Содержание

Как пишется «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»

Любое слово из «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», а также последующих по значению («в-четвёртых», «в-пятых», и т.д.) правильно пишется через дефис. Существуют сходные по написанию (но не по смыслу!) выражения «во первых»…, пишущиеся раздельно, но к настоящему времени они практически вышли из употребления в живой речи, см. в конце. Писать слитно («вопервых»…) – совершенно неверно!

Значение, место в речи

Слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» являются вводными, см. далее. Обозначают точный однозначно упорядоченный (абсолютный) перечень и/или порядок следования единичных субъектов высказывания (предметов, явлений, мыслей, и др.):

  • «Так, что у нас с дачей? Во-первых, рассада – вон, растёт. Во-вторых – огород перекопать – в субботу едем на дачу, решено. В-третьих – заправка почвы. Компост наш вряд ли дозрел. Значит, завтра надо удобрений докупить. И в-последних, как у нас с бензином?»

Примечание: в этом высказывании слова «так», «вон», «решено», «вряд ли», «значит» тоже вводные.

Грамматика

Грамматический состав рассматриваемых нами слов таков:

  • «Во-первых»: приставка «во-», корень «-перв-», суффикс «-ых». Постановка ударения и разделение для переноса
    во-пе́р
    вых. Приставка от корня не отрывается, см., где дефис жирный, а где обычный! Синонимы «в первую голову», «в первую очередь», «прежде всего», «первое», «перво-наперво», «первым делом», «сначала». Прямые антонимы (завершающие перечень) «в-последних» (см. выше), «и, наконец<-то>»; косвенный – «наконец<-то>». Распространённая грубая ошибка – слитное написание с переносом ударения на суффикс:
    «вопервы́х»
    – так неправильно!
  • «Во-вторых»: приставка «во-», корень «-втор-», суффикс «-ых». Постановка ударения во-вторы́х. Из строки в строку не переносится. Синонимы «второе», «затем» (если спереди уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.
  • «В-третьих»: приставка «в-», корень «-треть-», суффикс «-их». Постановка ударения и разделение для переноса в-тре́тьих. Из строки в строку не переносится. Синонимы «третье», «потом» (если вначале уже упомянуто «во-первых»). Точных антонимов нет.

Примечание: «далее» после «во-первых» синонимом к «во-вторых» и «в-третьих» не является, поскольку делает перечень не абсолютным.

Что это такое?

Вводные слова довольно-таки смутная и спорная составляющая русского языка. «Слово» здесь не слово, как таковое, а высказывание. Сравните: «Дайте же ему слово!» В качестве вводных могут употребляться слова, в ином контексте являющиеся самостоятельными частями речи («будет», «вряд ли», «да», «наконец», «нет», «пожалуй», «положим», «стоит» ниже). Вводными словами могут быть и достаточно пространные выражения, также см. ниже. Общие свойства вводных слов:

  1. Частями речи вводные слова не являются!
  2. Сами по себе специфически вводные слова ничего не значат: «ладно», «ну», «спасибо», «так вот», и др.
  3. Слово – часть речи, употреблённое как вводное, становится неизменяемым и также ничего самим собой не выражающим.
  4. Вводное слово обязательно должно сочетаться с фразой, выражающей общий смысл предложения.
  5. Отдельные вводные слова на письме всегда выделяются запятыми, поскольку не являются членами предложения (не имеют синтаксической связи с остальными составляющими его словами), все примеры ниже.
  6. Заведомо (до высказывания основной мысли) задают предложению эмоциональную окраску: «Спасибо, меня так тронуло ваше радушие!»; «Нет, это вы чересчур на радостях!»
  7. Выражают отношения (связь) между субъектами высказывания или отношение его автора к чему-либо (утвердительное (в случае «во-первых»…), предположительное (сомнительное), сравнительное (то же), согласительное (примирительное, уступительное), отрицательное (противительное), разделительное и др. ): «Положим, это вы скромничаете».
  8. Вводные слова не обязательно располагаются в начале предложения, могут находиться в его середине или конце: «Не умаляйтесь, однако! Теперь, значит, очередь за нами» – если вводное слово стоит в середине фразы, оно отделяется запятыми с обеих сторон.
  9. Вводное слово, входящее в состав обособленного оборота, отделяется запятыми вместе с ним: «Да уж, погуляли знатно!»
  10. Два и более вводных слова или содержащих их оборота, стоящие друг за другом, разделяются запятыми: «Ладно, будет вам, не стоит! Долг гостеприимства, и ничего более!» Тут первая фраза – одно большое вводное слово. Поскольку вводные слова не имеют смысла без завершающего мысль высказывания, обе фразы составляют одно предложение.
  11. Чтобы акцентировать (усилить) эмоциональное значение вводных слов, последняя из отделяющих их запятых может быть заменена тире: «Ну, что ж – счастливо оставаться! И ждём вас у себя в следующие выходные!»

