Футурист — это… Что такое Футурист?
Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.
Возникновение
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. (Наиболее известная его поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Цитата: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карра, Джино Северини.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
Футуризм в изобразительном искусстве
Антонио Сант’Элиа — Урбанистический рисунок
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.
Русский футуризм
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.
Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др
Литература
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Поэты серебряного века, список футуристов, акмеистов, символистов, литературные направления, объединения и течения, временные границы сереберяного века русской поэзии
Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.
В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.
Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.
Серебряный век русской поэзии
Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.
Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).
Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.
Можно проследить аналогию с «золотым веком» так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.
Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту
Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.
Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:
- Цветаева Марина.
- Ахматова Анна.
- Блок Александр.
- Бунин Иван.
- Пастернак Борис.
- Есенин Сергей.
- Маяковский Владимир.
- Брюсов Валерий.
Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.
Литературные направления Серебряного века
Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.
Основные направления следующие:
- символизм,
- футуризм,
- акмеизм,
- имажинизм.
Символизм и его основные черты
Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.
Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.
Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:
- старшие символисты,
- младшие символисты.
Поэты-символисты в русской литературе
К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.
Футуризм и его признаки
Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.
Русские поэты-футуристы
Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:
- Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
- Гуро,
- Маяковский,
- Лившиц,
- Каменский,
- Крученых.
- Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
- Северянин,
- Шершеневич,
- Ивнев.
Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.
Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
Основные представители:
- Клюев,
- Есенин,
- Клычков,
- Орешин.
Акмеизм и его основные принципы
Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».
Акмеисты серебряного века
Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.
Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.
Имажинизм и его главные признаки
Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.
Имажинисты серебряного века и их произведения
Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.
В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.
Самые популярные деятели:
- Шершеневич — начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления,
- Мариенгорф,
- Ивнев,
- Эрдман.
Заключение
Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.
Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.
Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок литературы в 11 классе «Футуристы и футуризм»
Футуристы и футуризм (урок литературы в 11 классе)
Цели: дать понятие о футуризме; показать взаимосвязь живописи авангарда и русского футуризма, сделать обзор творчества поэтов-футуристов, продолжить работу над умением вдумчиво читать и анализировать поэтический текст, формировать бережное отношение к поэтическому слову.
Оборудование:
романсы А. Вертинского «Танго» , «Магнолия», «Лиловый негр», «Маленькая балерина», «Желтый ангел», «В синем и далеком океане…»;
репродукции картин П.Пикассо «Музыкальные инструменты», К.Малевича «Спортсмены», А. Экстер «Город ночью», «Беспредметная композиция», П. Филонова «Германская война», Д. Бурлюка «Лошадь-молния», Н. Гончаровой «Велосипедист» и др.
Ход урока.
Вступительное слово.
А.Блок говорил: «Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры».
В нашем сегодняшнем уроке тоже переплетутся разные виды искусства. На примере живописи, музыки, поэзии мы познакомимся с понятием футуризм, узнаем историю его возникновения и развития в России, познакомимся с особенностями поэтического творчества футуристов.
В начале урока мы вспомним уже известные нам поэтические направления начала 20-го века:
Что было прежде — то и будет впредь,
А то, что было, — человек забудет,
Покуда существует эта твердь,
Вовек под солнцем нового не будет.
Экклезиаст
Мы живем в начале ХХI века и думаем о том, что он принесёт нам новую жизнь, что в ХХI веке жить так, как жили раньше, нельзя. Наверное, то же самое думали люди, вступая в век двадцатый. Но мудрые слова Экклезиаста говорят о том, что всё повторяется. Мы идём по кругу. Давайте на миг замкнём круг и вернёмся к началу ХХ века:
1. Символизм
Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю…
Я всё уединённое,
Неясное люблю.
Я — раб моих таинственных, Необычайных снов…
Но для речей единственных Не знаю здешних слов.
3.Гиппиус
• О каком литературном направлении говорится в этом спшхотворении?
• Дайте характеристику символизму (где и когда возник, какова цель, каковы характерные черты символизма)
(Ученики рассказывают об этом направлении по плану: место и время возникновения, цели и задачи, которые ставили перед собой символисты, краткий девиз, характерные черты (в дальнейшем этим же планом пользуются при характеристике акмеизма и футуризма). На доске и в тетради появляется краткая запись:
• возник во Франции во второй половине ХIХ века, в Россию пришёл в 90-х годах; • цель — вывести искусство из глубокого кризиса; • девиз — слова Гёте: «Всё преходяще, есть только символ»;
• характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;
• создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе,
построенного на тончайших, мерцающих смысловых обертонах слова.
2. Акмеизм
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Радостно и ясно —
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро
.
А.Ахматова
- Представителем какого литературного направления была А.Ахматова?
- Дайте характеристику этому направлению.
