Содержание

Театр барокко в искусстве XVII — первой половины XVIII века

Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. И самый зрелищный вид искусства — театр, имел большое распространение в 17-18 вв.

Тогда была распространена идея: мир — это театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек — к актеру. Поэтому в театре отражались самые различные взгляды и принципы мироустройства. Так, с помощью машинерии человеческие души могли перемещаться с земли на небо или в ад. Наверх отправлялся праведник, вниз — грешник.

Популярность театра объяснялась тем, что в нем синтезировались различные искусства — живопись, музыка, литература. Причем все они были равны. Если драматург считал, что он не достигает цели словом, он обращался к живописи, подбирая более выразительные костюмы и декорации. Если он полагал, что зрителю нужна эмоциональная разрядка, то он вводил в трагический сюжет музыкальный номер, танец. Нередко драматический спектакль начинался балетным прологом, где языком танца рассказывалось будущее содержание пьесы.

Были танцы амазонок, поварят, офицеров и др. Танцевали и аллегории: Смерть, Сластолюбие и др.

Главными элементами игры актера были голос и жест. Жесты и позы заимствовались из известных живописных произведений. Постановщики требовали от актеров «изящных телодвижений и изысканных положений членов тела».

Монологи и диалоги актеров звучали как девизы, как поясняющие стихотворные подписи под картинами.

Декорации приближали сцену к картине. Это были горы, леса, бушующее море, королевский дворец, городская площадь. Часто использовали элементы архитектуры.

Музыка входила в само действие, а так же в хоры и прологи пьес. В пьесах встречались целые интермедии.

Синтезируя, сплавляя живопись и слово, танец и музыку, театр предельно выражал основные особенности этих искусств, выявлял то общее, что существовало в них, представлял их взаимопроникновение, характерное для барокко.

Характерным признаком театра барокко было смешение натуралистического и абстрактного начал на театральной сцене. Это сказывалось на игре актеров, на постановке пьесы, на костюмах и даже пьеса имела реальный и символический смысл.

Иллюзия реальности на сцене создавалась театральной техникой, декорациями, аксессуарами, освещением. Картину реального создавали шумы, воспроизводящие на сцене грозу, бурю, морское волнение. На сцене использовалось подлинное оружие, повседневные костюмы, настоящие животные. Натуралистично изображались убийства, пытки. Зрелища ставились очень тщательно и пугали зрителей. Театральные теоретики запрещали такие сцены, «оскорбляющие душу зрителя чрезмерной жестокостью». Но орудия пыток, виселицы появлялись на сцене, ужасные преступления совершались на глазах у зрителей.

Следуя требованиям поэтики, драматурги иногда смягчали жестокие эпизоды, переносили их за сцену, или показывали их за прозрачным занавесом.

Но с таким реализмом сочеталась и условность. Так множество аллегорий действовали в драме, трагедии, моралите, диалоге. Аллегории не просто сопутствовали главному герою, представляя перед зрителями борение его страстей.

Они были активными драматическими персонажами и воздействовали на героев, были советниками и помощниками. Аллегории могли быть единственными персонажами драмы, и тогда вся драма носила аллегорический характер, была распространенной аллегорией.

Аллегории имели постоянные костюмы, подобно распространенным тогда эмблемам. Так Любовь появлялась на сцене с горящим сердцем и крестом, Жестокость — с мечом, Мир — со скипетром, державой и короной, Фортуна — с колесом, Смерть — с косой, Покой — с масличной ветвью, Мир — с оливковой ветвью, Надежда — с якорем. Таковы были иконические представления эпохи.

Костюм нес информацию для зрителей. Через него постановщик мог оценивать поступки героев. Костюм был закреплен за героем. Добродетель, обычно изображалась в виде мужчины, иногда в виде Геркулеса и была одета в львиную шкуру. Милость божья появлялась с горящим сердцем, чашей, лавровым венцом. Гнев нес обнаженный меч. При нем дракон изрыгающий пламя. Время появлялось в черном одеянии с песочными часами и серпом. Злоба греховная восседала на змее. Тщеславие носило зеленые одежды, имело корону и павлиньи перья, символизирующие пустую славу. Реальные персонажи тоже имели постоянные элементы костюма. Так, царь обычно имел знаки царского достоинства — венец, скипетр, восседал на троне.