Примечание: слова фразы, выражающие общий смысл предложения и поэтому имеющие между собой синтаксическую связь (изменяющиеся во взаимосвязи), называются сочинительными.

Откуда дефис?

Правильное написание вводных слов «во-первых», «во-вторых», «в третьих»

, и т.д. – через дефис. Обоснование: наличие в языке частей речи, также прямо указующих на порядок следования:

  • Порядковые числительные «первый», «второй», и т.д. Однако их употребление не делает перечень/порядок абсолютным: «в первых рядах»; «в первый после следующего год».
  • Прилагательные «предыдущий», «следующий», «последующий» вообще не предполагают точного следования и, кроме того, могут относиться к нескольким субъектам: «в последующие годы…», и т.п.

Вводные слова, указывающие на абсолютную упорядоченность, потому и пишутся через дефис, чтобы никоим образом не спутать их с частями речи, допускающими некоторый беспорядок.

А без дефиса?

Пишущееся раздельно словосочетание «во первых» это поэтический архаизм. Поэтика ради звучности и ритма допускает замену предлога «в» на «во». К примеру:

  • «Во первых порах осени нагрянут холода,
  • К ленивому хозяину придет на двор беда».

Не Пушкин и даже не Клюев, но правилам стихосложения соответствует. В старинных изданиях позабытых ныне литераторов можно наткнуться и на то же самое в прозе:

  • «Во первых годах юности слыл он отпетым баламутом, но к поступлению в университет малость остепенился».

Однако в живом русском языке подобные словарные конструкции давно вышли из употребления, поскольку их очень легко перепутать с вводными словами, наделёнными совершенно иными свойствами.

В заключение

Напоследок дадим ещё одно правило употребления вводных слов, обозначающих полную упорядоченность – если сложносочинённое предложение с «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д. представляет собой перечень высказываний касательно одного субъекта, то его (перечня) члены отделяются друг от друга точками с запятыми:

  • «Во-первых
    , мы уяснили себе, что значат предметы нашего внимания; во-вторых, определили их грамматически; и в-третьих – разобрались, отчего они пишутся именно так, а не иначе»
    .

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

7 лжевводных слов и сочетаний, после которых вы ставите запятые. А зря!

(Лже)вводные слова часто ставят нас в тупик: одно и то же слово в одном предложении может выделяться запятыми, а в другом — быть частью речи и не обособляться. Но в этом выпуске мы поговорим о словах и выражениях, которым запятые не нужны никогда (ну или чаще всего).

Правильно: нужно рассчитывать в первую очередь на себя

В первую очередь нужно, конечно, рассчитывать на себя, но если сомневаетесь — можно заглянуть в справочник по пунктуации. Он подскажет, что это словосочетание не вводное, а наречное и обычно запятыми не обособляется. Но если в предложении оно близко по смыслу к вводному слову «во-первых», выделение запятыми допускается: «В первую очередь, в этой работе нужна внимательность. Во-вторых, терпение и усидчивость». Тут автор текста сам решает, ставить их или нет.


Правильно: в выходные мы любим ездить в соседние города — благо есть машина

Мечтать не вредно, как говорится. И мы ещё обязательно поездим и полетаем. А пока устроим летучку по грамотности. Слово «благо», которое отчаянно хочется выделить запятыми, на самом деле не обособляется: это союз. А вот перед синтаксическими конструкциями, которые присоединяются с помощью союза, запятая уже нужна. В нашем случае эту роль играет тире, но его без потерь можно заменить на запятую: «Мы любим ездить в соседние города, благо есть машина».


Правильно: свободное время в изоляции я в основном посвящаю творчеству

За время пандемии многие открыли для себя новые хобби: кто-то наконец полюбил спорт (и даже успел возненавидеть его), кто-то — рисование и вышивку, кто-то стал изучать новый язык. А мы всё про русский, да. «В основном» — ещё одно наречие, которое то и дело принимают за вводное сочетание. Но обособлять его не нужно. Если же вместе с наречием присоединяется оборот с разъяснениями или замечаниями, тогда он уже отделяется запятой целиком: «Свободное время я посвящаю творчеству, в основном рисованию и вышивке».


Правильно: выпускники фактически остались без каникул

Переживаем вместе со всеми выпускниками и их родителями и надеемся, что ситуация с ЕГЭ и поступлением прояснится в ближайшее время. Как вы уже поняли, перед нами снова лжевводное слово. «Фактически» — тоже наречие, которое часто принимают за вводное слово, и выделять запятыми его не нужно. То же самое относится к сочетанию «по факту».


Правильно: я вдруг понял самое важное

Привет всем, кто вбивает в «Яндексе» «вдруг запятая» — по такому запросу больше 23 тысяч показов в месяц! Слово может выступать наречием в значении «внезапно, неожиданно» (как в нашем примере) или играть роль частицы в значении «а что, если?»: «А вдруг это самое важное событие в моей жизни?» Но главное, что запятыми оно не обособляется ни в каких случаях.


Правильно: в любом случае сотрудники будут работать удалённо

Видите сочетание «в любом случае» — можете быть уверены, что запятые здесь точно не нужны. Это наречное сочетание, которое не требует обособления. А вот очень похожее на него «во всяком случае» уже может употребляться и в роли члена предложения (в значении «в любом случае», «при любых обстоятельствах») и выступать вводным — в значении «по крайней мере». Например: «Во всяком случае, мне не нужно тратить деньги на проезд». Не попадитесь в ловушку!


Правильно: всё-таки пунктуация — сложная штука

Не можем не согласиться. В предложении «всё-таки» может выступать в роли союза (обычно вместе с «а», «но», «и») в значении «тем не менее», «однако»: «Я бы высказался, но всё-таки воздержусь». Или употребляться в качестве частицы, выражая скрытое противопоставление: «Всё-таки пунктуация — сложная штука», «Нужно всё-таки быть внимательнее». Обычно слово не обособляется, но мы помним, что всё не так просто. Если слова «а всё-таки», «а всё ж таки», «а всё же» стоят в начале предложения, они могут обособляться, чтобы подчеркнуть интонацию: «А всё-таки, какая оценка по русскому была у тебя в школе?»

Как написать первый роман: 10 правил и запретов

Когда вы только начинаете, никто не показывает вам, как написать первый роман. Написание романа требует сосредоточенности, планирования, мотивации и дисциплины. Вот 10 правил, которые можно и нельзя делать при написании своей первой книги:

Когда вы пишете свой первый роман, сделайте:

Планируйте и структурируйте свою книгу и свое время

Написание книги — это среднесрочный или долгосрочный проект ( если вы не один из тех редких авторов, которые могут напечатать книгу за неделю или две).

Если вы не хотите, чтобы написание романа затянулось, планирование необходимо. Планирование также имеет смысл, потому что лежащий в его основе план поможет предотвратить писательский кризис.

Чтобы начать писать роман, установите крайний срок для завершения первого черновика. Отсюда вы можете определить, сколько слов в среднем вам нужно писать в день. Если, например, вы даете себе год, чтобы закончить, необходимое количество слов в день будет (длина вашего романа)/365. Если вы хотите написать роман стандартной длины (от 80 000 до 100 000 слов), количество слов в день будет примерно от 220 до 280 слов. Если посмотреть на это с этой точки зрения, вполне возможно написать книгу за год (или гораздо меньше, если у вас есть больше времени для написания).

Если возможно, планируйте каждую письменную сессию заранее, чтобы у вас был четкий план того, над чем вы будете работать и где это вписывается в общую картину. Если у вас уже есть набросок истории, включите в свой план, над какими частями дуги истории вы будете работать во время каждого сеанса. В недельном или месячном планировщике напишите, например, «Напишите первую сцену (главный герой получает известие о приближающейся армии, формирует группу для защиты деревни)». Если вы не знаете, как делать наброски, попробуйте один из этих 7 методов набросков.

Храните все необходимые исследования в организованном и доступном месте.

Некоторые книги требуют большего количества предварительных исследований, чем другие. Если вы пишете о незнакомом месте, пройдитесь по Google Street View и отметьте достопримечательности, архитектуру или природную среду.

Один из способов организации вашего исследования — вести основной документ, который похож на словарь в алфавитном порядке вашей незавершенной истории. Под каждой буквой добавьте любую соответствующую информацию. Например, под «L» у вас может быть «Местоположения». Записывайте каждое из мест вашего романа по мере того, как вы пишете свою историю, и создавайте новые (или используйте реальные места). Обратите внимание на любые важные функции рядом с каждой записью, например:

«Кейптаун, Южная Африка: приморский город. Центр туризма. Винодельческий регион. Этнически и культурно разнообразны. Большой разрыв в уровне благосостояния».

Обзор отдельных мест, тем, персонажей и других элементов вашего романа, к которым вы можете вернуться, поможет вам сосредоточиться на деталях, которые оживят ваш вымышленный мир.

 

Пишите каждый день, обязательно

Как говорит автор Стивен Райхлен в своем посте о том, как написать первый роман для Writer’s Digest:

‘Секрет написания романа — или любой книги — заключается в том, чтобы писать. Элегантную прозу каждый день не наработаешь. Но важно продолжать его проворачивать. Плохое письмо в конечном итоге приводит к хорошему письму, а абзацы в конечном итоге складываются в страницы, главы и законченный роман».

Пишите каждый день, даже когда вам меньше всего этого хочется. Когда вы не в настроении писать, ваше письмо может показаться устаревшим, вынужденным и бесполезным. Настойчиво сохраняйте «плохой» текст: позже вы можете обнаружить, что он не так уж плох или просто нуждается в пересмотре свежим взглядом, чтобы измениться.

«У меня нет времени писать» — одна из самых распространенных причин не писать, которую мы слышим от участников Now Novel. Если это проблема, когда вы пишете свой первый роман, разделите свои писательские сессии на более мелкие части. Гораздо проще выжать 15 минут, чем целый час. Если вы будете писать каждый день, пусть даже непродолжительное время, ваше письмо только улучшится.

Оставайтесь ответственными и закончите

Оставайтесь ответственными, бесплатно обмениваясь критическими отзывами с другими авторами, а также получайте отзывы профессионалов при обновлении.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС

Соберите отговорки, чтобы не писать, и отложите их в сторону

Как писатели, мы находим бесконечные причины, почему мы  не можем два общих. Тем не менее, как говорит автор Сьюзен К. Перри о написании вашего первого романа :

, «отвлечения очень сильны. Писатели известны тем, что придумывают массу оправданий тому, почему они не пишут, в том числе внезапно возникшую необходимость проредить список тех, на кого вы подписаны в Твиттере, расчистить старые файлы, о существовании которых вы забыли, или протереть пыль с задней стороны вашего принтера. Если необходимо, создайте допустимый период подготовки к написанию различных заданий, но сделайте его коротким».

Если вы пишете свой первый роман (или второй, третий или четвертый), полезно вести дневник о самом процессе. Записывайте сомнения, неожиданности, озарения, самопознания — все, что стоит иметь в виду. Иногда, просто записывая сомнения, легче отложить их в сторону и сосредоточиться на самой важной задаче: закончить книгу.

Запишите полезные вопросы, чтобы задавать себе вопросы по ходу дела.

Если вы по натуре внимательны к деталям, вы можете потеряться в описании деталей сцены и упустить из виду то, как ваш роман будет читаться в целом. С другой стороны, если вы сосредоточитесь на всей сюжетной линии, а не на отдельных персонажах, мотивах и сценах, ваш роман может запутаться. Ни то, ни другое не является катастрофой, но вы можете сохранять сбалансированную перспективу, составляя список полезных вопросов, которые вы задаете себе, когда пишете:

Как написать первый роман: вопросы, которые нужно задавать по мере продвижения

  • Отличаются ли мои персонажи друг от друга: есть ли у каждого узнаваемый голос, набор целей и мотиваций?
  • Включаю ли я достаточно чувственных деталей – может ли читатель увидеть, понюхать, потрогать мой вымышленный мир мысленным взором?
  • Достаточно ли я оригинален? (Никаких «мертвых как гвоздь» и прочих клише). Как говорит Джоанна Пенн: «Имейте в виду, что любители научной фантастики читают много научной фантастики, любители цыпочек читают много цыпочек и так далее. Они видели множество вариаций одной и той же истории. Вам не нужно воссоздавать колесо, но свежий голос или новый подход к проверенной и верной формуле порадуют читателя».
  • Понятно ли моему читателю, кто говорит, где происходит действие, почему происходит событие x?

Убедитесь, что события вашей истории показывают причину и следствие (x ведет к y) и что ваши персонажи интересны. Создайте достаточно интриги и деталей, чтобы привлечь читателей. Покажите как можно больше, не рассказывая так, чтобы это блокировало воображение читателя.

Когда вы работаете над своей первой книгой, не делайте:

Постоянно меняйте свое мнение об идее вашего рассказа и начинайте сначала

Если вы только раздумываете, как написать свой первый роман, приверженность одной идее истории может показаться пугающей. Не поддавайтесь желанию постоянно отказываться от своего романа в пользу «лучшей» идеи для истории. Возможно, лучшая идея казалась лучше, потому что обещала избежать проблем с написанием, с которыми вы сейчас сталкиваетесь. Вместо этого обратитесь за помощью к писательской группе или коучу по писательскому мастерству, чтобы найти способ реализовать вашу существующую идею.

Риск бесконечно начинать свой роман заново состоит в том, что в итоге у вас будет двадцать с лишним историй, а законченной рукописи книги не будет. Каждый раз, когда вам приходит в голову новая отличная идея для истории, записывайте ее и храните подальше. Будьте дисциплинированы и приступайте к нему, как только закончите текущий проект.

Недооценивать то, что требуется для написания романа.

Некоторые начинающие писатели с самого начала мечтают об успехе и признании в публикации, но чтобы добраться до стадии представления и публикации, потребуется тяжелая работа и настойчивость. Написание вашего первого романа означает необходимость найти стратегии для поддержания следующих вещей:

  • Мотивация
  • Дисциплина
  • Фокус
  • Направление
  • Уверенность в своей истории

Это основные аспекты написания книги, с которыми вам может помочь тренер по художественной литературе. Прочтите наши лучшие посты о том, как сохранить мотивацию к написанию книги, а также о том, как улучшить и повысить уверенность в своем письме.

Сосредоточьтесь на построении своего мира, исключив навязчивые отношения

Портрет известного писателя Владимира Набокова

Этот важный совет по написанию первого романа любезно предоставлен автором Робертом Твиггером. Твиггер предостерегает от чрезмерного сосредоточения на деталях описания, чтобы не создать ярких отношений между вашими персонажами:

«Набоков убедительно сообщил нам, что роман — это мир. Читая это, новый писатель-фантаст срывается с места и начинает описывать этот мир в замысловатых подробностях, придумывая всевозможные места и события. Но подумайте о своем собственном мире — дело не в деталях, а в отношениях».

В то время как ваш вымышленный мир стимулирует чувства читателя, отношения в вашей книге закрепят чувства читателя, позволяя ему внести свой вклад в жизнь и выбор ваших персонажей.

Сделайте так, чтобы все соответствовало вашему предвзятому сюжету

Иногда писатели, которые учатся писать первый роман, следуют общеизвестному совету ставить на первое место интерес к сюжету. Тем не менее, если каждое событие в вашем романе создано по шаблону, оно может показаться натянутым и излишне осторожным. Вместо этого придумайте основные события своего романа и опишите каждое отдельно — вам даже не обязательно писать их последовательно, обязательно. Объедините их на более позднем этапе, когда у вас будет более четкое представление о том, как они все будут сочетаться друг с другом. Это позволит убедиться, что ненужные сцены не включены.

Расскажите читателю все о своем персонаже при первом знакомстве.

Когда вы впервые встречаете кого-то нового, он остается для вас загадкой. Со временем вы узнаете подробности — их предысторию, их основные убеждения, ценности, симпатии и антипатии, а также такие детали, как их любимые высказывания и выражения. То же самое должно быть и с персонажами романа. Если вы начинаете описание персонажа с подробностей лица, чувств, желаний, страхов и убеждений персонажа, это может быть ошеломляющим. Это также с меньшей вероятностью оставит читателя мучительным — у него меньше причин хотеть лучше узнать вашего персонажа.

Помните о том, что нужно и чего нельзя делать при написании первой книги, и процесс написания пойдет более гладко.

Начните и закончите писать книгу с помощью процесса Now Novel сейчас.

Написание первых черновиков: 10 идей для создания окончательных черновиков

Написание первых черновиков — этап писательского процесса, который многие авторы считают пугающим. Прочтите десять идей и стратегий, чтобы оставаться сосредоточенным, достигать своих писательских целей и заставить эту часть вашего писательского процесса работать на вас.

От первого черновика до окончательного: 10 идей, которые стоит попробовать

Процесс написания черновика — это второй этап после предварительного написания (который включает в себя такие действия, как исследование и наброски). Чтобы избавиться от страха при черчении, попробуйте:

  1. Предварительно напишите перед написанием первых черновиков

    Даже если вы любите штаны (находите свой путь на ходу), это может помочь вам найти направления и подтемы, которых вы еще не знали. обдуманный.

  2. Создавайте истории удобным для вас способом

    Все писатели разные (по темпераменту, стилю работы, нагрузке). Исследуйте, чтобы найти ваш любимый способ .

  3. Используйте наброски как своего рода предварительную подготовку

    Пробовали ли вы предварительно создавать раскадровки, предварительные черновики (или «нулевые черновики») или создавать наброски сцен, чтобы сохранить уверенность?

  4. Расписание сеансов черчения

    Тревожное напоминание о работе над черновиком может творить чудеса для дисциплинированного письма. Разделяйте задачи, наслаждайтесь маленькими победами, повторяйте.

  5. Выберите фокус для каждого черновика

    Как говорится, писать значит переписывать. Планирование фокуса переписывания (например, заполнение описательных деталей, отсутствующих в первой версии) может помочь.

  6. Избегайте общих правил черчения

    Согласно мифологии, Орфей не мог оглядываться назад, если хотел развиваться. В письме частые остановки для редактирования могут замедлить работу.

  7. Украдите моменты для черновика, где только сможете

    Ожидание в тихом месте — это возможность сделать заметки для вашего окончательного черновика в журнале или на телефоне.

  8. Напишите самый беспорядочный первый черновик, который вам нужен

    Джоди Пиколт сказала: «Вы можете не писать хорошо каждый день, но вы всегда можете отредактировать плохую страницу. Вы не можете редактировать пустую страницу».

  9. Решите, когда вам нужна обратная связь для продвижения вперед

    Между написанием черновика и окончательным черновиком решите, хотите ли вы проверить смысл в редакционном обзоре или экспертной критике.

  10. Составьте контрольный список для следующего этапа процесса

    На следующем этапе вашего письменного процесса после черновика (пересмотра) попробуйте составить контрольный список для внесения изменений.

Давайте рассмотрим, как написать первый набросок романа или рассказа, а также способы сделать последующие наброски более целенаправленными, улучшая намерение:

Предварительное написание перед написанием первых набросков

‘Но я трус!’ вы может воскликнуть. Тем не менее, предварительное написание — это общий термин для первого этапа процесса написания. Он податлив и позволяет найти предварительный подход, который подпитывает ваше собственное творчество.

Мы изучили различные типы предварительного написания, которые вы можете выполнять, но, если обобщить, это включает в себя такие действия, как:

  • Планирование и описание сюжета
  • Использование мозгового штурма, фрирайтинга и других методов расширения идей
  • Создание идей персонажей (или конкретизация их) с использованием анкет и других методов мозгового штурма
  • Проведение обширных или первоначальных исследований, чтобы лучше понять предметные области вашей истории
  • Обратное наброски перед тем, как начать второй черновик (наброски между черновиками, чтобы получить сжатое представление о том, что вы уже написали)

Зачем делать предварительное написание (и сделать его неотъемлемой частью вашего процесса черчения)?

  1. Вы можете найти идеи и подтемы или подсюжеты , о которых вы, возможно, не подумали иначе, задавая вопросы.
  2. Приготовьтесь к драфту: Вероятно, легче драфтить с уверенностью, когда у вас есть некоторое представление о том, куда вы идете (в свободном плане все еще есть свобода).
  3. Проверка смысла любых противоречий или головокружительного развития сюжета в вашей истории , прежде чем начать. Сводное представление облегчает размышления о крупномасштабном движении и развитии сюжета.

Плодотворный новый автор современной фантастики для взрослых Коллин Гувер сказала о предварительном написании;

Я всегда планирую свои книги, но я никогда не придерживался плана. По сути, я подражатель планировщику, но я на 100% трус. Тем не менее, это помогает делать контуры, которые я никогда не буду использовать. Иногда, когда я пишу набросок, он уводит меня в направлении, о котором я бы и не подумал, если бы не тратил время на наброски, так что это не полная потеря.

Коллин Гувер, через Goodreads в ответ на вопрос читателя, 2020 г.

Возьмем, к примеру, очень специфический процесс, описанный Итало Кальвино в The Paris Review :

Мои страницы всегда покрыты строками отмены и исправлениями. Было время, когда я делал несколько рукописных набросков. Теперь, после первого черновика, написанного от руки и полностью исписанного, я начинаю его печатать, расшифровывая на ходу. Когда я, наконец, перечитываю машинописный текст, я обнаруживаю совершенно другой текст, который часто пересматриваю дальше. Затем я вношу дополнительные исправления. На каждой странице я сначала пытаюсь сделать исправления на пишущей машинке; Затем я исправляю еще немного вручную.

Итало Кальвино, в «Искусстве фантастики № 130», интервью Уильяма Уивера, Дэмиена Петтигрю, 1992 г. завершено (подробнее о причинах не прекращать редактирование, если вы можете помочь, ниже). Что касается написания от руки, вы обнаружите, что это либо помогает, либо мешает вашему потоку.

Какой метод вы выберете, зависит от того, что вы чувствуете себя комфортно.

Просмотр и внесение исправлений на ходу обескураживает вас, заставляя вас чувствовать себя обескураженным? Заставить вас сомневаться в том, что вы написали? Затем измените цвет шрифта, чтобы он соответствовал фону вашей страницы, чтобы вы не могли редактировать на ходу.

Измените цвет обратно только перед сохранением документа до следующего сеанса записи.

Это один из простых способов заставить себя продолжать работу до окончательного варианта, а не срывать процесс с переписыванием на полпути.

Использовать написание черновиков в качестве предварительной подготовки

Процесс написания обычно делят на пять этапов:

  1. Предварительное написание – набросок, планирование, исследование.
  2. Составление – превращение общих идей в предложения, абзацы, страницы, главы.
  3. Пересмотр – переписывание, добавление, удаление, изменение последовательности.
  4. Редактирование – исправление, проявка, полировка, улучшение
  5. Издательское дело – форматирование, издание, оформление (обложки), продвижение.

Хотя эта пятиэтапная идея письма является полезным сокращением, правда в том, что между этапами часто есть переходы туда и обратно. Иногда черновик возвращает вас к исследованиям. Иногда прием после публикации требует исправленных изданий (издание HarperCollins, посвященное 50-летию Властелин колец содержит 400 исправлений!).

Смысл этого в том, чтобы сказать, что, хотя первый набросок может показаться окончательным, переписывание — это то, где многие истории оживают .

В онлайн-группах критики Now Novel участники делились выдержками из последовательных черновиков незавершенной работы. Разница часто ночь и день. Так что попробуйте «черновик нулевой» — более быстрый черновик, который превращает кости вашей истории в нечто, напоминающее полный скелет.

Его часто называют «проектом открытия». Сэр Терри Пратчетт описывает это как процесс приближения к тому, что вы хотите сказать:

.

Я пишу, по крайней мере, для первого черновика, совершенно инстинктивно, поскольку я смотрю фильм в своей голове, и только во время второго черновика я приближаюсь к тому, что я хочу сказать.

Сэр Терри Пратчетт, «Вступительная профессорская лекция в Тринити-колледже, Дублин, 4 ноября 2010 г.» в книге «Оскальзывание клавиатуры: Сборник документальной литературы» , 2014.

ПОЛУЧИТЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ И ПОДДЕРЖКУ


ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ НАБОРНИКОВ

Получите полный набор инструментов для составления сюжета, включая планирование сцен со сводными карточками, а также конструктивные обзоры для развития вашего рассказа.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Расписание сеансов черчения

Как вы придерживаетесь своих писательских целей, особенно когда пишете черновик, когда вы находитесь в гуще развертывания и накопления повествования?

Расписание может не совпадать с вашим всегда удается придерживаться, но исследования показали, что просто записывая свои цели, вы с большей вероятностью достигнете их.

Составление художественного произведения, которое длиннее эссе или рассказа, может показаться особенно сизифовым (подобно задаче, которая никогда не может быть завершена, названной в честь персонажа из греческой мифологии, обреченного катить валун в гору).

По этой причине попробуйте:

  • Сокращайте черновые сессии с перерывами – может помочь техника помидора и другие инструменты тайм-менеджмента (даже простая установка таймера на полчаса)
  • Продолжайте писать достижимые цели (цели SMART являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и привязанными ко времени). Например, попробуйте написать 250 слов за полчаса, чтобы начать и скорректировать цели сеанса письма в соответствии с тем, с чем вы можете с комфортом справиться
  • .

Гуру по формированию привычек и принятию решений Джеймс Клир поделился способами письма нескольких авторов. Эти жемчужины от Генри Миллера особенно подходят для черновой стадии процесса письма:

Работать по программе, а не по настроению. Остановитесь в назначенное время!
Когда ты не можешь творить, ты можешь работать.

Генри Миллер, цитируется Джеймсом Клиром в «Распорядке дня 12 известных писателей», по состоянию на ноябрь 2022 г.

Выберите фокус для каждого черновика Финишная черта.

Выбор фокуса для вашего черновика (будь то решение дуги одного персонажа, правильное исследование или добавление описательных деталей) может помочь сделать работу, которую вы выполняете во втором (или последующем) черновике, точной.

Австралийская писательница Коллин Маккалоу (чья книга The Thorn Birds была продана тиражом более 30 миллионов копий) описала выбор фокуса для своих черновиков следующим образом:

После того, как у меня есть первый набросок на бумаге, я делаю еще пять или шесть набросков, последние два из которых будут чистовыми набросками. Те, что между ними, конкретизируют персонажей, и, возможно, я проверю свое исследование.

Коллин Маккалоу, цитата из Writer’s Write, доступна здесь.

Избегайте обычных чертежей

Один из наиболее частых советов на этапе черновика: не останавливайтесь на редактировании.

Для этого есть веская причина. Первые наброски не должны быть аккуратными, отполированными, идеальными для слов. Они служат более широким целям (вспомните Пратчетта: ближе к тому, что вы хотите сказать).

[ В этих статьях я сначала нахожу заголовки — это дает мне представление о масштабе статьи и помогает мне приблизиться к второстепенным темам — прим. ред.]

Другие ошибки в первом черновике:

  • Не сравнивайте себя с другими писателями
  • Не делитесь своей работой, пока не будете готовы услышать отзывы (и не сможете отделить полезное от бесполезного, используя критику коллег)

Требуется мужество, чтобы поделиться первым черновиком (или даже окончательным черновиком) для критики — правильный круг критиков примет во внимание ваши намерения и будет конструктивно относиться к своим предложениям.

Используйте моменты для черновика где угодно

Для написания первого черновика или переписывания вам не нужно привязываться к одному устройству или подходу. Вы можете написать что-то от руки, что-то в Word или Google Docs, а потом сопоставить. Вы даже можете писать фрагменты в приложении для заметок на своем телефоне, отправлять их себе по электронной почте, а позже копировать и вставлять в свой активный черновой документ большего размера.

На вебинаре по написанию романов сейчас тренер по писательскому мастерству Роми Соммер рассказала, как она писала отрывки из своего дебютного романа, пока ждала в машине во время школьной прогулки.

Ее анекдот показывает, как иногда украденные моменты — это то, что у вас есть. Используя их, вы можете добиться значительного прогресса в создании существенного первого черновика.

Напишите самый беспорядочный первый черновик, который вам нужен

Многие писатели относятся к типу INFP-T («Т» означает «турбулентность»).

Некоторые характеристики этого типа личности включают:

  • Склонность рассматривать ошибки – или, скорее, идеалы, не соответствующие реальности/результатам – как неудачи
  • Склонность к менее оптимистичным ожиданиям результатов деятельности (например, написания черновиков)

Осознание того, что черновик — это самый беспорядочный этап писательского процесса, приносит освобождение. Будут опечатки и дыры в сюжете. Будут головокружительные моменты «О чем я, черт возьми, думал?».

Первый набросок дает вам большую свободу, чтобы попробовать другие способы организации и выдвижения идей.

Дженнифер Иган описывает ценность того, чтобы позволить себе жалкий первый черновик:

Суть в том, что мне нравятся мои первые наброски слепых, бессознательных, беспорядочных усилий; это то, что дает мне лучший материал.

Дженнифер Иган, цитата из книги «Писать тихими руками: как придать тексту такой вид, чтобы он находил отклик у читателей» Паулы Мунье.

Владимир Набоков известен тем, что писал черновики на пронумерованных каталожных карточках, которые затем мог перемещать и перетасовывать в разные последовательности.

Это помогло ему открыть различные пути и комбинации сцен для повествования. Свобода — это грязно, но весело, как и игра.

[Вы также можете проводить мозговые штурмы и разрабатывать идеи с помощью простых шагов в нашей информационной панели истории и играть с ассоциациями и идеями. ]

Решите, когда вам нужна обратная связь для прогресса

Между написанием первого черновика и последующих черновиков вы можете получить внешний взгляд на то, что работает в вашей истории, а что не работает (и почему).

На этом этапе может помочь опытный читатель, например бета-ридер или редактор, знакомый с вашим жанром.

Полезные типы обратной связи между черновиками включают:

  • Оценки/оценки рукописей – процесс, предшествующий доработке или копированию
  • Коллегиальная критика в писательском кружке — убедитесь, что ваш писательский кружок дает именно ту обратную связь, которую вы хотите (вы всегда можете сначала немного затаиться в онлайн-группе и оставить отзыв авторам, чей стиль обратной связи вам нравится, чтобы наладить связи)

Конечно, делиться частями вашего романа с другими писателями или доверенными читателями полезно, так как это мотивирует вас и дает ценную обратную связь. Но написание ужасных первых черновиков — это нормально, и поставщики ранней критики должны помнить об этом.

Кинг описывает момент, когда он усвоил этот ценный урок о процессе письма в своем руководстве по письму  О письме: 

Гоулд сказал еще кое-что интересное в тот день, когда я сдал свои первые две статьи: писать при закрытой двери, переписывать при открытой двери. Другими словами, ваши вещи сначала предназначены только для вас, но затем они исчезают. Как только вы узнаете, что это за история, и сделаете ее правильно — во всяком случае, настолько правильно, насколько сможете, — она принадлежит всем, кто хочет ее прочитать.

Стивен Кинг, О письме: воспоминания о ремесле (2000), с. 57.

Закрепите или поделитесь этой инфографикой.

Составьте контрольный список для следующего этапа процесса

Целью первого черновика, в конечном счете, является написание версии вашей истории.

Даже если это версия, которая ужасно не соответствует (в ваших глазах) идеальному ментальному образу, который у вас был, когда вы начинали. Это обычное ощущение в конце первого прохода при создании. Тем не менее, именно поэтому переписывание (и работа с редакторами) являются ценными частями писательского процесса.

Писатель Мэтт Хьюз формулирует это так:

Многие начинающие романисты заканчивают тем, что переписывают свои первые две или три главы, пытаясь сделать их «как раз правильно». Но смысл первого наброска не в том, чтобы сделать все правильно; нужно написать — чтобы было с чем работать.

Мэтт Хьюз, цитата тренера по публикациям Дафны Грей-Грант здесь.

После написания первого черновика подумайте о составлении контрольного списка, который поможет вам в следующем. Подумайте о том, что делает историю хорошей. Ваш контрольный список может включать такие вопросы, как:

  • Способствует ли каждая глава установлению целей, мотивов и конфликтов персонажей?
  • Является ли почерк четким и язык соответствует возрастной группе моей целевой аудитории или языковому факультету?
  • Существует ли баланс между внутренним миром или внутренним монологом моего рассказчика и внешним действием/событием?

Пусть ваши собственные вопросы и голос внутреннего редактора (и критического круга, редактора или бета-ридеров, если вы находитесь на этом этапе пересмотра и редактирования) направляют ваш контрольный список.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *