номере следующего месяца двухстрочное стихотворение Паунда «На станции метро» был опубликован. Помимо ранее опубликованных работ Алдингтона и Х.Д., он иллюстрирует принципы имажинизма в том, что он прямой, написанный точными словами, и имеет музыкальный тон, который не зависит от определенного ритма:
На станции метро
Появление этих лиц в толпе;
Лепестки на мокрой черной ветке.
За следующие четыре года было опубликовано четыре антологии имажинистской поэзии. Они включали работа людей из этой лондонской группы (Паунд, Ф. С. Флинт, Х. Д. и Олдингтон), но они также содержали работы Эми Лоуэлл, Уильяма Карлоса Уильямса, Джеймса Джойса, Д. Х. Лоуренс и Марианна Мур.
Первая мировая война разразилась вскоре после расцвета имажинизма. Некоторые поэты, такие как Алдингтон, были призваны служить стране, и это затрудняло распространение имажинизма — как нехватка бумаги в результате войны. В конце концов, военные поэты, такие как Уилфред Оуэн популярность росла по мере того, как люди переключали свое внимание на состояние мира.
После окончания войны чувство разочарования росло, и стихи, подобные Т. С. Элиоту, «Бесплодная земля» показала, как изменилась поэзия. Это печально известное стихотворение содержит различные рассказы и голоса, которые быстро меняются от одной темы к другой. Этот стиль поэзия сильно отличалась от медленной и сосредоточенной поэзии имажинистов. Перейдите по этой ссылке, чтобы прочитать стихотворение полностью.
В течение нескольких лет многие писатели-модернисты уехали за границу. Был захватывающий эмигрант сцена в Париже, в которой участвовали Паунд, Джеймс Джойс, Гертруда Стайн и Мина Лой. Эти писатели устраивали и посещали литературные салоны. Такие поэты, как Э. Э. Каммингс, Харт Крейн, и Уильям Карлос Уильямс также иногда посещал эти салоны.
Не все поэты-модернисты следовали за писателями, проводившими революционные изменения в мир поэтики. Марианна Мур, например, писала стихи в определенной форме. Роберт Фрост однажды сказал, что писать верлибр было «все равно что играть в теннис без сети». Кроме того, писатели, которые приобрели популярность к концу модернистского были вдохновлены менее экспериментальными поэтами, такими как Томас Харди и У.