Большую роль в костюме играл цвет. Грешник до раскаяния носил светлую одежду. Кающийся грешник был одет в белое с черными полосами, что означало его прегрешения. Грех и Зависть носили черные одеяния. Ангелы всегда появлялись в белых одеждах. Это соответствовало и речевым характеристикам: черный грех, черный ад, светлое милосердие, светлая душа.

Аксессуары тоже были постоянной эмблемой. Часто на сцене появлялись отравленные плоды, это символ коварства.

Даже темы для пьес подчинялись постоянному набору. Популярны были темы изменчивости мира, необратимого времени, суеты сует, смерти, доброго и злого государя и др.

Театр барокко полностью стремится использовать все возможности, которые предоставляет сцена. Он многое унаследовал от предыдущей эпохи, многое передал театру будущего. Символичность — театру рубежа 19-20 вв., натурализм — произведениям критического реализма на театральной сцене, соединение различных видов искусств — творчеству отдельных режиссеров, например, Мейерхольду.

Театральной державой 17 в. является Франция. Это связано с рождением здесь классической трагедии и комедии. Но о классицизме мы поговорим чуть ниже. В Италии процветала музыка и музыкальный театр, мы тоже об этом скажем. Что же касается драматического искусства, то оно было представлено пышными театрально-музыкальными придворными представлениями, снабженными различными механическими приспособлениями. Примером такого спектакля является постановка в 1635 г. комедии Кальдерона «Самое большое волшебство любовь» итальянским художником и изобретателем сценических механизмов К. Лотти в королевской резиденции Буэн Ретиро.

Сцена была построена на острове посредине озера, окаймленного парапетом, украшенного кораллами и жемчугами.

Она представляла собой царство волшебницы Цирцеи. Огромные рыбы влекли колесницу богини Воды, озеро переплывал позолоченный корабль Одиссея, гора на острове разверзалась, и появлялся дворец Цирцеи, окруженный садом. В придворном театре господствовал стиль барокко.

Испания

Испанский театр с великим наследием Возрождения — драматургией Лопе де Вега — дал миру замечательных драматургов нового стиля.

Это Тирсо де Молина (настоящее имя — Габриель Тельс, ок. 1583-1648) и Педро Кальдерон де ла Барка (1660-1681). Де Молина трезво и насмешливо изображал нравы своего времени. Его комедии построены на головокружительных интригах, умные и волевые героини пытаются восстановить попранную справедливость. В драме «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) драматург создает образ беспечного обольстителя, способного надругаться над святынями, попирающего любовь во имя себялюбия (его Дон Хуан Тенорио — предшественник Дон Жуана в литературе и драматургии).

Кальдерон в своих трагедиях противопоставил эгоизму нравственную стойкость и суровое самообуздание («Жизнь есть сон», 1636, и др. ) А в комедиях рыцарское благородство и любовь торжествовали над превратностями судьбы и коварными случайностями («Дама-невидимка», 1629, и др.).

Важную роль в жизни Испании играл театр, основанный на народно-зрелищных традициях и гуманистической культуре эпохи Возрождения — корраль. В коррале зритель вместе с актером активно участвовал в спектакле. В таких театрах, устроенных в гостиничных дворах, не было обилия декораций, поэтому благодаря игре актера и воображению зрителя, их карнавально-праздничному контакту, возникали картины знойной дороги или тенистого сада, роскошного дворца или мрачной темницы, веселого бала или кровавого боя.

Англия

17 век — трудный век для английского театра. В 20-30-е гг. 17 в. театральное искусство Возрождения вступает в пору кризиса. В 1642 г., во время буржуазной революции, по распоряжению парламента театры были закрыты. Лишь после реставрации монархии, в 1666 г., они вновь начали действовать, большинство из них устроили сцену по итальянскому и французскому образцу.

Вместо открытых подмостков площадного театра появилась закрытая с трех сторон сцена.

В эпоху реставрации были популярны комедии. Эффектно построенные комедийные произведения, полные блестящего острословия писали комедиографы У. Конгрив, У. Уичерли, Дж. Фаркер. Под пером этих драматургов возник типично английский жанр — » комедии остроумцев», где диалог, парадоксальный и стремительный, как обмен ударами шпаг, становиться чуть ли не важнее, чем ход сюжета (такой комедии суждено было возродиться через два века в творчестве О. Уайльда и Б. Шоу).

