Экспрессионизм в литературе: определение, основные черты, писатели-экспрессионисты
Неординарное авангардистское направление, экспрессионизм, берет свое начало в середине 90-х годов 19 столетия. Родоначальником термина считается основатель журнала «Штурм» — Х. Вальден.
Исследователи экспрессионизма считают, что ярче всего он выразился в литературе. Хотя не менее колоритнее экспрессионизм проявился и в скульптуре, графике и живописи.
Новый стиль и новый миропорядок
С изменениями в общественном и социальном порядке начала 20 века, появилось новая направленность в искусстве, театральной жизни и музыке. Не заставил себя ждать и экспрессионизм в литературе. Определение этого направления не сложилось. Но литературоведы объясняют экспрессионизмом как большой массив разнонаправленных курсов и течений, развивающийся в рамках модернистского направления стран Европы начала прошлого века.
Говоря об экспрессионизме, практически всегда подразумевают немецкое течение. Высшей точкой этого течения называют плоды творчества «пражской школы» (немецкоязычной). В нее входили К. Чапек, П. Адлер, Л. Перуц, Ф. Кафка и др. При большом различии творческих установок этих авторов их связала заинтересованность к ситуации идиотически-нелепой клаустрофобии, мистическим, таинственным галлюциногенным сновидениям. В России это направление развивали Андреев Л. и Замятин Е.
Многих писателей вдохновлял романтизм или барокко. Но особо глубокое влияние немецкого символизма и французского (особенно Ш. Бодлера и А. Рембо) ощущал на себе экспрессионизм в литературе. Примеры из произведений любого автора-последователя показывают, что внимание к жизненным реалиям происходит через начала философского бытия. Известный лозунг адептов экспрессионизма – «Не падающий камень, а закон тяготения».
Пророческий пафос, присущий Георгу Гейму, стал узнаваемой типичной особенностью начала экспрессионизма как течения. Его читатели в стихах «Грядет большое умиранье…» и «Война» разглядели пророческое предсказание грядущей катастрофы в Европе.
Австрийский выразитель экспрессионизма Георг Тракль с совершенно небольшим стихотворным наследием оказал огромное воздействие на все немецкоязычную поэзию. В стихах Тракля были символически усложненные образы, трагизм в связи с крахом миропорядка и глубокая эмоциональная сочность.
Рассвет экспрессионизма пришелся на 1914-1924 годы. Это были Франц Верфель, Альберт Эренштейн, Готфрид Бенн и другие авторы, которых колоссальные потери на фронтах убедили в твердых пацифистских убеждениях. Эта тенденция особенно ярко раскрывается в работах Курта Хиллера. Поэтический экспрессионизм в литературе, основные черты которого достаточно быстро захватили драматургию и прозу, вылились в знаменитую антологию «Сумерки человечества», вышедшую на суд читателя в 1919 году.
Новая философия
Основная философско-эстетическая идея последователей экспрессионистов была заимствована из «Идеальных сущностей» — теории познания Э. Гуссерля, и на признании интуиции «пупом земли» А. Бергсоном в его системе «жизненного» прорыва. Считается, что эта система способна преодолеть закоснелость философской материи в неостанавливающемся потоке эволюции.
Именно поэтому экспрессионизм в литературе проявляется как восприятие невыдуманной действительности как «объективной видимости».
Выражение «Объективная видимость» пришло из классических произведений немецкой философии и означало восприятие реальной действительности с картографической точностью. Следовательно с тем, чтобы очутиться в мире «идеальных сущностей», нужно снова противопоставить духовное материальному.
Эта идея очень похожа на идейную мысль символистов, в то время как экспрессионизм в литературе ориентируется на бергсоновский интуитивизм, и поэтому ищет смысл бытия в жизни и иррациональном. Жизненный прорыв и глубокое чутье на уровне интуиции объявляются наиглавнейшим оружием в сближении с духовной космической реальностью. При этом экспрессионисты утверждали, что мир материального (то есть внешний мир) исчезает в личном экстазе и безумно близка становится разгадка многовековой «тайны» бытия.
Экспрессионизм в литературе 20 века ярко отличается от течений сюрреализма или кубизма, развивавшихся чуть ли не параллельно. Патетика, причем, социально-критическая, делает выгодным различие между произведениями экспрессионистов. Они пестрят протестами против расслоения общества на социальные слои и войн, против затравленности человеческой личности общественными институтами и социальными. Иногда авторы-экспрессионисты эффектно прорисовывали образ революционного героя, выказывая тем самым мятежные настроения, выражающие мистически жуткий ужас перед непреодолимой неразберихой бытия.
Кризис миропорядка как бытия в произведениях экспрессионистов выражал себя как главное звено апокалипсиса, который, двигаясь с огромной скоростью, обещает поглотить и человечество, и природу.
Идейное зарождение
Экспрессионизм в литературе выделяет запрос на пророчество универсального характера. Именно это и требует обособленности стиля: необходимо поучать, призывать и декларировать. Только так, избавившись от прагматичной морали и стереотипов, адепты экспрессионизма пытались высвободить в каждом человеке буйство фантазии, углубить чувствительность и усилить влечение ко всему тайному.
Может, поэтому экспрессионизм взял свое начало с объединения группы художников.
Историки культуры полагают, что год зарождения экспрессионизма – 1905-й. Именно в этом году в германском Дрездене произошло объединение единомышленников, назвавших себя группой «Мост». Под ее началом сошлись студенты-архитекторы: Отто Мюллер, Эрих Хекель, Эрнст Кирхнер, Эмиль Нольде и др. А к началу 1911 года заявляет о себе легендарная группа «Голубой всадник». В нее входили влиятельные художники начала ХХ века: Франц Марк, Август Маке, Пауль Клее, Василий Кандинский и др. Группа издавала одноименный альманах с марта 1912 года, в котором рассказывала о новейших творческих пробах новой школы, формулировала цели и ставила задачи своего направления.
Представители экспрессионизма в литературе сомкнулись на базе журнала «Акцион» («Действие»). Первый номер вышел в Берлине в начале 1911 года. В нем участвовали поэты и пока еще не известные драматурги, но уже яркие бунтари этого направления: Толлер Э., Франк Л., Бехер И. и др.
Черты экспрессионизма колоритнее всего проявились в немецкой литературе, австрийской и русской. Французские экспрессионисты представлены поэтом Пьером Гарнье.
Поэт-экспрессионист
Поэту этого направления досталась функция «Орфея». То есть он должен быть магом, который, борясь с неподчинением костной материи, приходит к внутренней истинной сути происходящего. Главное для стихотворца — сущность, появившаяся изначально, а не само реальное явление.
Поэт – это высшая каста, высшее сословие. Он не должен участвовать в «делах толпы». Да и прагматизм, и беспринципность должны напрочь в нем отсутствовать. Именно поэтому, как полагали основатели экспрессионизма, поэту легко достичь вселенской затягивающей вибрации «идеальных сущностей».
Исключительно культ обожествленного акта творчества адепты экспрессионизма называют единственно верным способом модифицировать мир материи, чтобы подчинить его.
Из этого следует, что истина стоит выше красивости. Тайные, сокровенные знания экспрессионистов облекаются в фигуры со взрывной экспансивностью, которая создается рассудком как бы в состоянии алкогольного опьянения или галлюцинаций.
Творческий экстаз
Творить для адепта этого направления – это создавать шедевры в состоянии напряженной субъективности, которая основана на состоянии экстаза, импровизации и переменчивом настроении поэта.
Экспрессионизм в литературе – это не наблюдение, это неутомимое и неспокойное воображение, это не созерцание объекта, а экстатическое состояние видения образов.
Немецкий экспрессионист, его теоретик и один из лидеров Казимир Эдшмид считал, что настоящий поэт изображает, а не отражает действительность. Поэтому, как следствие, литературные произведения в стиле экспрессионизм являются итогом сердечного порыва и объектом для эстетической услады души. Экспрессионисты не обременяют себя заботой об утонченности выражаемой формы.
Идейной ценностью языка художественной выразительности у экспрессионистов является искажение, а зачастую и гротеск, который появляется вследствие дикого гиперболизма и постоянной битвы с сопротивляющейся материей. Подобное искажение не только деформирует внешние черты мира. Оно придает эпатажности и поражает гротескностью создаваемых образов.
И здесь становится понятно, что главная цель экспрессионизма – реконструкция людской общности и достижение единства со Вселенной.
«Экспрессионистское десятилетие» в немецкоязычной литературе
В Германии, как и в остальных странах Европы, экспрессионизм проявился после яростных потрясений в общественно-социальной сфере, переполошивших страну в первом десятилетии прошлого века. В немецкой культуре и литературе экспрессионизм был ярчайшим явлением с 10 по 20 год ХХ века.
Экспрессионизм в немецкой литературе был откликом интеллигенции на проблемы, которые обнажили Первая мировая война, Ноябрьское движение революционеров в Германии и свержение царского режима в России в октябре. Прежний мир разрушался, а на его обломках появлялся новый. Писатели, на глазах которых проходило это преображение, остро ощутили несостоятельность существовавшего порядка и вместе с тем убожество нового и неосуществимость любого прогресса в новом обществе.
Немецкий экспрессионизм носил яркий, бунтарский, противобуржуазный характер. Но при этом, раскрывая несовершенство капиталистического строя, экспрессионисты раскрывали предлагаемую взамен, совершенно нечеткую, абстрактную и нелепую социально-политическую программу, способную возродить дух человечества.
Не до конца понимающие идеологию пролетариата, экспрессионисты верили в наступающий конец миропорядка. Гибель человечества и грядущая катастрофа – центральные темы произведений экспрессионистов периода начала Первой мировой войны. В особенности ярко это прослеживается в лирике Г. Тракля, Г. Гейма и Ф. Верфеля. Я. Ван Годдис отозвался на события, происходящие в стране и мире, стихом «Конец мира». И даже сатирические произведения показывают весь драматизм ситуации (К. Краус «Последние дни человечества»).
Эстетические идеалы экспрессионизма собрали под своим крылом очень разных по художественной стилистике, вкусам и политическим принципам авторов: от Ф. Вольфа и И. Бехера, принявших идеологию революционной перестройки общества, до Г. Йоста, немного позже ставшего стихотворцем при дворе третьего рейха.
Франц Кафка — синоним экспрессионизма
Франца Кафку справедливо называют синонимом экспрессионизма. Его убеждение о том, что человек живет в мире, который ему абсолютно враждебен, сущность человеческая не может побороть противостоящие ей институты, а, следовательно, достичь счастья нет возможности, является основной идей экспрессионизма в литературной среде.
Писатель считает, что нет повода у личности для оптимизма и, возможно, поэтому нет жизненной перспективы. Однако в своих работах Кафка стремился найти что-то неизменное: «свет» или «неразрушимое».
Автора знаменитого «Процесса» называли поэтом хаоса. Окружающий его мир был пугающе страшным. Франц Кафка боялся сил природы, которыми уже владело человечество. Его смятение и испуг легко понять: люди, подчинив природу, не могли разобраться с отношениями между собой. Кроме того, они сражались, убивали друг дружку, уничтожали селения и страны и не давали друг другу быть счастливыми.
От эпохи мифов зарождения мира автора мифов ХХ века отделяют почти 35 веков цивилизации. Мифы Кафки наполнены ужасом, отчаянием и безнадежностью. Судьба человека уже принадлежит не самой личности, а какой-то потусторонней силе, и она с легкостью отделяется от самого человека.
Человек, полагает писатель, — создание социальное (иначе и быть не может), но именно сформированное общественностью устройство бытия полностью извращает человеческую сущность.
Экспрессионизм в литературе 20 века в лице Кафки осознает и признает незащищенность и хилость человека от сформированных им же и более не контролируемых общественно-социальных институтов. Доказательство налицо: человек вдруг попадает под следствие (на защиту не имея прав!), или вдруг им начинают интересоваться «странные» люди, руководят коими малопонятные, и от того темные невежественные силы. Человек под влиянием общественно-социальных институтов достаточно легко ощущает свое бесправие, и затем весть остаток существования предпринимает безрезультатные попытки на дозволение жить и быть в этом несправедливом мире.
Кафка удивлял своим даром прозрения. Особенно ярко это выражено в работе (опубликованном посмертно) «Процесс». В нем автор предвидит новые сумасшествия ХХ века, чудовищные по своей разрушительной силе. Одно из них – проблема бюрократии, набирающая силу, как грозовая туча, затягивающая все небо, в то время как личность становится беззащитной незаметной букашкой. Действительность, настроенная агрессивно-враждебно, полностью разрушает в человеке личность, а, следовательно, мир обречен.
Дух экспрессионизма в России
Направление в культуре Европы, развивавшееся в первой четверти ХХ века, не могло не отразится на литературе России. Авторы, творившие с 1850 года по конец 1920-х, остро откликались на буржуазную несправедливость и социальный кризис этой эпохи, возникший вследствие Первой мировой войны и последующими реакционными переворотами.
Что же такое экспрессионизм в литературе? Кратко – это мятеж. Возмущение поднималось против обесчеловечивания общества. Оно, наравне с новым утверждением о бытийственной ценности духа человека, было близким по духу, традициям и обычаям к исконно русской литературе. Ее роль мессии в обществе выражалась через бессмертные произведения Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, через потрясающие полотна М.А. Врубеля и Н.Н. Ге, через обогативших весь мир В. Ф. Комиссаржевскую и А.Н. Скрябина.
Очень отчетливо прослеживается в недалеком грядущем большая возможность зарождения русского экспрессионизма во «Сне смешного человека» Ф. Достоевского, «Поэме экстаза» А. Скрябина, «Красном цветке» В. Гаршина.
Русские экспрессионисты искали универсальную целостность, в своих работах стремились воплотить «нового человека» с новым сознанием, чем оказывали содействие единению всему культурно-художественному обществу России.
Литературоведы подчеркивают, что экспрессионизм не оформился как самостоятельное, отдельное течение. Он лишь только проявлялся через обособленность поэтики и стилизации, зарождавшиеся в среде различных уже устоявшихся течений, чем делал их границы более прозрачными, и даже условными.
Так, скажем, экспрессионизм, рожденный в пределах реализма, вылился в творения Леонида Андреева, работы Андрея Белого вырвались из символистского направления, акмеисты Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут выпустили сборники поэтических произведений с яркой экспрессионисткой тематикой, и Владимир Маяковский, будучи футуристом, тоже писал в манере экспрессионизма.
Стиль экспрессионизм на русской земле
На русском языке впервые слово «экспрессионизм» «прозвучало» в чеховском рассказе «Попрыгунья». Героиня ошиблась, употребив «экспрессионисты» вместо «импрессионисты». Исследователи русского экспрессионизма полагают, что он тесно и всевозможно объединен с экспрессионизмом старой Европы, который сформировался на почве австрийского, но больше немецкого экспрессионизма.
Хронологически это течение в России возникло гораздо ранее и сошло на нет значительно позже «десятилетия экспрессионизма» в немецкоязычной литературе. Экспрессионизм в литературе России начался с издания рассказа Леонида Андреева «Стена» в 1901 году, а закончился перфомансом «Московского Парнаса» и группы эмоционалистов в 1925 году.
Леонид Николаевич Андреев — бунтарь русского экспрессионизма
Новое направление, очень быстро захватившее Европу, не оставило в стороне и русскую литературную среду. Отцом-основателем экспрессионистов в России считается Леонид Андреев.
В первых своих произведениях автор глубоко драматически анализирует окружавшую его действительность. Очень ярко это прослеживается в ранних произведениях: «Гараська», «Баргамот», «Город». Уже здесь можно проследить главные мотивы творчества писателя.
«Жизнь Василия Фивейского» и рассказ «Стена» вырисовывают скепсис автора в людской рассудок и крайний скептицизм. Во время своего увлечения верой и спиритуализмом Андреев пишет знаменитого «Иуду Искариота».
В начале революционных движений автор серьезно симпатизирует революционному движению, и как следствие появляются рассказы «Иван Иванович», «Губернатор» и пьеса «К звездам».
Спустя довольно небольшой промежуток времени творчество Андреева Леонида Николаевича делает резкий поворот. Это связано с началом революционного движения 1907 года. Писатель пересматривает свои взгляды и понимает, что массовые бунты, кроме больших терзаний и массовых жертв, ни к чему не приводят. Эти события описаны в «Рассказе о семи повешенных».
Рассказ «Красный смех» продолжает раскрывать взгляды автора на происходящие в государстве события. В произведении описываются ужасы военных действий на основе событий Русско-Японской войны 1905 года. Недовольные установившимся миропорядком герои готовы затеять анархический бунт, но с такой же легкостью могут спасовать и проявлять пассивность.
Более поздние произведения писателя пропитаны концепцией победы потусторонних сил и глубокой депрессией.
Post scriptum
Формально немецкий экспрессионизм как литературное течение сошел на нет к середине 20-х годов прошлого века. Однако он, как ни какой другой, оказал значительное влияние на литературные традиции следующий поколений.
Экспрессионизм | Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Содержание:
Экспрессионизм это направление в искусстве и литературе стран Запада первой четверти 20 века. Наибольшее развитие экспрессионизм получил в немецкой культуре, однако схожие веяния различимы в творчестве художников, музыкантов, кинематографистов, поэтов, драматургов других стран, включая США и Россию. Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х.Вальденом в 1911. «Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов.
Эстетика экспрессионизма
Эстетика экспрессионизма последовательно воплощала идею радикального изменения изобразительного языка, которое стало необходимостью перед лицом реальности 20 века, ознаменовавшейся глубокими сдвигами в мироощущении. Экспрессионизм принадлежал широкому художественному движению, обобщенно называемому авангардом. Оно возвестило пересмотр доминирующих представлений о творчестве как объективном постижении жизни, воссоздаваемой в пластичных, узнаваемых формах. Разрыв с традициями искусства 19 века, примат субъективности, эксперимента и новизны становятся общими принципами для экспрессионизма как художественного явления. Особую важность в этой программе приобретает отказ от требований изображать действительность правдоподобно. Этой установке экспрессионизм противопоставил подчеркнутую гротескность образов, культ деформации в самых разных ее проявлениях. Искусство экспрессионизма, пережившее свой взлет в годы первой мировой войны и сразу по ее окончании, говорило о мире, в котором разразилась катастрофа. Оно пронизано ощущением повседневной боли, неверием в разумность бытия, неотвязным страхом за будущее человека, чью жизнь направляют социальные механизмы, поминутно угрожающие ему бессмысленной гибелью. Искания экспрессионизма, на первый взгляд, ограниченные областью формальных нововведений, почти всегда обладают идеологической нацеленностью.
Основная задача экспрессионизма
Основной задачей экспрессионизма становится демонтаж понятий, верований, взглядов, иллюзий либерального характера, поскольку считается, что они выявили свою несостоятельность. Полагая, что искусство наших дней есть крушение натуралистичности и победа стиля, экспрессионизм не удовлетворился полемикой со сторонниками жизнеподобия, обычно принимавшей резкие формы. Отвергая этот принцип, экспрессионизм бросал вызов и стоявшему за ним восприятию мира как органичной целостности. Этому образу мира в творчестве последователей экспрессионизма противостоит неприятие гармонии, отождествляемой с равнодушием к кровоточащим коллизиям времени, и яркая эмоциональность композиции, в противовес бесстрастной уравновешенности «академических полотен. Нота тревоги, пристрастие к травмирующим метафорам проступали даже в чисто экспериментальных произведениях, созданных для доказательства излюбленной мысли экспрессионизма: искусство не имеет ничего общего с подражанием природе. Оно — особый мир, который сотворен в минуты гениального озарения, когда художник оказывается на зыбкой грани между видимым и ирреальным. Деформируя зримые пропорции, он обнаруживает за будничными явлениями высший, мистический и чаще всего болезненный смысл. Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М.
Пехштейном и Э.Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В.Кандинский. Как и близкие экспрессионизму швейцарец П.Клее и австриец О.Кокошка, Кандинский оказал сильное воздействие на живопись 20 века. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф.Ланга, Г.В.Пабста).
Экспрессионизм в литературе
В литературе экспрессионизм наиболее глубоко затронул поэзию и драматургию. Обоснованная в манифестах экспрессионизма цель постижения «скрытых сущностей» мира оказалась притягательной и для писателей, не во всем разделявших его эстетические позиции. Экспрессионизм объявил творчески бесплодными попытки воспроизводить в искусстве «живую жизнь». Была отвергнута и умозрительная схематичная образность прямых предшественников экспрессионизма — символистов.
Экспрессионизм в искусстве
В искусстве экспрессионизма жизнь надлежало не описывать, не подчинять абстрактным философским концепциям, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире. Позиция автора должна была быть выражена открыто, а способом воздействия становилась сама прямота и бескомпромиссность, с какой автор обнажал законы социальной механики и сокровенные человеческие побуждения, не страшась, что эффект окажется шоковым. Толкование искусства, предложенное экспрессионизмом, обнаружило свою родственность многим духовным и художественным устремлениям той эпохи. Поэтому отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф.Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919; «Превращение», 1916), Л.Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915; «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В.Маяковского. С историей экспрессионизма соотносятся и различные явления итальянской, польской, хорватской литератур, в которых на какое-то время значительной становилась роль авангарда.
Основные литературные свершения экспрессионизма
Основные литературные свершения экспрессионизма связаны с творчеством немецких писателей, отозвавшихся на первую мировую войну. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л.Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г.Кайзера, Э.Толлера, впоследствии — молодого Б.Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927; «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю.О’Нила («За горизонтом», 1920; «Косматая обезьяна», 1922). У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию. Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений. Человек чаще всего показан в его абсолютной зависимости либо от конфликтов, разыгрывающихся в окружающем мире — чужом, непонятном ему, но ощущаемом как враждебный, — либо от собственных несознаваемых всевластных побуждений, которые не имеют ничего общего с доктриной незыблемости этических норм и границ.
Конфликт плоти и души предстает как зеркальное отражение конфликта цивилизации и природы, которому мировая война придала и новую актуальность, и невиданный прежде драматизм. Почти неизменно присутствующая в драме обобщающая мысль о неисправимой порочности мира и приближающихся новых потрясениях, которые до неузнаваемости изменят его облик, придает театру экспрессионизма боевую левую направленность и открыто агитационное звучание. Художнику вменено в обязанность показать замаскированную истинную сущность и персонажей, и социальных явлений, которые ими олицетворены: Брехт подчиняет этой программе и свою поэзию. В произведениях экспрессионизма мир личности обычно остается крайне бледным и обедненным, т.к. герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор.
Кризис экспрессионизма в середине 1920-х и отход от него наиболее талантливых писателей были предопределены скудостью возможностей изображения человека, предоставляемых этой эстетической программой.
Слово экспрессионизм произошло от латинского — expressio, что в переводе означает — выражение.
Экспрессионизм – определение и литературные примеры
Будь то в письменной форме или в изобразительном искусстве, те, кто практиковал экспрессионизм, делали это для исследования духовной реальности. Их больше интересовало то, какую реальность создал разум, чем то, что было перед их глазами. Влияние одного на другое также было важной чертой их творчества.
Произношение экспрессионизма: ex-preh-shun-ehh-zum
Исследуйте экспрессионизм
- 1 Определение экспрессионизма
- 2 важные авторы экспрессионистского движения
- 3 Примеры экспрессионистской литературы
- 4 FAQS
- 5 Связанные литературные термины
- 6 Другие ресурсы
Определение экспрессионизма
Экспрессионизм был реакцией на реализм. Это исследование разума через литературу, изобразительное искусство, музыку и многое другое. Художники и писатели, которые практиковали его, в основном жили в Европе, особенно в Германии, и более подробно они рассматриваются ниже.
Термин «экспрессионизм» чаще всего применяется в литературе к группе немецких драматургов начала 20 века. Подобно Оскару Кокошке (тоже всеми любимому художнику) и Эрнесту Толлеру, эти авторы стремились осмысленно исказить реальность. Иногда их пьесы и пьесы их современников считают причудливыми, запутанными или странными.
Важные писатели экспрессионистского движения
- Эрнест Толлер: немецкий драматург-экспрессионист, известный своими революционными работами. Они принесли ему мировую известность.
- Георг Кайзер: известный немецкий драматург-экспрессионист, очень плодовитый при жизни. Одна из его самых известных пьес — « С утра до полуночи».
- Ренье Мария Рильке: иногда считается экспрессионистом, основанным на его романе «Записные книжки Мальте Лауридс Бригге». Он был опубликован в 1910 году и считается полуавтобиографическим.
- Якоб ван Хоббис: наиболее известен своей поэмой « Weltende» или «Конец света», опубликовано в 1911 году.
- Франц Кафка: работы Кафки, иногда считающиеся экспрессионистами, такие как «Превращение», искусно искажают реальность таким образом, что заставляют читателей глубже задуматься о природе жизни и о том, есть ли у нее цель.
- Малкольм Лоури: Роман Лоури « Под вулканом, », опубликованный в 1947 году, является прекрасным примером экспрессионистского романа. В нем рассказывается история британского консула в Мексике в День мертвых.
Образцы экспрессионистской литературы
«Преображенная ночь » Рихарда Демеля«Преображенная ночь » или «Verklärte Nacht» — одно из самых известных стихотворений Демеля. В нем поэт описывает мужчину и женщину, идущих рядом друг с другом. Последняя признается первой, что носит не его ребенка. Мужчина принимает это и ее страстный указ о свободе и разделяет его желание, чтобы ее ребенок «не был бременем для ее души».
Вот первые несколько строк стихотворения в переводе на английский язык:
Двое идут по голой, холодной роще;
Луна мчится вместе с ними, они в нее заглядывают.
Луна мчится над высокими дубами,
Ни одна туча не заслоняет свет с неба,
Туда, куда уходят черные концы ветвей.
Женский голос говорит:
Стихи Демеля вызывают всеобщее восхищение за его революционное отношение к натурализму и готовность решать социальные проблемы. Его страсть к жизни часто проявляется в его образах и содержании. Это конкретное стихотворение выражало отношение к жизни, любви и отношениям, которое, возможно, удивило многих читателей.
Ранняя весна Эрнста Штадлера«Ранняя весна» — интересное и часто читаемое стихотворение немецкого поэта-экспрессиониста Эрнста Штадлера. Стихотворение состоит всего из трех строф, но очень эффектно. Поэт описывает своего говорящего от первого лица, идущего по ночной дороге и движимого окружающим миром. Он чувствовал, что «Судьба… ждёт в гонимых ветром звёздах», а в его сердце «была буря свёрнутых флагов». Вот первая строфа:
Этой мартовской ночью я поздно вышел из дома.
Улицы шевелились от запаха весны и дождя из зеленых семян,
Ветер дул. Сквозь испуганный наклон домов я вышел далеко
На голую набережную и почувствовал, как к моему сердцу подступает новый удар.
Поэма включает в себя естественные образы, которые притягивают многих читателей, а также характерное для экспрессионистского движения духовное пробуждение. Именно последнее является наиболее важной частью этого произведения.
Battlefield by August StrammStramm был немецким поэтом, служившим во время Первой мировой войны. Погиб в бою 1 сентября 1915 года в рукопашной схватке. Перед смертью поэт написал одни из лучших немецких стихов о Первой мировой войне. « Battlefield» — короткая и мощная поэма, описывающая жизнь, смерть и последствия войны. Первые строки гласили:
Поддающийся комок усыпляет железо
Кровь сворачивает пятна там, где они сочились
ржавчина осыпается
В конце стихотворения поэт использует яркий образ. Он пишет: «Убийство на убийстве мелькает / в детских глазах». « Battlefield» — лишь одна из его многочисленных движущихся частей о войне. Другие включают «Военная могила» и «Гвардейская служба».
Я часто слышу во сне тявканье вампиров;
Они звучат так, словно смеется мрачная луна.
И я вижу глубоко в пустых пещерах
Свечи бездомных теней.
Что такое вся жизнь? Кратковременная вспышка факелов
Окруженная искаженными страхами из черной тьмы
И некоторые из них подходят уже близко
И тонкими руками тянутся к пламени.
Последние строки связывают белки глаз умершего человека с белым цветом мотыльков, которые так преследовали говорящего.
Часто задаваемые вопросы
Почему важен экспрессионизм?
Экспрессионизм важен, потому что он был реакцией против двух самых важных движений в истории, реализма и натурализма. Это был взрыв эмоций, который выделялся на фоне суровых, а иногда и обыденных примеров натурализма и реализма в литературном и художественном мире.
Что такое экспрессионизм в искусстве?
В искусстве экспрессионисты передают эмоции, а не реальность. Их больше интересует изображение того, что происходит в чьей-то голове, чем пейзаж или социальная ситуация. Но это не значит, что они не были вовлечены в политическую или социальную жизнь своего времени.
Какие элементы экспрессионизма?
Экспрессионистское искусство и литература, а также музыка и танец известны своими искаженными элементами, обращением к психологическим темам, духовными откровениями и готовностью дать отпор реализму и натурализму.
Кто такие известные экспрессионисты?
Некоторые из самых известных экспрессионистов в мире изобразительного искусства включают Эдварда Мунка, Эгона Шиле, Оскара Кокошку, Франца Марка и Эрнста Людвига Кирхнера. В литературном мире довольно известны такие немецкие писатели, как Эрнест Толлер и Георг Кайзер. Некоторые люди также считают Франца Кафку экспрессионистом.
Связанные литературные термины
- Литературный модернизм: возник в конце 19-го и 20-го веков. Он был в основном сосредоточен в Европе и Северной Америке.
- Акмеизм: литературное течение, возникшее в начале 1910-х годов в России. Движение также называют Гильдией поэтов.
- Эстетизм: литературное и художественное движение в 18-м и 19-м веках, которое сосредоточилось на важности красоты.
- Эдвардианский период: длился с 1901 по 1919 г.10, включает правление короля Эдуарда VII.
- Имажинизм: литературное течение начала 20 века.
Сторонники были заинтересованы в использовании точных образов и четкого языка.
- Потерянное поколение: группа писателей, которые достигли совершеннолетия во время Первой мировой войны и занимались социальными изменениями, которые принесла война.
Другие ресурсы
- Послушайте: что такое экспрессионизм?
- Часы: Теория искусства в движении: экспрессионизм
- Послушайте: Что такое абстрактный экспрессионизм?
Экспрессионизм в литературе и его характеристики
Экспрессионизм — художественное течение, зародившееся в Германии. Корни экспрессионизма можно проследить до конца 19 века и начала 20 века, когда художники находились под влиянием различных авангардных течений.
Экспрессионизм в литературе — это форма письма, которая подчеркивает крайние эмоции и внутреннюю работу человеческого духа. Этот стиль возник после Первой мировой войны, в 20 веке, как ответ на традиционные приемы реализма.
Писатели-экспрессионисты часто пессимистично относятся к человеческой природе и обществу, но их работы также могут вызывать мощные образы красоты и трансцендентности.
Истоки экспрессионизма
Экспрессионизм как литературное течение наиболее известен своим упором на субъективный опыт и отображение эмоций, а не на объективную реальность. Экспрессионизм зародился в таких странах, как Германия, где он послужил ответом на ужасы Первой мировой войны.
Это была реакция на реализм, господствовавший в девятнадцатом веке. Реализм был стилем литературы, который пытался представить реальность как можно более объективно и прямолинейно. Экспрессионизм, с другой стороны, подчеркивал субъективный опыт и эмоции.
Экспрессионизм впервые возник как движение в начале двадцатого века. Художники, которые первыми определили этот стиль, были из Восточной Европы и Германии, и многие из них получили образование в западных художественных школах. Они считали, что цель искусства — выразить свои чувства к обществу и жизни с помощью нетрадиционных средств, таких как искаженные фигуры и цвет, которые и дали название экспрессионизму.
Характеристики литературы, написанной в стиле экспрессионизма
Темы экспрессионистской литературы включают беспокойство, безумие и преследование. Темы часто преувеличены или искажены, чтобы вызвать у читателей сильные чувства. Писатели-экспрессионисты могут использовать такие особенности, как необычная пунктуация, нетрадиционные образы или густо нанесенная краска, чтобы вызвать эмоциональный отклик.
Читать о: Что такое основная концепция натурализма
Экспрессионистическое письмо характеризуется чувствами и эмоциями, которые передаются через форму слов. Автор часто передает ощущение замешательства или даже сумасшествия через искажение времени, пространства и реальности. Чувство ужаса или подозрения можно вызвать с помощью гротескных образов. Персонажи экспрессионистского текста могут быть иррациональными, деструктивными и далекими от общепринятой точки зрения.
Экспрессионизм — литературное течение, стремящееся передать эмоциональный опыт, а не физическую реальность. Писатели, использующие этот стиль, преувеличивают эмоциональное содержание произведения, часто искажая действительность, чтобы сильнее передать чувства или ощущения. Этот стиль был разработан немецким писателем-экспрессионистом Францем Кафкой.
Как определить произведение экспрессионистской литературы
Первый шаг — определить количество чувств, задействованных в литературном произведении. Если есть только один или два смысла, текст не экспрессионистичен. Он также должен быть жестким и жестоким. Если нет, то, вероятно, это не экспрессионистская работа. Экспрессионизм — это стиль, в котором художник преувеличенно передает свои чувства и эмоции. Это можно увидеть в искусстве, литературе и кино.
Например, вы видите картину с яркими цветами и искаженными линиями. Существует множество различных характеристик, на которые следует обращать внимание при идентификации экспрессионистского литературного произведения, таких как эмоциональный сюжет, искаженные образы и использование преувеличений.