Учащиеся характеризуют это направление:
• возникло в России в 1910-е годы;
• цель — вернуть слову зримую точность; • девиз: «Искусство тем прекрасней,
Чем взятый матерьял бесстрастней —
Стих, мрамор иль металл». (Т.Готье)
• акмеизм движется от идеи — к конкретному образу, от запредельного — к обыденному, от вечности — к истории, от Вечной Женственности — к мужскому началу; мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов -зримая точность, реализм подробностей, достоверность, доведённая до виртуозности
Восхищались: «Символист!» И кивали головами… Оставлял стан дартныиi лист С нестандартными словами. Задыхались: «Акмеист!» И качали головами… В.Малышев. | Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: «Футурист! » И стучали головами… Оставлял корявый лист С нестандартными словами. |
Нестандартность на фоне привычного — вот первое ощущение от столкновения с футуризмом.
Футуристы и футуризм — тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.
Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык.
Источником футуризма в России является западноевропейское искусство. Посмотрите фрагмент учебного фильма, в котором рассказывается о футуризме в западноевропейской живописи.
Сообщение учащегося.
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом — в поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурдюков, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, А. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других 1908-1910 гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения. Наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет движение — кубофутуризм, стремившийся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода). Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Эстетические взгляды художников — авангардистов:
- Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать её, прежде всего, искусством творческим, а не репродуктивным. Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте её художественного содержания. Навязчивость реальности стесняла творчество художника и в результате здравый смысл торжествовал над свободной мечтой, а слабая мечта создавала беспринципные произведения искусства — ублюдки противоречивых миросозерцаний. (Журнал «Супремиус», 1919)
- Я порвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи-авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвав, и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами. (К. Малевич)
- Все существующие течения пошлите ко всем чертям и действуйте, как исследователь-натуралист.
- Знайте, что самое высшее содержание картины — это её сделанность. Это является её высшей ценностью и критерием (П. Филонов)
Итак, мы познакомились с вами с футуризмом в живописи, а теперь поговорим о футуризме в поэзии.
Футуризм в литературе
Сообщение учащегося
В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм — течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи.
Футуризм как литературное направление родился в Италии. Его теоретиком был известный публицист и философ Ф.Т.Маринетти. Именно ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих дерзость и бунт, агрессию и отвагу. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал «Первый манифест футуризма», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Это новое искусство Маринетти именовал футуризмом (от лат. futurum- «будущее»).
Русский футуризм возник как самобытное художественное течение. В то же время кое-что его представители заимствовали и у итальянцев. На сером фоне начала второго десятилетия 20 века русский футуризм был необходим, как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности революции после нее.
Временем рождения русской футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д, Бурлюк. В Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы»
(И. Северянин, И. Игнатьев. В. Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и и др.). Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических группировок была особенно непримирима.
Футуристы выступили в конце 1912 года с необыкновенно крикливой декларацией-манифестом «Пощечина общественному вкусу», подписанной
Д. Бурлюком, А Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили:
• «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве
• Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…
• Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
Этии эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них языку», презрения к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную славу и известность.
В манифесте из сборника «Садок Судей» (1913) программа футуристов была конкретизирована:
• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
• новые ритмы ы, рифмы, размеры стиха;
• новые слова и новые темы;
• презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни».
Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный язык», который есть « грядущий мировой язык в зародыше». Футуристы отрицали категорически весь предшествующий
поэтический опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.
- В качестве иллюстрации прослушайте стихотворение В. Каменского «Жонглер», которое записано на доске.
Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб.
Амб-згара-амба.
Амб-згара-амба.
Амб- згара- амба.
Амб.
Шар- шор- шур-шир.
Чин-драк -там — дззз.
Шар-диск. Ламп-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемеиь.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок
Рча-рча. Амс.
- Почему стихотворение называется Жонглер»?
- Как проявляется в нем смысл «самовитого слова»?
«Слово прекрасно само по себе», — считал один из создателей русского футуризма Давид Бурлюк и призывал не увлекаться созданием слов-образов, а «барахтаться в баюкающих, скачущих волнах гласных». В стихах поэтов этого направления часто наблюдается набор гласных. Например, слово «лилия» — безобразно, по понятию футуристов, потому что его истрепали. Придумывается новое словом « еуы» — и лилия вновь чиста и прекрасна. Футуристъг занимались «словотворчеством и словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был «счастью природы, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.
Об этом мы поговорим чуть позже, а пока запишите краткую характеристику футуризма как литературного направления.
Записать в тетради Краткая характеристика футуризма:
- Возник в конце, ХIХ века, в России — с 1910-х годов;
- цель — провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;
- девиз: «А один говорил: «Дыр, бул, щыл!»
В ожидании гнева Господня».
Е.Рейн
- характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание
дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников), «огрезить», «ветропросвист», «грезэрка», «стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя Ф. Сологуба, введшего его в литературу: «Он — чарователь, чаровальщик, !! Чарун, он — чарник, чародей…».
Похожий эксперимент проводит В Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -смех усмейных смехачей!
- Какие неологизмы использует Велимир Хлебников в этом тихотворении? Запишите их в тетрадь.
Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор. Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне- речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом).
Знаменито «заумное» стихотворение В. Хлебникова:
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-его соответствий Вне протяжения жило Лицо.
- Каково значение звуков в этом стихотворении? Что мы слышим, произнося «заумные» слова?
Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ -птиц. (Между прочим, отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова — язык будущего, способный служить объединению людей.
Описывая лицо при помощи «заумного», «всеземлянского» языка, В.Хлебников показывает лицо не в двухмерном и не в трёхмерном пространстве, а как будто бы вне времени и пространства, в движении. Пока звучит пение птиц, человек жив.
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски свеж и наивен, с другой — аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые и глубокие:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
Со времени своего появления футуризм «развлекал» только недальновидных. Строгих ценителей поэзии он беспокоил, как явное разрушение классики. Яростнее всех символистов на футуризм обрушился Бальмонт, а из акмеистов — Гумилев. В. Брюсов же уловил в манере футуристов если не мастерство, то нужность новых форм, ломающих прежние..
Игорь Северянин
В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин — фигура своеобразная и противоречивая. «Эго» — свидетельство его личной независимости и самостоятельности в языке. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.
Чтение и анализ стихотворения И. Северянина. КВАДРАТ КВАДРАТОВ
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь! — я устал, я совсем изнемог… Был года палачом,- палачу не парить… Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем… Палачом был года — не парить палачу… Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм.. .
Не хочу говорить никогда ни о чем…
Я совсем изнемог… О, поверь! я устал… Палачу не парить!.. был года палачом… Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…
Говорить не хочу ни о чем никогда! .. Изнемог я совсем, я устал, о, поверь! Не парить палачу! .. палачом был года! ..
Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..
1910
- Чем необычно это стихотворение? О чем оно? Почему называется ((Квадрат квадратов»?
Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи (он называл их «поэзами»), женщины забрасывали его цветами и останавливали уличное движение. Сам он писал, будучи в эмиграции: «Вечный праздник, беззакатное торжество! Цветы! Слава! Влюбленные женщины! И денег — золотой дождь».
Вот мнение современника: «Северянин пошло, безвкусно кривлялся в своих поэзах… У него — сплошное оголтелое издевательство над русским языком, паясничество и непонятность. Квалифицированные критики не признавали его, а славу ему создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.
Поэзия Северянина очень музыкальна: Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала ХХ века А. Вертинского (прослушивание песни по выбору): «Танго «Магнолия», «Лиловый негр» , «Маленькая балерина» , «Желтый ангел», «В синем и далеком океане… »).
Песни Вертинского перекликаются со стихами Северянина. В 1910-х годах, когда
на полях Европы уже шли кровопролитные сражения первой мировой войны, а здесь в Петрограде, в «Павильоне де Пари», «расцветали» экзотические, хрупкие, как диковинные цветы, песенки Вертинского, которые казались обреченными на мимолетное существование. Но было что-то подлинное, затрагивающее сокровенные струны сердца в этих неповторимо-личных, подчас сентиментальных, подчас фривольно-шутливых, иногда салонно-изысканных» песнях; было что-то неподвластное Молоху времени, находившее столь разных, но неизменно благодарных слушателей.
Когда Вертинский только начал выступать, уже остро ощущалось приближение невиданных катастроф и неслыханных мятежей. Миру нежных песен приходил конец. Мир маленьких пажей и балерин, фей и сказочных городов, где возникают лишь любовные бури, должен был неизбежно рухнуть. И Вертинский оплакал это крушение. Вертинский мог быть и страстнo-влюбленным, и печально-разуверившимся, и надменно-язвительным, и по-мудрому добрым. Успех его был ошеломляющим. Песни Вертинского были широко известны и популярны: «Маленькая балерина» , «Джимми-пират» , «Танго «Магнолия»», «Желтый ангел», «Над розовым морем», «Фея», «Сероглазый король» , «Пан и Ирена» и другие. Но песни декадентствующего Пьеро не могли звучать в стане большевиков. И волна первой эмиграции смыла артиста вместе с белой армией.
Обобщение учителя
Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин, нашли свой способ самовыражения с помощью системы приемов, названных ими «футуризмом». Но их творчество — шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приемы футуристов навсегда остались в их поэзии.
Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях, своими творческими открытииями они обогатили русскую поэзию ХХ столетия.
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательньпи художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
Домашнее задание:
Повторить темы: «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм»; выучить наизусть (по выбору) стихотворение И Северянина (или другого поэта-футуриста), проанализировать его.
это кто? Русские футуристы. Футуристы серебряного века
Футуризм (от латинского слова futurum, означающего «будущее») — авангардистское направление в искусстве Европы 1910-1920 гг., преимущественно в России и Италии. Оно стремилось создать так называемое «искусство будущего», о чем представители этого направления декларировали в манифестах.
В творчестве Ф. Т. Маринетти, итальянского поэта, российских кубофутуристов из общества «Гилеи», а также участников «Мезонина поэзии», «Ассоциации эгофутуристов», «Центрифуги» отрицалась традиционная культура как наследие «прошлого», разрабатывалась эстетика машинной индустрии и урбанизма.
Характерные черты
Для живописи этого направления характерны наплывы форм, сдвиги, многократные повторения различных мотивов, как будто при суммировании полученных в результате быстрого движения впечатлений. В Италии футуристы — это Дж. Северини, У. Боччони. В литературе наблюдается смешение фантастики и документального материала, в поэзии — экспериментирование с языком («заумь» или «слова на свободе»). Русские поэты-футуристы — это В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, И. Северянин, А. Е. Крученых.
Группировки
Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом. Акмеисты, футуристы и представители других течений модернизма в своем творчестве и объединении были внутренне противоречивы. Самая значительная из группировок футуристов, названная впоследствии кубофутуризмом, объединяла различных поэтов серебряного века. Наиболее известные ее поэты-футуристы — это В. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Крученых, В. В. Маяковский и другие. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни — 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. В группе «Центрифуга» начинали свое творчество известные советские поэты Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев.
Свобода поэтического слова
Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, ее революцию, неограниченную свободу поэтического слова. Они полностью отказывались от литературных традиций. В манифесте с весьма дерзким названием «Пощечина общественному вкусу», изданному ими в одноименном сборнике 1912 года, представители этого направления призывали сбросить с «Парохода Современности» таких признанных авторитетов, как Достоевский, Пушкин и Толстой. А. Крученых защищал право поэта на создание собственного, «заумного» языка, не имеющего конкретного значения. В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. Но В. В. Каменский (годы жизни — 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни — 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Футуристом был и известный поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Первые его стихи вышли в свет в 1912 году. Владимир Владимирович привнес в это направление свою тему, которая с самого начала выделяла его среди других представителей. Маяковский-футурист активно выступал за создание нового в жизни общества, а не только против различного «старья».
В предшествующее революции 1917 года время поэт был революционным романтиком, который обличал так называемое царство «жирных», предчувствовал надвигающуюся революционную грозу. Отрицая всю сложившуюся систему капиталистических отношений, он провозглашал гуманистическую веру в человека в таких поэмах, как «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир». Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы «Облако в штанах» сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика «Долой!»: долой любовь, искусство, строй и религию. Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества.
Нигилизм
В годы, предшествовавшие революции, в русской поэзии существовали яркие индивидуальности, которых было сложно отнести к конкретному литературному течению. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). После 1910 года появляется еще одно новое направление — футуризм, противопоставившее себя всей литературе, не только прошлого, но и настоящего. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Нигилизм виден и во внешнем оформлении сборников поэтов, которые издавались на обратной стороне обоев или на оберточной бумаге, а также в их названиях — «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и другие типичные стихотворения футуристов.
«Пощечина общественному вкусу»
В первом вышедшем в 1912 году сборнике «Пощечина общественному вкусу» была напечатана декларация. Ее подписали известные поэты-футуристы. Это были Андрей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи. Поэты отрицали в качестве идеалов Достоевского, Пушкина, Толстого, но вместе с тем и Бальмонта, его «парфюмерный блуд», Андреева с его «грязной слизью», Максима Горького, Александра Блока, Александра Куприна и других.
Отвергая все, манифест футуристов устанавливал «зарницы» самоценного слова. Не пытаясь, в отличие от Владимира Владимировича Маяковского, свергнуть существующий общественный строй, они лишь хотели обновить его формы. В русском варианте лозунг «Война — единственная гигиена мира», считавшийся основой итальянского футуризма, был ослаблен, однако, по мнению Валерия Брюсова, эта идеология все же «проступала между строк».
По замечанию Вадима Шершеневича, футуристы серебряного века впервые на должную высоту подняли форму, придав ей значение главного, самоцелевого элемента произведения. Они категорически отвергли стихи, которые пишутся лишь ради идеи. Поэтому возникало множество формальных декларируемых принципов.
Новый язык
Велимир Хлебников, еще один теоретик футуризма, провозгласил новый «заумный» язык в качестве будущего языка во всем мире. В нем слово теряет смысловое значение, приобретая взамен субъективный оттенок. Так, гласные понимались как пространство и время (характер устремления), согласные — звук, краска, запах. Стремясь к расширению языковых границ, он предлагает создавать слова по корневому признаку (корни: чар…, чур… — «мы чаруемся и чураемся»).
Эстетизму символистической и в особенности акмеистической поэзии футуристы противопоставили подчеркнутую деэстетизацию. Например, «поэзия — истрепанная девка» у Давида Бурлюка. Валерий Брюсов в обзоре «Год русской поэзии» (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Мы встречаемся с ними в поэзии 18-го века, у Вергилия и Пушкина, а теория звуков-красок была предложена еще Теофилем Готье.
Сложности взаимоотношений
Интересно, что, при всем отрицании в искусстве, футуристы серебряного века все же ощущают преемственность символизма. Так, Александр Блок, наблюдавший за творчеством Игоря Северянина, говорит с беспокойством, что у него отсутствует тема, а в статье 1915 года Валерий Брюсов отмечает, что неумение мыслить и отсутствие знаний принижают его поэзию. Он упрекает Северянина в пошлости, безвкусице, в особенности критикует его стихи о войне.
Еще в далеком 1912 году Александр Блок говорил, что боится того, что у модернистов нет стержня. Скоро понятия «футурист» и «хулиган» стали синонимами для умеренной публики тех лет. Пресса с жадностью следила за «подвигами» создателей нового искусства. Благодаря этому они стали известны широким слоям населения, привлекали к себе огромное внимание. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок, из которых каждая считала, что именно она выражает «истинный» футуризм, и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль. Эта борьба происходила в потоках взаимной критики, что усиливало их обособленность и враждебность. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.
Футуристы — это… Что такое Футуристы?
Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.
Возникновение
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. (Наиболее известная его поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Цитата: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карра, Джино Северини.
Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.
Футуризм в изобразительном искусстве
Антонио Сант’Элиа — Урбанистический рисунок
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.
Русский футуризм
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.
Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др
Литература
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Русский футуризм в 1910-е годы
Серебряный век: какие течения пришли на смену реализму?
Несколько литературных и художественных группировок, постоянно враждовавших друг с другом и оспаривающих звание истинных футуристов, не могли составить единый фронт нового искусства. Не было в России и общепризнанного вождя: ни Хлебников, ни Маяковский, ни Ларионов, ни Бурлюк не могли считаться создателями и вдохновителями русского футуризма.
Теория «свободного творчества», которую формулировали в своих статьях и лекциях Владимир Марков и Николай Кульбин, отдавала все преимущества не концепционной целостности эстетики, а проявлениям творческой энергии, не связанным никакими нормативами стиля или программы.
Томмазо Маринетти. (wikipedia.org)
В формировании футуристической эстетики в России важным фактором стала деятельность Николая Кульбина. Он — «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, — не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия, исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя.
Программа футуризма
Николай Кульбин «Солнце над рекой Славянкой». Источник: wikipedia.orgПервые программные декларации русского футуризма появляются в 1912 году, хотя некоторые участники этого движения располагают дату своего появления и раньше. Так, Давид Бурлюк указывает, что слово «футуризм» для определения своей деятельности русские поэты и художники начали использовать с 1911 года. Группа «Гилея» вместо иностранного слова «футуризм» предложила аналогичное по смыслу русское название «будетляне». Ларионовская группа «Ослиный хвост» называла себя «будущниками».
Однако именно в январе 1912 года Игорь Северянин (первым использовавший слово «футуризм» в своем сборнике) и Константин Олимпов выпустили листовку-манифест «Скрижали Академии эгопоэзии (Вселенский футуризм)». По духу скорее эстетские, чем авангардистски-радикальные, эти заметки декларировали кредо «Ассоциации эгофутуристов», в которую входили помимо Северянина и Олимпова Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. Два положения раскрывали основы эгофутуристической программы. Первое — расширение границ языка, так как существующими в нашем богатом языке словами, футуристы не могли бы передать все обуревающие их головы новые идеи, впечатления и понятия. Второе — утверждение в качестве символа своего объединения треугольника как знака вечности.
Владимир Татлин. Матрос. Источник: wikipedia.orgВ декабре того же 1912 года группа «Гилея» выпустила сборник стихов и статей «Пощечина общественному вкусу». Манифест, открывавший его и подписанный Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, своей наступательной интонацией и резкими полемическими выпадами против литературных врагов вполне отвечал всем канонам футуристических деклараций. Отказ от искусства прошлого («прошлое тесно»), ориентация на современность («только мы лицо нашего времени») и призывы «бросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности» являлись очевидными знаками футуристичности гилейской программы.
Михаила Ларионова, подчеркнуто внимательного к форме репрезентации своих художественных экспериментов, умело использующего провокацию и скандал как фактор развития искусства, не столько по стилю, сколько по самому духу, который он стремился утвердить в искусстве, можно считать самым футуристическим русским живописцем. Среди его соратников Илья Зданевич — поэт, художественный критик и теоретик нового искусства, один из лучших знатоков итальянского футуризма, был последовательным сторонником чисто футуристической напористости и энергичного внедрения искусства в жизнь.
Михаил Ларионов «Купающиеся солдаты». Источник: wikipedia.orgВ группе Ларионова интерес к футуризму также проявляли Наталья Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко. В ларионовской группе будущников наиболее четкую формулировку получила концепция восточных корней русского футуризма, определивших своеобразие его эстетики.
Манифест «Лучисты и будущники» — одна из самых дерзких деклараций русских художников — появился в 1913 году. Соединение двух парадоксальных тенденций определяло эстетическую программу будущников: ориентация на Восток («Да здравствует прекрасный Восток! … Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы»), на национальные корни искусства («Да здравствует национальность!») и восхищение ритмами и формами современной урбанистической жизни («весь гениальный стиль наших дней — наши брюки, пиджаки, обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы — такое очарование, такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей мировой истории»).
Летом 1913 года в журнале «За 7 дней» появилось сообщение о «Первом Всероссийском Съезде Баячей Будущего (поэтов-футуристов)». В декларации съезда, делегатами которого были Крученых, Малевич, Матюшин, провозглашалась задача: «Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей».
Декларация, кроме того, объявляя о создании театра «Будетлянин», открывала перед футуристами новую сферу деятельности. В декабре того же года в петербургском театре «Луна-парк» футуристами были осуществлены две знаменитые постановки «Трагедия. Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем».
Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914. (wikipedia.org)
В сентябре 1913 года московская пресса активно обсуждала нашумевшую прогулку по Кузнецкому мосту футуристов Ларионова и Большакова с раскрашенными лицами. В конце года в журнале «Аргус» был напечатан «Манифест футуристов. Почему мы раскрашиваемся», подписанный Зданевичем и Ларионовым. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозглашал манифест.
Футуристический восторг перед эфемерной поэзией ощущений, отвечающей стремительности современной жизни, и восприятие ярких витрин, электрического освещения, трамваев и автомобилей как элементов грандиозной театральной декорации, которой уподоблялось городское пространство, — все это стало основой столь же эфемерного и стремительного искусства футуристического грима.
В то же время в ряде журналов и газет появляются заметки и интервью Ларионова, излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком, во втором». Кроме того, в 1913 году при участии Ларионова и Гончаровой осуществляется постановка первого (и единственного) футуристического фильма «Кабаре № 13».
В 1914 году начинается знаменитое турне футуристов (Бурлюк, Маяковский и Каменский) по городам России. Лекции и диспуты, с которыми выступали будетляне, режиссировались ими как своеобразные театральные спектакли. Их зрелищный характер, сама форма пропаганды нового искусства значили ничуть не меньше, чем проповедуемая ими идеология.
Русский футуризм в 1910-е годы
Серебряный век: какие течения пришли на смену реализму?
Несколько литературных и художественных группировок, постоянно враждовавших друг с другом и оспаривающих звание истинных футуристов, не могли составить единый фронт нового искусства. Не было в России и общепризнанного вождя: ни Хлебников, ни Маяковский, ни Ларионов, ни Бурлюк не могли считаться создателями и вдохновителями русского футуризма.
Теория «свободного творчества», которую формулировали в своих статьях и лекциях Владимир Марков и Николай Кульбин, отдавала все преимущества не концепционной целостности эстетики, а проявлениям творческой энергии, не связанным никакими нормативами стиля или программы.
Томмазо Маринетти. (wikipedia.org)
В формировании футуристической эстетики в России важным фактором стала деятельность Николая Кульбина. Он — «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, — не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия, исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя.
Программа футуризма
Николай Кульбин «Солнце над рекой Славянкой». Источник: wikipedia.orgПервые программные декларации русского футуризма появляются в 1912 году, хотя некоторые участники этого движения располагают дату своего появления и раньше. Так, Давид Бурлюк указывает, что слово «футуризм» для определения своей деятельности русские поэты и художники начали использовать с 1911 года. Группа «Гилея» вместо иностранного слова «футуризм» предложила аналогичное по смыслу русское название «будетляне». Ларионовская группа «Ослиный хвост» называла себя «будущниками».
Однако именно в январе 1912 года Игорь Северянин (первым использовавший слово «футуризм» в своем сборнике) и Константин Олимпов выпустили листовку-манифест «Скрижали Академии эгопоэзии (Вселенский футуризм)». По духу скорее эстетские, чем авангардистски-радикальные, эти заметки декларировали кредо «Ассоциации эгофутуристов», в которую входили помимо Северянина и Олимпова Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. Два положения раскрывали основы эгофутуристической программы. Первое — расширение границ языка, так как существующими в нашем богатом языке словами, футуристы не могли бы передать все обуревающие их головы новые идеи, впечатления и понятия. Второе — утверждение в качестве символа своего объединения треугольника как знака вечности.
Владимир Татлин. Матрос. Источник: wikipedia.orgВ декабре того же 1912 года группа «Гилея» выпустила сборник стихов и статей «Пощечина общественному вкусу». Манифест, открывавший его и подписанный Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, своей наступательной интонацией и резкими полемическими выпадами против литературных врагов вполне отвечал всем канонам футуристических деклараций. Отказ от искусства прошлого («прошлое тесно»), ориентация на современность («только мы лицо нашего времени») и призывы «бросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности» являлись очевидными знаками футуристичности гилейской программы.
Михаила Ларионова, подчеркнуто внимательного к форме репрезентации своих художественных экспериментов, умело использующего провокацию и скандал как фактор развития искусства, не столько по стилю, сколько по самому духу, который он стремился утвердить в искусстве, можно считать самым футуристическим русским живописцем. Среди его соратников Илья Зданевич — поэт, художественный критик и теоретик нового искусства, один из лучших знатоков итальянского футуризма, был последовательным сторонником чисто футуристической напористости и энергичного внедрения искусства в жизнь.
Михаил Ларионов «Купающиеся солдаты». Источник: wikipedia.orgВ группе Ларионова интерес к футуризму также проявляли Наталья Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко. В ларионовской группе будущников наиболее четкую формулировку получила концепция восточных корней русского футуризма, определивших своеобразие его эстетики.
Манифест «Лучисты и будущники» — одна из самых дерзких деклараций русских художников — появился в 1913 году. Соединение двух парадоксальных тенденций определяло эстетическую программу будущников: ориентация на Восток («Да здравствует прекрасный Восток! … Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы»), на национальные корни искусства («Да здравствует национальность!») и восхищение ритмами и формами современной урбанистической жизни («весь гениальный стиль наших дней — наши брюки, пиджаки, обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы — такое очарование, такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей мировой истории»).
Летом 1913 года в журнале «За 7 дней» появилось сообщение о «Первом Всероссийском Съезде Баячей Будущего (поэтов-футуристов)». В декларации съезда, делегатами которого были Крученых, Малевич, Матюшин, провозглашалась задача: «Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей».
Декларация, кроме того, объявляя о создании театра «Будетлянин», открывала перед футуристами новую сферу деятельности. В декабре того же года в петербургском театре «Луна-парк» футуристами были осуществлены две знаменитые постановки «Трагедия. Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем».
Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914. (wikipedia.org)
В сентябре 1913 года московская пресса активно обсуждала нашумевшую прогулку по Кузнецкому мосту футуристов Ларионова и Большакова с раскрашенными лицами. В конце года в журнале «Аргус» был напечатан «Манифест футуристов. Почему мы раскрашиваемся», подписанный Зданевичем и Ларионовым. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозглашал манифест.
Футуристический восторг перед эфемерной поэзией ощущений, отвечающей стремительности современной жизни, и восприятие ярких витрин, электрического освещения, трамваев и автомобилей как элементов грандиозной театральной декорации, которой уподоблялось городское пространство, — все это стало основой столь же эфемерного и стремительного искусства футуристического грима.
В то же время в ряде журналов и газет появляются заметки и интервью Ларионова, излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком, во втором». Кроме того, в 1913 году при участии Ларионова и Гончаровой осуществляется постановка первого (и единственного) футуристического фильма «Кабаре № 13».
В 1914 году начинается знаменитое турне футуристов (Бурлюк, Маяковский и Каменский) по городам России. Лекции и диспуты, с которыми выступали будетляне, режиссировались ими как своеобразные театральные спектакли. Их зрелищный характер, сама форма пропаганды нового искусства значили ничуть не меньше, чем проповедуемая ими идеология.
в Китае выпустят странный электроседан
Пекинский автосалон — первое крупное мероприятие 2020 года с февраля, когда из-за коронавируса стали одну за другой отмену выставки по всему миру. Однако разрешить проведение шоу мало: нужно еще и заманить на него производителей, у которых сейчас хватает проблем. В этот раз глобальные бренды представлены на Auto China не столь обильно, как того хотелось бы организаторам — но тем заметнее на общем фоне отдельные экспонаты.
Вроде этого седана, подготовленного концерта Great Wall, но лишенного опознавательных знаков, указывающих на принадлежность к конкретному бренду. Называется модель футуриста, но дизайном своим просто кричит о заимствованиях из прошлого. Лицевой частью она напоминает «Мустанги» (включая Mach-E), пропорции — что-то вроде BMW 2002. Многоспицевые колеса могли бы быть позаимствованы у Alpina, круглые противотуманки вызывают ассоциации с Mini.
11 Фотографии
«Футурист» получил кузов без средних стоек с «суицидальными» задними дверьми.Тема ретро продолжается и в четырехместном салоне, но здесь она усиливается неизбежными неизбежными атрибутами дня сегодняшнего — вроде цифровых приборов, отдельно стоящего дисплея мультимедийной системы, сенсорных элементов управления. При этом общее настроение все равно задают классический руль и напоминающие турбины вентиляционные дефлекторы. По данным ресурса CarNewsChina , главный автор этого проекта — бывший дизайнер Land Rover Фил Симмонс.
Учитывая всю роскошь «Футуриста», для Great Wall было бы логично вывести его на рынок под маркой Wey.Электромобильный бренд Ora, поскольку платформа с довольно нетипичным названием Lemon, рассчитана на любые типы силовых установок, включая полностью электрические. Если это действительно будет электрокар, он сможет проехать на одном заряде около 700 км. Кроме того, обещаны автопилот третьего уровня и система голосового управления.
.Great Wall Futurist показал возможность платформы Lemon — ДРАЙВ
Дизайнеры рисовали Футурист под кураторством шеф-дизайнера Хавейла Фила Симмонса. Обилие элементов ретро и сама форма кузова, по замыслу авторов, должны создавать контраст с современной начинкой под капотом.
Концепт Futurist, представленный Great Wall Motors в Пекине, породил в китайской прессе ряд спекуляций на тему, под какой из марок концерна мог бы выйти подобный серийный автомобиль. Непосредственно Great Wall, Haval, Ora, Wey, позабытый Voleex или полностью новый бренд? Но куда важнее, этот электрический седан в стиле ретро показал, что способна модульная платформа Lemon (GWM также использует написание L.E.M.O.N.), которую Futurist делит с новейшими Хавейлами H6 третьего поколения и Dagou.
Futurist щеголяет распашными дверями без средней стойки, четырьмя креслами и круглой приборкой в ретро-стиле, с которой диссонирует выступающий вверх центральный экран.
Платформа Lemon настолько гибкая, что позволяет проектировать на ней кроссоверы, седаны и минивэны с колёсной базой от 2650 до 3005 мм, длиной от 4200 до 5100 мм, шириной от 1830 до 1975 мм.Архитектура насчитывает 113 стандартных модулей и 438 так называемых базовых, как кубики, составляющие различные по размерам и особенностям конструкции.
Платформа рассчитана на обычных ДВС, гибридных, полностью электрических привода или систем с водородными топливными элементами. Электрический вариант и демонстрирует Футурист. Он обладает литиевой батареей без кобальта и может проходить на одной зарядке 700 км (по неназванному циклу). Что касается других силовых установок, то компания прежде всего указывает на гибридные системы, содержащий девятиступенчатый «робот»
.Great Wall удивил концептом футурист в стиле ретро
Китайская компания Great Wall удивила посетителей открывшегося в Пекине автошоу привлекательным концептом футурист в ретро стиле.
Об этом сообщает портал Carscoops. Новинку разработал известный британский дизайнер Бил Симмонс, ранее работавший в Land Rover. Ранее он создал для Great Wall облик кроссовера Haval Big Dog.
Концепт представляет собой классический седан в стиле европейских автомобилей конца 60-х-начала 70-х годов.По своей стилистике футурист напоминает культовый Ford Mustang, с пропорциями — не менее знаковую модель BMW 2002. Британскому дизайнеру удалось создать уникальный облик машины, который отличается чистыми линиями и вниманием к деталям.
Среди интересных решений — аккуратные камеры в хромированных корпусах, напоминающие классические зеркала заднего вида, круглые противотуманные фары в стиле оригинального Mini Cooper, а также характерные ажурные диски, которые вполне могли бы нести логотипы немецкой Alpina.Не менее эффектно выглядят распашные двери без рамок, а также утопленные в кузов ручки дверей.
В интерьере Futurist удачно соединились современные элементы с ретро мотивами. Руль с тремя спицами и хромированными вставками, круглые дефлекторы-турбины в хромированных окладах с сенсорными кнопками в центре и тонкая ручка управления «поворотниками» органично смотрятся вместе с центру торпеды и прозрачной сенсорной панелью управления трансмиссией и вспомогательными функциями.Четырехместный салон получил индивидуальные анатомические кресла. Для отделки используется комбинированная кожа и замша в монохромных цветах.
Futurist построен на универсальной модульной платформе Lemon, которая позволяет использовать ДВС, электропривод или их разнообразные гибридные комбинации. В частности, электрический вариант использует перспективную батарею без кобальта, которая гарантирует запас хода до 700 км. Кроме того, автомобиль оснащен функцией автопилота третьего уровня и возможность голосового управления.
Увидит ли свет Futurist или отправиться в коллекцию R & D-центра пока не ясно, но сам факт компании подобного авто говорит о многом.
Как сообщал ранее OBOZREVATEL, компания Great Wall готовит к производству рамный внедорожник под брендом Wey.
.42 русскоязычных СМИ о бизнесе, технологиях, культуре и путешествиях — Офтоп на vc.ru
Искали, что почитать?
Все любят списки. Если понравится, то на очереди будет такой же, но уже с русскоязычными источниками. В конце поделюсь собственный лайфхаком: метод чтения сайтов.
Регулярно (больше двух раз в неделю) я читаю:
- «Медуза». Лучшие новости на русском. Кроме того, появляются неплохие материалы на злободневные темы. Хорошие колонки.
- vc.ru. Самый цепляющий сайт про бизнес и околодвижение.Именно здесь вы читаете этот материал. Пока вне конкуренции в рунете.
- «Секрет фирмы». Еще один русский журнал про бизнес.
- «Хайтек». Новости о будущем и мире завтра. Хороший дизайн, подача и в целом качественные материалы. Кроме того, отличная идея с каналом в Telegram.
- «Нож». Развлекательные материалы в достаточно интеллигентной подаче. Креативно, свежо. Хорошие авторы.
- «Деревня Беларусь».В целом неплохой сайт о Минске. Пока начинает развиваться, всё ещё впереди. Есть московский аналог.
- Dev.by. Белорусский сайт об ИТ: пишут про стартапы, технологии и ситуацию в целом.
- 34 Путешествие. Кладезь путешественника. Этим проектом можно гордиться: сотни гайдов по всем уголкам мира и Беларуси, новости о путешествиях и в целом интересные материалы.
- Sports.ru. Лучшее на русском о спорте.Для меня в приоритете — футбол. Есть качественные блоги и авторы.
А теперь остальное, уже по категориям.
Наука и будущее
- N + 1.Отличные статьи и новости, но сложные.
- «Постнаука». Крутая популяризация. Для всех!
- Hi-News.ru. Новости, авторские материалы.
- Футурист. Статьи и новости о завтрашнем дне.
- Аппарат. О технологиях и новом обществе.
Бизнес и около него
- «Т — Ж».Одни из лучших авторских ма