Германия

Немецкий театр 17 в. переживал полосу становления и развивался по двум направлениям: одно связано со средневековым народным театром, другое — с зарождавшимся литературным. Народное искусство было основано на импровизациях, в которых актеры использовали опыт итальянской комедии дель арте и французского фарса. Основной персонаж таких представлений Гансвурст был и шутом, и слугой, и крестьянином. Не обошелся без него и литературный театр, который использовал раз и навсегда зафиксированный текст без всякой импровизации, что не лучшим образом сказалось на его развитии.

Одной из лучших трупп бродячих комедиантов была труппа Иоганнеса Фельтена (1640-1693), так как он стремился изменить манеру исполнения, уйти от грубой буффонады и преувеличенной патетики.

Женские роли в труппе исполняли актрисы, что было новым для того времени. Эта труппа ставила не только фарсы и комедии положений, но и комедии Мольера, пьесы Кальдерона и Корнеля, переделки комедий и трагедий Шекспира.

Постепенно начали складываться две театральные школы: Лейпцигская, в которой преобладали приемы классицизма благодаря деятельности актрисы Каролины Нейбер (1697-1760) и драматурга Иогана Кристофа Готшеда (1770-1766), и мангеймская школа, основанная на формах так называемой мещанской драмы (отчасти стиль мангеймской школы формировался на ранней драматургии Шиллера, в Мангейме были поставлены его первые пьесы).

В театральных постановках активно использовалась музыка. О ней наш следующий разговор.

Религиозное искусство эпохи Барокко. Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Религиозное искусство эпохи Барокко. Эпоха религиозных войн. 1559—1689

ВикиЧтение

Эпоха религиозных войн. 1559—1689
Данн Ричард

Содержание

Религиозное искусство эпохи Барокко

В искусстве, как и в науке, период с 1559 до 1689 г. продемонстрировал бунт против традиционных стандартов и ценностей. В конце XVI в. возрожденческий стиль в живописи, скульптуре и архитектуре меняется. XVII век дает нам новый стиль — барокко. На первый взгляд этот художественный бунт кажется необъяснимым. Период, когда искусство Возрождения достигло своего пика в первое тридцатилетие XVI в., историки называют Высоким Возрождением. В эти годы пять великих мастеров — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и Дюрер — выражали идеал красоты человеческого тела. Ни один из художников после них не смог достичь такой гармонии, любви к жизни при изображении человека. Как можно было превзойти чувственность Леонардо, восхваление мужского тела Микеланджело, идеализацию женщины у Рафаэля, буквально вибрирующие краски Тициана или искусство композиции Дюрера? Высокое Возрождение было настолько идеальным, что к 1620 г. оно перестало существовать. Микеланджело, осознав все проблемы унаследованного старого стиля, дал название новому направлению в искусстве, известному как маньеризм.

В 1520 г. традиции Возрождения были также подорваны протестантским движением. Лютер отвергал религиозное искусство Высокого Возрождения. Он называл его еще более языческим, чем христианство, и возражал против всей католической традиции религиозного искусства. Протестанты считали, что богато украшенные церкви, наполненные статуями и изображениями святых, Девы Марии, Христа и Бога Отца, — это богохульство. Католики, безусловно, отрицали эти протесты еще более яростно, чем когда бы то ни было, защищая свою религиозную живопись. Но к середине XVII в. католики тоже признали искусство Возрождения слишком некомфортным для себя. Им было необходимо нечто иное для выражения прежних идей. Моральные и эстетические споры, борьба протестантов и католиков привели к появлению нового интереса к религиозной живописи, скульптуре и архитектуре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 32. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

§ 32. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА 1. АрхитектураЗодчество XV в. Во второй половине XV в. в Москве, Новгороде и других городах создавалось много каменных дворцов, теремов, соборов. В объединяемой Москвой Руси стал вырабатываться новый общерусский стиль, сочетавший

От Возрождения до барокко

От Возрождения до барокко Историческое рыцарство уже потеряло реальные черты в эпической средневековой литературе, которая представляла образ «паладина» в идеализированной и христианизированной форме. После обращения к этой теме в Италии, предпринятого Боярдо

Барокко

Барокко Ювелиры словом барокко называли нестандартные жемчужины. Оно стало синонимом всего странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Ж. Базен пишет, что стиль барокко вплоть до конца XIX века (во Франции даже до окончания Второй мировой войны)

Дитя барокко

Дитя барокко Барокко с его капризностью завитков, причудливостью изгибов, чувственностью и пышной роскошью будто специально было создано для Елизаветы как драгоценная оправа для редкого алмаза. И Елизавета денег для этой оправы не жалела. Торгуясь с купцом за каждую

Глава 6. Искусство эпохи викингов

Глава 6. Искусство эпохи викингов На сегодняшний день об искусстве викингов нам известно все еще очень мало. Судить о нем, так же как и о ремесле этого периода, мы можем на основании многочисленных находок оружия, украшений и других предметов, большинство из которых

Глава 1.

От мировоззрения эпохи Рыб к миропониманию эпохи Водолея. Разгерметизация концептуальной власти

Глава 1. От мировоззрения эпохи Рыб к миропониманию эпохи Водолея. Разгерметизация концептуальной власти Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло. В. Гюго Мировоззрение любого человека может быть отнесено к одному из двух базовых

Абсолютизм эпохи барокко и придворное общество

Абсолютизм эпохи барокко и придворное общество /175/ На конец XVI в. пришелся апогей могущества сословий и исповедуемого многими их представителями протестантизма. Последний раз к доминированию сословий и протестантов привела «братская распря» Рудольфа и Маттиаса,

ВЕК БАРОККО

ВЕК БАРОККО Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.Всеобщая история архитектуры. М., 1969. Т. 7.Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4.История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Музыка.

Барокко

Барокко Дать определение барокко чрезвычайно сложно. Барочное искусство и архитектура XVII в. характеризуются мощью, театральностью, энергией и прямым эмоциональным посылом, хотя, как мы видим, все эти качества проявляются в разных произведениях в той или иной мере. Между

Немецкое барокко

Немецкое барокко Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло свое проявление в архитектуре,

9.

7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV–III тысячелетия до н. э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы

Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV–III тысячелетия до н. э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы Общая характеристика эпохи неолита (земледелие вместо собирательства, скотоводство вместо охоты, изобретение кера мики, оседлость,

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта)

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта) Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его

Тема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа

Тема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху. Приход к власти Октавиана Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э.) и первый период

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в

художников периода барокко

Когда я любуюсь шедевром барокко, я всегда помещаю художников того периода в мир кино. Насколько я понимаю, художники искусства барокко были бы режиссерами фильмов с захватывающими спецэффектами.
Когда я вижу произведение искусства, я часто представляю себе, что художник, создавший его сегодня, может быть таким художником, как Дэмиен Херст  , или архитектором и дизайнером, как Заха Хадид  или кто-то еще.

К концу 16 го века в Италии родилось поколение художников, создавших произведения, разработавшие новый стиль : Искусство барокко.
В руках церкви и европейских королевств искусство стало мощным инструментом пропаганды и убеждения, способным не только удивлять, но и передавать религиозные догмы после протестантской Реформации.

Художники искусства барокко

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) — один из ведущих художников эпохи барокко года. Архитектор, живописец, а также сценограф , он работал на кардинала Сципиона Боргезе, который заказал ему четыре скульптуры, которые до сих пор считаются шедеврами барокко: «Эней, Анхиз и Асканий»; «Похищение Прозерпины»; «Давид» и «Аполлон и Дафна» (все сейчас выставлены в галерее Боргезе в Риме). Бернини был светской львицей, может быть, первым звездным архитектором в истории; он был столь же блестящим, как и высокомерным.

Франческо Борромини (1599-1667) — другой великий архитектор эпохи барокко вместе с Бернини, с которым он работал над планами Балдахина собора Святого Петра, но с которым Борромини будет спорить всю свою жизнь.
Перфекционист и интроверт, Борромини всю жизнь рисковал оказаться в тени Бернини.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что посмотреть в Риме.

Караваджо (1571-1610) — самый важный художник эпохи барокко.
Его картины имеют уникальный стиль и оказали решающее влияние на все последующее искусство .
Хотя он так и не создал мастерской и никогда не имел учеников, несколько художников черпали вдохновение непосредственно в его художественном стиле, и по этой причине их называли «Караваджисти» или «Каравагески».

Картина Караваджо характеризуется тремя элементами:

  1. реализм , что приводит его к рисованию сцен, переполненных персонажами, которые, кажется, выходят на улицы Рима в то время;
  2. использование светотени , что позволило ему создавать лица и тела, которые кажутся трехмерными;
  3. драматических сцен театральных , с пристальным вниманием к самому трагическому моменту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Натюрморт Караваджо: Корзина с фруктами Караваджо.

Караваджо, Deposizione nel sepolcro (ок. 1600-1604). Представьте на it.wikipedia.org.

Андреа Поццо (1642-1709) был архитектором, художником, декоратором, но прежде всего теоретиком итальянского барокко.
Его теоретическое эссе Perspectiva pictorum et architectorum Правила и примеры правильной перспективы для художников и архитекторов »), написанное между 1693 и 1698 годами, было одним из первых руководств по перспективе для художников и архитекторов и, по сути, это было отправной точкой для создания всех архитектур и украшений, характеризующихся иллюзорными эффектами.

Пьетро да Кортона (1596-1669) был одной из ключевых фигур в зарождении архитектуры римского барокко вместе с Бернини и Борромини.
Он спроектировал Папский дворец в Кастель-Гандольфо, каким мы его видим сегодня.

Искусство барокко — История Испании

Расцвет барокко приходится на конец эпохи Возрождения. Он ссылается на запутанное и неправильное, на богатое и пышное, контрастирующее с гармонией, балансом и симметрией, типичными для эпохи Возрождения.

Из Рима он быстро распространился по Италии и Европе, достигнув территории Америки.

В религиозном искусстве стремятся к грандиозности, чтобы человек чувствовал себя униженным перед божественным, 

, в то время как в гражданском искусстве абсолютные монархии используют его, чтобы выразить власть государства через урбанизм, с большими дворцами, площадями и садами.

В архитектуре барокко сверхчеловеческий масштаб используется как выражение абсолютной власти.

Этажи зданий имеют эллиптическую и смешанную формы. В них используются соломоновы колонны, богато украшенные валы и пилястры.

Состоит из вогнутых и выпуклых фасадов с небольшими портиками и большими дверными проемами. В куполах устроены крестообразные арки и кокошники.

Украшение еще более яркое.

В отделке использованы роскошные материалы.

Свет играет важную роль в привлечении внимания к центральной части произведения.

Художник-реалист и натуралист, стремившийся к театральности ансамбля, с преобладанием криволинейных и волнообразных, передающих эмоции и чувства.

Из-за экономического кризиса, охватившего Испанию в 17 веке, использовались плохие материалы, такие как камень, происходящий из традиции мудехар, и были возведены деревянные купола с выступами, покрытые гипсом.

Мы можем выделить три этапа в архитектуре испанского барокко.

Первый этап выполнен в эрреранском стиле, строгом и скромном, как в урбанистическом центре Лерма в Бургосе или на Пласа-Майор и Каса-де-ла-Вилья (мэрия) в Мадриде.

Также с этой сцены находятся Касон-дель-Буэн-Ретиро и Соборная церковь Сан-Исидро.

Второй этап имеет более декоративную архитектуру с лучшим движением. Его центр влияния находится в Андалусии, где выделяются работы Алонсо Кано в Гранаде и Леонардо де Фигероа в Севилье.

На третьем этапе, характеризующемся обильным украшением зданий, представлены сильные региональные коннотации.

В кастильском барокко работы семьи Чурригера выделяются в Саламанке и Мадриде. И те из Педро Риверы также в Мадриде.

В Толедо Нарцисо Томе возвел в соборе Эль Прозрачный, где он сочетает архитектуру, скульптуру и живопись.

В галисийском барокко выделяется фасад Обрадойро собора Сантьяго.

В восточном испанском барокко мы находим фасады собора Валенсии и дворца маркиза Дос Агуас, ныне рококо, и фасад собора Мурсии.

Во времена правления Филиппа V были построены Королевский дворец в Мадриде и дворец Ла-Гранха в Сан-Ильдефонсо в Сеговии.

Испанская барочная скульптура использует религиозные образы в качестве ориентира.

В этой области мы также можем говорить о кастильском барокко с Грегорио Фернандесом и его работой Cristo Yacente (Мертвый Христос) Эль-Пардо, где его руки и лицо выражают чистый реализм и драматизм.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *